Анализ романа «Униженные и оскорбленные»
Роман «Униженные и оскорбленные» затрагивает глубочайшую проблему тех времен – это люди, которых бросили на произвол судьбы.
Бедные, не знающие как свести концы с концами и с трудом добывающие себе пропитание – вот главные герои первого большого романа Федора Михайловича Достоевского. В более поздних произведениях, эта тема описана более подробно, с большим погружением.
Рассмотрим основных героев романа. Все сосредоточение зла и негатива заключается в Валковском. Он очень жесток, равнодушен к чувствам других, везде ищет собственную выгоду. Женится по расчету, но оказавшись не удовлетворенным женитьбой, попросту выкидывает из дома мать своей жены Нелли.
Князь Валковский не забывает и получить выгоду со своего сына, возымев желание женить его на девушке, с готовность разрушая семью человека Ихменеева, который воспитывал его сына и помог не разориться в тяжелые времена. Интересно то, что автор оттеняет внешнюю красоту князя Валковского его ужасным нравом.
В романе есть и ещё один персонаж, который имеет схожие черты с Федором Ивановичем – это Иван Петрович. Валковский и начинающий писать Иван Петрович находятся по две стороны весов, они разные во всем. Князь – богат, красив и жесток.
Иван Петрович же очень благороден, добр и беден. Он с готовностью помогает беднякам и униженным. Иван Петрович помогает и Нелли, увидев всю эгоистичность и черствость князя по отношению к жене.
В романе «Униженные и оскорбленные очень глубоко исследуется тема человеческого эгоизма. Можно сказать, князь – это эгоцентризм в высшей его мере. Сын Валковского, тоже оказывается эгоистом.
Тут мы видим любовный треугольник – две девушки Катя и Наташа влюблены в сына князя. Наташа готова самоотверженно работать, лишь бы угодить своему любимому, и обеспечить его безбедным будущим и Катя, которой не требуется работать – ведь она и так богатая наследница.
И что же выбирает сын Валковского? Следуя своей эгоистичной натуре, он выбирает богатую наследницу. Тут мы сталкиваемся и с ещё одним проявлением эгоизма. Отверженная Катя настолько упивается своим горем и безответной любовью, что не замечает проблемы своих близких людей.
Что касается старика Смита и Николая Ихменева, то тут в сюжет вступает их гордыня, которая тоже является проявлением эгоизма. Он вредит их близким, но они оказываются равнодушны к их страданиям.
Следующим персонажем, раскрывающим природу эгоизма, является Нелли, которая упивается жалость к себе. Она готова терпеть все издевательства, страдать, но не будет менять ничего в своей жизни. Отчего следует, что страдание – это способ существования, по-другому она не может.
Упомянем ещё одну интересную деталь романа. Здесь много действующих персонажей, но нельзя выделить главного, что подчеркивает желание писателя раскрыть определенную проблему этих людей, не заостряя внимание на ком-то определенном.
Пошлость в мещанстве
- Проявление пошлости в мещанской среде точно показано в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Писатель постарался отобразить русскую действительность начала двадцатого века. Один из героев, Никанор Иванович Босой использует свою власть, чтобы постоянно требовать деньги от жителей. Он только и делает, что спрашивает: «А за квартиру Пушкин платить будет?», — а затем вымогает взятки. За эту низость души его наказывает Воланд. Но кто знает, возможно, в соседнем доме есть другой Никанор, который живет с тем же самым обывательским набором ценностей: нажить капитал любой ценой, обеспечить себя водочкой и закуской, найти такую же мелочную и ограниченную женщину, чтобы вместе коротать сытые и однообразные дни.
- В своей особой манере описывает пошлость мещанского сословия В.В. Маяковский в стихотворении «О дряни». Он изображает в сатирическом ключе советских обывателей, которые проникают на все должности во всех учреждениях. Однако они стремятся занять высокие посты не для блага страны, а для своих корыстных целей. Для того чтобы попивать чай за самоваром на работе, получить прибавку в размере «24 тыщи» и купить жене платье с серпом и молотом, а то на балу нельзя появляться без великого символа. Поэт полагает, что в такой тине рутины и безынициативности увязает великое дело строительства социализма.
Мир униженных и оскорбленных у Достоевского
Уже в первом своём романе «Бедные люди» Ф.М. Достоевский правдиво изобразил мир обездоленных и угнетённых людей.
Главные герои романа – Макар Девушкин – полунищий чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием, и Варенька – девушка, ставшая жертвой социального неблагополучия. Автор сочувствует своим героям, показывает красоту их души и внутреннее благородство.
В романе «Униженные и оскорблённые» опять мы видим обездоленных людей. Коварный и подлый человек Валковский втянул Ихметьева в судебный процесс и выиграл его. Обедневший помещик превращается в городского разночинца. Опять нищета.
В судьбе Наташи Ихметьевой такой семейный крах отозвался в её поступках, которые она пытается оправдать не столько отчаянием, сколько жертвенной покорностью мужчине. Наташа покидает отца, становится духовной рабыней Алёши, зная, что он открыто любит другую девушку.
Особое место в творчестве Ф.М. Достоевского занимает роман «Преступление и наказание». Никогда раньше писатель так широко не изображал нищету и страдания обездоленных.
События, описанные в романе, происходят в Петербурге, в городе на Неве, мрачном, молчаливом, холодном и сыром. Он предстаёт перед нами зловещим пауком, символом зла и насилия, ужасов и жестокости. В нём невозможно жить, потому что он бесчеловечен.
Духота и толкотня на улицах действуют угнетающе. Атмосфера Петербурга – атмосфера тупика и безысходности. Через весь роман проходят сцены, раскрывающие трагическую жизнь народа. Вот женщина с жёлтым лицом и впавшими глазами бросается в воду канала.
Униженной и оскорблённой была и Сонечка Мармеладова. Не имея возможности заработать деньги честным трудом, чтобы прокормить мачеху и её маленьких детей, вынуждена была переступить нравственные законы: она идёт на панель. Принося домой деньги, омытые слезами, она как бы отдавала частицу себя, своего горя и стыда.
А чем лучше судьба Раскольниковой Дуни? Её домогается Свидригайлов, в имении которого она служила экономкой. Купить её любовь хочет бездушный делец Лужин, считавший выгодной женитьбу на девушке, которая всем будет обязана только ему.
Дуня готова выйти замуж за нелюбимого человека, чтобы хоть чем-то помочь своей семье выбраться из нищеты. Мать и сестра хотят видеть Родиона счастливым, образованным человеком. Они всеми силами стараются достать хотя бы немного денег, чтобы заплатить за обучение.
В страшном, равнодушном мире, где обездоленному, слабому нет жизни, где торжествует пошлость, обман, зло, где всё продаётся и покупается, приходиться жить умному, мыслящему человеку. Родион хочет иметь образование, но ему приходиться бросить университет, так как нечем платить за обучение. У него доброе сердце.
Пытаясь помочь своим родным и всем обездоленным, Раскольников приходит к осознанию собственного бессилия перед мировым злом. И вот в такой среде под низким потолком нищенской конуры в уме голодного, отчаявшегося человека зародилась чудовищная теория. Полное отчаяние в невозможности спасти сестру, помочь сломленному жизнью Мармеладову и его семье толкает Родиона на преступление.
Вот таков мир, в котором живут герои Ф.М. Достоевского, мир «униженных и оскорблённых». Романы писателей содержат глубокую правду о невыносимости жизни в капиталистическом обществе.
Трагизм положения героев Ф.М. Достоевского в том, что они видят безысходность своего положения. Всем содержанием своих произведений Ф.М. Достоевский доказывает, что жить в таком обществе невозможно.
Заразительность пошлости
- Пошлость – это всё поддельное, ненастоящее, что может показывать, придумывать посредственный человек, чтобы казаться не тем, кем он является на самом деле. Иногда такое поведение становится заразительным. Так, в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» главный герой является интеллигентным человеком, врачом. Он переезжает в маленький город, где встречает семью Туркиных. Они хоть и представляются одной из знатнейших семей, но на самом деле являются мелочными и ограниченными людьми. Они пытаются создать образ весёлой, ненавязчивой атмосферы в доме: читают стихи, играют на пианино. Однако всё это напускное, показное. Отвергнув предложение героя выйти замуж, Екатерина Иванова срывает пелену с глаз героя и обрекает его на такую же «застойную», не меняющуюся жизнь. Спустя годы герой толстеет, начинает легко раздражаться, обзаводится двумя имениями и предпочитает проводить вечера в клубах. От прежнего молодого и целеустремлённого человека не остаётся и следа, жизнь и быт города, пошлых по своей натуре Туркиных, поглощает его и делает таким же.
- С первых страниц романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» нам представляют пошлого и безнравственного по своей натуре Анатоля Курагина. Он предпочитает проводить свою жизнь на балах, не стыдится ухаживать за множеством девушек и не стесняется того, что о нём говорят. Его образ жизни кажется весёлым и беззаботным, но он сам отвратителен по своей натуре. В первые дни в России главный герой произведения, Пьер Безухов поддаётся очарованию такой жизни. Он встречается с Анатолем, и они проводят несколько дней за алкоголем и развлечениями. Доходит это всё до того, что умный, воспитанный и интеллигентный Пьер участвует в авантюре. Они привязывают квартального к медведю. Из-за этого случая портится репутация главного героя, а сам он винит себя, осознавая собственное моральное падение.
Без полутонов
Герои романа четко поляризованы. Петр Александрович Валковский всецело служит злу. Этот человек вобрал в себя практически все негативные черты богатых людей: эгоизм, черствость, корыстолюбие. Он готов добывать деньги любой ценой. Ради выгоды князь способен на любую жестокость и подлость. Он и женился-то ради денег, а затем обобрал и выгнал на улицу беременную мать Нелли. О сыне Валковский вспоминает лишь тогда, когда появляется возможность выгодно его женить. Ради этого князь цинично разрушает благополучную семью Ихменевых, оклеветав помещика Николая Сергеевича. А ведь этот человек воспитал его сына, восстановил разоренное имение. Валковский многим обязан Ихменеву, но вместо благодарности отплатил ему подлостью.
Внешне князь красив, однако его выразительные черты, о которых много раз вспоминает автор, контрастируют с низменной натурой. Постепенно читателю становится ясно, что любезное обращение и светский лоск – всего лишь маска, скрывающая подлинное лицо Валковского. Это личность сильная и коварная, ему доставляет удовольствие манипулировать людьми, использовать в своих целях их благородство и преданность. Князь предлагает деньги Ивану Петровичу за то, чтобы тот женился на Наташе, которую бросил сын Валковского. Петр Александрович хочет выглядеть в глазах отпрыска заботливым отцом. Неужели этот человек дорожит мнением Алеши? Ничуть, ему просто нужно иметь с сыном хорошие отношения, чтобы без проблем завладеть деньгами его богатой невесты.
В противовес Валковскому автор создал образ рассказчика Ивана Петровича. Это начинающий писатель, в биографии которого прослеживаются некоторые совпадения с жизненными этапами молодого Достоевского. Благородство и стремление Вани помогать совершенно чужим людям, несмотря на собственную бедность, крайне противоположны цинизму и корыстолюбию князя. Иван Петрович своей самоотверженностью и добротой спасает Нелли, помогает Наташе вернуться в семью. Он готов уступить другому мужчине свою возлюбленную, если она будет счастлива.
Выбор и шанс на спасение
В романе четко прослеживаются две основные сюжетные линии: история семейства Ихменевых и трагедия Смитов. Достоевский считает, что итог в похожих жизненных ситуациях может быть различным и зависит от нравственного выбора человека. Старик Смит не простил дочь, и вся его семья погибла, включая безвинную Нелли. Ихменев же нашел в себе силы для прощения. И эта семья получила некоторые шансы на спасение. Достоевский вовсе не призывает смиренно переносить унижения и оскорбления. Просто он считает, что делать добро, прощать ошибки и подавать руку помощи крайне необходимо. Только так можно выстоять в суровых жизненных неурядицах.
🗹