Краткий пересказ русской сказки «Иван Царевич и серый волк»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Жанровая направленность произведения представляет собой русскую народную сказку, не имеющую аналогов в мировой литературе.

Основной темой сказки является поиск счастья.

Главными персонажами произведения представляют царский сын по имени Иван, являющийся младшим из трех сыновей царя, справедливым и добросердечным юношей, и его верный друг Серый волк, отличающийся благородным и честным характером, умом и сообразительностью.

Сюжетная линия произведения повествует о трех сыновьях царя Берендея, двое из которых отличаются ленью, завистью и жестокостью. Царь поручает сыновьям охранять царский сад, в который постоянно прилетает Жар-птица, мечта его величества. Однако это юношам не удается, и царь отдает приказ об отправке сыновей на поиски волшебной птицы.

Братья выбирают различные пути поиска, а в дороге Иван-царевичу встречает Серый волк, который съедает его коня. После этого случая Иван и волк становятся лучшими друзьями, при этом волк неоднократно выручает юношу из беды, предотвращает его гибель, а также помогает преодолевать трудности, превращаясь и в Жар-птицу, и в Елену Прекрасную, и в коня с золотой гривой.

Финал сказки оказывается счастливым, хотя старшие братья совершают по отношению к Иван-царевичу предательство, забрав у него царевну и волшебную птицу. Однако ситуацию снова спасает Серый волк, придя к Ивану на помощь с помощью хитрости и лукавства.

Сказка демонстрирует для маленьких читателей почтительное, уважительное отношение к старшим, проявление сыновьей любви. Кроме того, на примере старших сыновей показывается соперничество в целях получения царского трона.

Средствами художественной выразительности в сказке является применение определенных смысловых обращений, присущих русскому народу, например, родимый батюшка, а также использование в качестве волшебных предметов золотой клетки, мертвой и живой воды, золотой гривы лошади, сказочной царевны, яблони с плодами из золота.

Смысловая нагрузка произведения заключается в проявлении дружбы, сострадания, заботы о близких и родных людях, в необходимости прислушивания к мудрым советам старших и умных людей.

Основные персонажи сказки

  • Берендей – царь, батюшка трех сыновей.
  • Старший и средний сыновья — горделивые братья Ивана, которые легко дают, но не выполняют своих обещаний. Они позавидовали младшему братцу, когда тот выполнил все отцовские поручения и коварно убили его.
  • Иван – младший сын Берендея, смелый и правдивый, но простодушный, бесхитростный.
  • Серый волк – преданный друг и защитник Ивана. Сопровождал царевича во всех его опасных приключениях. Помог главному герою выполнить царское задание, спас его от неминуемой смерти по вине предателей братьев.
  • Елена – дочь царя Далмата, прекрасная царевна.

Иван Царевич и серый волкучебно-методический материал (чтение, 3 класс) по теме

Мы долго не возвращались к сказке об Иван-царевиче и сером волке (см. сказку — https://slavya.ru/trad/folk/skaz/ivan.htm ), проведя анализ только первого сюжета. Там рассказывалось, что Волк — тотемный предок, который становится наставником Ивана-царевича, ведь отец его отправляет не воровать, как кажется на первый взгляд, а поучиться жизни. Он отправляет именно Ивана учиться, потому что тот показал себя наиболее достойным из всех братьев: пройдя испытание в ночном карауле, он заслужил волшебный дар от предка. Я долго ожидал от читателей каких-то собственных соображений. Но поскольку таковых уж нет, давайте разбирать сказку дальше. Первый сюжет был разобран в 15-ом выпуске рассылки «Древняя религия славян» от 2 августа 2004г. ( https://slavya.ru/trad/folk/skaz/ivan2.htm ). Начало темы с постановкой проблемы, со всеми сюжетами сказки и вопросами в 14-ом выпуске от 24 июля 2004г. (https://slavya.ru/trad/folk/skaz/ivan1.htm ). Сегодня мы разберем второй и третий сюжеты и вопросы к ним.

==== Сюжет 2. Волк научает Ивана, как похитить Жар-птицу. Однако, похитив Жар-птицу, Иван хочет сверх меры прихватить и золотую клетку, на чем попадается. Происходит такой диалог Ивана с хозяином жар-птицы, царем Афроном: «- Ай, срам какой! Царский сын да пошел воровать. — А что же, когда ваша птица летала, наш сад разоряла? — А ты бы пришел ко мне, по совести попросил, я бы ее так отдал, из уважения к твоему родителю, царю Берендею. А теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас… Ну да ладно, сослужишь мне службу, я тебя прощу. В таком-то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда отдам тебе Жар-птицу с клеткой.» Потом эта же ситуация повторяется в сюжете с царем Кусманом, и тот готов простить Ивана, если он похитит для него Елену Прекрасную у царя Далмата. Вопросы детские такие: — Разве волк не учит Ивана воровству, разве не этому учит вся сказка? — Царь Афрон призывает Ивана вести себя по совести, но почему мы не видим даже тени сожаления о содеянном у Ивана? ==== Действительно, волк наущает Ивана стащить Жар-птицу, но ведь такова волчья натура: дичь добывать хоть в лесу, хоть в хозяйском хлеву. Жить-то на что? Не так ли и наши “новые русские” оправдывают свое первоначальное накопление капитала нечистыми средствами?! В свое время психологи проводили эксперимент, изучая готовность людей пойти на мошенничество в игровой форме. Обнаружили, что некоторые люди переходят к этому достаточно быстро, а другие могут долго сопротивляться соблазну, но когда стресс и риск ущерба от честного поведения превышает некий порог, то практически все переходят к “жульничеству”. А поскольку юный Иван является молодым воином-волком, то он обязан овладеть этим волчьим искусством: преодолевать преграды, незаметно подкрадываться, находить уязвимое место в охране. И кто, как не тотемный предок–волк, может его этому научить лучше всех. Это можно рассматривать как одно из инициационных испытаний. Посмотрите-ка, ведь царь Афрон явно знает царевича и его отца, раз выражает ему уважение. Значит, и отец Ивана знает царя Афрона, вероятнее всего, они родственники! Так что же получается, отец посылает заранее сына на воровство к родственнику, чтобы поссориться с последним? Ужели он не боится ссоры, не боится потерять сына или даже начала войны? Вот здесь мы с вами подошли к одному из очень интересных моментов в организации родовой жизни многих древних племен. Этнологи знают, что на Кавказе у некоторых племен, например, у чечен, и сейчас остается в силе традиция так называемого обрядово-инициационного воровства, когда юноша должен похитить нечто у родственника, подтвердив свой взрослый статус. Ведь в древних родовых обществах, когда еще не возникает резкого классового различия, то нет и института частной собственности. Значит, и похищение у родственника вещи является не воровством, а своего рода ритуальным обменом-дарением. Но обычай требует, чтобы этот ритуальный обмен произошел именно как похищение, в котором посвящаемый должен проявить ловкость, смекалку, хитрость, уверенность в себе. Причем родственник, у которого похищают, сразу же понимает, что произошло и кто похитил. Но разыгрывает целый спектакль, одновременно радуясь тому, что его молодой родич исполнил положенное. А ведь далее ему предстоит в соответствии с обычаем похитить себе невесту! Все идет к этому в сказке, и это отражение наших очень древних обычаев. Однако, отвлекаясь от этой наиболее архаической подоплеки, обратим внимание на два обстоятельства нравственного значения. Во-первых, Иван не чувствует сожаления о содеянном, потому что с чувством справедливости осуществляет древний принцип «око за око». И волк учит его чувствовать эту справедливую меру возмездия, предупреждая, чтобы Иван не покушался на большее. Но тот прокалывается именно на том, что пытается взять не только «око за око» или «жар-птицу за яблоки», но хватает из алчности больше этой справедливой меры. И эта алчность, не умение удержать меру «око за око», оборачивается тем, что его хватает охрана. Это действие языческого вселенского нравственного закона (именуемого Ротой-Ритой). Во-вторых, мы видим, что царь Афрон, обращаясь к совести, увещивая и пристыживая Ивана, сам совершает поступок, который нравственным никак не назовешь. Осуждая Ивана за воровство, призывая к совести, он тут же вопреки совести посылает его на новое воровство. Согласитесь, что это не менее безнравственно, чем просто воровать. И в силу действия языческого вселенского закона справедливости, он должен понести соразмерное наказание. Затем эта же ситуация повторяется с царем Кусманом. Возвращаясь к анализу на наиболее архаическом уровне, мы можем здесь усмотреть, что родственник, у которого посвящаемый не смог похитить вещь, дает шанс испытуемому исправиться, продолжив испытание. Такое истолкование также может иметь место.

===== Сюжет 3. Волк не допускает Ивана, чтобы тот похитил Елену Прекрасную, а делает это сам. Когда Иван едет обратно с Еленой Прекрасной и не хочет с ней расставаться, волк помогает ему обмануть, — притворившись сперва Еленой, а потом Конем, — царей Кусмана и Афрона и получить задаром Коня с уздечкой, Жар-птицу с клеткой, не отдавая Елены Прекрасной. Вопросы: — Почему волк сам похищает Елену Прекрасную для Ивана, а его не допускает до этого разбойничьего дела? — Почему Иван, не испытывая никаких угрызений совести, идет на обман царей Афрона и Кусмана? — Учит ли сказка детей и взрослых быть бессовестными обманщиками? ===== Из ответов по второму сюжету вы понимаете, что Ивану незачем жалеть царя Афрона и Кусмана. Они ведь сами понуждали его к воровству, значит, и заслужили этого по отношению к себе. Но Иван из уважения к старшим и в благодарность за то, что они его не стали предавать позору, когда поймали на воровстве, не способен был бы подвергнуть их такому осмеянию, каковому их подвергает волк, обращаясь то Еленой Прекрасной, то Конем. Иван к тому же еще и юн, и не настолько силен в волховстве-оборотничестве. Волк, как тотемный предок общий и для Ивана, и для каждого из этих царей, берет на себя исполнение того, что положено им по Роте, по нравственному вселенскому закону. Если же смотреть на это с точки зрения архаического обычая инициационного воровства, то можно догадаться, что родственники Ивана, приветствуя завершение им цикла испытаний и похищение невесты, одаривают молодых дополнительно свадебными подарками, отыгрывая по обычаю это, как комический спектакль-происшествие.

Открытое же похищение Волком у царя Далмата его дочери, Елены Прекрасной, носит свадебно-ритуальный характер похищения невесты с помощью дружков. Если бы это сделал Иван, это было бы воспринято именно как насилие и разбой, за ним учинили бы погоню. Когда же такое похищение совершается тотемным предком, то все понимают, что совершается священнодействие, результатом которого должна быть свадьба. И в результате Иван просто обязан это сделать, иначе это будет позор перед всеми родными.

Итак, мы видим, что те обычаи ритуального воровства и похищения, которые раньше были нормой взаимообмена, взаимодарения, инициационного и предбрачного испытания в обществе, не знающем частной собственности, в другое время начинают интерпретироваться как подлинное воровство и похищение. Архаический обычай забыт, хотя люди, знающие народную жизнь изнутри, догадываются, что здесь что-то не так, что все это шутовство и игра. Помните, что даже в наше время во многих деревнях двери не закрываются на засов. В результате этого наложения разных пластов восприятия, интерпретаций и попытки художественным путем свести концы с концами возникает удивительный феномен этой сказки.

Краткое содержание произведения

На прочтение краткого пересказа потребуется около 8-10 минут:

Воришка золотых яблок

Больше всего царь Берендей ценил в своем царстве сад, в котором росла яблоня с золотыми яблоками. Но в саду том завелся воришка, под покровом ночи он воровал драгоценные плоды. Царский караул долго пытался, но так и не смог выследить похитителя. Тогда сыновья Берендея – три царевича – решили помочь своему батюшке.

У старшего и среднего сына, которые первыми попытались выследить вора, ничего не получилось. Они уснули во время караула, но не признались в этом отцу. Младший царевич Иван всю ночь боролся со сном, и ему удалось увидеть невероятной красоты Жар-птицу. Именно она похищала драгоценные царские плоды. Когда Берендей услышал о птице, он захотел ее заполучить.

Царское задание

Царь поручил сыновьям поехать на край света и добыть ему чудесную птицу. Царевичи собрались в дорогу и разъехались в разные стороны. Вскоре с Иваном приключилось несчастье – во время привала он заснул, а проснувшись, нашел от коня только обглоданные кости.

Оказалось, это серый волк съел царского коня. Он сам признался в этом Ивану и пообещал помочь ему в достижении цели взамен отнятого скакуна. Волк выслушал рассказ о Жар-птице и повез на своей спине царевича в далекое царство, где она находилась.

Путешествия в поисках Жар-птицы

Волк привез Ивана в царство царя Афрона. Он надоумил царевича, как украсть Жар-птицу. Мудрый зверь предупредил молодца, что ни в коем случае он не должен брать вместе с птицей ее драгоценную клетку, иначе ее пропажу быстро обнаружат.

Иван не сдержался и нарушил обещание, данное волку. Его схватила стража и повела к царю. Афрон согласился помиловать своего вора и даже подарить ему птицу, если тот приведет к нему Златогривого коня из соседнего царства.

Снова серый волк взялся за помощь герою. Он привез его в царство царя Кусмана. Мудрый зверь рассказал Ивану, как выкрасть коня, но приказал ему не трогать украшенную драгоценностями уздечку. Царевич и в этот раз не послушался совета и попался царской страже на краже коня и уздечки. Кусман согласился простить своего обидчика, если тот привезет ему из соседнего царства Прекрасную Елену. Царь мечтал жениться на молодой царевне, но не получил ее согласия.

На этот раз волк повез героя к царю Далмату. Учитывая предыдущий опыт, он решил сам выкрасть царевну. У серого все ловко получилось, но царевич опечалился, что придется отдавать Елену Прекрасную царю Кусуму. Тогда волк обернулся царевной, а Иван с Еленой поехали прочь на Златогривом коне. Царь Далмат очень удивился, увидев вечером вместо прекрасной девушки дикого зверя, а волк нагнал своих спутников и помог им проделать такую же подмену с конем.

В конце концов, с помощью волка Иван заполучил Жар-птицу, Елену Прекрасную и Златогривого коня. На радостях он поблагодарил своего помощника, с приближением к родному царству они попрощались. Но волк предвидел, что прощаются они ненадолго, поэтому не уходил далеко в лес.

Тем, кому понравилась сказка «Иван Царевич и серый волк», будет интересно прочитать другое подобное произведение – «Царевич и белый полянин».

Предательство братьев

Пока Иван царевич выполнял отцовское поручение, его братья проиграли в карты своих коней и слонялись без дела. Они встретили младшего брата в родных краях, когда тот прилег у ручья отдохнуть. Царевич с Еленой выпили воды, поели хлеба, и их разморило, они заснули. Тогда завистливые братья решили Ивашку убить, а его добычу присвоить себе. Они не хотели возвращаться домой с пустыми руками, тем более, когда их превзошел меньшой брат.

Злые царевичи убили Ивана, а Елене приказали молчать, когда она прибудет во дворец. Они скрылись из виду, а к телу убитого подбежал волк, он бродил неподалеку, так как чувствовал что-то недоброе. Волк схватил маленького вороненка и приказал его матери лететь за живой водой. Ворона выполнила поручение, чтобы спасти жизнь своему птенцу. С помощью чудодейственной воды волк оживил мертвого царевича и отправился с ним нагонять братьев-предателей.

Когда серый догнал коварных братоубийц, он немедленно растерзал их на месте. Несмотря на то, что братья-предатели его убили, царевич опечалился при виде их растерзанных тел. Трудно было объяснять Ивану, почему братьев настигла такая злая участь. Царь Берендей грустил недолго, так как понимал, что его сыновья сами заслужили такую страшную судьбу. Тем более что во дворце отпраздновали свадьбу – его сын Иван женился на Елене Прекрасной, а батюшке достался Златогривый конь с Жар-птицей.

«Иван-царевич и Серый волк» — читательский дневник по русской народной сказке

Русская народная сказка «

Иван-царевич и Серый волк» вошла в состав сборника «Народные русские сказки», составленного А.Н. Афанасьевым. Сборник был впервые издан в 1855-1863 гг.

Описание книги для читательского дневника

Автор:

русское народное творчество
Название произведения: «
Иван-царевич и серый волк»
Жанр:
волшебная сказка
Издательство:
ЭКСМО
Год издания:
2010
Количество страниц:
12

Главные герои и их краткая характеристика

Иван Царевич — главный герой, не смог поймать жар-птицу в саду, потом провалил несколько заданий и даже был убит. Серый волк — благородный и честный. Знает все на свете и ни перед чем не останавливается. Верный друг, и страшный враг. Царь Берендей — не долго грустил по непутевым старшим сыновьям. Старшие братья Ивана — ленивые и завистливые, убили брата ради его добычи.

Краткое содержание и сюжет

У царя Берендея некто крал яблоки в саду. Трое братьев пытались найти преступника, но удалось это только младшему сыну Ивану, т.к. он единственный, кто смог не заснуть во время караула. Но не смог он поймать жар-птицу, которая ела золотые плоды, ухватил он только перо из ее хвоста.

Царь успокоился, но через некоторое время отправил сыновей за волшебной птицей. Разъехались они в разные стороны. Иван после долгой дороги решил поспать, а когда проснулся, то обнаружил, что коня его съели. Оказывается, что это был серый волк. Узнал он, куда царский сын направлялся и решил помочь — нанялся к нему на службу.

Знал волк, где жар-птица обитает, привез к крепости царя Афрона. Рассказал, как тихо птицу вынести. Но не послушался Иван, разбудил весь терем. В наказание отправил Афрон Ивана за конём с золотой гривой. Привез его волк у следующей крепости. Дал наставления, как жеребца увести, но Иван сделал всё по-своему и поймал его царь Кусман.

И отправил к царю Далмату за Еленой Прекрасной. Тут уже волк решил сам все сделать. Выкрал царскую дочь и поехали они все вместе к царю Кусману. Но не захотел Иван расставаться с Еленой, поэтому обернулся волк красавицей и его отвел царевич во дворец.

А сам Иван и Елена поехали на коне дальше. Волк с царём свадьбу сыграли и он перекинулся обратно в свой облик. Царь испугался, а волк побежал нагонять царевича. Догнал и узнал, что и коня не хочет Иван отдавать. Обернулся волк конём. Отвел его царевич к царю Афрону, а сам поехал с Еленой дальше.

Царь хотел прокатиться на коне, а перед ним уже волк стоит. Испугался Афрон, а волк побежал догонять Ивана. Попрощались друзья, царевич поблагодарил волка за службу. Но тот ответил, что не последний раз он царевича выручил. Иван с Еленой поехали ко дворцу, но решили отдохнуть и поспать. В это время обнаружили их старшие братья, позавидовали Ивану и убили брата, а добычу себе взяли.

Волк прибежал на помощь, поймал ворона с птенцов и отправил его за живой и мёртвой водой, пока вороненок у него побудет. Прилетела птица с волшебной водой и смог волк воскресить Ивана. Поехали они за братьями, догнали и поквитались с ними. Приехал Иван к отцу и всё рассказал. Царевич с Еленой свадьбу сыграли.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея. Сыновья отправляются в путь, коня Ивана съедает Волк. Иван не мог украсть жар-птицу, его послали за конем. Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной. Волк помогает добыть Елену Прекрасную. Братья убивают Ивана, Волк его оживляет, счастливый финал — свадьба Елены и Ивана.

План пересказа

  • Похититель яблок.
  • Встреча с серым волком.
  • Кража жар-птицы.
  • Кража коня.
  • Кража Елены Прекрасной.
  • Волк и царь Кусман.
  • Волк и царь Афрон.
  • Завистливые братья.
  • Свадьба.

Основная мысль

Верный друг никогда не предаст и всегда поможет. Если кто-то тебе один раз помог, то ты ему тоже помочь должен.

Чему учит

Сказка учит помогать тем, кто когда-то помог тебе. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым.

Отзыв и что понравилось

Сказка мне очень понравилась. Особенно мне нравится Серый волк, который является главным героем этой сказки. Он фактически делает за Ивана всю работу, учит того и спасает от всех опасностей. Волк в этой сказке благородный и добрый, но если кто-то поступает нечестно, то он может и наказать. В этой сказке много приключений и счастливый конец.

Вывод и мое мнение

Пословицы

  • Долг платежом красен.
  • Без друга сирота, а с другом семьянин.
  • Дорога помощь вовремя.

Признаки волшебной сказки

  • Волшебное существо — жар-птица
  • Волшебный помощник — Серый волк
  • Путешествие и задания главного героя
  • Троекратные повторы — три сына, три задания.
  • Зачин и концовка.

Словарь новых и незнакомых слов

Похитник — вор, похититель. Чудится – кажется. Пригорюнился – опечалился. Терем — красивый дом, царский дворец.

Понравившийся эпизод

Мне понравилось, как Серый волк притворился Еленой Прекрасной и напугал царя Кусмана. Тот думал увидеть симпатичное личико красивой девушки, а увидел в кровати морду волка.

Чему учит сказка

По сказочному сюжету можно сделать несколько выводов:

  1. Тот, кто много говорит — мало делает.
  2. Чтобы довести дело до конца, нужно начать действовать. Дальняя дорога начинается с первого шага.
  3. Плодами своего труда не нужно хвастаться – найдутся завистники, которые захотят все отобрать.
  4. Нужно быть благодарным за сделанное тебе добро.
  5. Чтобы избежать беды нужно прислушиваться к мудрым советам.
  6. Подлость и коварство всегда наказываются.

Но главная мысль сказки в том, что бескорыстным и честным людям (каким был Иван) в жизни везет, к ним всегда в нужную минуту приходит помощь.

Краткое содержание сказки

Повадился кто-то у царя в саду золотые яблоки воровать. Послал он сыновей выследить похитителя. Две ночи ходили в караул старшие сыновья, да проспали на травке до утра. На третью ночь младший сын на яблоне заметил чудесную птицу с золотым хвостом, подкрался к ней, за хвост ухватил, но не удержал. Только перо золотое в руке осталось. Царь Берендей захотел разузнать о чудо-птице. Велел он сыновьям отправляться на ее поиски. Братья в чистом поле разъехались в разные стороны. Устал в дороге Иван, прилег отдохнуть, проснулся – нет коня, одни кости. Явился тут перед ним Серый волк. Обещал он Иванушке за съеденного им коня помочь найти Жар-птицу. Забыл Иванушка о наставлениях друга, когда за птицей пошел, поэтому пришлось друзьям немало сил потратить, чтобы раздобыть еще и чудо-коня, а потом и Елену Прекрасную. Старшие братья позавидовали удаче Иванушки, убили его, чтобы все отнять. Узнав о беде, на выручку Иванушке примчался Серый волк. Оживил царевича, коварных братьев разорвал в клочья. Привез царевич батюшке коня чудесного и Жар-птицу, а сам на прекрасной девице женился. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: