Черная курица, или Подземные жители для читательского дневника


Анализ произведения

Автор написал эту сказку для своего племянника Алексея Толстого, будущего известного писателя. В книге переплетается реальный и вымышленный мир.

Краткое содержание

Алеша уже несколько лет жил вдали от родного дома в мужском пансионе в Петербурге. Это был милый, добродушный и послушный мальчик.

Он сильно тосковал по дому и родителям. На выходные его друзей забирали домой, а Алеша оставался в пансионате и ухаживал за курами. Среди всех он особенно выделял Чернушку. Как-то мальчик увидел, что кухарка собиралась зарубить ее. Алеша вступился за свою любимицу и выкупил ее.

Ночью к нему пришла эта курица и позвала его пойти с ней. Чернушка привела мальчишку в удивительный подземный город, где было много чудес. Курица там превратилась в человека и стала министром.

В этом городе был Король, который мог не тратить свое время на выполнение домашнего задания и уроков, но он знал весь материал на «отлично».

Мальчика предупредили, что все знания и всё, что он увидит в этом месте, должно быть в секрете, никому нельзя рассказывать, а нужно хранить эту тайну. Вскоре он узнал про волшебное конопляное семечко, которое позволяет не учить уроки, а знать все. Ему его подарили. Эта история изменила Алешу. Он стал избалованным, заносчивым, по этой причине друзья перестали с ним общаться.

Однажды мальчик потерял семечко. Из-за этого он не знал предмета. На уроке учитель спросил его, но Алеша ничего не смог ответить. Тогда его строго наказали розгами. Мальчик не смог больше хранить секрет, поведал учителю тайну о необычном подземном городке и волшебном зернышке.

В эту же ночь к Алеше пришла его любимица в последний раз. Подземным жителям нужно немедленно оставить свой город навсегда, так как их секрет был раскрыт.

Эта ситуация сильно повлияла на мальчика, со временем он снова стал добрым, послушным и приобрел преданных и верных друзей.

По краткому содержанию «Черная курица, или Подземные жители» можно составить следующий план очень сжатого пересказа:

  1. Пансион и тоска по родному дому.
  2. Заботливый Алеша.
  3. Спасение любимицы.
  4. Поход в подземелье.
  5. Волшебное семечко.
  6. Изменение мальчика в худшую сторону, потеря друзей.
  7. Потеря.
  8. Суровое наказание.
  9. Предательство и раскрытие тайны.
  10. Прощание с курицей.
  11. Исправление мальчика.

Основная мысль и действующие лица

В произведении описываются основные и второстепенные действующие лица.

Среди них выделяют следующих главных героев:

  • Алеша — мальчик 10 лет. Добрый, отзывчивый, веселый, милосердный, ранимый. Много фантазирует и мечтает.
  • Чернушка — обычная курица, а в подземелье она является министром, причем добрым, мудрым, верным и справедливым человеком.

Основная мысль — уметь держать свое слово, хранить тайны, не предавать близких и тех, кто доверился. Также важно добиваться всего своим трудом, а не ждать чуда и надеяться на волшебство. На примере героев автор показал, что нужно быть добрым, верным, преданным, честным, отзывчивым. Также человек должен быть благородным, милосердным.

Не стоит показывать свое превосходство, гордиться собой и быть заносчивым, так можно остаться в одиночестве, без друзей. Но всегда непоздно измениться, осознать свое неправильное поведение, что и сделал Алеша.

Главный герой не прошел испытание и не оправдал доверие жителей подземного города. Хорошо, что он понял, как был неправ, и исправился. К этому произведению прекрасно подходит пословица: «Давши слово — держись, а не давши — крепись».

Анализ сказки Антонио Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Анализ сказки Антонио Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Жанр: волшебная повесть для детей.

Тема:

Идея: не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит, благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их.

Главные герои:

Алеша до получения конопляного семечка – умный, милый, старательный, прилежный, любознательный, ветреный, честный, добрый, скромный, начитанный, романтик, мечтатель, все его любили, верит в волшебство, остро чувствует свое одиночество, щедрый, эмоциональный, впечатлительный, наблюдательный, смелый, отзывчивый. Он шаловлив, непоседлив, легко поддается соблазну не выучить скучный урок, слукавить, утаить от взрослых свои детские секреты, на какое-то время он становится непослушным, гордым мальчиком, страшным шалуном, самоуверенным, самолюбивым, праздным, ленивым, гордым, бессовестным, высокомерным, заносчивым шалуном, непослушным, его перестали любить товарищи.

Чернушка – ласковая, благодарная, добрая.

Второстепенные герои: учительница, король.

Сюжет повести.

Повесть начинается с экспозиции

(предыстория событий, развертывающихся непосредственно в рамках художественного вре­мени произведения).

Завязка

— заступничество Алеши за Чернушку.

Кульминация

(наивысшая точка напряжения всех про­блемных линий), своеобразный событийный «узел» конфликта — выбор Алешей в волшебных садах подземных жителей конопля­ного семечка
,
а не других взращенных прекрасных цветов и пло­дов
.
Этому самому выбору сопутствует
прельщение
(трудно не поддаться искушению без труда знать все на «отлично»). Но, од­нажды уступив своей, кажется, безобидной для других мысли, уже маленький человек встает на путь сначала совсем небольшой, а потом все более растущей лжи. Так, кажется, тоже волшебным образом приходит к нему забвение правил .и обещаний. Тогда в добром и сострадательном мальчике начинает говорить горды­ня, ничем неоправданное чувство превосходства над другими. Из волшебного средства — конопляного семечка, дурман-травы — произрастает эта гордыня.

Причем потеря героем конопляного семечка еще не развязка, мальчику дважды дается шанс без нравственных потерь выйти из сложившейся ситуации, но, снова найдя конопляное семечко, он вступает на тот же губительный путь.

Развязкой

будет разо­блачение обмана, «предательство» подземных жителей, a уход их —уже эпилог (события, которые обязательно последуют, и изме­нить их уже не в силах никто). B лирическом плане развязка — рас­каяние Алеши, горькое, невосполнимое чувство утраты, жaлостъ к героям, с которыми надлежит расстаться, и уже ничего ни в своих поступках, ни в поступках других изменить нельзя. Событийная сто­рона — повод для начала «работы души.

Интуитивно читатель приходит к выво­ду, пусть и вербально не оформленному: гордыня, спесь побежда­ются раскаянием, покаянием, соучастием, состраданием, жалостью к другим. Нравственные

выводы
звучат афористически: «3а­блудших исправляют люди, лукавыx — ангелы, a гордыx — сам Господь БОГ»
(св. Иoанн Лествичник)

Воспитательное значение:

Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его…

Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.

Надо быть строгим к себе. Добиваться всего самому.

Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей. Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.

Слушать внутренний голос совести.

Быть требовательным к себе, не ленится. Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту. Преодолевать в себе эгоизм, лень, себялюбие.

Познавательное значение:

Все произошедшее c героем заставляет читателя задумать­ся o многих серьезных вопросах. Как относиться к успеху? Как не возгордиться от неожиданной большой удачи? Что может случиться, ecли не прислушаться к голосу совести? Что такое верность слову? Легко ли преодолеть в себе дур­ное? Ведь «пороки обыкновенно входят в дверь, a выходят в щелочку». Комплекс нравственных проблем ставит автор, не снисходя ни к возрасту героя, ни к возрасту читателя. Дет­ская жизнь не игрушечный вариант взрослой: все в

Особенности стиля.

Своеобразие мышления ребенка, героя повествования, глазами которого как бы увидены многие события повести, подсказало писателю отбор изобразительных средств. Поэтому каждая строчка «Черной курицы» находит отклик y читателей — сверстников героя.

Писатель, изобретательный в фантастической выдумке, внимателен к тщательному воссозданию подлинной жизни. Точны полные подробностями, как бы c натуры срисованные пейзажи старого Петербурга, точнее, одной из старейших его улиц — Пер­вой линии Васильевского острова, с ее деревянными тротуарами, небольшими особняками, крытыми голландского черепицей, и просторными дворами, огороженными барочными досками. Подробно и тщательно обрисованы Погорельским и одежда Алеши, убранство праздничного стола, и сложная, сделанная по моде того времени, прическа супруги учителя, и многие другие под­6цостей быта Петербурга XVIII века.

Бытовые сцены повести отмечены слегка насмешливой улыбкой автора. Именно так сделаны страницы, изображающие забавную суету в доме учителя перед приездом директора.

Чрезвычайно интересна лексика и стилистика повести. Слог «Черной курицы» свободный, разнообразный. Стремясь сделать повесть занимательной для ребенка, Погорельский не допускает упрощения, не стремится к такой доступности, которая достигается за счет обеднения текста. Встречаясь, в произведении c мыслями и образами, сложными и не до конца понятными, ребенок усваивает их контекст обобщенно, не будучи в силах подойти к ним аналитически. Но освоение текста, требующего от читателя известных умственных усилий, рассчитанных «на вырост», всегда плодотворнее, чем облегченное чтение.

«Черная Курица» легко воспринимается и современным читателем. Здесь практически нет архаической лексики, ус­таревших оборотов речи. И в то же время повесть выстроена стилистически разнообразно. Здесь есть эпическая нетороп­ливость экспозиции, эмоциональный рассказ о спасении Чер­нушки, о чудесных происшествиях, связанных с подземными жителями. Часто автор прибегает к живому, непринужденно­му диалогу.

B стилистике повести немалая роль принадлежит воспроизведению писателем детской мысли и речи. Погорельский один из первых обратил внимание на ее специфику и использовал в качестве средства художественной изобразительности. «Если бы я был рыцарь, — размышляет Алеша, — то никогда бы не ездил на извозчике». Или: «Она (старушка-голландка) показалась ему (Алеше) как будто восковая». Так детская интонация применяется Погopельским и для речевой характеристики героя, и в авторской речи. Стилевое разнообразие, смелое обращение к различным по степени сложности лексическим пластам и одновременно внимание к особенностям восприятия читателя-ребенка сделали повесть Погорельского классической детской книгой.

Архаизмы: дортуары, сени.

Отзывы о книге

Книга интересная, поучительная. Мне понравилась история о том, что добрый человек может измениться в худшую сторону, но никогда не поздно вернуть все обратно. Каждый должен понимать, что необходимо менять себя осознанно, ценить друзей, быть верным своему слову. Автор на примере героя дал описание многим проблемам человека, актуальным до сих пор. Рекомендую.

Алиса

Перед прочтением я ознакомился с аннотацией. Меня заинтересовал сюжет книги и я ее прочитал. Рекомендую прочитать всем без исключения. Если кратко, то можно понять самую важную мысль — не жди ни от кого волшебства, сам трудись и получишь то, что хочешь. Только своим трудом можно достичь цели. Книга актуальная и в наши дни. Сделал много выводов.

Анатолий

Сказка мне понравилась. Многие люди не замечают, как меняются, становятся злее и грубее, если чувствуют свое превосходство над кем-то. Очень полезно будет прочитать и детям, и взрослым. Читать произведение легко и интересно. Идея необычная, можно много нового почерпнуть. Советую.
Екатерина

Анализ 3

Воспитательное значение

Нужно жить без лжи, быть смиренным, прислушиваться к другим людям. Нельзя превозносить себя так, будто ты лучше, быть эгоистом. Нужно прислушиваться к совести.

Черты стиля

Своеобразное мышление мальчика, героя рассказа, видевшего многие события произведения, помогло автору выбрать изобразительные инструменты. Поэтому читателям интересно наблюдать за историей в «Черной курице».

В бытовых событиях истории проскальзывает легкая насмешливая улыбка писателя. Так создаются эпизоды, воспроизводящие веселую суматоху в квартире преподавателя до того, как приехал директор. «Черная курица» легка и понятна людям сегодняшнего мира. Практически нет архаичной лексики, устарелых поворотов разговора. И наравне с этим история построена на разнообразии в стилях. Это эпическая неторопливая экспозиция, эмоциональный рассказ о спасении Чернушки, о замечательных инцидентах, происходивших с подземными жителями. Зачастую писатель обращается к обычной, реалистичной и живой беседой между героями рассказа.

Главные герои и их характеристики.

В рассказе Чёрная курица, или Подземные жители Антония Погорельского множество интересных персонажей. Основными можно выделить главных действующих лиц, а именно мальчика Алёшу и министра маленького короля, по совместительству черную курицу, которую Алёша прозвал Чернушка.

  1. Алёша — центральная фигура в рассказе, чей облик и качества меняются в течение повествования. В начале он предстаёт перед нами добрым, милым и впечатлительным ребёнком. После искушения (после того, как он загадал в подарок получить волшебное зернышко, дающее ему возможность без труда и усилий знать все уроки) , его характер и нрав портится. Он становится заносчивым, хвастливым, неоправданно гордым. От него отворачивается друзья. И, после того, как он раскрыл секрет Чернушки, который обещал хранить, к нему приходит раскаяние. И через труд и усилия он смог снова воспитать в себе потерянные качества и осознать, что труд облагораживает людей, а доброта — главная движущая сила.
  2. Чернушка (чёрная курица) или министр маленького короля. Министр — одна из главных фигур в рассказе. В его облике представлены лучшие качества человека. Он не только сам обладает добрым нравом, но и верит и видит в людях хорошее. А главное верит, что у человека всегда есть шанс исправиться.

Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 5 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.).

Краткое содержание рассказа для читательского дневника.

Черная курица – рассказ, не теряющий актуальности многие и многие года. Он повествует о ценностях, которые не знают времени. Интересен он и тем, что сюжет, где переплетены волшебный и реальный мир, увлекает настолько, что читается произведение на одном дыхании.
История 10 летнего Алеши учит детей тому, что нельзя ничего получить, не приложив усилий, труда, забыв о доброте. Как легко потерять себя, решая, что похвала – единственное важное в жизни. Как трудно вернуть веру друзей, если ими пренебрегать. Как важно помнить, что главное качество в жизни любого человека – доброта.

К тому же рассказ интересен еще и тем, что погружает нас в прошлую эпоху – показывает нам, как раньше жили дети в детских пансионатах, о строгих нравах учителей и их наказаниях.

Образец оформления читательского дневника для 5, 6, 7 класса

Шесть предложений для читательского дневника:

  1. Десятилетний Алеша – добрый и искренний мальчик, который попадает в пансионат, где очень скучает от недостатка внимания и эмоций и находит себе друга в лице черной курочки, назвав ее Чернушка.
  2. Однажды он спасает Чернушку от рук кухарки от верной смерти на хозяйской кухне, и в благодарность за это Чернушка открывает ему великую тайну – она посвящает его в волшебный мир маленьких человечков, в котором есть настоящие рыцари, придворные, маленький король, а Чернушка там вовсе не курица – а министр короля!
  3. В благодарность за спасение своего министра король предлагает Алеше исполнить любое желание и мальчик просит сделать так, чтобы он всегда знал уроки, при этом никогда не нужно было бы к ним готовиться и получает волшебное зернышко, которое будет ему исполнять это желание, пока он будет хранить секрет о маленьких человечках и носить зернышко с собой.
  4. Казалось бы жизнь мальчика должна была стать намного лучше и веселее, ведь теперь его все хвалят за успехи в учебе и выдающие талант запоминать любой урок, но загаданное желание приносит только несчастье в жизнь юного мальчика и постепенно, он становится хвастливым, непомерно гордым, обижает бывших друзей и товарищей и они отворачиваются от него, а все его попытки исправиться и стать лучше – проваливаются, ведь наращивать хорошее гораздо труднее, чем плохое.
  5. В конечном итоге он так завирается, что загоняет себя в тупик и, чтобы избежать наказания, выдает учителю и товарищам секрет Чернушки и все маленькие человечки вынуждены покинуть место жительство, а Чернушку обрекают на вечное ношение наручников, в наказание за то, что раскрыл секрет недостойному человеку.
  6. Алеша очень скорбит о содеянном и раскаивается и, постепенно, у него получается исправиться и вернуть веру и расположение товарищей, но мир маленьких человечков вернуть в свою жизнь он уже никогда не сможет.
🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: