«Мцыри». История создания, тема, идея, композиция, своеобразие поэмы

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Тема и идея поэмы «Мцыри»

Стоит сказать о том, что тематику того, что человек мечтал стать свободным, раскрывали и показывали многие авторы в русской литературе. К ним можно отнести Пушкина, Гоголя и многих других. Лермонтов тоже хотел показать и раскрыть данную тематике, при этом он делал это особенно творчески и ярко. Причиной тому является то, что он относился к писателям, создающим работы в жанре романтизма. В своих произведениях писатель старался раскрывать людей свободномыслящими и яркими персонажами, которые стремились изменить ту реальность, в которой они находились в определенный момент времени. Стоит заметить тот факт, что в «Мцыри» тема свободы раскрыта максимально ярко и интересно, так как сам персонаж является показателем того, насколько свободной может быть душа человека, даже несмотря на все тяготы и ограничения, которые она испытывала ранее.

Создана данная история была как исповедь, которую произносил молодой монах. Он получил свое воспитание в монастыре, его лишили возможности жить в своей родной стране, однако он остался верным себе и своим близким. Поэтому мечтой своей жизни он сделал освобождение из чужеземных мест, и однажды, совершил побег. Надеясь вернуться домой, герой понимает, что путь будет крайне непростым. Стоит отметить и то, что юноша, привыкший ранее к мирной и тихой жизни в монастыре, оказался в центре военных действий. Далее, читателю показывается, что герой оказывается в монастыре, где умирает от ран.

Несмотря на то, что план героя не удался, Лермонтов все же говорит о самой попытке как уже о достигнутой мечте. Ведь желание быть свободным окрыляет человека, и ему может показаться, что его не остановят никакие преграды на пути. Сам автор был солидарен с главным героем в его стремлении стать независимым и свободным, и считал, что он поступил абсолютно правильно и верно. Также, писатель постарался изобразить главного героя идеализированным для того, чтобы показать своим современникам то, к чему стоит и следует стремиться. Автор заложил в персонаже черты того, что он не был готов сдаваться, несмотря на все трудности и тяготы жизни, которые он испытывал. В этом заключается и философский смысл произведения.

История создания

Для этого произведения невероятно важен исторический контекст – те события, которые повлекли за собой плен Мцыри. В России первая половина девятнадцатого столетия – это эпоха покорения кавказских земель. Это не только присоединение территорий к Российской империи, но и подчинение горных народов православию и царской власти. Вполне возможно представить себе, как грузинский мальчик, оставшийся сиротой после очередного сражения, попадает на воспитание в православный монастырь. История знает такие примеры: таково было детство художника П. З. Захарова. Существуют предположения, что Лермонтов взял в основу сюжета рассказ монаха, которого встретил на военных дорогах Грузии. Обращался автор и к местному фольклору, о чём свидетельствует сцена схватки с барсом: в основу этого эпизода легла народная песня о юноше и тигре.

Поэма «Мцыри» написана Лермонтовым в 1839 году. Она много редактировалась во избежание запрета цензуры. В основном, были убраны фрагменты, в которых особенно воспевается свобода, или звучат антиправославные мотивы.

О чем произведение?

Действие в книге происходит на Кавказе. В начале поэмы Лермонтов воспроизводит предысторию о том, как главный герой попал в монастырь: русский генерал вёз пленного ребенка. Мальчик был очень слаб, и его приютил в своей келье монах, тем самым священнослужитель спас ему жизнь. Суть «Мцыри» заключается в том, чтобы выразить его протест против этого спасения в неволе, которое не только губит его, но еще и мучает.

Основную часть поэмы составляет исповедь главного героя. Вот, о чем там говорится: пленник признаётся, что был несчастлив все эти годы, стены монастыря для него равносильны тюрьме, здесь ему не найти понимания. За 3 дня вне плена молодой человек проживает целую жизнь.

Во-первых, юноша вспоминает свои детские годы, отца. Он ощущает в этот период своё предназначение, осознаёт, какая кровь течет в его жилах.

Во-вторых, он встречает молодую грузинку, которая шла за водой. Возможно, это первая девушка, которую он видит за последние несколько лет.

В-третьих, у него происходит схватка с барсом. Герой инстинктивно сражается со зверем, ведь в стенах монастыря его не могли научить боевым искусствам. Чувство опасности пробудило в нём его истинное воинственное начало, и юноша побеждает врага.

Истощенный и израненный, к концу третьего дня блуждания, беглец вынужден с горечью признаться себе: не зная, куда идти, он сделал круг и вернулся к своей злосчастной тюрьме – монастырю. Умирая, он завещает похоронить себя в саду, где цветёт акация.

Сюжет

Герой вступает в безнадёжное противостояние с самой судьбой, но терпит полное поражение.

Роль природы

Мцыри обретает в естественном мире долгожданную свободу и реализует себя. Только в лесу за стенами монастыря он обретает радость жизни. Также природа Кавказа манит его сквозь детские воспоминания. Она воплощает идеал красоты и вольности.

Жанр творения Лермонтова «Мцыри» можно определить, как поэму. Это объёмное произведение, имеющее стихотворную форму. Характер поэмы — лиро-эпический, ведь в основе лежит сюжетная линия, а не просто описание. Текст обогащён яркими выразительными средствами.

Жанр и направление

Трудно представить себе эпоху романтизма в литературе без жанра поэмы. «Мцыри» входит в тематическую группу сочинений Лермонтова о романтическом герое. Написанные ранее «Боярин Орша», «Исповедь» предвосхитили поэму о сбежавшем послушнике.

Более точное определение жанра «Мцыри» — романтическая поэма. Одной из характерных черт произведения является отражение идей героя. Юноша стремится к свободе, для него воля – цель жизни, главное счастье. Ради своей мечты он готов пожертвовать жизнью. Всё это позволяет считать Мцыри романтическим героем.

Не только Лермонтов в своём творчестве разрабатывал такой особый жанр поэмы. В первую очередь, можно сравнить «Мцыри» с поэмой К.Ф. Рылеева «Наливайко», сюжет которой восходит к эпохе борьбы казачества за независимость.

Другой особенностью романтической поэмы является исповедальный характер, что также свойственно «Мцыри». Исповедь содержит, как правило, повествование о надеждах и мечтах героя, его признания, порой неожиданные. Откровение отражает силу его духа, характер.

Главные герои и их характеристика

Для определения образа главного героя необходимо учитывать, что значит слово «мцыри». В грузинском есть два значения: послушник и пришелец. Изначально Лермонтов хотел назвать поэму «бэри», что по-грузински – монах, но именно «мцыри» максимально отражает сущность персонажа.

Почему Мцыри совершил побег? Его не пытали в монастыре, не заставляли делать непосильную работу. Однако же были причины, из-за которых герой страдал. Во-первых, мечтою юноши было обретение близкого человека, пусть не родственника, но одной нации, одной крови. Выросший сиротой, он мечтал хотя бы на мгновение ощутить тепло понимающей души. Другая цель героя – воля. Годы, проведённые в келье, он не может назвать жизнью, только на свободе он смог осознать, кто он есть на самом деле.

Важно отметить, что, несмотря на неудачу, персонаж «Мцыри» не жалуется на судьбу, он не проклинает себя, а уверенно принимает это испытание и даже радуется, что его мрачную жизнь украсили эти три дня.

Невозможно создание образа романтического героя без мотива любви. Эту цель несёт в себе упоминание в исповеди о молодой грузинке, когда юноша сам признаётся: «думы пылкие мои//Смутились…». Характеристика Мцыри и его мысли подробно описаны нами в сочинении.

В своей схватке с барсом герой проявил невероятную смелость и стойкость, риск и энергия сражения пробудили в нём дух предков, но молодому человеку не суждено обрести свободу и счастье. Таково авторское воплощение темы рока в образе Мцыри.

Смысл названия

В качестве названия для своей поэмы Лермонтов использовал грузинское слово «мцыри», которое переводится, как послушник, таким образом писатель сразу же обозначает главного героя произведения, за которым и должен следить читатель. Главный герой даже не имеет имени, его так и зовут по статусу, который он имеет в монастыре. Это говорит об универсальности образа: все мы находимся в плену цивилизации, навязанном нам с рождения.

Однако слово «мцыри» имеет несколько значений, и одно из них – чужеземец. Таким образом, поэт в очередной раз подчёркивает свою основную идею, обозначая отчуждённость и потерянность своего героя в чужом для него мире.

Темы

  • Свобода. Эта тема пронизывает поэму на двух уровнях. Первый – глобальный: Грузия подчиняется Российской империи, второй – касается лично главного героя поэмы: он мечтает о вольной жизни. Мцыри не желает смиряться со своим пленом в монастыре и совершает побег. Но от своей судьбы ему не уйти, и юноша через три дня, сделав круг, возвращается к ненавистным стенам.
  • Одиночество. Одной из причин побега был поиск близких по духу и крови людей. Мцыри одинок среди священнослужителей, он, скорее, чувствует своё родство с природой, чем с ними. Молодой человек вырос сиротой, он чужой для обоих миров: и для монастыря, и для горцев. Храм для него – плен, а к самостоятельной жизни, как показал его побег, послушник оказался не приспособлен.
  • Война. Герой «Мцыри» не участвовал в сражениях, но был рожден для них. Его отец был мужественным защитником своего народа, но его сын стал жертвой войны. Именно она оставила мальчика сиротой, именно из-за неё он не знал семьи, ласки, счастливого детства, а только монастырь и молитвы.
  • Любовь. Несчастный изгнанник не знает, что такое семья, у него нет друзей, все светлые воспоминания обращены детству. Но встреча с молодой грузинкой пробуждает в герое новые чувства. Мцыри понимает, что счастье возможно и сейчас, только бы найти верную дорогу, но жизнь распорядилась иначе.

Художественные средства

Литературоведы замечают, что это произведение изобилует множеством средств художественной выразительности. Заметней всего эпитеты, легко определяющиеся в словосочетаниях; «сумрачные стены», «сладостные имена» и «разгульная юность».

В тексте много сравнений. Наиболее запоминающиеся среди них: «люди вольны, как орлы», «обнявшись, будто две сестры», «я сам, как зверь, был чужд людей». Есть в нём и метафоры, и сравнения. Все они служат тому, чтобы убедительно передать поэтическую картину окружающего мира, а заодно и подчеркнуть тяжесть переживаний главного героя.

Организация поэмы использует четырехстопный ямб, из-за чего она звучит резко и мужественно. В ней встречаются риторические вопросы и восклицания. В устах хорошего чтеца «Мцыри» приобретает особенную страстность и живость.

Проблематика

Проблема угнетения личности всегда волновала Лермонтова. Поэт горячо любил Кавказ, бывал там в детстве, несколько раз был отправлен туда на войну. Исполняя свой долг перед родиной, писатель воевал и мужественно сражался, но, в то же время, в глубине души он сочувствовал невинным жертвам этой политической кампании. Эти свои переживания Михаил Юрьевич выразил в образе главного героя поэмы. Казалось бы, Мцыри должен быть благодарен генералу, ведь по его милости не погиб еще ребёнком, но своё пребывание в монастыре он жизнью назвать не может. Так, изобразив жизнь одного, автор показал судьбу многих, что позволило читателям совершенно по-иному взглянуть на Кавказские войны. Таким образом, творец затронул и политические, и социальные проблемы, вытекающие из любого насильственного действия со стороны государства. Официально воюют только солдаты, но в реальности в кровавый круговорот вовлечены мирные жители, семьи и судьбы которых – разменная монета для реализации масштабных планов его величества.

Проблемы

Одиночество

– основная проблема в поэме. Герой Лермонтова зажат между двумя мирами: мрачным, но безопасным монастырём и прекрасным, но смертельно опасным Кавказом. В итоге для него не находится места ни в одном из этих миров. Больше всего в своей исповеди Мцыри сетует на то, что лишен семьи и родины, братьев и единомышленников. Если монахи сделали свой выбор отречения сознательно, то за героя все решили обстоятельства.

Побег Мцыри и бунт против тюрьмы

– борьба главного героя против системы и своей собственной судьбы заранее обречена на поражение, однако Лермонтов показывает, что только этот путь правилен, и человек, если он действительно человек, а не животное, выберет его.

Отчаяние

– всю свою жизнь юный горец был на грани отчаяния, так как не мог найти своего места в монастыре и боялся покинуть место своего заточения. Однако в итоге его сила воли побеждает, герой обретает свободу и счастье. Даже смерть оказывается не способной поколебать его.

Война

– на примере своего героя, поэт показывает, как война на Кавказе ломает судьбы людей, не несёт ничего, кроме несчастий — не только для отдельных людей, но целых народов. Судьба Мцыри — наглядный пример того, как боевые действия отражаются на жизни мирного населения. В плен попадают даже дети, которые и не воевали вовсе.

Смысл жизни

– герой Лермонтова искал смысл своего существования. В итоге он понял, что именно к свободе и родному краю он стремился всю свою жизнь и перед смертью обрёл покой.

Идея произведения

Поэма построена на антитезе свободы и плена, но в контексте эпохи, когда жил и творил Лермонтов, эти понятия имели гораздо более широкое значение. Неслучайно, опасаясь цензуры, поэт самостоятельно правил и вычеркивал некоторые фрагменты. Неудачное бегство юноши можно рассматривать как аллегорию на Декабрьское восстание: неволя монастыря – гнёт самодержавия, обреченная на неудачу попытка освободиться – выступление декабристов. Таким образом, основная мысль в «Мцыри» была зашифрована и скрыта от властей, чтобы читатели смогли ее найти между строк.

Так Лермонтов отзывается в поэме не только на проблему покорения кавказских народов, но и на события 1825 года. Автор наделяет героя не только смелостью, выносливостью и бунтарским характером, молодой человек благороден, несмотря на свою печальную судьбу, он ни на кого не держит зла. В этом и смысл «Мцыри» — показать мятеж души без зла и жажды мести, чистый, красивый и обреченный порыв, каковым стало восстание декабристов.

Чему учит?

Поэма заставляет задуматься о том, что у любой военной победы есть и своя обратная сторона: Грузия была присоединена к России в 1801 году, однако при этом пострадали не только армии, но и мирные жители, ни в чём не повинные дети, как главный герой «Мцыри». Главная мысль в поэме «Мцыри» — гуманистическая: это не должно повториться вновь.

Лермонтов призывает бороться и противостоять судьбе до конца, никогда не терять надежды. И даже в случае неудачи не роптать на жизнь, а мужественно принимать все испытания. Поскольку поэт наделил своего персонажа всеми этими качествами, читатель воспринимает его, несмотря на неудачный и спонтанный побег, не как несчастную жертву, а как истинного героя.

Краткое содержание

Ниже представлено краткое содержание по главам поэмы “Мцыри”, по которому можно составить общее впечатление о произведении.

Глава 1 На пересечении рек Арагвы и Куры стоит разрушенный монастырь. В нем живет старый монах, который сметает пыль с могильных плит и вспоминает прошлое.

Глава 2 В Тифлис из гор едет русский генерал. Он привозит в монастырь мальчика-горца. Ребенок болен, но мужественно переносит мучения. Монахи оставляют больного у себя на воспитание. Мальчик взрослеет, думает принять обет, но в один из дней внезапно исчезает. Через некоторое время его находят под стенами монастыря, израненного. Мцыри не открывает старцам, где он был, и тогда к нему присылают чернеца, который ранее служил воспитателем. Ему-то юноша и поведал свой рассказ.

Глава 3 Молодой человек благодарит старца, что тот решил его выслушать. Он признается, что все это время жил в монастыре, как в плену, лелея лишь мечту о свободе и не испытывая вину за эти мысли.

Глава 4 Мцыри знает о том, что старик вылечил его, но не рад этому. Когда ему было особенно одиноко в монастыре, он дал себе клятву найти хоть кого-то из родных.

Глава 5 Мцыри не боится смерти, лишь жалеет, что не увидел мир, не успел испытать сильных чувств. Он говорит старику, что завидует ему, ведь тот успел пожить и у него есть ценные воспоминания. А ему так и не было суждено узнать, каково это.

Глава 6 Далее юноша рассказывает, что во время побега видел природу, горы, облака, стаи птиц. Смотрел на горные хребты и, кажется, начал вспоминать свои корни, чувствуя, что когда-то жил в тех местах.

Глава 7 Мцыри вспомнил, как жил в отцовском доме, около которого собирались на совет старики. Отец приходил в кольчуге, а сестры пели песни над колыбелью.

Глава 8 Три дня, которые юноша провел на воле, были блаженны. Мцыри задумал сбежать уже давно, чтобы узнать, для чего же он родился на свет, подальше от монашеских стен, где нет истинной жизни.

Главы 9, 10 Долго бежал он, пока не устал и не упал в траву. В ночной тиши юноша впервые слышал крики шакала, шорох от проползающей мимо змеи. Но ему совсем не было страшно прятаться среди скал.

Утром юноша проснулся от шума водопада. Оказалось, что он лежит на краю обрыва.

Глава 11 Вокруг него был лес и виноградники. Птицы слетались сюда, чтобы насытится. Молодой человек прислушивался к незнакомым звукам, пытаясь уловить человеческую речь, мечтая найти родных. К полудню его одолела жажда.

Глава 12 Юнога спустился по лозе к источнику, чтобы напиться, и вдруг услышал звук песни. Недалеко показалась молодая грузинка, которая нежным голосом напевала незамысловатый мотив. Мелодия навсегда сохранилась в сердце юноши.

Глава 13 Девушка с кувшином на голове пробирается к источнику и набирает воду. Мцыри с замиранием сердца следит за ней, прийдя в себя, лишь когда та возвращается в хижину и закрывает за собой дверь. Молодой человек сетует, что старик не понимает его печали.

Краткое содержание М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Глава 14 Наступает ночь, юноша засыпает, и ему снится молодая грузинка. Внезапно он просыпается под светом луны. В хижине девушки он замечает огонек, но не решается подойти туда и покидает местность, несмотря на голод. Однако найти обратную дорогу стало не просто.

Глава 15 Молодой человек теряется в лесу, пытаясь пройти сквозь кусты, влезть на дерево и увидеть дорогу, но все безуспешно. Впадая в отчаяние, он рыдает и грызет землю, как дикий зверь.

Глава 16 Мцыри вспоминает, что плакал без стыда, хотя до этого такого никогда не бывало. На поляне появляется барс, который играет с костью и не видит притаившегося гостя. Юноша берет в руки палку и чувствует, как в нем просыпается кровь предков и жажда боя.

Главы 17, 18, 19 И вот барс замечает Мцыри, готовится напасть. Первым ударом юноша бьет зверя в лоб, рассекая ему кость. Зверь со стоном падает, но не умирает. Бой продолжается.

Барс кидается Мцыри на грудь, они сплетаются в поединке и падают на землю. Наконец, юноша убивает зверя. Барс умирает в бою, как и положено величественному хозяину гор.

Краткое содержание М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

На груди юноши остаются глубокие раны, в которые попала земля. Он уходит в полусознании в глубь леса.

Глава 20 Вскоре Мцыри выходит к аулу, смутно понимая, что вернулся обратно к монастырю, откуда так рьяно хотел сбежать. Звон колоколов подтверждает его догадки. Юноша отчаивается, осознавая, что все его мечты оказались пылью и он никогда не найдет свою семью.

Главы 21, 22 Юноша говорит, что принимает свою судьбу. Сравнивает себя с цветком, который рос в тени, и после того, как его вынесли на солнце, лучи сожгли его лепестки.

Мцыри долго лежал в траве, слушая звуки природы. Рядом проскользнунула змея, игравшая на солнце.

Глава 23 Юноша хотел было встать, но не мог. Хотел кричать, но горло было абсолютно сухим. В предсмертном бреду казалось, что он лежит на дне реки, а вокруг плавают рыбы, которые поют какую-то песню. Они будто призывают остаться на дне, где будут о нем заботиться.

Далее молодой человек теряет сознание.

Главы 24, 25, 26 Мцыри находят монахи, на этом его рассказ заканчивается. Он жалеет, что умирает не на родной земле и родственники даже не будут знать, что он погиб, и скорбеть о нем.

Юноша прощается с монахом, говоря, что дух его по-прежнему требует свободы. И хотя рай — это тоже свобода, он бы променял его на несколько минут у родного дома.

Мцыри просит перенести его после смерти в сад под акации и похоронить там, чтобы видеть оттуда родные горные хребты. Он никого ни в чем не винит и лишь готовится умереть.

Критика

Литературный мир с восторгом принял поэму «Мцыри». Лермонтова начали осыпать похвалами за его творение ещё до выхода произведения в печать. Например, А. Н. Муравьев вспоминает о прочтении автором только что написанной книги: «…никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления». С.Т. Аксаков в «Истории моего знакомства с Гоголем» пишет о прекрасном авторском прочтении «Мцыри» на именинах Гоголя в 1840 году.

Наиболее авторитетный критик того времени В.Г. Белинский очень высоко ценил это произведение. В своей статье о поэме «Мцыри» он подчеркивает, насколько удачно поэтом выбраны размер и ритм и сравнивает звучание стихов с ударами меча. Он видит в книге отражение личности Лермонтова и восхищается изображением природы.

Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: