Сочинение на тему: Драма “горячего сердца” в пьесе А.Н. Островского “Бесприданница”
Сочинение. Драма “горячего сердца” в пьесе А.Н. Островского “Бесприданница”
Созданная в 1878 году драма «Бесприданница» продолжает и развивает основные темы и идеи творчества А.Н.Островского. В пьесе показан мир купцов-предпринимателей, их обычаи, законы, нравы. В этой среде разыгрывается трагедия личности, живущей сердцем. Однако в «Бесприданнице» все эти темы раскрываются по-иному, в соответствии с новыми условиями общественной жизни. Другим стал мир купцов. Это уже не то «темное царство», в котором господствовали Дикой и Кабаниха – персонажи пьесы «Гроза». У купцов умножаются капиталы, растет «дело», расширяется кругозор, повышается уровень культуры и образования, но неизменными остаются законы человеческих взаимоотношений. Они основаны на деловом расчете, на личной практической выгоде, на равнодушии и черствости к ближнему. В этом мире все продается и покупается, даже любовь, честь и красота. Главная героиня пьесы живет другими помыслами и мечтами. У Ларисы чистая душа. Девушка способна только на бескорыстную любовь. Поэтому героиня с «горячим сердцем» в продажном мире гибнет. Лариса – богато одаренная натура. Она талантлива, артистична: играет на фортепиано, прекрасно поет, аккомпанирует себе на гитаре. Ее талант обладает исключительной силой воздействия на окружающих. Вожеватов так об этом говорит: «Послушать, да и умереть – вот оно что!» Лариса красива, очаровательна, нежна. Кнуров признается ей: «Велико наслажденье видеть вас». Огудалова – девушка чуткая, возвышенная, впечатлительная, благородная. Паратов поражен ее качествами: «Очаровательное создание!» Но внешность и таланты Ларисы дельцы оценивают как источник удовольствия, который можно купить. Кнуров, например, говорит: «Эта женщина создана для роскоши». Лариса окружена поклонниками, все ею восхищаются. Однако она бедна, бесприданница. Поэтому никто из богатых обожателей не хочет связывать с ней судьбу: в деловом мире брак должен увеличивать капитал. Лариса, по мнению окружающих, обречена на роль содержанки. Так, очень богатый купец Кнуров женат, но все равно ездит в дом к Огудаловым и терпеливо ждет удобного случая, чтобы воспользоваться отчаянным положением девушки. Харита Игнатьевна и сама постоянно приглашает гостей, заставляет Ларису искать среди них выгодную партию для замужества. Мать хочет выгодно «пристроить» дочь. А девушка устала лгать, притворяться, хитрить. Ей хочется бежать из родного дома. Поэтому Лариса соглашается выйти замуж за мелкого чиновника Карандышева. Такой вариант не устраивает Хариту Игнатьевну, ведь от Карандышева нечем поживиться. Огудалова хочет выгодно продать красоту и талант дочери. Она принимает намеки Кнурова на то, что Ларисе необходимо «теплое участие сильного, богатого человека». Между ними состоялся торг. Харита Игнатьевна получила возможность с блеском одеть Ларису к свадьбе и триста рублей в придачу. После этой сделки она стала готовить дочь к разрыву с Карандышевым. Мать ехидно описывает «прелести» жизни в деревне: «… знай, что Заболотье не Италия…» На званом обеде Харита Игнатьевна рисует Карандышева в самом невыгодном для него свете, а когда Лариса решается ехать за Волгу на пикник, мать не удерживает ее. Она цинично рассуждает: «Что бы там ни было, все-таки кругом нее люди…» Но вокруг Ларисы оказываются не люди, а хищные дельцы. Во взаимоотношениях с девушкой раскрывается их нравственный облик. Цинизм Кнурова прикрывается маской показного доброжелательства. Этот герой не сомневается, что Лариса примет его предложение пойти к нему на содержание, так как знает меру своей власти над людьми. Он говорит ей: «Для меня невозможного мало. Стыда не бойтесь, осуждений не будет…» Холодная расчетливость и бездушие Вожеватова особенно больно ранят Ларису, когда он в финале пьесы отказывается пожалеть и выслушать ее. Проиграв Ларису в орлянку, он потерял к ней всякий интерес. Даже для влюбленного Карандышева девушка – красивая игрушка, ступенька к почету. Брак с Ларисой для него – возможность войти в общество избранных, тех, кого он ненавидит, но кому слепо подражает. Со временем Лариса с горечью замечает, что жениху хочется покрасоваться перед окружающими, продемонстрировать свою победу. Лариса говорит ему: «Вы думаете только о себе. Когда меня-то будет любить кто-нибудь?» Никто из окружающих не способен понять, как ей тяжело. Ни Карандышев, ни мать не помогли Ларисе избежать второй, роковой встречи с Паратовым. Лариса доверчива, искренна, мечтательна. Она идеализирует людей, верит в их порядочность, не замечает их пошлости. Вожеватов так высказывается о Ларисе: «Не глупа, а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрости да лесть, а эта вдруг, ни с того, ни с сего, и скажет, что не надо». Лариса любит Паратова самозабвенно, безоглядно, самоотверженно, вверяет ему свою судьбу. Он же ценит только деньги. О себе говорит: «у меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Ради денег он жертвует любовью. Кнуров точно подметил: «…миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет». Ларису же вводят в заблуждение широта души Паратова, его смелость. «Блестящий барин» выгодно выделяется среди других поклонников своим размахом, удалью, страстностью. В глазах Ларисы это тип романтического героя, яркая, загадочная личность. Будучи обманута им однажды, она вновь верит в его искренность и вновь ошибается. И только в финале драмы к девушке приходит прозрение. Когда она с ужасом узнает, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают ее в орлянку, то героиня произносит горькие слова: «Вещь… да вещь. Они правы, я вещь, а не человек». Но будущее своей жизни в качестве вещи она не представляет. Поэтому выстрел Карандышева для нее – естественный выход. Ее душа по-прежнему чиста, уходя из жизни, она всех, кто ее продавал, прощает: «Вы все хорошие люди, я вас всех… всех люблю». С этими словами любви и прощения она умирает, таким образом осуществляется ее мечта бежать из этой жизни, которую она не принимала. Судьба любящей, правдивой натуры оказывается трагичной. За миг счастья Лариса расплачивается жизнью. Она гибнет в мире продажности, не выдержав его жестоких законов. .
novstudent.ru | 12.10.2012
sochinyai.ru
Оцените сочинение: Рейтинг 4.11 [9 Голоса (ов)]
Александр Николаевич Островский – один из тех выдающихся писателей, которые оставили невероятно яркий, громадный по своему значению след в истории развития русской литературы. И если Александр Сергеевич Пушкин подарил нам всем поэзию, раскрывшуюся под его мастерским пером в наивысшей своей степени, то Островский стал достойным отцом русской национальной драматургии.
Читая пьесы Островского, невольно погружаешься в мир, созданный автором; чувствуешь то, что чувствуют герои, следишь за каждым их движением и словом. Герои словно оживают на страницах произведения. Оживают, чтобы наставить, научить своего читателя, чтобы дать ему духовную пищу для размышлений, заставить задуматься и, если это будет необходимо, призвать к действию. Так говорит с нами Катерина в пьесе «Гроза»; так взывает к нам Лариса со страниц «Бесприданницы».
Когда берешься за чтение того или иного произведения, неосознанно начинаешь искать в нём героя, наиболее близкого твоему сердцу. Начинаешь искать того, кто, быть может, отличается от всех других. Если в чёрном ночном небе зажжется одна-единственная звезда, неужели мы устремим свой взор в мрак? Нет. Свет, исходящий от звезды, непременно заставит нас обратиться к нему. Именно такой звездой, вдруг вспыхнувшей белоснежным, чистым огнем среди темноты, стала Катерина, главная героиня пьесы Островского «Гроза».
Что привлекает нас в Катерине еще с самых первых страниц? Она – обыкновенная девушка с обыкновенной, ничем не примечательной судьбой. Выйдя замуж, Катерина навсегда оставляет дом, где прошло всё её детство, и попадает в мир, чуждый ей – в «тёмное царство». Здесь нет понятия любви и чести, доброты и понимания; всё это заменяют собой деньги; а где есть деньги, там есть власть, унижение, ложь, корысть. «…честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Там, куда по неизбежности судьбы попала Катерина, живут люди такие же тёмные, как и само царство. Это и Кабаниха, притворяющаяся благочестивой и набожной, а притом унижающая всякого, кого посчитает ниже самой себя; это Дикой, который, осознав полную свою власть и безнаказанность, «нападает» на слабых, оскорбляя и гнобя их: «Ты — червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю». А между тем, никто из жителей города не решается противостоять им, не осмеливается дать отпор «самодурству». Тихон, сын Кабанихи, прогибается под матерью, как колос под ветром. Он – яркий пример слабости, малодушия и ничтожества, неспособности постоять за себя, а тем более – за окружающих: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить! Где уж мне своей волей жить!». Не уступает в безволии Тихону и Борис, возлюбленный Катерины, испугавшийся назревающей «грозы» и бросивший девушку в полном одиночестве, без поддержки и опоры.
Единственный человек, помимо Катерины, которому удается вырваться из рук Кабановой – её дочь Варвара. Тем не менее, ошибочно утверждать, что Варвара пошла против устоев «тёмного царства» — она двинулась в обход. Ей чужды муки совести и стыда за содеянные грехи. Девиз Варвары: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
Можно ли сказать тоже самое о Катерине? Отнюдь. Катерина – образ чистый и светлый. В отличие от людей, окружающих её, девушка не чувствует себя счастливой в мире, где нет ни любви, ни свободы. Её душа жаждет света, потому что сама преисполнена им. Катерина искренняя и честная, в ее благочестивом сердце нет и не может быть никакого обмана: «Обманывать-то я не умею… Скрыть-то ничего не могу…» Катерина умеет мечтать. Легко ли сохранить это бесценное умение, будучи запертой в «тёмном царстве» ?.. «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…»
Катерина не видит другого выхода из темноты, кроме как посредством смерти. Смерть в ее понимании – освобождение. Она не способна, подобно Варваре, всю жизнь лгать и притворяться. Обман не приносит ей счастья – он гнетет её. И Катерина решается. Не смотря на свою искреннюю веру в Бога, она не боится и того, что ждёт ее после смерти. Катерина знает, что идет на тяжкий грех, но это не пугает её. «Грех? Молиться не будут? Кто любит, тот и будет молиться». В её сознательном решении расстаться с жизнью нет проявления слабости и малодушия. Напротив, сделав этот нелегкий шаг, Катерина предстает перед нами как личность сильная, решительная и, самое главное, способная бороться. Бороться против того, что не принимает её чистая душа.
Еще одним ярким примером живой человеческой души, попавшей в мир бездушия, является Лариса Огудалова, главная героиня драмы Островского «Бесприданница», которая сталкивается уже не с «тёмным царством», как было в «Грозе», а с холодным, жестоким миром буржуазных отношений. На смену грубому, даже дикому Дикою, которого не интересует ровным счетом ничего, кроме денег, приходит образованный, интеллигентный Кнуров, планирующий «в Париж прокатиться на выставку». Вместо Кабанихи, топчущей и уничтожающей всё на своем пути – Харита Игнатьевна, хитрая, «проворная», как выразился Вожеватов, стремящаяся извлечь выгоду из всего, над чем имеет власть: «Без хитрости на свете не проживешь».
Не исчез из душ человеческих и обман. Ярким примером тому является Паратов, который, вдоволь «наигравшись» с влюбленной в него девушкой, просто-напросто бросает её. Не лучше Паратова и Карандышев. Пускай последний и не оставил Ларису, твёрдо решившись жениться на ней, но и в нём нет истинной и подлинной любви, какой требует сердце девушки. Любовь Карандышева – лицемерие, удовлетворение собственного чувства достоинства и эгоизма; Лариса же для него – дорогая вещь, которая, как он думает, превозносит его над другими, дает право гордиться собой. В его чувствах нет чистоты, возвышенности, искренности – всё в нем низко и недостойно.
Лариса вынуждена жить в мире, где всё можно купить и продать. В мире, где нет ничего высокого, бесценного – всему назначена своя цена; имея деньги, можно получить всё, что угодно. Всё, что угодно, можно и продать. Кнуров и Вожеватов, не в силах решить спор, разыгрывают Ларису в орлянку, как обыкновенную вещь. «За удовольствия платить надо…» — произносит Вожеватов в разговоре с Мокием Порменычем. Сложно, не зная контекста, даже подумать, что речь здесь ведется о настоящем, живом человеке, а не о каком-то предмете роскоши. В мире, изображенном Островским в «Бесприданнице», обесценивается, уничтожается человеческая личность. То, что действительно имеет ценность, невозможно купить или продать; однако ни Кнуров, ни Вожеватов, ни Паратов, ни Харита Огудалова так не считают.
Не такая Лариса. Она, в отличие от других, сохранила то человеческое, что должно быть в каждой живой душе. Лариса умеет любить, и любить по-настоящему, до конца. Поэтическая натура девушки как бы поднимается над порочным миром. Недаром ее имя в переводе с греческого обозначает «Чайка». Лариса без устали твердит матери, что желает выбраться в село, где сможет отдохнуть душой. Временное успокоение Лариса находит в пении, звуки подхватывают ее и уносят прочь от всех неприятностей. В ее тонкой, чуткой и музыкальной душе звучит и русский романс, и цыганская песня, стихотворения Лермонтова и Баратынского. Ларисын внутренний мир бесконечно богат, в отличие от Кнуровых и Вожеватовых.
Лариса, как и Катерина, находит освобождение в смерти. Она не осмелилась убить себя собственными руками – слишком любит она жизнь, слишком дорог ей этот мир, пускай бесчувственный и серый. Выстрел Карандышева подарил свободу душе, в которой еще теплилось настоящее чувство. Кто знает, быть может, оставшись в живых, Лариса стала бы точно такой же, как и люди, окружающие ее. Быть может, она потеряла бы то, что забрала с собой в вечность сейчас. В смерти Ларисы нет трагедии — настоящей трагедией можно назвать ее жизнь. «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно…» Так же, как наполненная светом душа Катерины не смогла вынести постоянно мрака, так и горячее сердце Ларисы не нашло счастья в мире цинизма и холодного расчета.
Лариса и Катерина – два светлых, чистых образа, представленные в пьесах Островского «Бесприданница» и «Гроза». Именно к ним, как к двум ярким звёздам, тянется наше сознание с первых до последних страниц произведений. Помыслы, наполненные светом, но заключенные во мрак; души, полные жаждой свободы, но принужденные к заточению; горячие сердца, кострами вспыхнувшие в холодном мире и на недолгое время озарившие собой окружающую их тьму. И если костры эти навсегда погасли на страницах пьес, то в сердцах читателей, в наших сердцах, они будут сиять вовеки, не позволяя смиряться, падать перед низостью и пороком, побуждая бороться, бороться за свободу, чего бы она не стоила.
Автор: Маша Иванова
Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!
Похожие сочинения на тему:
- «Город Калинов и его обитатели» — сочинение
- «Был ли иной путь у Катерины?» — сочинение-рассуждение
- «Катерина — луч света в темном царстве» — сочинение
- «Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» — сочинение
- «Тихон и Борис — сравнительная характеристика» — сочинение
Тема «горячего сердца» в произведениях Островского
В творчестве Островского 70-80-х годов важное место занимает тема «горячего сердца». Неустанно разоблачая «темное царство» даже в новом облике европеизированных буржуа, драматург утверждал в своих произведениях высокие нравственные принципы, искал в русской жизни силы, которые хотя бы в моральном отношении могли бы противостоять стихии безудержного хищничества, унижения человеческого достоинства. В этих поисках он ориентировался прежде всего на представителей народной среды и демократическую интеллигенцию, на людей добрых,
отзывчивых, наделенных нравственной стойкостью и душевной твердостью. Таковы Параша («Горячее сердце»), Людмила («Поздняя любовь»), Мелузов («Таланты и поклонники»). Они думают не о себе, не о личном благополучии, о счастье других, и потому всегда готовы прийти на помощь тем, кто нуждается в их поддержке. Так ведет себя студент-разночинец Молузов, воспитанный, как о том можно догадываться, на про снетительских идеях Чернышевского и Добролюбова. Потерпев в личной жизни тяжелое поражение (актриса Негина, которую он любит, уезжает с богачом Великатовым), Мелузов все же находит к себе силы не отказываться от благородных идеалов. Обращаясь К одному из своих идейных противников, он с гордостью говорит: «У нас с вами и так дуэль, непрерывная борьба. Я просвещаю, а вы развращаете.» В драматургии Островского последнего периода выделяются пьесы об актерах («Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»). Драматург хорошо знал артистическую среду, ценил подвижнический труд актеров, изображал их и большинстве случаев как честных, бескорыстных тружеников, несущих зрителям высокие идеи гуманизма. Островский не скрывает, на какие уступки вынуждены идти его герои, чтобы в условиях собственнического мира иметь возможность продолжать свою театральную деятельность (Негина в «Талантах и поклонниках»). И все же именно актеры у Островского свободны от страсти к наживе, способны глубоко чувствовать, страдать и радоваться, помогать ближним. Таков, например, Несчастливцев («Лес»), утверждающий благородство не только на сцене, но и в жизни. Пьесы Островского 70-80-х годов отличаются глубоким пониманием закономерностей исторического процесса, острым проникновением в противоречия эпохи. Усиливается внимание к морально-психологической проблематике, к более тонкому раскрытию социальной сущности действующих лиц.
Краткое сочинение
В своих произведениях Островский всегда рассказывал придуманную им историю так, что у читателя сразу появлялась мотивации идти и делать что-то, неважно, что именно, но идти и делать. Все те персонажи, которых автор наделил самыми мужественными и решительными чертами характера как бы мотивируют читателя на такой образ жизни. Эти персонажи, с горячими сердцами и невиданной смелостью, описаны во многих произведениях Островского, однако наиболее точным примером послужат произведения “Гроза” и “Бесприданница”.
В этих произведениях автор описывает судьбы людей, которые не по своей воле попали в ту или иную обстановку, которая зачастую им не нравится, и описывает их борьбу с ней, описывает то, что они чувствуют, находясь там. Так, например, Катерина, персонаж произведения “Гроза” с самых первых страниц привлекает читателя, и автор специально заостряет внимание на её характере и образе. Катерина – довольно милая, добрая девушка, которой присущи самые хорошие черты человеческой личности. Она имеет устоявшиеся понятия о чести и достоинстве, и потому ведёт себя по чести. Однако по ходу повествования она попадает в достаточно неприятное ей место. В нём отсутствуют какие-либо понятия о чести и достоинстве, там скорее превозносится корысть и алчность. Однако Катерина совсем не собирается мириться с данным положением вещей. Она начинает активно бороться за своё право остаться при своих идеалах, с жаром отстаивая свои убеждения.
Следующим прекрасным примером горячего сердца и пыла послужит Лариса Огудалова, главный персонаж произведения “Бесприданница”. В произведении автор представляет Ларису образом почти как у Катерины, но с одним отличием. Если Катерина борется с людским бесчестием и злобой по отношению к другим людям, то Лариса противостоит материальной составляющей человеческой жизни, противостоит людям, которые вместо личного духовного счастья выбрали материальное положение. Она попадает в общество, где на первом месте стоят не человеческие добродетели, а количество монет в твоём кошельке, и неважно как они были заработаны. Поэтому Лариса начинает неравный бой, который она ведет, смело и самоотверженно, ведь она также как и Катерина не собирается мириться с этой ситуацией. Потому их двоих и можно назвать горячими сердцами, которых так ясно описал Островский в своих пьесах.
Другие темы: <- Женские образы в пьесе Бесприданница? ОстровскийКритика Добролюбова и Писарева в оценке пьесы Гроза ->
`
Популярные сочинения
- Сочинение Александр Невский (4, 8 класс)
Славится российская земля своими великими людьми, войнами и защитниками Родины. В каждой исторической эпохи свои герои, но каждый из них внес неоценимый вклад в развитие России. К такой исторической личности относится князь Александр Невский. - Сочинение Проблемы в семье
Начало каждой общины — это семья и это так с древних времен. Связи между родными всегда считались самыми близкими и самыми крепкими и не удивительно, ведь все эти связи как-то имеют отношение к жизни другого человека - Сочинение Приемная семья рассуждение
В жизни каждого человека нет ничего важнее семьи. Именно она дарит нам любовь, добро и теплоту. В семье мы учимся нравственности, уважению к старшим. В ней можно почувствовать себя по-настоящему счастливым