Введение
Детство – это особенная пора, которая является основополагающим началом становления человеческой личности. Именно в детстве закладываются определенные жизненные установки, по которым будет жить человек в дальнейшем. Поэтому семья играет очень важную роль. Близкое окружение ребенка способствует его развитию. То, какие нравственные ценности вложит в ребенка семья, отразится на его дальнейшей судьбе. Все поступки человека, его отношение к себе и к миру в целом закладываются с самого детства. В этом ему помогают родители, братья и сестры, дедушки и бабушки, которые находятся рядом с ребенком с самого рождения. Поэтому понятия «семья», «детство» и «становление личности» взаимосвязаны.
Темы детства, роли семьи в жизни человека, его взросления поднимались многими русскими и зарубежными писателями, драматургами и поэтами. Авторы величайших произведений задумывались над тем, что именно детская жизнь влияет на все дальнейшее существование человека. Семья, по их мнению, – это начало мировоззрения ребенка. Именно семейные отношения показывают человеку возможные модели поведения.
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Денис Иванович Фонвизин в своей комедии «Недоросль» продемонстрировал два противоположных образа: Митрофанушку и Софью. Недоросль и неуч Митрофан всю свою жизнь провел в заботливых руках собственной матери, которая ему во всем потакала. Слепая родительская любовь сделала из Митрофанушки эгоистичного и бесчувственного человека, который не имеет никаких жизненных целей. Он привык, что ему все дозволено, что любые проблемы за него решат его родители. Такое воспитание способствует тому, что из Митрофанушки получается бесполезный во всем мире и даже для самого себя человек. Образу Митрофана противопоставлен образ Софьи. Она воспитывалась в совершенно других условиях, что повлияло и на ее мировоззрение. Софья – приличная, добрая и справедливая девушка, которая уважает старших, в отличие от Митрофанушки, который в финале комедии фактически отказывается от своей матери. Митрофан – глуп, Софья – образованна, стремится к различным знаниям. Несмотря на то что у героев одинаковый возраст, их становление как личности происходит абсолютно по-разному.
Чувство справедливости
Способность к справедливости всегда ожидают от сильных мира сего. В этом произведении мы видим, что разбойник Пугачев, и Императрица Екатерина Великая не лишены этого чувства. Пугачев, тронутый преданностью слуги, и узнавший своих ночных спутников, отпускает Петра Гринева и его дядьку Савельича с миром, памятуя о подаренной заячьей шубе. Видно, в тот момент, она действительно сослужила добрую службу Пугачеву, защитила от лютого холода. Хоть и была немного маловата в плечах.
Екатерина Великая, выслушав Машу, наверняка заставила проверить все показания. Убедившись в том, что все обвинения против Гринева выстроены исключительно на клеветнических показаниях Швабрина, приказала освободить его. а дочери преданного Ее Величеству, и верного Ее слуги капитана Миронова, Императрица пожаловала приданое, ставшее залогом новой, счастливой жизни девушки.
И.А. Гончаров «Обломов»
О роли детства в этапе взросления человека говорит и Иван Александрович Гончаров. В своем романе «Обломов» писатель особое внимание уделяет описанию детства главного героя. Оно представлено в главе «Сон Обломова» и имеет огромное как композиционное, так и идейное значение. Именно из детства перешли во взрослую жизнь лень и апатия ко всему окружающему. Первоначально Илья Ильич был любознательным ребенком, который хотел узнать много нового, хотел собственными глазами увидеть красоту природы. Однако родительская забота была слишком слепа. Обломов постепенно стал привыкать к той тихой, спокойной и размеренной жизни, которая царствовала в Обломовке. Главный герой становится апатичным и ничем не интересующимся в жизни человеком. Хорошо покушать и отдохнуть на диване – эти цели становятся главными в жизни Ильи Ильича. Подробно описывая жизнь Обломова в детстве, И. А. Гончаров подчеркивает, что поведение человека в зрелом возрасте – это следствие его образа жизни в детстве, следствие его воспитания.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Многие отечественные писатели указывали на роль родительских наставлений в жизни человека. Об этом писал Александр Сергеевич Пушкин в своей повести «Капитанская дочка». Автор демонстрирует, как происходит становление личности Петра Гринева. В детстве главный герой был недорослем, не желающим получать какие-либо знания. Петруша знал, что его отец, живущий по военным принципам, отправит его на службу. Однако Гринев мечтал о службе в Петербурге, так как именно там можно было бы продолжить свою веселую, беззаботную и даже разгульную жизнь. Но отец Петра хотел, чтобы его сын жил в соответствии с принципами чести и достоинства, поэтому решил отправить его служить в Оренбург. Перед отъездом Гринева отец дает ему наставление: «Береги честь смолоду». Именно это становится основным жизненным принципом Петра Гринева. А.С. Пушкин показывает, как из беззаботного недоросля, мечтающего о разгульной жизни, Петр превращается в настоящего мужчину, который готов бороться за собственные принципы, готов бороться за любовь и собственное счастье. Отцовское наставление повлияло на мировоззрение Гринева. Главный герой стал относиться к собственной жизни более ответственно. А.С. Пушкин указал на то, что семья оказывает огромное влияние на взросление человека.
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
В написанной в 1976 году повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» отразились не только черты того времени, но и черты современного поколения.
Основой сюжета повести является то, что для строительства гидроэлектростанции планируют затопить деревню Матеру. Центральное место в повести занимают отношения старого и молодого поколений к затоплению острова, символизирующему изменения в обществе.
Герои, представляющие старое поколение, негативно относятся к тому, что Матеру собираются затапливать. Живя в деревне всю свою жизнь, они не готовы переехать в данные им властями городские квартиры. Старики ценят малую родину, потому что здесь прошли их детство и молодость, взросление и старение. Особую ценность Матера приобретает для представителей старого поколения из-за того, что в деревне похоронены все их родных и близкие.
Герои же, представляющие молодое поколение, относятся к затоплению Матеры совершенно по-другому. Они радуются приближающимся изменениям, считают их частью развития общества. В.Г. Распутин показывает, что одни представители молодежи относятся к затоплению острова равнодушно, а другие даже проявляют жестокость по отношению к тем, кто не хочет покидать Матеру. Многие молодые люди радуются тому, что теперь они будут жить в предоставленных им городских квартирах, некоторые из них сжигают не только собственные жилища, но и дома тех, кому тяжело дается смирение с переездом.
В.Г. Распутин демонстрирует конфликт между представителями старого и нового поколений. Однако этот конфликт рассматривается не в традиционном формате. Автор повести находится не на стороне молодого поколения, выступающего за перемены, как это происходило среди авторов большинства художественных произведений, а на стороне старого поколения, стремившегося сохранить свою малую родину. В повести выражается мысль о том, что представители настоящего, стремясь к лучшему будущему, совершают неправильные поступки. Ради технического прогресса молодое поколение готово пойти на уничтожение целого острова с растениями, животными и захороненными останками людей. Такое стремление молодого поколения совершить общественные изменения любыми путями, описанное в повести «Прощание с Матерой, характерно и для современного поколения, часто забывающего о заботе об окружающем мире и о сохранении памяти. В.Г. Распутин призывает представителей всех поколений смотреть на то, какой ценой совершается общественный прогресс.
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Отцовское наставление является основополагающим и в судьбе другого персонажа. Молчалин из комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» с самого детства живет по принципу собственного отца – угождать всем людям. Отец Молчалина наставляет его угождать и своему хозяину, и своему начальнику, и его слуге, и швейцару, и дворнику, и даже собаке дворника. Молчалин всерьез относится к завету своего отца, поэтому он ведет себя словно раб. Молчалин привык угождать Фамусову и всем его приближенным. Это помогает герою добиваться своих корыстных целей. Про таких людей, как Молчалин, Чацкий говорит, что они «дойдут до степеней известных». Ради положения в обществе Молчалин притворяется, будто он искренне любит дочь Фамусова Софью. На лицо Молчалина надета маска. И надета эта маска его же руками. Молчалин скрывает собственное «я», так как этому учил его отец. А.С. Грибоедов показывает, насколько родительское наставление может испортить характер человека. Если бы отец Молчалина дал бы своему сыну другое наставление, герой вырос бы абсолютно другой личностью. Драматург демонстрирует роль семьи и воспитания в становлении личности человека.
Банк аргументов по проблеме ОТЦЫ И ДЕТИ:
И. С. Тургенев. «Отцы и дети»
В данном произведении ярко продемонстрирована проблема взаимоотношений двух поколений. «Отцы» – братья Николай и Павел Кирсановы, «дети» – Аркадий Кирсанов, сын Николая Петровича Кирсанова, и Евгений Базаров, друг Аркадия. Студенты увлечены нигилизмом. Представители старшего поколения остаются верны общепринятым нравам. Конфликт взглядов завершается дуэлью между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. Позже Аркадий отказывается от нигилистических учений Базарова, заводит собственную семью и возвращается в имение отца.
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»
Своих сыновей, Остапа и Андрия, вернувшихся с учебы в Киеве, отец Тарас Бульба видит в будущем настоящими запорожскими казаками и везет их в сечь. Оттуда они отправляются на войну с поляками, где отличаются удалью и отважностью. Тарас гордится сыновьями и пророчит им успешное будущее атаманов. Но Андрий, в отличие от Остапа, не оправдывает надежд (влюбляется в полячку), и отец убивает его за предательство. Остап самоотверженно сражается в бою с поляками и попадает в плен, где после публично казнен на глазах отца.
А. С. Грибоедов. «Горе от ума»
Противостояние «века нынешнего» и «века минувшего» проявилось в резкой противоположности ценностей и идеалов двух поколений. На смену фамусовскому обществу с его привычкой унижаться перед власть имущими ради получения выгод, с его пренебрежением к истинному образованию, с его поклонением перед западом и духовной пустотой приходит новая эпоха, представителем которой является Чацкий. Эта эпоха несет в себе другие идеалы: отвергаются бесчеловечные принципы крепостного права, ценится «служение делу, а не лицам», высшей ценностью признаются наука и искусство. Таким образом, мы видим, что конфликт «отцов» и «детей» неизбежен, потому что на разные поколения оказывают влияние конкретные исторические события, поэтому формируются часто противоположные жизненные взгляды у, казалось бы, близких людей.
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Отправляя в Оренбург на службу сына Петра, Андрей Петрович Гринев дает напутствие 17-летнему юноше: «Береги платье снову, а честь смолоду». Молодой человек делает эти слова своим главным жизненным ориентиром и даже в грозящих ему смертью ситуациях не теряет своего достоинства. Петру по-настоящему важно оставаться честным человеком перед отцом и Родиной. Это пример воспитания, когда детям передаются истинные ценности.
А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»
Повесть о беззаветной любви родителей к детям. Станционный смотритель Вырин души не чаял в единственной дочери-красавице Дуне, которую обманом увез молодой гусар Минский. Старик пошел за дочерью в Петербург, но встреча его сильно огорчила. Богато разодетая дочь, увидев своего отца, упала в обморок, а зять вытолкал его за порог. Вернувшись домой, старик от тоски скоропостижно умер. Позже рассказчику стало известно, что опосля приезжала молодая барыня с тремя барчатами и долго лежала на могиле смотрителя.
К. Г. Паустовский. «Телеграмма»
Дочь Катерины Петровны Настя работала секретарем в Союзе художников в Ленинграде и годами не приезжала навестить мать в село Заборье. Даже когда женщина написала, что в последнее время ослабла и не доживет до весны, Настя предпочла участвовать в организации выставки картин и не отвечать на письмо. Только после получения телеграммы с сообщением о тяжелом состоянии матери, Настя задумалась от том, что Катерина Петровна – единственная, кто ее искренне любит, и отправилась в Заборье. Живой родного человека она не застала, о чем потом горько сожалела.
С. А. Есенин. «Письмо матери»
В стихотворении поэт обращается к матери и просит ее не тревожится о нем, не верить слухам и обещает по весне вернуться в родной дом. И в то же время напоминает, что он уже не тот мальчишка, которого нужно учить, а уставший мужчина, желающий отдохнуть от тоски мятежной в обществе самого родного и близкого человека. Несмотря на различность взглядов на жизнь, мать все же остается для поэта единственной душевной отрадой.
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Произведение демонстрирует, что во взглядах чаще всего дети наследуют своих родителей. Старшее и младшее поколение Ростовых воплощают лучшие черты дворянства: духовную щедрость, открытость, нравственность. Честность, благородство, образованность прослеживается в трех поколениях Болконских, начиная со старого князя Николая Андреевича и до его внука Николеньки. Курагины же (князь Василий, его сын Анатоль и дочь Элен) показываются как подлые, низкие и алчные люди.
А. Н. Островский «Гроза»
Властная вдова Кабаниха держит свою семью очень строго, вмешивается в супружескую жизнь сына Тихона и невестки Катерины, пытается контролировать дочь Варвару. Сын безропотно подчиняется матери, унижая себя и жену. Ситуация накаляется до предела, когда утомленная нравоучениями и упреками Катерина изменяет Тихону с приезжим молодым человеком Борисом. Девушка не видит иного выхода, как покончить с собой. После чего Тихон наконец решается «восстать» против деспотичной матери.
А. Алексин «Раздел имущества»
В повести описывается неблагодарное и потребительское отношение детей к родителям. Анисия Ивановна, отказавшись от любимого дела, вызвалась помогать невестке и сыну ухаживать за их дочерью Верой, перенесшей тяжелую родовую травму, и выходила девочку. Внучка сильно привязалась к бабушке и даже стала называть ее мамой, что вызвало недовольство у родной матери. Это послужило причиной конфликта – семья обратилась в суд по разделу имущества. В результате Анисия Ивановка уезжает в деревню, а с Верочкой случается серьезный приступ.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Митрофан Простаков такой же злонравный и невежественный, как его деспотичная мать, госпожа Простакова. Абсолютной противоположностью выступает сирота Софья, которую из корыстных побуждений приютили Простаковы. Девушка образованная, вежливая, имеет высокие моральные принципы, как и ее родной дядя Стародум. В пьесе четко прослеживается влияние родительского воспитания на поведение детей. Чрезмерная опека Простаковой над сыном выливается в то, что Митрофан с легкостью соглашается покинуть дом и уйти служить.
М. Ю. Лермонтов «Мцыри»
Юный Мцыри бунтует против предстоящего ему пострига в монахи, поскольку не выбирал для себя этот путь, и видит свою жизнь совсем иначе в родных краях на Кавказе. Он решается на побег, но тот длится всего 3 дня, после чего юношу находят монахи и забирают обратно в монастырь. Мцыри, так и не увидев родные земли, умирает от болезни, которая стала следствием сражения с барсом в лесу. В поэме прослеживается бунт молодого поколения против привычных устоев общества, созданных их отцами.
М. Цветаева «Бабушке»
Стихотворение, посвященное бабушке, которую Цветаева видела только на портрете. В своем произведении поэтесса ищет схожесть с умершей бабушкой как внешнюю, так и духовную, пытается уловить «бунтарские» черты характера, угадать радости и переживания женщины. В стихотворении не рассматривается конфликт поколений, наоборот, поэтесса хочет восстановить утраченную связь времен.
Н. В. Гоголь «Мертвые души»
Пагубное влияние родителей на детей прослеживается в характере Чичикова, который с рождения был приучен его отцом ко лжи, лицемерию и продажности. Даже товарищ называл его «христопродавец», потому что тот за определенную цену мог продать любого.
И. А. Гончаров «Обломов»
В романе четко наблюдается влияние отцов на судьбы их детей. Илья Ильич Обломов жил в точности, как его родители: неспешно, однообразно. Он был ленив и боялся перемен, из-за чего даже потерял свою возлюбленную. Абсолютная противоположность Обломова – его лучший друг Андрей Иванович Штольц. Он был воспитан в трудолюбивой, образованной семье, поэтому и вырос целеустремленным и успешным молодым человеком, достигшим известности в высших кругах общества.
А. П. Чехов «Вишневый сад»
Проблема взаимоотношений поколений в пьесе показана в ином ракурсе, когда дети берут на себя роль родителей. Родной и приемной дочерям Раневской Любови Андреевны самим приходится разбираться с обанкротившимся семейным имением и думать о своем будущем после продажи дома и сада за долги. В то время как наивная Раневская до последнего не верит в то, что поместье отберут, а в итоге лишается всего.
М. А. Шолохов «Тихий Дон»
Пантелей Мелехов, отец Григория, Петра и Дуняши Мелеховых, держит детей в строгости. Узнав о связи старшего сына с замужней женщиной, насильно женил его на Наталье Коршуновой. Но семейная жизнь не сложилась, и Григорий ушел на войну вместе с Петром, который оставил в отцовском доме жену Дарью. Девушка вскоре осквернила имя семьи, за что была выпорота свекром Пантелеем. Но после революции власть отца ослабевает, и дети перестают подчинятся его казачьим законам.
А.Н. Островский «Гроза»
О том, что детство влияет на мировоззрение человека и на его дальнейшие мечты, желания и стремления, писал Александр Николаевич Островский в драме «Гроза». Главная героиня Катерина рассказывает о своем детстве. В ее семье всегда царствовали доброта и уют. Взаимная любовь – вот основа семейных отношений в родительском доме Катерины. В ее семье было принято помогать другим людям, поэтому к ним часто приходили различные странники и богомолки, которым непременно давался приют. С самого детства Катерина привыкла к свободе. Главная героиня сравнивает себя с птичкой на воле, которая жила и никогда ни о чем не тужила. Катерина вспоминает, что она делала все то, что ей хотелось, мать ее очень любила и не заставляла работать. Вместе они ходили в церковь, а затем занимались ручным трудом. У Катерины было много цветов, за которыми она ухаживала. Привыкшая к свободе и счастью Катерина мечтает о такой же жизни, находясь в браке. Однако ее мечты рушатся о реальность. Катерина понимает, что в семье ее мужа Тихона она «завяла совсем». Воспитание героини требовало от нее другой жизни, однако Катерина не смогла обрести необходимое для нее счастье, поэтому она решает кончить жизнь самоубийством.
А.П. Чехов «Злоумышленник»
Рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник», написанный еще в XIX веке, не теряет актуальности и в наши дни, так как в нем поднимаются важные общественные проблемы.
Сюжет рассказа довольно прост: мужика Дениса Григорьева судят за то, что он откручивал гайки с железной дороги. Важны в повествовании позиции двух конфликтующих сторон: мужика Дениса Григорьева, образ которого является собирательным образом крестьянства, и следователя, олицетворяющего государственную власть. А.П. Чехов показывает, что Денис Григорьев не понимает, что от того, что он и другие мужики выкручивает гайки, поезда, наполненные людьми, могут сойти с рельс, что приведет к настоящим трагедиям. Как Денис Григорьев не понимает следователя, так и следователь не понимает крестьян, которые с помощью выкрученных с железнодорожных путей гаек ловили рыбу, то есть находили способ прокармливать себя и свою семью. Следователь не понимает, что Денис Григорьев и другие крестьяне неосознанно совершали преступление не от хорошей жизни.
Таких людей, подобных Денису Григорьеву, в современном мире много. Некоторые люди с ограниченным мышлением совершают какие-то поступки, совершенно не думая о других, заботясь лишь о собственных интересах. Часто современные люди, не зная законов, неосознанно становятся преступниками, так и не понимая, в чем заключается их вина, как это произошло с Денисом Григорьевым. Рассказ А.П. Чехова преподает следующий урок, выраженный в современном обществе статьей Конституции РФ: «Незнание закона не освобождает от ответственности». Но есть в современном обществе и люди, подобные следователю. Представители властьимущих никогда не поймут проблемы бедных людей, пока сами не столкнуться с ними.
А.П. Чехов показывает, что Денис Григорьев и следователь не понимают друг друга, потому что говорят фактически на разных языках. В нашем обществе наблюдается нечто подобное, когда бедные люди и богатые люди не могут найти общий язык, так как живут по разным понятиям. Рассказ А.П. Чехова построен так, что можно понять и Дениса Григорьева, который был настолько беден, что для ловли рыбы пользовался тем, что находилось в окружающем мире, и следователя, который не мог закрыть глаза на совершенное преступление, которое могло привести к крушению поездов и гибели людей. Так и в современном обществе: невозможно сказать, кто в конкретной ситуации прав, а кто виноват, ведь нужно анализировать все точки зрения относительно данной ситуации.
Эрве Базен «Семья Резо»
О семейных отношениях писали и зарубежные авторы. Данная тема ярко выражается в трилогии Эрве Базена «Семья Резо». Повествование в романе «Змея в кулаке» ведется от лица мальчика Жана, которому вместе со своими братьями приходится терпеть деспотизм собственной матери. Автор особое внимание уделяет жестоким поступкам матери, которую подростки называли между собой Психиморой. Таким же ожесточенным и озлобленным на мир рос и Жан. На протяжении почти всех жизни между матерью и сыном происходит борьба, о которой более подробно рассказывается в романе «Смерть лошадки». В третьем романе «Крик совы» это противостояние ослабевает, так как ослабевает сама Психимора. Отношения между ней и Жаном налаживаются, оба принимают друг друга такими, какие они есть на самом деле. Однако то, что жестокое отношение матери к Жану в детстве повлияло на его мировоззрение и на судьбу в целом, не отрицается, а подчеркивается.
М. Зусак «Книжный вор»
В романе М. Зусака «Книжный вор» отображены события, которые произошли в мире сравнительно недавно. Современные читатели могут сравнить собственную жизнь с тем, с чем пришлось столкнуться нашим бабушкам и дедушкам.
Вынужденные жить в эпоху формирования и развития фашизма, герои романа встречают на своем жизненном пути различные испытания: вступление к фашистскую партию, наступление Второй мировой войны, проходящие через город колонны с евреями, постоянные бомбежки, смерть родных и близких и многое другое. Нашему поколению повезло, что мы не живем в военное время. М. Зусак с помощью своего романа выражает позицию современных людей относительно правления Гитлера и Второй мировой войны: это жестокие события, которые никогда не должны повториться. Роман «Книжный вор», где повествование ведется от лица Смерти, не поддерживающего войну и фашизм, учит современное поколение обращать внимание на ошибки прошлого, чтобы в будущем их не совершить.
Конечно, в современном мире тоже есть жестокие люди, однако это отдельные личности, а не представители государственной власти, пропагандирующие насилие и реализующие свои жестокие и кровавые принципы по всему миру. Мы должны уважать наших предков, которые, рискуя и жертвуя собственными жизнями, общественное ставя превыше личного, смогли победить фашизм и нацизм, мы должны быть благодарны нашим предкам за то, что они дали нам возможность жить в мирное время, где можно реализовать себя.
В современном обществе есть злые, равнодушные и жестокие люди, однако большинство людей имеют те же нравственные качества, что и Лизель Мемингер, Ганс Хуберман, Роза Хуберман, Руди Штайнер, Макс Ванденбург, Ильза Герман, которые, несмотря на тяжелые времена в стране и во всем мире, оставались в первую очередь Людьми. Как и эти персонажи, многие люди современности готовы помогать окружающим людям – как близким, так и совершенно незнакомым, готовы оказывать поддержку, проявлять доброту и милосердие, чем-то жертвовать ради других людей. Многие современные люди сталкиваются с различными жизненными трудностями каждый день, но остаются такими же искренними и добрыми по отношению к другим людям. Находят в современном мире отражение и поднятые в романе «Книжный вор» проблемы роли семейных, дружеских и любовных взаимоотношений в жизни каждого человека.
Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»
О становлении человеческой личности писал Дэниел Киз. В своем романе «Цветы для Элджернона» писатель продемонстрировал судьбу умственно отсталого человека. Чарли Гордону уже тридцать три года, но он не умеет ни читать, ни писать, ни точно выражать свои мысли. Над ним все шутят и смеются, но у него нет способности понять этого. Чарли думает о том, что все люди, которые смеются над ним, – его друзья. Только после операции, позволяющей Чарли стать почти гением, главный герой понимает, насколько он ошибался в людях. Теперь он может вспоминать все то, что было с ним. Картины прошлого стоят перед его глазами, он думает о поступках своих родителей. Мать Чарли долго не могла признать факт того, что ее сын – умственно отсталый. Она долго боролась за его здоровье, однако после рождения еще одного ребенка она принимает решение отправить Чарли в специальное учреждение для умственно отсталых людей. Решение матери влияет на жизнь Чарли Гордона. Он это понимает только тогда, когда становится способным брать на себя ответственность за собственную жизнь. Главный герой вспоминает, как всю жизнь стремился стать умным, чтобы мать гордилась им, чтобы она никогда не попрекала его и не злилась на него. Д. Киз показал жестокое отношение к человеку с отклонениями. Фактически главный герой романа «Цветы для Элджернона» никогда не испытывал настоящей любви.
Тезисы по направлению «Отцы и дети»
- Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений
- Советы родителей очень много значат для детей
- По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах
- Не заботиться о своих родителях – значит предать их
- Не всегда родители несут добро своим детям
- Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы
- Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке
- Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал