Анализ эпизода в произведении судьба человека. Сочинение: Диалог Андрея Соколова с Мюллером как один из кульминационных эпизодов рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека. Характеристика главных героев

1. Поведение главного героя как отражение его внутренней сущности. 2. Нравственный поединок. 3. Мое отношение к поединку Андрея Соколова и Мюллера. В рассказе Шолохова «Судьба человека» есть много эпизодов, которые позволяют нам лучше понять особенности характера главного героя. Один из таких моментов, заслуживающих нашего, читательского, пристального внимания — сцена допроса Андрея Соколова Мюллером. Наблюдая за поведением главного героя, мы можем оценить русский национальный характер, отличительной чертой которого является гордость и самоуважение. Военнопленный Андрей Соколов, измученный голодом и тяжелой работой, в кругу братьев по несчастью произносит крамольную фразу: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». Об этой фразе стало известно немцам. И далее следует допрос героя. Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером — это своеобразная психологическая «дуэль». Один из участников поединка — слабый, изможденный человек. Другой — сытый, благополучный, самодовольный. И, тем не менее, победил слабый и изможденный. Андрей Соколов по силе своего духа превосходит фашиста Мюллера. Отказ от предложения выпить за победу немецкого оружия показывает внутреннюю силу Андрея Соколова. «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!» Сама мысль об этом показалась Андрею Соколову кощунственной. На предложение Мюллера выпить за свою погибель, Андрей соглашается. «А что мне было терять? — вспоминает он впоследствии. — За свою погибель и избавление от мук я выпью». В моральном поединке Мюллера и Соколова последний одерживает победу еще и потому, что абсолютно ничего не боится. Андрею нечего терять, он уже мысленно простился с жизнью. Он откровенно издевается над тем, кто в данный момент наделен властью и обладает значительным преимуществом. «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость, и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Силу духа Андрея фашисты оценили. Комендант сказал ему: «Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я — тоже солдат и уважаю достойных противников». Я думаю, что сцена допроса Андрея Соколова Мюллером показала немцам всю выносливость, национальную гордость, достоинство и самоуважение русского человека. Для гитлеровцев это был хороший урок. Несгибаемая воля к жизни, которая отличает русский народ, позволила выиграть войну, несмотря на техническое превосходство противника. В годы Великой Отечественной войны Шолохов в военных корреспонденциях, очерках, рассказе «Наука ненависти» разоблачал античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны, раскрывал героизм советского народа, любовь к Родине. А в романе «Они сражались за Родину» был глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний. Вспоминая, как в годы войны гитлеровцы с насмешкой называли советского солдата «русский Иван», Шолохов писал в одной из статей: «Символический русский Иван — это вот что: человек, одетый в серую шинель, который не задумываясь отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины».

Таким скромным, рядовым воином предстает перед нами Андрей Соколов в рассказе «Судьба человека». Как о деле самом обычном Соколов говорит о своих мужественных поступках. Храбро выполнял он на фронте свой воинский долг. Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее. «Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам… — рассказывает Соколов. — Командир нашей части спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? Какой разговор! — отвечаю я ему. — Я должен проскочить, и баста!» В этом эпизоде Шолоховым подмечена основная черта героя — чувство товарищества, способность думать о другом больше, чем о себе. Но, оглушенный разрывом снаряда, очнулся он уже в плену у немцев. С болью смотрит он, как идут на восток наступающие немецкие войска. Познав, что такое вражеский плен, Андрей с горьким вздохом говорит, обращаясь к собеседнику:

«Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому сразу в душу не въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука». О том, что пришлось ему пережить в плену, говорят его горькие воспоминания: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, — сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать…»

Будучи в плену, Андрей Соколов все свои силы прилагал к тому, чтобы сохранить в себе человека, не разменять ни на какие облегчения участи «русское достоинство и гордость». Одна из самых ярких сцен в рассказе — сцена допроса пленного советского солдата Андрея Соколова профессиональным убийцей и садистом Мюллером. Когда Мюллеру донесли, что Андрей позволил проявить недовольство каторжной работой, то он вызвал его в комендантскую на допрос. Андрей знал, что на смерть идет, но решил «собраться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю минуту, что ему с жизнью расставаться трудно…»

Сцена допроса превращается в духовный поединок Пленного солдата с комендантом лагеря Мюллером. Казалось бы, силы превосходства должны быть на стороне сытого, наделенного властью и возможностями унизить, растоптать человека Мюллера. Поигрывая пистолетом, он спрашивает Соколова, действительно ли четыре кубометра выработки — много, а одного на могилу хватит? Когда Соколов подтверждает свои ранее произнесенные слова, Мюллер предлагает перед расстрелом выпить ему стакан шнапса: «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия». Соколов вначале отказался пить «за победу немецкого оружия», а потом согласился «за свою погибель». Выпив первый стакан, Соколов отказался закусить. Тогда ему подали второй. Только после третьего он откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Рассказывая об этом, Соколов говорит: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Смелость и выдержка Соколова поразили немецкого коменданта. Он не только отпустил его, но и напоследок дал небольшую буханку хлеба и кусок сала: «Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я — тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой блок…»

Рассматривая сцену допроса Андрея Соколова, можно сказать, что она является одной из композиционных вершин рассказа. У нее своя тема — духовное богатство и нравственное благородство советского человека, своя идея: нет на свете силы, способной духовно сломить истинного патриота, заставить его унижаться перед врагом.

Многое преодолел на своем пути Андрей Соколов. Национальная гордость и достоинство русского советского человека, выносливость, душевная человечность, непокоренность и неистребимая вера в жизнь, в свою Родину, в свой народ — вот что типизировано Шолоховым в поистине русском характере Андрея Соколова. Автор показал несгибаемую волю, мужество, героизм простого русского человека, который в годину тягчайших испытаний, выпавших на долю его Родины, и непоправимых личных утрат смог подняться над своей исполненной глубочайшего драматизма личной судьбой, сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть. В этом пафос рассказа, его основная мысль.

Великая Отечественная война даже спустя много десятилетий остается величайшим ударом для всего мира. Какая же это трагедия для сражающегося советского народа, потерявшего больше всего людей в этом кровавом поединке! Жизни многих (и военных, и штатских) оказались сломаны. Рассказ Шолохова «Судьба человека» правдиво живописует эти страдания, не отдельного человека, а всего народа, вставшего на защиту своей Родины.

Рассказ «Судьба человека» основан на реальных событиях: М.А. Шолохов встретил мужчину, рассказавшего ему свою трагическую биографию. Эта история была практически готовым сюжетом, но не сразу превратилась в литературное произведение. Писатель вынашивал свою идею 10 лет, но изложил ее на бумаге всего за несколько дней. И посвятил Е. Левицкой, которая помогла ему напечатать главный роман его жизни «Тихий Дон».

Рассказ вышел в газете «Правда» накануне нового, 1957 года. А вскоре был прочитан на Всесоюзном радио, услышан всей страной. Слушатели и читатели были потрясены силой и правдивостью этого произведения, оно завоевало заслуженную популярность. В литературном отношении эта книга открыла для писателей новый способ раскрывать тему войны – через судьбу маленького человека.

Суть рассказа

Автор случайно встречается с главным героем Андреем Соколовым и его сыном Ванюшкой. В ходе вынужденной задержки на переправе мужчины разговорились, и случайный знакомый поведал писателю свою историю. Вот, о чем он рассказал ему.

До войны Андрей жил как все: жена, дети, хозяйство, работа. Но тут грянул гром, и герой ушел на фронт, где служил водителем. В один роковой день машина Соколова попала под обстрел, его контузило. Так он попал в плен.

Группу пленных привели в церковь на ночевку, в эту ночь произошло много происшествий: расстрел верующего, который не смог осквернить церковь (не выпускали даже «до ветру»), а с ним и несколько случайно попавших под автоматную очередь людей, помощь врача Соколову и другим раненым. Также главному герою пришлось задушить другого пленного, так как тот оказался предателем и собирался выдать комиссара. Еще во время очередного перегона в концлагерь Андрей пытался бежать, но был пойман собаками, которые лишили его последней одежды и всего искусали, что «кожа с мясом полетели клочьями».

Потом концлагерь: нечеловеческая работа, почти голодное существование, побои, унижения – вот что пришлось пережить Соколову. «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит!» — неосмотрительно произнес Андрей. И за такое предстал перед лагерфюрером Мюллером. Главного героя хотели пристрелить, но он переборол страх, храбро выпил три стопки шнапса за свою погибель, за что заслужил уважение, буханку хлеба и кусок сала.

Ближе к концу военных действий Соколова назначили шофером. И, наконец, появилась возможность для побега, да еще вместе с инженером, которого герой возил. Не успела утихнуть радость от спасения, подоспело горе: он узнал о гибели семьи (в дом попал снаряд), а ведь все это время жил лишь надеждой на встречу. В живых остался один сын. Анатолий тоже защищал Родину, с Соколовым одновременно подошли они к Берлину с разных сторон. Но прямо в день победы убили последнюю надежду. Остался Андрей совсем один.

Сочинение 4

Андрей Соколов — главный герой. По профессии водитель. Ценит труд. Отражает в себе лучшие черты характера русского человека. Кажется, что ему по плечу решить любые проблемы. Видно, что он имеет в запасе большую силу воли. Соколов сильный но, как и любому человеку, он тоже хочет быть рядом с родными. К сожалению, главный персонаж потерял всех, кто был ему дорог. Любящую жену и единственного сына. Ему нужен был новый смысл жизнь, необходимо было о ком-то заботиться и быть нужным. Соколову одному было сложно устроиться после войны, нужна была еда, крыша над головой, но он всё равно принял решение забрать мальчика и воспитывать, как родного сына.

Соколов даже в трудных условиях, пребывая в концлагере, смог сохранить гордость и преданность Родине, чем даже заслужил уважение у немцев.

Главный герой принёс еду, чтобы поделиться с такими же пленными и испытывающими лишения, этот поступок показывает, какой он бескорыстный и щедрый. Андрей мог съесть всё один, ведь хлеб и сало были роскошью для голодного желудка, но не поступил так.

Ванюшка — это один из главных героев. Возраст около шести лет. Сирота, поэтому ходил грязный и в старой одежде. Это мальчик с открытой душой и добрым сердцем, который хочет вырасти и познать мир. Он перенёс много трудностей. Потерял маму (её убила бомба), отца (погиб на фронте). Ванюша остался совсем один, ему нужен был тот, кто о нём позаботится. Мальчик обрёл новую семью, встретив Соколова.

Ирина — женщина. Умная и позитивная. Сирота, детство провела в детском доме. Собирательный образ русской женщины. Она примерная хозяйка, заботливая мать и любящая жена. Никогда не унижала мужа, даже не повышала на него голос. Когда Соколов уходил на фронт, то поняла, что больше его никогда не увидит.

Комендант лагеря Мюллер — отрицательный персонаж, беспощадный немец. Занимал должность коменданта лагеря. Имел светлые волосы и небольшой рост. Понимал русскую речь и любил ненормативную лексику. Мюллеру приносило удовольствие издеваться над пленными. Свою жестокость он прикрывал профилактикой от гриппа. Уважал только Андрея, так как был удивлён его упорством.

Анатолий — сын Соколова. Когда учился в школе, то имел хорошие оценки, особенно любил заниматься математикой. К несчастью погиб от рук снайпера и не смог увидеть мирную жизнь. Был талантливым командиром, за это его наградили орденами и медалями.

В книге есть и остальные второстепенные герои. Они встречались в воспоминаниях главного героя. Это военный врач, командир автомобильных войск, друг из Урюпинска. У некоторых людей даже нет имён, так как они в воспоминаниях появлялись на короткое время и поэтому глубоко не раскрывались.

Тематика

Главная тема рассказа – человек на войне. Эти трагические события – индикатор личностных качеств: в экстремальных ситуациях раскрываются те черты характера, которые обычно скрыты, понятно, кто есть кто на самом деле. Андрей Соколов до войны ничем не отличался особенно, был как все. Но в бою, пережив плен, постоянную опасность для жизни, он показал себя. Раскрылись его поистине героические качества: патриотизм, смелость, стойкость, воля. С другой стороны, такой же пленный, как Соколов, вероятно, также ничем не отличающийся в обычной мирной жизни, собирался предать своего комиссара, чтобы выслужиться перед врагом. Так, в произведении находит свое отражение и тема нравственного выбора.

Также М.А. Шолохов касается темы силы воли. Война отняла у главного героя не только здоровье и силы, но и всю семью. У него нет дома, как же продолжать жить, что делать дальше, как найти смысл? Этот вопрос интересовал сотни тысяч людей, переживших похожие потери. И для Соколова новым смыслом стала забота о мальчике Ванюшке, который также остался без дома и семьи. И ради него, ради будущего своей страны нужно жить дальше. Вот и раскрытие темы поиска смысла жизни – его настоящий человек находит в любви и надежде на будущее.

Глава 2. Жизнь до войны

«Вначале жизнь у меня была самая обычная», – рассказывал незнакомец. «Когда случился голодный 22 год, решил податься на Кубань, чтоб работать на кулаков – это единственный фактор, который позволил мне остаться в живых. А отец, мать, сестренка остались дома, и умерли из-за голодовки. Я остался совсем один, никакой родни нет. Через год решил вернуться с Кубани, дом продал, отправился в Воронеж. Вначале работал плотником, после чего отправился на завод, решил выучиться на слесаря. Потом женился. Жена – сиротка, выросла в детдоме. Веселая, но при этом скромная, умница – совсем не чета мне. Она с самого детства уже знала, какая жизнь тяжелая, и это ощутимо отобразилось на ее характере. Со стороны посмотреть – не такая уж и видная, но я смотрел в упор. И не было женщины для меня красивее, умнее, желаннее, и теперь уже никогда не будет».

«Прихожу другой раз с работы – уставший, иногда и жутко злой. Но никогда она не грубила мне в ответ – даже если грубил я. Спокойная и ласковая, все делала для того, чтобы при минимальном достатке мне вкусный кусочек хлеба приготовить. Смотрел я на нее – и чувствую, тает мое сердце, и вся злость куда-то испаряется. Отойду немного, подойду, прощения просить начинаю: «Прости, моя ласковая Иринка, нахамил. Не срослось у меня сегодня с работой, понимаешь?» — и вновь у нас покой, уют и у меня на душе хорошо».

Дальше Соколов опять говорил о своей жене, о том, как она его безмерно любила и никогда не упрекала, даже в том случае, если ему приходилось где-то с друзьями выпить лишнего. Потом дети пошли – сын, после него две дочки. После рождения детей с выпивкой было окончено, разве что одну чашку пива выпивал в воскресный день. Жили хорошо, дом свой отстроили.

В 1929 увлекся автомобилями. Так и стал водителем грузовика. И все бы хорошо, но началась война. Пришла повестка, в скором времени забрали на фронт.

Проблематика

  1. Проблема выбора занимает важное место в рассказе. Каждый человек стоит перед выбором каждый день. Но не всем приходится выбирать под страхом смерти, зная, что от этого решения зависит твоя судьба. Так, Андрею приходилось решать: предать или остаться верным присяге, согнуться под ударами врага или бороться. Соколов смог остаться достойным человеком и гражданином, потому что определял свои приоритеты, руководствуясь честью и моралью, а не инстинктом самосохранения, страхом или подлостью.
  2. Во всей судьбе героя, в его жизненных испытаниях, отражается проблема беззащитности простого человека перед лицом войны. От него мало что зависит, на него наваливаются обстоятельства, из которых он пытается выйти хотя бы живым. И если себя Андрей смог спасти, то свою семью — нет. И он чувствует себя виноватым за это, хотя это и не так.
  3. Проблема трусости реализуется в произведении посредством второстепенных героев. Образ предателя, который ради сиюминутной выгоды готов пожертвовать жизнью однополчанина, становится противовесом образу отважного и сильного духом Соколова. И такие люди были на войне, говорит автор, но их было меньше, только поэтому мы одержали победу.
  4. Трагедия войны. Многочисленные потери понесли не только солдатские части, но и мирные жители, которые никак не могли защитить себя.

История создания

Рассказ «Судьба человека» Шолохов написал очень быстро, буквально за несколько дней. В его основу лёг рассказ случайного знакомого Михаила Александровича. Писатель впоследствии очень сожалел, что не узнал имени человека, рассказавшего ему эту историю.

Возможно, история неизвестного путника так и не стала бы литературным произведением: с момента встречи до написания «Судьбы человека» прошло десять лет.

Итак, прошли годы, Шолохов читал Ремарка и Хемингуэя. И писателя очень смущал тот сквозной образ человека, который он мог наблюдать у зарубежных писателей, — человека обречённого, слабого. Писателю хотелось как-то оспорить это суждение — и его ответом стала «Судьба человека».

Рассказ был опубликован и прочитан по радио. И отзыв, который «Судьба человека» нашла у слушателей, нельзя сравнить ни с чем. Шолохову приходили сотни тысяч писем. Люди рассказывали писателю о своей судьбе — судьбе человека. И хотя не было никакой физической возможности ответить на все эти письма, такая беспрецедентная отзывчивость народа произвела огромное впечатления на писателя.

Проблематика:

  • человек и война;
  • судьба и Родина;
  • нравственный выбор (убийство во избежание предательства; поведение в плену: не пойти на сговор с врагом, не предать товарищей, пережить все муки, чтобы остаться человеком).

Смысл названия: название рассказа позволяет выйти на уровень максимального, почти космического, обобщения. Андрей Соколов — обычный русский человек, и в то же время — Человек с большой буквы.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: рассказ.

Жанровые особенности: к сожалению, стандартные определения не дают нам возможности назвать «Судьбу человека» рассказом-эпопеей, хотя такое определение как нельзя лучше подошло бы для рассказа, вмещающего всю жизнь человека и открывающего панорамную картину жизни русского народа. Исследователи называют «Судьбу человека» панорамным рассказом.

Необходимо также обратить внимание на то, что Шолохов использует композицию рассказ в рассказе: лирический герой — автор — появляется лишь в начале и в конце рассказа. Основное повествование принадлежит Андрею Соколову.

Время и место действия: Андрей Соколов рассказывает свою историю автору в первую послевоенную весну. Сама же его история описывает времена Великой Отечественной войны.

Характеристика главных героев

  1. Андрей Соколов – обычный человек, один из многих, которым пришлось оставить мирное существование ради того, чтобы отстоять Родину. Простой и счастливый быт он меняет на опасности войны, даже не представляя, как можно остаться в стороне. В экстремальных обстоятельствах он сохраняет душевное благородство, проявляет силу воли и стойкость. Под ударами судьбы он сумел не сломаться. И найти новый смысл жизни, что выдает в нем доброту и отзывчивость, ведь он приютил сироту.
  2. Ванюшка – одинокий мальчик, которому приходится ночевать, где придется. Мать его убили при эвакуации, отца на фронте. Оборванным, пыльным, в арбузном соке – таким он предстал перед Соколовым. И Андрей не мог оставить ребенка, представился его отцом, дав шанс на дальнейшую нормальную жизнь и себе, и ему.

В чем смыл произведения?

Одна из главных идей рассказа – необходимость учесть уроки войны. На примере Андрея Соколова показано не то, что может сделать война с человеком, а что может сотворить со всем человечеством. Замученные концлагерем пленные, осиротевшие дети, разрушенные семьи, выжженные поля – это не должно повторяться никогда, поэтому и не должно забываться.

Не менее важна идея того, что в любой, даже самой страшной ситуации, надо оставаться человеком, не уподобляться животному, которое от страха действует только на основании инстинктов. Выжить – главное для любого, но если это дается ценой предательства себя, своих товарищей, Родины, то спасшийся солдат — уже не человек, он не достоин этого звания. Соколов не предал своих идеалов, не сломался, хотя прошел через то, что современному читателю даже представить сложно.

Жанр

Рассказ – короткий литературный жанр, раскрывающий одну сюжетную линию и несколько образов героев. «Судьба человека» относится именно к нему.

Однако если присмотреться к композиции произведения, то можно уточнить общее определение, ведь это – рассказ в рассказе. Вначале повествует автор, который волею судьбы встретился и разговорился со своим персонажем. Андрей Соколов сам описывает свою трудную жизнь, повествование от первого лица позволяет читателям лучше проникнуться чувствами героя и понять его. Авторские ремарки вводятся, чтобы характеризовать героя со стороны («глаза, словно присыпанные пеплом», «ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах… только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы») и показать, как глубоко страдает этот сильный человек.

ЛитЛайф

Михаил Александрович Шолохов

СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА

Евгении Григорьевне Левицкой

члену КПСС с 1903 года

Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лед, бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны.

В эту недобрую пору бездорожья мне пришлось ехать в станицу Букановскую. И расстояние небольшое — всего лишь около шестидесяти километров, — но одолеть их оказалось не так-то просто. Мы с товарищем выехали до восхода солнца. Пара сытых лошадей, в струну натягивая постромки, еле тащила тяжелую бричку. Колеса по самую ступицу проваливались в отсыревший, перемешанный со снегом и льдом песок, и через час на лошадиных боках и стегнах, под тонкими ремнями шлеек, уже показались белые пышные хлопья мыла, а в утреннем свежем воздухе остро и пьяняще запахло лошадиным потом и согретым деготьком щедро смазанной конской сбруи.

Там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком. Под сапогами хлюпал размокший снег, идти было тяжело, но по обочинам дороги все еще держался хрустально поблескивавший на солнце ледок, и там пробираться было еще труднее. Только часов через шесть покрыли расстояние в тридцать километров, подъехали к переправе через речку Еланку.

Небольшая, местами пересыхающая летом речушка против хутора Моховского в заболоченной, поросшей ольхами пойме разлилась на целый километр. Переправляться надо было на утлой плоскодонке, поднимавшей не больше трех человек. Мы отпустили лошадей. На той стороне в колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды «виллис», оставленный там еще зимою. Вдвоем с шофером мы не без опасения сели в ветхую лодчонку. Товарищ с вещами остался на берегу. Едва отчалили, как из прогнившего днища в разных местах фонтанчиками забила вода. Подручными средствами конопатили ненадежную посудину и вычерпывали из нее воду, пока не доехали. Через час мы были на той стороне Еланки. Шофер пригнал из хутора машину, подошел к лодке и сказал, берясь за весло:

— Если это проклятое корыто не развалится на воде, — часа через два приедем, раньше не ждите.

Хутор раскинулся далеко в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухою осенью и в самом начале весны. От воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли.

Неподалеку, на прибрежном песке, лежал поваленный плетень. Я присел на него, хотел закурить, но, сунув руку в правый карман ватной стеганки, к великому огорчению, обнаружил, что пачка «Беломора» совершенно размокла. Во время переправы волна хлестнула через борт низко сидевшей лодки, по пояс окатила меня мутной водой. Тогда мне некогда было думать о папиросах, надо было, бросив весло, побыстрее вычерпывать воду, чтобы лодка не затонула, а теперь, горько досадуя на свою оплошность, я бережно извлек из кармана раскисшую пачку, присел на корточки и стал по одной раскладывать на плетне влажные, побуревшие папиросы.

Был полдень. Солнце светило горячо, как в мае. Я надеялся, что папиросы скоро высохнут. Солнце светило так горячо, что я уже пожалел о том, что надел в дорогу солдатские ватные штаны и стеганку. Это был первый после зимы по-настоящему теплый день. Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному, целиком покорясь тишине и одиночеству, и, сняв с головы старую солдатскую ушанку, сушить на ветерке мокрые после тяжелой гребли волосы, бездумно следить за проплывающими в блеклой синеве белыми грудастыми облаками.

Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:

— Здорово, браток!

— Здравствуй. — Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.

Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:

— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.

— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мною, отец сказал:

— Беда мне с этим пассажиром! Через него и я подбился. Широко шагнешь — он уже на рысь переходит, вот и изволь к такому пехотинцу приноравливаться. Там, где мне надо раз шагнуть, — я три раза шагаю, так и идем с ним враздробь, как конь с черепахой. А тут ведь за ним глаз да глаз нужен. Чуть отвернешься, а он уже по лужине бредет или леденику отломит и сосет вместо конфеты. Нет, не мужчинское это дело с такими пассажирами путешествовать, да еще походным порядком. — Он помолчал немного, потом спросил: — А ты что же, браток, свое начальство ждешь?

Мне было неудобно разуверять его в том, что я не шофер, и я ответил:

— Приходится ждать.

— С той стороны подъедут?

— Да.

— Не знаешь, скоро ли подойдет лодка?

— Часа через два.

— Порядком. Ну что ж, пока отдохнем, спешить мне некуда. А я иду мимо, гляжу: свой брат-шофер загорает. Дай, думаю, зайду, перекурим вместе. Одному-то и курить и помирать тошно. А ты богато живешь, папироски куришь. Подмочил их, стало быть? Ну, брат, табак моченый, что конь леченый, никуда не годится. Давай-ка лучше моего крепачка закурим.

Он достал из кармана защитных летних штанов свернутый в трубку малиновый шелковый потертый кисет, развернул его, и я успел прочитать вышитую на уголке надпись: «Дорогому бойцу от ученицы 6-го класса Лебедянской средней школы».

Мы закурили крепчайшего самосада и долго молчали. Я хотел было спросить, куда он идет с ребенком, какая нужда его гонит в такую распутицу, но он опередил меня вопросом:

— Ты что же, всю войну за баранкой?

— Почти всю.

— На фронте?

— Да.

— Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше.

Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

Выломав из плетня сухую искривленную хворостинку, он с минуту молча водил ею по песку, вычерчивая какие-то замысловатые фигуры, а потом заговорил:

— Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь! — И вдруг спохватился: ласково подталкивая сынишку, сказал: — Пойди, милок, поиграйся возле воды, у большой воды для ребятишек всегда какая-нибудь добыча найдется. Только, гляди, ноги не промочи!

Еще когда мы в молчании курили, я, украдкой рассматривая отца и сынишку, с удивлением отметил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука… Еще тогда я подумал: «Или вдовец, или живет не в ладах с женой».

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: