Страх и ненависть в литературе: фобии героев классических книг


Перечень человеческих страхов

This is a Trial Version of Social Share & Locker Pro plugin. Please add your purchase code into Licence section to enable the Full Social Share & Locker Pro Version.

Чтобы составить оптимальный сюжет для страшного рассказа, вам надо выбрать один или несколько страхов и придумать, как они могут воплотиться в жизнь. Но что такое страх?

Страх — это осознание потенциальной опасности. Если мы замечаем ее признаки, тело помимо нашей воли реагирует на это (волосы дыбом, мурашки по коже, внутри все сжалось и т.п.). Плюс, мы пытаемся как-то предотвратить надвигающуюся беду.

Если мы хотим написать страшный рассказ или страшный эпизод в романе, нам надо разобраться в природе человеческих страхов.

Страхи бывают рациональные и иррациональные (последние называется фобиями). Разница заключается в реалистичности угрозы здесь и сейчас. Например, страх темноты в кровати под одеялом — иррационален, а страх темноты в джунглях — это совсем другое дело (при условии, если вы действительно находитесь в джунглях, а не в Большом театре, например).

Иррациональный страх может быть заразным. Широко известны случаи, когда “все побежали — и я побежал”, “все боятся ядерной войны — и я тоже буду”. Кстати, страх “быть, как все” — это весьма любопытная фобия сама по себе.

Некоторые из страхов, которые сейчас считаются иррациональными, можно объяснить логически. Например, страх перед мышами и насекомыми вынесен человечеством из глубокой древности, когда и те, и другие являлись переносчиками опасных болезней.

Человеческие страхи и сюжет ужастика

Самый распространенный страх — это страх перед неизвестным. Если у вас нет всей полноты данных о ситуации, вы не можете принять адекватное решение. Именно неизвестность и непредсказуемость результата порождает стресс, паралич воли, а также лень и прокрастинацию. Так что собираем данные, т.е. учимся, и ваши страхи пройдут сами собой.

Основные страхи современного общества — это террористическая угроза, война, бедность, криминал, одиночество, старость, увечье и смерть как таковая. Также большую роль играют страхи ошибки, “потери лица”, неудачи и страх за близких людей.

Самые распространенные страхи — это боязнь ситуации, которая кажется нам опасной и из которой мы не можем быстро выбраться. Например, человек может бояться ездить на общественном транспорте или находиться в толпе. Сюда же относятся панические атаки, когда кто-то из близких людей уезжает, умирает или уходит из семьи.

Примеры страхов, связанных с определенной ситуацией:

  • Страх перед неизвестным
  • Забыли, потеряли, бросили
  • Клаустрофобия, боязнь очутиться в закрытом пространстве
  • Боязнь очутиться в открытом пространстве
  • Плен, тюрьма, похищение
  • Безработица и бедность
  • Преследование, слежка, шпионаж, заговор
  • Одиночество и изоляция
  • Беспомощность
  • Боязнь перемен
  • Война
  • Природные катаклизмы

Пример использования ситуативного страха — роман Стивена Кинга «Мизери», в котором обыгрывается страх плена и беспомощности.

Попав в автомобильную катастрофу, известный писатель получает серьёзные увечья. Поклонница привозит его в свой дом и начинает лечить, но вскоре герой понимает, что он — узник, которому никуда не деться от своей тюремщицы.

При разработке сюжета ставку надо делать как на широко распространенные страхи, так и на фобии, любопытные с точки зрения психологии и психиатрии. При правильном подходе именно эта комбинация дает наилучшие результаты.

Подробный список фобий можно найти в Википедии, а ниже мы разберем наиболее интересные случаи.

Специфические фобии

Специфические фобии — это когда человек боится конкретного объекта или явления.

  • Животные, птицы, насекомые, пауки, рыбы. Особенно это касается собак, акул, мышей, крыс, тараканов, змей, пауков, пчел и ос.
  • Природные явления: вода, высота, гроза, землетрясение, огонь и т.п. Сюда же относится боязнь утонуть или сгореть во время пожара.
  • Темнота
  • Высота
  • Прогресс и технологии
  • Мосты, самолеты, корабли, машины
  • Вождение автомобиля
  • Повреждение здоровья и внешнего вида: кровь, пытки, старение, увечье, слепота, удушье и т.п.
  • Микробы и болезни
  • Безумие
  • Кошмары или невозможность уснуть
  • Врачи, дантисты, инъекции, операции
  • Тип людей: женщины, священники, старики, солдаты, врачи и т.п.
  • Острые предметы: когти, кости, лезвия, колючки, ножи и пр.
  • Суеверия: порча, сглаз, ад, одержимость дьяволом
  • Каннибализм, страх, что тебя съедят
  • Клоуны, ряженые
  • Статуи, изображения
  • Смерть: мертвецы, кладбища, морги, гробы, катафалки и пр.
  • Иностранцы или представители других народов или вероисповеданий

Пример использования специфических фобий — роман «Дракула» Брэма Стокера: в нем переплетаются суеверные страхи, страх смерти, а также боязнь крови и острых предметов — клыков вампира.

Социофобии

Социофобия — это когда человек боится, что другие люди будут его осуждать или игнорировать. В этом плане людей больше всего пугает следующее:

  • Публичные выступления
  • Критика
  • Судебная система
  • Страх быть отвергнутым
  • Страх дурацких ситуаций
  • Страх показаться смешным или беззащитным
  • Страх остаться без работы и без денег и тем самым вызвать осуждение и насмешки
  • Страх успеха
  • Ответственность, страх не справиться, страх принятия решения
  • Конфликт
  • Толпа
  • Вечеринки
  • Начальство

В литературе социофобии обычно используются не для того, чтобы нагнать леденящий ужас, а для того, чтобы осложнить жизнь персонажа. Пример — роман Стивена Кинга «Кэрри», в котором личные социофобии главной героини приводят к трагическим последствиям.

Реакция на страх бывает трех типов:

  • Мы сражаемся
  • Мы убегаем
  • Мы замираем

Вот этим и будут заниматься герои вашей страшной истории.

Источник: https://www.avtoram.com/perechen-chelovecheskih-strahov/

Эстезис – О видах страха в английской литературе

Мало кто знает, но родиной пугающих «готических» романов является Англия.

Именно эта страна стала той колыбелью, из которой в американской литературе вышли современные ужасающие истории Лавкрафта или Кинга, появилось так называемое «темное» фэнтези и другие разновидности ужасов.

Леденящие душу шорохи, неожиданные встречи с призраками и чудищами, кровавые преступления в сумрачных лабиринтах подземелья, невообразимые тайны — все это родом из XVIII века английской литературы.

«Человек получает наслаждение, испытывая страх перед неведомым». Вирджиния Вулф

В 1764 году публикуется анонимно роман «Замок Отранто», который по своим художественным приемам заметно отличался от произведений первой половины XVIII века, а именно от просветительской и сентиментальной литературы.

Впоследствии данное произведение переиздается с именем автора — Горацио Уолпола и названием «готическая» история в предисловии. С этого текста принято отсчитывать историю развития «готического» романа, «страшного», «романа ужаса» или «черного» в английской литературе.

Позднее на книжных прилавках появляются произведения Клары Рив «Защитник добродетели» (во второй редакции получила название «Старый английский барон.

Готическая история»), Софии Ли «Убежище», произведения миссис Анны Радклиф — «Сицилийский роман», «Роман в лесу», «Удольфские тайны», «Итальянец», выходит в свет и роман «Монах» М. Г. Льюиса.

Г. Фюзели. Ночной кошмар, 1781

С именами этих авторов связывают становление жанра «готического» романа в английской литературе. Однако, что же такого необычного в их произведениях, ведь страшные истории известны читающей публики, начиная с фольклора?

«Готический» роман — это произведение, прежде всего основанное на приятном ощущении ужаса, отличающееся нагнетанием тревоги и страха, всей своей структурой стремящееся напугать читателя, погрузить его в мир мистический и неизведанный.

Данный вид романа формируется в 60-е годы XVIII века в период литературного направления предромантизма, который был реакцией на разочарование в идеалах Просвещения, поэтому для него характерно полное крушение надежд в способности человека как-либо влиять на враждебный ему мир.

Предромантики были уверены в том, что мир развивается хаотично, абсурдно, что не существует никаких законов, а если они и есть, то человек не способен их постичь. В центр интереса писателей встает проблема взаимоотношения личности с окружающим ее миром, в котором царствуют Хаос и Зло.

Эстетика «черных» романов

Одна из «вечных» тем и в философии, и в литературе — это происхождение Зла в природе человека.

Авторы «страшных» романов в своих произведениях показывали полное разочарование в возможности человека хоть как-то повлиять на окружающий мир, который герой воспринимает как что-то враждебное себе.

Они выдвинули новую эстетику и ввели новые эстетические категории в искусство — категории «романтического», «готического», «живописного», «ужасного».

Категория «романтического», ссылаясь на рыцарский роман, подразумевает включение элементов авантюрности и фантастики, выражающиеся в необычных поворотах сюжета, в тайнах, которые стремятся раскрыть главные герои «черного» романа.

Под «живописным» понималось описание невероятных бурь, потрясений, жестокостей, преступлений, одним словом всего, что должно рассматриваться как безобразное, так как связано со злом, но в художественном пространстве способно доставить эстетическое наслаждение и удовольствие.

Категория «готического» подразумевает использование средневекового материала, который выражается в пейзаже (старинные замки с руинами) и средневековых преданиях и суевериях.

Категория «ужасного» претерпевает изменения благодаря трактату Эдмунда Берка «Философские исследования о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» (1757), в котором автор утверждает, что источником эмоциональных переживаний возвышенных чувств являются страдания и страх, все то, что создает представление о боли и опасности — одним словом, ужас. Согласно философу, ужас — наиболее продуктивная из сильнейших эмоций, на которые способен разум;

Согласно философу, ужас — наиболее продуктивная из сильнейших эмоций, на которые способен разум.

шум водопада, завывание бури, раскаты грома, чрезмерное проявление силы, мрак и темнота действуют на человека сильнее, вызывая одновременно страх и ощущение величия природы.

Хорас Уолпол о*.

Значит, главной особенностью «готического» романа является испытываемое читателем чувства ужаса и страха. Но ведь и чувство страха бывает разным. Анна Радклиф, интересуясь достижениями Эдмунда Берка, развивает идею о видах страха в своем эссе «О сверхъестественном в поэзии».

Terror и horror: чего и как бояться на страницах «готического» романа

Английская романистка выделяет два основных вида страха, помогающие создать а: страх-отвращение и страх-притяжение — соответственно, horror, что в переводе — «отвращение, ужас», и terror — «страх, неизвестность, тревожное ожидание». Современные исследователи-«готиевисты» отмечают, что для обозначения этого вида страха более распространен термин suspence — «неизвестность, неопределенность, беспокойство, тревожное ожидание».

Пугающие истории с кровавыми деталями, вызывающие тошнотворное ощущение, малопривлекательные описания подробностей преступлений — все то, что отталкивает и вызывает чувство страха в реальной жизни и является естественное реакцией на такие вещи и события называется страхом-отвращением.

В противоположность ему выступает страх-притяжение, который характеризуется смутным беспокойством, ожиданием чего-то неведомого, любопытством, которое побуждает читателя перелистывать страницы книги в поиске ответа на вопрос: а что же дальше? Страх-притяжение, также в отличие от страха-отвращения, связан прежде всего с тем, как сделано описание, а не с тем, что описывается.

Замок Кенилуорт, Великобритания.

Тerror создает ощущение страха не за счет сцен насилия с кошмарными правдоподобными деталями, а страх вызывается «непрямым», суггестивным представлением пугающих явлений. Анна Радклиф отмечает, что terror основывается на неясности и полуотчетливости, обогащает душу и обостряет восприятие, в то время как примитивный horror подавляет, остужает и почти уничтожает все душевные способности.

Границы между horror и terror условны, нечетки: они оба могут быть использованы в одном и том же художественном произведении наравне.

Еще одним отличием между этими видами страха является то, что horror более примитивен, прост: он изначально указывает литературным героям и читателю чего стоить бояться и опасаться — невыносимых страданий, жестоких пыток, неминуемой гибели, возмездия и т. д.

В тоже время terror опирается на воображение, которое усиливается малозаметными художественными деталями, неопределенными намеками, смутными внушениями, которые возбуждают любопытство читателя, оставляя место для неясных догадок и предчувствий.

Столкновение героя с чем-то пугающим, неведомым ему — источник любого напряжения в «готическом» романе. Основной принцип страха-притяжения — это его условность и способность доставлять удовольствие только тогда, когда читатель осознает свою неуязвимость, безопасность и воспринимает все отстраненно. Это своеобразное пространство игры автора с читательскими ожиданиями.

Таким образом, страх-притяжение — это художественная условность, к которой прибегают авторы «готического» романа, чтобы воссоздать атмосферу напряженного ожидания и острого любопытства, заставить читателя переживать вместе с героями, задаваться вопросом «что будет дальше? что случится с героем?».

«Атрибуты ужаса»

С целью вызвать такого рода страх писатели «готического» направления используют определенные приемы повествования, которые впоследствии стали узнаваемыми клише. В первую очередь это мрачный пейзаж — «готический» замок.

Основной принцип страха-притяжения — это его условность и способность доставлять удовольствие только тогда, когда читатель осознает свою неуязвимость, безопасность и воспринимает все отстраненно.

Замок Алнвик, Великобритания.

Большинство «романов ужаса» изображают древний, заброшенный, полуразрушенный замок или монастырь, обязательно с темными коридорами и скрытыми подземельями, запретными помещениями. Обстановка включает в себя унылые завывания ветра, дремучие непроходимые леса, безлюдные пустоши, могилы, освещенные лунным светом — все, что способно усилить страх и «расшевелить» воображение.

С образом замка неразрывно идет и фигура главного героя любого «черного романа» — злодея. Именно он является активным элементом создания атмосферы ужаса, чья основная задача — преследовать и угрожать героине (герою), подвергать ее (его) различным испытаниям, внушать страх и ужас.

Однако не только злодей, но и положительная героиня способна внушить страх читателю, поскольку на описываемые события в «романе ужаса» он смотрит глазами персонажей-девушек, погружаясь в их эмоции и чувства.

И если девушка восприимчива к страху, имеет необузданное воображение и склонность во всем видеть мистическое, то и читатель сделается более податливым для подобного воздействия.

Например, подземные лабиринты Отранто читатель видит глазами испуганной Изабеллы, а замок Удольфо представляется особенно мрачным благодаря смутным догадкам и предчувствиям Эмилии.

Другой обязательный элемент «готического» романа — тайна или загадка, которые подогревают читательское любопытство и вызывают страх, тревогу.

Авторы играют с читателями при помощи резких сюжетных поворотов или фрагментарности изложения истории, которые проявляются не только в сюжетной ткани, но в биографии загадочных злодеев.

Тайна обязательно сопровождает главного отрицательного персонажа или связана с главной героиней.

Философия предромантизма утверждала, что мир познать невозможно, поэтому в «готическом» романе возникают образы ирреального мира.

Мифологические существа, призраки, кровоточащие статуи, не упокоенные души — все эти сверхъестественные существа являются необходимым атрибутом «черного» романа и помогают в создании атмосферы мистического ужаса.

Иррациональные силы становятся неотъемлемой частью «романа ужаса» и либо являются движущей силой развития действия (в романах Уолпола, Льюиса), либо создают определенную атмосферу таинственности (в романах Радклиф), либо характеризуют героя-злодея (у Льюиса, связь персонажей с демоническими силами). Загадочность и необъяснимость мира — основной лейтмотив этих романов, которые утверждают невозможность человека проникнуть в тайны окружающей его действительности.

Старинный мрачный полуразрушенный замок с привидениями, в котором каждый случайный звук вызывает трепетное чувство, а его хозяин — загадочный злодей, пугающий своим обликом и рьяно оберегающий свою тайну от чужих взглядов, — все это обязательные атрибуты «готического» романа, направленные на одну цель — испугать читателя. ?

Дарья Можаева

Чувства боязни у героев А.П. Чехова

Чехов отличается от других русских писа­телей своей многогранностью и неуловимостью. Именно поэтому до сих пор никто не причислял его к каким-либо литературным группировкам. Постоянно идет спор о том, кем был Чехов и можно ли его считать писателем-реалистом, натуралистом или символистом.

По мнению Ж. П. Барричелли, Чехов — писа­тель-натуралист и его творчество направлено на то, чтобы показать жизнь как она есть /1, 30/.

Сам Чехов считал жизнь предметом своего творчества, он любил изображать ее правдиво и объективно. Он оставался верен этому принци­пу до последних дней своей жизни. Поэтому неудивительно, что многие литературные кри­тики называют его «свидетелем русской жизни» конца 19-го века.

Вопрос о присутствии ощущения испуга и боязни в произведениях Чехова впервые был затронут в статье Н.И.Ульянова «Мистицизм Чехова». В этой статье автор обсуждает интерес Чехова ко всему непостижимому и мисти­ческому. Эта тема редко затрагивалась в крити­ческих работах и до сих не получила достой­ного освещения в литературоведении. В исклю­чительно важной работе Н.А. Энгельгардта «Ис­тория русской литературы 19 столетия» указы­вается на наличие элементов пессимистической мистики в творчестве Чехова /7, 61/.

Чувства боязни и страха пронизывают почти все произведения Чехова. Они встречаются еще в раннем творчестве писателя, например, в рассказах «Страхи», «Казак», «Шампанское», «Красавицы», «Огни» и «Степь» вплоть до позд­них его произведений, таких, как «Палата № 6», «Страх» и «Черный монах» и другие. Даже пье­сы писателя пронизаны подобными ощущения­ми. Герой рассказа «Страх» Дмитрий Петрович Силин боится всего. По мнению автора расс­каза, он «болен боязнью жизни» /9/.

Героя, по мнению Чехова, пугает непонят­ное и непостижимое. Например, Силин боится ужасных событий, катастроф и самых обыкно­венных событий. Он боится самой жизни. Все, что непонятно в окружающем мире, для него ­угроза. Он размышляет и пытается найти ответы на волнующие его вопросы о смысле жизни и человеческого существования. Он убежден в том, что люди понимают то, что видят и слы­шат, а он ежедневно отравляет себя своим собственным страхом.

По мнению П.Н. Долженикова, существует только одна истина, в которой нельзя усом­ниться — люди не знают себя и окружающий мир. Невозможность познания настоящей прав­ды — удел человека и поэтому, естественно, его рефлексия на действительность наполнена стра­хом. Вывод Чехова таков — все люди должны бояться жизни /3, 86/.

Герой рассказа не способен понимать окру­жающих его людей, не понимает также, почему они страдают и в чем цель их жизни. Он даже боится их: «Я вижу, что мы мало знаем и поэ­тому каждый день ошибаемся, бываем неспра­ведливы, клевещем, заедаем чужой век, расхо­дуем все свои силы на вздор, который нам не нужен и мешает нам жить, и это мне страшно, потому что я не понимаю, для чего и кому все это нужно» /9/.

Герой рассказа все время пытается скрыться и уединиться. Он как будто убегает от жизни. Он оставляет службу в Петербурге из-за того, что испытывает чувства страха и боязни и решает жить в одиночестве в своей усадьбе. И тут он получает второй сильный удар, когда его супруга и друг предают его. Когда он узнает об этой измене, тот же страх гонит его из дома -: «Руки у него дрожали, он торопился и огляды­вался на дом, вероятно, ему было страшно»/ 9/.

Неудивительно, что герой рассказа сравни­вает себя с новорожденной мошкой, чья жизнь состоит из одних ужасов.

В рассказе «Палата №6» тема страха вновь выходит на первый план. Герой рассказа Ан­дрей Ефимович тоже боится всего и всех. Боль­ше всего он остерегается действительности. Да­же сама природа для него выглядит страшной. Пугающими кажутся и самые обыкновенные ве­щи и предметы, как например гвозди на заборе и далекий пламень костопального завода. В рас­сказе читаем: «Вот она действительность! -подумал Андрей Ефимович. Были страшны и луна, и тюрьма, и гвозди на заборе, и далекий пламень в костопальном Дядя Ваня» наша тема продолжает свое развитие. Таинственный мир в пьесе сим­волизирует образ профессора Серебрякова. Критик-чехововед пишет следующее: «Но «Дядя Ваня» не только констатирует непонятность ми­ра для человека и весь ужас того положения, когда все лучшее в нас, все жизни человеческие уходят неизвестно на что, в зияющую пустоту по имени профессор Серебряков, но в ней изображается и драма человека в этом мире, драма дяди Вани, который, как и все герои пьесы, не сознает неведомость для него окру­жающей жизни и истинных причин своей траге­дии» /7, 86/.

Трагедия героя произведения состоит в том, что он всю жизнь свою посвятил служению профессору Серебрякову. Почти 25 лет работал на него, не думая о себе. И вдруг он понял, что все эти годы за гения он принимал обычного бездарного человека, лишенного всяких чувств. Это его заключение не может найти нисвоего подтверждения, ни опровержения.

И вновь боязнь перед непостижимостью жизни можно видеть и в рассказе «Человек в футляре». Эта боязнь заставляет героя отойти от жизни. Герой рассказа Беликов все время пытается спрятаться от жизни в свой футляр. Его футляр сделан из циркуляров и предпи­саний, за выполнением которых он постоянно следит. Он полон страха перед жизнью. Его страх неопределенный. Он боится всего и вмес­те с тем ничего конкретного. Самое ненавистное для него — невыполнение правил и отступление от регламента. Даже самые мелочи повергают Беликова в мистический ужас. «Действитель­ность раздражала его, пугала, держала в пос­тоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни» /9/.

В своей работе «Отрешенность и вовлечен­ность» Сергей Лишаев говорит о феномене стра­ха и испуга и его воздействиина писателя: «Чехова феномен страха интересовал с разных сторон. Не в последнюю очередь он интере­совал его как аффект, толкающий человека к созданию укрытий, футляров, в которых можно спрятаться от пугающей реальности. Однако у нас нет достаточных оснований для того, чтобы говорить о том, что именно страх толкнул Вой­ницкого в объятия профессора. Скука и тоска, охватившие недоопределенную, недооформлен-ную душу, жажда определиться, пребыть, стать (ведь быть — значит быть кем-то, знать, чего ты хочешь, к чему стремишься, что считаешь важ­ным) кажутся нам более вероятной причиной его поклонения Серебрякову, чем собственно страх»/10/.

Если Силин из-за испуга перед жизнью пы­тается спрятаться в своей усадьбе, то Беликова страх перед жизнью заставляет спрятаться в футляре из правил и строгих закон в конце кон­цов, навсегда спрятаться под землей.

У Чехова есть очень известный цикл расска­зов на эту тему — тему футляра. Герои этих всех рассказов боятся жизни и людей и стараются всё время спрятаться и уединиться. Герой рас­сказа «О любви» Алехин всего боится и предпо­читает уединение. Он уединяется в своей усадь­бе, хотя у него была хорошая возможность заниматься литературой. Он даже боится своей любви и мучает себя, когда перебарывает в себе это чувство и теряет свою любимую женщину.

В рассказе «Страхи» уже само название ука­зывает на доминирование этой темы в творчес­тве писателя. В рассказе повествователь вспо­минает события из своей жизни, когда ему было страшно. В этом произведении автор продол­жает линию, начатую еще в «Человеке в фут­ляре», где чеховский герой боится самых обы­денных ничтожных событий. Больше всего героя пугает нарушение правил сложивщейся картины мира. «Непонятное оказывается нас­только страшным, что самое жуткое объяснение происходящего, даже с помощью чертей и ведьм, было бы спасением для героя от перво­бытного ужаса, овладевающего им» /4/.

Мы читаем в рассказе: «Мы стояли на горе, а внизу под нами находилась большая яма… На дне этой ямы, на широкой равнине… ютилось село… Меня охватило чувство одиночества, тоски и ужаса, точно меня против воли бросили в эту большую, полную сумерек яму» /9/.

В небольшом рассказе «Шампанское» на­чальник дорожного полустанка встречает с же­ной Новый год и вдруг роняет бутылку шампан­ского на пол, из-за чего его супруге становится страшно и она кричит в ужасе — «нехорошая примета. Это значит, в этом году с нами слу­чится что-нибудь недоброе» и, хотя, может быть ничего и не произойдет, но у героев уже есть повод ужасаться и ощушать беспокойство.

Природа играет важную роль в пробуж­дении чувства страха перед жизнью в душе человека. Страх перед жизнью у героев Чехова всегда возникает внезапно, и это ощущение ужаса постепенно берет вверх над героем. Толч­ком для возникновения подобных ощушений является природа. Часто герои произведений Чехова под воздействием природы начинают смотреть на мир новыми глазами. Вообще, тема природы играет важную роль в творчестве писа­теля и трудно найти какое-либо из его произ­ведений, где отсутствует природа. Не зря Чехо­ва называли «поэтом». Как замечает И.Н.Сухих, «пейзаж стал у Чехова самостоятельным сюже­том и предметом специального интереса». В его повести «Степь» природа становится целостным образом и персонажем. Природа однообразна, она повторяется: ежедневный восход солнца, ежедневное наступление утра, ежегодная смена зимы весной. Однообразие природы наводит героев Чехова на мысль об однообразии самой человеческой жизни. Он рождается и проживает свою короткую жизнь, похожую на жизнь миллионов людей. Тогда тоска заполняет его сердце и ему становится очень скучно жить. Очень трудно человеку найти смысл своей жизни. И тогда страх овладевает душой, «какая-то метафизическая скука, чувство беспредель­ной пустоты, ненужности, ничтожности всего. Русский человек не любит жить — вот изуми­тельное открытие Чехова. Кажется, не только русский человек, но и русская природа не любить жить» /8, 67/.

Приведем пример из рассказа «В родном углу»: «Громадные пространства, длинные зи­мы, однообразие и скука жизни вселяют беспо­мощность, положение кажется безнадежным, и ничего не хочется делать-все бесполезно……………

Нескончаемая равнина, однообразная, без одной живой души, пугала ее, и минутами было ясно, что это спокойное зеленое чудовище поглотит ее жизнь, обратит в ничто» /9/.

Таким образом, мир природы вызывает та­кие чувства, как однообразие, скуку и бессмыс­ленность. Природа пробуждает в душе героев Чехова тоску и страх потому, что человек видит отражение собственной жизни, свою беспомощ­ность и бессмысленность.

Непонимание обрекает героев Чехова на одиночество. Многие чеховские герои чувст­вуют одиночество, переживают из-за него и страдают. В рассказе «Дом с мезонином» герой чувствует себя одиноким и ненужным. В «Рас­сказе неизвестного человека» герой говорит: «Я почувствовал, что я опять одинок… Мне теперь страшно одному» /9/.

В творчестве Чехова часто появляется мо­тив некой пугающей и таинственной силы, которая очень могущественна. Она обладает способностью направлять движения людей, ког­да они совершают бессмысленные или жестокие поступки. Р.Е. Лапушин о /6, 62/.

Сила эта присутствует повсюду. В обыден­ной жизни, в человеке самом, в природе. Она таинственна и страшна. Эта страшная гнетущая сила повергает человека в ужас и в то же время завораживает его: «Трудно было понять, кто кого сживал со света и ради чьей погибели зава­рилась в природе каша, но, судя по неумол­каемому, зловещему гулу, кому-то по полю, бушевала в лесу и на церковной крыше, злобно стучала кулаками по окну, метала и рвала, а что-то побежденное выло и плакало» /9/.

Герой рассказа «Ведьма» Дьячка, считает, что эта страшная сила позволяла его жене уп­равлять ветрами и почтовыми тройками. Герой рассказа «Случай из практики» доктор Королев гуляет ночью по фабрике и видит дьявола, в которого не верит. В рассказе дьявол предстает некой неведомой и таинственной силой. Герою кажется,что вся фабричная жизнь подчинена дьяволу, все служит только ему. Все рабочие и хозяева подчиняются этой сверхъестественной силе.

«Чехов не верил ни в Бога, ни в черта, ни в светлое будущее. Так случилось. «- Какая бы великолепная заря ни освещала вашу жизнь, все же в конце концов вас заколотят в гроб и бросят в яму. — А бессмертие? — Э, полноте!». Это из «Палаты № 6». Страшный, трезвый взгляд на се­бя и окружающее сжирал его. Может, это и была его главная болезнь. «Человек должен быть верующим или искать веры. Иначе его жизнь пуста.». В этих словах Маши мне слы­шится страшное, почти кричащее, признание самого А.П. Чехова» /5/.

Герои чеховских произведений боятся и страшатся загадочности окружающего мира, их пугает то, что они не понимают и мало знают его. Страхи и испуги героев оправдываются. Во многих рассказах события объясняются разны­ми сверхъестественными силами, однако в конце оказывается, что все было реально и обы­денно. Герои Чехова в своих поисках искать смысла жизни всегда переживают страх перед ней. Герой рассказа «Огни» задается таким вопросом: «В чем смысл жизни человека, если он все равно умрет и обратится в глину?» Судь­ба объединяет трех разных по своим характерам людей: инженера Ананьева, барона Штенберга и рассказчика. И хотя они были вместе очень мало, но они смогли найти много общего между собой, особенно когда был задан вышеупомя­нутый вопрос о смысле жизни.

Студента Штенберг ужасает мысль о смер­ти, поэтому он очень равнодушен к жизни. В рассказе читаем: «Ничего я пока не вижу хоро­шего ни в определенном деле, ни в опреде­ленном куске хлеба, ни в определенном взгляде на вещи. Все это вздор. Был я в Петербурге, теперь сижу здесь в бараке, отсюда осенью опять уеду в Петербург, потом весной опять сюда Какой из всего этого выйдет толк, я незнаю, да и никто не знает…Стало быть и толковать нечего… » /9/.

Инженер Ананьев тоже живет страхом перед жизнью. Его очень пугает, что он может уме­реть, не оставив после себя никакого следа. Его страхи похожи на переживания студента.: «Мне было тогда не больше 26 лет, но я уже отлично знал, что жизнь бесцельна и не имеет смысла, что все обман и иллюзия, что по существу и результатам каторжная жизнь на Сахалине не отличается от жизни в Ницце, что разница между мозгом Канта и мозгом мухи не имеет существенного значения, что никто на этом свете ни прав, ни виноват, что все вздор и чепуха и что ну его все к черту!» /9/

Рассказчик в подтверждение размышлений своих героев говорит в конце рассказа «Да, ничего не поймешь на этом свете». Такие же мысли мы встречаем и у героя рассказа «Палата №6». Андрей Ефимович также пологает, что жизнь страшна и непонятна. Он постоянно думает о смерти и им овладевает страх.»Зачем мозговые центры и извилины, зачем зрение, речь, самочувствие, гений, если всему этому суждено уйти в почву и в конце концов охладеть вместе с земной корой, а потом мил­лионы лет без смысла и цели носиться с землей вокруг солнца? Для того, чтобы охладеть и потом носиться, совсем не нужно извлекать из события человека с его высоким, почти божес­ким умом, словно в насмешку, превращать его в глину» /9/. Сам факт смерти пугает героев про­изведений писателя. Однако чеховские герои не боятся самого факта ухода от жизни в небытие. Они боятся смерти потому, что она для них выражает бессмысленность земного существо­вания.

Герой рассказа «Скрипка Ротшильда» не боится смерти. Намного больше он боится бесполезности жизни. Он даже видит в смерти только пользу, что ему не нужно будет ни пить ни есть,ни платить податей, ни обижать людей. Однако его мучает вопрос: зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит безпользы?

У Чехова сама природа живет со страхом перед смертью. В повести «Степь» наблюдаем, как трава не хочет умереть, считает это прежде­временно и несправедливо «… это пела трава ; в своей песне она, полумертвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренно убеждала кого­то, что она ни в чем не виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха; вины не было бы, но она все-таки просила у кого — то прощения и клялась, что ей невы­носимо больно, грустно и жалко себя… » /9/.

Однако Чехов и его герои боятся больше бессмысленности и несправедливости самой жизни, а не смерти. Как уже было отмечено выше, автор не верил в бога и смотрел на верующих людей, особенно интеллигентных с недоумением. Интересно, что писатель все время пытался скрывать этот факт от окружав­ших его людей.

О рассказе Чехова «Дом с мезонином» Денис Драгунский пишет следующее:» Идеал Чехова -радикальная левая утопия: «Как иногда мужики миром починяют дорогу, так и все мы сообща, миром, искали бы правды и смысла жизни, и — я уверен в этом — правда была бы открыта очень скоро, человек избавился бы от этого постоян­ного мучительного, угнетающего страха смерти, и даже от самой смерти» » /2/.

Из всего вышесказанного мы приходим к выводу о большой значимости этой темы в творчестве писателя.

Чувства боязни и страха пронизывают почти все произведения Чехова. Герои Чехова неизменно испытывают чувство боязни и страха перед жизнью и смертью. Сам факт смерти пугает героев произведений писателя. Природа играет важную роль в пробуждении чувства страха перед жизнью в душе человека. Пейзаж пугает героев своей загадочностью. Одна из причин проявления чувства страха у героев Чехова- это неспособность понять окружающее.

Многие чеховские герои чувствуют одино­чество, переживают из-за него и страдают. В творчестве Чехова часто появляется мотив некой пугающей и таинственной силы, которая очень могущественна.

Литература

  1. Барричелли Ж.П. Основные тенденции изучения творчества Чехова в современном литературоведении США. Русская литература в зарубежных исследованиях 1980-х годов. М.1994.
  2. Денис Драгунский, Соседи. Конспекты о Чехове. «Октябрь» 2007. № 1. Сайт: журнальный зал.
  3. Должеников П.Н. Страшно то, что непонятно//Театр.1991.№ 1.
  4. Должеников П.Н. Тема страха перед жизнью в прозе Чехова// Чеховиана. М.1995
  5. Кама Гинкас, Максим Осипов, Елена Степанян, Настоящий Чехов,
  6. «Знамя» 2010.№ 6. Сайт: журнальный зал.
  7. Лапушин Р.Е. Трагический герой в палате №6. От невольной вины к совести. Чеховиана.М.1995.
  8. Мережковский Д.С. Старый вопрос по поводу
  9. Сайт: Произведения А.П.ЧеховаЪпр:// my- chekhov.ru.
  10. Мережковский Д.С. Чехов и Горький// Эстетика и критика нового таланта// Эстетика и критика. М.,1994.Т.1.
  11. Лишаев С. Отрешенность и вовлеченнность. «Нева» 2010. № 9. Сайт: журнальный зал.
🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: