Перечень человеческих страхов
This is a Trial Version of Social Share & Locker Pro plugin. Please add your purchase code into Licence section to enable the Full Social Share & Locker Pro Version.
Чтобы составить оптимальный сюжет для страшного рассказа, вам надо выбрать один или несколько страхов и придумать, как они могут воплотиться в жизнь. Но что такое страх?
Страх — это осознание потенциальной опасности. Если мы замечаем ее признаки, тело помимо нашей воли реагирует на это (волосы дыбом, мурашки по коже, внутри все сжалось и т.п.). Плюс, мы пытаемся как-то предотвратить надвигающуюся беду.
Если мы хотим написать страшный рассказ или страшный эпизод в романе, нам надо разобраться в природе человеческих страхов.
Страхи бывают рациональные и иррациональные (последние называется фобиями). Разница заключается в реалистичности угрозы здесь и сейчас. Например, страх темноты в кровати под одеялом — иррационален, а страх темноты в джунглях — это совсем другое дело (при условии, если вы действительно находитесь в джунглях, а не в Большом театре, например).
Иррациональный страх может быть заразным. Широко известны случаи, когда “все побежали — и я побежал”, “все боятся ядерной войны — и я тоже буду”. Кстати, страх “быть, как все” — это весьма любопытная фобия сама по себе.
Некоторые из страхов, которые сейчас считаются иррациональными, можно объяснить логически. Например, страх перед мышами и насекомыми вынесен человечеством из глубокой древности, когда и те, и другие являлись переносчиками опасных болезней.
Человеческие страхи и сюжет ужастика
Самый распространенный страх — это страх перед неизвестным. Если у вас нет всей полноты данных о ситуации, вы не можете принять адекватное решение. Именно неизвестность и непредсказуемость результата порождает стресс, паралич воли, а также лень и прокрастинацию. Так что собираем данные, т.е. учимся, и ваши страхи пройдут сами собой.
Основные страхи современного общества — это террористическая угроза, война, бедность, криминал, одиночество, старость, увечье и смерть как таковая. Также большую роль играют страхи ошибки, “потери лица”, неудачи и страх за близких людей.
Самые распространенные страхи — это боязнь ситуации, которая кажется нам опасной и из которой мы не можем быстро выбраться. Например, человек может бояться ездить на общественном транспорте или находиться в толпе. Сюда же относятся панические атаки, когда кто-то из близких людей уезжает, умирает или уходит из семьи.
Примеры страхов, связанных с определенной ситуацией:
- Страх перед неизвестным
- Забыли, потеряли, бросили
- Клаустрофобия, боязнь очутиться в закрытом пространстве
- Боязнь очутиться в открытом пространстве
- Плен, тюрьма, похищение
- Безработица и бедность
- Преследование, слежка, шпионаж, заговор
- Одиночество и изоляция
- Беспомощность
- Боязнь перемен
- Война
- Природные катаклизмы
Пример использования ситуативного страха — роман Стивена Кинга «Мизери», в котором обыгрывается страх плена и беспомощности.
Попав в автомобильную катастрофу, известный писатель получает серьёзные увечья. Поклонница привозит его в свой дом и начинает лечить, но вскоре герой понимает, что он — узник, которому никуда не деться от своей тюремщицы.
При разработке сюжета ставку надо делать как на широко распространенные страхи, так и на фобии, любопытные с точки зрения психологии и психиатрии. При правильном подходе именно эта комбинация дает наилучшие результаты.
Подробный список фобий можно найти в Википедии, а ниже мы разберем наиболее интересные случаи.
Специфические фобии
Специфические фобии — это когда человек боится конкретного объекта или явления.
- Животные, птицы, насекомые, пауки, рыбы. Особенно это касается собак, акул, мышей, крыс, тараканов, змей, пауков, пчел и ос.
- Природные явления: вода, высота, гроза, землетрясение, огонь и т.п. Сюда же относится боязнь утонуть или сгореть во время пожара.
- Темнота
- Высота
- Прогресс и технологии
- Мосты, самолеты, корабли, машины
- Вождение автомобиля
- Повреждение здоровья и внешнего вида: кровь, пытки, старение, увечье, слепота, удушье и т.п.
- Микробы и болезни
- Безумие
- Кошмары или невозможность уснуть
- Врачи, дантисты, инъекции, операции
- Тип людей: женщины, священники, старики, солдаты, врачи и т.п.
- Острые предметы: когти, кости, лезвия, колючки, ножи и пр.
- Суеверия: порча, сглаз, ад, одержимость дьяволом
- Каннибализм, страх, что тебя съедят
- Клоуны, ряженые
- Статуи, изображения
- Смерть: мертвецы, кладбища, морги, гробы, катафалки и пр.
- Иностранцы или представители других народов или вероисповеданий
Пример использования специфических фобий — роман «Дракула» Брэма Стокера: в нем переплетаются суеверные страхи, страх смерти, а также боязнь крови и острых предметов — клыков вампира.
Социофобии
Социофобия — это когда человек боится, что другие люди будут его осуждать или игнорировать. В этом плане людей больше всего пугает следующее:
- Публичные выступления
- Критика
- Судебная система
- Страх быть отвергнутым
- Страх дурацких ситуаций
- Страх показаться смешным или беззащитным
- Страх остаться без работы и без денег и тем самым вызвать осуждение и насмешки
- Страх успеха
- Ответственность, страх не справиться, страх принятия решения
- Конфликт
- Толпа
- Вечеринки
- Начальство
В литературе социофобии обычно используются не для того, чтобы нагнать леденящий ужас, а для того, чтобы осложнить жизнь персонажа. Пример — роман Стивена Кинга «Кэрри», в котором личные социофобии главной героини приводят к трагическим последствиям.
Реакция на страх бывает трех типов:
- Мы сражаемся
- Мы убегаем
- Мы замираем
Вот этим и будут заниматься герои вашей страшной истории.
Источник: https://www.avtoram.com/perechen-chelovecheskih-strahov/
Эстезис – О видах страха в английской литературе
Мало кто знает, но родиной пугающих «готических» романов является Англия.
Именно эта страна стала той колыбелью, из которой в американской литературе вышли современные ужасающие истории Лавкрафта или Кинга, появилось так называемое «темное» фэнтези и другие разновидности ужасов.
Леденящие душу шорохи, неожиданные встречи с призраками и чудищами, кровавые преступления в сумрачных лабиринтах подземелья, невообразимые тайны — все это родом из XVIII века английской литературы.
«Человек получает наслаждение, испытывая страх перед неведомым». Вирджиния Вулф
В 1764 году публикуется анонимно роман «Замок Отранто», который по своим художественным приемам заметно отличался от произведений первой половины XVIII века, а именно от просветительской и сентиментальной литературы.
Впоследствии данное произведение переиздается с именем автора — Горацио Уолпола и названием «готическая» история в предисловии. С этого текста принято отсчитывать историю развития «готического» романа, «страшного», «романа ужаса» или «черного» в английской литературе.
Позднее на книжных прилавках появляются произведения Клары Рив «Защитник добродетели» (во второй редакции получила название «Старый английский барон.
Готическая история»), Софии Ли «Убежище», произведения миссис Анны Радклиф — «Сицилийский роман», «Роман в лесу», «Удольфские тайны», «Итальянец», выходит в свет и роман «Монах» М. Г. Льюиса.
Г. Фюзели. Ночной кошмар, 1781
С именами этих авторов связывают становление жанра «готического» романа в английской литературе. Однако, что же такого необычного в их произведениях, ведь страшные истории известны читающей публики, начиная с фольклора?
«Готический» роман — это произведение, прежде всего основанное на приятном ощущении ужаса, отличающееся нагнетанием тревоги и страха, всей своей структурой стремящееся напугать читателя, погрузить его в мир мистический и неизведанный.
Данный вид романа формируется в 60-е годы XVIII века в период литературного направления предромантизма, который был реакцией на разочарование в идеалах Просвещения, поэтому для него характерно полное крушение надежд в способности человека как-либо влиять на враждебный ему мир.
Предромантики были уверены в том, что мир развивается хаотично, абсурдно, что не существует никаких законов, а если они и есть, то человек не способен их постичь. В центр интереса писателей встает проблема взаимоотношения личности с окружающим ее миром, в котором царствуют Хаос и Зло.
Эстетика «черных» романов
Одна из «вечных» тем и в философии, и в литературе — это происхождение Зла в природе человека.
Авторы «страшных» романов в своих произведениях показывали полное разочарование в возможности человека хоть как-то повлиять на окружающий мир, который герой воспринимает как что-то враждебное себе.
Они выдвинули новую эстетику и ввели новые эстетические категории в искусство — категории «романтического», «готического», «живописного», «ужасного».
Категория «романтического», ссылаясь на рыцарский роман, подразумевает включение элементов авантюрности и фантастики, выражающиеся в необычных поворотах сюжета, в тайнах, которые стремятся раскрыть главные герои «черного» романа.
Под «живописным» понималось описание невероятных бурь, потрясений, жестокостей, преступлений, одним словом всего, что должно рассматриваться как безобразное, так как связано со злом, но в художественном пространстве способно доставить эстетическое наслаждение и удовольствие.
Категория «готического» подразумевает использование средневекового материала, который выражается в пейзаже (старинные замки с руинами) и средневековых преданиях и суевериях.
Категория «ужасного» претерпевает изменения благодаря трактату Эдмунда Берка «Философские исследования о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» (1757), в котором автор утверждает, что источником эмоциональных переживаний возвышенных чувств являются страдания и страх, все то, что создает представление о боли и опасности — одним словом, ужас. Согласно философу, ужас — наиболее продуктивная из сильнейших эмоций, на которые способен разум;
Согласно философу, ужас — наиболее продуктивная из сильнейших эмоций, на которые способен разум.
шум водопада, завывание бури, раскаты грома, чрезмерное проявление силы, мрак и темнота действуют на человека сильнее, вызывая одновременно страх и ощущение величия природы.
Хорас Уолпол о*.
Значит, главной особенностью «готического» романа является испытываемое читателем чувства ужаса и страха. Но ведь и чувство страха бывает разным. Анна Радклиф, интересуясь достижениями Эдмунда Берка, развивает идею о видах страха в своем эссе «О сверхъестественном в поэзии».
Terror и horror: чего и как бояться на страницах «готического» романа
Английская романистка выделяет два основных вида страха, помогающие создать а: страх-отвращение и страх-притяжение — соответственно, horror, что в переводе — «отвращение, ужас», и terror — «страх, неизвестность, тревожное ожидание». Современные исследователи-«готиевисты» отмечают, что для обозначения этого вида страха более распространен термин suspence — «неизвестность, неопределенность, беспокойство, тревожное ожидание».
Пугающие истории с кровавыми деталями, вызывающие тошнотворное ощущение, малопривлекательные описания подробностей преступлений — все то, что отталкивает и вызывает чувство страха в реальной жизни и является естественное реакцией на такие вещи и события называется страхом-отвращением.
В противоположность ему выступает страх-притяжение, который характеризуется смутным беспокойством, ожиданием чего-то неведомого, любопытством, которое побуждает читателя перелистывать страницы книги в поиске ответа на вопрос: а что же дальше? Страх-притяжение, также в отличие от страха-отвращения, связан прежде всего с тем, как сделано описание, а не с тем, что описывается.
Замок Кенилуорт, Великобритания.
Тerror создает ощущение страха не за счет сцен насилия с кошмарными правдоподобными деталями, а страх вызывается «непрямым», суггестивным представлением пугающих явлений. Анна Радклиф отмечает, что terror основывается на неясности и полуотчетливости, обогащает душу и обостряет восприятие, в то время как примитивный horror подавляет, остужает и почти уничтожает все душевные способности.
Границы между horror и terror условны, нечетки: они оба могут быть использованы в одном и том же художественном произведении наравне.
Еще одним отличием между этими видами страха является то, что horror более примитивен, прост: он изначально указывает литературным героям и читателю чего стоить бояться и опасаться — невыносимых страданий, жестоких пыток, неминуемой гибели, возмездия и т. д.
В тоже время terror опирается на воображение, которое усиливается малозаметными художественными деталями, неопределенными намеками, смутными внушениями, которые возбуждают любопытство читателя, оставляя место для неясных догадок и предчувствий.
Столкновение героя с чем-то пугающим, неведомым ему — источник любого напряжения в «готическом» романе. Основной принцип страха-притяжения — это его условность и способность доставлять удовольствие только тогда, когда читатель осознает свою неуязвимость, безопасность и воспринимает все отстраненно. Это своеобразное пространство игры автора с читательскими ожиданиями.
Таким образом, страх-притяжение — это художественная условность, к которой прибегают авторы «готического» романа, чтобы воссоздать атмосферу напряженного ожидания и острого любопытства, заставить читателя переживать вместе с героями, задаваться вопросом «что будет дальше? что случится с героем?».
«Атрибуты ужаса»
С целью вызвать такого рода страх писатели «готического» направления используют определенные приемы повествования, которые впоследствии стали узнаваемыми клише. В первую очередь это мрачный пейзаж — «готический» замок.
Основной принцип страха-притяжения — это его условность и способность доставлять удовольствие только тогда, когда читатель осознает свою неуязвимость, безопасность и воспринимает все отстраненно.
Замок Алнвик, Великобритания.
Большинство «романов ужаса» изображают древний, заброшенный, полуразрушенный замок или монастырь, обязательно с темными коридорами и скрытыми подземельями, запретными помещениями. Обстановка включает в себя унылые завывания ветра, дремучие непроходимые леса, безлюдные пустоши, могилы, освещенные лунным светом — все, что способно усилить страх и «расшевелить» воображение.
С образом замка неразрывно идет и фигура главного героя любого «черного романа» — злодея. Именно он является активным элементом создания атмосферы ужаса, чья основная задача — преследовать и угрожать героине (герою), подвергать ее (его) различным испытаниям, внушать страх и ужас.
Однако не только злодей, но и положительная героиня способна внушить страх читателю, поскольку на описываемые события в «романе ужаса» он смотрит глазами персонажей-девушек, погружаясь в их эмоции и чувства.
И если девушка восприимчива к страху, имеет необузданное воображение и склонность во всем видеть мистическое, то и читатель сделается более податливым для подобного воздействия.
Например, подземные лабиринты Отранто читатель видит глазами испуганной Изабеллы, а замок Удольфо представляется особенно мрачным благодаря смутным догадкам и предчувствиям Эмилии.
Другой обязательный элемент «готического» романа — тайна или загадка, которые подогревают читательское любопытство и вызывают страх, тревогу.
Авторы играют с читателями при помощи резких сюжетных поворотов или фрагментарности изложения истории, которые проявляются не только в сюжетной ткани, но в биографии загадочных злодеев.
Тайна обязательно сопровождает главного отрицательного персонажа или связана с главной героиней.
Философия предромантизма утверждала, что мир познать невозможно, поэтому в «готическом» романе возникают образы ирреального мира.
Мифологические существа, призраки, кровоточащие статуи, не упокоенные души — все эти сверхъестественные существа являются необходимым атрибутом «черного» романа и помогают в создании атмосферы мистического ужаса.
Иррациональные силы становятся неотъемлемой частью «романа ужаса» и либо являются движущей силой развития действия (в романах Уолпола, Льюиса), либо создают определенную атмосферу таинственности (в романах Радклиф), либо характеризуют героя-злодея (у Льюиса, связь персонажей с демоническими силами). Загадочность и необъяснимость мира — основной лейтмотив этих романов, которые утверждают невозможность человека проникнуть в тайны окружающей его действительности.
Старинный мрачный полуразрушенный замок с привидениями, в котором каждый случайный звук вызывает трепетное чувство, а его хозяин — загадочный злодей, пугающий своим обликом и рьяно оберегающий свою тайну от чужих взглядов, — все это обязательные атрибуты «готического» романа, направленные на одну цель — испугать читателя. ?
Дарья Можаева
Чувства боязни у героев А.П. Чехова
Чехов отличается от других русских писателей своей многогранностью и неуловимостью. Именно поэтому до сих пор никто не причислял его к каким-либо литературным группировкам. Постоянно идет спор о том, кем был Чехов и можно ли его считать писателем-реалистом, натуралистом или символистом.
По мнению Ж. П. Барричелли, Чехов — писатель-натуралист и его творчество направлено на то, чтобы показать жизнь как она есть /1, 30/.
Сам Чехов считал жизнь предметом своего творчества, он любил изображать ее правдиво и объективно. Он оставался верен этому принципу до последних дней своей жизни. Поэтому неудивительно, что многие литературные критики называют его «свидетелем русской жизни» конца 19-го века.
Вопрос о присутствии ощущения испуга и боязни в произведениях Чехова впервые был затронут в статье Н.И.Ульянова «Мистицизм Чехова». В этой статье автор обсуждает интерес Чехова ко всему непостижимому и мистическому. Эта тема редко затрагивалась в критических работах и до сих не получила достойного освещения в литературоведении. В исключительно важной работе Н.А. Энгельгардта «История русской литературы 19 столетия» указывается на наличие элементов пессимистической мистики в творчестве Чехова /7, 61/.
Чувства боязни и страха пронизывают почти все произведения Чехова. Они встречаются еще в раннем творчестве писателя, например, в рассказах «Страхи», «Казак», «Шампанское», «Красавицы», «Огни» и «Степь» вплоть до поздних его произведений, таких, как «Палата № 6», «Страх» и «Черный монах» и другие. Даже пьесы писателя пронизаны подобными ощущениями. Герой рассказа «Страх» Дмитрий Петрович Силин боится всего. По мнению автора рассказа, он «болен боязнью жизни» /9/.
Героя, по мнению Чехова, пугает непонятное и непостижимое. Например, Силин боится ужасных событий, катастроф и самых обыкновенных событий. Он боится самой жизни. Все, что непонятно в окружающем мире, для него угроза. Он размышляет и пытается найти ответы на волнующие его вопросы о смысле жизни и человеческого существования. Он убежден в том, что люди понимают то, что видят и слышат, а он ежедневно отравляет себя своим собственным страхом.
По мнению П.Н. Долженикова, существует только одна истина, в которой нельзя усомниться — люди не знают себя и окружающий мир. Невозможность познания настоящей правды — удел человека и поэтому, естественно, его рефлексия на действительность наполнена страхом. Вывод Чехова таков — все люди должны бояться жизни /3, 86/.
Герой рассказа не способен понимать окружающих его людей, не понимает также, почему они страдают и в чем цель их жизни. Он даже боится их: «Я вижу, что мы мало знаем и поэтому каждый день ошибаемся, бываем несправедливы, клевещем, заедаем чужой век, расходуем все свои силы на вздор, который нам не нужен и мешает нам жить, и это мне страшно, потому что я не понимаю, для чего и кому все это нужно» /9/.
Герой рассказа все время пытается скрыться и уединиться. Он как будто убегает от жизни. Он оставляет службу в Петербурге из-за того, что испытывает чувства страха и боязни и решает жить в одиночестве в своей усадьбе. И тут он получает второй сильный удар, когда его супруга и друг предают его. Когда он узнает об этой измене, тот же страх гонит его из дома -: «Руки у него дрожали, он торопился и оглядывался на дом, вероятно, ему было страшно»/ 9/.
Неудивительно, что герой рассказа сравнивает себя с новорожденной мошкой, чья жизнь состоит из одних ужасов.
В рассказе «Палата №6» тема страха вновь выходит на первый план. Герой рассказа Андрей Ефимович тоже боится всего и всех. Больше всего он остерегается действительности. Даже сама природа для него выглядит страшной. Пугающими кажутся и самые обыкновенные вещи и предметы, как например гвозди на заборе и далекий пламень костопального завода. В рассказе читаем: «Вот она действительность! -подумал Андрей Ефимович. Были страшны и луна, и тюрьма, и гвозди на заборе, и далекий пламень в костопальном Дядя Ваня» наша тема продолжает свое развитие. Таинственный мир в пьесе символизирует образ профессора Серебрякова. Критик-чехововед пишет следующее: «Но «Дядя Ваня» не только констатирует непонятность мира для человека и весь ужас того положения, когда все лучшее в нас, все жизни человеческие уходят неизвестно на что, в зияющую пустоту по имени профессор Серебряков, но в ней изображается и драма человека в этом мире, драма дяди Вани, который, как и все герои пьесы, не сознает неведомость для него окружающей жизни и истинных причин своей трагедии» /7, 86/.
Трагедия героя произведения состоит в том, что он всю жизнь свою посвятил служению профессору Серебрякову. Почти 25 лет работал на него, не думая о себе. И вдруг он понял, что все эти годы за гения он принимал обычного бездарного человека, лишенного всяких чувств. Это его заключение не может найти нисвоего подтверждения, ни опровержения.
И вновь боязнь перед непостижимостью жизни можно видеть и в рассказе «Человек в футляре». Эта боязнь заставляет героя отойти от жизни. Герой рассказа Беликов все время пытается спрятаться от жизни в свой футляр. Его футляр сделан из циркуляров и предписаний, за выполнением которых он постоянно следит. Он полон страха перед жизнью. Его страх неопределенный. Он боится всего и вместе с тем ничего конкретного. Самое ненавистное для него — невыполнение правил и отступление от регламента. Даже самые мелочи повергают Беликова в мистический ужас. «Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни» /9/.
В своей работе «Отрешенность и вовлеченность» Сергей Лишаев говорит о феномене страха и испуга и его воздействиина писателя: «Чехова феномен страха интересовал с разных сторон. Не в последнюю очередь он интересовал его как аффект, толкающий человека к созданию укрытий, футляров, в которых можно спрятаться от пугающей реальности. Однако у нас нет достаточных оснований для того, чтобы говорить о том, что именно страх толкнул Войницкого в объятия профессора. Скука и тоска, охватившие недоопределенную, недооформлен-ную душу, жажда определиться, пребыть, стать (ведь быть — значит быть кем-то, знать, чего ты хочешь, к чему стремишься, что считаешь важным) кажутся нам более вероятной причиной его поклонения Серебрякову, чем собственно страх»/10/.
Если Силин из-за испуга перед жизнью пытается спрятаться в своей усадьбе, то Беликова страх перед жизнью заставляет спрятаться в футляре из правил и строгих закон в конце концов, навсегда спрятаться под землей.
У Чехова есть очень известный цикл рассказов на эту тему — тему футляра. Герои этих всех рассказов боятся жизни и людей и стараются всё время спрятаться и уединиться. Герой рассказа «О любви» Алехин всего боится и предпочитает уединение. Он уединяется в своей усадьбе, хотя у него была хорошая возможность заниматься литературой. Он даже боится своей любви и мучает себя, когда перебарывает в себе это чувство и теряет свою любимую женщину.
В рассказе «Страхи» уже само название указывает на доминирование этой темы в творчестве писателя. В рассказе повествователь вспоминает события из своей жизни, когда ему было страшно. В этом произведении автор продолжает линию, начатую еще в «Человеке в футляре», где чеховский герой боится самых обыденных ничтожных событий. Больше всего героя пугает нарушение правил сложивщейся картины мира. «Непонятное оказывается настолько страшным, что самое жуткое объяснение происходящего, даже с помощью чертей и ведьм, было бы спасением для героя от первобытного ужаса, овладевающего им» /4/.
Мы читаем в рассказе: «Мы стояли на горе, а внизу под нами находилась большая яма… На дне этой ямы, на широкой равнине… ютилось село… Меня охватило чувство одиночества, тоски и ужаса, точно меня против воли бросили в эту большую, полную сумерек яму» /9/.
В небольшом рассказе «Шампанское» начальник дорожного полустанка встречает с женой Новый год и вдруг роняет бутылку шампанского на пол, из-за чего его супруге становится страшно и она кричит в ужасе — «нехорошая примета. Это значит, в этом году с нами случится что-нибудь недоброе» и, хотя, может быть ничего и не произойдет, но у героев уже есть повод ужасаться и ощушать беспокойство.
Природа играет важную роль в пробуждении чувства страха перед жизнью в душе человека. Страх перед жизнью у героев Чехова всегда возникает внезапно, и это ощущение ужаса постепенно берет вверх над героем. Толчком для возникновения подобных ощушений является природа. Часто герои произведений Чехова под воздействием природы начинают смотреть на мир новыми глазами. Вообще, тема природы играет важную роль в творчестве писателя и трудно найти какое-либо из его произведений, где отсутствует природа. Не зря Чехова называли «поэтом». Как замечает И.Н.Сухих, «пейзаж стал у Чехова самостоятельным сюжетом и предметом специального интереса». В его повести «Степь» природа становится целостным образом и персонажем. Природа однообразна, она повторяется: ежедневный восход солнца, ежедневное наступление утра, ежегодная смена зимы весной. Однообразие природы наводит героев Чехова на мысль об однообразии самой человеческой жизни. Он рождается и проживает свою короткую жизнь, похожую на жизнь миллионов людей. Тогда тоска заполняет его сердце и ему становится очень скучно жить. Очень трудно человеку найти смысл своей жизни. И тогда страх овладевает душой, «какая-то метафизическая скука, чувство беспредельной пустоты, ненужности, ничтожности всего. Русский человек не любит жить — вот изумительное открытие Чехова. Кажется, не только русский человек, но и русская природа не любить жить» /8, 67/.
Приведем пример из рассказа «В родном углу»: «Громадные пространства, длинные зимы, однообразие и скука жизни вселяют беспомощность, положение кажется безнадежным, и ничего не хочется делать-все бесполезно……………
Нескончаемая равнина, однообразная, без одной живой души, пугала ее, и минутами было ясно, что это спокойное зеленое чудовище поглотит ее жизнь, обратит в ничто» /9/.
Таким образом, мир природы вызывает такие чувства, как однообразие, скуку и бессмысленность. Природа пробуждает в душе героев Чехова тоску и страх потому, что человек видит отражение собственной жизни, свою беспомощность и бессмысленность.
Непонимание обрекает героев Чехова на одиночество. Многие чеховские герои чувствуют одиночество, переживают из-за него и страдают. В рассказе «Дом с мезонином» герой чувствует себя одиноким и ненужным. В «Рассказе неизвестного человека» герой говорит: «Я почувствовал, что я опять одинок… Мне теперь страшно одному» /9/.
В творчестве Чехова часто появляется мотив некой пугающей и таинственной силы, которая очень могущественна. Она обладает способностью направлять движения людей, когда они совершают бессмысленные или жестокие поступки. Р.Е. Лапушин о /6, 62/.
Сила эта присутствует повсюду. В обыденной жизни, в человеке самом, в природе. Она таинственна и страшна. Эта страшная гнетущая сила повергает человека в ужас и в то же время завораживает его: «Трудно было понять, кто кого сживал со света и ради чьей погибели заварилась в природе каша, но, судя по неумолкаемому, зловещему гулу, кому-то по полю, бушевала в лесу и на церковной крыше, злобно стучала кулаками по окну, метала и рвала, а что-то побежденное выло и плакало» /9/.
Герой рассказа «Ведьма» Дьячка, считает, что эта страшная сила позволяла его жене управлять ветрами и почтовыми тройками. Герой рассказа «Случай из практики» доктор Королев гуляет ночью по фабрике и видит дьявола, в которого не верит. В рассказе дьявол предстает некой неведомой и таинственной силой. Герою кажется,что вся фабричная жизнь подчинена дьяволу, все служит только ему. Все рабочие и хозяева подчиняются этой сверхъестественной силе.
«Чехов не верил ни в Бога, ни в черта, ни в светлое будущее. Так случилось. «- Какая бы великолепная заря ни освещала вашу жизнь, все же в конце концов вас заколотят в гроб и бросят в яму. — А бессмертие? — Э, полноте!». Это из «Палаты № 6». Страшный, трезвый взгляд на себя и окружающее сжирал его. Может, это и была его главная болезнь. «Человек должен быть верующим или искать веры. Иначе его жизнь пуста.». В этих словах Маши мне слышится страшное, почти кричащее, признание самого А.П. Чехова» /5/.
Герои чеховских произведений боятся и страшатся загадочности окружающего мира, их пугает то, что они не понимают и мало знают его. Страхи и испуги героев оправдываются. Во многих рассказах события объясняются разными сверхъестественными силами, однако в конце оказывается, что все было реально и обыденно. Герои Чехова в своих поисках искать смысла жизни всегда переживают страх перед ней. Герой рассказа «Огни» задается таким вопросом: «В чем смысл жизни человека, если он все равно умрет и обратится в глину?» Судьба объединяет трех разных по своим характерам людей: инженера Ананьева, барона Штенберга и рассказчика. И хотя они были вместе очень мало, но они смогли найти много общего между собой, особенно когда был задан вышеупомянутый вопрос о смысле жизни.
Студента Штенберг ужасает мысль о смерти, поэтому он очень равнодушен к жизни. В рассказе читаем: «Ничего я пока не вижу хорошего ни в определенном деле, ни в определенном куске хлеба, ни в определенном взгляде на вещи. Все это вздор. Был я в Петербурге, теперь сижу здесь в бараке, отсюда осенью опять уеду в Петербург, потом весной опять сюда Какой из всего этого выйдет толк, я незнаю, да и никто не знает…Стало быть и толковать нечего… » /9/.
Инженер Ананьев тоже живет страхом перед жизнью. Его очень пугает, что он может умереть, не оставив после себя никакого следа. Его страхи похожи на переживания студента.: «Мне было тогда не больше 26 лет, но я уже отлично знал, что жизнь бесцельна и не имеет смысла, что все обман и иллюзия, что по существу и результатам каторжная жизнь на Сахалине не отличается от жизни в Ницце, что разница между мозгом Канта и мозгом мухи не имеет существенного значения, что никто на этом свете ни прав, ни виноват, что все вздор и чепуха и что ну его все к черту!» /9/
Рассказчик в подтверждение размышлений своих героев говорит в конце рассказа «Да, ничего не поймешь на этом свете». Такие же мысли мы встречаем и у героя рассказа «Палата №6». Андрей Ефимович также пологает, что жизнь страшна и непонятна. Он постоянно думает о смерти и им овладевает страх.»Зачем мозговые центры и извилины, зачем зрение, речь, самочувствие, гений, если всему этому суждено уйти в почву и в конце концов охладеть вместе с земной корой, а потом миллионы лет без смысла и цели носиться с землей вокруг солнца? Для того, чтобы охладеть и потом носиться, совсем не нужно извлекать из события человека с его высоким, почти божеским умом, словно в насмешку, превращать его в глину» /9/. Сам факт смерти пугает героев произведений писателя. Однако чеховские герои не боятся самого факта ухода от жизни в небытие. Они боятся смерти потому, что она для них выражает бессмысленность земного существования.
Герой рассказа «Скрипка Ротшильда» не боится смерти. Намного больше он боится бесполезности жизни. Он даже видит в смерти только пользу, что ему не нужно будет ни пить ни есть,ни платить податей, ни обижать людей. Однако его мучает вопрос: зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит безпользы?
У Чехова сама природа живет со страхом перед смертью. В повести «Степь» наблюдаем, как трава не хочет умереть, считает это преждевременно и несправедливо «… это пела трава ; в своей песне она, полумертвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренно убеждала когото, что она ни в чем не виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха; вины не было бы, но она все-таки просила у кого — то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя… » /9/.
Однако Чехов и его герои боятся больше бессмысленности и несправедливости самой жизни, а не смерти. Как уже было отмечено выше, автор не верил в бога и смотрел на верующих людей, особенно интеллигентных с недоумением. Интересно, что писатель все время пытался скрывать этот факт от окружавших его людей.
О рассказе Чехова «Дом с мезонином» Денис Драгунский пишет следующее:» Идеал Чехова -радикальная левая утопия: «Как иногда мужики миром починяют дорогу, так и все мы сообща, миром, искали бы правды и смысла жизни, и — я уверен в этом — правда была бы открыта очень скоро, человек избавился бы от этого постоянного мучительного, угнетающего страха смерти, и даже от самой смерти» » /2/.
Из всего вышесказанного мы приходим к выводу о большой значимости этой темы в творчестве писателя.
Чувства боязни и страха пронизывают почти все произведения Чехова. Герои Чехова неизменно испытывают чувство боязни и страха перед жизнью и смертью. Сам факт смерти пугает героев произведений писателя. Природа играет важную роль в пробуждении чувства страха перед жизнью в душе человека. Пейзаж пугает героев своей загадочностью. Одна из причин проявления чувства страха у героев Чехова- это неспособность понять окружающее.
Многие чеховские герои чувствуют одиночество, переживают из-за него и страдают. В творчестве Чехова часто появляется мотив некой пугающей и таинственной силы, которая очень могущественна.
Литература
- Барричелли Ж.П. Основные тенденции изучения творчества Чехова в современном литературоведении США. Русская литература в зарубежных исследованиях 1980-х годов. М.1994.
- Денис Драгунский, Соседи. Конспекты о Чехове. «Октябрь» 2007. № 1. Сайт: журнальный зал.
- Должеников П.Н. Страшно то, что непонятно//Театр.1991.№ 1.
- Должеников П.Н. Тема страха перед жизнью в прозе Чехова// Чеховиана. М.1995
- Кама Гинкас, Максим Осипов, Елена Степанян, Настоящий Чехов,
- «Знамя» 2010.№ 6. Сайт: журнальный зал.
- Лапушин Р.Е. Трагический герой в палате №6. От невольной вины к совести. Чеховиана.М.1995.
- Мережковский Д.С. Старый вопрос по поводу
- Сайт: Произведения А.П.ЧеховаЪпр:// my- chekhov.ru.
- Мережковский Д.С. Чехов и Горький// Эстетика и критика нового таланта// Эстетика и критика. М.,1994.Т.1.
- Лишаев С. Отрешенность и вовлеченнность. «Нева» 2010. № 9. Сайт: журнальный зал.