Почему Евгений Онегин — эгоист поневоле?
В своих критических статьях, посвященных анализу произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин», Виссарион Григорьевич Белинский называет главного героя «страдающим эгоистом» и «эгоистом поневоле». Работы литературного критика, как и сам стихотворный роман Александра Сергеевича Пушкина, на протяжении многих лет изучают, анализируют и обсуждают, из раза в раз задаваясь вопросом: почему же Белинский назвал Онегина эгоистом поневоле? Для того, чтобы ответить на него, необходимо взять во внимание не только само произведение, но и тот контекст, в рамках которого критик дал такую характеристику герою.
Для начала вспомним каким предстал перед читателями Евгений в самых первых главах произведения. Молодой столичный франт, у которого есть все, чего можно пожелать, кроме самого главного — цель существования, мотивация к жизни и созданию нового. Евгений умирает от скуки на светских вечерах, он пресыщен романами с молоденькими дамами, все для него старо, пошло и не интересно. Отъезд в деревню молодой человек воспринимает с надеждой — вдруг там найдется нечто такое, что сможет разбудить его дремлющий в апатии разум?
Но и тут героя ждет разочарование: неспособный к упорной работе и тяжелому труду он быстро возвращается в свое привычное состояние. К тому же люди вокруг него оказываются не так умны и воспитаны, как сам Онегин, получивший современное образование. Юноше непонятны местные традиции, разговоры, привычки, они отталкивают его, способствуя созданию образа чудака и одиночки среди его новых соседей. Лишь Ленский удостоился внимания Евгения, но и с ним Онегин испытывает скуку. Татьяну же герой хоть и понимает, но оказывается не готов и не способен принять девушку и ее чувства.
Онегин оказывается одиноким в любой компании, в любом обществе. Никто не способен понять его, считает Онегин, так как сам не понимает себя. Как же ему, неприученному задавать вопросы самому себе, искать истину и работать над собой, понять окружающих, впустить их в свою жизнь? Пусть Ленский и считал его другом, но он так же, как и остальные, не был заинтересован совершать путешествие по закоулкам души Онегина, поэт увлечен собой и своей любовью к Ольге. Так, отверженный социумом, Онегин и сам отвергает, критикует и разрушает, не способный создавать и любить.
Общество способствовало становлению Онегина как эгоиста, считает В.Г. Белинский. Будучи непонятым и отверженным из-за глубины своей страстной натуры и острого холодного ума, Евгений был словно отделен от окружающих невидимой стеной. Его манеры принимали за наигранность и злую иронию, но они были лишь порождением его ума и проницательного характера. Будучи эгоистом по своей природе, Онегин невольно стал заложником самого себя и своего окружения, ведь вести себя иначе он не просто не хотел, а не мог и не был научен.
Невозможно не согласиться с критиком: Евгений Онегин — эгоист не только по своей воле, он сам страдает от себя так же, как и окружающие его люди, но что делать с этим герой не знает. Даже вспыхнувшая любовь к Татьяне основана на страсти, в ее основе — разрушающее, сжигающее чувство. Иначе Онегин любить не может, ведь с ранних лет он учился флиртовать, кокетничать и завлекать, он сам признается, что замужество и стабильные теплые отношения не для него. В эгоизме заключается одна из основных его проблем, он — причина многих поступков и решений, которые повлияли не только на судьбу героя, но и на развития сюжета произведения в целом.
Проявление эгоизма в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Роман «Евгений Онегин» был написан в два десятилетия, прошедшие после наполеоновских войн в Европе. Культ личности бывшего французского императора был тогда в самом расцвете.
Отечественная война 1812 года и одержанная ценой больших потерь победа сплотили русский народ, начался расцвет национальной культуры. Но при этом часть дворянской элиты всё ещё находилась под обаянием личности Наполеона:
Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно; Нам чувство дико и смешно.
Голос автора звучит, как никогда, гневно. Пушкин редко говорит о чём-либо с такой нескрываемой яростной прямотой.
Чем, по его мнению, грозит обществу любовь к философии европейского завоевателя, владыки полумира? В той же строфе – знаменитый пушкинский афоризм: «Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя».
Эгоизм, гордость, самолюбование – самые ненавистные для Пушкина состояния человеческой души. Олицетворением этих пороков становится Евгений Онегин, с которым сводит счёты поэт на страницах романа.
В чём проявляется эгоизм Онегина? Да в том, что он занят исключительно собой. Имение достаётся Евгению после смерти отца, но мы не видим в герое сыновней грусти. Почивший дядюшка тоже вызывает у Онегина скорее радость, чем сочувствие.
Друзей в Петербурге у него нет, и это понятно: чтобы дружить, надо уметь забывать о себе. Ленский, с которым они «от делать нечего друзья», выбран Онегиным в приятели просто от скуки и любопытства.
Предел онегинского эгоизма – покушение на святыню Ленского, чувство к Ольге. Из глупого тщеславия Онегин стреляет в юношу, тогда как должен был принести извинения и опустить пистолет.
Любовь Татьяны пугает Онегина. Он воспринимает женщин как цветы удовольствия, а серьёзность деревенской дикарки может закончиться нежелательным для него браком. Не щадя остроты и силы первого девичьего чувства, он произносит ледяную отповедь и уезжает.
Наконец, эгоизм Онегина толкает его на запоздалое признание спустя годы. Он без стеснения приезжает в дом замужней женщины и произносит у ног Татьяны любовный монолог, в каждой строчке которого опять звучит мысль о себе:
Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан… Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой все ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть… вот блаженство! И я лишен того: для вас Тащусь повсюду наудачу; Мне дорог день, мне дорог час: А я в напрасной скуке трачу Судьбой отсчитанные дни. И так уж тягостны они. Я знаю: век уж мой измерен; Но чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днём увижусь я…
Истинная любовь говорит иначе. Она не смущает покой отболевшего сердца, не теребит старую рану, не пытается разрушить чужую семью. Но Онегин – опять о себе, здесь и сейчас, а дальше – будь что будет.
Разгадав внутреннюю пустоту Евгения, Татьяна произносит слова отказа. Её образ противоположен всему эгоистическому. Она всё ещё любит, но не может предать мужа. Собственное счастье, купленное ценой чужого страдания, для неё невозможно.
В неприятии эгоизма Пушкину видится русский путь, путь спасения души человеческой.
Разные аргументы
В романе А. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой является гордым и самоуверенным дворянином. Он часто бывает в обществе, хотя ему это неприятно. Со временем ему удается познакомиться с Ленским, который стал его другом. Когда Татьяна Ларина признается в любви Онегину, тот отвергает ее. Позже юноша начинает флиртовать с ее сестрой Ольгой, которая нравилась Ленскому. Тот не смог простить друга и вызвал его на дуэль.
Эгоизм толкает Онегина на неблаговидные поступки: заигрывания с возлюбленной друга, конфликт с Ленским. В конце Евгений остается один.
Яркие примеры неправильного поведения можно найти и в других произведениях:
- «Герой нашего времени» М. Лермонтов — Григорий Печорин хорошо понимает природу человеческих поступков, но постоянно отталкивает людей. Такое поведение приводит к тому, что его друг погибает, а девушка страдает. Печорин понимает пагубность своих поступков, но не может остановиться.
- «Преступление и наказание» Ф. Достоевский — Раскольников думает, что его поступки несут благо для общества. Он уверен: убийство старухи оправдано. Таким образом он, по своему мнению, очищает мир.
- «Кому на Руси жить хорошо» А. Некрасов — Ермил Гирин использует свое служебное положение для того, чтобы освободить родного брата. Он обрекает другого человека на несение рекрутской повинности.
В рассказе И. Тургенева «Муму» барыня поступает эгоистично. Она велит Герасиму утопить собачку, так как она мешала ей. Мужчина был вынужден выполнить приказ.
Почему В. Г. Белинский называет Онегина «страдающим эгоистом»?
«Евгений Онегин это человек который всю свою жизнь прожил в светском обществе. Его любили светские дамы. И вообще он был любимчиком. И вдруг он узнает то, что его:
Дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И хуже выдумать не мог.
Ему эта идея показалась неинтересной жить в какой-то деревне где ни балов, ни чего интересного нет. И дядя (в черновике: дядька. ? Прим. ред.) как назло не умирал. Я не знаю как там события развивались я Евгения Онегина не читал но кто-то мне за него рассказывал так, что если что не так, то не ОБИССУТЬТЕ.
Ну вот приехал он в деревню и увидел там девушку (не помню как ее звали) и решил ее соблазнить (думает поглумлюсь), а у девушки парень был Ленский, как щас помню. Ну, она по началу как порядочная девушка поломалась, а потом влюбилась в него как дура. Ленский ему тут дуэль забивает. На дуэли Онегин Ленского пострелял и завалил, тут девка к Онегину. А он ей ручкой делает и уезжает «на север бананы рубить». Ну вот и сразу все видно в каком месте он эгоист сначала влюбил в себя девку, прицепом еще и парня ее завалил. Ну, какой нормальный пацан так зделает, не какой только эгоист думает только о себе и о своей ж? Да кстати я забыл упомянуть девка то была красивая, на порожняк Онегин на клюнул бы, фуфло не держим и на фуфло Онегин бы не клюнул. А страдать он начал ну об этом чуть позже.
Но это все лирика что-то я от темы отошол. Ну так вот уехал он на свой север и давай там бананы рубить. Но и девка не промах оказалась, ее бабка за питерскую вышку замуж выдала и жила наша девушка как в сказке «чем дальше тем страшнее». А тут Онегин с севера да еще и с гостинцами (с бананами) вернулся и зашол на светский обед, а там она «Звезда плинительного (в черновике: принительного ? Прим. ред.) счастья». Ну он к ней и подкатил, а ему тут люди цинкуют что мол ты не прав девка то не твоя девка эта генирала нашего иди отседова. И тут он понял что любил ее как не кого не когда не любил, и начал он стродать, и понял, что таким дураком был. Ну а поздно пить боржоми, когда почки уже в тазике. Ну и давай они там письмами переписываться. Он ей пишет люблю, женюсь, не брошу, приходи вечером на сеновал. А она ему тоже там Женя я тебя тоже люблю но если бабка узнает она меня ремешком по попке атшлепает я ее очень сильно боюсь. Короче кончилось все тем, что пашол Женька и на первой березе повесился, или она в болоте утапилась ну гдето в таком духе или это вообще не отсюда ну я думаю это не столь важно.
Как я думаю не бывает такой сильной любви, что бы из за нее можно было такие чудеса тварить. Например как жизнью покончить, зачем такое делать когда можно жить по паговорке «не она первая не она последняя« так жить проще. Но как мне кажется если люди любят друг друга по настоящему, всем сердцем то они пойдут на все что бы быть в месте всегда?»
Онегин и его эпоха
По мнению автора, именно эпоха сформировала характер Евгения. Что же происходило в это время в Российской империи? Не так давно произошло восстание декабристов. Император Николай I ввел ряд суровых мер, которые были направлены на пресечение вольнодумия. Николаевская эпоха — как эпоха предписаний, военной муштры, строгой дисциплины и жесткой цензуры.
В критике об Онегине Белинский пишет, что герой — вовсе не плохой человек, причем отличающийся незаурядным умом. Ему негде проявить свой ум, свои способности. Евгений, желая занять себя и избавиться от скуки, предпринимает попытки писать, много читает. Но, не привыкнув долго и упорно трудиться, он оставляет все эти занятия. И он растрачивает себя на удовольствия, которые ему, в принципе, не слишком и нужны. Чувствуя себя умнее других, он начинает относиться к людям свысока. Возможно, родившись в другую эпоху и отыскав применение своим силам, Онегин стал бы совсем иным человеком. Но его эпоха сделала из него такого человека, каким Онегина назвал Белинский — «эгоистом поневоле». Почему же тогда Евгений Онегин не изменился, уехав из столицы?
🗹