4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 1517.
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 1517.
Повесть Пушкина «Станционный смотритель» является одной из самых печальных произведений из цикла «Повестей Белкина», заканчивающаяся трагическим финалом. Вдумчивый анализ произведения показывает, что случившаяся драматическая разлука родных людей – это неотвратимые проблемы классовых различий, а основная мысль рассказа – это духовное несоответствие отца и дочери. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом повести Пушкина по плану. Материал может быть использован при подготовке к уроку литературы в 7 классе.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
История создания
В 1830 году Александр Сергеевич Пушкин отправляется в Болдино, чтобы решить некоторые финансовые проблемы. Он уже собирался вернуться, но в России в то время сильно распространилась смертельно опасная холера, и возвращение пришлось отложить надолго. Этот период развития его дарования называют Болдинская осень. В это время написаны одни из лучших произведений, в том числе цикл повестей под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», состоящий из пяти произведений, одна из которых «Станционный смотритель». Ее автор закончил 14 сентября.
Во время вынужденного заточения Пушкин страдал от разлуки с очередной дамой сердца, поэтому его муза была печальна и зачастую настраивала его на грустный лад. Возможно, свою лепту в создание «Станционного смотрителя» внесла сама атмосфера осени – поры увядания и ностальгии. Главный герой увял также стремительно, как сброшенный с ветки лист.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Станционный смотритель.
Год написания – 1830 г.
История создания – Повесть была создана в Болдинскую осень, этот период стал для писателя самым плодотворным.
Тема – С этого произведения в русской литературе начинает раскрываться тема обездоленных людей.
Композиция – Композиция повести выстроена с общепринятыми литературными канонами, постепенно действие достигает кульминации и переходит к развязке.
Жанр – Повесть.
Направление – Сентиментализм и реализм.
Жанр и направление
Сам Пушкин называет свое произведение «повести», хотя по существу каждая из них – это маленький роман. Почему же он их так назвал? Александр Сергеевич отвечал: «Повести и романы читаются всеми и везде» — то есть, особой разницы между ними он не видел, а выбор сделал в пользу менее крупного эпического жанра, как бы указывая на скромный объем произведения.
В отдельной повести «Станционный смотритель» заложены основы реализма. Герой – это вполне реальный герой, который мог бы встретиться в то время в действительности. Это первое произведение, в котором поднимается тема «маленького человека». Именно здесь Пушкин впервые говорит о том, как живет этот никем не замеченный субъект.
Композиция
Структура повести «Станционный смотритель» позволяет читателю взглянуть на мир глазами рассказчика, в словах которого скрывается личность самого Пушкина.
- Начинается повесть с лирического отступления писателя, где он отвлеченно рассуждает о неблагодарной профессии станционного смотрителя, который унижен уже по долгу службы. На таких должностях и формируются характеры маленьких людей.
- Основная часть состоит из бесед автора с главным героем: он приезжает и узнает последние новости о его жизни. Первый визит – знакомство. Второй – основной поворот сюжета и кульминация, когда он узнает о судьбе Дуни.
- Нечто вроде эпилога представляет собой его последний приезд на станцию, когда Самсон Вырин был уже мертв. Там сообщается о раскаянии его дочери
О чем?
Повесть «Станционный смотритель» начинается с небольшого отступления, где автор рассуждает о том, какая это унизительная должность. Никто не обращает на этих людей внимания, их «шпыняют», иногда даже бьют. Никто никогда не говорит им элементарно «спасибо», а ведь зачастую это очень интересные собеседники, которые могут многое рассказать.
Затем автор повествует о Самсоне Вырине. Он занимает должность станционного смотрителя. Рассказчик попадает к нему на станцию случайно. Там он знакомится с самим смотрителем и его дочкой Дуней (ей 14 лет). Гость отмечает, что девушка очень хороша собой. Спустя пару лет герой снова оказывается на той самой станции. Во время этого визита мы и узнаем суть «Станционного смотрителя». Он снова встречает Вырина, но вот дочки не видно. Позже из рассказа отца становится ясно, что однажды на станцию заехал гусар, и из-за болезни ему пришлось на какое-то время остаться там. Дуня постоянно ухаживала за ним. Вскоре гость поправился и стал собираться в дорогу. На прощание он предложил довести свою сиделку до церкви, но обратно она уже не пришла. Позже Самсон Вырин узнает, что молодой человек вовсе и не болел, он претворялся, чтобы обманом завлечь девушку и увезти с собой в Петербург. Пешком смотритель отправляется в город и пытается там найти гусара-обманщика. Найдя его, он просит вернуть ему Дуню и не позорить больше, но тот ему отказывает. Позже несчастный родитель находит и дом, в котором похититель содержит его дочь. Он видит ее, одетую богато, любуется ею. Когда героиня поднимает голову и видит отца, она пугается и падает на ковер, а гусар выгоняет бедного старика прочь. После этого смотритель больше не видел свою дочь.
Еще спустя время автор опять оказывается на станции доброго Самсона Вырина. Он узнает, что станцию расформировали, а бедный старик умер. Теперь в его доме живет пивовар и его жена, которая отправляет своего сына показать, где похоронен бывший смотритель. От мальчика рассказчик узнает, что некоторое время назад в город приезжала богатая барыня с детьми. Она также спрашивала про Самсона, а узнав, что тот умер, долго плакала, лежа на его могиле. Дуня раскаялась, но было уже поздно.
Вариант 2
Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель» написана в 1830 году и входит в сборник «Повести Белкина».
В повести можно наблюдать за историей семейства Выриных – Самсона Вырина, станционного смотрителя, и его дочери Дуни. Жизнь Самсона не простая, сам Пушкин пишет об унизительности этой профессии. Проезжие срывают на смотрителе свою злость и усталость, пока тот продолжает терпеливо служить. Дуня же занята помощью к отцу, и так проходят их жизни.
Всё меняется с приездом Минского, он – гусар, влюбившийся в Дуню, решивший любыми способами забрать девушку с собой в Петербург. Вскоре так и происходит.
После отъезда дочери, Вырин не может справиться со своим горем и начинает пить. Несколько раз он пытался вернуть Дуню домой, но всё оказывалось тщетно. В конце концов, старик умирает, а Дуня, вышедшая замуж за Минского, до конца жизни корит себя за свой поступок.
В произведении поднимаются многие и поныне важные проблемы. Так например, в этой повести впервые обозначается проблема маленького человека, которая будет потом продолжена Гоголем, Достоевским и многими другими писателями. А.С. Пушкин показывает нам жизнь самого простого человека, как он жил, живёт и будет жить.
Также в произведении поднимается вечная проблема отцов и детей. Желания Самсона Вырина не сходятся с желаниями его дочери, и если в некоторых случаях подобные конфликты получается заканчиваются мирно, то в этой ситуации конец плачевен.
В персонажах Минского и Дуни обсуждается тема любви и того, насколько она может быть разрушительна. Минский обманом забирает Дуню с собой, потому что влюбился, не спрашивая разрешения Самсона. Дуня же едет за возлюбленным в Петербург, совершенно забыв об отце и не собирается возвращаться обратно, несмотря на его просьбы. Мы видим двух людей, готовых ради любви на всё, но только в этом случае они её выглядят целиком положительными персонажами. В конце, на могиле отца Дуня раскаивается и корит себя за свое легкомысленное поведение, но уже ничего нельзя поделать.
А.С. Пушкин написал, действительно, уникальное произведение, в котором поднимается проблемы как общесоциального характера, так и личные проблемы каждого из нас.
Главные герои
- Самсон Вырин – добрый и общительный старик лет 50, который души не чает в своей дочери. Она защищает его от побоев и ругани приезжих. При виде нее они всегда ведут себя спокойно и доброжелательно. В первую встречу Самсон выглядит отзывчивым и робким мужчиной, который довольствуется малым и живет лишь любовью к своему ребенку. Ни богатств, ни славы ему не надо, лишь бы рядом была его родная Дуняша. В последующую встречу он — уже обрюзгший старик, который ищет успокоения в бутылке. Побег дочери надломил его личность. Образ станционного смотрителя – это хрестоматийный пример маленького человека, который не в силах противостоять обстоятельствам. Он не выдающийся, не сильный, не умный, он просто обыватель с добрым сердцем и кротким нравом – вот его характеристика. Заслуга автора в том, что он сумел интересно дать описание самому обыденному типажу, найти в его скромной жизни драму и трагизм.
- Дуня — молодая девушка. Она оставляет отца и уезжает с гусаром не из корыстных или недобрых побуждений. Девушка любит родителя, но по наивности доверяется мужчине. Как и любую молодую женщину, ее влечет великое чувство. Она следует за ним, забыв обо всем. В конце повести мы видим, что она переживает за смерть одинокого отца, ей стыдно. Но сделанного не исправить, и вот она, будучи уже матерью, плачет на могиле родителя, сожалея о том, что так поступила с ним. Спустя годы Дуня остается прежней милой и заботливой красавицей, на облике которой не отразилась трагическая история дочери станционного смотрителя. Всю боль разлуки вобрал в себя ее батюшка, так и не увидевший внуков.
Темы «Станционного смотрителя»
В произведении Александра Сергеевича четко прослеживается две основных темы. Автор хотел передать низменность так называемого «маленького человека» и его никчемность по отношению к другим, более богатым людям. Вторая тема — любовь. Она может быть любовью отца к своей дочери или дочери к отцу, а также любовь мужчины к женщине.
Рассмотрим обе темы отдельно:
- Тема «маленького человека»
явно прослеживается с самого начала произведения. Смотритель небогат, в отличие от состоятельного офицера. В результате их разницы в сословиях и произошла такая драматичная история. - Тема любви
вечна и можно много рассуждать об этом. В повести, в первую очередь, прослеживается тема любви отца к своему ребенку. Кроме того, любовь мужчины, который встретил женщину, также можно отследить в произведении.
Смысл повести и ее драма не только в неравенстве людей, но и в невозможности распоряжаться своей жизнью молодой девушке Дуне и проблеме ее отца. Ведь он так и не смог вернуть к себе своего ребенка. Несмотря на это, Дуня, судя по окончанию произведения, осталась жить с гусаром, имела достаток и родила детей.
Невозможно рассуждать, счастлива ли осталась эта женщина, но она явно была очень опечалена кончиной своего отца.
Тема
- В «Станционном смотрителе» впервые поднимается тема «маленького человека». Это герой, которого никто не замечает, но который обладает большой душой. Из рассказа автора мы видим, что его часто ругают просто так, иногда даже бьют. Его не считают за личность, он — низшее звено, обслуживающий персонал. Но на самом деле, этот безропотный старик безгранично добр. Несмотря ни на что, он всегда готов предложить путникам ночлег и ужин. Гусару, который хотел его избить и которого остановила Дуня, он разрешает остаться у себя на несколько дней, вызывает ему врача, кормит его. Даже когда его предает дочь, он все равно готов ей все простить и принять ее назад любую.
- Тема любви тоже своеобразно раскрывается в повести. В первую очередь, это чувство родителя к ребенку, которое бессильны поколебать даже время, обида и разлука. Самсон безоглядно любит Дуню, бежит спасать ее пешком, ищет и не сдается, хоть такой смелости от робкого и забитого слуги никто не ожидал. Ради нее он готов терпеть хамство и побои, и лишь убедившись, что дочь его сделала выбор в пользу богатства, он опустил руки и подумал, что бедный отец ей уже не нужен. Другой аспект – страсть юной прелестницы и гусара. Сначала читатель тревожился за судьбу провинциальной девочки в городе: ее в вправду могли обмануть и обесчестить. Но в финале оказывается, что случайная связь обернулась брачным союзом. Любовь – главная тема в «Станционном смотрителе», так как именно это чувство стало и причиной всех бед, и противоядием от них, которое не доставили своевременно.
Как изменился Вырин…
Повесть «Станционный смотритель» продолжается описанием второй встречи рассказчика с главным героем. Спустя несколько лет судьба вновь забросила его в те края. Он подъезжал к станции с тревожными мыслями: все могло произойти за это время. Предчувствие и в самом деле не обмануло: вместо бодрого и жизнерадостного человека перед ним предстал поседевший, давно не бритый, сгорбленный старик. Это был все тот же Вырин, только теперь весьма неразговорчивый и угрюмый. Однако стакан пунша сделал свое, и вскоре рассказчик узнал историю Дуни.
Года три назад проезжал мимо молодой гусар. Девушка ему приглянулась, и он на несколько дней притворился больным. А когда добился от нее взаимных чувств, увез тайком, без благословения, от отца. Так свалившаяся беда изменила давно устоявшуюся жизнь семейства. Герои «Станционного смотрителя», отец и дочь, больше уже не свидятся. Попытка старика вернуть Дуню закончилась ничем. Он добрался до Петербурга и даже смог увидеть ее, богато одетую и счастливую. Но девушка, взглянув на отца, упала без чувств, и его попросту выгнали. Теперь Самсон жил в тоске и одиночестве, а главной его спутницей стала бутылка.
Проблематика
Пушкин в своем произведении поднимает нравственные проблемы. Поддавшись мимолетному чувству, ничем не подкрепленному, Дуня оставляет отца и едет вслед за гусаром в неизвестность. Она позволяет себе стать его любовницей, она знает, на что идет, и все равно не останавливается. Здесь финал получается счастливым, гусар все-таки берет девушку в жены, но и в те времена такое было редкостью. Тем не менее, даже ради перспективы брачного союза не стоило отрекаться от одной семьи, строя другую. Жених девушки вел себя непозволительно грубо, именно он сделал ее сиротой. Они оба легко переступили через горе маленького человека.
На фоне поступка Дуни развиваются проблема одиночества и проблема отцов и детей. С того момента, как девушка покинула отчий дом, она ни разу не проведала отца, хотя знала, в каких условиях он живет, ни разу ему не написала. В погоне за личным счастьем она абсолютно забыла про человека, который ее любил, растил и готов был простить буквально все. Такое происходит по сей день. И в современном мире дети оставляют и забывают своих родителей. Вырвавшись из гнезда, они пытаются «выбиться в люди», добиваются целей, гонятся за материальным преуспеянием и не вспоминают о тех, кто дал им самое важное – жизнь. Судьбой Самсона Вырина живут многие родители, оставленные и забытые своими детьми. Конечно, спустя время молодежь вспоминает о семье, и хорошо, если оказывается еще не поздно встретиться с ней. Дуня на встречу не успела.
Характеристика произведения
Повесть пронизана символикой. Само название «станционный смотритель» имело во времена Пушкина такой же оттенок иронии и легкого презрения, какой мы сегодня вкладываем в слова «кондуктор» или «вахтер». Это означает человека маленького, способного выглядеть в глазах окружающих прислугой, работать за копейки, не видя мира.
Таким образом, станционный смотритель — это символ «униженного и оскорбленного» лица, букашка для меркантильных и властных.
Символика повести проявилась в картине, украшающей стену дома — это «Возвращение блудного сына». Станционный смотритель жаждал только одного — воплощения сценария библейской истории, как на этой картине: Дуня могла вернуться к нему в каком угодно статусе и каком угодно виде. Отец простил бы её, смирился бы, как смирялся всю свою жизнь под обстоятельствами судьбы, беспощадной к «маленьким людям».
«Станционный смотритель» предопределил развитие отечественного реализма в направлении произведений, защищающих честь «униженных и оскорбленных». Образ отца-Вырина — глубоко реалистичен, поразительно емок. Это маленький человек с огромным диапазоном чувств и с полным правом на уважение его чести и достоинства.
Повесть Пушкина «Станционный смотритель» является одной из самых печальных произведений из цикла «Повестей Белкина», заканчивающаяся трагическим финалом. Вдумчивый анализ произведения показывает, что случившаяся драматическая разлука родных людей – это неотвратимые проблемы классовых различий, а основная мысль рассказа – это духовное несоответствие отца и дочери. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом повести Пушкина по плану. Материал может быть использован при подготовке к уроку литературы в 7 классе.
Главная мысль
По-прежнему насущна и актуальна идея «Станционного смотрителя»: даже к маленькому человеку нужно относиться уважительно. Нельзя мерить людей по званию, сословию или умению задеть других. Гусар, например, судил окружающих по силе и положению, поэтому причинил такое горе своей же супруге, своим же детям, лишив их отца и деда. Своим поведением он оттолкнул и унизил того, что мог бы стать ему опорой в семейной жизни. Также основная мысль произведения – это и призыв к тому, чтобы мы берегли своих родных и не откладывали примирение на завтра. Время быстротечно и может лишить нас шанса исправить свои ошибки.
Если посмотреть на смысл повести «Станционный смотритель» более глобально, то можно заключить, что Пушкин выступает против социального неравенства, ставшего краеугольным камнем взаимоотношений людей того времени.
Анализ произведения
Рассказ ведется от имени автора, который сам встречается и с Выриным, и с его дочерью. Писатель рассказывает о своих впечатлениях и размышлениях, в том числе и о положении станционных смотрителей, «которых только ленивый не ругал». Читатель между строк улавливает авторское отношение к «маленькому человеку», его незавидной участи и тяжелой жизни.
Далеко не случайно автор так подробно описывает опрятное и аккуратное жилище Самсона :
- чистые занавески на окнах,
- цветы на подоконниках;
- картины, иллюстрирующие притчу о блудном сыне;
- подробно останавливается на описании всех 4 картин: блудный сын покидает отца, забрав свою долю наследства, затем прогуливает все имущество с друзьями, долго скитается без денег, голодает и возвращается, кается перед отцом в своем поступке.
Автор подробно описывает красоту девушки — дочери смотрителя, говорит о ее невинном кокетстве и умении вести себя со строгими проезжающими. Отец явно гордится дочерью, она составляет всю его радость и счастье.
Спустя несколько лет автор вновь заезжает на эту же станцию, вспоминая о красавице-дочке смотрителя, но не узнает ни самого старика, который опустился, стал неряшливым и неопрятным, ни самой, прежде уютной, комнаты. Везде виднелись следы запустения и заброшенности.
Только выпив чаю с ромом, Самсон Вырин немного разговорился и рассказал, что произошло с ним и его дочерью. В этом отрывке автор слышит рассказ покинутого и обманутого отца и понимает, что разлука с дочерью разбила сердце старика и лишила его радости жизни.
Отправившись за Дуней в чужой город, отец, прежде всего хотел спасти ее от нищеты и позора. Он считал, что после того, как богач натешится красотой девушки, он выгонит ее без сожаления, а она останется одна, без средств к существованию и ей будет стыдно вернуться к отцу, которого она когда-то оставила.
Заключительная часть опять написана от имени автора, который спустя какое-то время вновь проезжал через станцию. Там он узнал, что старый смотритель умер, а Дуня приезжала, но не застала отца живым. Она долго лежала на могиле отца, поскольку став матерью, поняла, как болит родительское сердце за своих детей.
О чем заставляет задуматься?
Автор как раз и заставляет задуматься над своим поведением. Он говорит, что надо быть внимательнее к другим, не стоит относиться к людям предвзято.
Также Пушкин заставляет нерадивых чад подумать о своих стариках, дает им наставление не забывать родителей, быть им благодарными. Семья – это самое ценное в жизни каждого человека. Именно она готова простить нам все, принять нас любыми, утешить и успокоить в трудный час. Родители – самые преданные люди. Она отдают нам все, и взамен ничего не просят, кроме любви и небольшого количества внимания и заботы с нашей стороны.
Автор: Виктория Кудрявцева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!