Исторические произведения всегда имеют острый сюжет, основанный на реальных событиях с ноткой авторских дополнений. Особую роль играют в поэме «Полтава» образы Петра Первого и Карла Двенадцатого. Анализ и характеристика второстепенных героев поможет проникнуться событиями того времени. Несмотря на сложность передачи личностей деятелей, писателю удалось выделить их основные противопоставляющиеся черты.
Образ Петра I
Выбирая сюжет с участием великих исторических деятелей, Пушкин взял на себя большую ответственность. Александр Сергеевич известен, как любитель и исследователь, интересующийся культурой и историей русского народа. Чтобы быть максимально точным в описании личностей правителей того времени, им было изучено немало документов, имеющихся тогда в открытом доступе, где содержалась информация о Петре Первом.
Известен неоспоримый факт, что писатель был фанатом самодержца. Он восхищался полководческими навыками правителя, поэтому образ Петра 1 в поэме «Полтава» весьма неординарен. Автор преподносит героя, как сверхчеловека, уверенного в себе. Он способен заряжать солдат верой в лучший исход событий, победу. Взгляд деятеля строгий, острый, а глаза сияющие.
Пушкин характеризует персонажа следующим образом:
- человек с твердым характером;
- талантливый стратег;
- умелец по подготовке к бою;
- великий управленец, имеющий множество заслуг.
Писатель не скрывает своей симпатии к исторической личности. Это проявляется в использовании красивых художественных средств, красноречивых слов.
Он словно «великан» гениален, упорен, несгибаем, успешен. Все это помогает герою привести страну к процветанию.
Коротко о главном
Что говорится о недостатках героя:
- Первым и главным минусом правителя Александр считает его завышенную самооценку, он забывает о силе врага. На что ему указывает Мазепа.
- Второй минус — это внутренняя трусость императора Швеции. Когда тот, забыв о ранении, бежит с солдатами от русских.
После изучения литературного произведения можно прийти к выводу, что Пушкин дал вполне противоречивую характеристику Карлу, которая заставляет задуматься о жизни героя.
Характеристика героя
Александр Сергеевич создал яркий образ Петра 1 в «Полтаве». Цитаты, вырванные из контекста произведения, показывают величие правителя. Писатель с трепетом называет его «самодержавным великаном». О внешности, повадках, характерных чертах гениального человека создатель поэмы говорит следующее:
- вдохновенный, звучный голос;
- ужасающий лик;
- сияющие глаза;
- быстрые движения;
- прекрасный облик «божьей грозы».
Могучий человек прекрасно держится в седле. Он известен своей добротой и доверчивостью, что приводит к предательству гетмана Мазепы. Изменник собирается перейти на сторону шведского короля.
Царь отказывается верить в донесение, написанное полковником Искрой и судьей Кочубеем. За это доносчики наказываются правителем. В это время Мазепа реализует свой коварный план. Это озлобляет царя, приводит его к негодованию. Он поражен предательством и казнью невинных людей, предупреждавших об измене гетмана. Справедливость он восстанавливает на поле боя в Полтаве, где шведские войска терпят поражение.
Сравните описание Петра 1 и Карла 12 (поэма Пушкина «Полтава»)
Произведение Александра Сергеевича Пушкина “Полтава” имеет социально-политическую подоплёку, связанную с противопоставлением двух императоров – Петра Первого и Карла Двенадцатого. Каждый из героев по-своему самостоятелен, уникален и отражает взгляд автора на исторические события России.
Для раскрытия образов двух предводителей Александр Сергеевич Пушкин акцентирует внимание на Полтавском сражении – ключевом событии всей Северной войны. Писатель начинает описание Петра с его внешнего вида, делая упор на красоту, мужественность и могущество русского императора, об этом говорят следующие строчки произведения: “…Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза…”, “…И он промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой. Он поле пожирал очами…” .
Вид Петра Великого крайне сильно воодушевляет отечественных солдат, сплотив их под общим русским флагом и наполняя особым народным духом. Тактические решения Петра Первого очень мудры: он мастерски маневрирует военными силами и с наивысшей эффективностью использует артиллерию, в следствие чего в скором времени русские солдаты не только переходят из обороны в нападение, но и вовсе одерживают победу в ключевом для России сражении.
Величию, мудрости и могуществу Петра Александр Сергеевич Пушкин противопоставляет недальновидность и глупую самоуверенность Карла, предводителя шведской армии. Тем не менее, автор подчёркивает величие шведского императора, называя его “мальчиком бойким и отважным”, способным “обменять рану на рану”. Однако всё это величие – практически ничто с величием Петра, которого в “Полтаве” Пушкин представляет, как “самодержавного великана”. Автор не зря говорит о наивности и мнимой самоуверенности Карла, подчёркивая тем самым слабость шведского предводителя: “силы новые врага успехом прошлым только мерит”, “он слеп, упрям, нетерпелив”, – ведь именно это и станет главной причиной поражения шведов в Полтавском бою. Не продумав правильную тактику ведения боя с русскими, Карл решает идти в наступление, отправляя, фактически, свою армию на верную гибель. После разгрома армии шведский император трусливо покидает поле боя, оставив солдат и генералов.
Произведение “Полтава” Александра Сергеевича Пушкина позволяет не только рассмотреть двух императоров с точки зрения их внешнего описания, но и понять причины, по которым одна сторона оказалась победительницей, другая – проигравшей.
Карл XII в поэме «Полтава»
Образ героя базируется на сравнении Петра 1 и Карла 12 в «Полтаве». Шведский король во многом проигрывает своему оппоненту. Его сложно назвать грамотным стратегом и полководцем. На поле боя герой появляется в качалке, вместо того чтобы поднимать дух солдат на коне или пешим уверенным ходом. Пушкин создает в произведении следующий портрет персонажа:
- бледный и недвижимый;
- лишенный боевого настроения;
- не имеющий огня и жажды победы;
- не знает о высоких чувствах, духе патриотизма;
- находится в поиске собственной выгоды;
- захватчик-неудачник;
- хитрый, кичливый, тщеславный человек;
- славящийся своими былыми заслугами.
Аналогичными чертами обладает все окружение короля Швеции. Оно вялое, бездейственное.
Известный своими прежними военными заслугами, правитель будто сдается, не начав сражение. Он словно не понимает, нужна ли ему победа. Давний запал, договор с Мазепой против русского царя куда-то исчезает на поле боя.
ПЕТР I И КАРЛ XII — ДВА ПОРТРЕТА В ИНТЕРЬЕРЕ ИСТОРИИ
В российской истории шведскому королю Карлу XII не повезло. В массовом сознании он представлен почти карикатурно-сумасбродным, тщеславным королем-юношей, который сначала побеждал Петра, а потом был бит. «Погиб, как швед под Полтавой» — это, собственно, и о Карле, хотя, как известно, под Полтавой король не погиб, а, избежав плена, еще почти десять лет продолжал борьбу. Угодив в могучую тень Петра, Карл не то чтобы померк, а потерялся, съежился. Он, как статист в плохой пьесе, должен был изредка появляться на исторической сцене и подавать реплики, призванные выгодно высветить главного героя — Петра Великого. Не избежал искушения именно так преподнести шведского короля и писатель А. Н. Толстой. Дело не в том, что Карл появляется на страницах романа «Петр Первый» эпизодически. Существенно другое — мотивация поступков. Карл легкомыслен и капризен — этакий коронованный эгоцентрист, который рыщет по Восточной Европе в поисках славы. Он абсолютно противоположен царю Петру, пускай и вспыльчивому, и неуравновешенному, но денно и нощно думающему об Отечестве. Трактовка А. Н. Толстого вошла в кровь и плоть массового исторического сознания. Талантливое литературное произведение в своем влиянии на читателя почти всегда перевешивает тома серьезных исторических сочинений. Упрощение Карла — одновременно и упрощение самого Петра и масштабов всего того, что произошло с Россией в первой четверти XVIII столетия. Уже одного этого достаточно, чтобы попытаться осмыслить происшедшее через сопоставление этих двух личностей.
Петр I. Гравюра Е. Чемесова, сделанная с оригинала Ж.-М. Натье 1717 года.
Карл XII. Портрет неизвестного художника начала XVIII века.
Карл XII в сражении под Нарвой 19 ноября 1700 года. Справа — крепость Нарва.
Молодой Петр I. Неизвестный художник. Начало XVIII века.
Офицер лейб-гвардии Семеновского полка. Первая четверть XVIII века.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Личные вещи Петра I: кафтан, нагрудный офицерский знак и офицерский шарф.
Бюст Петра I, созданный Бартоломео Карло Растрелли. (Раскрашенные воск и гипс; парик из волос Петра; глаза — стекло, эмаль.) 1819 год.
Вид на Архангельск с залива. Гравюра начала XVIII века.
Книга Карла Алларда «Новое голанское корабельное строение» по указу Петра была переведена на русский язык. В библиотеке Петра находилось несколько экземпляров этого издания.
Чарка, выточенная Петром I (золото, дерево, бриллианты, рубин) и подаренная им М. П. Гагарину за организацию праздника в Москве в честь победы над шведами под Полтавой. 1709 год
Токарно-копировальный станок, созданный мастером Францем Зингером, который долгие годы работал у флорентийского герцога Козимо III Медичи, а затем приехал в Петербург по приглашению русского царя. В России Зингер возглавил токарную мастерскую царя.
Медальон с рельефным изображением Гренгамского боя на Балтике 27 июля 1720 года (работа токарной мастерской).
Петр I в Полтавском сражении. Рисунок и гравюра М. Мартена (сына). Первая четверть XVIII века.
‹
›
Петр и Карл никогда не встречались. Но в продолжение многих лет вели заочный спор друг с другом, а значит, примерялись, присматрива лись друг к другу. Когда царь узнал о гибели Карла, он вполне искренне огорчился: «Ах, брат Карл! Как мне тебя жаль!» Можно лишь гадать о том, какие именно чувства стояли за этими словами сожаления. Но кажется — нечто большее, чем просто монаршая солидарность… Их спор был столь долог, царь так проникся логикой нелогичных поступков своего коронованного оппонента, что, кажется, со смертью Карла Петр утрачивал как бы часть самого себя.
Люди разных культур, темпераментов, менталитета, Карл и Петр были одновременно удивительно схожи. Но эта схожесть особого свойства — в непохожести на других государей. Заметим, что обрести подобную репутацию в век, когда экстравагантное самовыражение было в моде, — задача не из легких. Но Петр и Карл затмили многих. Их секрет прост — оба вовсе не стремились к экстравагантности. Они жили без затей, выстраивая свое поведение в соответствии с представлениями о должном. Поэтому многое, что казалось другим столь важным и необходимым, для них почти не играло никакой роли. И наоборот. Их поступки воспринимались большинством современников в лучшем случае как чудачество, в худшем — как необразованность, варварство.
Английский дипломат Томас Вентворт и француз Обри де ля Мотрэ оставили описания «готского героя». Карл в них статен и высок, «но крайне неопрятен и неряшлив». Черты лица тонкие. Волосы светлые и сальные и, кажется, не каждый день встречаются с гребнем. Шляпа смята — король часто отправлял ее не на голову, а под мышку. Мундир рейтарский, только сукно лучшего качества. Сапоги высокие, со шпорами. В итоге все, кто не знал короля в лицо, принимали его за рейтарского офицера, причем не самого высокого чина.
Петр был столь же невзыскателен в одежде. Носил платье и башмаки подолгу, иногда до дыр. Привычка французских придворных ежедневно появляться в новом платье вызывала у него лишь насмешку: «Видно, молодой человек никак не может найти портного, который одел бы его вполне по вкусу?» — дразнил он маркиза Либуа, приставленного к высокому гостю самим регентом Франции. На прием к королю Петр явился в скромном сюртуке из толстого серого баракана (род материи), без галстука, манжет и кружев, в — о ужас! — ненапудренном парике. «Экстравагантность» московского гостя так потрясла Версаль, что на время вошла в моду. Придворные щеголи с месяц смущали придворных дам диковатым (с точки зрения французов) костюмом, получившим официальное название «наряд дикаря».
Разумеется, при необходимости Петр представал перед подданными во всем блеске царского величия. В первые десятилетия на троне это был так называемый Большой государев наряд, позднее — богато убранное европейское платье. Так, на церемонии венчания Екатерины I титулом императрицы царь появился в кафтане, расшитом серебром. К сему обязывала и сама церемония, и то, что над вышивкой прилежно трудилась виновница торжества. Правда, при этом государь, не любивший лишних расходов, не удосужился сменить свои стоптанные башмаки. В таком виде он и возложил на коленопреклоненную Екатерину корону, обошедшуюся казне в несколько десятков тысяч рублей.
Под стать одежде были и манеры двух государей — простые и даже грубоватые. Карл, по замечанию современников, «ест, как конь», углубившись в свои мысли. В задумчивости он может размазать пальцем масло по хлебу. Пища самая простая и, кажется, ценится главным образом с точки зрения насыщения. В день своей гибели Карл, отобедав, хвалит своего повара: «Ты кормишь так сытно, что придется назначить тебя старшим поваром!» Петр столь же невзыскателен в пище. Главное его требование — все должно подаваться с пылу-жару: в Летнем дворце, например, было устроено так, что блюда попадали на царский стол прямо с плиты.
Непритязательные в еде, государи сильно разнились в отношении к крепким напиткам. Максимум, что позволял себе Карл, — слабое темное пиво: то был зарок, который дал юный король после одного обильного возлияния. Зарок необычайно крепкий, без отступлений. Петровское необуздан ное пьянство ничего, кроме горького вздоха сожаления, у его апологетов не вызывает.
Трудно сказать, кто повинен в этом пагубном пристрастии. Большинство близких к Петру людей страдали этим пороком. Умный князь Борис Голицын, которому царь был стольким обязан в борьбе с царевной Софьей, по словам одного из современников, «пил непрестанно». Не отставал от него и знаменитый «дебошан» Франц Лефорт. А ведь он — едва ли не единственный человек, которому молодой царь старался подражать.
Но если окружение и втянуло Петра в пьянство, то сам царь, повзрослев, уже не пытался положить конец этой затянувшейся «службе кабаку». Достаточно вспомнить «заседания» знаменитого Всешутейшего и Всепьянейшего собора, после которых у государя припадочно тряслась голова. «Патриарху» шумной компании Никите Зотову приходилось даже предостерегать «герра протодьякона» Петра от чрезмерной удали на поле брани с «Ивашкой Хмельницким».
Удивительно, но даже шумное застолье царь оборачивал на пользу своего дела. Его Всешутейший собор не просто способ дикого отдохновения и снятия стресса, но форма утверждения новой повседневности — ниспровержение старого с помощью смеха, беснования и надругательства. Петровская фраза о «старинных обычаях», которые «всегда лучше новых», наиболее удачно иллюстрирует суть этого замысла — ведь царь хвалил «святорусскую старину» на шутовском кривлянье «сумасброднейшего собора».
Несколько наивно противопоставлять трезвый образ жизни Карла петровскому пристрастию «быть пьяным во все дни и не ложиться трезвым спать никогда» (главное требование устава Всешутейшего собора). Внешне это не особенно отражалось на течении дел. Но только внешне. Темным пятном на историю Петра ложатся не только факты необузданного пьяного гнева, гнева до смертоубийства, утраты человеческого облика. Формировался «хмельной» стиль жизни двора, новой аристократии, прискорбный во всех отношениях.
Ни Петр, ни Карл не отличались тонкостью чувств и изысканностью манер. Известны десятки случаев, когда царь своими поступками вызывал легкое оцепенение у окружавших. Немецкая принцесса София, умная и проницатель ная, так изложила свои впечатления после первой встречи с Петром: царь высок, красив, быстрые и верные ответы его говорят о живости ума, но «при всех достоинствах, которыми его одарила природа, желательно было бы, чтобы в нем было поменьше грубости».
Груб и Карл. Но это скорее подчеркнутая грубость солдата. Так он ведет себя в поверженной Саксонии, давая понять Августу и его подданным, кто проиграл войну и кто должен платить по счетам. Однако, когда дело касалось близких людей, оба могли быть внимательны и даже по-своему нежны. Таков Петр в письмах к Екатерине: «Катеринушка!», «Друг мой», «Друг мой сердешнинь кий!» и даже «Лапушка!». Заботлив и предупредителен и Карл в письмах к родным.
Карл избегал женщин. Он был ровно холоден со знатными дамами и с теми, кто на правах женщин «для всех» сопровождал в обозах его воинство. По признанию современников, король в обхождении со слабым полом был похож «на парня из захолустной деревни». Такая сдержанность со временем стала даже тревожить его родных. Они не раз пытались склонить Карла к браку, но тот с завидным упорством избегал брачных уз. Особенно пеклась о семейном счастье внука и преемственности династии вдовствующая королева-бабушка Хедвига-Элеонора. Именно ей Карл обещал «остепениться» к 30 годам. Когда по достижении срока королева напомнила внуку об этом, Карл в коротком письме из Бендер объявил, что он «совершенно не в состоянии припомнить своего обещания подобного рода». К тому же до окончания войны он будет «перегружен сверх меры» — вполне весомое основание для отсрочки матримониальных планов «дорогой госпожи Бабушки».
«Северный герой» ушел из жизни, не вступив в брак и не оставив наследника. Это обернулось для Швеции новыми трудностями и дало Петру возможность оказывать давление на заупрямившихся скандинавов. Дело в том, что племянник Карла, Карл Фридрих Гольштейн-Готтор пский, сын умершей сестры короля, Хедвиги-Софьи, претендовал не только на шведский престол, но и на руку дочери Петра, Анны. И если в первом случае шансы его были проблематичны, то в последнем — дело быстро шло к свадебному столу. Царь не прочь был воспользовать ся ситуацией и поторговаться. Сговорчивость несговорчивых шведов ставилась Петром в зависимость от их отношения к миру с Россией: станете упорствовать — поддержим претензии будущего зятя; пойдете на подписание мира — отнимем руку свою от герцога Карла.
Обхождение Петра с дамами отличалось нахрапистостью и даже грубостью. Привычка повелевать и бурный темперамент не способствовали обузданию его клокочущих страстей. Царь был не особенно разборчив в связях. В Лондоне девицы легкого поведения обиделись по поводу совсем не царской оплаты их услуг. Петр отреагировал немедля: какова работа, такова и плата.
Следует заметить: то, что осуждалось православной церковью и именовалось «блудом», в европеизированной светской культуре почиталось чуть ли не нормой. Петр как-то быстро запамятовал о первом и легко принял второе. Правда, на истинно французский «политес» у него никогда не хватало времени и денег. Он поступал проще, отделяя чувства от связей. Эту точку зрения пришлось принять Екатерине. Бесконечные походы царя к «метрессам» стали в их переписке предметом шуток.
Необузданность Петра не мешала ему мечтать о доме и семье. Отсюда вырастали его привязанности. Сначала к Анне Монс, дочери немецкого виноторговца, осевшего в Немецкой слободе, затем к Марте-Екатерине, которую царь впервые увидел в 1703 году у Меншикова. Начиналось все, как обычно: мимолетное увлечение, каких было множество у не терпевшего отказа государя. Но шли годы, а Екатерина не исчезала из жизни царя. Ровный нрав, веселость и душевное тепло — все это, по-видимому, привлекало к ней царя. Петр везде был как дома, что означало — у него не было дома. Теперь же он обзавелся домом и хозяйкой, давшей ему семью и ощущение семейного уюта.
Екатерина такая же недалекая, как и заточенная в монастырь первая супруга Петра, царица Евдокия Лопухина. Но Петру и не нужна была советчица. Зато, в отличие от опальной царицы, Екатерина могла запросто сидеть в мужской компании или, покидав вещи в повозку, мчаться за Петром на край света. Она не задавалась пустяшным вопросом: пристоен или непристоен подобный поступок. Такой вопрос просто не приходил ей в голову. Державный суженный позвал — значит, надо.
Даже при очень большой снисходительности Екатерину трудно назвать умным человеком. Когда после смерти Петра ее возвели на престол, то выявилась полная неспособность императрицы заниматься делами. Строго говоря, именно этими качествами она, видимо, и угодила своим сторонникам. Но ограниченность Екатерины-императрицы стала одновременно сильной стороной Екатерины-подруги, а потом и жены царя. Она была по-житейски умна, что требует вовсе не высокого ума, а лишь умения приспосабливаться, не раздражать, знать свое место. Петр ценил непритязательность Екатерины и умение, если того требовали обстоятельства, терпеть. По сердцу государю пришлась и ее физическая сила. И верно. Надо было обладать немалой силой и недюжинным здоровьем, чтобы поспевать за Петром.
Личная жизнь Петра оказалась богаче и драматичнее, чем личная жизнь Карла. В отличие от своего противника царь познал семейное счастье. Но ему же пришлось в полной мере испить чашу семейных невзгод. Он прошел через конфликт с сыном, царевичем Алексеем, трагическая развязка которого возложила на Петра клеймо сыноубийцы. Была в жизни царя и темная история с одним из братьев Анны Монс, камергером Виллимом Монсом, уличенным в 1724 году в связи с Екатериной.
Петр, мало считавшийся с человеческим достоинством, когда-то прилюдно измывался над неким кухмистером Екатерины, которого обманывала жена. Царь даже распорядился повесить над дверью его дома оленьи рога. А тут сам угодил в двусмысленное положение! Петр был вне себя. «Он был бледен, как смерть, блуждающие глаза его сверкали… Все, увидев его, были охвачены страхом». Банальная история обманутого доверия в исполнении Петра получила драматическую окраску с отзвуками, потрясшими всю страну. Монса арестовали, судили и казнили. Мстительный царь, прежде чем простить супругу, заставил ее созерцать отрубленную голову несчастного камергера.
В свое время Л. Н. Толстой намеревался написать роман о времени Петра. Но стоило ему углубиться в эпоху, как множество подобных случаев отвратили писателя от его замысла. Жестокость Петра поразила Толстого. «Осатанелый зверь» — вот те слова, которые великий писатель нашел для царя-реформатора.
В адрес Карла подобные обвинения не звучали. Шведские историки даже отмечали его решение запретить применять во время следствия пытки: король отказывался верить в достоверность полученных таким образом обвинений. Факт примечательный, свидетельствующий о различном состоянии шведского и российского общества. Однако чувство гуманизма в соединении с протестантским максимализмом носило у Карла избирательный характер. Оно не мешало ему чинить расправы над русскими пленными, взятыми в боях в Польше: их убивали и калечили.
Современники, оценивая поведение и манеры двух государей, были снисходительнее к Петру, чем к Карлу. От русского монарха иного и не ждали. Грубость и бесцеремонность Петра для них — экзотика, которая должна была непременно сопутствовать поведению повелителя «варваров -московитов». С Карлом сложнее. Карл — государь европейской державы. А пренебрежение манерами непростительно даже для короля. Между тем мотивации поведения Петра и Карла были во многом схожи. Карл отбросил, Петр не перенял то, что мешало им быть государями.
Шведский и русский монархи отличались трудолюбием. Причем это трудолюбие сильно разнилось от трудолюбия Людовика XIV, в свое время гордо заявлявшего, что «власть королей приобретается трудом». Едва ли оба наши героя стали бы оспаривать в этом французского монарха. Однако трудолюбие Людовика было очень специфическое, ограниченное тематикой, временем и королевским капризом. Людовик не допускал не только туч на Солнце, но и мозолей на ладонях. (В свое время голландцы выпустили медаль, на которой тучи заслоняли Солнце. «Король-солнце» быстро разобрался в символике и воспылал гневом к неустрашимым соседям.)
Трудолюбие Карлу XII досталось от отца, короля Карла XI, ставшего для юноши образцом поведения. Пример был закреплен усилиями просвещенных воспитателей наследника. С раннего детства день короля-викинга был заполнен трудами. Чаще всего то были ратные заботы, тяжелая и хлопотливая бивачная жизнь. Но даже по окончании военных действий король не позволял себе послаблений. Карл подымался очень рано, разбирал бумаги, а затем отправлялся с инспекцией в полки или учреждения. Собственно, сама простота в манерах и в одежде, о которой уже говорилось, идет во многом от привычки трудиться. Изысканный наряд здесь — лишь препятствие. Манера Карла не отстегивать шпор родилась не от невоспитанности, а от готовности по первому зову вскочить на коня и мчаться по делам. Король не раз это демонстрировал. Самая впечатляющая демонстрация — семнадцатичасовая скачка Карла из Бендер к реке Прут, где турки и татары окружили армию Петра. Не вина короля, что ему пришлось увидеть лишь столбы пыли над колоннами уходивших в Россию войск Петра. Карлу не повезло с «капризной девкой Фортуной». Неслучайно ее изображали в XVIII столетии с бритым затылком: зазевался, не схватил вовремя за волосы спереди — поминай как звали!
«Врачую свое тело водами, а подданных — примерами», — объявлял Петр в Олонце (Карелия, почти в 150 километрах от Петрозаводска) на марциальных источниках. Во фразе ударение делалось на слово «воды» — Петр был несказанно горд открытием собственного курорта. История справедливо перенесла ударение на вторую часть. Царь в самом деле преподал подданным пример неустанных и бескорыстных трудов на благо Отечества.
Больше того, с легкой руки московского государя сформировался образ монарха, достоинства которого определялись не молитвенным рвением и несокрушимым благочестием, а трудами. Собственно, после Петра труд был вменен в обязанность подлинного правителя. На труд завелась мода — не без участия просветителей. Причем почитался труд не просто государственный, каким он был по долгу. Государю вменялся в обязанность еще и труд частный, труд-пример, во время которого монарх нисходил до своих подданных. Так, Петр плотничал, строил корабли, работал в токарне (историки сбились со счета, исчисляя ремесла, которые освоил русский государь). Австрийская императрица Мария Терезия потчевала придворных отменным молоком, собственноручно подоив коров на императорской ферме. Людовик XV, оторвавшись от любовных утех, занимался обойным ремеслом, а его сын Людовик XVI с ловкостью полкового хирурга вскрывал механические чрева часов и возвращал их к жизни. Справедливости ради надо все же отметить отличие оригинала от копий. Для Петра труд — необходимость и жизненная потребность. У его эпигонов — скорее утеха и потеха, хотя, конечно, стань Людовик XVI часовым мастером, жизнь кончил бы в постели, а не на гильотине.
В восприятии современников трудолюбие обоих государей, естественно, имело свои оттенки. Карл представал перед ними прежде всего как король-солдат, помыслы и труды которого вращались вокруг войны. Деятельность Петра разнообразнее, и его «имидж» более полифоничен. Приставка «воитель» реже сопутствует его имени. Он тот государь, который принужден заниматься всем. Разносторонняя, кипучая деятельность Петра нашла свое отражение в переписке. Вот уже больше ста лет историки и архивисты издают письма и бумаги Петра I, а между тем до завершения еще далеко.
Замечательный историк М. М. Богословский, чтобы проиллюстрировать масштабы царской переписки, взял для примера один день из жизни Петра — 6 июля 1707 года. Простой перечень затронутых в письмах тем внушает уважение. А ведь царь-реформатор касался их по памяти, демонстрируя огромную осведомленность. Вот круг этих тем: уплата в Московскую ратушу сумм из адмиралтейского, сибирского и поместного приказов; перечеканка монеты; комплектование рекрутами драгунского полка и его вооружение; выдача хлебного провианта; сооружение оборонительной линии в дерптском обер-комендантстве; перевод Митчелова полка; предание суду изменников и преступников; новые назначения; устройство подкопов; предание суду астраханских мятежников; присылка в Преображенский полк писаря; пополнение офицерами полков Шереметева; контрибуции; поиск переводчика для Шереметева; высылка беглых с Дона; посылка обозов в Польшу к русским полкам; расследование конфликтов на Изюмской линии.
Мысль Петра охватывала в указанный день пространство от Дерпта до Москвы, от польской Украины до Дона, царь наставлял, вразумлял множество близких и не очень близких сотрудников — князей Ю. В. Долгорукого, М. П. Гагарина, Ф. Ю. Ромодановского, фельдмаршала Б. П. Шереметева, К. А. Нарышкина, А. А. Курбатова, Г. А. Племянникова и других.
Трудолюбие Петра и Карла — оборотная сторона их любознательности. В истории преобразований именно любознательность царя выступала своеобразным «первотолчком» и одновременно perpetuum mobile — вечным двигателем реформ. Удивляет неиссякаемая пытливость царя, его не утраченная до самой смерти способность удивляться.
Любознательность Карла более сдержанна. Она лишена петровской пылкости. Король склонен к холодному, систематическому анализу. Отчасти в этом сказывалась разность образования. Оно просто несопоставимо — разный тип и направленность. Отец Карла XII руководствовался европейскими понятиями, лично разрабатывая для сына план обучения и воспитания. Гувернер принца — один из самых толковых чиновников, королевский советник Эрик Линдшельд, учителя — будущий епископ, профессор теологии из Упсальского университета Эрик Бенцелиус и профессор латыни Андреас Норкопенсис. Современники говорили о склонности Карла к математическим наукам. Его дарование было кому развивать — наследник престола общался с лучшими математиками.
На этом фоне скромная фигура дьяка Зотова, главного учителя Петра, сильно проигрывает. Он, конечно, отличался благочестием и до поры до времени не был «бражником». Но этого явно недостаточно с точки зрения будущих реформ. Парадокс, впрочем, заключался в том, что ни сам Петр, ни его учителя не могли даже предположить, какие знания нужны будущему реформатору. Петр обречен на отсутствие европейского образования: во-первых, его просто не существовало; во-вторых, оно почиталось за зло. Хорошо еще, что Зотов и иже с ним не отбили у Петра любознательности. Петр всю жизнь будет заниматься самообразованием — и его итоги окажутся впечатляющими. Однако царю явно не хватало систематического образования, восполнять которое придется за счет здравого смысла и великими трудами.
Карл и Петр были людьми глубоко верующими. Религиозное воспитание Карла отличалось целенаправленностью. В детстве он даже писал рефераты на придворные проповеди. Вера Карла носила налет истовости и даже фанатизма. «В любых обстоятельствах, — замечали современники, — он остается верным своей непоколебимой вере в Бога и Его всемогущую помощь». Не в этом ли отчасти можно найти объяснение необыкновенной храбрости короля? Если, по божественному промыслу, ни один волос раньше времени не слетит с головы, то для чего беречься, кланяться пулям? Как истовый протестант, Карл ни на минуту не оставляет упражнений в благочестии. В 1708 году он четырежды перечитал Библию, возгордился (даже записывал дни, когда открывал Святое писание) и тут же осудил себя. Записи полетели в огонь под комментарий: «Я этим похваляюсь».
Упражнение в благочестии — это еще и ощущение себя проводником божественной воли. Король не просто воюет с Августом Сильным или Петром I. Он выступает карающей дланью Господа, наказывая этих названных государей за клятвопреступление и вероломство — мотив чрезвычайно важный для Карла. Необыкновенное упорство, точнее, упрямство «готского героя», не желавшего ни при каких обстоятельствах идти на мир, восходит к его убежденности в избранности. Поэтому все неудачи для короля — лишь ниспосланное Богом испытание, проверка на прочность. Вот один маленький штрих: Карл в Бендерах вычертил планы двух фрегатов (не один Петр этим занимался!) и неожиданно дал им турецкие названия: первому — «Йылдерин», второму — «Ярамас», что вместе переводится как «вот я приду!» Чертежи отправлены в Швецию со строгим приказом немедленно приступить к строительству, чтобы всем было ведомо: ничто не потеряно, он еще придет!
Религиозность Петра лишена истовости Карла. Она более низменна, более прагматична. Царь верит, потому что верит, но еще и потому, что вера всегда оборачивается к видимой пользе государства. Существует рассказ, связанный с Василием Татищевым. Будущий историк по возвращении из-за границы позволил себе язвительные выпады в адрес Святого писания. Царь вознамерился проучить вольнодумца. «Учение», помимо мер физического свойства, было подкреплено наставлением, очень характерным для самого «учителя». «Как же ты осмеливаешься ослаблять такую струну, которая составляет гармонию всего тона? — ярился Петр. — Я тебя научу, как должно почитать оное (Святое писание. — И. А.
) и не разрывать цепи, все в устройстве содержащей».
Оставаясь глубоко верующим, Петр не испытывал никакого пиетета к церкви и церковной иерархии. Оттого он без всякой рефлексии принялся переделывать церковное устроение на нужный лад. С легкой руки царя в истории русской церкви наступил синодальный период, когда высшее управление церкви было, по сути, низведено до простого ведомства по духовным и нравственным делам при императоре.
Оба любили военное дело. Царь с головой окунулся в «Марсовы и Нептуновы потехи». Но очень скоро он перешагнул границы игры и принялся за кардинальные военные преобразования. Карлу не пришлось устраивать ничего подобного. Вместо «потешных» полков он сразу получил в «собственность» одну из самых лучших европейских армий. Неудивительно, что у него, в отличие от Петра, почти не было паузы ученичества. Он сразу стал знаменитым полководцем, проявив на поле боя незаурядное тактическое и оперативное мастерство. Но война, всецело захватившая Карла, сыграла с ним злую шутку. Король очень скоро перепутал цель и средства. А если война становится целью, то итог почти всегда оказывается печальным, порой — самоуничтожением. Французы после бесконечных наполеоновских войн, выбивших здоровую часть нации, «уменьшились» в росте на два дюйма. Не знаю точно, во что обошлась рослым шведам Северная война, но определенно можно утверждать, что сам Карл сгорел в огне войны, а Швеция надорвалась, не выдержав бремени великодержавия.
В отличие от «брата Карла» Петр никогда не путал цели и средства. Война и связанные с ней преобразования остались для него средством возвышения страны. Приступая по окончании Северной войны к «мирным» реформам, царь так декларирует свои намерения: земские дела надо «в такой же порядок привесть, как и воинское дело».
Карл любил рисковать, обыкновенно не задумываясь о последствиях. Адреналин кипел в крови и давал ему ощущение полноты жизни. Какую бы страницу биографии Карла мы ни взяли, какой бы большой или малый эпизод ни подвергли пристальному рассмотрению, везде видны безумная храбрость короля-героя, неостывающее стремление проверить себя на прочность. В молодости он охотился на медведя с одной рогатиной, а на вопрос: «Не страшно ли?» — отвечал без всякой рисовки: «Ничуть, если не бояться». Позднее он, не кланяясь, ходил под пулями. Бывали случаи, когда те «жалили» его, но до определенной поры везло: или пули оказывались на излете, или ранение было несмертельным.
В любви Карла к риску — его слабость и сила. Точнее, если следовать хронологии событий, надо сказать так: сначала — сила, потом — слабость. В самом деле, эта черта характера Карла давала ему видимое преимущество над противниками, поскольку те почти всегда руководствовались «нормальной», исключающей риск логикой. Карл же появлялся там и тогда, когда и где его не ждали, поступал так, как никто и никогда не поступал. Подобное произошло под Нарвой в ноябре 1700 года. Петр покинул позиции под Нарвой за день до появления шведов (он отправился торопить резервы) не потому, что испугался, а потому, что исходил из положенного: шведы после марша должны отдохнуть, обустроить лагерь, разведать, а уж потом наступать. Но король все сделал наоборот. Отдыха полкам не дал, лагерь не устроил и с рассветом, едва развиднелось, очертя голову кинулся в атаку. Если вдуматься, все эти качества и характеризуют истинного полководца. С той оговоркой, что существует некое условие, выполнение которого отличает великого полководца от обыкновенного военачальника. Это условие: риск должен быть оправдан.
Король с этим правилом не желал считаться. Он бросал вызов судьбе. И если судьба отворачивалась от него, то, по его убеждению, пускай будет хуже… судьбе. Стоит ли удивляться его реакции на Полтаву? «У меня все хорошо. И только совсем недавно случилось по причине одного особого события несчастье, и армия понесла урон, что, я надеюсь, вскоре будет исправлено», — писал он в начале августа 1709 года своей сестре Ульрике-Элеоноре. Это «все хорошо» и небольшое «несчастье» — о разгроме и пленении всей шведской армии под Полтавой и Переволочной!
Амплуа Карла в истории — герой. Петр таким храбрецом не выглядел. Он осмотрительнее и осторожнее. Риск — не его стихия. Известны даже минуты слабости царя, когда он терял голову и силы. Но тем ближе нам Петр, способный преодолевать себя. Именно в этом находит свое проявление одно из самых главных различий между Карлом и Петром. Они оба — люди долга. Но каждый из них понимает долг по-своему. Петр ощущает себя слугою Отечеству. Этот взгляд для него — и нравственное оправдание всего им совершенного, и главный мотив, побуждающий преодолевать усталость, страх, нерешительность. Петр мыслит себя для Отечества, а не Отечество для себя: «А о Петре ведайте, что ему житие свое недорого, только б жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего». Эти слова, сказанные царем накануне Полтавской битвы, как нельзя точно отражали его внутреннюю установку. У Карла все иначе. При всей любви к Швеции он превратил страну в средство реализации своих честолюбивых замыслов.
Судьба Петра и Карла — история извечного спора о том, какой правитель лучше: идеалист, ставивший превыше всего принципы и идеалы, или прагматик, твердо стоявший на земле и предпочитающий реальные, а не призрачные цели. Карл в этом споре выступил как идеалист и проиграл, поскольку его идея наказать, вопреки всему, вероломных противников из абсолюта превратилась в абсурд.
Карл чисто по-протестантски был уверен, что человек спасается одной верой. И верил в это непоколебимо. Символично, что самое раннее сохранившееся из написанного Карлом — цитата из Евангелия от Матфея (VI, 33): «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Карл не просто следовал этой заповеди, он «насаждал» ее. В восприятии своего предназначения шведский король более средневековый государь, чем царь «варваров-московитов» Петр. Он охвачен искренним религиозным благочестием. Протестантское богословие для него вполне самодостаточно в обосновании его абсолютной власти и характера взаимоотношений с подданными. Петру же было совершенно недостаточно прежнего «идеологического оснащения» самодержавия, покоившегося на теократических основах. Он обосновывает свою власть шире, прибегая к теории естественного права и «всеобщего блага».
Как это ни парадоксально, Карл в своем невероятном упрямстве и в своей талантливости немало поспособствовал реформам в России и становлению Петра как государственного деятеля. Под водительством Карла Швеция не просто не желала расстаться с великодержавием. Она напрягла все силы, мобилизовала весь потенциал, включая энергию и интеллект нации, чтобы сохранить свои позиции. В ответ это потребовало невероятных усилий Петра и России. Уступи Швеция раньше, и кто знает, насколько сильными оказались бы «накат» реформ и имперские амбиции русского царя? Конечно, не приходится сомневаться в энергии Петра, едва ли отказавшегося бы от понукания и пришпоривания страны. Но одно дело проводить реформы в стране, которая ведет «трехмерную войну», другое — которая завершает войну после Полтавы. Словом, Карл, при всех своих умениях выигрывать сражения и проигрывать войну, был достойным соперником Петра. И хотя в числе плененных на Полтавском поле короля не было, заздравный кубок за учителей, поднятый царем, несомненно имел к нему прямое отношение.
Интересно, согласился бы Карл — присутствуй он при этом — со своим фельдмаршалом Реншильдом, пробормотавшим в ответ на тост Петра: «Хорошо же вы отблагодарили своих учителей!»?
Экспертная критика
Изображение великого исторического деятеля пришлось по душе далеко не всем. Если говорить кратко, образ Карла 12 в поэме «Полтава» был несколько переиначен (возможно, из-за привязанности автора именно к Петру I). Пушкин подает его как сильного, мудрого, гордого человека, отважного «мальчика», лишенного проницательности. Он упрямый, ветреный, недальновидный, неспособный оценивать силы врага. Это приводит к тому, что во время полтавского сражения ресурсы противника оказываются увеличенными (по сравнению с Нарвским боем). Карл XII проигрывает.
Булгарин же, прочитав творение Александра Сергеевича, крайне негодовал, что шведский король был подан в образе бойкого, отважного, воинственного бродяги. По словам эксперта, русский царь признавал успешность плана оппонента и его мудрость. Это выглядит, как авторская вольность.
М. А. Максимович же, напротив, поддержал стилистику подачи материала писателем. Пушкин сам отзывается об историческом деятеле положительно. А высказывания про «мальчика» звучат из уст Мазепы, который вполне мог так назвать своего партнера, так как он был 60-летним стариком.
Несмотря на это, большинство критиков придерживаются мнения, что образы исторических деятелей переданы довольно-таки точно. Проанализировав поступки, характеры, поведение героев, можно написать грамотное сочинение про поэму и историю Руси в произведении.
Подробнее о поэме и Карле XII
«Полтава» была написана в 1828 году А. С. Пушкиным. В поэме кратко описывается Полтавская баталия, которая произошла 27 июня 1709 года. В процессе написания поэт анализировал официальные источники. В произведении красочно описаны исторические личности царя Петра, императора Карла, Мазепа и их появление.
Вначале Пушкин хотел дать поэме название «Мазепа», потому как этот персонаж считается главным действующим героем, как и другие. Мазепа выступает предателем русского народа и его даже шведы не считают союзником. И в этом кроется трагедия.
Карла XII поэт описывает как сомневающегося и слабого императора с переменчивым настроением. А Петра, как твёрдого и уверенного в своих действиях. Раненый же шведский правитель не может сам передвигаться и вызывает сочувствие. Русский царь с красивой портретной внешностью вызывает восхищение из-за того, что умудряется поддерживать своих солдат. Драматург постоянно сравнивает обоих правителей, Пётр – здоровый, Карл – ослабший.
Рана шведского короля – причина его опустошения и апатии. Не будь ее, всё было бы по-другому. Этим ранением мужчина поставлен в тупик, он «заочно» проигрывает. Правитель Швеции не может выполнить свои обязанности. Лишь перед началом сражения он начинает понимать всю серьезность ситуации. Но неправильно оценивает масштаб проблемы. Ночь его проходит в беспокойных думах. Ведь он ранен и мучается от боли. И вдруг мужчина решается направить армию и напасть на русских.
Этот поступок характеризует шведского императора как опасного и хитрого соперника. В мужчине скрывается сильная энергетика, которая опасна для Петра.
Самое важное:
- Карл — авантюрист.
- В произведении изображается как «король» на войне, он игнорирует советы генералов.
В строках поэта можно заметить насмешку. Когда Мазепа называет шведского правителя «бойким мальчиком». Однако в тот же момент поэт описывает Карла как отважного героя. Примером может послужить цитата «ответствовать на бомбу смехом». Внешний вид Карла 12 в поэме «Полтава» практически не затрагивается.
Бледный облик, скудная речь и апатичное состояние — вот каким предстает шведский король. Если взглянуть на его портрет, можно отметить, что он был худощав, высок и имел светлые волосы.
Петр-полководец
После полтавской победы Петр I был произведен в чин старшего генерал-лейтенанта. Это повышение — не простая формальность. Для Петра сражение под Полтавой было одним из важнейших событий в жизни и — с определенными оговорками — жизнью своей он мог при необходимости пожертвовать. В один из решающих моментов боя, когда шведы прорвали русские ряды, он выехал вперед и, несмотря на прицельную стрельбу, которую вели по нему шведские стрелки, скакал вдоль линии пехоты, вдохновляя бойцов личным примером. Согласно преданию, он чудом спасся от гибели: три пули почти достигли цели. Одна пробила шляпу, вторая попала в седло, а третья — в нательный крест. «О Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего», — таковы знаменитые слова, сказанные им перед началом битвы.
Окружение врага и сдача
Решающий момент в битве: распространение слуха о гибели Карла. Довольно быстро выяснилось, что слух преувеличен. Раненный король приказал поднять себя, как знамя, как идола, на скрещенных копьях. Он кричал: «Шведы! Шведы!» Но было поздно: образцовая армия поддалась панике и обратилась в бегство. Через три дня ее, деморализованную, настигла конница под командованием Меншикова. И хотя численный перевес теперь был у шведов — 16 тысяч против девяти – они сдались. Капитулировала одна из лучших армий Европы.
Чтоб враг не испугался…
Боевой дух воинов был под стать настроению полководца. Полки, оставленные в резерве, будто бы просились на передовую, желая принять как можно более деятельное участие в столь важной для страны битве. Петр был даже вынужден оправдываться перед ними: «Неприятель стоит близ лесу и уже в великом страхе; ежели вывесть все полки, то не даст бою и уйдет: того ради надлежит и из прочих полков учинить убавку, дабы через свое умаление привлечь неприятеля к баталии». Преимущество наших войск над вражескими и вправду было велико не только в артиллерии: 22 тысячи против 8 тысяч пехотинцев и 15 тысяч против 8 тысяч конницы. Чтобы не напугать неприятеля, русские стратеги прибегли и к другим хитростям. К примеру, Петр приказал переодеть опытных воинов в форму новобранцев, чтобы обманутый враг направил свои силы на них.
Сочинение 7 класс. Петр I и Карл XII в поэме А.С. Пушкина «Полтава»
Творчество Александра Сергеевича Пушкина многогранно. С детства мы знаем его замечательные сказки, позже знакомимся с лирическими произведениями и узнаем, что великий поэт еще и неутомимый исследователь истории России. Его интересует и восстание под предводительством Емельяна Пугачева, и личность первого русского императора Петра I. Именно он является одним из персонажей поэмы « Полтава ». Являясь более исторической по своему содержанию, нежели романтической, поэма А. С. Пушкина « Полтава » занимает особое место в творчестве великого поэта. Она создана в 1828 году. В поэме поэт представил «героическую» концепцию личности Петра и его эпохи. В произведении можно проследить две сюжетные линии – триумф России в лице Петра I и историю любви и предательства Мазепы. Сюжет поэмы на первый взгляд кажется довольно простым, и только дочитав произведение, начинаешь понимать всю глубину его смысла. Поэт попытался найти новый подход к истории, в полной мере проявившийся позднее в «Капитанской дочке». В «Полтаве» нельзя заметить романтического лиризма и личных признаний, которые часто встречались в ранних поэмах Пушкина. В этом произведении автор находится в позиции историка, свидетеля происходящих событий. После многочисленных исправлений в черновых вариантах, Пушкин пишет следующие строки, говорящие о походе Карла на Украину: Но время шло. Москва напрасно, К себе гостей ждала всечасно, Средь старых вражеских могил Готовя шведам тризну тайну. Внезапно Карл поворотил И перенес войну в Украйну. Пушкину Карл представляется «воинственным бродягой», авантюристом, мечтавшим повернуть ход истории в другую сторону: раскроить на куски молодое, но уже могучее многонациональное российское государство. В «Полтаве» Пушкин пишет о Карле такие строки:
Венчанный славой бесполезной, Отважный Карл скользил над бездной.
Уже благодаря этим словам создается впечатление о Карле как о жестоком эгоистичном захватчике, готовом на любые подлости, упивающимся своей славой.
Совершенно другим человеком предстает перед нами Петр I. Пушкин описывает образ государственного деятеля торжественно и одухотворенно:
Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра…
Образ Петра, созданный поэтом, окрашен светлыми и радостными красками.
И он промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой… Пирует Петр, и горд, и ясен, И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен…
Петр I стоит особняком среди всех героев «Полтавы». Он не вовлечен в общую цепочку событий. Это не человек, а полубог, который описывается Пушкиным таким же высоким стилем, как «великие мужи» в старинных одах. И только один момент из всей поэмы является наиболее реальным – выход Петра I из шатра. Вся быстрота движения подчеркивается темпом стиха – четким и коротким:
Раздался звучный глас Петра : «За дело, с богом!» Из шатра, Толпой любимцев окруженный, Выходит Петр . Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь дрожит, как божия гроза.
Если Петр отличается энергией, упорством, мощью, боевым настроем, который передается войскам, то от Карла веет слабостью и безжизненностью:
Казалось Карла приводил Желанный бой в недоуменье… Вдруг слабым манием руки На русских двинул он полки.
В поэме звучит мысль о том, что те порывы, которые направлены на корыстные, эгоистические цели, обречены на провал. И лишь дела на благо родины и народа приносят пользу и остаются в памяти навсегда.
После прочтения поэмы « Полтава » четко понимаешь разницу между теми путями истории, которые выбрали для себя Петр I и Карл XII . Вывод Пушкина торжественно звучит в финале «Полтавы»:
В гражданстве северной державы, В ее воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе.
Бог войны
Одним из главных факторов, обеспечивших победу русского войска над неприятельским, стала артиллерия. В отличие от шведского короля Карла XII, Петр I не пренебрегал . Против четырех шведских пушек, привезенных на поле под Полтавой, русские выставили 310 разнокалиберных орудий. За несколько часов на наступающего неприятеля были обрушены четыре мощных артиллерийских удара. Все они привели к серьезным потерям со стороны шведов. В результате одного из них и вовсе треть армии Карла попала в плен: 6 тысяч человек разом.
Николай Стариков
Исторические «загадки» станут «разгадками», если понимать ход мировой политики. Тогда история наполнится смыслом, а «белых пятен» почти не останется.
Одной из таких исторических загадок является удивительная и странная гибель шведского короля Карла XII. Того самого, что в 1700 году разбил русскую армию под Нарвой, а через девять лет сам был разбит Петром Великим под Полтавой.
Карл XII Георг Десмарюес
Полтавская битва
Для начала пару слов о личности этого короля-воина, начав свою военную карьеру в 18 лет, Карл, до этого казавшийся оболтусом, быстро стал самым популярным военачальником Европы.
Портрет Карла XII в детстве Дэвид Клёккер Эренстраль
Разбитая Дания, разбитый русский царь Петр, разгромленный саксонский курфюрст (он же польский король). Карл поочередно разгромил всех трех противников, что объединились против Швеции, считая, что молодой король не сможет им противостоять.
Король Дании и Норвегии Фредерик IV, русский царь Пётр I, курфюрст Саксонии и король Польши Август II Сильный
Карл XII был смелым и даже безрассудным. Во время Нарвской баталии он так резво повел своих солдат в атаку, что потерял ботфорт. В момент Полтавского сражения Карла носили на носилках, так как накануне он получил ранение в ногу.
Триумф под Нарвой Густав Седерстрём
После ужасного разгрома под Полтавой в плен попала ВСЯ шведская армия, а сам король убежал к туркам и жил в городе Бендеры, что сегодня находится на территории Приднестровья. Это к вопросу о том, что Россия всех «оккупировала». Кто-то хотел бы, чтобы на территории Молдавии и Украины (а крепость Измаил именно здесь!) стояли турецкие войска? Так и скажите, что стесняетесь…
Но вернемся к королю Карлу. В «гостях» у султана он вел себя очень буйно, требовал воевать с Россией. В итоге шведского короля турки просто посадили под арест, чтобы не мешал. В итоге на турецкой территории глава Швеции прожил пять с половиной лет. При этом никто не говорил, что «он потерял легитимность», и шведское государство продолжало воевать с Россией и её союзниками.
Вкусив турецкого «гостеприимства», Карл XII от них… убежал. В один из дней в ворота шведского города Штральзунд, находящегося в Германии, постучали. Это и был шведский король, бежавший от своих «турецких друзей» и инкогнито проехавший через всю Европу.
Надо сказать, что вернувшись в свое королевство, ему надо было решать, как поступать далее. В тот момент сильнейшими державами в мире были Англия и Франция. Только что закончилась Война за испанское наследство, в ходе которой Испания и Франция проиграли. Оставшись мировым гегемоном, Великобритания с испугом смотрела за ростом могущества России и «рейд» Карла на территорию сегодняшней Украины, закончившийся Полтавой, был вызван, в том числе причинами Большой мировой политики. С 1700 года по 1709 шведскому королю было недосуг заняться русскими. А тут ему «подсказали» англичане, которые решали сразу две задачи:
- сплавляли на войну шведскую армию, которую могла переманить на свою сторону терпящая поражение Франция;
- руками шведов оттеснить русских, остановить их рост.
Решение идти на Россию Карл XII принял после встречи с герцогом Джоном Мальборо, предком сэра Уинстона Черчилля. Подробности этой встречи в моей книге «Геополитика. Как это делается».
Встреча Карла XII и герцога Мальборо в Альтранштадте Генри Эдвард Дайл
Вернувшись из Турции, шведский король решает перестать быть орудием в английских руках. На Лондон он был обижен потому, что направив его на Россию в 1708 году, после Полтавы англичане и пальцем не пошевелили, чтобы вытащить его из «почетного плена» в Турции. Не оказывали никакой помощи. Ему пришлось самому бежать оттуда. Итог для деятельного честолюбивого короля, вынужденного со стороны бессильно наблюдать, как рвут на части его Швецию – пять с половиной потерянных лет. Конечно, армия и флот шведов не того размера, чтобы полноценно воевать с англичанами. Но есть другой вариант.
Дело в том, что в Великобритании совсем недавно произошел государственный переворот. Армия Вильгельма Оранского высадилась на Острове и свергла короля. Карл сближается с изгнанным претендентом на английский трон из рода Стюартов Яковом III, сыном свергнутого короля Якова II.
Высадка Вильгельма в Торбей
Планы шведского и русского монарха совпадают – им обоим начинает мешать Англия. Петру Великому Великобритания вставляет палки в колеса и поэтому её устранение руками шведов, отличный для царя вариант. То, что собирался сделать Петр позже в реальности повторит Сталин: одного врага убрать руками другого, выращенного первым. Ровно так будет поступать Сталин в 1939 году, когда перенаправит выращенного англичанами и французами Гитлера на них самих. Англия помогала и натравливала Карла на Россию – пусть теперь Карл устроит на Острове переворот.
Весной-летом 1716 года в Гааге и затем в Амстердаме князь Куракин провел предварительные переговоры со шведами «о мире», на которых обсуждался удар по Британии. Речь шла о том, чтобы Карл XII в 1717 году высадил 12 тысяч солдат в Шотландии, где позиции якобитов были особенно сильны. Какую помощь в организации мятежа и государственного переворота в Англии, Россия должна была оказывать Швеции, на сегодня досконально неизвестно, но о контактах самого Петра с Яковом III и переговорах с представителями Карла XII пишут некоторые исследователи, и в том числе весьма авторитетный источник – классик геополитики адмирал А.Т. Мэхен.
«Альберони пытался подкрепить свою военную мощь дипломатическими усилиями во всей Европе. К плану вторжения в Англию в интересах Стюартов привлекались Россия и Швеция». (А.Т. Мэхен, Роль морских сил в истории, М, Центрполиграф, 2008).
Но англичане заговор раскрыли. И нанесли упреждающий удар. Шведский посланник в Лондоне граф Гилленборг был арестован в здании посольства, а документы посольства захвачены. В распространенном сообщении Лондон указал, что шведский посланник лишил себя права на защиту, которым должен был пользоваться в соответствии с международным правом. В Нидерландах арестовали прибывшего в эту страну нового шведского посланника барона Гёрца. Выступая перед парламентом, британский король заявил, что письма Гилленборга и Гёрца содержали проекты вторжения в Англию. Возмущенные парламентарии приняли закон, запрещавший торговлю со Швецией.
В ответ на арест Гилленборга и Герца шведский король распорядился арестовать английского министра-резидента в Стокгольме Джексона, а посланнику голландских Генеральных штатов в Стокгольме запретил появляться при дворе…
Петр I продолжает сколачивать антибританскую коалицию, несмотря на неудачу. 4(15) августа 1717 года в Амстердаме Россия, Франция и Пруссия подписали трактат «для содержания генеральной тишины в Европе». В соответствии с которым, три державы вступали в оборонительный союз, предусматривавший взаимную гарантию безопасности владений.
В мае 1718 года начинается новый раунд русско-шведских переговоров, на которых Россия старается не просто окончить войну со шведами, но и вновь направить Швецию против Лондона. Контакты начались на Аландских островах и вошли в историю под названием Аландский конгресс. Список членов шведской делегации весьма характерен – Карл XII снова направляет барона Гёрца (глава делегации) и графа Гилленборга. То есть глава Швеции отправляет на переговоры с Россией двух дипломатов, которые были всего года назад арестованы англичанами и голландцами по обвинению в подготовке государственного переворота в Туманном Альбионе и посидев там в тюрьме, «возлюбили» Англию пуще прежнего.
Петр предлагал Карлу воевать со своими бывшими датчанами за Норвегию и «попросить» вооруженным путем у Ганновера обратно земли в Германии. А принадлежал Ганновер, напомню, – английскому королю…
В ответ британцы действовали в своем ключе – в 1718 году в Балтийском море появилась английская эскадра. Это было оказание давления и на Петербург и на Стокгольм. Однако никакого действия оно не возымело. Ну, разве, что Россия подготовилась ко всяким неожиданностям: на случай агрессии Англии в Кронштадте были приняты меры для защиты: три больших корабля были приготовлены для затопления у входа в гавань.
А что Карл? Он осенью 1718 года опять вторгся в Норвегию, которая тогда была частью Дании. Повторим ещё раз даты: май 1718 года начало переговоров с русскими, осень 1718 года вторжение шведов именно в Норвегию.
Как и договорились с Петром I…
В Лондоне стало ясно, что после реализации первой договоренности «по Норвегии», русские и шведы могут приступить к реализации своих антиганноверских — антибританских планов.
То, что случилось потом, до сих пор считается одной из исторических загадок. 30 ноября 1718 года (11 декабря по новому стилю) шведский король Карл XII был убит одиночным выстрелом при осаде норвежского форта Фредериксхалль (ныне Халден). История очень темная. Карл XII находился в траншее, которая находилась НИЖЕ, чем стены неприятельского форта. Дальность выстрела тогдашнего гладкоствольного кремниевого ружья – 300 метров. Снайперских прицелов ещё не изобрели, но снайперы уже были. Потому что шведский король погиб именно от снайперского выстрела. В момент затишья он отправился в траншею осмотреть позиции. И получил пулю в голову. При этом пуля попала в голову короля не сверху вниз, т.е. не с крепостной стены, а сбоку — в висок. А это значит, что «неизвестный снайпер» находился где-то рядом с траншеей.
Кто стоял за смертью шведского короля и почему это убийство до сих пор «не раскрыто», надеюсь, теперь понятно…
Убийство Карла резко изменит всю геополитическую обстановку и разом поставило крест на возможности русско-шведских совместных действий против Ганновера (Англии) в Европе. Новая королева, его сестра Ульрика–Элеонора, вступив на престол, разрывает переговоры с русскими, с ходу выставляя неприемлемые требования. Новая королева Швеции мира не хочет, потому, что стоящая за ней Великобритания заинтересована в продолжении войны Стокгольма и Петербурга.
Гроб Карла XII в Стокгольме
Война между Россией и Швецией продлится ещё три года и только в 1721 году будет заключен Ништадский мир. Война со Швецией длилась 21 год и закончилась… покупкой территорий у Стокгольма. Россия заплатила шведам миллионы серебряных талеров за те земли, что вошли в её состав (Эстония, часть Латвии, территории Карелии до Выборга).
Ответ на вопрос, почему победитель купил у побежденного земли, прост – за Швецией стояла самая сильная держава того времени и Петр Великий почел за благо закончить войну.
В 1917-1918 году территории КУПЛЕННЫЕ нами у шведов и далее у герцога Курляндского ВДРУГ назовут себя независимыми государствами, полностью нарушив международное право…
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Популярные сочинения
- История создания романа Толстого Война и мир
Самым крупным романом русской классической литературы считается роман – эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Работа над книгой затянулась на семь долгих лет с 1863 по 1870 год. - Дневниковая запись по картине Церковь Вознесения Назаренко сочинение-описание
Дорогой дневник, сегодня я увидела картину Назаренко «Церковь Вознесения». Татьяна Назаренко великая русская художница. Всю свою жизнь она прожила в столице России – Москве - Сочинение Костылев в пьесе На дне Горького (образ и характеристика)
Известный русский и советский писатель Максим Горький обладал несравненным талантом, начав писать в стиле романтики, а закончив в стиле драматургии. На закате карьеры он стал особенно обращать