Обломов и Штольц: сравнительная характеристика. Подробная таблица


«Значение имени Ильи Ильича Обломова» (Гончаров И. А.)

Иван Александрович Гончаров выбрал такое имя для главного героя произведения «Обломов» не случайно. В нем он хотел отразить характер и образ жизни Ильи Ильича, его взгляд на себя и окружающий мир.
Фамилия Обломова происходит от слов «облом», «обломать», что может означать неудачу, разрушение надежд. Илья Ильич к тридцати двум годам устал от жизни, но не смог добиться в ней успеха: «Стукнуло 30 лет, а он ни на шаг не подвинулся ни на каком поприще и всё еще стоял у порога своей арены, там же, где был 10 лет назад».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Например, его имение в Обломовке приходит в упадок; служба не привела ни к каким достижениям». Обломов не имеет желания и стремления ни к какой деятельности. Илья Ильич днями, неделями, годами лежит на диване в своей комнате, не выходя за её пределы, и мечтает о жизни, в которой все его проблемы перестанут существовать, но не предпринимает никаких действий, чтобы его мечты превратились в реальность.

Слово «обломать» также имеет смысл «помешать человеку выполнить задуманное; то, к чему он стремится». Присущие Обломову апатия, безмятежность и лень, а также нежелание предпринимать какие-либо действия не позволяют ему развиваться, двигаться вперёд и как результат, Обломов проводит бессмысленную жизнь, не пытаясь чего-либо достичь. Он завидует чужим успехам, но сам ничего не делает: «Эк ломит. – с завистью говорил Обломов; потом вздохнул и задумался».

Имя Обломов получил в честь отца, от которого унаследовал некоторые черты характера, такие как апатичность и страх перед жизнью. В жизни Ильи Ильича они приобрели ещё более сильное влияние, чем у его отца. Он не любил принимать решения и действовать, потому что это нарушало его привычный образ жизни: «…неприятные письма старосты ежегодно повторялись, побуждали его к деятельности и, следовательно, нарушали покой». И даже в ситуациях, в которых от Обломова требовалось быстрое принятие решения, он старался отложить его, чтобы не нарушить свой отдых: «Ну, так и теперь, разве нельзя до завтра?». Представление об образе отца Обломова мы получаем из главы «Сон Обломова». Она позволяет нам сделать вывод о том, что главный герой произведения Илья Ильич Обломов является «Ильей в квадрате», унаследовав и удвоив в себе многие качества своего отца.

Таким образом, имя Ильи Ильича Обломова говорит об его жизненной позиции ничегонеделания и прозябания жизни.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id51633

Источник

Воспитание Штольца

Отношение к семье и родителям у Андрея в сравнении с Обломовым было абсолютно другим. В отличие от товарища, который мягкостью темперамента обязан матери, Штольц перенял характер от отца. Тот привил мальчику такие черты:

  • трудолюбие;
  • жажда к познанию и самосовершенствованию;
  • ответственность за свои поступки;
  • самостоятельность;
  • честность;
  • мужественность и сила духа.

Эти все качества очень помогли продвинуться в жизни Штольцу. Из-за них он стал тем, кем является.

Характеристика Ивана Богдановича

Отец Штольца — коренной немец, как все представители его национальности, был достаточно жестким и прагматичным человеком. Он имел несколько специальностей: агроном, технолог, учитель. Чтобы вырастить своего сына успешным человеком, Иван Богданович воспитывал его в строгости.

С восьми лет мальчик изучал множество предметов, ездил с отцом, на фабрику и в поле. Благодаря воспитанию Андрей с ранних лет понимал, что трудиться необходимо каждому человеку и любая работа будет вознаграждена, ведь немец всегда давал своему сыну несколько рублей за хорошо выполненное поручение. При этом Иван Богданович никогда не бранил мальчика, если тот долго гулял или с кем-нибудь подрался, ведь он хотел вырастить его настоящим мужчиной.

Очень интересной для читателя является сцена прощания Андрея с отцом перед отъездом. Парень навсегда покидал родное Верхлево. Отпуская сына во взрослую жизнь, Штольц-старший не проронил ни слезинки, не дал своей кровиночке ни копейки, чем вызывал ужас у очевидцев. Тем не менее поступок Ивана Богдановича можно понять, ведь он был уверен, что у Андрея достаточно знаний и силы духа, чтоб самостоятельно пробить себе дорогу в жизнь.

Штольц ни разу не отозвался об отце плохо, не упрекнул его в бесчувственности. Он понимал, что обязан ему всем, чего смог достичь в жизни.

Материнские черты в образе Андрея

Облик родительницы Штольца достаточно сильно перекликается с Обломовой. Она русская, поэтому у нее нежная и чувствительная душа. Мать Штольца тоже страстно любит своего сына, но сила ее чувств не может проявиться полно, ведь ее сдерживает несокрушимый авторитет мужа. Дворянка по происхождению, с безмерной жалостью и тревогой она смотрит на то, как ее мальчик с детства много работает, иногда сутками не является домой.

Мать старается воспитывать своего сына в дворянских традициях: он всегда вымыт, гладко причесан, его белье чистое, ногти острижены, а кудри завиты. Конечно же, она видит своего сына в блестящем обществе аристократов, а не чернорабочим, каким ребенка делает отец.

Именно мать привила Андрею любовь к прекрасному: ее сын с интересом относится к художественной литературе и музыке. Безусловно, именно материнские черты характера уже взрослый Андрей хочет видеть в своей избраннице и находит их в Ольге Ильинской.

Благодаря материнскому чувствительному сердцу Андрей вырос добродушным и дружелюбным человеком, у него не такой жесткий характер, как у отца. Герой не может оставаться равнодушным, когда видит, что его друг Илюша не справляется с решением задачи. Следует отметить, что Штольц на протяжении всего романа проявлял участие в судьбе своего товарища, стараясь вытянуть того из болота «обломовщины».

Илья Ильич Обломов

Центральным образом книги является молодой (32-33 года) помещик Илья Ильич Обломов, ленивый вальяжный мечтатель. Он – мужчина среднего роста, с темно-серыми глазами, приятными чертами лица, по-детски изнеженными пухлыми руками. В петербуржской квартире на Выборгской стороне проживает Обломов. Характеристика этого человека неоднозначна. Обломов – прекрасный собеседник. Он по своему характеру не способен причинить кому-либо зло. Его душа чиста. Образованный, имеет широкий кругозор. В любой момент времени его лицо отражает непрерывный поток мыслей. Казалось бы, мы говорим об успешном человеке, если бы не огромная лень, вселившаяся в Илью Ильича. С детства его опекали по мелочам многочисленные няни. «Захарки да Вани» из крепостных делали за него любую, даже мелкую работу. В безделье и лежании на диване проходят его дни.

Он наивен до такой степени, что в конце концов оказывается обманутым и разоренным жуликами: Михеем Тарантьевым и Иваном Матвеевичем Мухояровым.

Доверившись им, Обломов подписал кабальный договор по своей выборгской квартире, а затем уплатил и липовый «моральный ущерб» брату Агафьи Мухоярову в размере десяти тысяч рублей путем фальшивого заемного письма. Друг Ильи Ильича Штольц разоблачает негодяев. После этого Тарантьев «пускается в бега».

Обломов влюбляется в молодую дворянку Ольгу Ильинскую, но их роман заканчивается разрывом. Позже Обломов женится на трудолюбивой бедной вдове Агафье Пшеницыной.

И. А. Гончаров показывает, что у таких людей, похожих на Обломова, нет будущего, они обречены на трагичную судьбу. Именно поэтому когда главный герой произведения умирает, повествование все еще продолжается.

Внешность

Илья

имеет лишний вес. Его «пухлые руки и мягкие плечи» придавали внешности некой изнеженности. «Цвет лица его не был румяным или смуглым, он казался положительно бледным». В серых глазах всегда пребывали некие мысли, которые быстро исчезали, не успев засесть в голове.

Андрей

худощав, щек у него вовсе нет, кожа смуглая. «Он был сложен из костей, нервов и мускулов, напоминал английскую лошадь». На его лице красовались выразительные зеленые глаза. От него исходит мужественность и здоровье.

Андрей Штольц

Зачастую темой школьных сочинений является сравнительная характеристика Обломова и Штольца. Они противоположны даже во внешности. Поджарый, смуглый, с впалыми щеками, кажется, что Штольц весь состоит из мышц и сухожилий. У него за плечами государственная служба, чин, гарантированный доход. Позже, работая в торговой компании, он заработал на покупку дома. Он проявляет активность и креативность, ему предлагают интересную и денежную работу. Это он во второй части романа пытается свести Обломова с Ольгой Ильинской, познакомив их. Однако Обломов остановился в строительстве отношений с этой дамой, поскольку побоялся переменить жилье и заняться активной работой. Разочарованная Ольга, которая планировала перевоспитать лентяя, оставила его. Впрочем, образ Штольца не является идеальным, несмотря на его постоянный созидательный труд. Он, как антипод Обломова, опасается мечтать. В этот образ Гончаров вложил с избытком рассудочность и рационализм. Писатель считал, что образ Штольца им не доработан. Антон Павлович Чехов же даже посчитал этот образ отрицательным, мотивируя это суждение тем, что тот «слишком собой довольный» и «думает о себе чересчур хорошо».

Отношение к жизни

Андрей Штольц

, пышущий здоровьем, желает жить еще много лет. Хоть он и реалист, с его уст часто слышны фразы, что он хочет «прожить лет двести, триста». Придерживается цели, что все должно выполняться исходя из четко поставленных задач. Мечте не было места в его душе.

Илья Обломов

называет себя «старым кафтаном». Порою озвучивает мысли, что лег бы и заснул навсегда. Любит мечтать. Его воображение часто рисует выдуманные картины. Особенно явно выделяет образы будущей супруги и детишек.

Агафья Матвеевна Пшеницына

Противопоставляется Ильинской образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

Внешне она полная, но ладная, работящая. Илья Ильич любуется ею, сравнивая с ватрушкой. Женщина порывает все отношения с братом Иваном Мухояровым, узнав о низком надувательстве им своего мужа. После смерти гражданского мужа женщина чувствует, что «душу из нее вынули». Агафья словно теряет часть себя и замыкается.

Отдав сына на воспитание Штольцам, Агафья просто хочет уйти вслед за своим Ильей. Деньги же ее не интересуют, что видно из ее отказа от причитающихся доходов от имения Обломова.

Сонечка

Приятельница Ольги Ильинской. Она является хитрой и кокетливой девушкой. После того как Сонечка распускает сплетни об Ольге, их дружба заканчивается.

Вереница гончаровских образов проходит перед глазами читателя романа. Безусловно, самым ярким из них является образ Ильи Ильича Обломова. Имея замечательные предпосылки для успешной, безбедной жизни, он умудрился загубить себя. В конце жизни помещик осознал, что же все-таки с ним произошло, дав этому явлению емкое лаконичное название «обломовщина».

Источник

Пенкин

С предложением поехать в Екатерингоф, пришел к Обломову молодой писатель Пенкин. Но до произнесения цели визита гость рассказал о своей статье, о литературе в целом. Он взбудоражил Илью мыслями о падших людях и изменениях в обществе. Илья даже вскочил с удобной кровати, но это был минутный всплеск. Писать даже ночью — это уж слишком неправильно. Продавать свои мысли – тоже абсурдно. Пенкин сравним у Обломова с машиной, которая крутится, не останавливаясь, каждый день. Жизнь без сна и отдыха — у Ильи Ильича синоним несчастного существования.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: