Скалозуб и Молчалин — единственные положительные герои в «Горе от Ума»


Иван Александрович Гончаров писал, что «Горе от ума» «есть и картина нравов, галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем — комедия». В ней Грибоедов показал всю отсталость фамусовского общества. Автор критикует представителей своего века, живущих в нем только хронологически, даже не календарно, ибо «сужденья черпают из забытых газет времен Очакова и покоренья Крыма». Он открыто вскрывает пороки современной ему Москвы, говорит о том, как невозможна жизнь в ней честному мыслящему человеку, что эта жизнь грозит ему гибелью. Грибоедов очень точно отобразил атмосферу испорченности, неискренности, подлости, царившую в то время в обществах, подобных фамусовскому.

Типичные представители этого общества — Скалозуб и Молчалин. По возрасту их можно отнести к молодому поколению, но только по возрасту. Всеми же своими мыслями, поступками, манерами и суждениями они напоминают стариков. Они уже заражены отравленной атмосферой и не способны на поступки, которые отличают людей от животных. Живут в свое удовольствие, занимаются удовлетворением своих животных потребностей. Вот, например, Молчалин. Два его таланта — «умеренность и аккуратность». Сами по себе эти качества хороши, но смотря в чем. У Молчалина все сводится к тому, что если он будет молчалив, его никто не тронет. Отец завещал ему «угождать всем людям без изъятья». Это стало для него святым правилом. Поэтому, попав в дом Фамусова и став его секретарем, Молчалин избрал для себя наиболее выгодную позицию. Он говорит: «В мои лета не должно сметь свои суждения иметь». Он молчит, но не бездействует. Молчалин старается сделать все возможное, чтобы его заметили нужные ему люди. С Фамусовым он молчалив, осторожен в выборе выражений, ибо знает, что Фамусов боится молвы. Перед Скалозубом он расхваливает военную службу, хочет понравиться ему. Чацкий говорит о Молчалине:

Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет! В нем Загорецкий не умрет!

В нем действительно не умрет Загорецкий. Он, как и Загорецкий, унижается и лицемерит, прислуживая господам. Сам он объясняет это так: «Ведь надобно ж зависеть от других!.. В чинах мы небольших!». Молчалин делает вид, что любит Софью, но ему совершенно все равно, как можно обьективно влиять на качество адаптации»>как она к нему относится. Он принял вид любовника «в угоду дочери такого человека», как Фамусов. При Софье Мол- чалин пламенно влюблен. Когда же госпожи нет — он добивается внимания служанки, Лизаньки, осмеивает перед ней Софью. Но, к сожалению, он обязательно достигнет «степеней известных», ибо «Молчалины блаженствуют на свете».

Скалозуб: характеристика. «Горе от ума»

Кульминационным моментом было объявление полковника Скалозуба о том, что школы, лицеи и гимназии будут скоро преобразованы по казарменному образцу. Он говорит: «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; а книги сохранят для больших оказий». А Фамусов пошел дальше и предложил просто сжечь книги.

Цитатная характеристика Скалозуба говорит о многом. Вообще, такой персонаж, как Скалозуб, представляет собой собирательный образ, в котором современники того времени узнавали то дивизионного полковника Фролова, то великого князя Николая Павловича (будущего российского императора) и т. д.

Характеристика Скалозуба совсем не радует, у него на первом месте муштра, командирские приказы, казарма, шеренги. Он в разговоре с Хлестовой становится разговорчив, когда речь пойдет о различиях всех полков по погончикам, выпушкам и петличкам на мундирах. Уже понятно, что более ничем он не интересуется, да и связно говорить ему не с руки, он разве что только и способен сплетни светские приукрашивать. Кстати, полковник с большим удовольствием сплетничает о княгине. В его разговорах то и дело проскальзывают типа дистанция, фельдфебель, шеренга и т. д., причем даже там, где и речи нет о военной жизни.

Черты характера

В своем доме героиня ведет себя, как настоящая хозяйка. Фамусова привыкла, что все ей подчиняются. В общении с девушкой сразу улавливаются властные нотки в голосе и видна ее самостоятельность. София не так проста, как это кажется первоначально.

Краткий портрет Фамусовой выглядит следующим образом:

  1. Смелая. Не боится говорить отцу о своих чувствах. Не пугается сплетен и пересудов.
  2. Решительная. Не задумываясь, встает на защиту Молчалина.
  3. Доверчивая. Поддавшись обаянию Алексея, не замечает истинности его чувств.
  4. Открытая. Откровенно заявляет о своих чувствах, рассуждает и мечтает.

Жизненный опыт и суждения складывались у героини из наблюдений за бытом людей своего круга. Часть знаний она почерпнула из сентиментальных дамских романов. Ее речевые обороты изобилуют смесью французских слов и просторечий, которые присущи крестьянам.

Софья плохо разбирается в людях. Она отвергает любовь ироничного Чацкого. Не желает быть женой грубого и неотесанного, но состоятельного Скалозуба. Фамусова отдает предпочтение Молчалину, который разыгрывает перед ней роль целомудренного влюбленного. Она видит в нем много достоинств. Ей нравится, что он покорен, застенчив и уступчив.

Между тем героиня находчива и сообразительна. Она дает правильный анализ действиям окружающих ее людей. Скалозуб ей представляется тупым солдафоном, который не способен произнести ни одного умного слова. В отце она видит ворчливого старика, не церемонившегося со слугами.

Да и качества Алексея Молчалина Фамусова оценивает верно, просто, ослепленная чувствами к нему, не желает замечать его притворства. Стремящаяся наказать Чацкого за насмешливое отношение к своему возлюбленному, именно она пускает молву о сумасшествии Чацкого.

Ореол романтичности и чувствительности Софьи рассеивается. Перед читателем предстает раздраженная и мстительная барышня. Фамусова — страстная натура, живущая настоящим чувством. То, что предмет ее любви ничтожен и убог (чего не знает героиня, но знают зрители), только усугубляет драматизм ситуации.

Софья и общество

На протяжении всей пьесы можно заметить противостояние Софьи законам и устоям общества, с одной стороны, и её полную зависимость от него, с другой. Девушка не боится пересудов, сплетен, она защищает свою любовь, борется за неё. Однако, привыкнув с детства к законам и устоям светского общества, выбирает человека, недостойного её. Она считает, что у него будет карьерный рост, и он станет её «муж-мальчик, муж-слуга…» Чацкого Софья избегает потому, что он слишком смел, напорист, независим. Скорее всего, она боится оказаться смешной и глупой рядом с ним.

Трагическое положение Софьи даже больше, чем трагедия Чацкого, показывает, насколько фамусовское общество, в котором нет места настоящим чувствам, изжило себя. Девушка с превосходными данными (умная, независимая, образованная, смелая), способная на настоящее чувство, оказывается в смешном положении. Она полюбила низкого, двуличного, подлого проходимца, а искренний, умный, достойный человек оказался ею унижен.

Внешность и увлечения

Юная красавица Софья Павловна Фамусова — единственная дочь московского чиновника и человека уважаемого происхождения. Девушке 17 лет. Ее привлекательность в сочетании с хорошим приданым притягивает к ней кавалеров. А это степенный Скалозуб, ограниченный Молчалин и рациональный Чацкий.

Осознавая свою красоту и понимая, что она богатая и завидная невеста, Фамусова не дорожит своими ухажерами. Мать Софьи умерла рано, и девочка находилась под опекой тихой и доброй французской гувернантки Розье.

Она получила домашнее образование, которое полностью соответствовало воспитанию московских барышень того времени.

Кратко об увлечениях Софии:

  • умеет петь;
  • разбирается в музыке;
  • хорошо танцует;
  • играет на флейте и фортепиано;
  • знает иностранные языки.

Героиня любит читать, модные в то время, любовные французские романы. Часто бывает на балах и обучена «нежностью и вздохам».

Характерные особенности персонажей

Фамусов — житель Москвы, представитель знатного дворянского рода. А Молчалин — провинциал из далёкой Твери.

Отношение к карьере и деньгам

Павел Афанасьевич громко и много говорит, его речь бурная и эмоциональная. «Говорящая» фамилия Фамусова означает «молва» (с латинского языка «fama»). Молчалин любит безмолвствовать. На балу его поведение весьма показательно: он всячески выслуживается перед аристократией, выступает в роли некоего верного пса.

Молчалин — обычный усреднённый человек по своему разуму, навыкам и способностям, по жизненным ориентирам. Фамусов тоже посредственен, но они оба наделены совместным «даром»: умеют приспосабливаться к ситуациям, легко находят подход к «полезным» людям. Герои органичны для столичного общества. Достигают желаемого посредством службы в чиновничестве, не ограничивая себя в методах достижения цели.

Помещик Фамусов давно овдовел, содержит дочь Софию семнадцати лет. Чтобы отдать ее выгодно замуж, батюшка организует балы и ужины в собственном доме. Для него имеет значение, чтоб жених был высокого чина и при деньгах. Надо сказать, в делах сердечных у дворянина лишь финансовый интерес. В его мире правят знатный статус и деньги, нет места для уважения, искренней любви и тому подобным чувствам.

Главные стремления Фамусова:

  1. Достижение высоких званий и чинов.
  2. Обогащение.
  3. Получение выгоды любыми путями.

Алексей Степанович Молчалин — безродный юноша из отдалённой провинции. Он никому не известен, состояния и богатств у него нет. Стремится остаться на службе у господина Фамусова, разделяет его взгляды и жизненные ценности. Молчалин получил чин асессора, когда поступал в секретари. Это даёт право на личное дворянство. Несомненно, что Молчалин сохранится в доме Фамусова, потому как он приятен для помещика, они близки в мировоззрении и жизненных приоритетах: не болтлив, не прочь услужить, характер хитрый, меркантильный и изворотистый. Старается продвинуться в светском обществе как можно выше, но пока у него только крохи с барского стола.

Полковник Скалозуб

Когда Фамусов расспрашивает его о Настасье Николаевне, кем она ему доводится, тот лаконично отвечает: «Не знаю-с, виноват, мы с нею вместе не служили». А вот когда они заводят речь о Москве и москвичах, то Фамусов все хвалит, Чацкий, наоборот, обличает, а Скалозуб про Москву отмечает всего несколько привычных для его понятия слов: «Дистанции огромного размера».

Полковник старается быть вежливым с хозяином дома Фамусовым, но с другими он особо не церемонится и даже может резко выразиться. Фамусов и Скалозуб имеют общие взгляды на службу и чины, однако в умственном и интеллектуальном отношении последний сильно проигрывает первому, который довольно неглуп, наблюдателен и красноречив.

Софья же, отзываясь о Скалозубе, говорит, что он и слова умного произнести не может, только и говорит «о фрунте и рядах», а Лиза с ней соглашается: «Больно не хитер». Такая цитатная характеристика Скалозуба говорит сама за себя.

Софья и Чацкий

Софья с детства знакома с Чацким. Когда Александр остался сиротой, Фамусов взял мальчика к себе потому, что был другом отца Чацкого. Дети вместе росли. В воспоминаниях Чацкого Софья была его единомышленницей. А вернувшись после трёхлетнего отсутствия, он увидел ещё и красивую девушку. В Чацком вспыхнула искренняя любовь к ней. К сожалению, ослеплённая придуманной ею любовью к Молчалину, Софья не разглядела настоящих чувств Чацкого и не смогла ответить на них взаимностью. В этом и есть трагичность их отношений.

Чацкий и Софья во многом похожи. Оба независимы от чужого мнения, образованы, начитаны и могли бы составить неплохую пару, если бы не долгое отсутствие главного героя. На годы отсутствия Чацкого пришлось развитие у Софьи романтических грёз. И в этот период на её пути оказалось такое ничтожество как Молчалин.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: