Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы («Гроза» и «Бесприданница»)

Между двумя произведениями, пьесой «Гроза» и драмой «Бесприданница», стоит двадцать лет. Страна за это время сильно изменилась, изменился и сам писатель. Все это можно проследить, проанализировав данные произведения. В этой статье нами будет проведена сравнительная характеристика Катерины и Ларисы, главных героинь двух пьес.

сравнительная характеристика катерины и ларисы

Особенности купечества в двух произведениях

В «Грозе» купцы лишь становятся буржуазией. Видно это из того, что для них отживают традиционные патриархальные отношения, утверждается лицемерие и обман (Варвара, Кабаниха), которые Катерине противны.

В «Бесприданнице», более позднем творении Островского, купцы — это уже не самодурные и невежественные представители так называемого «темного царства» а люди, претендующие на образованность, одетые по-европейски, читающие зарубежные газеты.

Это следует учитывать, когда проводится сравнительная характеристика Катерины и Ларисы. Ведь купеческая среда во многом повлияла на развитие характеров и судеб этих девушек.

Социальное положение героинь

Наша сравнительная характеристика Катерины и Ларисы начинается с определения социального положения девушек. В двух пьесах главные героини существенно отличаются по этому критерию, зато трагическими судьбами они очень похожи. В «Грозе» Катерина — это жена слабовольного, но богатого купца, который находится всецело под влиянием своей деспотичной матери.

В «Бесприданнице» Лариса — незамужняя красивая девушка, которая рано лишилась отца и воспитывается матерью, очень энергичной, небогатой женщиной, не склонной к самодурству. Кабаниха по-своему печется о счастье Тихона, своего сына. Огудалова Харита Игнатьевна так же ревностно заботится о благополучии Ларисы, своей дочери, по-своему понимая его. В результате этого Катерина бросается в Волгу, а Лариса гибнет от рук своего жениха. Героиням в обоих случаях суждено умереть, несмотря на то, что близкие и родные как будто желают им лишь добра.

Сравнение Ларисы и Катерины

Кнуров неспроста говорил о том, что в Ларисе «ничего житейского нет», что она похожа на «эфир». Пожалуй, это лучшая характеристика Ларисы Огудаловой: девушка действительно постоянно отвлечена и остается удивительно равнодушной ко всему окружающему, и лишь иногда у нее срываются отдельные замечания, которые выдают ее неприязнь к мещанскому быту. Удивительно, что она нисколько не выражает своей любви или даже хотя бы какой-нибудь привязанности к родной матери. Разумеется, с нравственной точки зрения портрет Хариты Игнатьевны далек от идеала, однако эта женщина, как-никак, заботится о дочери, озабочена ее судьбой и, безусловно, заслуживает некоторой почтительности. Лариса производит впечатление отчужденной от жизни барышни: ее образ, если можно так выразиться, бестелесен и оторван от исторической и социальной почвы. В этом отношении Катерина более реалистична: она живо и остро реагирует на происходящее вокруг; она живет полнокровной, насыщенной, хотя и более трагической, жизнью. Однако образ Катерины отличается некоторой идеализированностью, несмотря на вполне узнаваемые черты.

Время и место действия двух пьес

катерина и лариса сравнительная характеристика героинь

Катерина Кабанова проживает в маленьком волжском городке, в котором быт во многом является еще патриархальным. Само действие «Грозы» происходит перед реформой, произошедшей в 1861 году, которая оказала на жизнь провинции огромное влияние. Лариса Огудалова обитает в большом городе, находящемся также на Волге, давно утратившем патриархальность в различных сферах, в том числе в семейных отношениях. Река Волга объединяет таких девушек, как Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика героинь показывает, что она символизирует для обеих смерть и свободу: и Ларису, и Катерину смерть настигает именно на реке. Следует отметить и различия: Бряхимов открыт — сюда приезжают и отсюда уезжают. Река Волга в «Грозе» воспринимается в первую очередь как граница, а в пьесе «Бесприданница» становится своеобразным средством связи с внешним миром.

В драме «Бесприданница» действие происходит примерно в конце 1870-х годов, когда заканчивалось второе после отмены крепостного права десятилетие. В это время капитализм развивается бурно. Прежние купцы, как мы уже отмечали, становятся предпринимателями-миллионерами.

Отличия в воспитании и характере

Продолжаем сравнение Катерины и Ларисы в «Грозе» и «Бесприданнице». Небогато семейство Огудаловых, но настойчивость матери Ларисы помогает завести знакомство с состоятельными и влиятельными людьми. Она внушает своей дочери, что та должна выйти замуж непременно за богатого избранника. Выбор за Катерину сделали уже давно, выдав за безвольного, нелюбимого, но зато обеспеченного Тихона. Героиня «Бесприданницы» привыкла к непринужденной жизни «света» — танцам, музыке, вечеринкам. Она сама обладает способностями — девушка хорошо поет. В подобной обстановке представить себе Катерину невозможно. Она связана намного больше с народными поверьями, с природой, религиозна. В трудную минуту Лариса также вспоминает о Боге и мечтает, согласившись связать свою судьбу с Карандышевым, мелким чиновником, уехать в деревню с ним, подальше от состоятельных знакомых и городских соблазнов. В целом она является, однако, человеком иной среды и эпохи, чем главная героиня «Грозы». Катерина и Лариса, сравнительная характеристика которых нами проводится, по характеру различны. Ларисе присущ более тонкий психологический склад, она чувствует прекрасное более тонко, чем Катерина. Это же ее делает более беззащитной перед неблагоприятными обстоятельствами.

Лариса тоже является жертвой лицемерия и обмана, но жизненные ценности у нее иные, которые для другой героини немыслимы. Исток их кроется, прежде всего, в воспитании. Героиня «Бесприданницы» получила европеизированное образование. Она жаждет найти красивую, возвышенную любовь и такую же жизнь. Ей для этого требуется, в конечном итоге, богатство. А вот цельности натуры, силы характера у этой девушки нет. Культурная и образованная Лариса, казалось бы, должна выразить, в отличие от Катерины, хоть какое-то подобие протеста. Но эта девушка — натура слабая. И помогает нам понять, какие разные они, Катерина и Лариса, сравнительная характеристика девушек.

Характер Ларисы

Лариса Огудалова, бесприданница, очень горда: так, ей стыдно за себя и за мать, за тот нищенский образ жизни, который они вынуждены вести, угождая богатым гостям, которые толпами являются в их дом посмотреть на красивую, но бедную невесту. Тем не менее, Лариса терпит эти вечеринки, несмотря на неоднократные скандалы в доме, о которых тут же становится известно всему городу. Однако когда затронутыми оказались ее чувства, героиня презрела все условности и бежала вслед за Паратовым в день его отъезда из Бряхимова (который, кстати, как и Калинов, расположен на берегу Волги). После возвращения домой героиня продолжает жить привычной жизнью и даже соглашается выйти замуж за Карандышева — брак неравный во всех отношениях. И если бы не повторное появление Паратова на сцене, то, скорее всего, Лариса стала бы госпожой Карандышевой, уехала бы с мужем в деревню и, возможно, через некоторое время на лоне природы нашла бы в себе силы продолжать вести привычное существование.

Разные конфликты в произведениях

В драмах суть конфликта также разная. Столкновение в «Грозе» происходит между жертвами самодуров и самими тиранами. Очень сильны в пьесе мотивы замкнутости пространства, подавления, духоты, несвободы. Катерина не может себя подчинить законам того мира, в котором она оказалась после замужества. Трагично ее положение: любовь к Борису входит в противоречие с религиозностью героини, неспособностью этой девушки жить в грехе. Кульминация произведения — признание Катерины. Финал — гибель главной героини.

На первый взгляд, в «Бесприданнице» все наоборот. Ларису все боготворят, ей восхищаются, она не противопоставлена героям, окружающим ее. Не может быть и речи о деспотизме и подавлении. Однако в пьесе очень силен мотив, которого в «Грозе» не было — мотив денег. Конфликт драмы формирует именно он. Лариса является бесприданницей, чем и определяется в драме ее положение. Все окружающие говорят лишь о деньгах, купле-продаже, прибыли, выгоде. Чувство человека в этом мире становится тоже предметом торговли. К трагическому финалу приводит столкновение материальных, денежных интересов с личными чувствами героини.

Катерина и Лариса: две женщины — одна судьба. «Гроза» (Островский) и «Бесприданница» (этот же автор) показывают, что судьба девушек трагична как до отмены крепостного права, так и после него. Островский предлагает нам задуматься о многих вечных и насущных вопросах современности.

Причины жизненных трагедий Катерины и Ларисы в пьесах Островского «Гроза» и «Бесприданница»

В двух самых известных произведениях Александра Николаевича Островского «Гроза» и «Бесприданница» главным, на чём строятся сюжеты, являются жизненные трагедии главных героинь: Катерины и Ларисы. В чём же заключались причины их несчастья и отчаяния, которое обеих довело до ухода из жизни? Рассмотрим каждую пьесу по-отдельности.

Катерина, будучи выданной замуж не по-любви ещё в совсем малом возрасте, оказалась в городе Калинове, которое правильнее всего назвать «тёмным царством» из-за людей, которые его населяют.

Например, Дикой и Кабаниха предстают перед нами как воплощение лжи и лицемерия. Причём, если Дикой позволяет себе в открытую бранить работников в праздник и не платить им, то Кабаниха делает всё скрытно. Её поведение можно полностью описать цитатой «Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Те, кто не лжёт в этом городе, живут в её окружении и принимают это, как должное. Они привыкли и смирились с местными устоями. И даже Кулигин, который не лжёт и понимает, что это общество нуждается в изменениях, не имеет сил для борьбы. И вот в этом «тёмном царстве» Катерина действительно выглядит «лучом света». Девушка ненавидит ложь и считает для себя невозможным лгать. Именно поэтому, изменив мужу, она не способна утаить этот грех и признаётся. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Но то, что теперь все в городе с осуждением смотрят и говорят о ней, лишь полбеды. Её возлюбленный, с которым она изменила, уезжает, оставляя Катерину одну. И, на мой взгляд, именно это является последним толчком к самоубийству, ей совсем некого любить и никто не любит её.

История Ларисы начинается также с безысходной ситуации, когда обе младшие сестры выданы замуж и она становится бесприданницей. Мать Ларисы, Харита Огудалова, хочет выдать дочь замуж и, соответственно, заставляет любезничать с каждым, кто появляется в их доме. Лариса, уставшая от того, что «у ней иногда слезёнки на глазах, видно, поплакать задумала, а маменька улыбаться велит», выходит за человека, которого никогда не сможет полюбить. через некоторое время другой мужчина, которого она давно любила, даёт Ларисе надежду на взаимность и счастливое будущее, но в результате лишь использует ее. И здесь раскрывается основная проблематика пьесы — Лариса осознаёт, что её не принимают за человека, что она и не живая вовсе, она…вещь. Вещь, которую можно разыграть на монетку. Вещь, которую каждый хочет присвоить себе и даже купить. И в этом осознании заключается её жизненная трагедия.

Таким образом, несмотря на различие причин, обе героини находят лишь одно решение своих внутренних и внешних конфликтов, с чувствами и нравственным долгом, и обществом — смерть. Мы можем осуждать или же понять их выбор. И от себя я могу сказать, что, оказавшись на месте Катерины, я бы поступила так же, но в случае Ларисы, постаралась бы найти в себе силы выбраться из этого окружения, построенном на денежно-товарных отношениях, и «ожить».

Полезный материал по теме:

  1. «Сравнение Ларисы и Катерины из пьес А.Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза»»
  2. Кто виноват в гибели Катерины? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
  3. В чём смысл сопоставления образов Катерины и Варвары в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?
  4. Две Катерины в русской литературе (по произведениям А.Н. Островского «Гроза» и Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)
  5. Образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» Островского по плану : семья, воспитание, характер, особенности речи, проблемы и темы, авторское отношение к Катерине
🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: