Иван Сергеевич создал знаменитый роман в девятнадцатом веке. Работу над книгой автор начал в 1860, а уже в 1861 произведение вышло в свет. Тургенев поднимает важные темы, которые актуальны в наше время. Проблема взаимоотношений между детьми и родителями возникает в каждой семье.
Основой конфликта романа «Отцы и дети» является социальное неравенство и социальные разногласия. Это одновременно конфликт сословий и поколений внутри каждого сословия. Писатель рассказывает о взглядах на жизнь четырех кардинально противоположных персонажей:
- Базаров – беспринципный, радикально настроенный нигилист. Признает только свою точку зрения, не обладает высокими моральными принципами;
- Павел Кирсанов – дядя Аркадия, аристократ, преданный традициям и нравам своего поколения;
- Петр Кирсанов – представитель прошлого поколения, уважает семейные ценности, помещик;
- Аркадий – молодой студент, символизирует сомнения людей. Изначально поддается идеям нигилизма. К концу произведения идет по стопам отца, заводит семью, продолжает дело Петра.
Основной конфликт романа «Отцы и дети» является скрытым. Он базируется на непонимании между молодыми и взрослыми героями, но в глубине присутствует спор между социальными слоями, семейными ценностями и воспитанием.
Художественные средства, использованные автором
Для того чтобы подчеркнуть противоположность своих героев, автор использует приемы, которые показывают их совершенное отличие друг от друга. Он добивается этого за счет описания внешнего облика персонажей, манеры одеваться, особенностей поведения. Мы легко можем представить себе Базарова: порывистого, резкого, быстрого, грубоватого, с красными руками, одетого в балахон. Он всегда говорит то, что думает.
Павел Петрович, напротив, изящен, строен, «породист». Жесты Кирсанова полны благородства, речь грамотна и образна. Руки его красивые, с розовыми ногтями.
Одним описанием внешности и манеры поведения писатель готовит нас к тому, что споры Базарова и Павла Кирсанова непременно будут иметь место.
Спор о любви и отношении к женщине
Павел Кирсанов, судя по своим речам, настоящий джентльмен и последний романтик. Он всегда уважительно и страстно рассуждает о дамах. Однако его биография свидетельствует лишь о блестящих любовных похождениях в молодости. Встретив такую же, как и сам, княгиню Р, охотницу за страстями, он не распознает в ней потребительского интереса к себе, и его личная жизнь терпит фиаско. Кирсанов в угоду своему эго способен лишь обозначить свое отношение к женщине (дуэль из-за Фенечки), однако полюбить этот внутренне опустошенный человек уже не может. | Молодой Евгений Васильевич, наслушавшийся нигилистской чуши, вначале декларирует свою отрешенность от чувств, любви и т. п. Однако это не более чем ребячество. Его влюбленность в Анну Сергеевну Одинцову все же пробуждает в нем глубокое чувство. Настоящее, непоказное, природное благородство проявляется в нем, когда он, одновременно умирая, прощается и объясняется в любви Одинцовой. Спор Кирсанова и Базарова (таблица наглядно сопоставляет внутреннюю природу оппонентов) проигран обоими. Правда, с небольшой поправкой. Внесем ясность: любовь женщины не панацея для мужчины, она лишь увеличительное стекло для его недостатков либо достоинств. Базарова любовь морально возвысила, Кирсанова же – уничтожила. |
Отношение героев к аристократии
Итак, отношение двух героев к разным моментам жизни принципиально отличны друг от друга.
Базаров и Кирсанов, споры которых составляют существенную часть романа, безусловно, по-разному относятся к дворянству.
Павел Петрович определяет аристократию как главную силу, способствующую развитию общества. В качестве действий, способствующих преобразованию жизни, Кирсанов выбирает либеральные реформы.
Евгений Базаров видит неспособность аристократии к активной деятельности. В его глазах дворяне не могут принести никакой пользы для общественного развития.
Предмет спора: отношение к Богу и религии
Линии спора Кирсанова и Базарова о Боге эфемерны – это противостояние неискренно верующего и богоборца. Первый, естественно, проигрывает. Павел Петрович в вопросах свободы совести верен себе. Он представляет собой сплошную имитацию. Его вера в Бога напускная. Инициируя дуэль, он не просто показывает свою гордыню, но и покушается на убийство ближнего (Первая Заповедь). Чего уж дальше говорить? | Базаров – атеист. Он считает разум главной движущей силой мироздания. Арифметика и химия для него являются не только важнее поэзии и искусства, но и соизмеримы с ними. Это, конечно, заблуждение. Однако Евгений столь горячо в него уверовал, его позиция столь эмоциональна, что и в этом споре побеждает Кирсанова. |
Споры о простом народе
Базаров и Кирсанов, споры которых пронизывают весь роман, по-разному воспринимают положение народа в обществе.
Павел Петрович, который не представляет того, как живет простой крестьянин, умиляется его патриархальности. Базаров находит народ невежественным, плохо осведомленным о собственных правах. Для Кирсанова жизнь крестьян, протекающая по тем же порядкам, что были установлены их далекими предками, совершенно естественна и правильна. Базаров видит темноту и невежество простого народа.
Такое разное мнение о жизни крестьян у героев сложилось неспроста. Евгений по своему происхождению – разночинец, труженик, он хорошо понимает простой народ. Павел Петрович – выходец из дворянской семьи, совершенно далекий от крестьянской жизни. Народную веру, которой так восхищается Кирсанов, Базаров определяет как суеверие.
Невозможность героев найти компромисс, постоянные противоречия привели к тому, что между ними состоялась дуэль.
Кто такие нигилисты
Идеи нигилизма ярко проявляются в противостоянии оппонентов, которыми являются Павел Кирсанов, Базаров. Спор обнажает бунтарский дух Евгения Базарова. Он не склоняется перед авторитетами, а это объединяет его с революционер-демократами. Герой подвергает сомнению и отрицает все, что видит в обществе. Именно эта черта свойственна нигилистам.
Происхождение споров Базарова и Кирсанова
Базаров и Кирсанов, споры которых являются неотъемлемой частью бессмертного произведения Тургенева, имеют определенную природу. Евгений считает Павла Петровича никчемным человеком, ведущим бесполезную жизнь. Честолюбие Кирсанова задето таким отношением, ведь он всегда считал себя благородным, деятельным человеком. За это Павел Петрович ненавидит Базарова. Скорее всего, именно благодаря этому сильному чувству герои спорят на протяжении всего произведения. Именно осознание бессмысленности собственного существования заставляет Кирсанова вступать в диалог с Евгением.
Споры между Базаровым и Кирсановым велись по самым различным вопросам, они касались и воспитания, и общественного долга, и религии. Базаров – противник отживших устоев и культуры. Он выступает за уничтожение прежних идеалов, за активные революционные действия. Кирсанов придерживается давно усвоенных им «принсипов».
Эти два героя совершенно противоположны друг другу. При отстаивании своих идей они впадают в крайности.
Базаров и Кирсанов спорят, но забывают об истине, которая может открыться, если хоть немного слушать своего оппонента. Смысл спора для них – в самом споре. Символично, что Базаров – олицетворение материализма, умирает в конце романа. Кирсанов во время болезни пересматривает собственные взгляды на жизнь.
Основной конфликт романа «Отцы и дети»
Представители демократических взглядов – молодые люди, столкнувшиеся с проблемами крепостного права, бедности, социального неравенства. Дворяне – старшее поколение, привыкшие жить в достатке. Их устраивает нынешняя жизнь, поэтому они не видят смысла в отторжении устоявшихся принципов.
Основой конфликта романа «Отцы и дети» является противостояние между Евгением и Павлом. Они принадлежат разным сословиям, имеют кардинально противоположные взгляды на жизнь. Это объясняется не только разницей в возрасте. Базаров вырос в бедности, Кирсанов – участник ведущих светских мероприятий, модный франт, дворянин.
Аркадий – ребенок Петра, хоть и вырос в достатке, прислушивается к Евгению. Его восторгает прямота, сила, радикальность героя. Однако он не обладает теми качествами, которые есть у друга. Для него в приоритете остаются семейные узы. Перечислим основные причины споров в романе:
- Социальное неравенство;
- Идейный конфликт поколений;
- Отношения в семье;
- Разница мировоззрения.
Евгений полностью отрицает моральные ценности, нравственные устои, государственные правила. Существующий уклад не принес ему счастья, поэтому он рьяно его отрицает. У Аркадия жизнь складывалась иначе, в нем нет столь жестокого отношения к власти, дворянству и традициям. Поэтому он продолжает семейное дело, отказываясь от радикализма Базарова.
Мировоззрение Евгения
Базаров — представитель молодого поколения русских людей. Он является приверженцем философии нигилизма, которая заключалась в отрицании, разрушении старого мироустройства. Поведение Евгения — результат слепого следования принципам этого учения. Но проблема в том, что нигилисты не совсем ясно понимают, что же они должны построить на месте разрушенного. Базаров в глубине души и сам чувствует несовершенство такого мировоззрения. Тем не менее герой очень четко осознает, что человек должен приносить пользу обществу.
Он даже пытается пристрастить к своим идеям Аркадия Кирсанова — племянника Павла. Но юноша слишком мягкосердечный и сентиментальный человек. Поэтому дружба с Евгением вскоре заканчивается.
Происхождение и образование
Евгений Базаров — сын обедневшей дворянки и сельского лекаря. В его роду не было знатных предков. Базаров не стыдится своего простого происхождения, он с гордостью заявляет, что его дед землю пахал. По мнению героя, поступки человека лучше скажут о нем, нежели заслуги предков. Он тоже становится врачом, но занимается этим герой не потому, что хочет продолжать дело отца, он считает медицину полезной наукой для человечества.
Павел Кирсанов — потомственный дворянин. Его отец был генералом. Герой идёт по стопам родителя. Он обучается в пажеском корпусе. Но очевидно, что военное дело совсем не интересует Кирсанова. После окончания учебы герой не находит себе занятия и ведёт светскую жизнь, наполненную развлечениями, удовольствиями и интригами. Кирсанов оказывается совершенно бесполезным для общества человеком.
Черты характера
У Базарова очень пытливый ум, ему хочется каждый день узнавать что-то новое, поэтому он встаёт рано, приносит домой лягушек и изучает их строение. По мнению героя, вся деятельность человека должна приносить практическую пользу.
Ему присущи такие черты характера:
- трудолюбие, полная отдача своему делу;
- смелость;
- бескомпромиссность;
- бескорыстность, умение прийти на помощь;
- некая чёрствость, которая заключается в отрицании любви и искусства;
- нескромность, развязность в поведении со старшими;
- простота в общении;
- обилие просторечий, отрывочность, эмоциональность речи.
Молодой человек не признает авторитета старшего поколения. Он высмеивает дворянский уклад жизни, самодержавие, употребляет пренебрежительное слово «аристократишко» по отношению к Кирсанову.
Герой резко осуждает представителей старого поколения. По его мнению, дворяне-аристократы только и способны разглагольствовать о мировом прогрессе, о равноправии, но сами для этого ровным счётом ничего не делают. Такие люди, как Павел Кирсанов, брезгуют общаться с мужиками. Как же они собираются улучшать жизнь людей? Базарова раздражает влечение дворян к искусству, любование природой. Он не видит в подобных занятиях ничего полезного.
При всей своей развязности Базаров добр и бескорыстен. Герой всегда готов прийти на помощь. Евгения очень любят простые люди, он часто останавливается поговорить с обычными мужиками, его не отвращает их неопрятный вид.
Базаров смел и очень скромен. Когда Павел Кирсанов вызывает его на дуэль, Евгений, ни минуты не сомневаясь, принимает этот вызов. Нужно отметить, что герой вовсе не боится смерти. Он не считает себя человеком исключительным, а потому убежден, что в случае его гибели государство не понесет серьезного урона.
Во время дуэли Базаров ранит Павла Петровича в ногу и сразу же оказывает ему первую медицинскую помощь. Свой профессиональный долг он ставит превыше всего. В разгар эпидемии тифа Базаров вскрывает труп заражённого мужчины. Он не старается оградить себя от опасных ситуаций, поэтому и погибает. Тем, что главный герой умирает в конце произведения, Тургенев показывает тупиковость философии нигилизма. Очевидно, чтоб построить новое сильное общество, недостаточно просто отрицать старое.
Базаров и Павел Петрович. Сравнительная характеристика. Таблица
Павел Петрович Кирсанов | Евгений Базаров |
Отношение к аристократии | |
Аристократия является движущей силой развития общества | Бесполезность аристократии, неспособность вести Россию к будущему |
Отношение к нигилизму | |
Считает нигилистов вредными для общества | Нигилизм – мощная движущая сила развития |
Отношение к простому народу | |
Умиляется патриархальности крестьянской семьи, говорит о том, что народ не может без веры | Считает народ невежественным, темным и суеверным, отмечает революционность людского духа |
Отношение к искусству, природе | |
Любит природу, искусство, музыку | Определяет природу как мастерскую, в которой хозяйничает человек. Искусство считает бесполезным |
Происхождение | |
Родился в дворянской семье | Родился в семье земского лекаря, разночинец |
Урок 4. Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми (гл.5-11)
Урок 4. Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми (гл.5-11)
Цели урока:
проанализировать образы главных героев романа; обучить составлению опорного конспекта; сделать вывод об основном конфликте романа.
Ход урока
I. Составление характеристики героев
Для каждого героя составляется таблица следующего вида:
Герой | Характеристики | Информация в тексте романа |
Внешность | ||
Происхождение | ||
Воспитание | ||
Черты характера, образование | ||
Общественно-политические взгляды | ||
Отношения с окружающими | ||
Речь, лексика |
II. Составление и работа с опорными конспектами
1. Система образов романа «Отцы и дети». Сообщение учащегося.
Н. П. Кирсанов
П. П. Кирсанов
Базаров Аркадий Кирсанов
Одинцова
Ситников, Кукшина
Родители
2. Кольцевая композиция
(через нее показана эволюция героя).
Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных — он главное действующее лицо. Все остальные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттесняют те или иные его черты, подчеркивают его превосходство, ум, силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.
Хронология романа позволяет установить, что личность Базарова формировалась в условиях общественного подъема. Он учился в Медико-хирургической академии в 1855-1859 гг., то есть был уже вполне сформировавшимся человеком.
III. Взаимоотношения Базарова с Н. П. и П. П. Кирсановыми, народом
Задание.
Перечислить основные события, описанные в 5-11 гл.
— Как вы думаете, какой основной общественный конфликт лежит в основе романа? В столкновении каких героев он раскрывается особенно отчетливо?
— Какие первые впечатления сложились у Базарова и Кирсанова друг о друге. На основании чего они возникли? Знал ли что-нибудь Базаров о людях, к которым он приезжает в гости?
(Аркадий ему лишь говорил, что его родители — добрые люди Аркадий позднее рассказывает биографию дяди. П. П. Кирсанов тоже ничего не знает о Базарове; Н. П. Кирсанов — мало: по дороге лишь Аркадий аттестовал своего друга как доброго приятеля, чудесного малого. Значит, главное — внешний вид, облик героя.)
— Что особенно выделил автор в портрете Базарова? Что дает портрет для понимания характера этого человека?
(Иронию и спокойствие выдает улыбка Базарова, самоуверенность и ум видны в его лице. Одежда обличает в нем демократизм и простоту привычек; обнаженные красные руки говорят о трудной судьбе. То, что это не дворянин, а человек другого круга, Кирсановы увидели сразу. Даже. прическа им многое сказала. «Волосатый» — разночинцы были ненавистны дворянам.)
— Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?
(Аристократизм, изысканность вкусов, стремление к франтовству и желчность характера; архаичность и бессмысленность аристократизма сразу бросается в глаза. Обратите внимание — совсем не порок, если за красивой внешностью скрывается глубокая натура. Весь вопрос в преувеличенном внимании Петра Петровича к своей одежде).
— Что вы можете сказать о Николае Петровиче?
(Выглядит более демократично, его не смущает запыленная одежда, но и у него все-таки «пальто и клетчатые панталоны», а не «балахон с кистями». Базаров увидел в нем доброту и робость. По описанию его прошлого мы видим, что он стремится не отстать от века).
— Каковы у Базарова взаимоотношения с простым народом?
Зачитайте соответствующие отрывки из текста романа, прокомментируйте (глава 5, 10), сделайте вывод.
— Найдите в тексте ответ на вопрос: как понимают нигилизм отцы и дети?
— С каким новым героем знакомимся в 5 главе?
— Как относится Базаров к искусству? Зачитайте его афоризм (глава 6).
— Как реагирует на его слова Аркадий? Вспомните, как Николай Петрович читал Пушкина по дороге (гл. 6, 10).
Задание.
Глава 7. Расскажите историю жизни Павла Петровича.
— С какой целью Аркадий рассказывает биографию дяди? (Пытается оправдать поведение своего дяди.)
— Как воспринял ее Базаров? Верна ли фраза Аркадия, что Павел Петрович «скорее сожаления достоин, чем насмешники», можно ли согласиться с Аркадием?
(Базаров не принимает образ жизни П. П. Кирсанова. Тургенев трижды устами Аркадия признает Павла Петровича «несчастным», который «скорее сожаления достоин, чем насмешники». Притом биография Павла Петровича рассказана не автором, а Аркадием, поэтому косвенным образом она характеризует самого Аркадия. Павел Петрович вошел в жизнь по проторенной дороге — пошел по стопам отца.)
— А по каким стопам идет Базаров?
(Его слова — «Всякий человек сам себя воспитывать должен».)
Вывод:
Базаров и братья Кирсанова — люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей их сдержанности между ними должен произойти конфликт.
— Что можно сказать о хозяйстве Николая Петровича? (глава
Задание.
Проведите параллель с содержанием романа и биографическим фактом из жизни писателя: «…войдя в законное владение имением в Сп. Лутовинове после смерти матери, Тургенев распустил значительную часть дворовых на свободу, а пожелавших того крестьян перевел с баршины на оброк. Он всячески содействовал общему освобождению и крестьянам, желающим откупиться на волю, уступил пятую часть установленной в те годы выкупной суммы, за усадебную землю не брал ничего, безвозмездно передавал ее в собственность крестьянам. В последний год спасской ссылки Тургенева управляющий взял расчет. В два года он довел дело того, что доходов не хватало на его жалованье, а на прожиток хозяина не приходилось ни копейки. Оставшись неумелым хозяином огромного, но запущенного поместья, писатель беспомощно разводил руками или успокаивал себя пословицей: «Перемелется — мука будет». «Я объездил все свои деревни, — сообщал он П. В. Анненкову,— и, должно быть, показался моим крестьянам глуповатым малым». При продаже урожая он продешевил пшеницу; ухитрился купить дрянных лошадей; возводимые под его присмотром постройки едва не развалились… Хлопотал он страшно, и к зиме начал привыкать к своему безнадежному положению. Лето 1860 г. Тургеневу суждено было пережить утрату надежд на единство с народом. Жизнь показала, что между помещиком и мужиком разверзается пропасть. Еще за два года до манифеста Тургенев завел в Спасском ферму, перешел к обработке земли вольнонаемным трудом, но никакого нравственного удовлетворения он не почувствовал. Мужики не хотят подчиняться советам помещика, не желают идти на оброк и вступать в соглашения с господами («…народ.., в надежде, что… выйдет еще указ — и землю отдадут даром, или царь ее подарит…»)».
IV. Анализ идеологического конфликта в романе
В главе 10 происходит открытый идеологический конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми. Разберемся в их споре.
— Как вы думаете, что преобладает в главе: описание, повествование, диалог?
(Диалог этой главы и большинства других является характерной особенностью композиции романа.)
— Как можно объяснить такое количество диалогов в романе?
(Большое количество споров обусловлено содержанием романа. Наличие острого конфликта придает произведению драматичность, а преобладание в манере изложения диалогов с авторскими замечаниями, напоминающими ремарки, говорит об известной сценичности романа; вот поэтому роман много раз инсценировался.)
— Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь?
(Основные линии спора:
— об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам;
— о принципе деятельности нигилистов;
— об отношении к народу;
— о взглядах на искусство и природу.)
1. Первая линия спора.
Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это был спор об аристократии и ее принципах. Глава 8 — зачитайте отрывок по ролям, прокомментируйте; кто победил в споре?
(Из этого диалога мы видам, что Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения; их самоуважение важно, так как общество строится на личности. Эту кажущуюся стройной систему Базаров разбивает простыми доводами. Разговор о том, что аристократия даровала Англии свободу — старая песня многое изменилось после 17 века, поэтому эта ссылка Павла Петровича не может служить доводом. Убеждения, что аристократы — основа общественного блага, разбиваются наголову меткими замечаниями Базарова, что от аристократов нет никому никакой пользы, ах основное занятие — ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своем внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм — бесполезное слово. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет.)
— Каков итог этого спора?
(Павел Петрович «побледнел» и не заводил больше разговора об аристократизме, — тонкая психологическая деталь Тургенева, передающая поражение Павла Петровича в этом споре.)
2. Вторая линия спора.
Вторая линия спора — о принципах нигилистов. Зачитаем отрывок из текста. Павел Петрович еще не сложил оружия и хочет опорочить новых людей в беспринципности. «В силу чего вы действуете?» — спрашивает он. И оказывается, что у нигилистов есть принципы, есть убеждения.
— Каковы принципы нигилистов, что они отвергают?
(Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «все». Базаров замечает, что свобода о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность.)
— Но какие недостатки можно заметить во взглядах Базарова?
(Строить на разрушенном листе он не считает своим делом. У Базарова нет положительной программы.)
— Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова?
(Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение всего в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым.)
— Есть ли в романе единомышленники Базарова?
(Нигилистами себя считают Ситников и Кукшина.)
— Что мы знаем об этих героях?
(Ситников хлопочет по откупам отца; Кукшина «действительно помещица», — так говорит она о себе, исправно управляет своим имением.
Оба героя восприняли лишь внешнюю форму нигилизма. «Долой Маколея!» — гремит Ситников. Но тут же остановился. «Да я их не отрицаю», — проговорил он. (Маколей — английский буржуазный историк, защищающий интересы крупной буржуазии). Так коротко Тургенев показывает вздорность этого отрицания. В Кукшиной все неестественно. И за этой поддельностью все некрасиво и пошло.)
— В чем разница отношения автора к Базарову и Кукшиной с Ситниковым?
(Тургенев с уважением относится к Базарову и с иронией, пренебрежительно к Ситникову и Кукшиной, потому что убеждения Базарова глубже и искреннее, а у этих людей она фальшивы. Кукшина — карикатура на тех, кто рядится под новых людей. Подобные ей не могут быть настоящими учениками Базарова, так как у них нет идеологической основы нигилизма. Ситников и Кукшина — подражатели Базарова, оттеняют серьезность, искренность, глубину подлинного нигилиста Базарова.)
3. Третья линия спора о русском народе.
— Каким же представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? Зачитайте и прокомментируйте.
(По мнению Павла Петровича, русский народ — патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды (при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умаляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.
Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс».
У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.)
— Кого же крестьяне скорее признают? докажите текстом.
(Базаров вставал утром рано (не как баре), со слугами разговаривает без барского тона, хотя и подтрунивает над нами; Дуняшу не могло не привлечь, что Базаров обратился к ней на «Вы» и спросил ее о здоровье. Фенечка чувствует себя с Базаровым тоже свободно. Павел Петрович не умеет разговаривать с крестьянами, он сам признает это. Для него крестьяне — грязные мужики, без которых, правда, не обойтись.
Н. П., вынужденный больше общаться с крестьянами, более демократичен, он называет камердинера «братцем», но сами простые люди относятся к Кирсановым, как к господам, а Павла Петровича боятся.)
— Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь. Что вы можете отметить в языке Базарова и Павла Петровича?
(Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок (песенка спета; слыхали мы эту песню много раз…; туда и дорога; от копеечной свечи Москва его сгорела). Павел Петрович не использует в речи пословицы, искажает слова (эфто), использует много иностранных слов.)
4. Четвертая линия спора.
Четвертое направление в споре — расхождения во взглядах на искусство и природу.
Задание.
Павел Петрович, побежденный во всем остальном, нашел слабое место у Базарова и решает взять реванш. Он считает, что нигилизм, «эта зараза», уже далеко распространился и захватил область искусства. Зачитайте. Прав ли Павел Петрович, говоря так о художниках шестидесятниках?
(И да, и нет. Прав, понимая, что новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Не прав же Павел Петрович в том, что художники-передвижники, как он считает, абсолютно отказывались от традиций. Он говорит, что новые художники «бессильны и бесплодны до гадости».
Базаров же отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его».)
— Вспомните, что еще Базаров говорит об искусстве в других главах? Как можно оценить эту позицию?
(Базаров плохо знает искусство, он не занимается искусством не потому, что не мог, а потому, что его интересовала только наука, так как он видел в науке силу. «Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта». Пушкина не знает и отрицает. Это было свойственно части демократической молодежи 60-х гг., которая отдавала предпочтение изучению науки. Но Павел Петрович так как не может судить об искусстве, прочитав штук 5-6 французских книг в молодости и кое-что по-английски. Русских современных художников же он знает только понаслышке.)
— Кто же является противником Базарова в споре? Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова и П. П.?
(Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.)
— Как же смотрит Базаров на природу?
(Он не отрицает ее вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь. Но Аркадий и Николай Петрович не спорят с ним, а возражают в форме робких вопросов.)
— Как решается эта линия спора?
(В 11 главе появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты. Так решается последняя линия спора.)
V. Итог урока
Закрепление знаний по теме «Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших» может быть проведено в форме опроса.
— Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь?
— Докажите, что аристократизм — «бесплодный принцип».
— Есть ли у нигилистов принципы? Докажите.
— Прав ли Тургенев, называя Базарова революционером? Каково отношение героя к реформам?
— Какова позиция Кирсановых по отношению к реформам? В чем слабая сторона взглядов Базарова?
— Как относятся к народу Базаров и Кирсановы? Чьи взгляды являются прогрессивными?
— Прав ли Базаров в своем отрицании искусства? Почему у него такие взгляды?
— Чувствует ли Базаров красоту природы? Из чего он исходит в своем отношении к ней?
— Чувствуют ли себя Кирсановы побежденными?
Домашнее задание
Выпишите из романа цитаты, объясняющие отношение главных героев (Н. П., П. П., Аркадия, Базарова, Одинцовой, Кати, Фенечки, княгини Р.) к любви и к ее месту в жизни человека.
🗹