К какому сословию принадлежит Базаров в романе Тургенева «Отцы и дети»

Описание Базарова Евгения в романе И. Тургенева «Отцы и дети» уникально и многогранно для отечественной литературы. Автор изображает типаж грамотного русского разночинца. Этим фактом и объясняется масштабная популярность художественного произведения для молодых людей в конце XIX века. Иван Тургенев, как писатель, продолжил традицию Пушкина и Лермонтова в изображении героя нашего времени. В данной статье мы расскажем, к какому сословию принадлежит Базаров Евгений.

Конфликт поколений

Из самого названия романа уже понятна тема этого произведения. Извечная проблема, которую поднимает в своем произведении Тургенев, – отцы и дети. Базаров представляет собой новое поколение и уверен, что прежние устои устарели и изжили себя.

Уходящему же поколению кажется, что они умнее, добрее, лучше. А на смену им пришла молодежь, не имеющая четких нравственных идеалов. Полное непонимание между поколением предыдущим и последующим. Так было всегда.

Уходящее поколение в романе представляют братья Кирсановы. Конфликт возникает в начале романа, как только Аркадий и Евгений приезжают в имение Кирсановых.

Павел Петрович

Павел Петрович сразу же испытывает враждебные чувства к гостю, не выяснив, что он за человек, к какому сословию принадлежит. Базаров тоже испытывает неприязнь – один только внешний вид Кирсанова вызывает в нем отвращение. К тому же он считает его чудаком. Между ними тут же вспыхивает ссора.

Слова Кирсанова – просто слова, не подкрепленные действием. Его жизнь – это череда сплошных успехов, причиной которым — происхождение. Первые же трудности сделали его человеком слабым и ни к чему не способным. У него нет даже собственных убеждений. Рассуждая с Базаровым о принципах, под ними он понимает лишь внешнее приличие и возможность оставаться джентльменом.

Николай Петрович

Кирсанов Николай Петрович является настоящим оппонентом Базарова. Его мироощущение, душевная широта противостоят теории нигилиста. Он мог бы поспорить с Евгением, но осознает, что его аргументы не убедят молодого человека. Все, что он скажет ему о гармонии жизни, о прелести поэзии, будет для того пустым звуком.

отцы и дети базаров характеристика

Взаимоотношения Базарова и Аркадия

Базаров в романе представляется другом Аркадия. Они вместе учатся в университете. Создается впечатление, что они единомышленники. Аркадий во всем пытается подражать Базарову, восхищается его взглядами, характером, поведением. Аркадий хочет быть на него похожим. Одним словом, попадает под его влияние.

Но они совершенно разные люди. Базаров – убежденный демократ. В любой обстановке, в любых условиях всегда занят делом Евгений Базаров. Образ же Аркадия – это образ разбалованного ленивца, для которого важны только покой и уют. Его ничто серьезно не увлекает. Их взгляды расходятся в отношении искусства, в отношении к людям.

Аркадий не может жить без принципов. Он всегда аккуратен, хорошо одет, у него прекрасные манеры. Базаров же не считает важным придерживаться правил хорошего тона. К какому сословию принадлежит Базаров? Он разночинец. К тому же одержим духом нигилизма.

И это сказывается на его привычках, поступках, особенностях речи. Их взгляды расходятся в главном – в назначении человека и в представлениях о жизни. Отношения перерастают в конфликт. И герои прощаются навсегда.

Дружба Базарова Евгения и Аркадия Кирсанова

Анализ Базарова показывает: Евгения и Аркадия связывают дружеские взаимоотношения. Они вместе проходят обучение в университете. У читателя создается впечатление, что парни – единомышленники. Кирсанов везде и во всем подражает Базарову. Его восхищают взгляды Евгения, он польщен его поведением и чертами характера. Более того, Кирсанов-младший желает быть похожим на друга. Иными словами, Аркадий находится под его влиянием.

На самом деле, друзья – абсолютно разные люди. Из описания Базарова становится понятно, что он демократ. В какой бы обстановке ни находился Базаров, он всегда найдет занятие.

Семья главного героя

Происхождение Евгения Базарова автор описывает только одним словом – разночинец. Базаров с гордостью заявляет, что дед его пахал землю — был крепостным. Отец его, Василий Иванович, – бывший полковой лекарь. Мать, Арина Власьевна, – дворянка. С его слов, родители заключили брак не по любви. Но,судя по их взаимоотношениям, можно сказать, что они друг друга уважают.

Их объединяет сильная любовь к сыну. И они приложили все усилия, чтобы достойно его воспитать и дать ему хорошее образование. В университете Базаров изучает медицину, значит, отец как-то повлиял на его выбор. Но читатель ясно осознает, что медицина не станет предметом дальнейшей деятельности Базарова.

Автор произведения не акцентирует внимание на прошлом своего героя. Возможно, оттого, что суть героя определяет не его прошлое, а его настоящее, которое отчетливо прослеживается на протяжении всего произведения «Отцы и дети».

Базаров: характеристика героя

Автор делает акцент на происхождении героя. Базаров – разночинец. Из одного этого становится понятным, что он не относится ни к одному из сословий. Он человек дела и сделал себя сам. От своих предков он вынес трудолюбие и нравственный закал. Это отличает его от мягкотелых, ленивых и дряблых обитателей кирсановского дома и их окружения.

Базаров — человек цельный и трудолюбивый. Автор подчеркивает, что Аркадий бездельничает и сибаритствует, а Евгений работает. Чтобы чего-то в жизни добиться без посторонней помощи, без чинов и регалий, о чем свидетельствует происхождение Евгения Базарова, ему приходится постоянно трудиться и работать над собой. Это закалило его еще больше. Он не только разглагольствует о пользе труда, но и сам работает без устали.

Герой романа — очень сильный человек. Это чувствуют все действующие лица романа. Его внутренняя сила чувствуется во всем: в отношении к людям, в его категоричных утверждениях и, конечно же, в несчастной любви и смерти. Такие люди, как Базаров, не говорят пустых слов, а высказывают только то, что осознали, до чего дошли путем научного и жизненного опыта.

Базаров по-своему добр. Это видно из встречи Базарова с Фенечкой. Когда ее ребенок пошел спокойно к нему на руки, мать отмечает, что дети чувствуют, каков человек на самом деле. Здесь неважно, к какому сословию принадлежит Базаров, и каковы его убеждения.

Важно то, что доброта его проявляется во многом: он естественно относится к простому люду, и они отвечают ему любовью; после дуэли Евгений тут же кидается на помощь раненому Павлу Петровичу. Отношения с Одинцовой, его возлюбленной, после их объяснения вызывают искреннее уважение. Он трогательно относится к родителям, перед смертью он прежде всего думает о них.

По сути, это черты и чувства главного героя, на которых автор не акцентирует внимание. Но что автор хочет донести до читателя этими эпизодами? Как меняется на протяжении всего романа «Отцы и дети» Базаров? Характеристика человека, которого мы видим в этом произведении, свидетельствует о том, что, отвергая любовь и нравственные нормы, главный герой по большому счету живет по ним.

И. Тургенев «Отцы и дети». Базаров Евгений: портрет героя

Прежде чем дать характеристику герою, ответим на основной вопрос статьи. Существует ошибочное мнение, что Базаров принадлежал к сословию мещан. Однако это не так. Уже в самом начале романа становится понятно, что Базаров – разночинец. А значит, он не относится ни к одному сословию. Он считает, что сделал себя самостоятельно. От своих родителей он унаследовал трудолюбие. Именно этим он отличается от мягкотелых и ленивых жильцов имения Кирсановых.

Базаров – трудолюбивый человек. Тургенев подчеркивает, что Евгений работает, а Аркадий страдает от безделья. Для того чтобы в жизни чего-то добиться без чьей либо помощи, Базаров постоянно трудится и работает над собой. Это закаляет его как личность еще больше. Он не только говорит о пользе труда, он и сам постоянно работает.

Базаров – очень сильная личность. Это чувствует каждый герой произведения. Сила проявляется во всем: в межличностных отношениях, в доказательствах и утверждениях, в неразделенной любви и даже в смерти. Базаров не произносит пустых слов, он озвучивает лишь то, что осознало человечество, благодаря жизненному опыту.

Он по-своему добрый. Это просматривается в эпизоде встречи с Фенечкой. Когда малыш попросился на руки к Евгению, то мать отметила, что маленькие дети чувствуют, какой перед ними человек. И здесь уже становится неважно, к какому сословию принадлежит Базаров.

Необходимо отметить, что его доброта проявляется во многих чертах и гранях. Он прост в общении с обычным народом, а те отвечают ему любовью. Во время дуэли Евгений бросился на помощь к раненому Кирсанову. Отношения с Одинцовой вызывают у читателя чувство искреннего уважения к герою. Базаров с любовью и трепетом относится к матушке и отцу, и перед смертью он думает именно о них.

Убеждения Базарова

Прежде всего Базаров материалист и нигилист. Для него не существует общих принципов, веры и идеалов. Базаров уверен, что природных нравственных принципов в человеке не существует, все определяют только наши воззрения и поступки.

Этот человек не признает ничего. Он уверен, что чувств нет, есть только физиология. Любви не существует, есть просто физическое влечение. По его мнению, потребности — это единственное, что мотивирует к действию. Только факты и потребности – и никаких идеалов. Он действует в силу того, что считает полезным. Он уверен, что для его времени самое полезное – отрицание. И потому все отрицает.

Из этих утверждений видно, что Базаров отвергает то, что не поддается исследованию. Критерием истины для него является практика. Он не верит ни во что. Для него химик полезнее «всякого поэта». Естествознание – все, чему посвящает жизнь Евгений Базаров. Образ героя-практика, показанный в романе, пытается убедить читателя, что единственно приемлемый способ изучения природы – эксперимент. Собственно, Базаров и считает это единственно важным занятием.

Искусство, любовь, красота – для него чепуха. Позиция практицизма понятна из его высказывания, где он утверждает, что природа не храм, а самая настоящая мастерская, а человеку в ней предназначено трудиться.

По его мнению, личность не должна жить во имя обществ и его идеалов. Всякая личность должна ставить свое «само» выше всего. И эти «самодовлеющие» существа должны бороться каждый за свое существование, все слабое и ненужное погибнет, а останется только то, что уведет человечество в «сверхвысоты». Эту разрушительную теорию и отрицание всего Базаров называет нигилизмом.

Разночинец Евгений Базаров

Роман “Отцы и дети”, по определению нобелевского лауреата Владимира Набокова, — это “не только лучший роман Тургенева, но и одно из самых блистательных произведений XIX века”. Центральное место здесь занимают долгие споры молодого разночинца нигилиста Евгения Базарова и стареющего аристократа Павла Петровича Кирсанова. Эти герои отличаются друг от друга всем: возрастом, социальным положением, убеждениями, внешностью.

Начнем с внешности. Вот портрет Базарова: “высокого роста в длинном балахоне с кистями”; лицо “длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”; “темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа”; “обнаженная красная” рука. Это портрет человека несомненно умного, но плебейского происхождения и подчеркивающего свое пренебрежение социальными нормами.

А вот портрет главного базаровского оппонента: “человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки”; “на вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик… изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов”; Тургенев также отмечает “красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом”. Мы видим портрет человека незаурядного, но в отношении к собственной внешности — полную противоположность Базарову.

Старший Кирсанов — человек, чрезвычайно заботящийся о своей внешности, причем желающий выглядеть как можно моложе своих лет. Так и подобает светскому льву, старому сердцееду. Базаров, напротив, о внешнем виде нисколько не заботится. В портрете Павла Петровича писатель выделяет правильные черты и строгий порядок, изысканность костюма и устремленность к идеальным, неземным материям. Этот герой и будет отстаивать в споре порядок против базаровского преобразовательского пафоса. И все в его облике свидетельствует о приверженности норме. Даже рост у Павла Петровича средний, так сказать нормальный, тогда как высокий рост Базарова символизирует его превосходство над окружающими. И черты лица у Евгения подчеркнуто неправильные, волосы неухоженные, вместо дорогого английского костюма у него какой-то странный балахон, рука красная, грубая, тогда как у Кирсанова — красивая, “с длинными розовыми ногтями”. Зато широкий лоб и выпуклый череп Базарова говорят об уме и уверенности в себе. А у Павла Петровича лицо желчное, повышенное же внимание к туалету выдает в нем тщательно скрываемую неуверенность в собственных силах. Можно сказать, что это постаревший лет на двадцать пушкинский Онегин, живу щий в другую эпоху, в которой этому типу людей скоро уже не будет места.

Разница во внешности — разница в мировоззрении, которая проявляется в постоянных, по многим поводам, спорах героев. Так, Базаров утверждает, что “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Евгений глубоко убежден, что достижения современного естествознания в перспективе позволят решить и все проблемы общественной жизни. Прекрасное — искусство, поэзию — он отрицает как ненужное, в любви видит только физиологическое начало. Базаров “ко всему относится с критической точки зрения”, “не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Павел Петрович же провозглашает, что “аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди” (даже слово “принцип” герой произносит “на французский манер”). Однако впечатление от этой вдохновенной оды принципам заметно ослабляется тем обстоятельством, что оппонент Базарова на первое место ставит наиболее близкий себе “принсип” аристократизма. Павел Петрович, воспитанный в обстановке безбедного усадебного существования и привыкший к петербургскому светскому обществу, не случайно на первое место ставит поэзию, музыку, любовь. Он никогда в своей жизни не занимался никакой практической деятельностью, исключая короткую и необременительную службу в гвардейском полку, никогда не интересовался естественными науками и мало что в них смыслил. Базаров же, сын небогатого военного врача, с детства приученный к труду, а не к праздности, кончивший университет, увлекающийся естественными науками, очень мало в своей короткой жизни имел дело с поэзией или музыкой, может быть, и Пушкина-то толком не читал. Отсюда и резкое и несправедливое суждение Евгения Васильевича о великом русском поэте: “…он, должно быть, в военной службе служил… у него на каждой странице: на бой, на бой! за честь России!”

Базаров не имеет и такого опыта в любви, как Павел Петрович, потому и склонен слишком упрощенно относиться к этому чувству. Старшему Кирсанову уже довелось изведать любовные страдания, именно неудачный роман с княгиней Р. побудил его на долгие годы осесть в деревне у брата, а смерть возлюбленной еще сильнее усугубила его душевное состояние. У Базарова любовные муки — столь же неудачный роман с Анной Сергеевной Одинцовой — еще впереди. Потому-то в начале романа он столь уверенно сводит любовь к известным физиологическим отношениям, а духовное в любви называет романтической чепухой. Базаров — приземленный реалист, а Павел Петрович — романтик, ориентированный на культурные ценности романтизма первой трети XIX века, на культ прекрасного. И его, конечно, коробит от базаровских высказываний насчет того, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта” или что “Рафаэль гроша медного не стоит”. Здесь Тургенев с базаровской точкой зрения, безусловно, не согласен. Однако он не дает победы в этом пункте спора и Павлу Петровичу. Беда в том, что рафинированный аристократ-англоман не обладает не то что способностями Рафаэля, но и вообще никакими творческими способностями. Его рассуждения об искусстве и о поэзии, так же как и об обществе, — пустые и тривиальные, часто комичные. Достойным противником Базарову Павел Петрович никак не может быть. И когда они расстаются, Тургенев подводит итог: Кирсанов “был мертвец”. Очевидно, споры с нигилистом хоть как-то оправдывали смысл его существования, буди ли мысли. Теперь же Павел Петрович обречен на застойное существование. Таким мы его и видим за границей в финале романа.

Тургеневскому замыслу вполне отвечала победа разночинца Базарова над аристократом Кирсановым. В 1862 году в одном из писем по поводу “Отцов и детей” писатель особо подчеркивал, что “вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса… Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?., если читатель не полюбит Базарова со всею его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью — если он не полюбит, повторяю я, — я виноват и не достиг своей цели. Но «рассиропиться», говоря его словами, я не хотел, хотя через это я бы, вероятно, тотчас имел молодых людей на моей стороне. Я не хотел накупаться на популярность такого рода уступками. Лучше проиграть сражение… чем выиграть его уловкой. Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит в преддверии будущего…” Сам Тургенев был представителем того же поколения, что и Павел Петрович, но из героев своего романа наибольшие симпатии испытывал к молодому нигилисту Базарову, видя именно в нем животворные силы, способные изменить Россию. И в споре с Кирсановым Базаров, по убеждению писателя, да и любого вдумчивого читателя, прав в основных своих позициях: в необходимости подвергать сомнению сложившиеся догмы, неустанно трудиться на благо общества, критически относиться к окружающей действительности.

Отношение автора к своему герою

Тургенев писал, что Базаров в романе «Отцы и дети» — его любимое детище. Но с другой стороны, все говорит о том, что как нигилист он чужд автору. Тургенев показывает, что вся философия Базарова рушится, как только соприкасается с действительностью. Он побеждает в спорах силой убежденности, но не доказывает и обратного.

Его герой в романе одинок. Аркадий, который пытается подражать Базарову во всем, женится на Кате и тут же забывает своего учителя. Смысл романа – показать абсурдность идеи нигилизма. Испытание любовью пробило брешь в этой теории. Базаров начинает осознавать в себе романтика, он уже видит в Одинцовой что-то особенное. Перед смертью он, уговаривающий Аркадия не говорить поэтично и красиво, сам говорит языком поэтов.

Опровержение нигилизма

Если первая часть произведения рассказывает о герое как о приверженце идей нигилизма, то вторая открывает его человеческую сущность: меняются его взаимоотношения с людьми. Даже его вечный соперник в спорах, Павел Петрович, признает после дуэли его благородство.

В сцене смерти также проявляется сила его характера. Во-первых, смерть отрицать невозможно, так как это спор природы с человеческой теорией. Во-вторых, на смертном одре он становится чутким, поэтичным, мужественным. Именно в этой сцене проявляется его человечность.

Автор не высказывает открыто свое отношение к Базарову. Характер его героя проявляется в отношении к нему других персонажей, их отзывах, в портрете героя, в его привычках и речи. Даже в его происхождении. К какому сословию принадлежит Базаров? Он, как мы уже говорили, разночинец. И это более полно раскрывает характер героя.

В облике Базарова есть что-то неестественное — длинные волосы и бакенбарды, одет в балахон с кистями. Всем своим видом он выражает протест уходящему миру отцов. Его поведение, развязные манеры также выглядят неестественно. Он хочет выразить собой дух нигилизма. В описании героя ясно чувствуется несколько ироническое отношение автора к этому новому течению.

Пытаясь показать нигилиста и материалиста, Тургенев не раз превращает своего героя в тоскующего человека. Речи Базарова сводятся к одному — он хочет послужить людям, но не умеет и не знает как. Временами он признается, что человеку не уйти от сострадания, связей и солидарности с другими людьми. Потому как один лишь инстинкт и эгоизм приемлемы только в животном мире. Не раз сознается, что ему тяжело осуществить свои теории.

Перелом нигилистических взглядов

В первой части романа автор рассказывает, что Базаров – сторонник идей нигилизма. Во второй – читатель видит человеческую сущность Евгения. Здесь меняются его социальные отношения. Удивительно, но даже Кирсанов-старший признал его благородство после дуэли. Тургенев не показывает полностью своего отношения к главному герою. Его характер просматривается в межличностных отношениях с другими персонажами; в том, как они о нем отзываются; в самом портрете героя; в его манере речи.

Отцы и дети

На протяжении всего романа Базаров отстаивает свои убеждения. Он был уверен, что победа останется за ним. Но в конце произведения Базаров изменяет не только своей философии, но и не остается прежним. Им овладели те самые чувства, которые он отрицал.

Его убеждения вступают в противоречие с человеческим естеством. Отказаться от них он не может, но и задушить в себе «нового человека» ему тоже не под силу. Из создавшегося положения нет выхода. Поэтому автор подводит к тому, что Базаров умирает. Его трагическая смерть – это смерть его убеждений.

Позиция автора в этом произведении ясна – человек не должен развиваться однобоко. Необходимо тренировать душу, а не только мозг. Человечеству необходимо обновление, но нужно помнить и об уроках прошлого. Мировоззрение Павла Петровича несодержательное и пустое. Базаров настолько сух, что больше похож не на человека, а на машину.

Николай Петрович, выступающий в романе с позиции автора, понимает, что нельзя только рушить и отрицать. Основа жизни заключается в гармонии телесного и духовного. Теория Базарова неверна, но и век Кирсановых заканчивается. На смену им готово прийти новое поколение сильных и идейных людей.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: