Скалозуб и Молчалин — единственные положительные герои в «Горе от Ума»
Все мы в школе проходили «Горе от Ума» — бессмертную комедию Грибоедова. И все бы хорошо, да только в герои нам сосватали совершенно неадекватного социопата Чацкого. А на каком, собственно, основании? Давайте разбираться.
Вам не кажется, что мы явно переоценили романтизм якобы положительного героя? Пора признаться, что Чацкого на пьедестал притянули за уши, он же в грехах, как в шелках!
Во-первых, он бросил Софью, свою возлюбленную. Была, значит, у них любовь-морковь и вдруг он взял и укатил на три года «дауншифтить» по Европам. Вы верите в любовь человека, который добровольно, на три года, готов расстаться со своей парой? Все это называется простым русским словом — «кидалово».
Дальше веселее. Чацкий нигде не работает и не хочет работать! Помните, как Фамусов ему предлагает «иди ка, послужи»? Причем не на завод же идти работягой! Предлагают непыльную работу в офисе, согласно статусу — так нет, не царское это дело! Хорошо, допустим «прислуживаться тошно», а чего тогда в армию не пойти — Родину защищать? Здоровый лоб — хочешь в гусары, хочешь в гвардию — все пути открыты. Опять же не в стройбат, а в офицеры!
Кстати, а вы задумывались над тем, что полковник Скалозуб — это ветеран Отечественной Войны 1812 года? То есть Скалозуб — фронтовик, куча боевых орденов, человек повидал такое, от чего многие сходят с ума. А Чацкий взял и измазал его грязью! Просто потому, что полковник необразованный и недалекий человек! Это справедливо?
В итоге, а в чем, собственно, заключается «положительность» Чацкого? По факту перед нами социопат сомнительной порядочности, который не работает, не служит, а только всех троллит. Или как сегодня модно говорить — создает вокруг себя «токсичную среду».
Ой, забыл, он же самый умный, да? А вот и нет! Тут мы переходим к самому главному. Дело в том, что самый умный в этой тусовке вовсе не Чацкий, а Молчалин!
двойной клик — редактировать изображение
В отличие от нашего романтического дауншифтера, Молчалин является работяжкой — он вкалывает и много! Он успешно ведет дела Фамусова, мало того, он еще курирует культмассовый сектор — организует досуг! И никого, кстати, не троллит. Это звучит банально, но приказчик Молчалин приносит реальную пользу и создает прибавочный продукт. Радость в конце концов людям доставляет, а от Чацкого, по факту, одни убытки.
Возвращаемся к вопросу о «самом умном». А на каком основании нас подталкивают к мнению, что Чацкий умный, а Молчалин «жалкий» и «глупец»?
Конечно же из-за того, что он «не сметь свое суждение иметь». И снова обман! С чего вы взяли, что у Молчалина нет своего мнения? В пьесе полно моментов, где прекрасно видно, что у него есть четкая жизненная позиция и «мнений» у него тоже с избытком. Просто его мнение никого по факту не интересует!
Попробуйте переложить эту ситуацию на сегодняшние реалии. Вот честно, вас интересуют «мнения» Равшанов и Джумшутов, которые плитку кладут?
Всем же понятно, что Молчалин «никто и звать его никак», он мещанин, без денег, без связей, который вынужден выживать в большом чужом городе. Не жить, а выживать! А иметь свое мнение — это значит вступать в конфликт с окружающими (что, например,Чацкий и делает с маниакальным удовольствием).
А вы понимаете, что конфликт Молчалина, в начале карьеры, с окружающими его «благородными людьми» — это не просто прямой путь к нищете — его бы банально выпороли! По закону выпороли! Потому как он простолюдин, а вокруг него одни дворяне!
Вспомните, чем кончается пьеса? Софья выкидывает Молчалина из дома, как собаку, хотя формально он уже «коллежский асессор», человек в чинах. Вот показатель реального статуса Молчалина в этом обществе и «интерес» к его мнению.
Кстати, чтобы свести концы с концами в сюжете пьесы, Грибоедов идет на прямой «служебный подлог». Он за уши притягивает интрижку Молчалина с Лизанькой, что бы обозначить подлость «мелкого человека». Ничего вас в этом не смущает? Вот представьте, Молчалин долгие годы шифруется, как Штирлиц, подчищает за собой все хвосты и тут ни с того, ни с сего начинает играть в русскую рулетку с Лизанькой и Софьей.
Это совершенно анекдотичная ситуация вроде той, где Штирлиц одел буденновку, взял бутылку водки и пошел поздравлять Мюллера с днем Советской армии. Так подставиться может только клинический идиот, а Молчалин на него явно не похож. Это банальный сюжетный рояль в кустах от Грибоедова. Хотя, если он писал Чацкого с себя, то ничего удивительного.
В итоге, когда ваши дети и внуки будут писать сочинение на тему «Чацкий — герой нашего времени», раскройте им эти детали пьесы. Ведь дьявол, как известно, кроется в деталях.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Сочинение на тему Молчалин
Комедия «Горе от ума», написанная Александром Сергеевичем Грибоедовым в период с 1822 по 1824 года, повествует о светском обществе и жизни тех времен. Одним из центральных героев произведения является Алексей Степанович Молчалин, человек из простого народа, стремящийся к карьерному росту.
Молчалин представляется приличным молодым человеком, который отличается своей добротой и скромностью. Но на самом деле, все эти качества — всего лишь маска, которую герой использует для достижения своих целей. Его мечтой является карьера, высокий чин и богатство. Уважение среди высшего общества – предел его счастья. Существует множество различных способов для достижения данных целей. Но Молчалин выбирает самый быстрый и негативный. Он совершает шаги на пути к мечте с помощью лести, лицемерия и двуличности. Он делает это настолько тонко и незаметно, что многие могут позавидовать.
Герой работал секретарем у Фамусова, человека богатого и уважаемого. Всю работу он выполнял добросовестно, разговаривал ласково и осторожно, отчего и нравился Фамусову. С дочерью своего хозяина, с Софьей, он обращался еще лучше и даже посмел играть влюбленного молодого человека. Естественно, никаких высоких чувств по отношению к девушке он не испытывает. Наоборот, он ее презирает и налаживает отношения исключительно ради собственной выгоды. Однажды провинившись перед девушкой, он бросается к ней в ноги. Причиной этому было далеко не раскаяние, а боязнь потерять доверие своего господина Фамусова. Еще одной персоной, которой посчастливилось слушать от Молчалина ложь, была Хлестова. Он любезно играл с ней в карты и делал комплименты ее собачке. На самом деле, людям очень приятно подобное поведение в свой адрес. Лицемерие и услужливость Молчалин проявлял по отношению ко всем живущим в доме: от слуг до начальства. В этом заключался план героя, которого он строго придерживался.
Таким образом, Молчалин в комедии Грибоедова является отрицательным персонажем. Читатель не может увидеть никаких положительных черт героя, а видит исключительно лицемерие и желание достичь сомнительной цели грязными путями. С помощью данного персонажа автор раскрывает серьезную проблему, существующую и в наши дни. Люди, которые стремятся ни к чему-либо высокому, а к славе и деньгам, готовы идти по головам и надевать маску искренности. Обычно, достигнув своих целей, такие люди живут несчастно и одиноко.
Образ героя в произведении
Алексей небогат и является дворянином из Твери, проживает в доме хозяина и в тайне имеет любовные отношения с его дочерью. Молчалин не может дотянуться до статуса зятя, ведь не имеет чинов и звезд, он нравится обществу, поскольку профессионально услужлив. Образу молодого дворянина он отвечает полностью, поскольку старается угодить всем, кто хоть как-то может повлиять на его карьеру. Сам он считает, что небольшие чины не дают возможности иметь собственное суждение.
Роль в обществе
На публике истинное лицо Молчалина скрыто, зато, общаясь с Лизой, он показывает себя, ведь яркий контраст скромника и тихони с повесой просто невозможно не заметить. Этот человек представляет опасность, поскольку двуличен. В нем нет любви и даже уважения к Софье, он боится открыть отношения, при этом строит настоящий спектакль. Он считает, что злые языки страшнее пистолета, а Софья наоборот не волнуется о мнении других. Молчалин живет так, как ему советовал отец — всем угождает.
Алексей гордится успешностью, наличием важных связей, и даже дает совет вести себя аналогично Чацкому, поскольку считает, что его поведение верное. Хотя взгляды героя и консервативной дворянской знати одинаковы, он несет вред для общества. Обманув дочку Фамусова и являясь ее любовником скорее как по должности, чем из чувств, он портит девушке жизнь. Молчалин имеет точное соответствие идеалам из ушедшего века, он легко адаптируется под ситуацию и дорожит только богатствами и званиями.
Что показывает собой Молчалин?
Основа характера персонажа — двуличие и хитрость, такие могут блаженствовать, и дойти до степеней известных, поскольку людям нравится такое безмолвие. Актуальность затронутой особенности героя остается, его образ сохранился до наших дней, повышения, обогащение для многих гораздо важнее таких вечных понятий, как достоинство, честность или любовь к родине. Молчалин четко делит людей по статусу и относится к ним соответственно.
В комедии Молчалин не слишком важен для развития сюжетной лини, он олицетворят общий дух людей того времени, показывая их унижение перед стоящими выше чинами. Также образ позволяет ярче показать Чацкого, ведь он противоположен по характеру, и выделяется сильной душой, гордостью и уверенностью.
А.С. Грибоедов закончил свою легендарную комедию в 1824 году. Но, несмотря на все усилия, опубликовать ее не удалось. Не пропустила цензура, так как характер пьесы обличительный. Она распространилась в списках, имела большой успех среди молодой интеллигенции. Только в 1833 году пьеса была напечатана в сокращении.
Автор подарил читателю плеяду ярких образов московского дворянства 19 века. Большинство из них актуально по сей день. Особенно живуча личность, которая «блаженствует на свете». Этот персонаж олицетворяет чинопочитание, карьеризм, лицемерие.
Общая характеристика героя
Молчалин – молодой человек неизвестного происхождения. Родом он из Твери, родители обнищали. Благодаря его деловитости и хитрости, попадает в столицу. Фамусов дает ему чин коллежского асессора, пристраивает своим секретарем. Эта должность в то время давала потомственное дворянство, независимо от материального благосостояния. Но сам работодатель называет его «безродным», хоть и поселяет в своем доме.
Алексей Степанович, как большинство героев классической литературы, носит говорящую фамилию. Он действительно безмолвен. Качество противоречивое. Влюбленная Софья считает добродетелью. Мол гневается батюшка, а Алексей не спорит, не возражает, вспыльчивый барин успокаивается. Чацкий же считает это глупостью, отсутствием воли, самоуважения. Для Молчалина же это просто хитрый маневр, приспособленчество. Ему не претит.
Герой молод, ровесник Чацкого. Но схожи они лишь по возрасту.
Чацкий и Молчалин
Эти два социальных типа являются антагонистами. Такие, как Молчалин готовы на все, чтобы добиться высоких чинов, положения в обществе. Не гнушаются ничем. Ложь, лицемерие, заискивание, низкопоклонничество, унижение, притворство – все идет в ход.
«Умеренность и аккуратность» – единственные таланты Алексея Степановича. Но он явно скромничает, забыв о том, что адаптивность, хитрость, деловая хватка – тоже своего рода таланты.
Молчалин не признает своего права на собственное мнение. Пока он в маленьком чине, необходимо зависеть от других. Поэтому он активно мимикрирует, подстраивается.
Чацкий – человек иной. Он открыто выражает свое мнение в любом окружении. В пустой службе не видит смысла. Он готов служить делу, но не лицам. Прислуживаться ему тошно. Фамусов называет его гордецом, глупцом. Успешному чиновнику дико слышать такие речи.
Молчалин же ради выгоды готов притворяться во всем. Даже в любви.
Отношение к Софье
Притворившись влюбленным, Алексей становится другом сердца дочери хозяина. Она, в свою очередь, наделила его чертами героев французских любовных романов. Создала для себя идеальный образ.
Алексей Степаныч по ночам посещает комнату барышни. Но ведет себя нерешительно, скромно, не позволяет вольностей. Как выяснилось позже, не потому, что трепетно влюблен и хорошо воспитан, а из равнодушия. Зато к Лизе проявляет пылкость, неучтивость. Робость с барышней и пошлое поведение с горничной. Этот контраст говорит о многом.
Ухаживает за Софьей он лишь для того, чтобы выслужиться: «в угоду дочери такого человека». Он сам не очень понимает зачем. Любви нет, на свадьбу не рассчитывает. Молчалин трус, безумно боится гнева Фамусова, того, что он узнает о романе.
Молчалин и гости
Бал в доме Фамусовых – ключевая сцена произведения. Семья официально в трауре после кончины дяди. Поэтому созываются только «свои». Балы давать необходимо для поддержания связей.
Со всеми представителями «века минувшего» Молчалин одинаково любезен. К каждому находит подход. Софья в этом умении приспосабливаться видела доброту. Мол Алексей Степанович у всех в доме нашел дружбу. Замечает это и Чацкий: «тут моську во время погладит, там впору карточку вотрет». И, действительно, доходит до абсурда. Молчалин гладит, нахваливает шпица барыни Хлестовой. А потом весь вечер играет со стариками в карты, подстраиваясь, подыгрывая. Зная их крутой нрав.
Юноша все делает вовремя. Он будто предчувствует социальную грозу. Как только назревает скандал в доме, он исчезает в своей комнате за минуту до появления хозяина.
🗹