Подготовка к сочинению-рассуждению (урок развития речи).методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку 5-9 класс
  4. Памятки
  5. План текста-рассуждения

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:

1. ТЕЗИС.

Формулируем тезис (утверждение, которое необходимо доказать).

ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения

  • собственное высказывание (Я считаю, что… Я часто задумываюсь над вопросом и т.п.);

СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО:

  • с помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни);
  • с помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи);
  • виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста (Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо).

2. АРГУМЕНТЫ —

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:

  • приводим аргументы, факты, доказывающие данный тезис;
  • так как аргументов несколько, то используем специальные вводные слова для оформления рассуждения: во-первых, во-вторых и т.д. Но если вы сомневаетесь, поддерживаете в какой-то степени ту и другую точку зрения, уместнее использовать другие вводные слова: с одной стороны, с другой стороны.

ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ:

  • глаголов 1-го лица мн.числа (докажем, найдем, подтвердим, приведем, определим);
  • союзов и союзных слов (так как, так что, потому, поэтому, в результате чего, если, чтобы, для того чтобы);

ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ:

это подтверждается тем…; это объясняется тем…; это обусловлено тем…; причина состоит в следующем…; отсюда вытекает…; из этого следует, что…; из этого вытекает, что…; это позволяет предположить, что…

3. ВЫВОД —

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ.

СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С ПОМОЩЬЮ:

  • вводных слов (таким образом, итак);
  • синтаксических конструкций (в заключение сделаем вывод, подытожим всё вышесказанное, в итоге мы пришли к выводу).

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Почему лучше обратиться именно на сайт гдз.ру?

Нередко ученики, которые не могут написать сами, бездумно списывают то, что находят в интернете в открытом доступе с первых попавшихся ссылок. Разумеется, каждый педагог уже не раз видел такие тексты, поэтому тут же все поймет, разозлится и разочаруется. В результате в дневнике и учительском журнале будет стоять тройка или даже двойка. Конечно, от такого огорчится и сам обучающийся и его родители, а учитель-предметник больше не будет доверять и, возможно, даже начнет придираться к школьнику. Поэтому лучше обращайтесь к проверенному и качественному сервису, так как здесь вы найдете отличное сочинение, за которое получите оценку не ниже пятерки. К тому же, каждый текст уникален, поэтому, если вы решите заказать его здесь, будьте уверены в успехе!

Все представленные на портале сочинения были созданы командой высококлассных и квалифицированных методистов, опытными учителями высшей категории. Полученный за долгие годы преподавания в школах опыт помог им создать самые лучшие и качественные работы. Вы можете даже не сомневаться в том, что в них не будет ни единой орфографической, речевой или пунктуационной ошибки. Также наши сочинения полностью соответствуют всем стандартам школьных требований и рабочей программе. На гдз.ру вы найдете сочинение абсолютно на любую тему и любой разновидности: сочинение-описание, сочинение-рассуждение, сочинение-повествование, мини-сочинение. Перечень ключевых достоинств:

  • онлайн-режим;
  • соответствие всем требованиям ФГОС;
  • высокий уровень грамотности;
  • творческий подход;
  • гарантированная уникальность.

Самое главное преимущества состоит в том, что учащийся любой ступени обучения сможет найти здесь подходящий для него текст, ведь на сервисе представлены работы по различным классам и предметам.

Понятие сочинения

Чтобы разобраться с правилами, необходимо сначала познакомиться с самим определением. Рассмотрим, какое значение лежит в этом понятии, и какие виды существуют.

Основные аспекты написания

В заданиях часто просят написать сочинение-рассуждение на тему любви, дружбы, верности и других общечеловеческих ценностях. В них затрагивают важные проблемы человечества и находят различные взгляды на многие ситуации. Но многие лингвисты по-разному давали определение этому термину. В толковом словаре Ожегова можно встретить следующее толкование:

«1. Вид письменной школьной работы, в которой изложены мысли учащегося на конкретную тему; 2. Художественное или научное произведение».

А. Ушаков дает несколько другое определение сочинению:

«1. Школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему; 2. Литературное произведение или философское сочинение».

Можно сделать вывод, что данное понятие многозначное, и его можно интерпретировать с разных сторон. Но если обобщить всю теорию, то можно вывести один общий термин. Сочинение – это изложение собственных мыслей на заданную тему или ответ на поставленный вопрос с приведением дополнительных аргументов из различных источников.

Чаще всего сочинение встречается в школьной программе. В более старшем возрасте оно преобразуется в такое задание, как эссе, которое тоже подразумевает олицетворение мыслей человека на бумаге.

Виды сочинения-рассуждения. Основные функции

В русском языке различают несколько типов сочинений-рассуждений. Каждое из них имеет особое и несет определенное значение. Смысл сочинения-рассуждения лежит в полном раскрытии темы, исчерпывающем ответе на вопрос. Самое главное – оно должно быть целостным и составленным по всем правилам русского языка. Не допускается наличие грамматических, речевых и пунктуационных ошибок.

Различают следующие виды сочинений рассуждений:

  • доказательство: целью является доказать истинность или ложность тезиса;
  • объяснение: подробно объясняет содержание заданного тезиса;
  • размышление: выявляет причинно-следственные связи между аргументами и размышлениями.

Каждый тип по-своему уникален. Конкретно разберем их в следующих разделах урока и посмотрим реализацию на конкретных примерах.

Также сочинение играет очень важную роль в речи. Этот способ изложения мыслей обогащает русский язык и прокладывает дорогу для создания новых выдающихся произведений искусства.

Функции сочинения-рассуждения:

  • 1) способствует правильному построению и изложению мыслей человека;
  • 2) формирует его представление об окружающем мире через анализ всеобщих ценностей и идеалов;
  • 3) учит сопоставлять факты и проводить аналогию между предоставляемыми источниками информации;
  • 4) вносит разнообразие в русский язык и способствует распространению литературной культуры;
  • 5) формирует мысли, взгляды и точку зрения человека на вечные вопросы бытия.

Это и многое другое характеризует сочинение-рассуждение как важную часть русского языка. Без него изложение мысли было бы другим и потеряло бы всякий смысл.

Из очерка «О милосердии»

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал. Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу. С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит. Решил повернуть назад, домой. Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи. Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог. Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли и производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, • меня это не касается» стало чувством привычным? С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное — желание отойти, уклониться, не ввязываться — и ее? мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось. Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако» призадуматься. Персонально виноватых нет.

Такой онлайн-консультант будет полезен всем

Ни для кого не секрет, что такие работы начинают писать в младшей школе – в этот период ребенок только учится излагать свои мысли на бумаге. Вот примеры некоторых тем, которые также представлены на этом ресурсе: «Чудесная жизнь леса зимой», «Ранняя весна», «Моя любимая игрушка», «Зимние каникулы», «Как я провел лето». Также популярностью пользуются сочинения по картине («Февральская лазурь», «Первый снег», «Фрукты», «Кружевница», «Снегурочка» и другие), так как они дают педагогу понять, умеет ли учащийся осознавать и ценить произведения искусства. Конечно, в таком возрасте малыш еще не может сам хорошо и безошибочно справиться с таким испытанием, а у мам и пап зачастую нет свободного времени, чтобы помочь. К тому же, вряд ли взрослые смогут изложить свои мысли так, как это сделал бы ребенок. Не стоит думать, что если вы обратитесь к нашей помощи, то в голове ребенка ничего не останется. На самом деле, это будет полезным опытом для него – он прочитает готовый текст, а в будущем ему это пригодится как образец для самостоятельного написания.

Разумеется, на портале есть сочинения для среднего звена и старших классов. Самые распространенные в 5-8 классах посвящены различным рассказам, стихотворениям, поэмам таких авторов, как Александр Пушкин, Василий Жуковский, Николай Гоголь, Александр Грибоедов, Денис Фонвизин и других известных отечественных классиков. Их произведения проходят на указанном этапе образования и пишут по ним сочинения («Евгений Онегин», «Ревизор», «Тарас Бульба», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Светлана», «Недоросль», «Горе от ума» и т. д.).

Для выпускников на ресурсе представлены сочинения к ОГЭ и ЕГЭ. Помимо самих текстов, здесь есть подробный план с четким алгоритмом о том, как правильно написать такую работу и получить в итоге высокие баллы при проверке комиссией. То есть, подобраны разные виды аргументов (из литературы, из собственной жизни), детально разобрано их формулирование и объяснение. Таким образом, учащийся любого класса сможет найти на gdz.ru квалифицированную и высококачественную помощь.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: