Денис Фонвизин
Прежде чем говорить о самой комедии, необходимо хотя бы вкратце сказать о ее авторе. Денис Фонвизин прожил не слишком долгую (всего сорок семь лет), но яркую жизнь. Большинство знает его лишь как человека, написавшего «Недоросля», между тем его перу принадлежат пьеса «Бригадир», множество переводов и адаптаций, трактаты и очерки.
Несмотря на то что пьес он написал всего две (и то после «Бригадира» более десяти лет не обращался к драматургии), именно Фонвизин является «прародителем» так называемой русской бытовой комедии.
«Недоросль» Фонвизина: история создания
Несмотря на то что «Недоросль» был завершен писателем и политиком в начале восьмидесятых годов, есть основания полагать, что задумал свою сатирическую «комедию нравов» Фонвизин еще в шестидесятых: именно к этому времени относится пьеса, впервые увидевшая свет лишь в минувшем столетии – при жизни автора она так и не была опубликована. Ее персонажей можно назвать ранними прообразами героев «Недоросля»: в каждом из них достаточно легко улавливаются знакомые черты.
Трудясь над комедией, Денис Иванович использовал огромное многообразие источников – и статьи, и произведения различных авторов (как современных, так и прошлых столетий), и даже тексты, принадлежащие перу самой Екатерины Великой. Закончив работу над «Недорослем», Фонвизин, разумеется, решил поставить пьесу, хоть и понимал, что сделать это будет трудно – обилие новых идей и смелых высказываний перекрывало произведению дорогу к широкой аудитории. Тем не менее он сам взялся за подготовку спектакля и, хоть и медленно, хоть и со всевозможными задержками, «Недоросль» увидел свет в театре на Царицыном лугу и получил феноменальный успех у зрителей. Произошло это в 1782 году, а годом позже пьеса впервые была опубликована.
Кто такой недоросль
У многих вызывает искреннее недоумение название произведения. В самом деле, почему – недоросль? Что это вообще за слово? Все просто. В восемнадцатом веке (а именно тогда жил и работал Денис Фонвизин) «недорослем» называли молодого человека дворянского (то есть знатного) происхождения, который не получил образования. Человек ленивый, бестолковый, ни к чему не способный – вот кто такой недоросль. Подобные юноши не могли устроиться на службу, не выдавалось им и разрешение на брак.
Денис Иванович же назвал свое произведение «Недоросль» потому, что именно таков Митрофанушка, один из главных героев. Он вложил в это слово чуть больше сатиры, чем оно имело в реальности. Недоросль, с легкой руки Фонвизина, – не только необразованный, но еще и эгоистичный, и грубый юноша. Характеристика образа Митрофанушки более подробно будет представлена далее.
Характеристика Митрофана в комедии Недоросль
Автором комедии «Недоросль» является Фонвизин, Денис Иванович. Комедия высмеивает невежественность и жестокость дворянства того времени.
Ключевой фигурой комедии выступает сын четы Простаковых – Митрофан. Он и является «недорослем» – молодым юношей, не получившим образования. В то время указом Петра I вводилось обязательное обучение дворянских детей. Для большей мотивации выполнения указа, без получения письменного удостоверения о выучке, молодым людям запрещалось вступать в брак. Хочешь жениться – грызи гранит науки. С таким препятствием столкнулся и наш главный герой.
Митрофанушка стал жертвой чрезмерной любви и невежества своей матушки, госпожи Простаковой. Растя в атмосфере вседозволенности, он стал эгоистичным и жестоким. Неуважение к окружающим, нежелание учиться, лживость, глупость – вот основные его качества. Он хитрый, вовсю манипулирует своей матерью, льстит ей ради собственной выгоды, давит на жалость.
Может быть, у Митрофана и получилось бы научиться хоть чему-нибудь, но он слушает свою мать и немца Вральмана, что наука для него бесполезна и опасна, а учиться нужно только для вида. Остальных своих учителей Цыфиркина и Кутейкина он презирает.
Ужасным образом Митрофанушка поступает со своей кормилице Еремеевной. Обзывает ее «старой хрычовкой», грозится нажаловаться матушке, чтобы та ее наказала.
Митрофан труслив. Когда происходит стычка со Скотининым, он прячется за спину Еремеевны, а потом жалуется Простаковой, что дядя его грозился убить, и что лучше он сам пойдет в реке утопится.
В конце пьесы, когда Правдин отбирает у Простаковых имение, видно настоящее отношение Митрофана к матери. После того, как мать лишили власти, ему больше нечего там делать и он соглашается идти служить.
Краткое содержание произведения
Сюжет «Недоросля» закручивается вокруг скромной девушки Софьи, оставшейся без родителей и потому взятой на воспитание семьей Простаковых, людьми жадными и недалекими. Софья – богатая наследница, невеста на выданье, и заполучить супругу с таким приданым хотят и Простаковы, пытаясь выдать ее за своего шестнадцатилетнего сына Митрофанушку – недоросля, и брат Простаковой Скотинин, одержимый идеей о большом количестве скота в Софьином хозяйстве. У Софьи же есть любимый человек – Милон, за которого ее хочет отдать и ее единственный родственник – дядюшка Стародум. Он приезжает к Простаковым и очень удивляется, видя, как хозяева заискивают перед ним и его племянницей. Митрофанушку стараются выставить в лучшем свете, однако необразованный и ленивый увалень портит все попытки матери.
Узнав, что Стародум и Милон увозят Софью, ночью по приказу Простаковых ее пытаются выкрасть, однако Милон предотвращает похищение. Заканчивается же все тем, что Простаковы теряют не только выгодную невесту, но и свои имения – всему виной их жадность, злость и корыстолюбие.
Главные персонажи
Основными героями «Недоросля» являются уже упомянутые Митрофанушка, его родители (при этом следует отметить, что всем в этой семье заправляет мать, не считающая прислугу за людей, усиленно следующая моде того времени; отец же семейства находится полностью под каблуком у своей властной жены, которая даже поднимает на него руку), Софья, ее дядюшка Стародум, жених Милон, государственный чиновник Правдин, чьей целью является разоблачение злодеяний Простаковых (в этом он в итоге преуспевает). Нужно обратить особое внимание на то, что Фонвизин использовал для своих персонажей «говорящие» имена – ими наделены как положительные (Стародум, Правдин, Софья), так и отрицательные (Скотинин, Простаковы) персонажи. В характеристике Митрофанушки его имя также имеет огромное значение – с греческого «Митрофан» означает «маменькин сынок», что действительно полностью отражает характер героя. Лишь в самом конце пьесы Митрофанушка ругается с матерью и велит ей отстать от него.
Фонвизин сталкивает лбами в своем произведении совершенно разные социальные слои – здесь представлены и чиновники, и дворяне, и слуги… Он открыто высмеивает дворян с их воспитанием, осуждает таких, как Простаковы. С первых же слов пьесы легко понять, где положительные, а где отрицательные герои и каково отношение автора к каждому из них. Во многом именно благодаря прекрасно прописанным образам отрицательных персонажей (особенно характеристике Митрофанушки) «комедия нравов» и принесла своему создателю такой успех. Имя Митрофанушки вообще стало нарицательным. Пьесу, кроме того, разобрали на крылатые выражения с цитатами.
Характеристике Митрофанушки стоит уделить особое внимание. Однако прежде необходимо сказать еще о трех персонажах пьесы. Это учителя Митрофанушки – Цыфиркин, Кутейкин и Вральман. Их нельзя напрямую отнести ни к положительным, ни к отрицательным персонажам, они принадлежат к такому типу людей, в которых равным образом сочетается и хорошее, и дурное. Однако фамилии у них также «говорящие»: а говорят они о главном свойстве человека – например, у Вральмана это вранье, а у Цыфиркина – любовь к математике.
Характеристика Простакова-младшего
Митрофан Терентьевич Простаков — юноша пятнадцати лет, недоросль. Он дворянин, его отец — помещик Простаков. Представляет собой типичного маменькиного сынка. Родители видят в своём сыне разумного молодого человека, но на деле это, конечно же, расходится с действительностью.
Отношения с родителями
Митрофанушка балованный и изнеженный, мать с отцом воспринимают его, подростка, как дитя и ребёнка. Он обожает вкусно и сытно поесть. Молодой человек растёт бездушным и жестоким, так, например, выражает сочувствие не отцу, которого поколачивают, а матери, что устаёт, когда бьёт батюшку. Недоросль-дворянин изо дня в день позволяет себе плохо относиться к кормилице, которая его растила с малых лет.
Юноша также возмущён и ругается в адрес собственных учителей: «Дай доску, гарнизона крыса! Задавай, что писать…» (цитата). Простаков-младший — это глуповатый человек, с которым разумные люди, пожалуй, дел никогда иметь не будут.
Чтобы добиться своих целей, Митрофан прибегает к угрозам по отношению к родной матери: «пеняй на себя», «здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали» и так далее. Юноша всегда был ленив, жил на иждивении родителей, ничем отродясь не занимался.
Простакова вызывает лишь отрицательные эмоции, ведь вырастила такого кошмарного человека, который вдвое её страшен. Недоросль вдобавок смешон и нескладен. Все эпизоды с ним комические и глуповатые. Как возможно набивать до отказа брюхо перед сном, а наутро жаловаться о чувстве голода. Забавно юноше в 15 лет ежедневно подзывать няньку.
Митрофан — это сатирический образ в комедии, но сущность молодого человека пугающая: злобив, бездушен, глуповат, хамоват. Если допустить, что подобные «митрофанушки» воспитаны, например, в половине семей, обществу в этом бессердечии грозит серьёзная опасность.
Внешний вид героя
Весь идейный и художественный образ Митрофана из комедии «Недоросль» отталкивающий и негативный: паренёк с мелкой душой, у него подлое сердце, нравится ябедничать и жаловаться — «опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску». Митрофанушку безгранично любит мать, но он в ответ грубит: «отвяжись, зачем навязалась».
Автор знакомит читателя с недорослем в то время, когда тот вертится и красуется в новеньком кафтане. Матушка юноши расположилась поблизости и ругает работу портного. Молодой человек уже достаточно взросл, он высокого роста, плотного телосложения. Физиономия не особо умная, как и его дела. В целом внешность можно охарактеризовать неуклюжей и отталкивающей.
День за днём основный восторг у дворянина-недоросля вызывает подсмеивание над окружающими, одурачение, баловство. Парня абсолютно точно отлично кормят, он в еде себя не ограничивает, по этой причине у юноши регулярно с силой болит живот.
Тело вымахало, а вот сердцем и характером Митрофана не занимались. Молодой человек убеждён, что ум ему в жизни не пригодится (около трёх лет изучает с учителем азбуку), полагает, будто все трудности на его жизненном пути разрешит и определит своими стараниями его матушка. Ей, надо отметить, практически удалось пристроить родного сынка за обеспеченную наследницу Софию, которая вдобавок очень хороша собой и добра душой.
«Недоросль»: характеристика Митрофанушки
Персонажу, в чью «честь» названо произведение, почти шестнадцать лет. В то время как многие в его возрасте являются вполне самостоятельными взрослыми людьми, Митрофанушка не может и шагу ступить без матушкиной подсказки, не держась за ее юбку. Он из тех, кого называют «маменькин сынок» (и как уже упоминалось выше, прямое указание на это содержится даже в значении его имени). Несмотря на то что у Митрофанушки есть отец, мужского воспитания в полноценном понимании этого слова мальчик не получает – его батюшка и сам не славится подобными свойствами.
Для родителей Митрофанушка все еще маленький ребенок – даже в его присутствии они говорят о нем именно таким образом, называя его дитем, ребенком – и Митрофанушка беззастенчиво этим пользуется на протяжении всей комедии. Отца мальчик ни в грош не ставит, лишний раз доказывая тем самым, что он совершенный «маменькин сынок». Очень показательна в этом плане сцена, где Митрофан жалеет мать, уставшую от битья отца – так она, бедная, натрудилась, его избивая. О том, чтобы посочувствовать отцу, речи и не идет.
Кратко характеристику Митрофанушки в «Недоросле» дать не совсем возможно – столько всего можно сказать об этом персонаже. Например, он очень любит плотно покушать, а потом – всласть понежиться без дела (впрочем, дел-то у него особо и нет, кроме учебы, в которой, надо отметить честно, он вовсе не прилежен). Как и мать, Митрофан довольно бессердечный человек. Он любит унижать других, ставя их ниже себя, лишний раз «указывая место» людям, работающим на него. Так, постоянно обижает он свою няню, с рождения приставленную к нему, которая всегда при этом находится на его стороне. Это еще один показательный момент в характеристике Митрофанушки из комедии «Недоросль».
Митрофанушка – ябеда и наглец, но между тем и подхалим: уже в таком возрасте он чувствует, кому нельзя грубить, перед кем стоит «показать свои лучшие качества». Беда-то только в том, что с подобным маменькиным воспитанием лучших качеств у Митрофанушки просто не может быть. Даже ей, той, которая так слепо любит его и все ему дозволяет, он угрожает, шантажирует ее в попытках добиться желаемого для себя. Такие качества не делают чести характеристике Митрофанушки, говоря о нем как о дурном человеке, готовом идти по головам ради только себя самого и своих требований, как о человеке, который любит только до тех пор, пока выполняют его волю.
Интересно, что Митрофану присуща самокритичность: он отдает себе отчет в том, что ленив и глуп. Однако совершенно не огорчается по этому поводу, заявляя, что «не охотник до умниц». Вряд ли подобное качество перешло к нему от матери, скорее он перенял его от отца – хоть что-то он должен был от него унаследовать. Такова краткая характеристика Митрофанушки, героя, чьим именем вот уже несколько веков называют людей, обладающих подобными чертами характера.
Положительные персонажи Недоросль характеристика
Речевая характеристика Стародума
Языку положительных персонажей тоже свойственны определенные признаки: «логическая закругленность и книжность фраз», «наличие галлицизмов». Так, речь Стародума соответствует высокому стилю, она логичная, величавая, образная, переполненная книжными фразами, метафорами. «Ты дочь моей сестры, дочь сердца моего», «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время», «Опыты жизни моей меня к тому приучили», «Такое неправосудие растерзало мое сердце».
В речи этого героя много афоризмов: «В большом свете водятся премелкие души», «Наличные деньги — не наличные достоинства», «Без знатных дел знатное состояние ничто», «Честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану».
Однако, как отмечали исследователи, все эти афоризмы — результат личного житейского опыта Стародума. В речи этого героя практически не встречаются народные пословицы и поговорки. В этом отношении несколько обедненной (по сравнению с речью отрицательных персонажей) является речь Милона и Софьи.
Речевая характеристика Софьи и Милоны
Речь Софьи также напоминает нам речь ее дядюшки. Она книжная, порой афористичная, метафорическая: «Нельзя не любить правил добродетели. Они — способы к счастью», «Руководствуйте сердцем моим», «Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных».
Речь Правдина включает в себя канцелярские обороты, раскрывающие его общественное положение: «Я определи членом в здешнем наместничестве», «Я уведомил обо всем нашего начальника», «…требовать от правительства, чтобы сделанная ей обида наказана была всею строгостью законов».
Кроме того, в речи этого персонажа присутствует множество галлицизмов: «радуюсь, сделав ваше знакомство», «не оставляю замечать», «делают несчастье». Наличие галлицизмов отметим и в речи Милона: «горю нетерпением», «имею счастье быть любим», «Я делал мою должность».
Речевая характеристика Кутейкина
Тщательно выписана Фонвизиным и речь второстепенных Персонажей. Так, речь семинариста Кутейкина патриархальна, выдержана в высоком стиле, с наличием церковнославянизмов: «Дому владыке мир и многая лета с чады и домочадцы», «…подавал в консисторию челобитье», «И злак на службу Человеком», «Пойдем-ка за трапезу».
Речевая характеристика Цыфиркина
Язык Цыфиркина включает в себя мещанско-солдатское просторечие, манера его высказываний — «балагурно-поговорочная»: «Дела не делай, от дела не бегай», «Дал мне бог ученичка, боярского сынка», «Ему шабаш из-за доски, а меня рады в толчки».
Исковерканная русская речь немца Вральмана как нельзя лучше раскрывает его внутренний облик — немца-кучера, примерившего на себя роль гувернера.
Речевая характеристика Еремеевны
Исследователи отмечали живой и выразительный язык Еремеевны: «Избави бог напраслины», «Издохну на месте, а дитя не выдам», «Я те бельма-то выцарапаю», «Ах, создатель, спаси и помилуй!», «Уж как больше служить не знаешь… живота не жалеешь…», «Нелегкая меня не приберет!»
В комедии Фонвизина персонажи впервые освободились от господствовавшего тогда в драматургии тяжеловесно-книжного языка, заговорили простой, непринужденной, естественной речью. Все это сделало комедию «Недоросль» подлинно национальной русской комедией.
Речевые характеристики героев в комедии Недоросль Д.И.Фонвизин изучены досконально и переданы автором всей глубиной души.
А был ли мальчик?
Известно, что сценки для своего произведения Фонвизин «подсматривал» в жизни. А что же с героями? Придуманы ли они полностью или списаны с реально существовавших лиц?
Характеристика героя Митрофанушки дает основание полагать, что прототипом его был Алексей Оленин. Впоследствии он стал известен как государственный деятель и историк, а также художник. Но до восемнадцати лет его поведение являлось абсолютно сходным с характеристикой Митрофанушки: он не желал учиться, был груб, ленив, как говорится, впустую «прожигал жизнь». Считается, что «встать на путь истинный» Алексею Оленину помогла именно комедия Фонвизина: якобы, прочитав ее, он узнал себя в главном герое, впервые увидел свой портрет со стороны и был настолько потрясен, что обрел мотивацию для «перерождения».
Так это или нет, теперь достоверно узнать невозможно. А вот некоторые факты из биографии Оленина сохранились. Так, до десяти лет его воспитывали отец и специально нанятый гувернер, обучался он также на дому. Когда же он пошел в школу (причем не в какую-нибудь, а в Пажескую придворную), то вскоре был отправлен продолжать учебу за рубеж – выбрали с этой целью именно его, так как маленький Алеша демонстрировал прекрасные успехи в обучении. За границей он окончил два высших заведения – таким образом, говорить о том, что Оленин был лентяем и неучем, как Митрофанушка, не приходится. Вполне возможно, что некоторые качества, присущие Оленину, напоминали характеристику Митрофанушки, однако, скорее всего, утверждать, что Оленин – стопроцентный прототип фонвизинского героя, нельзя. Более вероятно все же, что Митрофан – некий собирательный образ.
Сочинение на тему образ митрофана в комедии недоросль
Имя Митрофан переводится как подобный матери, похожий на мать. Ему было шестнадцать лет, он должен уже был идти на службу в пятнадцать лет, но госпожа Простокова не хотела разлучаться с сыном. У него не было цели в жизни, он не думал а будущем и об учебе, и целыми днями Митрофанушка гонял голубей. Он был не трудолюбивым, а был очень ленив. Он никогда не перетруждал себя. Ведь из избалованного сыночка Митрофани превращается в жестокого человека, предателя. Он предает свою мать, когда узнает, что она уже не хозяйка в доме. Он показывает свое действительное отношение к ней. Мне кажется, худшего наказания, даже такой, как Простакова, и быть не может. Госпожа Простакова говорит, что без наук люди живут и жили. Няня Еремеевна, которая как могла воспитала Митрофанушку, терпела все оскорбления, но после всего этого Митрофан хотел, чтобы она его защищала от всех. А мать, которой он постоянно жаловался на няню и своих учителей, всегда ругалась и не платила ей, думая, что няня и так обязана ей за то, что ее кормят и она живет с ними. К своим учителям, из которых только учитель арифметики старался передавать свои знания Митрофану, он относился с пренебрежением. Отца Митрофан вообще не замечает, потому что тот ему ни в чем не помогает. Митрофанушка очень капризный и беспечный ребенок, он глуп и невежлив, не задумывается о своем будущем и о людях. Я считаю что, такие люди, как Митрофанушка, не знают, что такое счастье, так как они об этом даже не задумываются, поэтому они не могут быть счастливы. Сочинение Фонвизин Д. И. – Недоросль Пример сочинения: – Образ Митрофанушки. Одним из главных героев комедии «Недоросль» Фонвизина является Простаков Митрофан Терентьевич, дворянский сын Простаковых. Имя Митрофан означает «подобный», похожий на мать. Может таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сын – отражение самой Простаковой. Митрофанушке было шестнадцать лет, но его мать не хотела расставаться со своим ребенком и желала оставить при себе до двадцати шести лет, не отпуская на службу. Сама госпожа Простакова была тупа, нагла, невежлива, и по этому не прислушивалась ни к чьему мнению. «Пока Митрофан еще в недорослях, пока его и поженить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего потерпите». У самого Митрофанушке отсутствует цель в жизни, он только любил поесть, бездельничать и гонять голубей: «Побегу-ка теперь на голубятню, так авось – либо…» На что его мать отвечала: « Поди, порезвись, Митрофанушка». Митрофан не хотел учиться, его мать наняла ему учителей лишь потому, что так было положено в дворянских семьях, а не для того, чтобы сын ее учился уму – разуму. Как он говорил матери: « Слушаст, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться» А госпожа Простакова всегда вторила ему: « Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит, С его умом, да заметет далеко, да и боже избави! Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!» Самые дурные качества характера, самые отсталые взгляды на науку характеризуют таких молодых дворян, как Митрофан. Также он необычайно ленив. Сама Госпожа Простакова души в Митрофанушке не чаяла. Фонвизин понял неразумность ее слепой, животной любви к своему детищу, Митрофану,- любви, которая, сущности, губит ее сына. Митрофан объедался до коликов в животе, а мама все уговаривала съесть еще. Няня говорила: « Он уже и так, матушка, пять булочек съел». На что Простакова отвечала: « Так тебе жаль шестой, бестия». Эти слова показывают заботу о сыне. Она старалась обеспечить ему беззаботное будущие, решила женить его на богатой жене. Если кто – либо обижает ее сына, она сразу идет на защиту. Митрофанушка был одним ее утешением. Митрофан относился к своей матери пренебрежительно: « Да! Того и гляди, что от дядюшки таска: а там с его кулаков да за часослов» Что, что ты хочешь сделать? Опомнись, душенька!» «Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали». «Уморил! Уморил Бог с тобой!»: эти слова доказывают, что он совсем не любит и ему совсем не жаль свою родную мать, Митрофан ее не уважает и играет над ее чувствами. А когда потерявшая власть Простакова бросается к сыну со словами: Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! «. А в ответ слышит бессердечное: « Да отвяжись ты, матушка, как навязалась». « Ночь всю така дрянь в глаза лезла». « Какая же дрянь Митрофанушка?». « Да то ты, матушка, то батюшка». Простаков боялся жены и в ее присутствии о сыне говорил так: «По крайней мере, я люблю его, как подлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости сам истинно не верю, что он мой сын», и добавлял, глядя на жену: « При твоих глазах мои ничего не видят». Тарас Скотинин, смотря на все происходящее, повторял: « Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!» А Митрофан к своему дяде обращался: « что ты, дядюшка, белены объелся? Убирайся, дядюшка, проваливай». Своей матери Митрофан всегда грубил, огрызался на нее. Хотя Еремеевна не получала не копейки за воспитание недоросля, по старалась его обучить хорошему, защищала от дяди: «издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмо-то выцарапаю». Старалась сделать из него порядочного человека: « Да поучи хоть немножко». « Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять пожалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему». Из всех учителей хвалил Митрофанушку только немец Адам Адамыч Вральман, да и то из-за того, чтобы на него не сердилась и не ругала Простакова. Остальные учителя открыто ругали его. Например Цыфиркин: « Ваше благородие завсегда без дела маяться изволите». А Митрофан огрызался: «Ну! Давай доску, гарнизона крыса! Задавай же зады». « Все зады, ваше благородие. Вить с задами-то век позади остаемся». Мал и беден словарь Митрофана. « Пострел их побери и с Еремеевной»: так он отзывался о своих учителях и няне. Митрофан был невоспитан, грубый, избалованным ребенком, которого все вокруг слушались и подчинялись, также он имел свободу слова в доме. Митрофан был уверен в том, что окружающие люди должны ему помогать, давать советы. У Митрофана была завышенная самооценка. Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, но в нем есть частица такого Митрофанушки. Каждый человек иногда ленится, Есть и такие люди, которые стараются жить только за счет родителей, сами ничего не выполняя. Конечно, многие зависит от воспитания детей родителями. К людям, похожим на Митрофана, я отношусь и не хорошо, и не плохо. Просто я стараюсь избегать общения с такими людьми. И вообще думаю, что таким людям надо стараться помогать с их трудностями и проблемами. Надо вразумить его, заставить учиться. Если же такой человек сам не хочет исправляться, учится и заниматься, а наоборот, остаться глупым и избалованным, относится неуважительно к старшим, значит на всю жизнь он останется недорослем и неучем. Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Пример сочинения: Образ Митрофана в комедии Фонвизина «Недоросль». И в закладках появилось готовое сочинение.
Значение комедии «Недоросль» в литературе
«Недоросль» изучают на протяжении уже двух с лишним столетий – с самого выхода пьесы и по сей день. Ее значение переоценить трудно: она сатирически высмеивает социальный и даже государственный уклад общества. И делает это открыто, не боясь даже власти – а между тем Екатерина Великая именно из-за этого после публикации «Недоросля» запретила издавать что-либо, вышедшее из-под пера Фонвизина.
Его комедия подчеркивает острые вопросы того времени, но не менее актуальными они остаются и сейчас. Недостатки общества, существовавшие в восемнадцатом веке, никуда не делись и в двадцать первом. Пьесу с легкой руки Пушкина называли «народной комедией» – она имеет полное право именоваться так и в наши дни.
Интересные факты
- В первой версии пьесы Митрофанушку зовут Иванушкой.
- Начальный вариант комедии ближе к пьесе «Бригадир».
- Фонвизин работал над «Недорослем» около трех лет.
- Идеи для написания произведения Фонвизин черпал из жизни, однако рассказывал о создании только одной сцены – той, где Еремеевна защищает своего воспитанника от Скотинина.
- Когда Николай Васильевич Гоголь учился в гимназии, он играл в школьных постановках роль госпожи Простаковой.
- Фонвизин набрасывал продолжение «Недоросля» в письмах друг другу Софьи и Стародума: по задумке автора, после свадьбы Милон изменил Софье, на что она и жаловалась своему дяде.
- Впервые мысль о создании подобного произведения зародилась у Дениса Ивановича, когда он был во Франции.
С момента создания пьесы прошло уже более двух столетий, а она не теряет своей актуальности и по сей день. Все новые и новые исследования посвящаются изучению самой комедии и отдельных ее персонажей. А значит, Денису Фонвизину удалось подметить и осветить в своем произведении что-то такое, что во все времена будет приковывать внимание читателей и зрителей.
Как воспитывали и обучали Митрофана и что из этого вышло?
Сочинение по комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”
I Комедия Фонвизина-пьеса о недоросле .
II Как воспитывали Митрофана ?
1 Кто такой Митрофан ?
2 Кто и как воспитывает и обучает его ?
3 Что из этого вышло ?
III Вывод о сатирической направленности и вечности сей вопроса .
Комедия Фонвизина “Недоросль” стала матерью всех русских комедий, она заложила начало все педагогическим притчам, своеобразной “дразнилкой” для всех неучей и лентяев- “Не хочу учится, а хочу жениться” .
Митрофан-отпрыск дворянской фамилии, воспитанный во всепоглощающей, безмерной любви, вседозволенности . Митрофан-невежда, но точно не дурак : он знал, когда нужно польстить матери и когда лучше держать язык за зубами . Этот юноша привык получать всё, чего его душе будет угодно и по его единственному слову всё будет исполнено в наилучшей форме матушкой или прислугой . У Митрофана весьма интересный и разношерстный набор учителей : сама госпожа Простакова, сиделка Еремеевна, отставной сержант Цифиркин, дьячок Кутейкин, немецкий кучер Адам Адамыч Вральман .
Все эти люди абсолютно негативно повлияли на юную, не сформированную натуру Митрофана, но в первую очередь, по моему, неизгладимый след оставили Простакова и Вральман . Простакова считала не нужными большинство важнейших наук и чрезвычайно мешала Митрофану достичь хотя бы минимального образования .А масла в огонь подливал Адам Адамыч, говоря, что подобного рода тяжёлая нагрузка, по его мнению будет вредна Митрофану, и самое главное – “знать, как на свете жить “
Уроки юноши проходили ужаснейшим образом : вместо того, что бы понять элементарные вещи и запомнить простейшие факты, он ленится, придумывает возмутительную отсебятину или банально повторяет за учителем .
В этой сатире Денис Иванович желал высмеять дворянство, жившее в его время и служащее и защищающее родное Отечество только ради личной выгоды, материальных почестей и власти .
Тема пьесы является вечной, ввиду того что во все времена существуют алчные, корыстные, омерзительны люди, имеющие за своей жалкой душой лишь всепоглощающую жажду наживы, неудоволитворимого желания иметь все земные материальные блага, и без единого сомнения, абсолютную веру в свою индивидуальность, что и представляет из себя тип и воплощение, олицетворение и верх самой наглой, самой пошлой и гадкой ординарности, ординарности напыщенной, несомневающейся и олимпически успокоенной ; рутина из рутин ! Ни малейшей собственной идее не суждено воплотиться ни в уме, ни в сердце подобных никогда, подобные завистливы бесконечно ; твёрдо убеждены, в величайшей гениальности своей . Именно Гоголь, Фонвизин, Грибоедов и Достоевский больше всего желали излечить души людей, показав им насколько они грязны и как низко пали .
Полезный материал по теме:
- Как я понимаю образ Митрофана
- Характеристика Митрофана
- Краткая характеристика Митрофана
- Каким я увидел Митрофана
- Образ и характер Митрофана