Аркадий Александрович Пластов – русский художник. Родился в деревне Прислонихе, Ульяновской области. С детских лет очень любил рисовать. Он закончил Московское училище живописи по скульптурному отделению, а живописи обучался самостоятельно. Пластов любил деревню, детей и долго жил и работал в родной Прислонихе. О жизни деревенских детей художник написал много картин («По грибы», «Пастушок»). А.А.Пластов – художник, влюблённый в русскую природу, в русскую землю, в русских людей.
Давайте внимательно рассмотрим картину Пластова «Первый снег». На переднем плане, справа, две детские фигуры — девочки и мальчика. Это брат и сестра. Они с нетерпением ждали наступления зимы, и вот выпал долгожданный первый снег, одел землю белым покрывалом. Радость детей настолько велика, что они не смогли усидеть дома и, кое-как накинув на себя одежонку, выскочили на крыльцо.
Внимательно всмотритесь в выражение лиц девочки и мальчика и постарайтесь понять их эмоциональное состояние. Девочка подставила улыбающееся лицо навстречу падающим снежинкам, а мальчик внимательно, сосредоточенно наблюдает за ними. Художник глубоко раскрывает характеры деревенских детей, подчёркивает то общее, что их объединяет (близость к родной природе), и отличительное (их различное восприятие одного явления).
На втором плане наше внимание привлекает берёза с длинными тонкими ветвями, сквозь которые видны летящие в воздухе снежинки. Сорока на ветке и ворона на снегу дополняют, оживляют деревенский пейзаж. В глубине картины художник изображает лошадь, запряжённую в сани, возчика, еле заметный санный путь. Эти детали наполняют картину неторопливым движением. На заднем плане в серых сумерках видны деревенские избы.
От всей картины веет теплом и покоем, она пронизана чувством безграничной любви художника к родной земле, природе, человеку труда, создающему всё прекрасное на земле. Художник передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести. Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.
В картине «Первый снег» раскрывается трепетный, чистый мир детских чувств и мыслей. Создавая глубоко проникновенные полотна о детях, художник размышлял о судьбе целого поколения советских ребят. Ведь картина была написана в 1946 году, вскоре после окончания Великой Отечественной войны. И эта радость мира, радость спокойствия, эта вера в будущее наполняет картину особенно глубоким смыслом. Отсюда и само название картины — «Первый снег», которое, несомненно, имеет не только прямое, но и переносное значение — «Первый снег после войны».
Вопросы по картине Пластова «Первый снег»
- Что мы видим на переднем плане картины?
- Кого мы видим на крыльце? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, они радуются первому снегу. Это деревенские ребята.)
- Почему дети выбежали на крыльцо своего дома? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник)
- Как одета девочка? (Девочка без верхней одежды, только набросила платок. У девочки валенки не по размеру, видно, одевалась второпях. Дети, наверное, торопились. Им очень хотелось скорее увидеть первый снег.)
- Почему девочка закинула голову и смотрит вверх? (Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега)
- Как одет мальчик? (мальчик одет в пальто)
- На что они смотрят? (Улицу, белые крыши деревенских изб)
- Что выражают их лица? С каким чувством они наблюдают за падающими снежинками? (Восторг, удивление, счастье, радость, восхищение, волнение, интерес)
- В какое время суток выпал снег? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома)
- Какие приметы сельской жизни вы отметили? Как они помогают оживить картину, сделать её достоверной?
- Как изображены на картине деревенские избы на заднем плане?
- Только ли дети рады снегу?
- Кого мы ещё видим на картине? (Ворону, сороку на берёзе)
- Что это за птицы? Что можно сказать о вороне, какая она? (Удивлённая, важная, тревожная) Что можно сказать о сороке? (Выпал снег и сорока прилетела из леса поближе к жилью человека)
- Что ещё видим на картине? (Берёзу и мелкий кустарник)
- Что можно сказать о кустарнике? (Снег засыпал его нижние ветки, пригнул к земле)
- Что можно сказать о берёзе, какая она? (Берёза: сонная, старая, уставшая)
- Что изображено на втором плане картины? (Лошадь, запряженная в сани, ямщик, деревенская улица, белые крыши домов)
- Какое небо мы видим на картине? (Серое, мрачное, мутное, хмурое, покрыто тучами)
- Что можно сказать о земле? (Белая, укуталась одеялом, расстелила ковёр…)
- Опишите снег. (Белый, рыхлый, пушистый, серебристый, чистый, яркий, искристый)
- Опишите снежинки. (Похожи на звёздочки; лёгкие, как пух; медленно кружатся в воздухе; похожи на кружева…)
- Какие краски преобладают на картине? Как они помогают автору раскрыть чувства и радостное настроение детей? (Вся картина пронизана тёплым, мягким светом. Цвета в ней неярки, неброски. Белый, серо-сумрачные тона вызывают в душе зрителя эмоциональный отклик. Художник глубоко прочувствовал изображённое на полотне, и его светлое настроение передаётся зрителю).
- Почему художник назвал так свою картину?
- Какое впечатление произвела на вас картина, какие чувства в вас вызвала?
«Первый снег» Пластов описание картины
На своей картине Аркадий Пластов изобразил детское восхищение от первого снега и всю красоту первого снежного дня. Многие российские художники обращались и обращаются к образам зимы, так как это время года имеет свой особенный характер. С учётом того, что на заснеженных картинах художники изображали традиционные русские дома, природу, животных, людей в национальных костюмах, картины получались ещё более атмосферными.
На картине Аркадия Пластова «Первый снег» изображён первый день, когда повалил снег. Несмотря на то, что никто не хочет прихода холодов, дети, выскочившие на крыльцо деревенского дома, рады вновь увидеть это необычайное зрелище. Увидев с утра, что за окнами всё белым-бело, они решили посмотреть на это поближе, ощутить первый морозец, тающие снежинки на щеках. Девочка в лёгком домашнем платьице так спешила, что накинула лишь платок и обулась в сапоги. Тем временем, снег, который шёл всю ночь, уже завалил всю деревню. Снежные шапки лежат на крышах домов. Вся земля превратилась в белоснежное одеяло.
Зимнее настроение Пластов также подчеркнул присутствием двух птиц, которые остаются с приходом зимы и держатся как можно ближе к человеческим жилищам — ворона на земле и сорока не ветке берёзы.
На заднем плане, на дороге между домами, можно увидеть лошадь, которая везёт сани. Ей управляет стоящий крестьянин.
Первый снег на картинах художников — это яркое впечатление, обновление природы, значимое событие в жизни, в данном случае — радостное. Вспомните свои ощущения, когда с приходом осени вы вдруг неожиданно замечаете, что за окном летят снежинки и всё вокруг покрыто белоснежным покрывалом. Это всегда радость и счастье, улыбка от того, что мы можем видеть такое великолепие.
План сочинения
Прежде чем приступить к написанию сочинения, нужно составить его план.
1. Вступление (Начать можно так: «На картине А.А.Пластова я вижу…» или «Проснулись дети утром, выглянули в окно…» или «А.А.Пластов — известный художник двадцатого века…» )
2. Основная часть (что изображено на картине Пластова «Первый снег»)
- Передний план картины. Описание брата и сестры.
- Второй план картины. Описание берёзы, сороки, вороны, сани и лошадь и т.д.
- Задний план картины (избы, небо, земля, снег).
- Краски, использованные на картине.
3. Заключение («В своей картине художник показал…(цвета, настроение)». Моё впечатление от картины Пластова «Первый снег»)
Или план проще:
1. Вступление 2. Радость детей 3. Цвет и настроение картины 4. Мое отношение к картине
Конечно же, у вас может быть свой собственный план сочинения, но он все равно будет состоять из вступления, основной части и заключения.
История картины «Первый снег» Пластова
Картина была написана в 1946 г. Холст, масло. Размеры: 146 x 113 см. Находится в Тверской областной картинной галерее.
К тому времени, когда Аркадий Пластов написал данную картину, он уже успел стать известным. Его работы были оценены по достоинству. Больше того, он уже получил звание Заслуженный деятель искусств РСФСР и Сталинскую премию I степени.
Картина была написана в деревне Прислониха, Ульяновская обл., Россия. К сожалению, неизвестно, какой именно дом изобразил на своей картине Пластов. Отыскать его не удалось. Также неизвестно кого он изобразил в роли главных героев картины. По предположениям экспертов, мальчик и девочка имеют собирательный образ.
Вариант 2
Сюжет полотна Пластова А. А. был задуман в послевоенные годы. На переднем плане деревенские ребятишки. Выглянув с утра в окно, дети быстро оделись, чтобы отметить каждую частичку изменений погоды. Мальчик и его старшая сестра остановились на пороге своего дома.
Они любуются первым снегом. Для них это чудо, падающее с небес. Всё им ново. Они ещё маленькие и не помнят, что было в младенческие годы. И сквозь тяжёлые проблемы они не перестали видеть и любоваться природными чудесами.
Выглянув с утра в окно, дети быстро оделись, чтобы отметить каждую частичку изменений погоды. Девочка накинула тёплый платок. Младший братик оделся теплее. На нём пальто и валенки. Глаза детишек светятся счастьем. Вокруг всё побелело.
У парнишки на голове шапка. Маленькие ручки мальчугана не видны. Он их убрал в карман. Перед деревянным домом расположен небольшой палисадник.
На левой стороне присела чёрная ворона. Ей тоже нравиться прохаживаться по белому ковру. Фон картины показывает нам, что всё покрыто белоснежным, пушистым снегом. Это не просто снег, а «первый» послевоенный снежок. Одеяло, позволяющее отдохнуть истерзанной земле. Он даёт надежду к новой жизни. Первый признак, что скоро наступит Новый год!
На втором плане, я вижу продолжение деревни. Мужчину остановившегося возле саней, чтобы лучше разглядеть опускающиеся хлопья на уставшую землю, крыши домов. Снежок утепляет корни кустов и деревьев.
Тона подобраны серо – голубые, серые, бледно – коричневые мазки. Оттенки яркого цвета подчёркивают детей. Они восхищаются красотой и торжественностью события.
Художник показывает всю красоту начала зимы. Я восхищаюсь вместе с автором пейзажа. Тоже хочу походить по сугробам, слепить снежные скульптуры, покататься на санях. Вдохнуть свежий, чистый воздух.
В деревне дышится легко. Мало домов и люди ближе к природе. Художник родился в деревне, возможно, он вспоминает детские годы и делится с нами своими впечатлениями. Передаёт нам любовь к родной земле и природе.
Открытый урок по русскому языку в 4 классе : «Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег»»
Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова,
характеризующие действия снега.
Так же учащиеся подбирают характеристики ко всем остальным опорным словам. Учитель просит не повторять одни и те же слова, подбирать разные слова, но подходящие по смыслу, точные.
- Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.
— Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)
- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске. (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)
- Физкультминутка.
- О каком времени года мы говорим?
- Покажите, что вы замерзли, съежились, отогрелись и расслабились.
- Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.
- Изобразите, как дети лепят снеговика: комы друг на друга. Молодцы!
- Вы пришли веселые домой. С таким настроением мы будем продолжать работать на уроке
- Составление плана сочинения
.
Составляют план к тексту, работая в парах и самостоятельно. Записывают лучшие формулировки пунктов плана на доске и в тетрадях.
Примерный план:
- Первый день зимы.
- Радость детей.
- Цвет и настроение картины.
- Мое отношение к картине.
Пересказ по плану
(Для пересказа, учитель раздает карточки, в которых написаны опорные слова)
Материал к сочинению.
Снег
: белый, пуш
и
стый, падает хлоп
ь
ями, укутал всю землю белым к
о
вром, медле
нн
о круж
и
тся в воздух
е
.
Дево
чка: в бело-розовом плат
ь
ице, тапо
чк
и, без п
а
льто выб
е
жала на крыл
ь
цо, с уд
и
влением наблюдает, в
о
схищё
нн
о смотрит.
Мальчи
к: в пальто с м
е
ховым в
о
ротником, на г
о
л
о
ве – шапка – ушанка, вал
е
нки, мечтает покататься на санках.
Бе
рёза: старая, м
о
гучая, с белым ств
о
лом, покрылась снегом, как белой шубой.
Настроение детей: радость, во
стор
г
, восхищение, интерес.
Тона ка
ртины: светлые, тёплые, розоватые, лиловые, бле
д
но-голубые, серовато-розовый фон.
- Лексико-орфографическая подготовка.
- Объясните выделенные орфограммы.
- Когда мы пишем сочинения, мы стремимся не допускать повторов. Предлагаю подобрать синонимы к словам «снег» (хлопья, снежинки), «дети» (ребята, мальчик и девочка), «нарисовал» (изобразил, написал), «Художник» (он, Пластов, Аркадий Александрович).
- Самостоятельная работа.
(Написание учащимися сочинения в черновике).
Образец.
Раннее утро. В комнате необыкновенно светло. Дети проснулись и увидели, что за окном все белым-бело. Оказывается, ночью выпал первый снег. Он покрыл тонким слоем и дома, и заборы, и землю.
Радостные и счастливые брат и сестра выбежали на крыльцо. Мальчик надел валенки, шапку-ушанку, шубу и собрался погулять. Он давно с нетерпением ожидал прихода зимы. Сестра же выбежала в платье, успела накинуть на голову только платок. На ее лице радостная улыбка. Она подняла голову и долго любовалась пушистым и мохнатым снегом, устилающим землю. Береза, вчера еще голая и прозрачная, сейчас стояла пушистая и красивая. Ворона спокойно и важно шагает по снегу. Она ищет себе корм. Как волшебно изменилась природа от первого снега!
Главный цвет картины розовый. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, праздник первого снега.
Мне картина понравилась. Художник сумел передать радость детей, их настроение и впечатления. У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувства радости при виде первого снега.
- Рефлексия.
Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке.
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Удалось ли вам в своих работах передать чувства, которые испытывал художник во время написания картины?
- Предлагаю одному из учеников зачитать своё сочинение, а мы внимательно послушаем и проанализируем.
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Какое настроение у Вас было во время работы на уроке?
- Оцените свою работу на уроке:
Сегодня я узнал…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я приобрел…
- Я научился…
- Урок мне показался…
- Для меня было откровением то, что…
- Мне показалось важным…
- Материал урока был мне…
- Домашнее задание.
Переписать сочинение на чистовик.
Познакомиться с другими картинами А.А.Пластова.
Источники:
- Г.С.Щеглова. Уроки развития связной речи в начальной школе. Санкт-Петербург. Издательство «Специальная литература», 2005 г.
- Л.Л.Страхова. Сочинение для учащихся по картине для младших школьников. Санкт-Петербург. Издательский Дом «Литера», 2008 г.
- Н.Г.Кувашова. Сочинения для учащихся 1-4 классов. Волгоград. Издательство «Учитель», 2000 г.
- С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Москва, 2002.
Рекомендации по проведению сочинений по картине
Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.
- школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, ноне всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины (репродукции). Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.
Сочинения по картинам делятся на три основных вида: повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета; описание картины.
Сочинения (устные и письменные) по серии картин проводятся в I, II и реже в III-IV классах. Серия из 2-5 картин облегчает составление плана, сюжета. Поэтому в I классе обучать детей плану, композиции и сюжету сочинения удобнее всего именно по серии картин. Дети, направляемые вопросами по 1-3 предложения, озаглавливают рассказики.
Сочинения по одной картине значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, на метить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после того момента, который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.
Первые сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в III-IV классах (элементы описания картины возможны в I – II классах).
В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины (что на ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов; в-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть; наконец, идейный смысл, «настроение» картины.
Уже в I классе практикуется устное описание картины («Расскажи, что ты видишь на картине»). От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.
Памятка — подсказка
- Внимательно рассмотрите картину, прочитайте статью о её авторе.
- Постарайтесь уловить, понять настроение, которое передал художник.
- Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина?
- Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его.
- Составьте план.
- Соберите материал по картине.
- Подберите цитату из стихов А.С. Пушкина, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, А.А.
Фета.
- Помните, главное передать своё отношение к картине , найти свои слова: яркие,
эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник.
- Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, репродукция картины, произведение живописи.