Образ Февронии в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Данное произведение древнерусской литературы представляет собой авторский вольный пересказ сказаний, относящихся к русскому-народному творчеству.

Однако главная тема, обеспечившая популярность Повести – это любовь. Петр и Феврония изображаются практически идеальными героями (за исключением того момента, когда исцеленный Февронией Петр сначала отказывается выполнить свое обещание и жениться на Февронии).

Петр – смелый человек, не побоявшийся сразиться с нечистой силой, фигурирующей в образе змея. Он человек верный долгу, потому что отказывается от княжеского престола, не желая бросить свою жену.

Феврония показана также мудрой и верной женщиной. Ее загадки достаточно просты и явно родились в среде простого народа. Желание Февронии взять с собой в изгнание вещь по своему выбору и последующее требование Петра показывает, что мудрость княгини не носит корыстного характера, замуж она вышла не ради получения богатства и почестей.

Враги князя и княгини изображены очень схематично. Бояре и их жены, возненавидевшие Февронию за простое происхождение, — это олицетворение внешних препятствий и встречают на своем пути любые два любящих друг друга человека.

Петр и Феврония умирают одновременно по обоюдному желанию. После смерти их тела сверхестественным образом оказываются в одной могиле. Это должно символизировать, что настоящая любовь сильнее даже смерти.

Однако вполне возможно, что некий правитель и его жена действительно очень любили друг друга и воспоминание об этом, со временем, обросло чудесными историями и приняло сказочный характер, так как пересказывая их историю, люди добавляли все новые детали и подробности.

Сочинение по повести 2

Повесть о Петре и Февронии рассказывает о богоугодной жизни князя Петра и его мудрой супруги Февронии. Произведение создано в XVI в. писателем Ермолаем-Еразмом на основе Муромских рассказов. Повесть актуальна и на сегодняшний день, поскольку провозглашает истинные ценности христианства: любовь к своему ближнему, любовь к Богу и беспрекословное соблюдение заповедей.

Павел с самого начала повести предстает отважным князем. Однако, он был горд и решил обмануть Февронию после своего выздоровления. Он не сдержал слова и отказался жениться на мудрой и одаренной девушке, только из-за того из-за ее простого происхождения. Однако, нарушенное обещание снова навлекло на него болезнь. Тогда Петр понял, что девушка обладает не только глубокой мудростью, но и Божьим Даром исцелять. Петр переосмыслил свой поступок и понял, насколько он заблуждался. Князь сдержал во второй раз свое слово, сделал Февронию своей супругою и привел ее в Муромскую вотчину княгинею.

В браке Петр проявляет себя верным и добрым мужем. С каждым днем растет и его любовь к Богу. Петр соблюдает все Божьи заповеди, проводит время в молитвах и укрепляет духовную связь с Богом. Петр мудро и справедливо управляет своим народом.

  • «Повесть о Петре и Февронии Муромских» очень краткое содержание

Петра поддерживает его супруга. Их брак можно назвать образцом преданности и истинной любви. И даже, когда бояре хотели убрать Февронию и Петру с престола, они решили остаться вместе не нарушая заповедей Божьих, жертвуя властью земной ради Царства вечного.

Примечательна и кончина супругов. Оставив княжество, они приняли постриг иноков. Петр и Феврония молили Господа даровать им смерть в один день. И Господь услышал их молитвы. Они знали, когда придет их смертный час и умерли в одно и то же время.

При жизни они завещали похоронить их в одной гробнице, высеченной из камня. Однако, из-за пострига в иноки, похоронить вместе их не могли. Тела Петра и Февронии уложили в разные гробы и хотели похоронить в разных местах. Но к утру совершилось чудо: тела Петра и Февронии оказались вместе в той самой гробнице, которую они завещали. И стало тогда понятно, что сам Господь велит похоронить их вместе. Вскоре Петра и Февронию канонизировали в лик святых. Их почитают как хранителей семьи и брака.

Повесть о Петре и Февронии является настоящим памятником литературы XVI в. Их история завораживает и поражает читателя своей силой, преданностью и чистотой.

Другие темы:<- Темные аллеи (разум и чувство и тема любви)? РазныеКак я отношусь к произведениям русских писателей -> `

Сочинение на тему характеристика февронии

Характеристика Февронии. Героиня повести — дева Февро­ния. Она мудра народной мудростью. Первое появление в по­вести девушки Февронии запечатлено в зрительно отчётли­вом образе. Её находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змия. В бедном крестьянском платье Фев- рония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» де­лом — ткала полотно, а перед нею скакал заяц, как бы симво­лизируя собой слияние её с природой. Её вопросы и ответы, её тихий и мудрый разговор ясно показывают, что «рублев­ская задумчивость» не бездумна. Феврония изумляет послан­ца своими вещими ответами и обещает помочь князю. Све­дущая в целебных снадобьях, она излечивает князя. Несмотря на социальные препятствия, князь женится на крестьянской девушке Февронии. Чванливые жёны бояр невзлюбили Фев- ронию и требуют её изгнания. Феврония загадывает мудрые загадки и умеет без суеты раз­решать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не ос­корбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого — преподать безобидный урок; ее противники са­ми догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвести в большое дерево воткнутые для костра ветви. Её животворящая сила распространяется на всё окружающее. Крохи хлеба в её ладони превращаются в зёрна благоуханного ладана. Ум, благородство и кротость помогают Февронии преодолеть все враждебные действия её сильных про­тивников. В каждой конфликтной ситуации противопоставляет­ся высокое человеческое достоинство крестьянки низкому и ко­рыстному поведению её высокородных противников. Феврония использовала данную ей мудрость не для себя, а для своего мужа. Она вела его, помогала в делах, в том числе и государственных, была ему настоящей помощницей. Феврония же не заставляла князя делать то, что хотела она. Мудрая жена — всегда радость для своего мужа и для окружающих. Феврония, как мы знаем, прославила и возвысила своей мудростью и себя, и своего мужа, Петра. Существует такое изречение, что семейная жизнь — это корабль и капитан на нём — муж, но всё это огромное судно на­ходится в руках у жены. Таким образом, куда она повернёт руль, туда и поплывёт корабль, а она может повернуть его в сторону тихого и спокойного моря, а может — в сторону рифов. «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» (Притча 14,1). Феврония скончалась в 1228 году в один день со своим супругом. Оба они, согласно завещанию, положены в од­ном гробу. В 1547 году память их установлено праздновать «в Муроме повсюду» июня в 25-й день. Мощи святого князя Петра и святой княгини Февронии почивают под спудом в одной раке в Муромском соборном храме. Характеристика князя Петра. Князь Пётр пытается обмануть её только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает её во всем и, об­венчавшись, живёт с нею в согласии, их любовь переступает и за порог смерти. При том Пётр не потакал ей, как бояре, ко­торые предложили ей оставить их город, потакали своим жё­нам. Однажды кто-то из прислуживающих за столом Февро­нии пришёл к благоверному князю Петру и наговорил на неё: «Каждый раз, — говорил он, — окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!» И вот благоверный князь Пётр, же­лая её испытать, повелел, чтобы она пообедала с ним за од­ним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки в руку. Тогда князь Пётр взял Февронию за руку и, разжав её, увидел ладан благоухающий и фимиам. И с того дня он её больше никогда не испытывал». – Расскажите о Петре и Февронии. Какие они? (князь Пётр – сме­лый, бесстрашный, благочестивый; Феврония — «мудрая дева») – Каков иносказательный смысл речей Февронии? «Плохо дому без ушей, а горнице без очей». «Отец мой и мать ушли плакать взаймы, брат же мой пошёл через ноги смотреть смерти в глаза», (анализ отрывка из текста) – Что сделала Феврония в ответ на слова князя Петра? «Сия де­вица хочет, чтобы я взял её в жёны ради мудрости её. Если мудра, то пусть, пока я моюсь в бане, сделает из этого пучка льна мне сорочку, порты и полотенце». (Феврония в свою очередь дала князю невыполнимое задание.) Как ответ Фев­ронии её характеризует? (как мудрую деву) – Как княжили Пётр и Феврония? (благочестиво) – Почему бояре изгнали Петра и Февронию? (каждый из бояр сам хотел стать самодержцем) – Когда Пётр и Феврония вернулись в город и как княжили? («Вернулись в Муром князь Пётр и княгиня Феврония. И кня­жили во граде том как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей.») – Какие имена после принятия монашества получили князь Пётр и княгиня Феврония? («Князь Пётр был наречён Давы- дом, а княгиня Феврония — Ефросинией.») – Как закончили свою жизнь Пётр и Феврония? (тихо, спокой­но) Какое чудо неоднократно совершилось после их смерти? (Люди пытались положить их тела в разные гробы, «но на ут­ро обретали их в едином гробу».) – Как вы думаете, почему князь Пётр и княгиня Феврония были канонизированы? (князь Пётр и княгиня Феврония вели пра­ведную жизнь) 4) Художественные особенности «Повести о Петре и Февро- нии Муромских». «Повесть о Петре и Февронии Муромских» представляет со­бой соединение двух фольклорных сюжетов: одного о змее- соблазнителе и другого — о мудрой деве. Сюжеты эти в «Повес­ти…» соединены и приурочены к Мурому, а вся повесть претенду­ет на историческую достоверность. Очарование «Повести…» — в простоте и ясности изложения, в степенной неторопливости рассказа, в способности повествова­теля не удивляться удивительному, в гармонирующей со спокой­ствием рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц.

Популярные сочинения

  • Сочинение Скалозуб в комедии Горе от ума (характеристика и образ)
    Скалозуб представляет собой второстепенного персонажа произведения и является мужчиной среднего возраста, богатым холостяком и уважаемым человеком.
  • Сочинения об Осени
    Сочинения про Осень
  • Моя младшая сестра — сочинение
    С детства я любила играть в куклы и завидовала тем, у кого были сестрички или братики. Конечно, зачем какие-то игрушки, когда есть настоящий маленький человечек. Я настолько сильно хотела сестру
  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Повесть о Петре и Февронии Муромских

В России очень много святых, чьи имена известны пожалуй не только в нашей стране.

Не станут исключением и знаменитые русские святые Пётр и Феврония Муромские. Эти святые уже много лет по праву считаются покровителями семейного очага, семьи и влюблённых. Их уважали и уважают в наши дни, о них сказано не мало поверий, сказаний и повестей.

Стоит справедливо отметить, что повесть о Петре и Февронии на большинство прочитавших производит сильнейшей впечатление о настоящей любви, преданности, верности и просто человеческом счастье любить и быть любимым.

  • Повесть о Петре и Февронии Муромских — краткое содержание повести Ермолая-Еразма

В каждом из произведений молодая Феврония, предстаёт перед читателями и людьми, в целом как не только красивая, молодая женщина, но и довольно мудрый и рассудительный человек. Её мысли, речи в ходе всего рассказа подобны высказываниям знаменитых, старинных мудрецов и провидцев. Эта женщина, в силу своей мудрости с лёгкостью смогла предугадать поведение и мысли своего мужа, не излечив его в первый раз окончательно. И читая данный рассказ можно в этом убедиться, ведь не сдержав своё данное слово Пётр вновь заболевает.

Так же справедливо заметить и то, что несмотря ни на что любящее сердце всегда сможет простить и понять родного человека. Ведь Феврония всё же смогла простить своего возлюбленного, не взирая на его предыдущие ошибки.

После того, как выйдя замуж за Петра она становиться княгиней, она остается таким же добрым, отзывчивым, мудрым и достойным человеком. Стоит отметить и то, что простота характера в данном случае не вредит, а наоборот помогает оставаться настоящим человеком.

Любовь двух этих людей не может не покорить своей силой, искренностью и глубиной. Даже когда встанет выбор между княжеством и любовью, они не задумываясь откажутся от всего, для того, чтобы сохранить свои чувства.

Они смогли не только сохранить свою любовь, но и пронести её сквозь всю свою жизнь, оставаясь вместе даже после своей смерти.

Анализ повести

Другие сочинения:<- Характеристика Ассоль (Алые паруса)? ДругиеЧудесный доктор по рассказу Куприна ->

Памятник Петру и Февронии

Святые Петр и Феврония являются покровителями православной семьи и брака. С установлением в 2008 году Дня семьи, любви и верности, который совпадает с днём памяти святых супругов, количество памятников им значительно увеличилось. Скульптурные композиции устанавливаются в рамках программы «В кругу семьи».

Петр и Феврония. Село Жайск

Программа была создана в 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Её деятельность направлена на укрепление института семьи в нашей стране.

На сегодняшний день памятники святым Петру и Февронии установлены в более чем 20 городах России, среди которых Сергиев Посад, Ярославль, Екатеринбург, Сочи, Новосибирск, Иркутск и другие.

Один из первых памятников святым Петру и Февронии был установлен на их Родине — в Муроме около местного здания ЗАГСа. Композиция носит название «Союз любви — мудрый брак». Согласно местной традиции, молодые люди в день бракосочетания приезжают в это место, чтобы попросить благословения у святых, чья супружеская жизнь, исполненная любви, преданности и доверия, является примером для подражания.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Бориса в пьесе Гроза Островского сочинение
    Одним из главных героев драмы стал Борис Григорьевич. Это молодой мужчина, приехавший в Калинов из Москвы.
  • Главные герои произведения Сотников Быкова
    Автор касается очень важных тем, которые будут актуальны для каждого. Пред лицом смерти раскрывается истинное лицо каждого человека. Главные герои произведения являются партизанами
  • Сочинение Что читает современное поколение? (итоговое)
    Несмотря на значительное снижение уровня чтения у современных людей в отличие от граждан прошлого века. Стоит отметить, что настоящее поколение проявляет интерес литературным произведениям.
  • Главные герои Божественной комедии Данте Алигьери
    Поэма «Божественная комедия» – одно из самых известных произведений Данте Алигьери – мыслителя и поэта Италии. Это последняя работа автора, и именно в ней отразилось его отношение к жизни.
  • Сочинения о природе
    В разделе собраны сочинение о природе

События, которые описаны в повести, происходят в Муроме. Сначала там правил князь Павел. К его жене стал летать змей. Жена Павла хитростью выведала, как погубить змея. Для этого брат её мужа, Пётр, раздобыл Агриков меч и покончил со змеем. Во время схватки кровь попала на Петра, от этого он заболел неизлечимой болезнью.

Крестьянка из Рязани Феврония смогла излечить Петра. Она полюбила его и вышла за негоо замуж, хотя Петр сначала считал для себя зазорным жениться на простолюдинке. Князь Пётр описан в повести как идеальный муж. Но Феврония всё равно лучше, потому что сила её любви, ум и мудрость оказываются выше.

  • Повести о Петре и Февронии Муромских: образ и характеристика Февронии

Тяжелое испытание выпадает на долю супругов, когда бояре Мурома прогоняют княгиню, а Петр уходит за ней. И все же они выдерживают и снова становятся правителями.

Пётр и Феврония очень сильно любили друг друга, даже хотели умереть вместе. В старости они постриглись в монахи, как часто делали в то время благочестивые старички и старушки. Когда Пётр почувствовал, что умирает, он отправил послание жене. Феврония в это время вышивала образы святых и попросила мужа подождать. Он не мог ждать и отправил ещё послание. Тогда Феврония прекратила вышивать и сообщила, что готова умереть с ним.

После смерти тела Пётра и Феврония положили в разные гробы. На следующий день они оказались в приготовленном накануне общем гробу. После нескольких неудачных попыток разлучить влюблённых люди поняли, что сделать это невозможно.

Автор «Повести…» хочет напомнить всем читателям, что истинная любовь сильнее всего, даже сильнее смерти.

Название произведения:Ермолай-Еразм — Повесть о Петре и Февронии МуромскихАвтор: managerДата опубликования сочинения: 16.09.2016

of your page —>

Монастырь Петра и Февронии

Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме — место, где сегодня покоятся мощи святых благоверных князей Петра и Февронии. Каждый день тысячи паломников приезжают сюда, чтобы поклониться святым супругам — покровителям православной семьи и брака, и помолиться им о помощи в решении проблем в личной жизни.

По воскресным дням у открытой раки с мощами Петра и Февронии совершается водосвятный молебен с чтением акафиста. Мощи святых были перевезены сюда в 1992 году. Во времена советской власти они хранились в Благовещенском мужском монастыре, а до 1921 года — в Рождественском соборе города Мурома.

Свято-Троицкий монастырь возведён в середине XVII века на деньги состоятельного купца. На месте построенной в XIV веке деревянной церкви Святой Троицы был воздвигнут Троицкий собор. Рядом с ним на одном фундаменте были построены Казанская надвратная церковь и колокольня. Окончательно ансамбль монастыря сформировался в XIX веке, когда были достроены келейные корпуса, каменная ограда и здание церковно-приходской школы.

С приходом совестной власти монастырь был закрыт, но не был разрушен — считался памятником архитектуры и охранялся государством. Богослужебная и монашеская жизнь здесь возобновилась в 1991 году.

Черты характера

Среди основных черт характера главной героини можно выделить следующие:

  • Трудолюбие
    . Девушка трудится не покладая рук день и ночь. Даже в свободное от работы время, она не сидит без дела, а ткет одежду для отца и братьев;
  • Упорная, целеустремленная
    . Ей удалось добиться от князя женитьбы на ней, хоть и не с первой попытки;
  • Бережная, экономная
    . Ценит чужой труд, прекрасно зная, как нелегко достается крестьянам краюха хлеба. Никогда не позволит себе выкинуть крошки со стола, предпочитая съедать все до последней;
  • Любит животных
    . Даже дикие звери не боялись Февронию. Каждого она приголубит и накормит;
  • Мудрость
    . Девушка мудра не по годам. Житейская мудрость позволяет ей предвидеть многие события. Зная и понимая характер других людей, Февронья способна предугадывать их поступки, что не раз позволяло ей выходить из трудных ситуаций без последствий;
  • Прозорливая
    с широко развитой интуицией;
  • Преданная, верная
    ;
  • С чувством собственного достоинства
    ;
  • Умная
    . Благочестивая;
  • Религиозна
    .

Первая встреча с князем

Первая встреча девушки и князя была случайной. Князь нуждался в помощи и искал целителя, способного излечить его от неизвестного недуга. Феврония обладала даром врачевания, никогда не отказывая в помощи тому, кто в ней нуждался. Она берется за лечение, но с единственным условием. Князь должен жениться на ней. Петру понравилась не столько ее внешняя красота, сколько внутренняя. Именно исцеление князя стало связующим звеном в их дальнейшей жизни. Петру все-таки пришлось выполнить данное обещание, о чем он впоследствии ни разу не пожалел.

Любовь в жизни Февронии

После замужества Феврония всю жизнь была верна и преданна мужу. Она любила его всей душой. Проявление искреннего чувства привязанности и верности видно на примере, когда девушку бояре стали выгонять из города по той причине, что она из простых и князю не подходит. Ей было велено взять с собой самое дорогое. Она так и сделала, забрав с собой Петра.

В любви и согласии супруги прожили до самой старости. Они мечтали умереть в одно время, чтобы и на том свете не расставаться ни на минуту. Еще при жизни они приготовили себе гроб один на двоих, разделенный перегородкой. Бог услышал молитвы влюбленных и забрал их жизни в один день, как они просили.

Храм Петра и Февронии в Муроме

Святых благоверных князей Петра и Февронию глубоко почитают не только на их Родине — в городе Муроме, но и далеко за её пределами. Они являются покровителями православной семьи и брака. Почти в каждом храме есть икона с изображением святых супругов, а в некоторых городах в их честь освящены и сами храмы.

И все же главным храмом, с которым, прежде всего, ассоциируются имена святых Петра и Февронии — это Троицкий собор Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Здесь покоятся их мощи. Ежедневно тысячи паломников приезжают в монастырь, чтобы поклониться святым угодникам Божиим и помолиться им о семейном благополучии.

В Троицком соборе по воскресным дням у открытой раки с мощами святых Петра и Февронии совершается водосвятный молебен с чтением акафиста.

Мощи святых были перевезены в Троицкий собор в 1992 году. В советское время они хранились в Благовещенском мужском монастыре, а до 1921 года — в Рождественском соборе города Мурома.

Образ Февронии в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

В 16 веке в России было большое внимание к литературе житийного направления. Задачей многих писателей ставало описание жизни благочестивых людей, которых признавала церковь. Среди таких авторов оказался и русский писатель Ермолай-Еразм. Будучи к тому же священником, он принялся за написание повести о деяниях благородных князя Петра и Февронии Муромских. «Повесть о Петре и Февронии Муромских

» — рассказ, который вышел за рамки житийного направления. Это не простое описание жития святых, а увлекательный трогательный рассказ о сильных личностях. В его сюжете переплетаются фольклорные и религиозные мотивы. А художественная ценность данного произведения неоспорима.

Источником написания рассказа стала старинна легенда о крестьянской девушке Февронии, которая вела праведный образ жизни и благодаря своей добродетели и мудрости стала женой князя. Феврония была родом из села Ласково, которое существует и сегодня. Эта одна из художественных деталей, подтверждающая историческую основу рассказа.

Образ Февронии – воплощение идеальной русской девы. Героиня вводится в сюжет только во второй части рассказа, но играет важную роль. Она появляется в качестве спасительницы князя Петра. Ведь именно Феврония излечивает болезнь, которую никто не мог одолеть. Ее искренняя тихая любовь к князю, ее мудрость и добродетель помогают Петру снова стать великим князем. Доброта девушки вознаграждается – и она становится княгиней.

Феврония – традиционный фольклорный образ мудрой девы. Она не склонна к ярким внешним проявлениям чувств, но зато обладает огромной внутренней силой. В ее образе все идеально сочетается: ум, чувства, воля. Девушка смогла подчинить собственные чувства разуму, преодолеть слабости. Благодаря отсутствию конфликта в ее естестве, она является олицетворением праведности. Такую женщину не возможно победить или склонить на сторону зла. Поэтому она – идеальная жена для мудрого правителя.

Героиня наделяется животворящей силой любви. Приводится пример чуда, сотворенного нею: воткнутые в землю жердья превращаются в цветущие деревья. Доказательством неимоверной силы духа служит и умение Февронии разгадывать мысли окружающих. В совокупности образ Февронии более привлекателен, чем даже образ самого князя Петра.

Любовь героини сочетается с ее долгом. Даже когда Петр

, предчувствуя свой близкий конец, посылает за нею в монастырь гонца, она первые два раза отказывается идти, так как не закончила вышивать для храма «воздух». Но в третий раз женщина дает согласие, так как теперь ее земные дела закончены, и она может провести вечность с любимым.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских» Образ князя Петра в «Повести о Петре и Февронии Муромских» Любовь и преданность в «Повести о Петре и Февронии Муромских» Какие жизненные ценности утверждаются в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Загадки святой Февронии Муромской

Заяц Святой Февронии

Повесть о муромских святых начала XIII века Петре и Февронии, записанная в XV-XVI столетиях, является одним из ярких примеров древнерусского восприятия православной веры. Исследования подчеркивают связь «Повести о святых Петре и Февронии Муромских» с фольклорными традициями [3]. При этом сказочные мотивы повести подчинены духовным идеалам Церкви Христовой.
В одном из крестьянских домов в селе Ласково близ Рязани гонец, посланный на поиски врача для заболевшего князя Петра Муромского, увидел странное зрелище: за ткацким станом сидела дева и ткала холст, а перед нею скакал заяц. Говоря загадками, Феврония испытывала гостя на знание «языка мудрости». Первое иносказание Февронии «плохо, когда дом без ушей, а горница без очей» содержало сообщение о том, что Феврония — незамужняя девушка, не имеющая ребенка [4]; у нее есть заяц, но нет собаки: «Если бы был в нашем доме пес, то учуял бы, что ты к дому подходишь, и стал бы лаять на тебя: это — уши дома. А если бы был в горнице моей ребенок (текстовые варианты «отроча», «детище»), то, увидев, что идешь в горницу, сказал бы мне об этом: это — очи дома» [1].

Анализируя загадку Февронии, сотрудник Муромского историко-художественного музея Ю.М.Смирнов пишет: «Демонические существа самого разного ранга нередко принимают облик собаки. Отсутствие собаки в доме Февронии подчеркнуто отрицает ее связь с хтоническим миром» [4]. Но вряд ли отсутствие собаки может указывать на суеверное отношение Февронии к этому животному. Напротив, слова мудрой девы «плохо, когда дом без ушей, а горница без очей» свидетельствуют о ее желании выйти замуж, родить детей, а также завести собаку, которая стережет дом. В одной из редакций повести святая Феврония говорит: «Пес в доме слышание и уши, а очи в доме — кошка» [3].

Св. Мелангелла Уэльская

Феврония Муромская не единственная в истории Христианства святая дева, имевшая ручного зайца. Иконография святой Мелангеллы Уэльской (VI век, память 17/30 мая) включает изображение спасенного от охотников зайца. В заповедной местности, где подвизалась святая Мелангелла, запрещена охота на зайцев, а святая Феврония хранит природный заказник «Муромский» и «Окландию» — экологически чистую зону вдоль Оки от Мурома до Рязани. По преданию, уэльская отшельница называла своего зайца «агнцем», поэтому на иконах заяц святой Мелангеллы похож на ягненка, а заяц в Уэльсе известен как «маленький агнец Мелангеллы» («Oen bach Melangell»). Сходство зайца с агнцем отмечено и в русском фольклоре, где заяц именуется «лесным барашком». Правда, в муромской иконописи заяц святой Февронии чаще напоминает играющую собачку или спящего кота.
Став супругой князя, Феврония не оставила народного обычая собирать крошки после трапезы. Обычно остатками пищи сельские жители кормят домашних животных и птиц, а у Февронии был заяц. Но в средние века кормление зайца (а также змеи, жабы и др.) могло вызвать подозрения в колдовстве: «Дьявол в облике жабы, который нашептывал в ухо праматери Евы в раю, всегда сидит среди райских цветов около храма, ожидая, что кто-нибудь накормит его крошками просфоры» [7]. «В ряду животных с очевидными демоническими свойствами в славянской мифологии оказывается и заяц. Нечистая сила часто принимает облик зайца»[4].

Повесть о святых Петре и Февронии рассказывает: «Однажды некто из прислуживающих княгине Февронии пришел к благоверному князю Петру и наговорил на нее: «Каждый раз, — говорил он, — окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!» И вот благоверный князь Петр, желая ее испытать, повелел, чтобы она пообедала с ним за одним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки в руку свою. Тогда князь Петр взял Февронию за руку и, разжав ее, увидел ладан благоухающий и фимиам. И с того дня он ее больше никогда не испытывал» [1]. Возможно, чудо превращения крошек в церковные благовония не только оправдало деревенскую привычку Февронии, но и спасло от подозрений зайца благоверной княгини. Как известно, бесы бегут от ладана и фимиама. Следовательно, заяц Февронии не был связан с магическими ритуалами [4]. Церковь прославляет Петра и Февронию как «обычаев злых и суемудрий языческих искоренителей» [1].

Возвращаясь к беседам Февронии со слугой князя, отметим, что вторая загадка мудрой девы связана с темой памяти смертной: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Интуитивно предугадывая состояние князя Петра, православная целительница заговорила о грани между жизнью и смертью: «А то, что я сказала про отца и мать, что они пошли взаймы плакать — это пошли они на похороны и там оплакивают покойника. А когда за ними смерть придет, то другие их будут оплакивать: это — плач взаймы. Про брата же так сказала потому, что отец мой и брат — древолазы, в лесу по деревьям мед собирают. И сегодня брат мой пошел бортничать, и когда он полезет вверх на дерево, то будет смотреть сквозь ноги на землю, чтобы не сорваться с высоты. Поэтому я и сказала, что он пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть» [1].

Ю.М. Смирнов указывает на факт, приведенный в «Повести о водворении христианства в Муроме»: «И по мертвых ременная плетения древолазная с ним и в землю погребающии». Древолазные приспособление, как видим, напрямую связываются с образом смерти, а, поскольку погребальный инвентарь всегда имел определенное функционально-символическое значение, то первое, что приходит на ум в этой связи — эти «плетения» нужны покойнику, чтобы с их помощью взобраться на небо по стволу мирового древа» [4].

Житие святых Петра и Февронии Муромских в живописи Александра Простева

История исцеления Петра содержит муромские и рязанские параллели к стихам Великого канона святого Андрея Критского (VII век). В покаянном «Андреевом стоянии» упоминаются и «яд змея», и «раны», и даже «целительная баня»: «Облекохся в раздранную ризу, южа истка ми змий… Приложих язвам струпы себе… Омый мя, Владыко, банею моих слез, молю Тя, плоти моея одежду убелив, яко снег» [2].
Снег, в церковной традиции символизирующий очищение и преображение (Пс 50. 9; Ис 1. 18; Мк 9. 3), на Руси издревле считался полезным для здоровья. В рязанских легендах о святой Февронии исцеление Петра завершается снегопадом в летнее время.

В этом символическом контексте представляется обоснованным предложенное А.Л. Бегловым истолкование болезни князя Петра: «Змей повержен, но перед смертью он обрызгал Петра своей ядовитой кровью, и Петр заболевает. Болезнь князя Петра, то есть на языке аллегорий: некая ущербность его естества вообще, — и является завязкой «Повести о Петре и Февронии». Причем недуг Петра настолько серьезен, неполноценность его природы настолько существенна, что если не исправить ее, для Петра невозможна сама жизнь. Условием исцеления Петра оказывается брак с Февронией. А на языке аллегории этот брак сам есть лекарство, восполняющее недостаток природы Петра, Господень замысел о нем» [5].

При встрече с посланцем князя юная Феврония ткала холст. В преклонном возрасте, приняв монашеский постриг, Феврония вышивала лики святых на воздухе для соборного храма Пречистой Богородицы. Знаменательно, что покрытый язвами и струпьями от «крови змея» Петр попросил Февронию «учинить» ему новую одежду: «Послал он к ней с одним из своих слуг небольшой пучок льна, говоря так: «Эта девица хочет стать моей супругой ради мудрости своей. Если она так мудра, пусть из этого льна сделает мне сорочку, и одежду, и платок за то время, пока я буду лечиться в бане» [1].

Смена одежд, «отравленных змеем», на ризы спасения — общепринятый в христианстве знак духовного исцеления. Тело Петра, во время болезни покрытое язвами и струпьями, было полностью исцелено при жизни, а во гробе — обретено нетленным и благоуханным. В Акафисте святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским чудотворцам, говорится: «Радуйтеся, багряницу княжескую на власяницу иноческую пременившии; радуйтеся, восприявшие святую схиму в броню спасения; радуйтеся, облеченные в ризу благодатного нетления» [1].

Пучок льна, в шутку посланный Февронии князем Петром, стал золотой нитью, навеки связавшей жизни двух подвижников, к концу жизни по взаимному согласию облачившихся в ангельские ризы: «В то время, когда преподобная и блаженная Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала лики святых на воздухе для соборного храма Пречистой Богородицы, преподобный и блаженный князь Петр, нареченный Давидом, послал к ней сказать: «О сестра Ефросиния! Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу». Она же ответила: «Подожди, господин, пока дошью воздух во святую церковь». Он во второй раз послал сказать: «Недолго могу ждать тебя». И в третий раз прислал сказать: «Уже умираю и не могу больше ждать!» Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого лик уже вышила, а мантию еще не докончила: и остановилась, и воткнула в воздух иглу свою и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала. И послала сказать блаженному Петру, нареченному Давидом, что умирает вместе с ним. И, помолившись, отдали они оба святые свои души в руки Божии» [1].

Множество богомольцев посещают Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме, чтобы поклониться честным мощам святых Петра и Февронии, которые по воле Божией покоятся во едином гробе. Богослужения у чтимой иконы благоверных Петра и Февронии совершаются в московском храме Вознесения Господня на Большой Никитской («Малое Возненсение»). Храм и гробница святой девы-отшельницы Мелангеллы находятся в Уэльсе в поселке Pennant Melangell, где нередко можно услышать молитвы православных паломников.

Сочинение на тему: святая Феврония из града Мурома

Не стоит сомневаться в том, что счастье в жизни не дается просто так. Его необходимо заслужить. Кому-то оно предназначено и дается авансом, а кто-то зарабатывает его тяжким трудом. В любом случае, счастливые люди – это те, которые видят в жизни только положительное, только преимущества. И радуются всему: даже самому грустному, оправдывая ситуацию надеждами или правильно анализируя все происходящее.

Так живут духовно богатые, святые люди. Они часто проживают трудный путь, но ни сколько не ропщут, а становятся примером для слабых христиан. Это благочестие передается ближним, и мир становится добрее.

Именно добрее для тех, кто жаждет спокойствия, чистоты, наполненности смыслом своей жизни.

Ярким примером этому была святая Феврония из града Мурома.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: