Васнецов Виктор Михайлович (1848 — 1926) — биография и творчество художника

15 Мая 1848 – 23 Июля 1926 гг. (78 лет)

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 753.

Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926 гг.) – знаменитый русский живописец. Этот незаурядный художник украсил сокровищницу отечественного искусства полотнами на исторические и фольклорные мотивы. Васнецов также известен тем, что расписывал храмы в разных городах России.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Детство и юность

Васнецов Виктор Михайлович родился 3 [15] мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии в семье священника. Ввиду своего происхождения образование будущий живописец получил в духовном училище, а позже продолжил его в духовной семинарии. Во время обучения одаренный юноша стал брать уроки рисования у гимназического учителя Н. Г. Чернышева. Наличие способностей к рисованию отметил даже отец Виктора и позволил ему оставить обучение в семинарии на последнем курсе для поступления в Петербургскую академию художеств. Там был полностью сформирован и отточен стиль живописца, основы которого были заложены еще в школе художеств, где юноша обучался у И. Н. Крамского.

Личная жизнь

Александра Рязанцева

Виктор Васнецов был женат на Александре Рязанцевой, которая получила образование в вятской гимназии, а также успешно окончила женские врачебные курсы, проходящие в Академии хирургии в Петербурге. Жена художника происходила из большого вятского рода купцов, а свадьбу молодые сыграли во второй половине 1878 года. На протяжении 50 лет супруги жили душа в душу, вырастили и воспитали пятерых детей — единственную дочь Аполлинарию, а также сыновей Михаила, Владимира, Аполлинария и Виктора.

Аполлинарий был самым младшим братом в семье Васнецовых, а после окончания гимназии мальчик решил пойти по стопам старшего брата и стать художником. Ему это удалось, и на сегодняшний день в селе Рябово, в доме, где на протяжении 20 лет жила семья священника Васнецова, находится музей сразу двух братьев.

Особенности творчества

С 1893 года, как гласит краткая биография Васнецова, он становится действительным членом Академии Художеств России. Также он сотрудничал с Союзом русского народа, участвуя в иллюстрировании монархических изданий, наиболее знаменитым из которых является «Книга русской скорби».

На раннем этапе творчества Виктора Михайловича отмечается искание сюжетов и мотивов. Его ранним картинам свойственны бытовые сюжеты, отразившиеся в полотнах «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», «С квартиры на квартиру», «Книжная лавочка».

Круг творческих интересов выдающегося художника составляли исторические, фольклорные, а позже и религиозные темы. Одним из самых знаменитых полотен великого русского живописца являются картины по мотивам былин и произведений для детей: «Богатыри», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером волке», «Кощей Бессмертный», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».

Религиозная тематика наследия Васнецова отразилась в образцах стенной живописи во Владимирском соборе в Киеве, храме Воскресения (Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Талант Васнецова проявился не только в создании картин и настенной живописи в храмах и соборах, но и в разработке проектов архитектурных сооружений, в частности, особняка И. Е. Цветкова, пристройки главного входа зала к зданию Третьяковской галереи, собора Святого Александра Невского в Москве и других зданий.

Смерть. Памяти художника

Творческое наследие великого русского художника Васнецова, биография, которого обрывается 23 июля 1926 года в Москве, занимает весомое место в истории национального художественного искусства. Память о художнике сохраняется благодаря открытию и функционированию четырех музеев: в Москве, в Санкт-Петербурге, в Кирове и селе Рябово Кировской области. В последнем также находится памятник Виктору и Апполинарию Васнецовым – выдающимся деятелям русского художественного искусства.

Предыдущая

БиографииПифагор краткая биография, интересные факты о математике и его открытия

Следующая

БиографииПлатон (Plato) краткая биография философа

Храмовая роспись и архитектура

В период с 1875 по 1883 годы в Москве возводилось помпезное здание Исторического музея, благодаря чему вскоре Васнецов получил заказ на изображение картины «Каменный век». Заказчик предложил художнику несколько отдельных сцен из жизни и быта первобытных людей, которые Васнецов должен был объединить в своем полотне.

сцены из жизни первобытных людей

Прежде художник не работал с настолько большими полотнами. Благодаря своей творческой фантазии, он все же сумел максимально приближенно воссоздать сцены из жизни древних людей, и даже передать их душевные состояния. Неопытному в сфере росписи больших полотен Васнецову доверил заказ родной брат историка Прахова – Адриан.

Роспись Владимирского собора в Киеве

Следующий заказ на панно поступил от самого историка Михаила Прахова. Теперь перед художником предстала цель выполнить роспись для Владимирского собора в Киеве. Жизненные трудности заставили его согласиться на столь объемный заказ, на выполнение которого он потратил долгие 10 лет. За это время он со своими помощниками расписал 2880 квадратных метров внутри собора, и кроме этого, создал 15 отдельных композиций и написал 30 фигур.

своды Владимирского собора с росписями

Главная идея программы для внутренней отделки собора, разработанной Адрианом Праховым, была посвящена 900-летию крещения Руси. Все внимание в росписях было сосредоточено на изображении исторических тем, связанных с крещением князя Владимира и киевлян.

Изображение Богоматери с младенцем

Одной из самых знаменитых фигур росписи Владимирского собора – Богоматерь с младенцем. На панно она будто парит над землей, бережно прижимая к себе младенца. В ее прекрасном, типично русском лице, проглядывается любовь и скорбь. Глаза ее говорят о предчувствии предстоящих мук и страданий, через которые ее сыну придется пройти.

Богоматерь с младенцем и портрет Васнецова

Все эскизы Васнецов согласовывал с церковным Советом, поскольку не всегда был уверен в том, соответствуют ли его работы духу Церкви. Несмотря на то, что сам художник отбросил многие свои эскизы, заседания Совета всегда проходили гладко, и никаких претензий к самому Васнецову и его работам не было.

Живописец из глубинки

Денег у семьи не было, чтобы отправить Виктора в столицу. Нашел выход знакомый молодого человека, он устроил лотерею, на ней были распроданы первые картины юного художника. Вырученных денег хватило, чтобы отправить Витю в Петербург учиться. В 1867 году он уже сдавал экзамены в Академию Художеств.

Как бы то ни было абсурдно и глупо, но узнать результаты вступительных испытаний неуверенный в своих силах и способностях юноша не пришел. Он остался в Санкт-Петербурге, надеясь попытать счастье в следующем году, так как был уверен в собственном провале на экзаменах.

Год Васнецов провел, работая рисовальщиком в картографии и посещая школу поощрения художников, где познакомился с Крамским и Репиным. Через год полный надежд юноша вновь прибыл в Академию Художеств подавать документы. Он с удивлением узнал, что уже год мог учиться в этом заведении, так как сдал экзамены с первого раза. С энтузиазмом молодой человек принялся за учебу и на первом году уже получил серебряную медаль за свои работы.

Краткая биография

  1. Виктор проходил обучение в духовном училище, далее – в семинарии в Вятке. Отдельно занимался рисованием с учителем Н.М.Чернышевым. Мечтой будущего художника было поступить в Санкт-Петербург в Академию художеств.
  2. На протяжении всех 9 лет обучения в Вятке Виктор параллельно изучал рисование, настолько усовершенствовав свое мастерство, что его пригласили помогать декорировать местный кафедральный собор.
  3. В 1866-1867 гг, во время работы над росписью собора, художник также успел проиллюстрировать книгу – сборник пословиц, готовящийся к изданию. Он создал 75 различных рисунков на тему народных пословиц и поговорок. Книга не была опубликована, но свои рисунки Васнецов заботливо хранил.
  4. Позднее, в августе 1867 г., в погоне за своими стремлениями молодой человек бросил учебу в семинарии на год ранее положенного срока (этот выбор был одобрен отцом) и отбыл в столицу. Там он начал обучение в Рисовальной школе живописца И.Н.Крамского (в «школе поощрения художников»). Удивительно, но деньги на свое смелое мероприятие парень выиграл в лотерее.
  5. В Академию Васнецов был принят сразу, но из-за недоразумения не смог там учиться, поэтому его образовательный процесс в заведении начался в 1868 г.
  6. У художника появились близкие друзья в лице И.Е.Репина, А.И.Куинджи и других талантливых, но не столь известных и выдающихся живописцев (Поленов, Максимов, Суриков), которые оказывали хорошее влияние на становление таланта Виктора Васнецова.
  7. 1869 год выдался для художника как приятным, так и очень трудным. Его работы высоко ценились, а рисунок «Два обнаженных натурщика» был поощрен двумя серебряными медалями. Васнецов трудился с полной самоотдачей – ради заработка, ведь тогда умер его отец, а младший брат Аполлинарий переехал жить к Виктору.
  8. 1869 и начало 1870-х годов юный живописец провел, старательно обучаясь в Академии и попутно занимаясь рисованием. За это время выполнены иллюстрации к таким известным сказкам как «Конек-горбунок», «Жар-птица», а также к азбукам двух авторов.
  9. Во время обучения художник не забывал рисовать в свое удовольствие, изображая забавные сценки в общественных местах. Рисовал он довольно быстро – за счет четких, но в то же время довольно небрежных и неживописных штрихов. На полотна ложатся курьезные рассказы о случаях в театрах, трактирах, на улицах.
  10. В 1874 г. Васнецов выставлял свои произведения на выставках, благодаря чему заслужил признание. Так, в Лондоне на Всемирной выставке он получил бронзовую медаль за произведения «Мальчик с бутылкой вина» и «Книжная лавочка». Обе картины поражают зрителя своей реалистичностью.
  11. Позднее, в том же году художник участвовал в передвижной выставке – Товарищество художественных выставок проводило ее уже третий раз. Ознакомившись с выставленной картиной «Чаепитие в трактире», критики напророчили Виктору Васнецову титул лучшего художника в России.
  12. 1874 год был продуктивным в плане картин, касающихся бытовой темы; художник, как тонкий психолог, умеет показать характер своих персонажей. Это уже упомянутая картина «Книжная лавочка», «С квартиры на квартиру», «Нищие певцы» – все они отображают обыденные события небогатой жизни.
  13. Васнецов проучился в Академии художеств до 1875 г. Ему ужасно наскучили бытовые темы, к тому же, незадолго до этого общественное настроение обернуло свои интересы к историческим событиям, национальной письменности, народному фольклору. Было издано много книг (сказки, песни, былины), а искушение художника рисовать в фольклорном жанре усиливалось.
  14. Весной 1876 г. Виктор уехал в Париж. Здесь он с удовольствием рисовал, вдохновляясь Францией, здешними типажами. На престижнейшей художественной выставке Франции – Парижский салон – художник выставил уже известную картину «Чаепитие в трактире», а также новую «Акробаты». Дальнейшему становлению художника способствовала дружба с уже работающими здесь Репиным и Поленовым, которые успешно знакомили его с яркой насыщенной парижской жизнью, способной вдохновить любую творческую личность.
  15. В конце 1870-х годов Васнецов с друзьями вернулись на родину, переехав в Москву. Здесь у него произошло 2 важных знакомства. Первое – с семьей Третьякова (коллекционера, содержащего известную сейчас на весь мир галерею) и с семьей С.И. Мамонтова (солидного предпринимателя и мецената). Он старательно продвигал национальное искусство, устраивая литературные и музыкальные вечера, лекции, уделяя внимание обмену новостями в сфере светской жизни. Эти события и люди включились в неформальное объединение – Абрамцевский художественный кружок.
  16. В первой половине 1880-х годов художник рисует огромное количество портретов знакомых людей, а также сказочных персонажей и различных картин на заказ. Он получает как признание, так и критику в свой адрес.
  17. В 1885 г. Васнецова пригласили в Киев, расписать Владимирский собор сценами из Ветхого и Нового завета. Этот труд занял у Виктора Михайловича более 10 лет и ознаменовался огромным успехом, за которым последовали многочисленные заказы.
  18. 1893 г. – Васнецов официально принят в творческое сообщество Академию художеств.
  19. 1912 г. – сохраненные художником 45 лет назад иллюстрации к пословицам были изданы в отдельном альбоме.
  20. В 1915 г. Виктор Михайлович вместе с другими художниками занимался созданием организации, имевшей целью развить в массовой культуре историческую ценность искусства – Общество возрождения художественной Руси.
  21. 23 июля 1926 г. великий художник скончался от инфаркта. Его похоронили на кладбище в Марьиной роще, но позже оно было разорено, и прах перехоронили на Введенское кладбище.

В молодости и старости

В молодости и старости

Виктор Васнецов — мастер исторической живописи

После окончания академии художник уехал с друзьями за границу. Там продолжил писать, участвовал в выставках и салонах. В парижской мастерской своего друга Василия Поленова Васнецов набросал эскиз картины «Богатыри» — первого полотна по мотивам русских былин.

Васнецов прожил за границей около года, в 1877 году вернулся в Москву. Здесь познакомился с коллекционером Павлом Третьяковым, часто бывал на музыкальных вечерах в его семье.

В московский период художник писал картины с сюжетами из истории и сказок Древней Руси. Одно из первых полотен — «После побоища Игоря Святославича с половцами» — экспонировалось на VIII выставке передвижников. Картину купил Павел Третьяков.

Познакомился Васнецов и с меценатом Саввой Мамонтовым, стал участником его Абрамцевского кружка. Мамонтов предложил художнику написать три картины для интерьера управления Донецкой железной дороги. Так появились полотна «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». Однако члены правления отказались от полотен со сказочными сюжетами. Картины выкупили Савва Мамонтов и его брат.

Виктор Васнецов много бывал в Абрамцеве в усадьбе мецената, писал портреты членов его семьи. Окрестности Абрамцева появились и на других картинах Васнецова: березовые рощи и извилистые речки, овраги и пруды, поросшие осокой. Здесь в 1880 году художник написал «Аленушку».

«Аленушка» как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее».

Виктор Васнецов

Разработка декораций для постановок

Помимо живописи и книжной иллюстрации, Васнецов занимался созданием декораций для спектаклей. Самым ярким выражением дара художника в декорации, изображающей Берендееву палату. Он настолько точно передал колорит и формы во внутреннем убранстве теремов, что невозможно было поверить в то, что это на самом деле декорации.

Два эскиза декораций авторства Васнецова

Несмотря на кратковременность его деятельности как декоратора, он успел создать свои лучшие декорации к драме «Чародейка» и опере «Русалка». И даже сегодня знаменитый рисунок удивительной декорации подводного мира в «Русалке», потерпев лишь незначительные изменения, используется в современной постановке оперы.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: