Сочинение по картине Кустодиева «Масленица» – 5 класс
Вариант 1
Темой картины Кустодиева «Масленица» стало изображение народного гулянья. На фоне зимнего пейзажа изображены спешащие на главную площадь городка люди. Они едут в санях, запряженных в лошадей. Веселая праздничная атмосфера царит кругом.
Центральное место занимает пара красивых статных коней, запряженных в красивые росписные сани. На одном из них хорошо видно золоченую узорчатую дугу. Сидящие в санях тоже спешат на праздник. Видно, что людей в них немало, есть и женщины. Мужчина управляет лошадьми.
А чуть дальше виднеются толпы веселящегося народа. Видны карусель и ярмарка. Спешит туда народ со всех сторон. Много подъезжает людей к месту веселья.
Еще, на дальнем плане красуется в окружении деревьев церковь. Так же, видны на картине и дома, и другие городские строения. И, чем дальше их изображение, тем, кажется они все больше сливаются с виднеющимися вдалеке снежными просторами.
Интересен и сам пейзаж. Оттенки неба – золотистые с едва заметным бледно-голубым отливом и розовыми облаками в центре его. На этом фоне зимнего неба видны стайки птиц, взмывших вверх. Снежные сугробы на картине – белесо-голубоватого оттенка с небольшим бледно-розовым отблеском. На них видны следы лошадей.
Стоят, красуясь кругом серебристые от снега деревья. С левой стороны от центрального изображения саней с лошадьми и народом, крупным планом изображены березки. Они стоят на заснеженном холме, который ниже оцеплен в круг небольшими деревцами. За этой возвышенностью и видны карусель и толпящийся народ.
По правой стороне – еще несколько деревьев, которые художник выделил из общего фона, нарисовав их крупнее. Возле них – несколько человек. Остальные же деревья нарисованы небольшими. Но, видно, что их очень много. Из-за деревьев выезжают сани. Деревья есть и на площади, где веселится народ. И, по всему городку раскиданы они в своих зимних нарядах. Сливаются они с общим пейзажем.
Вариант 2
Масленица в творчестве художника — самая часто встречающаяся тема, одна из его любимых. В разные годы Кустодиевым было написано несколько картин, посвященных этому русскому празднику (в период с 1916 по 1920 годы).
Как известно, Масленица — традиционный праздник у славянских народов, предваряющий Пасху и знаменующий собой приход весны. Испокон веков Масленица отмечалась широко русским людом в течение целой недели, каждый день которой имел свои традиции и обычаи. На полотне Кустодиева изображен, надо полагать, самый ярко празднуемый день — четверг.
Художник ставит цель изобразить собирательный образ ликующей России, ибо праздник объединил всех горожан, какие-либо рамки и условности стираются — здесь и зажиточные купцы, и мелкие торговцы-бакалейщики, и галдящая ребятня, бегущая вслед резвым тройкам с бубенцами, и толпы зевак, собравшихся у театра в ожидании начинающегося представления. Только русская душа, отбросив все тяготы нелегкой жизни, может гулять и радоваться так широко и беззаботно.
В картине легко узнаются символы-атрибуты праздника. Если полотно мысленно разделить на три части, в каждой можно найти нечто многозначное. Слева изображено все то, что связано с трапезой: об этом говорят на зданиях таблички с манящими названиями — “Булочная”, “Сыр и икра”, трактир, где сквозь окна виднеются столы, ломящиеся от яств.
В литературе символика поедания и трапез-пиров “на весь мир” достаточно часто встречающееся явление. Подтекст такого авторского хода говорит сам за себя. Карнавалы и гуляния, где все только и занимаются, что поеданием пищи — не что иное, как отвлечение от окружающих событий, не всегда позитивных (картина написана в 1919 году — в послереволюционный период).
Следующий план — справа открывают ярко-красная вывеска “Театр” возле здания, крыша которого напоминает купол цирка, и объявление на стене с четко различимым словом “Борьба” в заглавии. Здесь уже автором дается отсылка к традиции на масленичную неделю устраивать бои и представления, считалось, что таким образом нужно выпустить “пар”, избавиться от всего негатива, накопившегося за зиму и открыть себя новой жизни. Кульминационным символом всего этого действа является церковь.
Церковь на Руси имела колоссальное значение, ни в одном населенном пункте не допускалось ее отсутствие. Это центростремительная сила, это все то, что сплачивает людей в непоколебимой вере. Церковь стоит на пригорке, как бы наблюдая, давая “добро” на празднование. Масленица все же — истинно христианский праздник. И даже нечто большее — это надежда на возрождение жизни, это чистота мыслей и устремлений, это очищение и духовное и физическое перед предстоящим празднованием Великой Пасхи.
Подобные праздники, посвященные проводам зимы, характерны не только для русских — и у других народов существуют аналоги. Но ту любовь и тот колорит, что в полной мере переданы Кустодиевым в “Масленице” нигде больше не встретишь.
Вариант 3
Передо мной картина Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица». Художник изобразил зимний день, когда отмечают Масленицу. Это народный праздник проводов зимы. В этот день люди гуляли, отдыхали, ели блины. Масленица – очень весёлый и красивый праздник.
На переднем плане картины я вижу людей, нарядно одетых, увлечённо о чём – то беседующих. Тут же едет тройка лошадей, которой управляет ямщик. Лошадки очень красиво смотрятся на белоснежном снегу. Они богато украшены: сбруя с бубенцами, дуга с колокольчиками, красные попоны. Вдали скачут белые лошади, они везут сани с двумя седоками. Вокруг много народа. Кто – то собрался в гости, другие идут за покупками. Большая толпа около здания театра: люди пришли посмотреть на выступление борцов. Работают магазины, продуктовые лавки, в которых идёт бойкая торговля.
На заднем плане изображено здание храма. Оно красиво смотрится на фоне снега и деревьев, покрытых инеем. Вообще на картине очень много снега. Он везде: на крышах домов, на деревьях, земле. Обилие снега делает это полотно таким зимним, нарядным, ярким. Кажется, сейчас подует ветер, и с деревьев посыплется колючий снежок.
Б.М. Кустодиев использовал яркие краски для написания картины. Это жёлтая, розовая, коричневая, белая краски. Они создают атмосферу праздника и веселья. Ведь впереди весна, и значит, скоро вся природа оживёт после зимнего сна. Потекут ручьи, деревья покроются листвой, будет ярко светить солнце. А пока люди прощаются с зимой, веселятся, мирно беседуют и ходят друг к другу в гости!
Мне картина «Масленица» очень понравилась. Глядя на неё, хочется оказаться на этой площади и окунуться в атмосферу народного гуляния.
Сочинение по картине Кустодиева «Масленица»
Зачем на Масленицу сжигают чучело
Ещё один символ праздника — соломенная кукла, которую в конце недели сжигают на костре. Чучело Масленицы чаще всего делают в виде женщины, хотя в Витебской области на праздник мастерят «Похороны Деда» — белорусский обряд первого дня Масленицы и хоронят деда.
Куклу из соломы и подручных материалов украшают, наряжают в старую одежду и устанавливают на высокий шест. К концу масленичной недели чучело сжигают или закапывают.
Горящее чучело. Изображение: Ruslan117/ Depositphotos
Похожие ритуалы проводятся во время народных праздников в разных странах Европы. По мнению некоторых учёных Адоньева С. Б. Обрядовое чучело: проективный принцип ритуальных практик , чучело олицетворяет смерть и возрождение всей природы или конкретного божества — как правило, связанного с сельским хозяйством.
Каждый год с наступлением весны старую, отжившую солому сжигали Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX — начала XX в., 1979. , возвращая её земле. А она взамен должна была возродиться и принести плоды. Поэтому иногда остатки чучела разбрасывали Фрэзер, Дж. Золотая ветвь, 1928. по полям и клали в ясли для скота, чтобы урожай и приплод были лучше.
Также есть теория Адоньева С. Б. Обрядовое чучело: проективный принцип ритуальных практик , по которой кукла рассматривается как воплощение зимы, нечисти, смерти и болезней. Её сжигают, чтобы очиститься и избавиться от всех скопившихся бед.
У вас получится!
🗹