Список тем для сочинений по произведению Островского «Гроза»

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Островский
  4. По произведению Гроза

Многими признано, что данная пьеса уже давно вошла в историю. Это, безусловно, памятник литературы, который перечитывали, и будут перечитывать еще очень долго. Уже в этой пьесе виден революционный настрой некоторых глав. С помощью данного произведения можно оценить жизнь российской провинции в середине девятнадцатого века.

Основной мыслью произведения является назревший конфликт двух социальных групп, вследствие неразрешимых противоречий двух различных мировоззрений. Кабанова и иже с ней представляют социальную прослойку консервативного купечества, которое негативно относится к любым переменам, как в общественной жизни, так и деловой. Гроза – это символ разрыва между поколениями и предвестник большой бури, которая настанет в жизни всех членов общества.

Никто не спорит, что недопонимания между различными слоями общества случаются и в наше время. Родители не склонны сразу принимать точку зрения своих детей, ведь время быстро течет, а к новым веяниям взрослому поколению все сложнее прислушиваться. Ну, исключения, конечно, бывают, но гораздо реже, чем хотелось бы.

Персонажи, описанные в пьесе, вычерчены очень ясно. Например, Кабанова выступает как антагонист (отрицательный персонаж), но при этом она харизматична и умеет навязывать свою волю. Она смело противостоит молодым. Она верит в себя и свои взгляды. Данные качества можно считать положительными.

Самый трогательный персонаж, Катерина, чувствительна, ей нелегко живется в навязанной системе ценностей. Она главный протагонист ( положительный персонаж). В независимости от позиции автора, ей можно сопереживать.

Не стоит забывать и о великолепных описаниях волжской природы, где вздымаются крутые берега, птицы исполняют свои трели, пролетая над гладью. От растительности рябит в глазах. Так красиво описать природу мог только Островский. Тут-то и противопоставляется красота окружающего мира и неприглядная темень «злого царства» города Калинов.

Произведение выявило обострения противоречий, возникших в середине столетия. Несмотря на козни противников, социальный прогресс уже не остановить. Он врывается в жизнь, как паровоз, который был новинкой в ту пору. Некоторые не дожидаются того, когда мир изменится. Вот и Екатерина не выдержала и решила свести счеты с жизнью.

«Гроза» — остросоциальная драма, цель которой показать, что ничто не вечно. Иногда, кажется, что выхода нет, но это ошибочное мнение. Все изменяется. Главное, ждать и верить. А лучше всего активно помогать наступлению нового будущего. Через много лет группе социалистов удастся свергнуть многовековые устои. С них и нужно брать пример. А в данной пьесе показано, как такие мысли зарождались.

10 класс

Другие сочинения: <- По пьесе Бесприданница? ОстровскийПо произведению Бедность не порок ->

Сочинение на тему Гроза Островского

По пьесе Островского нам нужно написать краткое сочинение и его я начну с того, что уже вначале мы переносимся в жестокий и ужасный мир. Читая работу понимаешь, насколько мы счастливые людьми, ведь очень страшно становится, когда представляешь ту несвободу и удушающую атмосферу Темного царства, где Дикой с легкостью мог ударить, а Кабанова и того хуже. Ее смысл жизни заключается в том, как бы лишний раз кого-нибудь запугать или унизить. В пьесе Островского мы видим безвольное существо в лице сына Кабановой Тихона. Это плод Домостроя, когда во всем и везде нужно подчиняться своим родителям. Видим мы и Бориса, племянника Дикого, что не смог вырваться из мира условностей. Он не смог поступить как велит сердце, а живет и действует как положено.

В пьесе Гроза есть и женские образы. Так, мы видим лихую Кабанову. Есть в произведении и ее дочь с сильным характером, поэтому получалось у нее изворачиваться и быть циничной.

Одним из самых ярких образов пьесы Островского Гроза является образ Катерины. Это единственно живой персонаж, который может любить. Катерина — луч света в мире, где живут наши герои. В этом темном царстве, где не смогла жить героиня, выбрав для себя смерть.

Если говорить о названии произведения, то смысл неоднозначный, и тут я отмечу, что смысл названия произведения зависит от самих героев. Так, из-за своей любви к другому, из-за измены, у Катерины бушует гроза в душе. Кулигин в грозе видит невежество людей, с которым нужно бороться. Для Тихона гроза — это его мать, которой он подчиняется. Для Бориса представляется людская гроза, людская молва, которая страшнее природного явления, поэтому он бежит, оставив Катерину. Но не все так плохо. Назвав свое произведение Гроза, Островский показал нам, что вскоре грядут перемены, ведь после каждой грозы выходит солнце и оно обязательно появится из-за туч и в этот раз.

Общие темы

Драма «Гроза» была написана в 1859 г. В тот же год начались первые постановки на лучших сценах Москвы и Санкт-Петербурга. Пьеса (не роман, не поэма и не рассказ) состоит из 5 действий, но сильно растянута по времени. Между 3 и 4 действиями проходит 10 дней, что не совсем типично для театральных постановок того времени.

Название произведения можно рассматривать буквально — гроза как природное явление пугает главную героиню, усиливает ее психоэмоциональное состояние. Но правильнее будет видеть здесь аллегорию. Городишко Калинов погряз в невежестве, здесь царят нравственная духота и застой, как перед грозой. Самоубийство Катерины становится громом, поразившим маленькое общество. Список общих тем для сочинений на тему «Гроза» Островского для 10 класса выглядит следующим образом:

  1. «Какой жанр присвоил произведению автор». Александр Николаевич считал, что написанное им произведение по жанру относится к драме, но в полной мере ни трагедией, ни драмой «Гроза» не является. Критики того времени дали ей определение «бытовая трагедия». Но и на сегодняшний день этот вопрос остается открытым.
  2. «Анализ произведения». Главной темой становится конфликт двух поколений, давление старших и разное восприятие младших: Тихон молча терпит деспотию, Катерина пытается бороться.
  3. «История написания пьесы». Перед работой Островский совершил путешествие по Волге, заезжал в небольшие города, изучал нравы и обычаи.
  4. «Характеристика главных героев». В сочинении нужно описать образы Катерины, Кабановой и ее сына Тихона.
  5. «Характеристика второстепенных персонажей». Здесь нужно проанализировать образы Варвары, Кудряша, Кулигина, Дикого, Бориса, Феклуши, Глаши.
  6. «Женская доля вначале XIX в.». Деспотизм и домострой, бесправность тех, кто решил пойти наперекор сложившимся устоям.
  7. «Описание русского купеческого быта и нравов». Консервативность семейных понятий и ценностей, полная бесправность молодых женщин перед старшим поколением, малообразованность, тихое и размеренное существование.
  8. «Сохранение человеческого достоинства». Чтобы выжить молодым в городе, нужно быть тихими и покорными, как Тихон, или хитрыми и равнодушными, как Варвара и Борис. Нельзя быть искренней, свободной и порядочной, как Катерина.
  9. «Авторское видение и средства его выражения». Свое мнение Островский отображает в придуманных именах, противопоставлении свекрови и невестки, а также в монологах Кулигина.

Конфликты между поколениями существовали всегда. Основная проблема — «отцы и дети» не хотят слышать и слушать друг друга. Родители считают, что только с помощью диктатуры и полного подчинения детей можно вырастить достойного человека.

Сочинение по пьесе Гроза 10 класс

Начиная сочинение по пьесе Гроза, хочу назвать основную идею данного произведения. В нем показан конфликт, который разразился между представителями двух разных поколений. Все семейство Кабанихи представляет ярко выраженный купеческий образ. Это консервативные люди, придерживающиеся устоявшихся традиций. Они даже не пытаются понять, что интересует молодежь, к чему стремится молодое поколение.

Автору удалось невероятно ярко продемонстрировать, какими были люди в то время. Среди них отдельного внимания заслуживает Кабаниха. Это уверенная в себе и злая особа. Главным ее недостатком можно назвать лицемерие. Если при посторонних она показывает себя добросердечной, то дома выступает в качестве тирана. Она морально давит на собственного сына, делая его жалким, не уверенным в себе человеком.

Правда, не позавидовать и Катерине. Это очень добрая, романтичная особа. Она явно не вписывается в это общество. Не удивительно, что ее судьба складывается не лучшим образом. Именно эта женщина выступает в качестве антипода обществу и устоям, царящим далеко не одно десятилетие. Муж у нее далек от идеала, никаких чувств она к нему не испытывает.

В пьесе показан кризис, возникший в обществе. При этом уже отмечается появление нового сознания. Устоявшиеся принципы продолжают властвовать, но вскоре все должно измениться. Гроза при этом символизирует стихию, способную устранить все пороки минувшей эпохи. Мир претерпит изменения. Только вот Катерина этого уже не сможет увидеть. Ей не удалось выдержать все эти противоречия, и она решается на самоубийство.

Краткое содержание драмы «Гроза»

Чтобы сформировать мнение о произведении, важно понимание самого сюжета драмы.

Для пьесы «Гроза» он общеизвестен. Невестка Катерина до своего замужества проживала в любви и ласке в доме родителей. Выйдя замуж за Тихона, она попадает в дом его матери, купчихи Кабанихи. Здесь царит домострой и практикуется жесткая дискриминация, особенно касательно молодой жены. Тихон, человек безвольный и регулярно пьянствующий, полностью подконтролен и подчинен матери.

Катерина, разочаровавшись в муже, влюбляется в образованного племянника купца Дикого Бориса. Затем испуганная грозой и случайной встречей с сумасшедшей старухой невестка, на свою беду, признается об измене мужу в присутствии свекрови. Вместо прощения молодая женщина получает немилосердное отношение.

Ее любовник вскоре уезжает по приказу Дикого по делам купеческим в Сибирь. Катерина же сводит счеты со своей несчастной жизнью, бросаясь в Волгу.

Сочинение рассуждение по пьесе Гроза

В пьесе показан мещанский быт. Хочу поделиться в сочинении рассуждении по пьесе Гроза своим мнением по поводу всего происходящего в произведении. Здесь явно борется старое и новое поколение. Представителем первого при этом является Кабаниха со своим семейством. Она придерживается устоявшихся нравов и подавляет стремление молодых людей отказаться от этих традиций.

Мне кажется, что данная проблема не перестает оставаться актуальной даже сейчас. Немало родителей по сей день отказываются видеть в своих детях личность. Они стремятся к тому, чтобы дети мыслили также, как они, совершали аналогичные поступки. Папа и мама при этом самостоятельно решают, с кем дружить их ребенку, куда идти учиться и много всего прочего.

При прочтении этой пьесы у меня возникли неоднозначные чувства. Безусловно, поражает и восхищает точность изображения образов, характерных для той эпохи. Чего только стоит одна Кабаниха. Она невероятно злая и лицемерная. В обществе она выглядит некой самаритянкой, готовой всегда оказать помощь. С близкими же она ведет себя, как тиран. Она уничтожает в своем сыне личность. Я считаю, что именно по вине матери он стал беспомощным и жалким, не способным вызвать уважение.

Не меньшее впечатление на меня произвела ситуация, в которую попала Катерина. Это душевно сильная, добрая и светлая особа. Она противопоставляется тому обществу, в котором оказалась. Ей приходится жить с убогим супругом. Полюбить его попросту невозможно. Ведь даже личностью его назвать нельзя. Это пустое место. Катерину невероятно жаль. Ей не удалось выдержать сложившиеся обстоятельства. От безысходности она и решается на самоубийство. В этом и заключается главная тема сочинения по пьесе Гроза.

Эссе по пьесе Островского Гроза

В сочинении по пьесе Гроза Катерина заслуживает особого внимания. Именно с помощью этого образа писателю удалось донести до читателя основную мысль своего произведения. Эта женщина будто несет свет, мыслит здраво. Она верует в Бога, стремится быть полезной людям, хочет узнать все радости материнства. При этом для свекрови она является явной угрозой. Та боится, что невестка окажет влияние на ее сыночка, при этом мать уже не сможет оказывать на него столь внушительное влияние. Чтобы не допустить этого, Кабаниха всячески унижает Катерину, угнетает ее.

Кажется, что женщина не сможет устоять перед столь сильным авторитетом, станет таким же безвольным существом, как и ее супруг. Правда, на деле все оказывается далеко не так. Ей удается показать супругу, что его мама поступает неправильно. Только в отличие от Кабанихи, Катерина не прибегает у грубости. Она объясняет все своему мужу весьма деликатно. Естественно, что поступить так способна только поистине сильная духом женщина.

Автор показал в пьесе весьма типичных для того времени людей. Несмотря на то, что события развиваются в определенном городе, он говорит о том, что что-то подобное может случится и во всех других городах. О том, какие порядки сложились в том городке, становится известно уже с первых строк. Отчетливо видно, что общество нуждается в переменах. Правда, далеко не все жители готовы к ним.

Сочинение по пьесе Островского Гроза кратко

Главным действующим лицом в данном произведении выступает Катерина. Если писать кратко сочинение по пьесе Островского Гроза, то стоит рассмотреть именно этот образ. Женщина является женой явно слабохарактерного мужчины, которого зовут Тихон. Он не способен защитить свою супругу даже от собственной матери. Та постоянно унижает ее, ставит ни во что. Катерина несчастна. Она устала от постоянного гнета, нуждается в нежности и любви. Этим и обусловлена ее связь с Борисом. Правда, она оказывается совсем недолгой.

Борис приезжал в деревню лишь с одной целью – получить наследство. Связь с Катериной для него была лишь интрижкой. Он с легкостью разрывает эти отношения и уезжает. Женщина остается брошенной. Человек, в котором она видела спасение, просто предал ее. Вынести этого она не смогла. Женщина признается в измене супругу. Тот правда даже не смутился. Зато свекровь стала еще более злой и тираничной. Катерина при этом понимает, что жить больше не хочет и не может. Она бросается в реку и погибает. На этом и заканчивается мое сочинение по пьесе Гроза, заданное в 10 классе.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

О восприятии драмы

Школьникам, пишущим сочинение на тему «Гроза», важно пояснить, что пьеса создавалась в предреформное время, накануне отмены крепостного права. В то время одним из наиболее актуальных вопросов общественной жизни являлось положение женщины в семье и обществе. Они не только были полностью бесправны, но и постоянно подвергались насилию. Потребность эмансипации (в правильном смысле этого слова) была весьма яркой.

Учителю не стоит упускать из виду, что для большинства школьников это одно из первых прочитанных ими драматических произведений. Возможно, что у учащихся, в большей степени привыкших читать и анализировать рассказы, повести, романы, восприятие пьесы вызовет некоторые трудности.

Как писал Максим Горький о жанре драмы, такое произведение – наиболее сложно для понимания. Оно лишено, в отличие от других форм литературы, прямой подсказки (комментария автора, описания внешности, события). Драматург также не рассказывает своему зрителю (читателю) о личности героя драматического произведения, о его жизни.

Все это читатель (зритель) узнает, следя лишь за действиями персонажей, их репликами и жестами. Поэтому сочинение на тему «Гроза» достаточно трудоемко для школьников.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: