Историко-философский смысл романа И.А. Гончарова «Обломов»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • Смысл романа Обломов

Роман «Обломов» – произведение XIX века, оно создано в тот момент, когда общество практически разделилось на части. Одна стремилась к прогрессу и развитию во всех областях жизни, другая наоборот – продолжала жить по старым, устоявшимся патриархальным законам. В своем романе Гончаров заострил проблему выбора жизненных устоев и идеологий.

Автор не зря показывает противопоставление характеров: главного героя Ильи Обломова и его друга Андрея Штольца. На контрасте герои представляли собой прошлое — Обломов и будущее — Штольц. И хотя в романе нет четкой позиции автора, становится понятно, чей образ жизни ему более близок.

В изображении главных персонажей Гончаров допускает карикатурное преувеличение превалирующих черт характера. Автор старается показать и плюсы, и минусы противоборствующих сторон. При всей своей всепоглощающей лени и инфантильности Обломов остается милосердным человеком, которого волнуют философские вопросы. Конечно, и Штольца нельзя назвать во всех отношениях идеальным образом человека будущего. Андрей не видит конечной цели постоянной деятельности, не обладает достаточной проницательностью, он мало склонен к самоанализу.

Смысл романа каждый читатель может найти для себя сам. Но все же, в произведении прослеживается единый смысл для всех.

На первый взгляд, кажется, будто Гончаров призывает общество взять пример со Штольца. Но нельзя сказать, что смысл романа состоит в том, чтобы читатель захотел выбрать путь Штольца. Автор предлагает попытаться найти золотую середину между совершенно разными путями. И первый и второй герой теряют нечто важное в жизни. Илья потерял связь с реальностью, потерял время, Андрей лишился своих корней, и конечного итога непрекращающегося труда. Автор видит смысл в преодолении лени, отказе от бесплотных фантазий, прекращении действий ради действий, в попытках осознать смысл своего существования.

Гончаров озабочен формированием новой личности, еще не созревшей в те времена. Она должна была представлять собой всесторонне развитый баланс между исконно русскими проявлениями «обломовщины» и прогрессивным влиянием Европы.

Безусловно, смысл романа в том, чтобы показать насколько дурное влияние оказывает на человека «обломовщина». Ведь Илья умер, будучи еще молодым, по причине нездорового образа жизни. «Обломовщина» разрушает человека изнутри, начиная от быта и образа мышления и заканчивая тлетворным влиянием на общество в целом.

Чему учит?

Роман наглый. Обломов удерживает внимание читателя и помещает это самое внимание на целую часть романа в пыльную комнату, где главный герой не встаёт с постели и все кричит: «Захар, Захар!». Ну разве не вздор?! А читатель не уходит…и даже может лечь рядом, и даже укутаться в «восточный халат, без малейшего намёка на Европу», и даже не решать ничего по поводу «двух несчастий», а всё о них размышлять…Психоделический роман Гончарова очень любит убаюкивать читателя и подталкивает его парировать на тонкой грани между реальностью и сном.

Обломов — это не просто персонаж, это стиль жизни, это культура, это любой современник, это каждый третий житель России, каждый третий житель всего мира.

Гончаров писал роман о всеобщей мирской лени жить, чтобы самому преодолеть её и помочь людям справиться с данной болезнью, но получилось так, что он эту лень оправдал потому только, что с любовью описывал каждый шаг, каждую весомую идею носителя этой лени. Неудивительно, ведь «хрустальная душа» Обломова все ещё живёт в воспоминаниях его друга Штольца, его возлюбленной Ольги, его жены Пшеницыной и, наконец, в заплаканных глазах Захара, который продолжает ходить на могилку своего барина. Таким образом, вывод Гончарова – найти золотую середину между «хрустальным миром» и миром реальным, находя себе призвание в творчестве, любви, развитии.

Основа жизненной философии Обломова

Если говорить кратко, то Обломов – это олицетворение сказочного персонажа, который живет в грезах.

Обломов и Штольц

При этом Илья Ильич не хочет ничего делать, он проживает жизнь «лежа на диване». Своеобразная утопия, деградация.

Так Гончаров характеризует современное общество, которое не готово к переменам. Чрезмерный покой главного героя и не желание что-либо делать — основа сюжета. Штольц, как противоположный персонаж, пытается повлиять на сложившуюся ситуацию, но все его попытки вразумить друга – тщетны.

Штольц и Обломов

Обломов проживает жизнь не в реальном мире, а в мечтаниях

, где грезит об идеальном месте, деревне, в которой он родился и рос.

Обломовка представляется герою идеальным местом, ей он придает сакральное значение. Но пока Обломов мечтает, в деревне происходят определенные изменения.

Штольц же видит своим смыслом жизни труд, он его идеализирует, работает не только для себя, но и для Обломова, регулярно спонсируя его, отсылая деньги.

Основная идея

Гончаров изобразил в романе отмирание старой России и начало новой эпохи, в этом общественный смысл романа «Обломов»:

  1. С одной стороны, мы видим помещичье дворянство в лице Обломова, находящееся в глубоком мировоззренческом кризисе, бессильное и безразличное ко всему.
  2. С другой стороны, мы можем наблюдать новое поколение русских людей в лице Штольца – трудолюбивых, талантливых капиталистов, дельцов, которые живут только работой и зарабатыванием денег.

Главная мысль автора заключается в надежде, что Россия сможет подчерпнуть из двух миров только самое лучшее.

Историко-философский смысл романа «Обломов» Гончарова

Роман фокусируется на помещике Илье Ильиче Обломове, который все время проводит на диване, с упорством препятствуя всякой попытке изменить свое местоположение. Его жизнедеятельность обеспечивает слуга Захар. Обломов предстает как слегка комичный, но вполне реалистичный персонаж. Он не глуп, получил хорошее образование и до некоторого времени интересовался наукой, философией и поэзией. Его образ жизни продиктован его стремлением к покою. Ничего не делая, он мечтал об идеальном уединенном месте.

Весь день к нему приходят знакомые, которые пытаются вытащить Обломова в свет. Но он отказывается, заводя разговоры о своих проблемах. Эта небольшая комичная сцена показывает две проблемы. Первая – это озабоченность Обломова самим собой. Он стремится к покою, и любая проблема на пути к спокойствию становится приоритетной перед всеми остальными событиями жизни. Вторая – Обломов понимает, что он безразличен для всех, поэтому у него нет никакой мотивации поддерживать с ними отношения.

В романе появляется его полная противоположность – человек, который никогда не сидит на месте, старый друг Андрей Штольц. Некоторым кажется, что помимо лени и активности, у них противопоставляется и глубина внутреннего мира. С такой точки зрения, Штольц, постоянно находясь в движении, не находит место для самого себя и очень много теряет в духовном плане, в то время как Обломов сконструировал свой внутренний мир так хорошо, как только мог. Но автор не ставит четких разграничений. Он не упрекает Обломова за его лень и не упрекает Штольца за его поверхностность. Гончаров, писав от третьего лица, представлял героев больше в том свете, в котором они видят сами себя, чем так, как их видели незнакомцы. Оба героя как минимум нейтральны, если не сказать, положительные.

Штольц становится катализатором событий в романе. Приехав, он первым делом вытаскивает Обломова из его квартиры. И Илья Ильич начинает кардинально меняться.

Штольц привел его в очередной дом, принадлежащий Ильинским, где Обломов познакомился с Ольгой, в которую в этот же день влюбился. Но «Обломов» не стал бы великим романом, если бы он был просто о любви, вытаскивающей человека со дна. У Ольги и Андрея был разработан план в отношении Обломова. Если Андрей действительно беспокоился о своем друге, то Ольге, скорее, было просто интересно, что из этого выйдет. Она поддержала энтузиазм Штольца.

На какое-то время Обломов меняет свой образ жизни. Он начинает рано вставать по утрам, вновь интересоваться внешним миром. Но так продолжается не долго. Решившись на переезд с дачи в город, он постепенно теряет свою пылкость из-за сложности задачи. И как только Андрей уезжает, Обломов сдается судьбе. Он переезжает в квартиру Тарантьева, который хочет приблизиться не столько к Илье, сколько к его будущему богатству. А через некоторое время он оказывается в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

Он вновь оказывается окружен людьми, которые ему прислуживают. Обломов возвращается в прежнее русло, правда пока неуверенными шагами. Но его подстегивает то, что атмосфера вокруг все более становится похожей на родную Обломовку, которую он видел в своих мечтах. Из-за этого Илья отдаляется от Ольги, которая постепенно понимает, что их план провалился. Когда пошли слухи об их женитьбе, Обломов разозлился, что все решили без его ведома. И, в первую очередь, он был зол на Штольца, который вытащил его из комфортного обитания.

Но вскоре ему стало все равно. Брат Пшеницыной Мухояров постепенно осуществлял план, который позволит забрать у Обломова все имущество, но еще недавно энергичный Илья Ильич не замечает того, что творится у него под носом.

Ольга смиряется с тем, что ее любовь оказалась неудачной. Обломов же находит свою любовь в Пшеницыной, как и она в нем. Но если в чистоте чувств Агафьи Матвеевны сомневаться не приходится, то Обломов здесь скорее нашел уют, нежели любовь. В финале становится понятно, что он нашел свое счастье, каким бы оно ни было.

Автор показывает, что счастье может быть разным. Андрей Штольц пытался изменить своего друга, потому что думал, что так будет лучше. Но это нельзя назвать эгоистичным поступком. Он просто не знал, что счастье может быть иным.

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе «Обломов» представляет собой солнечную систему: в центре Илья Ильич, а вокруг него те или иные люди. Почти все герои имеют антиподов, равных по значению. Так, ленивому и меланхоличному Илье противостоит деятельный и активный Андрей, образованной и настойчивой Ольге — простая и покорная Агафья. Антитеза в романе «Обломов» является основой системы образов. Вот наглядная таблица от Многомудрого Литрекона:

имяхарактеристика
илья ильич обломовпомещик, потомок древнего дворянского рода, отставной чиновник. апатичный и ленивый толстяк. в то же время очень чувствителен и сострадателен. склонен к философствованию. воспитывался в семейном имении, окружённый заботой и всеобщим обожанием. в результате вырос абсолютно не приспособленным к реальной жизни человеком. попробовал пойти на государственную службу, но, не выдержав давления, ушёл в отставку и снял квартиру, где проводил свою жизнь в праздности и мечтаниях. попытка вывести героя из этого состояния заканчивается полной неудачей, и он ещё глубже погружается в себя.
андрей иванович штольцантипод обломова. сын русской дворянки и немца-иммигранта. худощав, целеустремлён и прагматичен. воспитывался в строгости, а после и вовсе был выставлен из дома. добился дворянства и разбогател. с детства дружил с обломовым и проявлял большое участие к его судьбе. с помощью ольги ильинской попытался вывести друга из состояния хандры, но потерпел неудачу. спас обломова от мошенников, взял в управление его имение, а позже взял на себя воспитание сына обломова. женился на ольге ильинской, но брак не был счастливым.
ольга сергеевна ильинскаямолодая дворянка. красавица. активная, жизнерадостная и образованная девушка. ради интереса вызвалась помочь штольцу вернуть к жизни обломова. однако со временем их отношения переросли в серьёзные чувства. была некоторое время помолвлена с главным героем, но свадьба так и не состоялась. разочаровавшись в любви, выходит замуж за нелюбимого штольца. отношения между супругами вполне благополучны, но прохладны.
агафья
матвеевна

пшеницына

антипод ильинской. недалёкая, но добрая женщина. скромная, обходительная и трудолюбивая домохозяйка. единственное её увлечение – работа по дому и походы на рынок. домоседка. не читает книг и не интересуется внешним миром. стала идеальной супругой для обломова. подарила ему всю свою заботу и искренне тосковала по нему.
захаркрестьянин. слуга обломова. грубый, ленивый и зловредный мужик. плутоват. никудышный работник. любит говорить гадости про своего хозяина. в то же время искренне предан ему и не терпит оскорблений в сторону обломова от других людей. после смерти главного героя становится бездомным попрошайкой и искренне тоскует по хозяину.

Цели Обломова очень просты:

Обломов с детства был приучен к безделью. Мальчику не позволяли шалить, всячески ограничивали его стремление изучать происходящее вокруг. Всегда рядом был верный слуга Захар, готовый помочь ленивому барину в любом деле.

Все жители деревни были такими же лентяями. «Тихо и сонно всё в деревне… Тишина и невозмутимое спокойствие царствует и в нравах людей в том краю». Так описывал И. А. Гончаров любимый дом Ильи Ильича. Главный герой с ранних лет наблюдал такой стиль жизни, который в итоге стал основой его собственного бытия, такого же бездеятельного и ленивого, ему он следовал до конца своих дней.

Философия жизни Ильи Ильича

Герой романа олицетворяет сущность типичного русского человека. Да и не только русского, во всём мире живёт множество бездельников, похожих на него. Такие люди не желают ничего делать, ничем не интересуются, не увлекаются, стремясь к спокойной и линейной жизни, без забот и трудностей.

6 стр., 2841 слов

И. А. Гончаров «Обломов» Композицияи художественное своеобразие …

… сильнее, то видны философские мысли самого автора касательно быстротечности жизни любого человека, его мыслей и действий на тонко преподнесённых художественных особенностях романа «Обломов». Описание персонажей Нужно отметить, что … стороны, описывается Обломов, всю жизнь посвятивший ленивым размышлениям, а с другой стороны, Штольц, для него нет ничего важней работы. При этом оба персонажа так и …

Штольц и Обломовка

Примечательно, что в конце произведения Штольц находит семейный покой в своем поместье, живя там с женой и детьми – то есть, по сути, погружается в «обломовщину», которую осуждал в Обломове. Видимо, причиной тому стали русские корни Андрея Ивановича, перевесившие энергию и практичность немецкой, трудовой ментальности, которую он перенял от отца. Кроме того, косвенным смыслом жизни Штольца тоже была Обломовка – он регулярно высылал Обломову денег, занимался решением вопросов с поместьем, даже в конце звал Захара к себе (Захар в конце произведения выступает олицетворением «умирающей» Обломовки). Штольцу всю жизнь не хватало этих ментально-русских ценностей, но он был слишком практичным человеком, чтобы понять, к чему всю жизнь неосознанно стремился – ведь только в гостях Обломова он находил нужный ему душевный покой.

О чем роман?

Ключевой темой в романе стала судьба героя, впавшего в жизненную апатию, несмотря на то, что он не чужд «высоких помыслов», обладает «пылкой головой» и «гуманным сердцем». Обломов — это не просто ленивый помещик в старом халате, воспитанный в дворянско-помещичьей среде с присущими ей тишиной, неподвижностью, сном, под властью которых пребывают и барин, и слуги, и крепостные, и сама природа. В ходе работы над произведением Гончаров значительно углубляет образ главного персонажа. Характер Обломова постоянно развивается. Он сам задается вопросом: «Однако… любопытно бы знать… отчего я… такой?» Говоря своему другу Андрею Штольцу, что «его жизнь началась с погасания», Илья Ильич объясняет: «Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушал толки, сплетни, передразнивание, злую и холодную болтовню, пустоту…» Обломову противны «деятельные» страсти и сплетни, он не видит смысла в том, чтобы устраивать карьеру. Он ясно видит то, что происходит вокруг, — «не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку…»

Гончаров нередко говорил о несовместимости этого идеала с нынешним «веком», где всех волнуют «казенные квартиры, удачная женитьба, модное сочинительство, накопительство и подобные страсти и цели». Все это — суета и бездуховность. Обломов восклицает: «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?.. Все это мертвецы, спящие люди…»

Несмотря на «обломовскую бездонную лень, апатию, сон», Илья Ильич способен на сильное и глубокое чувство. Именно любовь преображает Обломова. Роль Ольги — это роль ангела в судьбе главного героя, которого она смогла расшевелить. Именно христианским участием мотивирован интерес Ольги к Илье Ильичу. Она называет свою любовь долгом и говорит: «Мне как будто Бог послал ее… и велел любить!» Несмотря на несчастливое окончание любовной истории Ольги и Ильи Ильича, он навсегда сохранит в душе ее светлый образ, а она никогда не перестанет любить «честное, верное сердце» Обломова.

А вот как о своем герое говорит сам Гончаров: «У меня был один артистический идеал: это — изображение честной, доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и, наконец, окончательно охладевающего и впадающего в апатию и бессилие от сознания слабости своей и чужой, то есть вообще человеческой натуры». Именно такой в конце романа Илья Ильич. Штольц говорит, что «честное и верное сердце» Ильи Ильича — его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь…» Начало «в высшей степени идеалиста» действительно свойственно герою, и это позволяет ряду исследователей соотнести его с героями произведений мировой литературы — Гамлетом Шекспира и Дон Кихотом Сервантеса. Гамлетовским «быть или не быть» звучит для Обломова вопрос: идти вперед или остаться в состоянии покоя? С Дон Кихотом Илью Ильича объединяют не только чистота души и идеализм, но и отношения с его слугой Захаром. Он объединяет в себе и высокие устремления, и комизм, и трагизм этих великих «прототипов». Герой «Обломова» становится их «преемником», характером, одновременно принадлежащим как своей эпохе, так и вечности.

Чем закончился роман?

Жизнь героя оборвалась от ожирения сердца. Он потерял Ольгу, он потерял себя, он потерял даже свой талант – способность мыслить. Проживание с Пшеницыной не пошло ему на пользу: он погряз в кулебяке, в пироге с требухой, который поглотил и засосал бедного Илью Ильича. Его душу съел жир. Его душу съел отремонтированный Пшеницыной халат, диван, с которого он стремительно сползал в бездну внутренностей, в бездну требухи. Таков финал романа «Обломов» — мрачный, бескомпромиссный приговор обломовщине.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: