Сочинение: Смысл названия в романе «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Смысл названия романа Капитанская дочка

«Капитанская дочка» — историческая повесть Александра Сергеевича Пушкина, отразившая время правления Екатерины Великой. Повествование ведется от лица Петра Гринева, который на момент написания произведения является достаточно пожилым человеком. Он рассказывает о событиях, произошедших с ним во время восстания Пугачева. Несмотря на то, что образ Гринева является центральным, свое название повесть получила благодаря главной героини дочери капитана Миронова — Маши.

Маша Миронова – воплощение идеала писателя. Она наделена такими качествами характера как чувства долга и чести, преданности и отваги. Девушка способна на истинную жертвенную любовь, ради которой готова совершить подвиг.

Впервые Пушкин знакомит читателя со своей героиней в тот момент, когда Гринев по службе прибывает в Белогорскую крепость. Девушке было 18 лет, светло-русые волосы аккуратно зачесаны за уши, круглое лицо покрывал румянец. Дочь капитана Миронова кажется герою спокойной, робкой и немного пугливой. Но первое впечатление оказывается ошибочным. Маша умна, благородна и честна. С лучшей стороны характеризует девушку то факт, что на предложение о замужестве Гринева она не может дать согласие без благословения родителей молодого человека. Маша любит Петра и заботится не только о себе, но и о счастье и благополучии Гринева.

Во время захвата Белогорской крепости пугачевцами героиня теряет родителей, они оказываются убитыми на глазах дочери. Маша остается сиротой и оказывается в плену у Алексея Швабрина, который хочет жениться на ней. Но для девушки такое замужество сродни погибели, о чем она открыто и честно говорит Алексею. Маша находит способ передать письмо Петру, который незамедлительно приходит на помощь девушке. Он вызволяет ее из плена и отправляет к своим родителям, которым дочь капитана Миронова сразу начинает нравиться своей душевной простотой и добротой.

По несправедливому доносу Петра Гринева обвиняют в сговоре с Пугачевым. Чтобы вызволить любимого из заточения Маша отправляется к императрице. Ей она рассказывает о всех событиях, произошедших в Белогорской крепости, и просит отпустить Петра. Екатерина, проникшись симпатией к бесстрашной и отважной девушке, помогает ей. Маша избавляет Петра Гринева от суда и приговора также, как и он некоторое время назад спас ее.

Таким образом, в дочке капитана писатель воплотил свой идеал честного и благородного человека. Девушка способна на отважный подвиг ради своей любви, сильный характер героини помогает ей справляться с теми трудностями, которые преподносит жизнь. Поэтому, как мне кажется, повесть и названа в честь Маши Мироновой.

Вариант 2

«Капитанская дочка» стала одной из самых известных исторических повестей, написанных Александром Сергеевичем Пушкиным. В центре событий Петр Гринев, который вынужден служить в Белогородской крепости, которая после разворачивания исторических событий была захвачена бунтующим населением.

Отец говорит Гриневу слова благословения на тяжелую и ответственную службу «Береги честь смолоду», эти слова становятся эпиграфом ко всему произведению. Даже в самых трудных ситуациях старается придерживаться слов, которые дал ему отец. Даже когда ему приходиться находиться между жизнью и смертью, он старается придерживаться простых истин, поэтому часто выходит настоящим победителем из любых ситуаций.

Но почему произведение называется именно «Капитанская дочка»? Потому что из всех, именно Маша Мирнова полностью выполняет слова, написанные в эпиграфе. Ей никто не говорил подобных слов и не давал наставлений, но ее воспитание не позволяет ей жить по-другому. Ее натура не позволяет ей поступать иначе, она старается придерживаться того, что дали ей родители. Она переживает смерть обоих родителей, но Маша, несмотря на то, что сама могла пострадать от рук бунтарей, сохраняет свою честь и отношение к окружающего мира.

Мирнова не соглашается стать супругой Гринева, который оказался предателем, несмотря на то, что он угрожает ей заморить девушку голодом. Она предпочитает голодную смерть, вместо того, чтобы стать супругой недостойного человека.

Она готова сохранять верность своему любимому и бороться за собственное счастье. Она обладает кротким и спокойным характером, но при этом внутренне она сильна и непоколебима. Она готова бороться за происходящее в ее жизни, готова проявлять любовь и искренность.

Девушка куда сильнее своего возлюбленного под именем Петруша, и именно девушка становится решающим фактором в судьбе главного героя, потому что, осмелившись идет к императрице. Ее качества и смиренность духа, любовь к другому человеку покоряют властную женщину до глубины души, она готова помиловать и простить Петра, потому что проникается симпатией к молодой девушке, готовой бороться за собственное счастье.

Для Пушкина она становится идеалом, который готов бороться за собственное счастье. Несмотря на суровость внешней обстановке, смерть близких людей и развязавшееся противостояние, она смогла сохранить в своей душе любовь к людям и искренность, силы бороться с окружающим миром за счастье и желание жить рядом с любимым человеком, сражаться за его жизнь.

Сочинение на тему смысл названия романа

«СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» Самые значительные произведения русской литературы XIX века отличаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики составляет одно из главных качеств, характерных для произведений русской классической литературы. Это качество наглядно проявляется в их заглавиях, часто выражающих в условной, обобщенной форме суть поднимаемых проблем. Особую группу составляют заглавия, заключающие в себе антитезы: “Война и мир”, “Преступление и наказание”, “Волки и овцы”. Сюда относятся “Отцы и дети” И. С. Тургенева. Это самый известный роман писателя. О чем он? Почему сохраняет он и сейчас для нас свою ценность? Для понимания произведения важно уяснить смысл его названия. Это не так легко, как может показаться. Заглавие романа не содержит прямого объяснения. Скорее, оно представляет задачу, поставленную перед читателями. Найти ее решение — значит приобщиться к тем идеям, которые в художественной форме воплотились в романе Тургенева. Сосредоточивая внимание на заглавии, необходимо учитывать его роль и место в художественной системе, которую представляет собой любое литературное произведение. Как известно, в последнем выделяются три стороны: предметная, словесная и композиционная. Главными элементами предметного мира произведения являются персонажи, рассматриваемые в рамках сюжета. Заглавие нередко связано с указанными элементами. Важнейшая сторона литературного произведения — его речевой строй также проявляется в заглавии, представляющем словесную конструкцию, не только указывающую на предмет, но и отражающую авторский выбор самых подходящих слов. Кроме этого, заглавие, являясь абсолютным началом текста, несет важную композиционную функцию, объединяя все элементы художественной системы. Их вышеобозначенная связь с заглавием подчеркивает особую роль последнего и намечает те направления, в русле которых целесообразно проанализировать заглавие романа “Отцы и дети”. Во вступлении было указано на группу заглавий произведений русских классиков, к которой примыкают “Отцы и дети”. Более пристальный взгляд позволяет выделить в рассматриваемом заглавии некоторую особенность по сравнению с названными романами Толстого и Достоевского. “Война и мир”, “Преступление и наказание” как заглавия содержат противопоставление и сопоставление отвлеченных понятий. “Отцы и дети” заключают в себе указание на действующих лиц и их расстановку, обобщенно представляют систему персонажей романа. В сознании читателя, обогащенного житейским опытом, отцы и дети мыслятся в неразрывной и нередко конфликтной паре. В этом заключается другая особенность при его сравнении, например, с “Волками и овцами” А. Н. Островского. Какой же конфликт задается самим названием романа? Смена поколений, вытеснение старого новым — проявление всеобщей жизненной закономерности. Роман Тургенева вряд ли является простой иллюстрацией этой мысли, блестяще выраженной Пушкиным во второй главе “Евгения Онегина”: Увы! на жизненных браздах Мгновенной жатвой поколенья, По тайной воле провиденья, Восходят, зреют и падут; Другие им вослед идут… Тургенев сосредоточивается на особенностях конкретного проявления общей закономерности. В связи с этим роман оказался очень злободневным. По-другому можно сказать, что современный жизненный материал осмыслялся Тургеневым с позиций общечеловеческих понятий. Такая позиция писателя предопределила наличие второго, глубинного пласта содержания романа, в котором выдвигаются “вечные” темы. Современно-бытовое и вечное сталкиваются в романе, создавая его многомерность, делая картину изображения действительности более сложной, более жизненной. Не случайно роман начинается точной датой (20 мая 1859 года), а заканчивается проникновенными словами Тургенева о “вечном примирении и о жизни бесконечной…”. Необходимо отметить, что такое понимание романа вступает в противоречие с широко распространенным взглядом на него Д. И. Писарева, сосредоточившегося на уровне идейного конфликта молодого и старшего поколений. Проблему “отцов и детей” критик пытался решить практически, исследуя, “как действуют на человека, подобно Тургеневу, идеи и стремления, шевелящиеся в нашем молодом поколении…”. Для Писарева Тургенев — “один из лучших людей прошлого поколения”. Поразительно, что критик не оставляет автору права быть главным выразителем идей своего романа. Его “мнения и суждения”, “выраженные в неподражаемо живых образах, дадут только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей”. Писарев увидел “выведенные явления жизни” как очень близкие для себя, такие близкие, “что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа”. Именно эта близость оказалась главным фактором, повлиявшим на мнение автора критического разбора романа в 1862 году. Разбор не случайно назван именем главного героя, в котором сосредоточился, по критику, весь смысл романа: “теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум… выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни”. Поэтому критик мог написать такие слова: “Когда умер такой человек, как Базаров… тогда стоит ли следить за судьбою людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу, Ситникову?” Между тем, на наш взгляд, судьба названных героев имеет прямое отношение к общему смыслу романа, ключ к которому заложен в его названии. Не будем осуждать Писарева за то, что он сузил, на наш взгляд, смысл романа и соответственно смысл его названия. Глубина тургеневского произведения выявилась с определенного исторического расстояния. Не исключено, что в будущем добавятся новые штрих! к пониманию “Отцов и детей”. На сюжетном уровне название “Отцы и дети” задает тему взаимоотношений двух поколений мыслящей части русского общества в 60-е годы XIX века. Это было время появления в России новой общественной силы — разночинной интеллигенции. Дворянское сословие перестало безраздельно господствовать в обществе. Тургенев запечатлел социальный конфликт своего времени, конфликт между дворянами и “третьим” сословием, активно выступавшим на историческую арену. Главные представители названных общественных сил в романе — Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Демократизм Базарова и аристократизм Кирсанова Тургенев подчеркивает даже мелкими, но очень характерными деталями. Сравним описание героев в одинаковой ситуации: при рукопожатии. Знакомясь с Базаровым, Николай Петрович стискивает “его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал”. А вот другое описание: Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, показавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику”. Принципиальным является различие в одежде героев и их отношении к ней. Базаров говорит: “Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку”. “Одежонка” Базарова — “длинный балахон с кистями”. Не случайно в то же “мгновение” появляется Павел Петрович, “одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки”. Задумаемся о том, как можно осмыслить противопоставление героев по одежде. Ясно, что за небрежностью Базарова стоит его “нигилизм”, а за изысканностью Кирсанова — его “принсипы”. Однако нельзя забывать, что перед нами люди разного возраста, разных поколений. Каждое поколение имеет свою моду, в том числе на одежду. Отцы и дети должны отличаться друг от друга. Внешнее различие — только знак отличия внутреннего. Без него не будет развития. Время не стоит на месте. Сын повторяет отца на новом уровне, это можно проследить на примере Аркадия и Николая Петровича. Однако главный вопрос состоит в том, что приносит новое поколение. Хочется верить, что история идет по пути прогресса. Но разве не возможны издержки? Все это “заложено” в понятие “отцов и детей”, которое, применительно к роману Тургенева, не сводится к однозначному противопоставлению “отцов” (либеральных дворян) и “детей” (демократов). Политический конфликт — может быть, главный конфликт тургеневского времени, но не тургеневского романа. Столкновение главных героев выявляет глубочайшее различие всего их мировоззрения, а оно не может быть резко обособленным у каждого поколения. В этой среде новое вызывает сигнал тревоги, привлекает напряженное внимание с целью разобраться, что отрицается, что предлагается взамен. И здесь проявляется “детская” черта Базарова, которому легче отрицать, чем создавать. “Отцы” в чем-то оказываются, как это и положено, мудрее “детей”, пока последние, в свою очередь, не стали отцами. “Отцы” не отрицают ни Рафаэля, ни Пушкина, сами воплощают определенный жизненный опыт. Он получает новое освещение, когда Базаров повторяет ситуацию Павла Петровича. Вместе с тем новая жизнь, новая обстановка “отставляет” таких людей, как братья Кирсановы. Сам Николай Петрович соглашается, что “песенка наша спета”. Однако “дети”, вытесняя “отцов”, сами оказываются бессильными перед временем. Это остро осознает Базаров в сцене, где он говорит: “…и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет…” Проблема “отцов и детей” получает в романе Тургенева философское обобщение. Что представляет название романа в плане словесном? Выражение “отцы” и “дети” в контексте романа неоднозначно. У Базарова и Аркадия отцы — участники сюжета. Упоминаются прямые родственные связи других персонажей. Однако название романа метафорично. Под “отцами” можно понимать все старшее поколение, на смену которому идут молодые — “дети”. Важно отметить образность названия. Мысль, заключенную в нем, трудно было бы выразить с помощью отвлеченных понятий, например: “Старые и новые”. Сколько сюда не вошло разных смысловых нюансов! Заглавие романа Тургенева несет важную организующую функцию. Тема “отцов” и “детей” буквально пронизывает все повествование. Уже в самом начале Николай Петрович Кирсанов представляется читателям и как отец, ждущий сына, “получившего, как некогда он сам, звание кандидата”, и как сын “боевого генерала 1812 года”. Он же в десятой главе вспоминает, как сказал однажды своей матушке, что “вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям”. “Вот теперь настала наша очередь…” — продолжает Николай Петрович. В историях героев постоянно намечаются противопоставления поколений. Так, Базаров говорит о своих родителях: “Я думаю: хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьдесят лет хлопочет, и матери моей хорошо: день ее до того напичкан всякими занятиями, ахами и охами, что ей и опомниться некогда, а я…” Особенно значительны размышления Николая Петровича в одиннадцатой главе, когда он ясно осознал свое разъединение с сыном. “Брат говорит, что мы правы, — думал он, — и, мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами… Молодость? Нет: не одна только молодость”. В романе Тургенева звучит мотив перемен. “Преобразования необходимы…” — думает Аркадий, подъезжая с отцом к усадьбе. “Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты”, — восклицает Павел Петрович. Мотив перемен звучит и в эпилоге. Базаров оказался выключенным из жизни. Его попутчик Аркадий сам стал отцом и пошел по пути своего отца. Однако он добивается в хозяйстве лучших результатов, и “ферма” уже приносит довольно значительный доход. Видно, что-то “новое” у Аркадия все-таки есть. Но как-то неловко становится, вспоминая его дружбу с Базаровым. Случайно ли Николай Петрович вспоминает в самом начале стихи Пушкина? О чем они? Как грустно мне твое явленье, Весна! Весна! Или с природой оживленной Сближаем думою смущенной Мы увяданье наших лет, Которым возрожденья нет? Конечность человеческой жизни и бесконечность действительности — и об этом напоминает нам роман, являющийся документом своей эпохи. Как можно обобщить все вышесказанное? В чем же, наконец, смысл названия романа? “Отцы и дети” — это символ вечно обновляющейся жизни. Роман “Отцы и дети” — о жизни, такой, какая предстала перед Тургеневым, и такой, как он ее понял.

Капитанская дочка — смысл названия

В романе А. С. Пушкина » Капитанская дочка» описывается восстание крестьян и казаков под предводительством Емельяна Пугачёва. Попытка силой свергнуть существующую власть не удалась, но показала ей, что положение крестьян надо менять, так как оно было незавидным, если не сказать плачевным.

Свободно жить, будучи не обремененными налогами, эти люди не могли. Причиной тому было распределение земель между вотчинниками, помещиками, государством, при котором не учитывалась потребность крестьян в собственных землях для ведения подсобного хозяйства. Пошло разделение крестьян на владельческих и черносошных.

Первые проживали на так называемых » белых » землях, поэтому освобождались от налогов, но были подневольными, выплачивали оброк, барщину. Они были феодальной собственностью и не имели право уходить от своих хозяев.

Вторые проживали на землях, принадлежавших государству. Будучи формально свободными, они все равно были обязаны работать на государство. Выполняли такую повинность, как тягло, несли службу в войсках. В случае Пугачева, когда он хотел уйти в отставку, ему не дали этого сделать, что послужило толчком к внутреннему бунту, который впоследствии вылился в казаче — крестьянское восстание. Оно было подавлено властями и теми, кто даже в чем — то сочувствовал восставшим и понимал их, но были верны своей присяге: это и комендант Белогорской крепости — отец Маши и Петр Гринев, ее возлюбленный. Они быстро почувствовали симпатию друг к другу, так как были людьми одного и того же воспитания в духе чести, преданности и долга. У обоих был жизненный стержень.

Петр и Маша были влюблены по — настоящему, не на словах, а на деле. Доказательством тому служит тот факт, что кроткая девушка, обладая стойким характером и силой воли, ради своего любимого решается на рискованный шаг – просить помилование для своего любимого. Царица могла рассердится и приказать казнить обоих, но Маша не думает о себе, все ее мысли заняты спасением любимого человека, обвиненного в сговоре с мятежником Пугачёвым. Екатерина вторая не стала лишать девушку родной души, ведь у нее, кроме Петра, никого нет. Ее отец погиб, защищая крепость.

Таким образом, смысл названия романа » Капитанская дочка » связан с понятием о долге, преданности и чести, которое капитан крепости — отец Маши — привил ей с детства. » Жизнь – Родине, честь – никому » — эти слова были для нее не пустым звуком. Она доказала своей жизнью и поступками, что достойна быть дочерью капитана.

Другие сочинения: <- Критика о произведении Дубровский? ПушкинИван Петрович Берестов в повести Барышня-крестьянка ->

Сюжет произведения Капитанская дочка

Петр Гринев — это типичный представитель своего класса, сын мелких помещиков, имеющих около 300 крепостных крестьян (очень немного, деревня или две). Мать его крайне любит, поскольку он единственный ее выживший ребенок, «дядька», приставленный к нему крепостной, всячески оберегает. Однако, когда Петру было 16 лет, отец решил, что ему пора на военную службу и отправил в Оренбургскую крепость (жуткую в то время провинцию). По пути Петр знакомится с беглым казаком, они проникаются взаимной симпатией, и Петр дарит ему свой заячий тулуп, даже не подозревая, что этим радикально меняет свою жизнь.

Приехав в крепость, Петр знакомится с капитаном Мироновым и его семьей, женой и дочерью. Петр сближается с семейством капитана, а также с офицером Швабриным. Швабрин порочит в глазах Гринева Машу, откровенно клевеща на нее, поскольку та отказала ему, когда офицер предлагал ей стать его женой. Однако обман раскрывается и Гринев вступается за честь Марьи. Отношения с Швабриным навсегда портятся.

Во время всех этих событий отовсюду расходятся слухи о Пугачеве, о том что тот идет с войском.

В один из дней войско Пугачева доходит до Оренбурга, где жители его встречают чуть ли не с хлебом-солью. Пугачев казнит только дворян и военных и только тех из них, кто не приносит ему присяги. Мироновых казнят, только болеющую Машу прячут в городе. Петр узнает в Е. Пугачеве того самого беглого казака, которому он подарил свой тулуп. Тот тоже узнает Петра и не казнит его, когда тот отказывается принести присягу. Более того, он позволяет Петру спасти ставшую сиротой Машу от домогательств Швабрина, перешедшего на сторону лжецаря.

Когда Оренбург был отвоеван обратно, Гринева по ошибке арестовали за предательство, за присягу Пугачеву. Тогда Марья не побоялась пойти к самой Екатерине Великой и рассказать все, как было. Той смелость девушки понравилась и она освободила Петра.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: