Смысл произведения Герой нашего времени и его названия

За год до гибели Михаила Лермонтова вышел в свет его психологический роман «Герой нашего времени». Автор работал над произведением два года. Писатель хотел в лице главного героя показать молодое поколение того времени.

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова, написанный в 40-ых годах 19 века не собирается терять своей актуальности и в наше время. По всему миру своим любимым произведением этот роман считает множество людей, в том числе огромное количество иностранцев, начинающих учить русский язык ради бессмертной литературы. Каков же смысл романа «Герой нашего времени»?

Смысл названия романа «Герой нашего времени»

М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» пытался показать молодого человека, принадлежащего к периоду начала девятнадцатого века. Его желание продемонстрировать читателям уникального человека, выходца из своего сословия было столь велико, что он наделил своё произведение таким утверждающим и всеохватывающим названием. Но какой смысл несет в себе заглавие романа?

Многие исследователи сошлись во мнении, что М.Ю. Лермонтов, когда создавал свой роман, черпал идеи из произведения «Исповедь сына века», автором которого является представитель Франции А. Мюссе. В этой книге мастер слова поведал о судьбе юноши, который с чистым сердцем говорил о своих слабостях, греховных поступках. Молодой человек делился своими нелицеприятными поступками, которые вызывали у окружающих его людей лишь осуждение.

Автор «Герой нашего времени», вдохновившись французским произведением, выбрал такое заглавие романа, которое было бы обращено к современникам. М.Ю. Лермонтов как будто спрашивает у своих с читателей: готовы ли они в своей жизни стать примером идеальной совершенной личности?

Однако некоторые литературоведы считают, что автор в названии показал все слабости и пороки, которые были у представителей его времени. Отсутствие смысла жизни, пустота души, нежелание двигаться дальше отравляют существование каждого. Трагедия целого поколения, нереализованные личности.

Но кто он? Кто герой нашего времени? Великий мастер слова интригует читателя своим названием. О чем пойдёт речь в романе? Какие образы, события, чувства и эмоции описывает автор? Герой нашего времени — собирательный образ. Роман, в котором отражены душевные страдания, переживания, метания человека. Но не одного конкретного взятого человека, а целого поколения людей. Эти люди не лишены положительных качеств, они образованны, умны. Но у них нет стимула к жизни, намеченной цели.

Название «Герой нашего времени» — это поиск истинного героя целого общества. Только удастся ли его найти? Ответ на вопрос даёт М.Ю. Лермонтов в своём романе.

О чем книга Герой нашего времени

Роман состоит из пяти глав, которые расположены не в хронологическом порядке. Лермонтову хотелось, чтобы читатель вначале переживал, потом думал и делал выводы.

Роман начинается с самой печальной и трогательной главы под названием «Бэла». В этой главе читатель впервые знакомится с главным героем: молодым офицером Григорием Александровичем Печориным. Он служит военной крепости на Кавказе под началом коменданта Максима Максимовича, доброго и мудрого дядьки.

В крепости Печорин ведёт себя странно: «то бесстрашно скачет на лошади по скалам», то вдруг начинает жаловаться на насморк и озноб как изнеженная девица.

Чтобы развеять тоску молодого человека, Максим Максимович берёт его на черкесскую свадьбу. Печорину очень понравилась дочь хозяина — черкешенка Бэла. Он решил её выкрасть руками родного брата девушки Азамата, которому Печорин обманным путём помог заполучить лучшего коня разбойника Казбича.

Пленница вначале боится Печорина, но потом привыкает и влюбляется в него. Да только его чувства уже остыли. В этом весь Печорин: он быстро вспыхивает и быстро гаснет.

Мстительный Казбич в отсутствии мужчин ворует Бэлу, а потом тяжело её ранит, поняв, что ему с ней не уйти от погони. Бэла после тяжёлого ранения прожила недолго и скончалась. Печорин винит себя в смерти девушки.

Вторая глава раскрывает эгоизм Печорина. Называется она «Максим Максимович». В ней показана встреча Максима Максимовича и Печорина после долгой разлуки. Максим Максимович очень обрадовался старому другу (им много пришлось вместе пережить), хотел его обнять. Печорин холодно отстранился от Максима Максимовича; глаза его были полны равнодушия.

Глава «Тамань» рассказывает о том, как Печорин из-за своего эгоизма и излишнего любопытства вмешался в «мирную» жизнь контрабандистов и разрушил её. После того, как Печорин выбрался из воды (девушка-ундина пыталась его утопить), он понял, что причинил вред всем: и девушке, и Янко, и мальчишке со старухой.

Четвёртая глава романа «Княжна Мери» — самая большая. В ней много сюжетных линий, которые переплетаются друг с другом и приводят к печальному концу: Печорин на дуэли убивает Грушницкого, любимую Веру увозит в неизвестном направлении ревнивый муж, княжна Мери заболевает от несчастной любви и стыда. Всем плохо. Все несчастны. Несчастен и Печорин.

Последняя глава «Фаталист» наполнена мистикой и тревогой. Печорин здесь выступает в роли фаталиста. Он видит на челе офицера Вулича — раннюю смерть. Вулич смеётся над словами Печорина и стреляет себе в висок. Пистолет дал осечку. Но в этот вечер Вуличу всё равно было суждено умереть: его шашкой разрубил пьяный казак.

Образ Печорина

Каким же было поколение 1830—1840-х годов, проблемы которого исследовал М. Лермонтов в своем романе? Для ответа на вопрос следует обратиться к личности главного героя произведения.

Григорий Александрович Печорин — образ, который соединяет в себе индивидуалистическое начало с обобщенным историческим типом, поэтому односторонней оценке не подлежит:

  1. Во-первых, герой — это конкретный человек, обладающий сильным характером, определенными качествами, совершающий не всегда правильные поступки, с точки зрения морали.
  2. Во-вторых, он заключает в себе обобщенные черты поколения, которому не было места в обществе. Эти люди не могли найти себе применения, не имели смысла и цели жизни.

Печорин был внешне привлекателен, хорошо сложен, прекрасно образован. Собеседники находили его умным человеком. Но в то же время натура Печорина была противоречивой, странной и непредсказуемой: он то испытывал дискомфорт из-за какой-то незначительной мелочи, то проявлял бесстрашие в опасные, рискованные моменты.

Личностью он был незаурядной, способной на многие свершения, но в силу определенных причин герой не мог реализовать свой потенциал, потому что общество в этом не нуждалось. Поиски самого себя успехов не приносили. Он был откровенно скучающим и не имеющим глобальной цели в жизни человеком. Основной мотив поступков — заставить себя встряхнуться, развеять скуку, развлечься, так как Григорий, говоря простым языком, лишний в социуме.

Главный герой и его конфликт

Перенесёмся в 19-ый век, к нашему герою. Он жил во времена жёстких государственных репрессий Николая 1, никакой свободной мысли прохода не было. Инициатива декабристов, как нам всем известно, была жёстко подавлена, и таким образом самодержец держал дворянство и молодых амбициозных личностей в узде.

Главный герой как раз и относится к такой группе молодых людей. Он всеми своими действиями противопоставляет себя обществу, находится в поисках своего счастья. Вместо желаемой реализации своих возможностей и мечтаний он находит лишь полное разочарование. Эта напряжённая борьба сделала главного героя полным эгоистом и чёрствым человеком.

Как было уже отмечено ранее, Печорин является собирательным образом, в его личности и истории отображён тот конфликт человека и общества, который пронизывает историю России особенно в 18-19 веках.

Популярные сегодня темы

Испокон веков чиновники иногда набивают карманы взятками. А кое-кто делится с другими нажитым добром, чтобы избежать разбирательства, как персонажи пьесы «Ревизор». Городничий, судья, смотритель городских училищ

Название комедии уже значимо. Для людей, которые ставят знания превыше всего, ум равносилен счастью. Но, как мы знаем, великие умы во все времена подвергались серьезным испытаниям

В книге совмещены два романа, они разные по времени, но пересеклись в одном произведении. Один роман описывает жизнь в Москве, современной Булгакову. Другой жизнь в Иерусалиме времён Христа.

Сказка о царе Салтане появилась на свет в 1831 году. По жанру она относится к литературной сказке, тем, что заканчивается добром, в сюжете действуют волшебство и приключение князя Гвидона с царевной.

Суть романа

Суть и основной смысл романа Михаила Юрьевича можно выразить так — мы должны учиться на собственных ошибок и стараться не допускать их в настоящем. На примере Печорина мы видим психологическую драму и душевный конфликт поколения 19 века. Человека необходима свобода самовыражение, а отсутствие свободы и социальных лифтов делает человека несчастным.

Смысл романа «Герой нашего времени» в противопоставлении умного, неординарного человека обычной толпе. Печорину трудно жить, потому что он не такой как все. Жизнь для него — риск и приключения. Люди — игрушки. Лермонтов осуждает героя, но и, одновременно, любуется им. Смысл названия романа — героями могут быть только исключительные люди в исключительных обстоятельствах.

Несколько интересных сочинений

Князь Николай Болконский – очень заметный персонаж романа Льва Толстого «Война и мир». Это один из тех героев, который на первый взгляд кажется угрюмым и «сухим» человеком, но который постепенно раскрывается

Наступило долгожданное лето – в городе стало душно, пыльно и очень жарко. Однако, в любом, даже самом маленьком городке, есть свои оазисы. Это парки и скверы. Забежишь бывает в такое место с палящего солнца и словно попадаешь в другой мир.

Благородство – одно из самых лучших качеств человека. Оно включает в себя честность, справедливость, доброту и самоотверженность. Благородные люди всегда были, есть и будут.

По размеру тиража экземпляров книг Горького удалось опередить лишь произведениям мэтров русской литературы Пушкина и Толстого. Пять раз Максим Горький был выдвинут на Нобелевскую премию. Был основателем трех издательств.

Наверное, трудно назвать хотя бы одного писателя, который бы в своем творчестве не обратился к теме любви. Это чувство божественно красиво, оно необходимо каждому человеку. Без него невозможно постичь счастье.

Источник

Любовная линия

От действий скучающего и развлекающего себя интригами Григория страдают женщины, которые искренне к нему относятся. Бэла, юная кавказская девушка, была украдена по желанию Печорина. Ему нравилось добиваться ее внимания, одерживать верх над ее неприступностью. Такая игра забавляла русского офицера. Когда же Бэла все-таки сдалась и полюбила его, он к ней охладел, девушка стала ему не нужна. Трагичный исход был неминуем.

Даже если бы Бэлу не ранил Казбич, она не смогла бы ни жить прежней жизнью, ни вернуться бы домой. По традициям ее народа девушка была опозорена, поэтому создать семью и обрести счастье в браке у нее не получилось бы. Когда Печорин затевал эту историю, он не подумал о Бэле, он брал во внимание только свои желания. Офицер достиг своей цели и охладел, а ведь девушка полюбила его всем сердцем. На смертном одре она сожалела лишь об одном: они не смогут увидеться в раю, так как исповедуют разные религии. Вот так по своей прихоти Печорин стал причиной гибели юной девушки.

Разбитыми оказались и сердца двух других женщин, влюбленных в героя. Мэри пострадала от чар Григория, потому что тот хотел подразнить, поддеть своего приятеля Грушницкого. Печорина очень забавляла реакция молодого человека, злость, кипение страстей в нем. Интрига удалась: сердце Мэри было завоевано, а ее пылкий воздыхатель с ума сходил от ревности и ненависти к Печорину. Только вот снова накатила скука: вся эта история Григорию порядком надоела, поэтому он стал вести себя с влюбленной в него княгиней отвратительно.

Мэри часто проливала слезы от холодности и безразличия Печорина, но все равно не поменяла

своих чувств к нему. А в то же время Григорию скучно стало даже с Верой, в которую он был влюблен. В итоге закрученная Печориным история кончилась печально: Григорий убил Грушницкого на дуэли, сердце Мэри было разбито, а Веру увез муж подальше от Пятигорска, чтобы забыть обо всем этом.

Вот такой была личность последекабристской эпохи: несомненно, сильной, способной на поступки, но потерявшей ориентиры и не имеющей возможности реализации своего потенциала. В результате таких условий времени человек совершал жестокие, даже аморальные поступки. Внешне это эгоист и циник, скучающий интриган, но внутри же происходила работа, которая иногда позволяла совести проснуться. Образ Печорина — это иллюстрация неоднозначных процессов, происходящих в обществе и в умах людей.

Об авторе

Михаил Юрьевич Лермонтов — известный писатель. Прожил он с 1814 по 1841 год. Его нельзя было назвать необычайно красивым, каким он казался на фотографиях. Современники писателя и поэта утверждали, что он был отнюдь не хорош собой. Причиной его смерти стала дуэль с Николаем Мартыновым. Михаил воспитывался бабушкой, которая, в отличие от отца, могла его обеспечить и дать должное воспитание. Она всегда была против свиданий Михаила с отцом. Несмотря на строгое воспитание, бабушка сильно любила своего маленького Мишу и старалась дать ему все лучшее.

Лермонтов учился на дому, а после два года провел в Московском училище. Затем по неизвестным причинам решил бросить учебу в университете. Будучи писателем, Михаил обожал творчество Шекспира, Байрона и Шиллера. Михаил Юрьевич Лермонтов не только хороший поэт, драматург, прозаик, но и замечательный художник. Кроме этого он прекрасно разбирался в математике.

Известнейший писатель обладал несколько грубоватым и дерзким характером. У Михаила было достаточно специфическое чувство юмора. Он любил колко шутить над другими людьми. Из-за своего пылкого характера и острого языка он и погиб в дуэли с Мартыновым, ибо тот не потерпел неуважительного поведения по отношению к себе.

Поступки героя

Оказавшись ненужным обществу в масштабном плане, он приносит горе конкретным людям, которые в принципе ничего плохого ему не сделали. Печорин играет чужими судьбами, чувствами, не задумываясь о моральной составляющей своих поступков.

Ему интересно завоевывать сердца женщин, наблюдать за их переживаниями, рисковать не только своей, но и жизнью другого человека. Печорин оказывается причиной смерти Бэлы и Грушницкого. Если в случае с кавказской девушкой он не сам забрал ее жизнь, но повлиял своими действиями на такой исход, то в истории с молодым человеком оказался убийцей, легко списавшим гибель юнкера на черкесов и ушедшим от ответственности.

Нереализованность, ненужность привела к тому, что Печорин пытался найти хоть какой-нибудь интерес в жизни и разнообразие. Скука и апатия ко всему сделали его человеком циничным, жестоким в какой-то мере. Это черты поколения, которые хотел изобразить писатель.

1830—1840-е годы — эпоха потерянных ориентиров, смещение морально-этических понятий в сторону эгоизма. Личность, не найдя себе применение, пыталась хоть что-то делать в этом мире.

Когда в обществе господствует эгоизм, это приводит к страшным, непоправимым последствиям. Морально-этический стержень удерживает человека от неблаговидных поступков. Отход от них и уклон в сторону только своих интересов и желаний влечет за собой разрушенные, поломанные судьбы других людей. В жизнь Бэлы, Мэри, Веры и Грушницкого Печорин принес беду.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: