В чем заключается смысл финала романа “Отцы и дети”?
Можно ли говорить о победе или поражении главного героя произведения?
В начале романа Базаров утверждает свежие, оригинальные идеи: разрушить до основания мир, который бесполезно перестраивать, отказаться не только от устаревших социальных форм, но и всего, что их питало и поддерживало: от романтических представлений о любви, от искусства, бессмысленного преклонения перед природой, от семейных ценностей. Всему этому противопоставляется естествознание. Но позже в душе главного
героя нарастают непримиримые противоречия. Людей, равных по масштабу личности, рядом с ним не оказывается.
Больше и сильнее всего поражали окружающих, даже покоренного Базаровым Аркадия, его суждения о любви. Здесь для него тоже тайны нет – физиология. Именно в любви должны были, по замыслу автора, проявиться скрытые задатки и противоречия созданного характера. Возникающее чувство Базарова к Одинцовой испугало: “Вот тебе раз! Бабы испугался!” Он вдруг почувствовал, что душа, а не физиология заговорила в нем, заставила волноваться, страдать. Герой постепенно осознает, как много в мире загадок, ответов
на которые он не знает.
Постепенно развенчивается и показной демократизм Базарова. Он оказывается ничуть не ближе для мужиков, народа, с которым “умел разговаривать”, чем аристократы. Мужики ведь для него, как выясняется, были всего лишь средством для осуществления социальных проектов. С горечью признается честный Базаров, что в сущности безразличен к судьбам крестьян перед лицом открывшихся для него через метания и страдания вопросов вечных и грозных, о жизни и смерти. Борьба Базарова все больше становится борьбой с собственной растущей и развивающейся душой, существование которой он так решительно отвергал.
В финале романа герой остается абсолютно одиноким. Для него очевидно, что все его прежние воззрения оказались перед лицом жизни несостоятельными, проекты и надежды потерпели крах. Для писателя важно было найти штрих, финал судьбы, который продемонстрировал бы значительный человеческий потенциал героя, закрепив его право называться трагическим. Базаров потерпел немало поражений в жизни, но он вы играл схватку со смертью, не сломался и не отчаялся, видя ее неизбежность. Более того, лучшие, до поры по разным соображениям гордого ума скрытые и подавляемые свойства души раскрылись в последние дни и часы жизни героя. Он стал проще, человечнее, естественнее. Вспомнил о страдающих родителях, прощаясь с Одинцовой, говорит почти как романтический поэт: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”.
Пожалуй, лучшую характеристику герою романа дал сам автор. Тургенев писал: “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая на почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель, – потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего”.
Глоссарий:
- СМЫСЛ ФИНАЛА ОТЦЫ И ДЕТИ
- смысл финала романа отцы и дети
- финал романа отцы и дети
Другие работы по этой теме:
- Смысл заглавия романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” I. Вступление Писатели нередко дают своим произведениям заглавии, содержащие в себе определенный художественный образ и указывающие на…
- План Главная проблематика романа Новое общество Чаще всего, название произведения, является ключом к его содержанию и пониманию. Так происходит и с романом И. С. Тургенева…
- Смысл названия. “Отцы и дети”; – самый сложный и глубокий тургеневский роман, проблематика его многогранна, образы во многом противоречивы и не допускают однозначных трактовок. Название…
- Взаимоотношения разных поколений являются одной из вечных проблем, которую пытаются решить психологи и журналисты, писатели и критики, художники и композиторы. В романе Ивана Сергеевича Тургенева…
- Смысл названия романа Тургенева “Отцы и дети” Вариант I Роман “Отцы и дети” был написан во второй половине XIX века замечательным русским писателем И. С….
- Роман “Отцы и дети” – одно из лучших произведений прекрасного русского писателя И. О. Тургенева. Написанное во второй половине девятнадцатого века, это произведение остается популярным…
Почему умирает Базаров? Каков смысл финала романа Тургенева «Отцы и дети»?
- Откровенно говоря Базаров мне никогда не нравился.
Не знаю почему — еще в школе этакая неприязнь была.
А вот Анна Одинцова у меня наоборот вызывала симпатию.
Возвращаясь к Базарову — тот умирает от заражения крови, от тифа.
При этом каждый читатель по своему понимает quot;смерть Базароваquot;.
Смерть Базарова очень символична, ведь даже он признат перед смертью, что не нужен он России в настоящее время.
Когда Базаров практиковался на трупе тифозного больного, он поранил себе палец и получил заражение крови. Через несколько дней он сообщает своему отцу, что дни его сочтены.
Согласно критику Добролюбову, Базаров умирает оттого, что его недюжинному таланту негде развернуться, применить свои силы, и потому автор выбрал смерть герою из-за пустякового укола зараженной иглой.
С другой стороны, именно приближение конца жизни дает человеку полностью раскрыться, показать себя таким, какой он на самом деле есть. И оказалось, что Базаров -не просто нигилист, отрицающий все и вся, но и тонко чувствующий, думающий человек, не чуждый высоких чувств. Вспомним его прощание с Любовью Одинцовой, сколько в нем любви, нежности, трепета перед любимой женщиной. Это не тот Базаров, который в начале романа говорил об Одинцовой:
Это лирик, романтик, как оказалось, он прятал высокие чувства под маской нигилизма.
На первый взгляд смерть главного героя романа quot;Отцы и детиquot; смотрится досадной случайностью, неосторожностью медика, но на самом деле она глубоко символична. Базаров в романе — новый человек, который отрицает все старое, нигилист, ничего не принимающий на веру, поклонник науки и циник. Наука не может спасти Базарова, что смотрится насмешкой над идеалами Базарова, сам врач не может вылечить себя. Привычный Базарову цинизм как-то тает под напором болезни и не показываемых, но несомненно испытываемых переживаниях. Он становится даже романтичным, меняясь перед лицом смерти. Базарова заботит теперь только одно — как умереть не потеряв лица. Тургенев убивая Базарова показывал бесперспективность этого движения, нигилизма, показывал, что время перемен еще не пришло, и какими бы сильными не были эти люди по отдельности, они одиноки, а потому не могут стать решающей силой, способной что-то реально изменить в жизни.
Умирает Базаров от заражения тифом и его кончина очень символична, отрицающие все не могут быть полезны в этом мире. Базаров, отвергающий существовавшие ценности оказывается лишним в этом мире и его отвергает сама жизнь. Иначе, кем бы стал Базаров, если бы писатель оставил бы его в живых.
Я смотрю на финал романа quot;Отцы и детиquot; чуть иначе, по-своему. Смысл финал кроется в основном конфликте, причем конфликт скрытый. Заключается он в том, что человек поставил себя на место Бога…Нет же! Он захотел стать Богом! Но это невозможно! Человек никогда не сможет управлять миром, и никогда не станет центром Вселенной, никогда не будет Хозяином в мастерской (мир), так как это место давно уже занято. Для меня слово quot;мастерскаяquot; в романе является аллегорией. Базаров не верит в то, что есть Бог, и основной нигилизм в этом!
У героя есть решающие слова, и они говорят о многом. Он говорит, так как считает так, что раз невозможно видеть Господа, значит Его и нет! Но ведь — это неправда.
Если quot;резкоquot; обозначить смысл финала, то главный героя постигло наказание. Есть сказать совсем quot;громкоquot;, то кара Божия!
Но повторюсь, что это лишь мой взгляд, который может кому-то показаться странным.
Более полутора веков этот вопрос возникает у каждого прочитавшего произведение и желающего разобраться в замысле автора, его отношении к персонажам. Вначале это были современники писателя, которым, казалось бы, это сделать было легче всего, просто спросив: quot;Почему такой конец?quot;. Они и спрашивали, но не все смогли понять ответ: ведь у каждого сво мировоззрение, которое ох как нелегко изменить.
Казалось бы, уже написано о quot;лишних людяхquot;, что же ещ нового можно сказать? Но Тургенев рассмотрел новые нюансы — нигилизм. И именно на это попытался обратить внимание публики.
Толчком к написанию романа послужили мысли о бренности всего сущего, возникшие после того, как он узнал об обстоятельствах смерти молодого врача. То есть вначале сложился финал, а уж на нм был выстроен весь сюжет. Можно сказать, что смысл романа — в последних сценах.
Таким образом, смерть Базарова была предопределена заранее и уж во всяком случае не являлась неожиданностью для самого автора, как об этом говорилось в критических статьях впоследствии. Дескать, quot;не хотел его смерти, любил героя, а как ему в таких жизненных условиях быть?quot; — не готово общество принять в сво лоно. Руководствуясь этими quot;исследованиями творчестваquot;, писали сочинения в школах по quot;образуquot;. Идеям-де не время было воплотиться в жизнь, почва не подготовлена.
Надо вспомнить, каково было отношение Тургенева к революционным преобразованиям общества, которые всегда несут неизбежное насилие и разрушение, а также его воззрения на отношения человека с природой. Казалось бы, какой тогда герой ближе самому автору? Но на протяжении всего романа мы видим старание не быть ни на чьей стороне: объективность — такова авторская позиция. Зато совершенно ясно высказано сожаление, что совершенно невозможно примирить ни отцов, ни детей, пока последние сами не станут quot;отцамиquot;.
Вс течт, вс меняется. И вот, как только начали происходить эти изменения в Базарове — выход из статуса quot;детейquot;
, роман и закончился. Но как! Это самое лучшее место в романе, герой полностью раскрывается и можно увидеть, что ничто человеческое ему, оказывается, не чуждо. Как бы глубоко не помещались и к тому же насильно не выпускались любовь, романтизм — они вс равно пробьются наружу.
Но тем не менее от своих идеалов он не отказывается, и мы понимаем, что проживи он дольше, начнтся уже борьба внутри него, когда нигилизм и духовность будут стараться одержать верх. А это сюжет уже другого романа.
Поэтому только смерть могла стать преградой на пути этих изменений. Но зато, умирая физически, он не умирает духовно.
Если судить поверхностно, не вникая в суть романа И. Тургенева Отцы и дети, то Базаров умирает от тифа из-за своей неосторожности. Но его смерть символична, писатель не мог такого героя оставить в живых. Базаров взял на себя слишком большую и немыслимую ответственность он решил, что человек может ВС, и слишком большую роль отвл материальному в жизни. Любовь, искусство по его понятиям были ничто. Поэтому писатель и решил сделать такой трагический финал.
Но трогательная любовь вызвала в душе Базарова мятеж, бурное противоречие. Напоследок он понял, что есть и высшие чувства.
Евгений Базаров — человек прогрессивных взглядов, нигилист. Однако время для воплощения его мыслей в жизнь еще не пришло. Нигилизм с его разрушительными концепциями был чужд России, поэтому у автора не остается иного выхода, как quot;убитьquot; своего героя. Но перед смертью происходит переоценка ценностей: он понимает цену любви, становится романтичнее (quot;задуйте свечу жизниquot;). Да и последние абзацы произведения говорят именно о силе природы над человеком. Какое бы бунтующее сердце не лежало в могиле, над ним все равно будут расти цветы и петь птицы. Природа вечна, а человек — нет. Значит все взгляды Базарова — неправда. Природа все же не является мастерской для людей, как думал Базаров, а человек является букашкой перед лицом всеобъемлющей природы. Вот в этом и есть смысл финала.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, какое определение Тургенев давал своему герою. По терминологии Тургенева, и он не раз писал об этом, нигилист равно революционер.
Трагический конец Базарова обусловлен взглядами автора на революционеров и революционное движение в России. Эти слова, произнесенные в беседе с другом Тургенева историком и публицистом Стасюлевичем, как нельзя лучше относятся к и Базарову:
Все революционеры для Тургенева — надломленные, психически больные люди. В определенный период времени они выходят на историческую сцену и, выполнив отведенную для них роль, покидают ее, не оставляя ни учеников, ни последователей.
Краткое содержание «Отцы и дети» — романа, написанного Иваном Сергеевичем Тургеневым в 1862 году, понадобится вам, если нужно быстро познакомиться с сюжетом для сдачи экзамена. Также им могут воспользоваться люди, которые просто хотят познакомиться с творением великого классика, не тратя на это много времени. Итак, Тургенев, «Отцы и дети»: краткое содержание, по главам не разбитое.
Начало романа
В первой сцене Николай Петрович Кирсанов — немолодой помещик средней руки — ждёт на постоялом дворе приезда своего сына Аркадия, который не так давно окончил университет. Кирсанов воспитывал сына один, поскольку мать Аркадия скончалась, когда тот был ещё совсем маленьким. Аркадий приезжает, однако он не один. С ним компаньон — стройный высокий молодой человек, представившийся Евгением Васильевичем Базаровым. Он решает остаться у Кирсановых и погостить некоторое время.
Немного о Тургеневе
Отвлекаясь, скажем, что это довольно увлекательная книга — «Отцы и дети». Тургенев (краткое содержание этого, к сожалению, не отразит) был замечательным писателем. Благодаря его творчеству были подняты важные проблемы, которые актуальны до сих пор.
Основной конфликт
Итак, продолжим излагать краткое содержание «Отцы и дети» — книги, ставшей для многих любимой. На первых порах у отца и сына отношения не клеились, тем более что Аркадия смущала Фенечка — сожительница отца, имеющая от него ребёнка. Аркадий обращался к Николаю Петровичу снисходительно, и это было неприятно отцу. Дома наши герои встречаются с Павлом Петровичем — дядей Аркадия. Отношения у Базарова и Павла Петровича не сложились. Уже на следующее утро у них вышла ссора. Базаров, известный нигилист, утверждает, что химия важнее искусства. Он за практический результат и даже гордится тем, что у него нет «художественного смысла». Кирсанова раздражает Базаров, и он обрушивается на него с критикой нигилизма — того, что существует в «пустоте». Однако противник умело парирует ему. Николай Петрович же успокаивает себя тем, что они, старики, просто отстали от жизни и не понимают взглядов молодёжи.
Поездка в город
Друзья знакомятся в губернском городе, куда они отправились на следующий день, с красоткой Одинцовой. К ней Базаров начал испытывать живой интерес, пускай и циничный. Однако потом его охватывает подлинно романтическое чувство. Раньше он не знал его в себе. Одинцова же отвергает его ухаживания, и Базаров решает уехать к своим отцу и матери. Те в нём души не чают, но вскоре он решает вернуться к Кирсановым, поскольку у родителей ему было слишком скучно.
Смерть Базарова
Приехав в имение, Базаров случайно встречается с Фенечкой и целует её. Увидевший это Павел Петрович глубоко оскорблён, поскольку Фенечка напоминает ему его первую любовь. Мужчины стреляются, Базаров ранит Кирсанова, но тут же оказывает ему помощь, будучи врачом. Он порывает с Аркадием, поскольку чувствует себя чужим в этой семье. Евгений уезжает к родителям и вскоре получает смертельное заражение крови после вскрытия трупа тифозного больного.
Последние страницы
Финал романа
Теперь у каждого своя жизнь — Аркадий поднимает имение, а его отец живет в Дрездене с молодой женой. И только на могилу Базарова приходят два старичка — его родители, чтобы оплакать безвременно ушедшего сына.
- Категория: Подготовка к ГИА
В начале романа Базаров утверждает свежие, оригинальные идеи: разрушить до основания мир, который бесполезно перестраивать, отказаться не только от устаревших социальных форм, но и всего, что их питало и поддерживало: от романтических представлений о любви, от искусства, бессмысленного преклонения перед природой, от семейных ценностей. Всему этому противопоставляется естествознание. Но позже в душе главного героя нарастают непримиримые противоречия. Людей, равных по масштабу личности, рядом с ним не оказывается.
Больше и сильнее всего поражали окружающих, даже покоренного Базаровым Аркадия, его суждения о любви. Здесь для него тоже тайны нет — физиология. Именно в любви должны были, по замыслу автора, проявиться скрытые задатки и противоречия созданного характера. Возникающее чувство Базарова к Одинцовой испугало: «Вот тебе раз! Бабы испугался!» Он вдруг почувствовал, что душа, а не физиология заговорила в нем, заставила волноваться, страдать. Герой постепенно осознает, как много в мире загадок, ответов на которые он не знает.
Постепенно развенчивается и показной демократизм Базарова. Он оказывается ничуть не ближе для мужиков, народа, с которым «умел разговаривать», чем аристократы. Мужики ведь для него, как выясняется, были всего лишь средством для осуществления социальных проектов. С горечью признается честный Базаров, что в сущности безразличен к судьбам крестьян перед лицом открывшихся для него через метания и страдания вопросов вечных и грозных, о жизни и смерти. Борьба Базарова все больше становится борьбой с собственной растущей и развивающейся душой, существование которой он так решительно отвергал.
В финале романа герой остается абсолютно одиноким. Для него очевидно, что все его прежние воззрения оказались перед лицом жизни несостоятельными, проекты и надежды потерпели крах. Для писателя важно было найти штрих, финал судьбы, который продемонстрировал бы значительный человеческий потенциал героя, закрепив его право называться трагическим. Базаров потерпел немало поражений в жизни, но он выиграл схватку со смертью, не сломался и не отчаялся, видя ее неизбежность. Более того, лучшие, до поры по разным соображениям гордого ума скрытые и подавляемые свойства души раскрылись в последние дни и часы жизни героя. Он стал проще, человечнее, естественнее. Вспомнил о страдающих родителях, прощаясь с Одинцовой, говорит почти как романтический поэт: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».
Пожалуй, лучшую характеристику герою романа дал сам автор. Тургенев писал: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель, — потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».
- СМЫСЛ ФИНАЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ») — —
- В чем не совпадают воззрения на жизнь Чацкого и «фамусовского общества»? — —
- Какое место в системе персонажей занимает Софья? Почему она выбрала Молчалина? — —
- В чем состоит значение образа Владимира Ленского в романе «Евгений Онегин»? — —
Проблема отцов и детей представлена в романе многосторонне. С одной стороны, это идейная борьба между дворянами и разночинцами. С другой стороны, это вечный конфликт поколений.
Проблема отцовства – это и проблема единства развития всего человечества.
Главный герой романа – нигилист Евгений Васильевич Базаров. Именно с этим образом связаны все вопросы тургеневского произведения.
Нигилист ничего не принимает на веру, ко всему относится с критической точки зрения. Базаров отрицает всё, весь прошлый опыт человечества, собираясь на пустом месте, «в безвоздушном пространстве» строить новое общество.
Но «гений меры и культуры», как называл писателя Д. С. Мережковский, готовит своему герою испытание любовью, которое обнаруживает нежизнеспособность нигилизма как философского учения и системы взглядов на жизнь. Таким образом, самая важная проблема романа – это взаимодействие теории и жизни. Можно ли построить счастливое общество по плану, по схеме, по теории?
Посмотрим, как финал романа помогает ответить на этот вопрос, как финал связан с проблематикой «Отцов и детей».
В конце романа автор изображает печальное сельское кладбище и могилу, в которой похоронен Евгений Базаров. Герой умирает от случайного пореза пальца при вскрытии мужика, умершего от тифа. Думаю, что заражение тифом произошло не так уж и случайно. Базаров выбит из колеи страстной и безответной любовью к Одинцовой. Из-за сильных переживаний он был невнимателен и рассеян, не поинтересовался даже, есть ли у местного фельдшера адский камень для прижигания раны и предотвращения заражения. Как ни отрицал Базаров любовь как высокое духовное чувство между мужчиной и женщиной, а влюбился вопреки своим убеждениям и почувствовал в себе романтика. Любовь, как и жизнь, оказались сильнее всех схем и теорий.
Самое грустное зрелище в финале романа – это дряхлые старички, родители Евгения Базарова, которые часто приходят из недалёкой деревушки к могиле единственного сына. Прервалась ниточка, которая связывала бы этих стариков с будущим. Они надеялись увидеть своё продолжение в сыне, во внуках, но этого уже не произойдёт. Бывший полковой лекарь Василий Иванович Базаров боготворил своего сына, гордился им и мечтал только об одном: «чтобы со временем в его биографии стояли следующие слова: «Сын простого штаб – лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания…» Сам же Евгений при жизни не выказывал своих чувств по отношению к родителям, хотя понимал, что его мать и отец редкой доброты люди, каких уж и не найдёшь в свете.
Молитвы и слёзы стариков, их «святая, преданная любовь» трогают сердце читателя. В заключительных строках романа противопоставлены «страстное, грешное, бунтующее сердце» героя и цветы на его могиле, которые «безмятежно глядят на нас невинными глазами». В чём смысл этой антитезы? По выражению критика Н. Страхова, Базаров – «это титан, восставший против своей матери-земли». Это бунтарь, выступающий против порядка жизни. Он относится к природе не как к храму, а как к мастерской. Кажется, он сумеет обуздать природу, взять верх над ней, но предел силе Базарова положен смертью. «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» — говорит умирающий Базаров. Невинные цветы символизируют природу: «… не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…» Базаров умер, а жизнь продолжается. Финал романа рассказывает нам и о судьбах других героев, которые продолжают жить. Аркадий и Катя создают молодую семью, у них рождается сын. Николай Петрович женится на Фенечке. Анна Сергеевна выходит замуж не по любви. Павел Петрович по-прежнему одинок. Ситников и Кукшина мельтешат и суетятся, называя себя учениками Базарова, побывали за границей. Эта благополучная и безоблачная жизнь обыкновенных людей оттеняет трагизм личности Базарова. В финале романа ощущается какая-то печаль, потому что из естественного хода жизни исключён тот, кто был наделён огромной силой и наибольшими возможностями.
В чём смысл финала
В чём смысл финала
Сатирическая повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» была создана в 1925 году. В основе ее сюжета лежит описание рокового и трагического эксперимента профессора Филиппа Филипповича Преображенского по пересадке собаке человеческих внутренних органов.
Донором для операции стал некий молодой человек по имени Клим Чугункин, скончавшийся от ножевого ранения. Примечательным в этом гражданине было то, что при жизни он являлся заядлым пьяницей и дебоширом, а также имел две судимости. Именно в такую личность впоследствии и превращается дворовый пес Шарик, которому был пересажен гипофиз и половые органы Чугункина.
Теперь существо, полученное путем искусственного синтеза двух, казалось бы, несовместимых биологических видов, именует себя Полиграфом Полиграфовичем с «наследственной» фамилией Шариков. Оно изо всех сил пытается укрепиться в человеческом статусе и быть «как все»: «Что, я хуже людей?». И это у него отчасти получается, ведь при помощи председателя домового комитета Швондера Шариков даже получает документы и рабочую должность.
Но своим поведением Полиграф Полиграфович демонстрирует полное отсутствие человечности. Он хамит, сквернословит, пьет водку, волочится за женщинами и посягает на жилплощадь Преображенского. Все отчаянные попытки хоть как-то перевоспитать нового жильца, предпринятые доктором Борменталем и профессором, неизменно терпят поражение.
В результате Шариков пишет на своих создателей донос, а потом и вовсе угрожает им револьвером. Преображенскому и Борменталю ничего не остается, как скрутить этого горе-человека, усыпить хлороформом и провести обратную операцию, после которой он вновь становится собакой.
Таким образом, произведение заканчивается полной победой ученых над Шариковым. В финале повести Преображенский произносит следующие слова: «Наука еще не знает способа обращать зверей в людей». Под «зверем» здесь понимается вовсе не пес Шарик, подлинный смысл этого утверждения гораздо глубже. Так Булгаков пытается донести до читателя, что, несмотря на набор, казалось бы, типичных человеческих признаков (прямохождение, речь, наличие имени, удостоверения личности и жилплощади), существо, не имеющее каких-либо нравственных принципов и духовной основы, не может считаться человеком.
В конце повести Преображенский искусственно прерывает путь существования своего создания в образе человека, поскольку профессор осознает, что ни Шариков, ни его прародитель Клим Чугункин, ни многие другие люди, забывшие о том, что такое моральные ценности, никогда бы не смогли эволюционировать. Тот факт, что ученым удалось успешно ликвидировать последствия неудачного опыта, не мешает читателю увидеть всю потенциальную опасность подобных экспериментов. Об этом Булгаков также сообщает нам в финале своего произведения. В его понимании, с приходом к власти большевиков такой ужасный эксперимент был произведен не только над человеком, но также и над русским обществом, и над нашей страной в целом.
см. также: Краткое содержание Собачье сердце, Булгаков Краткая биография Михаила Булгакова
Смысл финала драматического произведения. (На примере одной из пьес русской литературы 20-го века)
Предмет: | Литература |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 21.02.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты по литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:
Много готовых тем для рефератов по литературе |
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Стихотворение А.Т. Твардовского “Вся суть в одном-единственном завете…” |
Роль внутреннего монолога в создании характера героя |
Особенности жанра поэмы в творчестве М.Ю. Лермонтова. (На примере одного произведения) |
Тема семьи в одном из произведений русской литературы |
Введение:
Пожалуй, ни одно из главных произведений двадцатого века не вызвало столько противоречий и расхождений, как выпало на долю эпического романа М. А. Шолохова «Тихий Дон». Значение исторического периода, изображенного в романе, показывает жизнь людей в ее многообразии, в борьбе интересов различных слоев общества, в сложном переплетении судьбы многих персонажей — все это привлекает читателя, переживает трудные годы российской истории с героями. Но больше всего нас беспокоит трагический образ Григория Мелехова. И особое внимание всегда уделяется финальной сцене романа. Чем и как заканчивается история о трудной жизни героя?
В образе Григория Мелехова Шолохов показал сложные, мучительные переживания, выявил сложность и непоследовательность мыслей и действий «единоличника», осложненных спецификой жизни и быта донских казаков, в результате которых он понял, что «ты не можешь жить по-старому».
Конец романа подводит итог великого периода в жизни героя. Что будет с ним, мы не знаем. Финальная сцена — результат жизни Мелехова. Но мы продолжаем беспокоиться о судьбе этого героя. Роман прямо не указывает на то, что будущая жизнь Григория будет неразрывно связана с жизнью всего казачества, начавшего новую жизнь. Тем не менее, очевидно, что Григорий вернулся на свою родину, на землю, которую он так тосковал во время своих бурных странствий в поисках правды и истины. Герой вернулся к работе над ним, чтобы растить своих детей: «И Григорий впервые за время своего пребывания в лесу слегка заметно улыбнулся: «Домой».
Смысл финала романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Инновация Шолохова в разрешении трагического конфликта заключается в том, что он не показывает трагическую развязку для героя, неизбежную для всех трагедий прошлого. В «Тихом Дону» нет ни духовной смерти героя, ни его физической смерти. Мелехов мужественно отправляется на родную ферму до амнистии, и это дает основание утверждать, что Григорий Мелехов сохранил моральную силу и возможность начать другую жизнь, без насилия и смерти.
Прибытие Григория на его родную ферму вполне закономерно. Мелехов долго стремился к мирной работе, к своей семье. И эти его стремления вытекают из идеала жизни, мало чем отличающегося от идеала большинства людей из казачества и крестьянства в целом.
Григорий Мелехов, несмотря на все ошибки, заблуждения, страдания и мучения, в конце романа предстает как человек, который не боится возможного возмездия за свои дела. Он больше не может терпеть «ситуацию сурка», в которой (временно!) Он был среди «мирных грабителей». Он, конечно, предполагает, что он может ожидать его по возвращении на ферму. А между тем, в конце концов, многие советуют герою «немного подождать», потому что к первому мая будет амнистия.
И такие, как Григорий, будут прощены советским правительством. Если Мелехов колебался, боялся возмездия и оставался в лесу в ожидании амнистии, в этом случае можно было бы сказать: «Да, Григорий не тот же, он сломлен и растерян». Но в романе все иначе. Мелехов просто устал от крови, страданий, потерь. Он хочет один — дома. Поэтому он возвращается. Возвращается навсегда
Шолохов — гениальный мастер деталей. Достаточно вспомнить сцену, когда Мелехов последний раз видел Наталью, жену, которая его провожала. В ее руке черный шарф. И волна этого черного шарфа — последнее, что запомнит Грегори.
Так в финальной сцене романа. Здесь важна каждая деталь. Действие происходит весной. Это время перехода из одного (мертвого) состояния в другое (жизнь). Грегори ломает лед, чтобы бросить оружие. Это, наверное, единственный момент, когда он чувствует облегчение. Мелехов «тщательно вытер руки» после того, как выбросил оружие. И это тоже символично. Он никогда не сможет снова взяться за оружие.
Чисто донская вода также является своеобразным символом новой жизни. Но Григорий сталкивается с еще одной потерей. От своего сына он узнает, что его дочь умерла от «паршивости». И маленький Отец остается в жизни только своим отцом, который поднимет его на руки, и вместе они отправятся на его родную ферму, на землю, на работу.
Григорий Мелехов, пережив много бедствий, понес много потерь, испытав множество физических мучений и страданий, приезжает на родную ферму, и мы видим радость, охватившую его при виде родного села, радость встречи с сыном. Конец романа указывает на то, что герой в своем внутреннем состоянии не исчерпал себя.
Поэтому я хотел бы закончить фразой из рассказа Шолохова «Судьба человека»: «И я хотел бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, вытянется и вырастет рядом с отцовским плечом, кто, повзрослев.
Каков идейный смысл финала эпопеи «Тихий Дон» Шолохова?
Я постараюсь ответить на вопрос, учитывая реальные события, связанные с написанием финала.
В процессе чтения романа «Тихий Дон» каждый из нас идет по пути катастрофы. Следует иметь в виду, что четвертый том, в котором трагедия войны развернулась в полной мере, был создан в самых сложных условиях (не только для Шолохова, но и для всей страны, изнасилованной советским правительством).
Первые три тома были написаны с 1925 по 1932 г., изданы в 1928-1932 гг. Последний том был закончен в 1940 году, опубликован в 1937-1940 годах. А теперь подумайте: Шолохов написал три тома за семь лет, а затем четвертый — те же семь лет. Почему так долго?
Главный вопрос, заданный писателю советским режимом: станет ли Мелихов образцовым большевиком? Как следует из финала, ответ — нет. И это было более чем логично.
Шолохов всю жизнь прожил там же, где и родился — в станице Вёшенской. Как вы знаете, в тридцатые годы этот регион испытал все «прелести» коллективизации, голода и репрессий. Представьте себя на месте Шолохова, который видел своими глазами несчастье своих соотечественников, сам находился под угрозой ареста.
Писатель вел активную переписку со Сталиным и писал ему гневные письма, разоблачающие кровавый режим (вы можете их найти и убедиться сами). Он писал о пытках, издевательствах над партийными лидерами и эксцессах на местах. По ним можно судить о мощной эмоциональной волне, которая возникла в результате событий вокруг Шолохова и вызвала у него необходимость завершить роман трагическими заметками, уводя Григория Мелихова с вечеринки на родину.
Чтобы завершить линию первых трех томов, Шолохов довел до конца логику разрушительной силы войны.
«Удивительно, как изменилась жизнь в семье Мелеховых! .. Была крепкая, сваренная семья, и все изменилось с весны … Семья распалась до Пантелея Прокофьевича. Они были со старухой вместе. Внезапно и быстро были разорваны семейные узы, тепло отношений утрачено, в разговоре все еще проскальзывали ноты разрушительности и отчуждения. Они сидели за общим столом не как прежде, как сплоченная и дружная семья, а как случайные люди. Война была всей этой причиной … »
А после того, как Шолохов «заканчивает» читателей тем, как с почтением и горечью Григорий Мелихов хоронит свою Аксинью «в ярком утреннем свете».
Уже в могиле он сложил ее смертельно побелевшие темные руки на груди крестом, закрыл лицо платком, чтобы земля не заснула полуоткрытой, неподвижно закрепленной в небе и уже начала тускнеть. Он попрощался с ней, твердо веря, что они ненадолго расстались.
Ладонями он осторожно прижал влажную желтую глину к могиле и долго стоял на коленях возле могилы, склоняя голову, мягко покачиваясь. Теперь ему не нужно было спешить. Все было кончено».
Заключение
На мой взгляд, трагический заговор является прямым следствием политической ситуации тридцатых годов. Шолохов не мог написать финал о будущем светлом будущем, потому что рай не может быть построен на костях, особенно если вы видите, как ваши соотечественники превращаются в эти самые кости.
Литературные деятели отмечают, что во многих из работ Шолохова в финале солдат держит мальчика на руках: «Семя Шибалково», «Тихий Дон», «Судьба человека». Мелихов приезжает к сыну, в родной дом, и для писателя это сакрализация семейных связей, цикл времени в этом зацикливается.
Истощенные, страдающие от пыток и потерь, седеющие от времени до ужаса, старшее поколение обращается к младшему в надежде, что серия страданий не обрушится на них. Ребенок на руках взрослого мужчины является символом защиты, ограждения, спасения.
В чем идейный смысл финала романа «Евгений Онегин»
Стихотворное произведение А.С. Пушкина вошло в мировую и отечественную историю как невероятно интересный и уникальный роман. Он притягивает внимание целым рядом особенностей: яркие продуманные образы героев, захватывающий сюжет с новыми, непривычными для своего времени декорациями и локациями. Ещё одной деталью, благодаря которой роман получил заслуженную характеристику новаторского, является открытый финал, разыгранный автором в заключительной, девятой главе. Именно эта деталь, так называемое «эстетическое открытие», придала роману, по словам Ю.М. Лотмана, такую силу, которая сказалась на всем жанре русского романа в 19 веке.
Так какие же цели преследовал сам Александр Сергеевич при создании финала своего величайшего произведения? Какую идею вложил в него, что стремился донести до своего современного и будущего читателя?
Восьмая глава романа «Евгений Онегин» содержит стремительно развивающиеся события, которые строятся вокруг отношений вернувшегося из путешествия Онегина и повзрослевшей статной княжны Татьяны. Увидев прекрасно воспитанную прелестную даму, выросшую из молчаливой мечтательной девочки, которой он когда-то так холодно отказал, Онегин оказывается буквально сражен лавиной обрушившихся на него чувств. Именно эта эмоциональная буря становится движущей силой финальной главы и ведет к печальной развязке.
Евгений посылает своей возлюбленной три письма, ни одно из которых не находит ответа. В мучительном ожидании и размышлениях тянутся длинные зимние месяцы, а с наступлением весны герой мчится к Татьяне лично, падая перед ней на колени. Это — его точка накала, тот самый момент, когда должна решиться дальнейшая судьба героя. Но подобные «точки» сама Татьяна уже пережила: ответ Онегина, женитьбу на состоятельном генерале. Ее жизнь уже решена и в ней нет места старым чувствам, какими бы сильными они ни были теперь. В этом заключается страшная трагедия Онегина: он вновь остался в стороне, лишним человеком, опоздал и безвозвратно потерял то, что когда-то так безжалостно отверг.
Но несмотря на весь драматизм, Александр Сергеевич оставляет свободное пространство для читательских размышлений. Хоть Онегин уже наказан самой Татьяной, в его жизни еще могут случиться светлые моменты. Завершен большой этап, что же будет дальше с молодым героем? Возможно он, как и многие потерянные люди из его поколения, примкнет к движению декабристов в попытке обрести хоть какую-то цель существования. А возможно Евгений решит отправиться на Кавказ и забыться в военном ремесле вместе с такими же отчаянными душами. Но такой финал может означать не только завершение одного этапа и начало нового: возможно, для Евгения это — конец всей жизни, ведь все его ожидания и надежды обратились в пепел. Он с большой вероятностью может так и продолжать свои бесцельные скитания, бездельничать и, подобно Печорину, от скуки бесцеремонно втискиваться в чужие жизни, разрушать их.
Теперь, когда последние нити, связывающие Онегина с прежним столичным миром, разорваны, перед молодым мужчиной открыты все пути, но выберет ли он свой? Подобно Ленскому он может как возвыситься, так и пасть на самое дно. Идейный смысл финала данного романа многообразен и изменчив, а его трактовка зависит от самого читателя или критика. А.С. Пушкин завершает свое произведение, но история созданных им героев продолжает идти своим чередом, что еще сильнее приближает ее к реальной, способной случиться не только на книжных страницах, но и с обычными людьми.
Отношение Базарова к смерти и к себе
Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без более глубокого понимания того, как герой относится к близости своего конца и смерти вообще.
Ни один человек не может спокойно осознавать приближение финала своей жизни. Евгений, будучи человеком, безусловно, сильным и уверенным в себе, не является исключением. Он сожалеет о том, что не выполнил свою главную задачу. Он понимает силу смерти и говорит о приближающихся последних минутах с горькой иронией: «Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»
Итак, близится смерть Базарова. Анализ эпизода, который является одним из ключевых в романе, нуждается в понимании того, как изменился характер главного героя. Евгений становится добрее и сентиментальнее. Он хочет встретиться с любимой, еще раз сказать о своих чувствах. Базаров мягче, чем раньше, относится к родителям, понимая теперь их значимость.
Анализ эпизода смерти Базарова показывает, насколько одинок главный герой произведения. У него нет близкого человека, которому он мог бы передать свои убеждения, следовательно, нет будущего у его взглядов.
Смысл названия романа Тихий Дон
Название романа «Тихий Дон» несет в себе противопоставление сразу в двух направлениях. Во-первых, рассмотрим его в буквальном смысле. Глядя на Дон, действительно может показаться, что это тихая и спокойная река. Однако на деле под безмятежной поверхностью скрывается очень сильное течение и множество опасностей и препятствий. И это неоднократно описывается в самом романе.
Второе противопоставление более глубокое. Оно касается самой донской жизни в период Первой мировой войны, революции и Гражданской войны. То есть она в принципе не может быть спокойной. Любая война — это всегда кровь, всегда боль, всегда беспокойство и нестабильность.
Если окунуться еще глубже, то можно найти еще одну связь названия с действиями романа. Сам автор говорит читателю, что как Дон никогда не иссякнет, так и казачий род никем не может быть прерван. Их воля к жизни переборет и пересилит любые препятствия.
И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Художественная сила последних сцен романа.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА ПОСЛЕДНИХ СЦЕН РОМАНА
И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»
(ГЛАВА 27 И ЭПИЛОГ).
Цели
:
показать эмоциональное воздействие последних глав романа; помочь учащимся представить безысходное положение, в котором оказался Базаров, случайна ли болезнь героя и его смерть, каково отношение Тургенева к своему герою; раскрыть положительные качества Базарова, с особой силой проявившиеся в последние часы жизни (мужество, сила воли, верность своим убеждениям, любовь к жизни, женщине, родителям, таинственной Родине).
Базаров и родители.
1. Родители Е. Базарова. Кто они?
Старики Базаровы – люди простые, доживающие свой век в небольшом домике под соломенной крышей. Они боготворят своего сына и гордятся им.
Василий Иванович Базаров– высокий «худощавый человек с взъерошенными волосами». Он разночинец, сын дьячка, ставший врачом. За борьбу с эпидемией чумы награжден орденом. Пытается идти в ногу со временем, сблизиться с молодым поколением.Арина Власьевна– «кругленькая старушка» с «пухлыми ручками». Она чувствительна и набожна, верит в приметы. Автор рисует её образ: «настоящей русской дворяночки прежнего времени», которой следовало бы жить «лет за двести». Приезд дорогого «Енюши» взволновал, переполнил все её существо любовью и заботами.
2. Какую роль сыграли родители в воспитании сына? Как они смотрят теперь на его деятельность?
Они помогали Евгению чем могли, чувствовали его необыкновенность
3. Как Базаров относится к родителям?
Базаров понимает, что «переделать» родителей невозможно. Он любит их такими, какие они есть (хотя разница во взглядах очевидна). Базаров противопоставляет родителей высокому свету:
«…Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать»,– говорит он Одинцовой. Но тем не менее в общении с матерью и отцом сын «угловат и беспомощен»: ни приласкать, ни успокоить.
Он часто молчит и делает всё возможное, чтобы спрятать подальше, подавить в себе чувство сыновней любви. Ведь любовь и сыновняя, и родительская, по понятиям Базарова, чувство «напускное».
Иначе думает автор.
Он сочувствует старичкам Базаровым. А чувства родительской и сыновней любви считает «самыми святыми, преданными» чувствами. Писатель заставляет задуматься о дорогих людях – матери и отце.
Выразительное чтение отрывка о смерти Базарова
1. Какие мысли и чувства вызывает Базаров в сцене смерти?
Восхищение силой характера, душевной стойкостью, мужеством, умением держаться до конца.
2. Установите причину болезни и гибели героя.
Кажется, что заражение при вскрытии трупа – случайность, на самом деле это не так. На работе, в стремлении к познанию ещё не познанного, Базарова настигает смерть.
Д. И. Писарев:
«Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова… Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь замечательное».
А. П. Чехов:
«Что за роскошь – «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова?.. Это чёрт знает как сделано. Просто гениально».
Согласны ли вы с такими утверждениями Чехова и Писарева?
4. Каково отношение Тургенева к своему герою?
И. С. Тургенев:
«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и всё-таки обреченная на погибель – потому, что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего».
Отношение писателя к Базарову было не вполне ясным: Базаров был его «враг», к которому он чувствовал «невольное влечение». Писатель не верил, что люди базаровского склада «найдут путь обновления России» (Д. К. Мотольская).
И. С. Тургенев:
«Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит… я виноват и не достиг своей цели». В этих словах любовь писателя к своему герою.
Эпилог помогает понять
смысл романа. В эпилоге автор описывает могилу Базарова и говорит, что цветы на могиле «говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной…». Скорее всего,Тургенев имел в виду то, что споры «отцов и детей» вечны.Именно из этих споров, столкновений, говорящих о развитии человечества и философской мысли, и состоит жизнь.
5. Расскажите, как в столкновении с окружающими людьми постепенно растет одиночество Базарова.
По мнению М. М. Жданова, Тургенев, рисуя превосходство Базарова над окружающими, психологически очень тонко и убедительно показывает его одиночество. Разрыв с Кирсановыми произошёл по идеологическим разногласиям, с Анной Сергеевной – на почве неразделённой любви, Кукшину и Ситникова герой презирает, Аркадий по своему характеру не способен на большие дела, старики Базаровы и их сын – люди разных поколений, да и разница в их развитии велика, с простыми людьми – отчуждение.
Таким образом, автор показывает Базарова изолированным от окружающей среды, одиноким, показывает обречённость героя.
Д. И. Писарев
считает смерть Базарова героической, сродни подвигу. Он пишет:«Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг». «…Но смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь ее обмануть, остаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера».
Прав ли Писарев, оценив смерть Базарова как подвиг?
7. Как могла бы сложиться его судьба?
8. Какие качества Базарова с особой силой проявились в последние часы его жизни? С какой целью он попросил родителей послать за Одинцовой?
Наверное, можно сказать, что Базаров умирает от одиночества. Находясь в состоянии глубокого душевного кризиса, он допускает небрежность при вскрытии трупа и не предпринимает вовремя ничего, чтобы уменьшить возможность заражения. Мужество, с которым тургеневский герой встречает свою смерть, свидетельствует об истинной незаурядности его натуры. Всё наносное, внешнее исчезает в Базарове, и нам открывается человек с любящей и даже поэтической душой. Одинцовой Базаров восхищался, с чувством любви он уже не считает нужным бороться.
В образе Базарова Тургенев типизирует такие прекрасные качества новых людей, как воля, мужество, глубина чувств, готовность к действию, жажда жизни, нежность.
9. Почему роман не кончается со смертью героя?
Тургенев завершил судьбу Евгения смертью, но на этом роман не заканчивается. Автор завершает роман
эпилогом, в котором рассказывает о том, как сложились судьбы героев романа после смерти Базарова. И мы видим, что все (за исключением стариков-родителей и доброй Кати, которая иногда вспоминает Евгения) продолжают жить так, как если бы никакого Базарова вообще не было. ЭтимТургенев показывает, что Евгений ничего не достиг в этой жизни, ничем не запомнился окружающим, а наоборот быстро был забыт.Итог жизни Базарова невольно напоминает строки Лермонтова: Толпой над миром мы пройдем без шума и следа. Ни бросившим векам, ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.
10. Существует ли базаровщина в наши дни?
В эпилоге И. С. Тургенев пишет: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»
Взволнованный голос автора!
Тургенев говорит о вечных законах бытия, которые не зависят от человека. Писатель убеждает нас, что идти против этих законов – безумство. В романе побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом Аркадий, создаются семьи… А непокорного, жёсткого, колючего Базарова и после его смерти по-прежнему помнят и любят стареющие родители.
Домашнее задание.
Письменный ответ:
Чем интересен роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» и его герой сегодняшнему читателю?