Автор
Иван Иванович Шишкин «На севере диком» написал уже в зрелые годы, когда слава пейзажиста-воспевателя русских лесов и полей достигла небывалых высот. Современники говорили о нём: «богатырь-художник», «верстовой столб в развитии русского пейзажа». Его работы восхищали самых требовательных ценителей искусства и хорошо продавались.
Но его жизнь не всегда была гладкой. В 1870-е годы на долю Шишкина выпали трагические испытания, череда потерь близких. Он сполна узнал, что такое одиночество. Его художник боялся больше всего на свете до конца жизни.
Новое в блогах
Михаил Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…»
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.
К 50-летию со дня смерти М.Ю.Лермонтова, петербургским издателем П. П. Кончаловским, одним из пайщиков известного книгоиздательства И. Н. Кушнерева, было подготовлено богато иллюстрированное собрание сочинений поэта. В подготовке издания приняли участие Врубель, Серов, Васнецов, Поленов, а также Иван Иванович Шишкин.
Работа над рисунками навела Шишкина на мысль написать и картину маслом «На севере диком…». Когда ее увидел художник Бялыницкий-Бируля, человек весьма требовательный, он сказал: «Я убежден, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив».
В зиму 1890—1891 года живописец несколько раз выезжал в Мери-Хови. Ему важно было наблюдать зиму и снег. Зимние сюжеты чрезвычайно заинтересовали Шишкина. На мызе у дочери им была написана эта картина.
«На севере диком стоит одиноко», — абсолютный лирический шедевр Лермонтова, вольный перевод гейневского стихотворения «Сосна стоит одиноко», сделанный поэтом едва ли не молниеносно, по просьбе князя Вяземского, накануне рокового отъезда на Кавказ. Стихотворение Лермонтова было написано в 1841 году. Оно является переводом стихотворения великого немецкого поэта Гейне «Ein Fichtenbaum» («Сосна»), написанного в 1822 году.
Стихотворение Гейне является кульминационным в юношеском цикле стихотворений «Лирическое интермеццо», входящем в состав «Книги песен», создававшейся в течение двадцати лет. Лейтмотив всего цикла – тема любви. Поэт томится по недосягаемой возлюбленной; к любви героя причастен весь мир, вся природа. Горечь неразделённой любви выражена в стихотворении «Сосна» в символах широкого смысла.
В отличие от Гейне, лермонтовское стихотворение, образнее, эмоциональнее, проникновеннее. Поэту удалось передать мысль об одиночестве и бренности человеческого существования, трагизм человеческой разобщённости, а не только горечь неразделённой любви, как в стихотворении Г. Гейне.
Картина Шишкина создана по мотивам стихотворений Гейне и Лермонтова передаёт те же чувства обоих поэтов, но только другими средствами – средствами живописи.
Одиночество… На скале, среди снега и тьмы , одиноко стоит могучая сосна. Наперекор лютым морозам, ветрам и снегам, она растёт там, где ничто расти не может. Кажется нет такой силы, которая может её свалить,обламать, согнуть.
С достоинством возвышаеется могучее, гордое дерево и тяжёлый, сверкающий снег, схожий с богато украшенной ризой священника, прогибает нижние ветки почти до земли. Кажется, что сосна смотрит на Луну. Она освещает мрачное ущелье,тёмно-грозовые безбрежные дали, облака, серебрит снег на сосне и вокруг. Снег не чисто белый. Мастерство художника показало множество оттенков снега. А на макушке сосны снег схож с облаками и они будто беседуют между собой. Полное замороженное безмолвие. Кажется тьма тяжелее света, она сгущается и оседает в пропасти. Лишь одинокая сосна- «мечтательница», грезит о другом, светлом и радостном мире.
Три шедевра искусства, которые приобрели мировое значение, взаимно обогащают друг друга, выражают мечту о возвышенном и прекрасном, но разными средствами.
=====================================.
Люблю картины Шишкина. Наверно потому, что русская природа в его картинах мне понятна и узнаваема. Я видел с самых малых лет то, что было на его картинах. И насколько помню у нас дома на стене столовой были репродукции его картин. Помню «Рожь», «Корабельная роща» По-моему были и «Медведи» (утро в сосновом бору). Но «Медведи» и «Алёнушка» Васнецова были у нас в детском саду в рамах. «На севере диком» я увидел впервые в Третьяковке, когда учился в 6-ом или 7-ом классе. Именно эта картина мне почему-то запомнилась сильнее. Репродукция висела в книжном магазине в Александрове. И я ездил на электричке или пешком за 6км ходил её смотреть раза три. Когда служил на Северном флоте, то во время командировки в Ленинград увидел, как я называл, «Сосну на севере» в Русском музее (так назвал для себя, помня стихотворение Лермонтова). Ребята-матросы ушли смотреть дальше, а я сел перед картиной и смотрел. Уже когда работал с НИИ и заводами Ленинграда, я часто оставлял время, чтобы сходить в Русский музей в том числе и посмотреть на «Сосну»
Описание картины Шишкина «На севере диком»
В безграничной северной тьме среди снега и льда на скованном морозом утёсе возвышается заснеженная сосна. Она производит впечатление мощного дерева, мудро пережидающего суровый холод и уверенного в будущем тепле и ласке от природы. Пышные ветви дерева укутаны снегом и покорно опущены вниз. Но эта податливость не умаляет величия исполина – ствол его упрям, корни цепки, отчего дерево кажется вечным.
А вокруг сине-голубое безмолвие и ледяная бездна. Чернота бесконечности и неизвестности вдали в нижней части картины, та же необъятность в загадочных небесах, заснеженный утёс с пугающим заиндевевшим обрывом в ущелье.
Над снежными просторами угадывается яркая луна, бледный и бесстрастный свет которой добавляет таинственности и благоговения. Она ярко освещает одинокое дерево, высвечивая его мягкие контуры, обозначая густую тень и подчёркивая царственность могучего великана. Ночное лунное сияние падает и на редкие рваные облака, тихо проплывающие в вышине и похожие на снежные лапы с ветвей застывшего дерева.
Колорит и стилистика картины
Даже самое краткое описание картины «На севере диком…» невозможно без упоминания её удивительного колорита. Самое поразительное, что краски предельно сдержанны, при этом невероятно разнообразны оттенки. Цвет снега и льда, озарённых в ночи луною, живой и переливающийся. В чистом виде он действительно белый, но как же поразительно он вобрал в себя тьму ночи и свет луны, холодную синеву застывших теней и сумрачную земную даль. Небесная высь, голубая и бездонная, как на рассвете, выглядит невероятно завораживающе. Оттуда, из космоса, за этой одинокой, но сильной сосной приглядывает луна, единственная далёкая спутница и собеседница.
По стилистике картина напоминает романтическую живопись Куинджи. В то время художники действительно дружили, много времени проводили вместе. Одной из тем их бесконечных бесед была роль искусства с религиозной точки зрения. Религия способна убеждать и влиять на человека, этими же особенностями обладает и искусство. Возможно, поиски космической, вечной красоты, которые вёл Архип Куинджи, были шагами к созданию религии искусства. «Обезоруживаемый его уступчивостью» Шишкин присоединялся к другу в поисках прекрасного и вечного.
Впечатление и смысл картины И. Шишкина «На севере диком…»
Холод, равнодушие, вселенское одиночество – вот настроения полотна, созерцание которого наряду с восторгом от безмолвной и завораживающей красоты вызывает грусть и острое желание тепла и участливого общения.
Представляется, что всё живое погибло, оно не в силах существовать в подобных условиях. Так бывает и в жизни людей, когда кажется, что нет выхода, и всё потеряно. Но сосна недаром символ жизненной силы и мужества. Она, живая и могучая, вселяет уверенность, что всё пройдёт, надо только потерпеть. Не отступать и не сдаваться – вот настоящий, убедительный и волевой посыл сосны, главной героини картины, а также полотна в целом и самого автора.
Сочинение по картине И. Шишкина «На севере диком…» – для старшеклассников
Исходное стихотворение Генриха Гейне входит в юношеский цикл произведений «Лирическое интермеццо» в составе сборника его трудов, созданных на протяжении 20 лет, «Книга песен». Лейтмотивом цикла звучит тема любви. К томлениям поэта по возлюбленной становится причастна сама природа и весь мир.
Стихотворение Лермонтова имеет более широкий смысл. Основная его мысль – одиночество и беззащитность человека перед трагедиями, бренность бытия, а не только страдания, причиной которых стала неразделённая любовь.
Картина Шишкина объединяет чувства обоих поэтов, но только по-своему – посредством гениальной живописи мастера. Старшеклассники, почти взрослые люди, способны прочувствовать и проникнуться как строками великого поэта, так и богатейшим колоритом, а также глубочайшим философским содержанием картины Шишкина.
[править] Сюжет
Картина Шишкина, как и стихотворение Лермонтова, сразу поражает пронизывающей тоской. Это не просто иллюстрация, а полное соответствие той безысходности, которым проникнут лермонтовский стих[2]. Одинокое дерево — в ночной темноте, зимой, под снегом, неожиданное выросшее на скале, на котором оно возвышается, а совсем близко зияет бездна…
Живописец изобразил не просто белый снежный покров, а многочисленные его оттенки, в зависимости от освещения невидимой луной, и во всем полотне явственно ощущается безмолвие[2].
По уверениям специалистов-биологов, сосна не растет одиноко — не выживет; сосны всегда растут группой. Но данная биологическая ошибка вполне уместна в стихотворении и лишь подчеркивает трагедию одиночества: вот выросла такая одинокая сосна.
Лиричность картины, по мнению некоторых искусствоведов, напоминает стилистику другого художника — А. И. Куинджи[1], и это неслучайно: картина писалась в то время, когда Шишкин и Куинджи были особо дружны и часто обсуждали свои понимания религии, живописи, литературы…
Известны слова художника Бялыницкого-Бирули, сказанные им по поводу этого полотна: «Я убежден, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив»[3][1].
Сочинение по картине Шишкина «На севере диком…»
Вариант 1
Картина великого русского пейзажиста Ивана Шишкина, одноимённая с известным стихотворением Михаила Лермонтова «На севере диком…», написана по его мотивам.
Художник приступил к осуществлению замысла в 1890 году, когда группа предпринимателей и художников работала над изданием юбилейного сборника произведений Лермонтова. Выход книги приурочивался к 50-летней годовщине гибели великого русского поэта.
Шишкин выбрал это короткое лермонтовское стихотворение, вольный перевод Гейне, по велению чувств. Тема одиночества была близка художнику и понятна. В его жизни было много трагедий. И теперь, в пожилом возрасте, он снова был один.
Уловив в строках Лермонтова искреннюю боль одиночества, художник почувствовал в главной героине, сосне, родственную душу. Собственное видение позволило живописцу создать поистине великое произведение, засмотревшись на которое, начинаешь ощущать и покалывание морозного воздуха, и таинственную тишину, и невиданный размах бескрайнего севера.
Одинокая сосна на краю ущелья ярко освещена лунным светом. Он в какой-то мере выступает помощником художника – благодаря ему так рельефно и контрастно вырисовываются тени, скалы, ветви дерева, облака. Только иссиня-чёрная даль остаётся неизведанной.
Сиротство сосны созвучно с одиночеством, которое случается и в жизни людей. Но дерево не просто стоит, оно живёт здесь, в суровом краю. При этом оно высокое, пушистое, красивое. Значит, можно переждать холода и невзгоды, дождаться своей весны. Надо просто призвать всё своё мужество и постараться не терять интерес и волю к жизни. Обязательно будет тепло и радость.
Эта картина настоящий шедевр гениального художника Ивана Ивановича Шишкина. Глубокое, колоритное, реалистичное и завораживающее произведение, заставляющее не просто любоваться бесспорными красотами, но и размышлять, философствовать.
[править] История создания
История создания этой картины началась с того, что к 50-летию смерти М. Ю. Лермонтова (к 1891 г.) петербургским издателем П. П. Кончаловским готовилось иллюстрированное собрание сочинений великого поэта[3]. Для создания иллюстраций издатель пригласил художников: Врубеля, Серова, Васнецова, Поленова, Шишкина.
И. И. Шишкин (1832—1898) оформлял два стихотворения — «На севере диком…» и «Родина»[1][4]. Эта работа настолько заинтересовала художника, настолько вошла в нутро — а особенно работа над стихотворением «На севере диком…», что он решил создать полотно, написанное маслом, где была бы изображена одинокая зимняя сосна.
🗹