Одно из лучших прозаических произведений Александра Пушкина — роман «Дубровский». Характеристика главных героев является очень важной для понимания поступков персонажей. В романе много действующих лиц — как важных, так и второстепенных, но необходимых. По накалу страстей «Дубровский» сродни шекспировским трагедиям. Хотя герои Пушкина остаются живы, будущее их выглядит печальным.
Благородный отец
В романе «Дубровский» главных героев не очень много. Офицер, вышедший в отставку, обедневший помещик, отец Владимира — Андрей Гаврилович Дубровский. Происходит из древнего дворянского рода, но состояние находится в упадке — во владении всего 70 крепостных. Основные черты характера — гордость, нетерпеливость и решительность. Гвардейский поручик уже находится в преклонном возрасте. Пушкин описал его как бледного старика высокого роста, который еле переставляет ноги.
Старик Дубровский обладал «горячим» нравом, был весьма вспыльчив и несдержан, что становилось причиной неприятностей. Гордость мешает ему также принимать помощь, которую предлагал сосед, Кирила Троекуров. Дубровский и Троекуров были друзьями, но Андрей Гаврилович совершенно по-другому относился к своим крепостным — не допускал по отношению к ним издевательств. А также Дубровский-старший бережливо относился к деньгам.
Однажды старший Дубровский написал Троекурову гневное письмо, требуя извинений за поведение его слуги. Он высказал соседу все, что накипело на душе. Но Троекуров не считает извинения необходимыми, а письмо ему кажется дерзким. Так начинается вражда между соседями. Конфликт обостряется все сильнее. Троекуров через суд пытается отобрать Кистеневку (имение Дубровского):
- Он знает, что документы сгорели. Подкупает чиновника, а затем и судей.
- Суд решает вопрос в пользу Троекурова.
- Дубровский-старший настолько потрясен, что заболевает и умирает, когда приезжает его сын.
По закону имение отходит к Троекурову. Все дело он затевает не потому, что нуждается в чем-либо, ведь помещик довольно богат, а просто из мести. Крестьяне Кистеневки поднимают бунт. В его главе и встает Владимир. Так начинается «карьера» Дубровского-младшего как разбойника, преступившего закон.
Отец не оставляет сыну ничего, кроме чувства вражды, обиды, разбитых надежд и разочарования в жизни.
Владимир — жертва или злодей
Главный герой романа — наследник, которого лишили и той малости, на которую он мог рассчитывать. Возраст — около 23 лет. Внешность его приятна, но особо ничем не примечательна — он среднего роста, кареглазый, волосы русые, носил бороду. При этом молодой человек умел произвести хорошее впечатление, умело манипулировал окружающими. Возможно, это последствия воспитания.
Мальчик рано потерял мать, его воспитывал отец — до семи лет Владимир жил в имении под надзором няни. Затем его увозят в Санкт-Петербург, где принимают в кадетский корпус. Оттуда он выходит уже юношей, «корнетом в гвардию». Службу проходит в элитном полку, который расположен также в Петербурге.
Характер героя Дубровского — неоднозначный, иногда он поступает благородно, иногда этого сказать нельзя. Например, Владимир мог проиграться в карты, не думая о последствиях. Но при этом в нем много хороших черт, которые явно вызывают симпатию как у автора, так и у читателей:
- Доброта;
- Щедрость;
- Великодушие.
Досталась ему по наследству от отца и гордость — Владимир не терпел обид и мог любого вызвать на дуэль. Молодец не робкого десятка — будучи у Троекурова, убивает медведя, в комнату с которым его вталкивают ради шутки.
Умелый охотник. Разбирается в искусстве — хорошо играет на фортепиано, танцует. Способен на романтические поступки — под видом учителя поступает на службу к Троекурову, чтобы быть рядом с любимой девушкой.
Какова она? – «семья в произведениях Александра Сергеевича Пушкина».
В результате проведенных исследований, я изучила шесть произведений А. С. Пушкина и заметила, что тема семьи в них очень значительна, и является одной из главных, чего раньше я не замечала, так как особого моего внимания эта тема не приковывала. Также мною были выполнены задачи, которые я для себя поставила. По-моему, Александр Сергеевич Пушкин создал почти идеальные семьи в своих произведениях, но также я заметила, что многие из них неполные и чаще всего воспитывает ребёнка один отец. И семья в каждом из его произведений чем то отличается от другой. Темы родителей самого писателя я в изученных произведениях не нашла, конечно, матери Ольги и Татьяны в романе «Евгений Онегин» Пушкин передал какие – то черты своей матери, но отношение к детям не такое же деспотичное, да и характер является более мягким. Благодаря написанию реферата, мне так же представилась возможность более тщательно изучить произведения и на многие из них я посмотрела другим взглядом. Также в процессе изучения я для себя лично поняла, какое огромное значение семья имеет в жизни каждого человека вне зависимости от пола, материальной принадлежности и т. п. , а так же главное иметь в жизни крепкую семью, и тогда все остальные проблемы станут отодвинуты на второй план.
Подлый сосед
Описание Кирилы Петровича Троекурова вызывает неприязнь. Человек этот богат, душа его испорчена большими деньгами. Пушкин показывает его как человека, который все свое свободное время проводит за пьянством и чревоугодием. Он рано овдовел, живет в свое удовольствие, хотя формально является христианином.
А также он очень несдержан в отношениях с противоположным полом: помимо дочери Марии, у Троекурова много незаконнорожденных детей. Барин содержит в имении (в одном из флигелей) целый гарем, состоящий из шестнадцати горничных. А во дворе бегали «…множество босых ребятишек», очень похожих на хозяина.
По описанию Александра Сергеевича, это гордый избалованный самодур, который забывал о христианской морали, когда хотел кому-то отомстить. Он совершенно постоянно срывает злобу на своих слугах (может и побить), даже на гостях имения.
Господин с пренебрежением относится к беднякам, считается лишь с богатыми. При этом он остается человеком необразованным («ограниченного ума») и грубым, порой даже с собственной дочерью. Даже своего бывшего приятеля, живущего по соседству, Троекуров лишает крыши над головой, чтобы удовлетворить чувство мести.
Андрей Гаврилович, не выдержав всего происходящего, заболевает. Только в этот момент в Троекурове просыпается нечто человеческое — он едет к своему соседу, чтобы помириться с ним, вернуть имение, отобранное нечестным путем. Но едва завидев обидчика, старик Дубровский умирает. Его сын прогоняет незваного гостя.
Ради богатства Троекуров готов пожертвовать счастьем единственной дочери. Он сводит дружбу с богатым князем, ради выгоды договаривается о браке между пожилым мужчиной и девушкой, которая вовсе не хочет становиться женой развратного старика.
Кирила Петрович — заядлый охотник, который ежедневно выезжает в лес, чтобы поразвлечься. Для этой цели держит большую псарню — несколько сотен породистых собак. Животные живут в тепле и сытости — лучше многих крестьян. Помещик с гордостью показывает гостям «прекрасное заведение», чтобы похвастаться.
Семейная тема в произведениях А. С. Пушкина.
Тема взаимоотношений отца и дочери в повести «Станционный смотритель».
В повести «Станционный смотритель» главными героями являются Дуня и её отец — станционный смотритель – Самсон Вырин.
Они вдвоём живут на небольшой станции для перемены лошадей путниками, их жизнь течёт спокойно и размеренно. В Дуне старик – смотритель находит себе главное утешение после смерти её матери. Он говорит главному герою так, отвечая на его вопрос про то, что это за девушка и не его ли это дочка: «Дочка – с, да такая разумная, такая проворная; вся в покойницу мать».
Вот такую спокойную и счастливую семью видит наш герой, побывав на этой станции в первый раз.
Посетив же эту станцию в другой раз, он видит перед собой совершенно иную картину: смотритель уже один, он опечален своей судьбой и жизнью вообще. Старик рассказывает герою душещипательную историю о том, как его Дуню увёз гусар Минский. Вот что в этот раз рассказывает смотритель автору Дуне: « Что за девка — то была! Бывало, кто не проедет, всякий похвалит, никто не осудит Бывало, барин какой бы сердитый не был , при ней утихает и милостиво со мною разговаривает Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала. »
После похищения Дуни, как рассказал смотритель, он сразу же слег, но как только поправился, то сразу же прямиком отправился за своей дочерью в Петербург. Ямщик рассказал ему, что «всю дорогу она плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте». Уже здесь можно увидеть, что Дуня всё–таки тоже очень любила отца – смотрителя и его отсутствие переживалась ей тяжело.
Смотритель же, испытывая огромную любовь к дочери, всё – таки отыскал Минского, но тот сказал ему следующее: «Что сделано, того не воротишь , но не думай, что я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе её? Она меня любит; она отвыкла от прежнего состояния. Ни ты, ни она – вы не забудете того, что случилось».
Однако смотритель не отступает, и всё–таки позже проникает в дом Дуни и видит её, она же от переизбытка чувств падает в обморок, а Минский выталкивает старика за дверь.
Но смотритель всё-таки добился главного, он увидел свою любимую дочь, что уже и так принесло ему несказанную радость. Она была ухожена, одета по последней моде и казалась вполне довольной жизнью, но в этот же момент смотритель понимает, что его дочь, его утешение, что она навсегда потеряна для него. Он понял, что она не сможет променять всё это пышное убранство, драгоценности и человека, который души в ней не чает на его дощатый дом, где буянят проезжие, пьянствуют ямщики, где её ждут тоска и одиночество.
А всё–таки Дуня не забыла отца. Спустя какое – то время она приехала его проведать, но он уже умер, оставшись до последних дней со своей тоской и одиночеством. Как позже рассказал герою мальчик из деревни, «добрая барыня» заплакала и долго просидела на могиле старого станционного смотрителя.
Эта одна из душещипательнейших семейных драм Александра Сергеевича Пушкина. Здесь крепкая семья была разрушена в один миг, что принесло старому смотрителю одно горе и подтолкнуло спиться, а позже от этого умереть. В этом произведении Пушкин чрезвычайно чётко показал, что сделала с отцом потеря единственной и горячолюбимой дочери. Мне кажется, что Дуне не следовало так неожиданно уезжать от отца, а Минскому красть её, а затем не давать им видеться, а, поступив таким образом они разрушили жизнь старика и привнесли в неё опустошение, да и самой Дуне никакого счастья порушенная судьба отца не принесла, и мне кажется, что на его могиле она горько плакала, сожалея о том, что оставила его совсем одного. А беда смотрителя в том, что он не смог принять выбор дочери , не смог пережить того, что она счастлива.
Ромео и Джульетта России в повести «Барышня – крестьянка».
В этой повести сразу можно увидеть резко контрастирующих между собой Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского.
И. П. Берестов – «после того, как отслужил в гвардии, уехал к себе в деревню. Был женат на бедной дворянке, которая умерла при родах, но всё-таки родив ему сына — Алексея. После этого Берестов завёл себе суконную фабрику, утроил доходы и считал себя умнейшим человеком во всём околотке. Вообще соседи его любили, хотя и считали гордым, не ладил с ним один лишь Г. И. Муромский». Такую краткую и понятную характеристику дал А. С. Пушкин И. П. Берестову.
Совершенно противоположный ему – Г. И. Муромский.
Григорий Иванович «был настоящий русский барин. В Москве промотал большую часть своего имения и на ту пору овдовев, уехал в последнюю свою деревню, где увлёкся английскими методами ведения хозяйства, что не принесло ему больших доходов. Имел дочь Лизу».
Две семьи, представленные в этой повести, враждуют между собой, так как интересы их совершенно не сходятся. Поэтому их вражда и толкнула Лизу Муромскую на отчаянный поступок – переодеться в крестьянку, чтобы познакомиться с Алексеем Берестовым.
Отношения между Алексеем и его отцом внутри семьи были дружественными, и они находили друг у друга взаимопонимание, но разногласие между ними всё-таки было — в том, что Алексей «намеревался вступить в военную службу, так как считал себя неспособным к статской, отец же его придерживался совершенно противоположного мнения. В этом они друг другу совершенно не уступали».
Взаимоотношения между Лизой и её отцом – Григорием Ивановичем тоже были полны любви и взаимопонимания. Она являлась его единственным ребёнком, как писал А. С. Пушкин: «Её резвость и поминутные проказы восхищали отца». Для примера: когда она засмущалась показаться перед Алексеем со своим истинным лицом, так как он узнал бы в ней крестьянку Акулину, она до крайней степени набелилась и изменила причёску, отец был чрезвычайно удивлён и еле – еле удержался от смеха. Так же их полное взаимопонимание доказывает тот случай, когда её отец упал с лошади на охоте, Лиза проявляет о нём трогательную заботу, которую могла показать лишь любящая дочь. Именно этот случай и примирил два враждующих семейства, так как И. П. Берестов помог Муромскому, когда тот упал с лошади, а он в свою очередь позвал его сразу же в благодарность на обед. Так между ними и началась дружба, и они оба решили, что поженить детей будет выгодно для них обоих, не догадываясь о том, что их дети уже влюблены друг в друга, вот только Лиза в образе крестьянки – Акулины. Пушкин написал в конце повести: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку». И потому сразу же можно понять, что роман Лизы и Алексея ждёт счастливая развязка.
В этой повести можно увидеть, к чему может привести молодых людей вражда их родителей. Но, к счастью, развязка здесь счастливая и показаны две крепкие, дружные, любящие, счастливые семьи, благодаря примирению которых образовалась ещё одна семья – Лизы и Алексея.
Семья Гаврилы Гавриловича Р*** в повести «Метель».
Гаврила Гаврилович Р*** со своей женой Прасковьей Петровной и дочерью Марьей Гавриловной живёт в поместье Ненарадово. Их семью в округе уважают, так как Гаврила Гаврилович славится своим гостеприимством и радушием.
Марья Гавриловна «была воспитана на французских романах, а, следовательно, была влюблена». Но её любимый являлся всего-навсего бедным армейским прапорщиком, находившимся в отпуске в своей деревне, так что родители ни за что не позволили бы им вступить в брак. Таким образом, Марья решилась на побег и тайное венчание с Владимиром, чтобы потом сразу поставить родителей перед фактом того, что она уже замужем.
Но зима в тот год была очень суровая, поэтому из-за метели Владимир не смог добраться до той церкви, где они должны были обвенчаться. Так что поп обвенчал Марью Гавриловну с другим молодым человеком, который по чистой случайности проезжал мимо этой церкви, подумав, что это и есть жених. Марья же вернулась домой, и её родители о побеге и не догадались. Девушка тут же заболела и когда была в бреду, многое рассказала, но из всего этого её родители поняли лишь то, что их дочь чрезвычайно любит Владимира и жить без него не может.
И тут родители доказывают свою огромную любовь к дочери и ей, и читателю в том, что всё-таки ради здоровья Маши решают дать согласие на её брак с Владимиром, считая, что главное для них всё-таки здоровье и счастье дочери. Этот эпизод также доказывает, что семья Р*** крепкая и любящая, и что для всех её членов главным является всё-таки счастье друг друга, а не какая-либо личная выгода.
Однако неожиданно Владимир отвечает отказом на брак с Марьей и пишет им то, что больше не желает видеть Марию и просит забыть о его несчастной судьбе. Потом судьба Владимира складывается таким образом, что он будет тяжело ранен на войне под Бородином, а затем уже в Москве погибнет.
Всё же и тут после этого горе не оставляет Машу, так как её отец умирает, но оставляет её наследницей имения, что даже на немного не заглушает её горе, и они с матерью принимают решение уехать в другое поместье, где около Марьи Гавриловны «вились тучи кавалеров». Но она хранила верность Владимиру, не смотря на то, что он уже умер, и никому согласием не отвечала. Однако среди всех Марья отмечала лишь одного Бурмина, и вскоре они полюбили друг друга. К её изумлению, Бурмин признался ей, что они никогда не смогут пожениться, так как однажды зимой в одной деревенской церквушке, место нахождения которой он не знает, его обвенчали с девушкой в беспамятстве, похоже, с кем-то перепутав. Марья тут же поняла, что той девушкой и была она и сказала это Бурмину. Тот тут же побледнел и упал к её ногам. Вот так по случайности и нелепому стечению обстоятельств воссоединяется молодая семья, образуя новый, крепкий союз.
В этой повести Александр Сергеевич Пушкин вновь даёт на обозрение нам крепкую семью: любящую дочь, заботливых родителей, которые многим готовы пожертвовать на благо семьи. Это доказывают и трепетная забота родителей о Маше во время болезни, и то, что поместье, доставшееся Маше после смерти отца, ни принесло ей радости из-за его смерти, а так же то, что была создана трепетно – любящая и счастливая семья Маши и Бурмина.
Маша — заложница предрассудков
У Троекурова двое детей — дочка и сын. Марья старшая, ей 17 лет. Но девушка уже расцвела и привлекает заинтересованные мужские взоры. Женщины разглядывают ее наряды. Дети росли без матери, воспитанием девочки занималась гувернантка-француженка, благодаря которой Маша в совершенстве владеет французским. Отец его совсем не знает (по своей лени и невежеству), поэтому дочка по необходимости берет на себя функции переводчика.
К своему родителю Маша относится с любовью, хотя это непросто, учитывая его характер — взбалмошный, своенравный, он может нагрубить даже своей любимице. Девушка выросла в уединении, у нее нет подруг. Любимые занятия: прогулки на природе, музыка и чтение романов. В доме есть сочинения французских писателей 18 века.
На досуге занимается вышиванием на пяльцах, этим искусством она овладела в совершенстве. Маша обладает прекрасным музыкальным слухом и очень хорошо поет. Когда в доме под видом учителя Дефоржа появляется Владимир, то он берется за уроки музыки с девушкой. Но причина для этого вовсе не ее талант — молодой человек очарован красотой юной прелестницы.
Мария умеет скрывать истинные чувства. Этому ее научила жизнь с отцом, реакция которого на любое событие являлась непредсказуемой. Подобно своему батюшке, девушка свысока относится к людям низшего сословия. К ним она причисляет и учителя, принимая его не столько за человека, сколько за прислугу. Марья Кириловна также падка на лесть.
История любви
Но общение с Дефоржем не прошло даром — девушка влюбилась в «недостойного». Вскоре он признается в обмане и в том, что у него имеются к ней романтические чувства. Отец хочет выдать дочку за пожилого князя Верейского, но та против. Маша готова сбежать с разбойником и выйти за него, только бы не за старика. Правда, при этом говорит: «…лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского». То есть это для нее самый крайний выход, который хуже смерти. В этом отлично видно, что Маша переняла предрассудки своего родителя.
Романтическая история отношений между Марьей и Владимиром завершается мрачно: люди Владимира приезжают слишком поздно, обряд венчания уже состоялся. Мария отказывается бросить новоиспеченного супруга и просит Владимира оставить ее в покое.
«Капитанская дочка».
Семью Гриневых можно назвать одним из лучших примеров семьи в произведениях А. С. Пушкина. Здесь все члены семьи заботятся друг о друге.
Отец семейства – Андрей Петрович Гринёв служил при графе Минихе и вышел в отставку, где женился на Авдотье Васильевне Ю. Детей в этой семье было 9, но все, кроме Петруши, умерли ещё в младенчестве. Родители очень любят Петра и очень о нём заботятся. Они стараются нанять для него обязательно учителя – француза , но он оказывается разгильдяем, и его увольняют. Очень любит Петра его мать – Авдотья Васильевна, когда он отправляется на службу, она очень горько плачет и расстраивается, что Петрушу не отправили в более подходящий для него Семёновский полк, а отправили служить в Оренбург.
Ничуть не меньше родителей заботится о Петре, как отец, Савельич — простой русский мужик. Именно он разоблачил учителя – француза; так как всегда заботится о Петруше. Савельич был приставлен к нему с самого детства и питал к нему крепкие, отцовские чувства, заботился всегда о его здоровье и благополучии, часто ругая Петрушу, но ради его же блага.
Например, когда по пути на службу Пётр выпивает, то Савельич стыдит его, но опохмелиться даёт, затем, когда он узнаёт, что у Петра долг в 100 рублей, то не хочет их ему давать, но Пётр приказывает ему, отчего они ссорятся. Мирясь, Савельич сердится уже только на себя за то, что оставил своего «бедного, неразумного подопечного одного в ужасном трактире». Не всякий отец проявляет к своему ребёнку то терпение, которое проявлял к Петруше Савельич. Можно даже сказать, что в отлучке от дома Савельич заменил Петру его семью своей заботой и пониманием.
Родители Маши были ничуть не хуже родителей Петруши. Это были очень простые, добрые и гостеприимные люди. Мать Маши – Василиса Егоровна – простая русская женщина, но очень храбрая, привыкшая всегда и везде следовать за своим мужем – капитаном Мироновым.
Иван Кузьмич был человеком необразованным, но самым честным и добрым.
Василиса Егоровна заправляла в Белогорской крепости не только хозяйственными делами, но и военными делами своего мужа.
Не удивительно, что в такой семье была воспитана такая девушка, как Маша, которая ради освобождения своего любимого, то есть Петруши пошла на поклон к императрице, что доказывает её крайнюю любовь к нему.
Родители же её тоже люди прекрасные, их бескрайняя забота распространялась не только друг на друга и на Машу, но и на всех солдат, живших в их крепости.
В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин очень тонко и уместно описал семьи и людей на фоне ужасных бунтов пугачёвского восстания. Обе семьи, показанные здесь, крепкие, любящие и искренне заботливые. Они готовы на многое ради близких им людей, и те платят им тем же. Смерть капитана Миронова и его жены оставила Машу сиротой, но память о родителях навсегда осталась в её сердце, а утешение же себе она находит сама, обретя своё собственное семейное счастье с Петрушей Гринёвым. Так что вполне можно сказать, что это произведение не только о восстании Пугачева, и о его последствиях, но так же о крепких, стойких семьях, которые не потеряли ни капли стойкости во время ужасающих бунтов. А так же о том, каких прекрасных и смелых детей могут воспитать добрые и заботливые родители.
Герои второстепенного значения
Список всех героев «Дубровского» можно найти в интернете. Ниже представлен перечень второстепенных персонажей (главные уже перечислены):
- Антон Пафнутьевич Спицын — дал в суде показания (ложные) о том, что Кистеневка принадлежала раньше семейству Троекуровых.
- Анна Савишна Глобова — гостья Троекурова, которую отпускают разбойники, поскольку она везет деньги сыну.
- Антон — кучер, преданный своим хозяевам — Дубровским.
- Архип — кузнец, который поджигает дом своих хозяев. Владимир просит оставить открытыми окна, потому что внутри ночуют чиновники. Но Архип их закрывает.
- Шабашкин — прибывший вместе с чиновниками распорядитель, который вместе с ними гибнет в пожаре.
Стоит упомянуть, что после нападения на Верейского предводитель шайки разбойников ранен в руку. Отряд Владимира окружен в лесу, но отражает атаки 50-ти солдат. После этого Дубровский покидает банду. Ходят слухи, что он скрывается за границей. Так заканчивается рассказ о благородном разбойнике.
🗹