«Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза»»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Самодуры в пьесе Гроза

Очень значимым произведением для страны начала 60-х годов 19 века оказалось произведение «Гроза» Островского. Произведение было написано об обновлении как души человека, так и природы. Островский показал, как природное явление как гроза может разрушить устои темного царства России. Главное темой создания самодуров купцов произведении было для того чтобы осудить их жестокое поведение по отношению к окружающим. Деспоты, жесткие и надменные люди , по мнению Островского господствовали в то время в России. В вымышленном городе под названием Калинов, автор отобразил все эти жестокости.

По началу перед читателями открывается прекрасный город, расположенный на берегу реки Волги. Красотой пейзажа поначалу прикрывается истинная жизнь людей. Но не все так красиво и гладко как кажется на первый взгляд. Мы видим, что единственным человеком, который имеет ум, является механик Кулигин. Он и называл нравы города жестокими и деспотичными. Особое внимание он уделяет неравенству, которое разделяло бедных и богатых. Так же понятно, что жажда денег и наживы, приводит к разладу и в жизни самих купцов. Каждый из них стремится попортить жизнь другому, наговаривая на своих конкурентов, пытаясь испортить им торговлю.

Практически сразу становится понятно, что для богатых купцов самодуров, не ни какой управы. Им ни кто не указ, а деньги дают им право управлять городом Калинова. И ни кто не посмеет им перечить, потому что деньги здесь решали все.

Даже семейные отношения строились из жестокости самодуров. Самодур — в данным произведении имеет обозначение самоуверенных хамов, которые вели произвол и оставались безнаказанны. Один из влиятельных людей города был Дикой, он знал, что ни кто ему не окажет сопротивление. Он с легкостью распоряжался жизнью своего племянника, так как тот зависел от него. Автор описывает его как хама, невежу и жадного человека, он олицетворял черты характера самодуров. Он ни когда не был чем-то доволен, с людьми разговаривать он не умел абсолютно. Бросался на всех как дикая собака. Дикой очень любил деньги, и расставался с ними с большим трудом, это вызывало в нем еще больше злобы.

Именно по этой причине он постоянно гноил Бориса, которому должен был отдать все по завещанию. Если ему становилось что то непонятно, он вымещал свою злость на тех кто находился рядом с ним. Он набрасывается на Кулигина, по причине своего непонимания, что тот хочет донести ему. По причине своего самодурства и невеликого ума, как многие граждане города Калинова, он утверждает, что Гроза эта ни что другое как послание свыше. Чтобы наказать людей за их грехи и пакости.

Вариант 2

В пьесе Островского «Гроза» показано самодурство отдельных лиц, которые живут ради своей наживы на других, которые держат своих подчиненных в постоянном страхе перед собой. Кабаниха и Дикой олицетворяют беспощадную власть над народом и бессмысленную задачу всегда придерживаться старых традиций. Жители города не знают ничего нового, они закрыты под пеленой старых принципов жизни и традиций.

Кабаниха властная женщина, имеющая сосредоточенно большое хозяйство. Ее политика имеет единоличный характер. Только она одна знает как, правильно поступать. Так же у нее имеется религиозный характер, хотя она и не верит в Бога, но склонна только к исполнению традиций. В ее доме имеется множество икон. Показывая свою святость и правоту перед другими. В ее доме поселились богомолки и странницы, которые восхваляют хозяйку. Хотя ей и говорят лестные слова ради того, чтобы их не лишили заработка. У Марфы Кабановой есть сын Тихон, которого учит, как правильно жить. И сын не смеет даже ей перечить. Только единственная сноха Кабанихи, Катерина имеет протест против ее нравственности. Кулигин соглашаясь с протестом, всегда хочет внедрить что-то новое в их мир, в этих людей, которые просто потеряны в этом городе.

Еще один герой интересного сюжета, богатый купец Дикой, жаден как ни кто другой. В роле, упрямого старика. Который, всячески не дает жить своему племяннику Борису и своим родственникам. Савел Прокофьевич возомнил, что имеет власть над городом, в отличии от Кабанихи, нагло вмешивается в жизни людей. Угрожая своему племяннику Борису, лишить его наследственности, старается этим самым манипулировать его. Его права стоят на том, что он имеет большое имение и деньги, которые в свою очередь решают все. Дикой как и остальные богатые купцы, которые утопают в роскоши, всегда тянули Россию на дно. Он вечно угрюм и озлоблен на весь мир. Его никогда не видели улыбающимся. Так же он не образован. За всю жизнь Савел прочел ни одной книги. Не любит все новое. Он наслаждается в комфорте своей жизни. Для него скорее всего сложно понимать что-то новое. Даже прекрасно осознавая, что мешает другим жить и совершает плохие поступки. И поэтому зарывается с головой в песок в старые обычаи. Несмотря на всю его угрюмость, свирепство он труслив, даже обычная гроза способна его напугать.

Островский дает понять, что сила в новом времени, умертвив старое, принесет новые изменения в жизни людей этого города.

Описание Дикого

Дикой — зажиточный купец. Деньги у него есть, однако расстается он с ними тяжело. В Калинове он является уважаемым и авторитетным человеком, которого боятся. Основная причина — богатство, он в городе является самым обеспеченным.

Образ Дикого полностью цельный. Для него не свойственны метания, сомнения, колебания. Он не ищет смысла бытия, не стремится к высотам, его не мучает совесть. Купец идет по жизни твердым шагом, не переживая, что кого-то раздавит.

Какова основа власти самодуров в пьесе гроза

Причем он невежественен и необразован. Политические и социальные события, наука, живопись ему неинтересны. Помимо этого, Дикой утверждает, что все это недостойно уважения, смешное, бесполезное. Живет он, следуя суевериям и предрассудкам. Это особо видно, когда Кулигин обращается к Дикому за помощью в установке громоотвода.

Население города боится грозы, поэтому и появляется эта идея. Но купец высмеивает Кулигина, говоря, что гроза — знак Божий, и жить необходимо правильно. Бесполезно бороться с этим «шестами да рожнами».

Деньги — единственное, что значит в жизни для Дикого. Если они к нему попали, он уже не отдаст их. Даже работникам приходится выпрашивать зарплату у него. Но это не всегда выходит, а если и получается, придется выслушивать много ругани.

Основная черта Дикого — грубость, которая прослеживается на протяжении всей пьесы. Из его уст все время сыплется брань. Он совершенно не стесняется в высказываниях, без угрызения совести оскорбляет людей.

Самодурство Дикого проявляется во всем. Но больше остальных от этого страдает его семья. Племянника Бориса он просто затравил. Поскольку тот зависит от богача в финансовом плане. Жена купца, которая доведена до отчаяния, дрожит перед ним, умоляет всех не сердить мужа. Но выполнить эту просьбу практически невозможно. Агрессия Дикого зачастую ничем не объясняется. Ему может не понравиться взгляд человека или обычное слово — и начинается ругань.

Купцы-«самодуры».

Первые купцы на Руси появились еще в конце IX – начале X века, но правовое положение купеческого сословия к началу правления Петра I оставалось сложным и неопределенным. Указом Петра I от 27 октября 1699 года после возвращения Великого посольства в Москву предписывалось «всяких чинов купеческим людям торговать так же, как торгуют иных государств торговые люди». Тем не менее эпоха петровских преобразований не принесла существенных облегчений формировавшемуся купечеству. Указы не отличались последовательностью и носили потребительский характер, основывавшийся на максимальном использовании купеческих капиталов для государственных нужд.

Картина Б.Кустодиева «Купец»

Вот как писал о купечестве в своем трактате «О скудости и богатстве» первый российский экономист-теоретик И.Т.Посошков: «Купечество в ничтожность повергать не надобно, понеже без купечества ни каковое, не токмо великое, но ни малое царство стояти не может», — при этом добавляя, что «…а еще бы в купечестве самая христианская правда уставилася, …и цену б брали по пристоинству товара прямую настоящую, … не обманывали бы». На самом деле дела обстояли, по-видимому, еще хуже.

Николай Иванович Костомаров
(1817-1885)

Так продолжалось весь XVIII век. Российский историк Н.И.Костомаров, ссылаясь на иностранных путешественников, пишет, что те «описывают русских купцов большими плутами». Однако, тут же о, — объясняя, что «торговля, как и всякая другая ветвь человеческой образованности, проходит различные положения. В первобытные времена она была соединена с разбоями и набегами. На низкой степени цивилизованного общества она неразлучна с коварством и обманом и, чем выше общество становится на пути нравственного и умственного образования, тем более и торговые отношения принимают характер честности».

Тильзитский_мир

Подписание Тильзитского мира. Старая гравюра

И вот в начале XIX века произошло, казалось бы, неприятное для России событие: заключение Тильзитского мирного договора между Александром I и Наполеоном в 1807 году, по которому Россия была обязана отказаться от союза с Англией. На самом деле это привело к тому, что русские текстильные фабрики, избавленные от английской конкуренции, стали бурно развиваться. Это создало благоприятные условия для быстрого роста промышленности. Купцы становились промышленниками.

Товарный_ярлык_морозовых

Товарный ярлык Морозовых

Одним из таких купцов-промышленников — основателем Никольской мануфактуры «С.Морозова сын и Ко» и родоначальником мануфактурно-промышленной династии Морозовых стал крепостной крестьянин помещика Н.Г.Рюмина села Зуева Богородского уезда Московской губернии — Савва Васильевич Морозов (1770–1860). Женившись и получив за женой приданое в пять золотых рублей, он открыл шелкоткацкую мастерскую, и через 23 года ему удалось выкупить себя и всех пятерых своих сыновей из крепостной зависимости за баснословную по тем временам сумму — 17 тысяч рублей ассигнациями. У него было пятеро сыновей, от которых пошли четыре ответвления Морозовского дела:

Елисей и сын Викула — Орехово-Зуевской,

Захару Саввичу принадлежали Богородско-Глуховские фабрики,

Абраму Саввичу — Тверские,

Иван Саввич вышел из семейного дела,

Тимофей Саввич стал владельцем Никольской мануфактуры.

Алексей Викулович Морозов
(1857-1934)

Потомок старшей ветви Алексей Викулович Морозов передал в 1900 году дела по управлению Орехово-Зуевским производством брату Ивану и сосредоточился на коллекционировании. Собирал он фарфор, гравюры и иконы, но наиболее известен тем, что открыл в Москве музей фарфора в собственной усадьбе во Введенском переулке (ныне Подсосенский пер. 21), построенной в 1878-1879 годах по проекту М.Н.Чичагова и унаследованной от отца. Усадьба была перестроена, и особняк приспособлен Ф.О.Шехтелем для хранения и демонстрирования коллекций.

Подсосенский_переулок

Вид усадьбы А.В. Морозова во Введенском переулке. Старое фото

В 1918 году коллекция А.В. Морозова была национализирована. В результате многих советских преобразований многочисленные предметы коллекции разошлись по разным российским музеям: иконы были поделены между Историческим музеем и Третьяковской галереей, коллекция гравюр перешла в графический отдел Музея изящных искусств им. А.С.Пушкина, а старинное русское серебро и миниатюры попали в собрание Оружейной палаты. Собрание фарфора хранится в фондах Государственного музея керамики «Усадьбы Кусково XVIII века».

Подсосенский

Особняк Алексея Викуловича Морозова в Подсосенском переулке. Современное фото

Потомок средней ветви Морозовых, Михаил Абрамович, по прозвищу «джентльмен», был коллекционером живописи, дружил и поощрял многих художников, был автором трудов по истории. Его жена Маргарита Кирилловна Морозова, в девичестве Мамонтова, считалась первой красавицей Москвы: с нее М.Врубель написал царевну-лебедь.

Картина М.Врубеля «Царевна-Лебедь»

В 1892 году приобрел у чаеторговца К.С.Попова усадьбу в Москве на углу Смоленского бульвара и Глазовского переулка и по проекту архитектора В.А.Мазырина в 1894 году в очередной раз перестроил её под свои нужды. Этот особняк с полукруглой террасой, обрамлённой колоннами, с зимним садом сохранился до наших дней.

Смоленский_бульвар

Особняк Михаила Абрамовича Морозова на Смоленском бульваре. Старое фото

Внешний вид дома относится к эклектике, стилю неогрек, а интерьер выдержан в стиле ампир. Во второй половине прошлого века там был Дом пионеров, а сейчас здание принадлежит банку. Московская легенда уверяет, что младший брат Михаила, Арсений, побывав в гостях у старшего брата, заявил, что поручит создать для него самый необычный дом в Москве. «Вот ты, Миша, собираешь свои коллекции, с которыми еще неизвестно, что потом будет… Мой же дом будет стоять вечно».

Михаил Абрамович Морозов. Фрагмент портрета кисти В.А.Серова
(1870-1903)

Михаил Абрамович прожил недолго, несколько пренебрежительно отнесясь к своему здоровью, он умер в 33 года. После смерти мужа его жена стала одной из центральных фигур Серебряного века русской культуры, в усадьбе собирался кружок московской интеллигенции.

В 1910 году Маргарита Кирилловна подарила коллекцию мужа Третьяковке, оставив себе только портрет младшего сына Мики работы В.А.Серова. Дом был продан фабрикантам Ушаковым, от наследства она отказалась в пользу детей.

В.А.Серов портрет «Мики Морозова»

Средний брат, Иван Абрамович Морозов, в начале взял на себя руководство тверскими фабриками, так как братья — Михаил и Арсений мало интересовались семейным делом. Но в начале XX века он перебрался в Москву, купил старинную дворянскую усадьбу на Пречистенке 21, перестроил её и заинтересовался современной живописью, заразившись коллекционированием у старшего брата.

Улица Пречистинка в Москве. Россия

Улица Пречистенка. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

Реконструкция дома была осуществлена по проекту архитектора Льва Кекушева, который предложил создать в том числе и комнату «на всякий случай», чтобы можно было спрятать коллекцию.

Иван Абрамович Морозов (1871-1921)

В начале Иван Абрамович собирал картины современных русских художников. За 15 лет он купил более 300 работ русских мастеров, но особой страстью Ивана Морозова стала французская живопись. В 1918 году коллекция И.А.Морозова была тоже национализирована.

Особняк_Ивана_Абрамовича_Морозова_времен_Музея_нового_западного_искусства

Особняк И.А.Морозова времен музея нового западного искусства. Старое фото

Благодаря ему российские музеи сейчас обладают одним из богатейших в мире собраний французских импрессионистов и постимпрессионистов в мире. До 1948 года в особняке на Пречистенке существовал музей новой западной живописи, а после въехала Академия художеств СССР. Сейчас там находится Российская академия художеств.

Арсений Абрамович Морозов (1874-1908)

Арсений же Морозов, пообещав брату построить «самый необычный дом в Москве», никак не мог определиться, что он именно хочет. Все предлагаемые проекты ему не нравились. В результате было решено отправиться в путешествие по Европе в поисках вдохновения. Поехал Арсений не один, а с приятелем, архитектором В.А.Мазыриным, потому что никому, кроме него, не хотел поручать строительство. Путешественники побывали во Франции, Испании, Португалии…

Пена2

Замок Пена в Синтре (фрагмент). Современное фото

Приехав в португальский город Синтру, они увидели фантастические места, воспетые еще Байроном, и замок Пену, построенный на горе Круц-Альта в стиле мануэлино. Строительство осуществил принц Фердинанд Саксен-Кобург-Готский, женившись на овдовевшей королеве Португалии Марии II. В силу того, что по статусу Фердинанд II (Фернанду II) считался королем-консортом, он предпочитал держаться подальше от политической жизни и посвящал себя искусству. Португальцы прозвали его «Король-Художник».

Фердинанд герцог Саксен-Кобург-Готский (1816-1885)

Это была летняя королевская резиденция, построенная по проекту горного инженера и архитектора Людвига Фон Эшвега. Возможно, он был вдохновлен эскизами строящегося тогда замка Нойшванштайн баварского короля Людвига II, родственника Фердинанда II. От этого стиля веет с одной стороны монументальностью, а с другой стороны — роскошью: подковообразные и стрельчатые арки, витые колонны, белоснежные башенки, украшенные резьбой по камню, растительные и геометрические орнаменты – всё это завораживает взгляд.

Вид на замок Пена и крепость Мавров

Замок Пена (слева) и крепость Мавров в Синтре. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

Правда, исходя из того, как это выглядит на старых цветных почтовых открытках начала двадцатого века, такие яркие краски фасадов и стен замка, которые мы наблюдаем сегодня, появились совсем недавно.

Пена3

Общий вид замка Пена в Синтре. Современное фото

По возвращении в Москву Виктор Мазырин представил проект дома-замка, который стал отголоском португальского чуда. Свобода средств Арсения Морозова способствовала свободе творчества архитектора.

Но особняк был принят московской публикой в штыки. Дом назвали образцом безвкусия, а по окончании строительства на Воздвиженке, в 1899 году, шквал критики только усилился. Появились в газетах разгромные статьи, карикатуры и злые шутки. Московская легенда приписывает матери Арсения, Варваре Алексеевне, слова: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва». Даже Лев Николаевич Толстой не оценил строение, высказав неодобрительные слова по поводу этого дворца в романе «Воскресение».

Воздвиженка, дом Морозова. Москва

Улица Воздвиженка, дом купца А.Морозова. Москва. Старая дореволюционная почтовая открытка

Сам же Арсений на слухи никакого внимания не обращал, и в доме закатывались грандиозные приемы. Двоюродный дядя хозяина, заядлый театрал Савва Тимофеевич Морозов, любил приезжать в этот «мавританский» особняк с гостями. В их числе бывал и Максим Горький с Фёдором Шаляпиным.

Но прожил хозяин в своем экзотическом доме недолго. Смерть Арсения Морозова была необычна – он погиб в возрасте 35 лет, прострелив на спор себе ногу из ружья.

Воздвиженка

Дом приемов Правительства Российской Федерации. Современное фото

Особняк же, действительно, как и обещал Арсений Морозов, сменив в течение XX века многих владельцев, побывав театром Пролеткульта, посольством и полвека Домом дружбы, в ХХI веке получил высокий статус Дома приемов правительства Российской Федерации.

Савва Тимофеевич Морозов
(1862-1905)

Самым известным ответвлением семьи стали дети младшего сына Саввы — Тимофея Саввича Морозова (1823–1889), который стал главным распорядителем капитала отца. У Тимофея Саввича было пятеро детей. Старшим сыном Тимофея и был тот самый знаменитый Савва Морозов, двоюродный дядя Михаила, Ивана и Арсения, который любил наведываться к своему племяннику Арсению в особняк на Воздвиженке.

Здание МХТ в Камергерском переулке

Здание МХТ в Камергерском переулке. Старая дореволюционная почтовая открытка

Хотя многие Морозовы прославились своим меценатством и коллекционированием, он прославился как выдающийся меценат, как один из основателей Московского художественного театра, как друг К.Станиславского и В.Немировича-Данченко, Фёдора Шаляпина и Максима Горького, Исаака Левитана и Александра Бенуа. Не упустил возможности Савва Тимофеевич отметиться и на почве строительства в Москве себе жилища – особняка. Он приобрел в 1893 году старую усадьбу семьи Аксаковых на Спиридоновской улице и поручил строительство и обустройство особняка для любимой жены Зинаиды, на которую его и записал, молодому, начинающему архитектору Федору Шехтелю.

Особняк Саввы Морозова на улице Сп

Особняк Саввы Морозова на улице Спиридоновка. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

Для Шехтеля эта была первая большая самостоятельная работа. Он предложил несколько проектов, но так как Савва Тимофеевич был известным англоманом – он выбрал стиль английской неоготики. Для работы над убранством интерьеров Шехтель привлек художника М.А. Врубеля. Особняк на Спиридоновке стал лучшей постройкой в стиле неоготики в Москве, и по праву считается шедевром раннего московского модерна.

Дом С. Т. Морозова на Спиридоновке.

Особняк Саввы Морозова на улице Спиридоновка. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

Но семейное счастье и в этом особняке было не долгим. Иная любовь разрушила и семью, и деловую карьеру, и душевное здоровье Саввы Тимофеевича, но это другая история. В мае 1905 года Савва Морозов был найден застрелившимся в своем гостиничном номере в Каннах. До сих пор идут споры о том, было ли это политическое убийство или самоубийство. Зинаида Морозова через четыре года продала особняк предпринимателю и еще одному коллекционеру Михаилу Павловичу Рябушинскому, выйдя замуж за генерал-майора свиты Его Императорского Величества А.А.Рейнбота.

ОСОБНЯК МОРОЗОВА НА СПИРИДОНОВКЕ

Особняк Саввы Морозова — Дом приемов МИД. Современное фото

После революции 1917 года особняк на Спиридоновке был национализирован, и в тридцатые годы в нем расположился Дом приёмов иностранных делегаций. Интересно, что в 1996 году здесь проводилось заседание саммита стран Большой восьмёрки.

Ф.И.Шаляпин — русский оперный певец
(1873-1938)

В своей книге «Маска и душа» Фёдор Шаляпин написал: «…А мы, просвещенные… гнусаво-критически говорим: «Самодур»… А самодуры тем временем потихоньку накопили чудесные сокровища искусства, создали галереи, музеи, первоклассные театры, настроили больниц и приютов на всю Москву».

Типы начальников-самодуров

Всего существует три типа руководителей-самодуров:

  • Директор-отец. Этот тип имеет неуравновешенный темперамент и вспыльчивый характер. Такой начальник подвержен частым неконтролируемым вспышкам гнева. Однако есть у него и положительные черты. Его уважают как неоспоримого лидера. Директор-отец способен решает проблемы своих подчиненных, наказывает и поощряет их по своему усмотрению. За это ему многое прощают, считая его благодетелем.
  • Психопат-садист. Этот тип начальников гораздо опаснее первого. Это классические самодуры, измывающиеся над своими подчиненными. Психопаты-садисты унижают своих подчиненных не только в порыве гнева. Они делают это целенаправленно, систематично, получая от этого истинное наслаждение. Такой начальник-самодур – это самый настоящий деспот и тиран.

    значение слова самодур

  • Женщина–самодур. Данный тип является самым опасным. Как правило, женщина-самодур – это очень коварная и мстительная персона. Начальницы такого типа, как правило, одиноки и невостребованны как женщины. Поэтому они компенсируют пробелы в личной жизни властью на рабочем месте. Нерастраченную сексуальную энергию женщина-самодур сублимирует в террор, самоутверждаясь за счет унижения своих подчиненных.

    самодур синонимы

Что означает слово «самодур»

Согласно толковому словарю, данное слово имеет два значения:

  1. Самодур – это человек, действующий под влиянием исключительно своей прихоти, часто унижая достоинство других людей.
  2. Самодур – рыболовная снасть.

Если второе определение знакомо больше рыбакам, то в первом значении слово используется в более широких кругах.

Когда какого-либо человека называют самодуром, это значит, что ему наплевать на мнение других людей, ему важно лишь то, что он ощущает, а на чувства окружающих он не обращает никакого внимания. Самодур делает только то, что считает нужным, даже если его действия вредят другим. Им движет эгоизм, невоспитанность, отсутствие такта, закомплексованность и психическая незрелость.

Чаще всего слово «самодур» используется в отношении начальства. Начальник-самодур – это достаточно распространенное явление. И если с коллегой или приятелем-самодуром можно просто ограничить общение, то от несдержанного и несправедливого начальника далеко не скроешься. Он отравляет жизнь своим подчиненным, вынуждая некоторых менять работу.

самодур это

Сочинение Самодуры в пьесе Гроза Островского

Очень значимым произведением для страны начала 60-х годов 19 века оказалось произведение «Гроза» Островского. Произведение было написано об обновлении как души человека, так и природы. Островский показал, как природное явление как гроза может разрушить устои темного царства России. Главное темой создания самодуров купцов произведении было для того чтобы осудить их жестокое поведение по отношению к окружающим. Деспоты, жесткие и надменные люди , по мнению Островского господствовали в то время в России. В вымышленном городе под названием Калинов, автор отобразил все эти жестокости.

По началу перед читателями открывается прекрасный город, расположенный на берегу реки Волги. Красотой пейзажа поначалу прикрывается истинная жизнь людей. Но не все так красиво и гладко как кажется на первый взгляд. Мы видим, что единственным человеком, который имеет ум, является механик Кулигин. Он и называл нравы города жестокими и деспотичными. Особое внимание он уделяет неравенству, которое разделяло бедных и богатых. Так же понятно, что жажда денег и наживы, приводит к разладу и в жизни самих купцов. Каждый из них стремится попортить жизнь другому, наговаривая на своих конкурентов, пытаясь испортить им торговлю.

Практически сразу становится понятно, что для богатых купцов самодуров, не ни какой управы. Им ни кто не указ, а деньги дают им право управлять городом Калинова. И ни кто не посмеет им перечить, потому что деньги здесь решали все.

Даже семейные отношения строились из жестокости самодуров. Самодур — в данным произведении имеет обозначение самоуверенных хамов, которые вели произвол и оставались безнаказанны. Один из влиятельных людей города был Дикой, он знал, что ни кто ему не окажет сопротивление. Он с легкостью распоряжался жизнью своего племянника, так как тот зависел от него. Автор описывает его как хама, невежу и жадного человека, он олицетворял черты характера самодуров. Он ни когда не был чем-то доволен, с людьми разговаривать он не умел абсолютно. Бросался на всех как дикая собака. Дикой очень любил деньги, и расставался с ними с большим трудом, это вызывало в нем еще больше злобы.

Именно по этой причине он постоянно гноил Бориса, которому должен был отдать все по завещанию. Если ему становилось что то непонятно, он вымещал свою злость на тех кто находился рядом с ним. Он набрасывается на Кулигина, по причине своего непонимания, что тот хочет донести ему. По причине своего самодурства и невеликого ума, как многие граждане города Калинова, он утверждает, что Гроза эта ни что другое как послание свыше. Чтобы наказать людей за их грехи и пакости.

«Образы самодуров в драме А. Н. Островского «Гроза»»

Уж такого-то ругателя, как у нас
Савел Прокофьич, поискать еще.

Хороша тоже и Ка­баниха.

А. Островский. Гроза

В своей драме «Гроза» А. Н. Островский ярко и живо изобразил «темное царство» российской провинции, по­давляющее лучшие человеческие чувства и стремления. Автор не только первым ввел в литературу слово «са­модур», но и разработал в художественной форме само явление самодурства, когда люди, имеющие власть, дей­ствуют по произволу, по своей прихоти, не считаясь с другими.

В драме «Гроза» явление самодурства описано на при­мере образов «значительных лиц» города Калинова — Ди­кого и Кабанихи.

Для Дикого основная цель в жизни, единственный за­кон — деньги. Грубый, жадный, невежественный, Дикой трусится над каждой копейкой. Он самый богатый чело­век в городе, но ему все мало, поскольку он уверен в том, что деньги — это власть. И эта установка позволяет ему жестоко эксплуатировать людей и ставить себя при этом выше всех: «Так ты знай, что ты червяк. Захочу — поми­лую, захочу — раздавлю». В накоплении денег Дикой не выбирает средств: присваивает себе наследство племянни­ков, издеваясь при этом над ними, бессовестно обсчитыва­ет бедных мужиков, работающих на него: «ни одного пу­тем не разочтет». Он действует по принципу: «Много у меня в год-то народу перебывает. не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тыся­чи составляются, так оно мне и хорошо!» Дикой привык думать только о себе.

Не зря об этом купце говорят: «У него вся жизнь осно­вана на ругательстве». По-человечески Дикой разговари­вать просто не умеет: кричит, ругается, не дает жизни до­машним. Грубый и бесцеремонный, он осознает свою без­наказанность и поэтому часто оскорбляет бедных и бес­правных: «Они должны мне покоряться. » Однако перед теми, кто способен дать ему отпор, перед сильными лично­стями или перед людьми, имеющими больше денег, Дикой пасует, отступает. Темнота, бескультурье, ограниченность умственного кругозора — черты, характеризующие купца далеко не с лучшей стороны.Кабаниха же является ярой защитницей старых основ жизни и обычаев «темного царства». Консерватизм взгля­дов и ненависть ко всему новому являются ее отличитель­ными чертами: «Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон поскорее. Что будет, как старики пере­мрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».

Сильный, властный, деспотичный характер Кабанихи в сочетании с самым серьезным отношением к домостроев­ским порядкам делает жизнь домашних в ее семье невы­носимой. Своего сына она вырастила бесхарактерным, сла­бым, лишенным самостоятельности, рабски покорным ма­теринской воле. Но Кабаниха хочет сделать его «хозяи­ном» в своей семье, которого жена не только беспрекослов­но слушается, но и боится. Поэтому она не только подав­ляет волю сына, но и мучит, придирается, постоянно упре­кает невестку.

Кабаниха строго придерживается обычаев и ритуалов, многие из которых устарели и стали нелепыми; для нее главное — соблюдение формы, несмотря на то что от ее косности и невежества страдают живые люди.

Ханжество и лицемерие являются типичными чертами характера Кабанихи. Она умеет прикрыть свои действия маской покорности божьей воле: «Ханжа, сударь. Нищих оделяет, а домашних поедом заела». Однако и религиоз­ность Кабанихи внешняя, дань традициям.

Неограниченная власть диких и кабаних душит город, о быте которого Добролюбов писал: «Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни».

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: