Детская жестокость
Отношение к главному герою повести можно объяснить тяжелой жизнью. Взрослые устают от тяжелого труда, беспросветной нищеты. Но у старшего поколения есть много способов излить злость. Они пьют, дерутся, ругаются. Дети живут в таком окружении и впитывают с молоком матери жестокость к людям. Наследственность, по мнению автора, основная причины детской злобы. Сложно с ним в это не согласиться. Страшно только, что это дети целого города. Ни какой-то небольшой деревушки, с 2-3 домами. Город – это тысячи людей. Представить количество злых, читая сцены унижения Юшки в произведении, становится сложно. Сколько их обижающих больного старика. По каким улицам идет Ефим с работы и на работу? Сколько компаний мальчишек кидает в него камни и комья земли? Гадости по отношению к старшим должны быть замечены. Привычное поведение – получить отпор. Юшка – пример другого отношения к детям. Он молчит, не обижается, закрывает лицо, не гонится за обидчиками. Детская жестокость у Юшки вызывает радость. Он счастлив, что один страдает от них. Нет кого-то еще, кому бы они причинили боль. Такая самоотдача и самопожертвование вызывают тревогу. Согласиться с Ефимом Дмитриевичем, что это особое проявление любви, значит признать главенствующее право жестокости в этом мире.
Краткое содержание рассказа Юшка
Небольшой по объему рассказ охватывает довольно значительный промежуток времени. События в произведении развиваются последовательно и условно делятся на несколько частей:
- описание главного героя;
- его жизнь, взаимоотношения с окружающими людьми;
- смерть и появление приемной дочери.
Интересно! Платонов долгое время был в опале. Его творчество не нравилось Сталину, считавшему произведения писателя «кулацкой хроникой». Поэтому «Юшка» увидел свет лишь через 30 лет после написания.
С каждой частью рассказа Юшка смысл сюжета раскрывается все больше, позволяя углубиться в главные проблемы.
Когда-то давно в одном российском городке жил немолодой мужчина по имени Ефим Дмитриевич, называемый местными жителями Юшкой. Худой, с поседевшими волосами и слезящимися глазами Ефим казался глубоким стариком. На самом деле мужчине не было и 40 лет, а старила героя тяжелая болезнь – чахотка.
Юшка помогал местному кузнецу, живя у него на кухне. За работу с ним расплачивались хлебом, кашей, щами, а на чай, сахар, одежду кузнец давал деньгами. Но никто не видел, чтобы Юшка пил чай и ел сахар, да и носил он много лет одну и ту же одежду.
Был Ефим трудолюбивым, добродушным, никого не обижал, любил всякое живое существо, будь то дерево, цветок, животное либо человек. Но люди не любили бедняка. Дети бросали в идущего по улице Юшку камни, песок, ветки. Мужчина лишь улыбался и молчал.
Его молчание еще больше злило детей. Им хотелось, чтобы юродивый рассердился, закричал. Но Ефим радовался и смеялся с детьми, говоря, что они любят его, поэтому задевают.
Взрослые также не отставали от детей. На бедного Юшку каждый старался вылить свое горе либо злость. Отмалчивавшегося мужчину избивали, оставив лежать избитого на дороге. Только дочка кузнеца иногда помогала Ефиму подняться и дойти до дома.
Смерть Юшки
С приходом лета Юшка куда-то на месяц исчезал. Люди думали, что помощник кузнеца живет это время в селе у родственников. Вернувшись из путешествия, Юшка вновь работал в кузнице, а люди по-прежнему измывались над ним.
Болезнь давала о себе знать, мужчина слабел с каждым днем. Очередным летом Ефим не смог уйти как обычно, оставшись в городе.
Возвращаясь после работы домой, Юшка встретил прохожего, начавшего осыпать бедняка насмешками. Но в этот раз герой не стал отмалчиваться, заявив, что рожден, как все, матерью и ничем от других не отличается.
Разозлившись на посмевшего перечить юродивого, прохожий ударил героя, тот упал на землю. Прохожий спокойно отправился домой.
Бездыханное тело Ефима обнаружил столяр. Похоронами Юшки занималась семья кузнеца. Попрощаться с бедняком пришли все его мучители.
Прошло время. Юродивого постепенно стали забывать. Но из-за отсутствия «мальчика для битья» злоба не находила выхода, скапливаясь в душе и портя людям жизнь.
Однажды на пороге кузницы появилась девушка, интересующаяся Ефимом Дмитриевичем. Не сразу до хозяина кузницы дошло, что речь идет о Юшке. Как оказалось, девушка была сиротой, которую взял под опеку Ефим. К этой девочке ежегодно ездил герой, отдавая накопленные сбережения. Помощь названого отца помогла девушке выучиться на врача.
Девушка осталась в городе и бесплатно лечила больных. Местные жители прозвали ее Юшкиной дочерью, хотя уже о нем самом никто не помнил.
Болезнь и жизнь
Жестоким может быть не только жизнь, но и болезнь. Платонов удивительно интерпретирует проблему в своем тексте. Болезнь оказывается менее страшна, чем жестокость прохожего. Чахотка съедает Юшку постепенно, она превращает его старого, беспомощного человека. Но он продолжает трудиться, зарабатывает гроши, выполняя все порученные ему дела. Ефим каждый день радуется своему бытию, видя в нем смысл и особое значение. Болезнь меняет внешность – Юшка выглядит старше своих лет. Но болезнь не ожесточает душу. Наивная, чистая она открывается вдалеке от города, среди таких же, как он безропотных живых существ: цветов, жуков, деревьев. Природа лечит, помогает отвлечься. Жизнь за пределами понимания жителей другая, она светлая, красочная и яркая. Убивает Юшку не чахотка, а удар жестокого прохожего. Он бьет в грудь и вышибает все живое из тела Ефима. Прохожий даже не заметил, что убил. Как страшна такая бесчувственность.
Качества характера
Человек от природы рождается добрым. Сложно представить злобного малыша. Главный герой любит все вокруг себя. Он трепетно рассматривает цветы, гладит листву. Мужчина старается не наполнять дыханием воздух, любуясь растениями. Он трогает кору деревьев, жалеет погибших бочек и жучков. В насекомых он чувствует живую душу и вглядывается в их «лица». Вокруг Юшки, вышедшего за пределы деревни, все живет. Может ли человек без души заметить такое многообразие жизни: работящих кузнечиков, пение птиц, сладость воздуха? Направление мысли автора покоряет, несколькими штрихами он раскрывает богатый внутренний мир героя. Тема доброты и жестокости становится центром сюжета.
«Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов — равнодушие
Давно потерявшим интерес к жизни, равнодушно взирающим на людей и события, представляется вначале Печорин. И хотя в продолжении произведения мы видим, как чувства Печорина ещё вспыхивают при мысли потерять единственную любовь своей жизни – Веру, это не опровергает его общего взгляда на жизнь – пустота, бессмысленность, всеобщее равнодушие. Вспыхнувшие при прочтении прощального письма возлюбленной боль и отчаяние вскоре уступают место разочарованию, мыслям, что попытки сделать Веру счастливой бесплодны, так как он, Печорин, не способен на долгие чувства. Лермонтов не зря называет Григория Александровича героем своего времени. По мнению автора, эпоха, где умному, думающему человеку с собственными идеалами и идеями негде приложить свои силы, сделала героя таким апатичным, представляющим жизнь как картину, события которой не касаются его самого настолько, чтобы ранить, а тем более, чтобы заставить действовать, пытаться как-то изменить сложившуюся ситуацию.
Победа добра
Автор не может завершить рассказ на тему добра простой гибелью персонажа. Он показывает, к чему приводит бесчувственность. У семей горожан нет будущего. Вряд ли дети будут заботиться о старших, проявлять к ним уважение, получив такой урок бессердечия. Духовность воспитывается с младенчества. Ефим помогает маленькой девчонке, оставшейся сиротой. Он копит на ее образование, складывает копеечку к копеечке целый год. Мужчина никогда не позволяет себе расслабиться, купить что-то для собственного удовольствия. Даже жестокость («Юшка») – пример истинной любви к жизни. Породивший добро Ефим помогает горожанам и после смерти. Девушка приезжает к отцу, но не застав его, остается там, где он жил и трудился для ее благополучия. Жестокость остается, но рядом, как и прежде, живет доброта. Оптимистичный финал успокаивает читателя. Есть надежда, что родители начнут учить своих детей на другом примере, извлекут урок из судьбы Юшки.
Тема произведения на первый взгляд проста. Нужно жить, принося пользу людям. Написать сочинение «Жестокость («Юшка») станет легче, если взять за основу предложенный материал. Есть высказывания, которые потребуется доказать, тогда информация станет основой для дискуссии.
Источник
Доброта
Столяр попросил прощения у Юшки за всех людей. Но это было посмертное извинение. В словах столяра сквозит неподдельная доброта и горечь: «…кто тебе судья!». Рабочий понимает, что чистое сердце Юшки нельзя считать браком. С телом прощались все, кто «…мучил его при жизни…». Доброта умирает вместе с Юшкой, а злоба обретает все большую силу.
Автор не позволяет закончиться рассказу на такой тяжелой ноте. Не должно зло стать главенствующим качеством. Девушка с грустными серыми глазами продолжила дело приемного отца. Она осталась там, где издевались над Ефимом, и стала уменьшать страдания обездоленных. Ее считали «дочерью доброго Юшки», и никто не пытался опровергать это родство.
Источник
Краткий разбор
После знакомства с произведением читателей долго не оставляет вопрос людской жестокости. Многие пересматривают свои взгляды на жизнь, учатся быть терпимее, мягче относиться к близким и незнакомым людям. Кратко анализ рассказа может потребоваться для урока литературы. В тетради школьникам его можно записать так:
- История создания. Произведение написано в 1935 году. Впервые оно было опубликовано только в 1966 в сборнике «Избранное».
- Тема. Автором затронуты вопросы доброты, милосердия, которым противопоставлена жестокость человеческого сердца.
- Жанр «Юшки» — рассказ.
- Направление — реализм.
- Композиция. Сюжет развивается последовательно. При раскрытии основной темы большое значение принимают портреты главного персонажа и его подопечной. События развиваются стремительно и охватывают значительный отрезок времени.
- Афоризмы автора. «…Сердце в людях бывает слепое…», «…он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить…», «…девушка припала к земле, в которой лежал мертвый Юшка, человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его…».
Персонажи рассказа
На нескольких страницах рассказа «Юшка» раскрыты образ мышления и менталитет жителей небольшого городка. Есть в нем и сходство с притчей, если рассматривать концовку как мораль, показывающую истинное милосердие. В произведении фигурируют такие персонажи:
- Юшка. Сорокалетний мужчина, который рано состарился из-за болезни и тяжелого труда. Добрый и бескорыстный человек всю жизнь работал за гроши и отказывал себе во всем, чтобы послать деньги приемной дочери, которая училась в городе на врача. Местные жители не воспринимали его серьезно, издевались, глумились. Последний толчок прохожего стал для ослабленного героя смертельным.
- Девушка-сирота. Главный герой встретился с ней, когда она была маленькой девочкой, и с тех пор опекал, помогал расти. В благодарность она поступила учиться на врача, чтобы вылечить больного чахоткой Ефима Дмитриевича. Однако девушка опоздала. Когда она вернулась в город, Юшка уже умер. Обладая таким же добрым сердцем, как и приемный отец, молодой доктор остается в городе, чтобы помогать смертельно больным людям.
- Кузнец. Человек, у которого Юшка работал основным помощником.
- Жители города. Простые обыватели не желали видеть рядом с собой тех, кто чем-то отличался, был сильнее или слабее. Всю жизнь, пока Юшка жил в городе, они относились к нему с пренебрежением, обижали. Лишь смерть главного героя книги открыла перед ними всю глубину их духовной пустоты и безнравственности.
«Крыжовник», А.П. Чехов – равнодушие
Николай Иванович Чимша-Гималайский — всю жизнь мечтал об одном – купить поместье и разводить там крыжовник. Ко всему, кроме жизни барином и разведения крыжовника, герой был безучастен. Своей мечте он посвятил все силы, от жадности даже жену в могилу свёл. Чехов показывает, как жалка жизнь героя, стремится донести до читателя, что равнодушие ко всему, кроме собственного благополучия и спокойствия, губительно для души человека. Чехов словами рассказчика обращается к читателям с призывом не быть равнодушными к проблемам других людей. Используя образ человека с молоточком, который должен стоять за дверью у каждого счастливого и благополучного человека и стуком напоминать ему о том, что на свете есть те, кто нуждается в помощи, писатель восклицает: «Делайте добро!»
«Над пропастью во ржи», Д.Д. Селинджер — отзывчивость
История шестнадцатилетнего Холдена Колфилда. Его главная проблема состоит в том, что он отказывается признавать равнодушие мира взрослых, которых волнует лишь материальная стабильность и собственное благополучие. Лицемерие, обман, абсолютная безучастность ко всему, что не касается лично их, – таким представляется подростку мир взрослых. Отсюда и его постоянный конфликт с родителями и учителями. Герой ищет в мире любовь, искренность, добро, но видит это только в детях. Причём в детях маленьких, именно поэтому его заветное желание – ловить детей, чтобы они не свалились в пропасть. «Над пропастью во ржи» – это метафора равнодушного мира взрослых. Стремление ловить детей – это желание уберечь душу ребёнка от разрушающего эгоизма, чопорности, насилия, обмана взрослой жизни.
Смысл финала
Произведение Платонова заканчивается совершенно неожиданно. Юшка погибает от руки жителя городка, потому что внезапно захотел с ним поспорить о собственной нужности и важности для мира. А через некоторое время в город приезжает никому ранее не известная сирота, которая, как оказывается, все это время жила за счет помощи от Юшки. Она выучилась на врача и теперь разыскала дом своего благодетеля, чтобы вылечить его от туберкулеза, но опоздала. Желая хоть как-то вернуть долг своему приемному отцу, девушка остается в городке, где он прожил всю свою жизнь, и теперь она лечит здесь людей от чахотки. Если раньше Юшка пытался вылечить людей от злобы и ненависти своим смирением и любовью, то теперь его приемная дочь спасает их заблудшие души от болезней.
Такой финал рассказа делает его похожим на новеллу, ведь сюжет заканчивается резко и самым неожиданным образом. Кроме того, произведение чем-то напоминает и притчу, которая показывает читателям истинное милосердие доброго сердца: даже после своей смерти Ефим продолжает заботиться о населении городка, даровав им ту, что стала их лечить и заботиться о них.
История написания
О создании произведения исследователям творчества Андрея Платонова практически ничего не известно. Сочинение впервые появилось в черновиках автора в 1935 году. В это время писатель уже сформировал свой стиль, успел поработать в редакциях. Однако в годы правления Сталина на их печать был наложен запрет, поскольку содержимое считалось опасным для режима.
Первая публикация «Юшки» состоялась в 1966 году в сборнике «Избранное». Критики положительно оценили произведение, отметили оригинальный авторский стиль, который не имеет аналогов в русской и советской литературе. Его назвали «самодельным» и «первобытным».
Использование непопулярных литературных приемов помогало автору писать легко и образно. Как и большинство его рассказов, «Юшка» читается на одном дыхании. В 2021 году по произведению был поставлен художественный фильм. Его режиссером стала Юлия Горбачевская.
Смысл произведения Юшка
Тема рассказа заключается в разнообразии человеческих душ: есть милосердные и жестокие, красивые и уродливые, добрые и злые. И несмотря на то, что многие окружающие испорчены и лукавы, нужно все равно творить добро и делать это бескорыстно, потому что чаще всего люди просто не ведают, что творят.
Мы видим, что идеи писателя часто перекликаются с христианскими мотивами. Они звучат на протяжении всего произведения, в котором Платонов также поднимает и другие важные нравственные проблемы, такие как запоздалая благодарность людей к истинным добродетелям, презрение и жестокость людей, когда они видят, что кто-то непохож на них.
Сама серьезная проблема, озвученная в произведении, — это нравственная мёртвость героев, окружающих Юшку. Они противопоставлены больному, но зато нравственно живому персонажу.
Главная мысль рассказа «Юшка» заключается в том, чтобы показать, как люди перестали замечать добро вокруг, они готовы броситься на него с кулаками, выместить на нем всю свою злость, поскольку не видят в самих себе ничего светлого. Кроме того, люди отказываются воспринимать таких людей, как Юшка, потому что он не похож на них. Все это можно предотвратить. И смысл произведения заключен в том, чтобы мы научились видеть под внешней оболочкой истинную природу человека, добрую и искреннюю, научились любить и прощать, принимать всех окружающих такими, какие они есть.
Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?
Каждый человек хочет ощутить на себе проявление любви, добра и понимания со стороны окружающих людей. Особенно это необходимо в моменты слабости, физического недомогания или душевной боли. Умение разделить чужое горе, принести себя в жертву, протянуть руку помощи слабому – в этом и заключается сострадание и сочувствие.
Важно уметь разделить чужое горе
- Безразличное отношение делает человека одиноким. Невозможность разделить свои переживания доставляет человеку страдание. Такое положение ожесточает сердце человека. Не получая поддержки и понимания, мы перестаем доверять людям, замыкаемся в себе и больше не проявляем интерес к чужим судьбам.
- Оказавшись наедине со своими проблемами, мы накапливаем в себе обиду и негатив. В результате выход эмоций происходит через вымещение своей злости на другого человека. Срываются, как правило, на тех, кто слабее. Именно такая роль и досталась Юшке. Спокойный человек с добрыми намерениями вызывает у окружающих ярость.
- Поэтому каждому из нас нужен человек, который смог бы разделить наши страдания. Для этого, нужно начать с себя. Сделайте сегодня шаг навстречу тем, кто в этом нуждается. И, возможно, уже завтра вы получите благодарность в лице приятного собеседника, друга, помощника. Иногда, одно слово поддержки помогает человеку воспрянуть духом и идти вперед, мотивирует к действию.
- Умение проявить сочувствие возвышает людей над сухими и черствыми индивидами, наполняет их жизнь человечными и душевными качествами. Сочувствие помогает людям взаимодействовать друг с другом. Дает возможность выразить и подчеркнуть свое истинное отношение. Сострадание позволяет поделиться своим жизненным опытом и сделать правильные выводы на будущее на основании чужих переживаний.
Важно уметь сострадать
Сочувствие и сострадание должны прививаться с детства. Ребенок может учиться проявлять свои эмоции при помощи взаимодействия с природной средой, с миром животных, при помощи книг. Прививание подобных качеств поможет в будущем наладить тесные социальные связи. Человеку, проявляющему сострадание, не грозит одиночество и беспомощность. Ему всегда придут на выручку близкие и друзья. Любите и уважайте своих ближних.
Победа добра
Автор не может завершить рассказ на тему добра простой гибелью персонажа. Он показывает, к чему приводит бесчувственность. У семей горожан нет будущего. Вряд ли дети будут заботиться о старших, проявлять к ним уважение, получив такой урок бессердечия. Духовность воспитывается с младенчества. Ефим помогает маленькой девчонке, оставшейся сиротой. Он копит на ее образование, складывает копеечку к копеечке целый год. Мужчина никогда не позволяет себе расслабиться, купить что-то для собственного удовольствия. Даже жестокость («Юшка») – пример истинной любви к жизни. Породивший добро Ефим помогает горожанам и после смерти. Девушка приезжает к отцу, но не застав его, остается там, где он жил и трудился для ее благополучия. Жестокость остается, но рядом, как и прежде, живет доброта. Оптимистичный финал успокаивает читателя. Есть надежда, что родители начнут учить своих детей на другом примере, извлекут урок из судьбы Юшки.
Источник
🗹