Долохов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» извиняется перед Пьером накануне Бородинского сражения. В минуты опасности, в период общей трагедии в этом жестком человеке просыпается совесть. Этому удивлён Безухов. Долохов проявляет себя как порядочный человек, когда он с другими казаками и гусарами освобождает партию пленных, где будет и Пьер; когда он с трудом будет говорить, увидев неподвижно лежащего Петю. Совесть – категория нравственная, без неё невозможно представить себе настоящего человека.
Вопросы совести и чести важны для Николая Ростова. Проиграв Долохову большие деньги, он даёт себе слово вернуть их отцу, который спас его от бесчестья. Спустя время, Ростов поступит так же по отношению к отцу, когда вступит в наследство и примет все его долги. Мог ли он поступить иначе, если в родительском доме в нем воспитали чувство долга и ответственности за свои поступки. Совесть – тот внутренний закон, который не позволяет Николаю Ростову поступать безнравственно.
2) «Капитанская дочка» (Александр Сергеевич Пушкин).
Образцом верности своему долгу, чести и совести является и капитан Миронов. Он не предал Отечество и государыню, а предпочёл достойно умереть, смело бросив в лицо Пугачёву обвинения в том, что тот преступник и государственный изменник.
3) «Мастер и Маргарита» (Михаил Афанасьевич Булгаков).
Проблема совести и нравственного выбора тесно связана с образом Понтия Пилата. Историю эту начинает рассказывать Воланд, а главным героем становится не Иешуа Га-Ноцри, а сам Пилат, который казнил своего подсудимого.
4) «Тихий Дон» (М.А.Шолохов).
Григорий Мелехов в годы гражданской войны руководил казачьей сотней. Он лишился этой должности из-за того, что не разрешал своим подчиненным грабить пленных и население. (В прошлых войнах грабеж был обычным делом в рядах казаков, но он был регламентирован). Такое его поведение вызвало недовольство не только со стороны начальства, но и со стороны Пантелея Прокофьевича, отца, который, пользуясь возможностями сына, решил «поживиться» награбленным. Пантелей Прокофьевич уже проделал это, побывав у старшего сына Петро, и был уверен в том, что и Григорий позволит ему обобрать сочувствующих «красным» казаков. Позиция Григория в этом отношении была конкретна: он брал «лишь съестное да корм коню, смутно опасаясь трогать чужое и с омерзением относясь к грабежам». «Особенно отвратительным» казался ему грабеж своих же казаков, даже если они поддерживали «красных». «Своего мало? Хамы вы! За такие штуки на германском фронте людей расстреливали», – бросает в сердцах он отцу. (Ч.6 гл.9)
5) «Герой нашего времени» (Михаил Юрьевич Лермонтов)
То, что за поступок, совершенный вопреки голосу совести, рано или поздно будет возмездие, подтверждает и судьба Грушницкого. Желая отомстить Печорину и унизить его в глазах знакомых, Грушницкий вызывает его на дуэль, зная, что пистолет Печорина не будет заряжен. Подлый поступок по отношению к бывшему приятелю, к человеку. Печорин случайно узнает о планах Грушницкого и, как показывают дальнейшие события, предотвращает собственное убийство. Так и не дождавшись, когда в Грушницком проснется совесть и он признается в своем коварстве, Печорин хладнокровно убивает его.
6) «Обломов» (Иван Александрович Гончаров).
Михей Андреевич Тарантьев со своим кумом Иваном Матвеевичем Мухояровым несколько раз совершают беззаконные деяния по отношению к Илье Ильичу Обломову. Тарантьев, пользуясь расположением и доверием простодушного и несведущего в делах Обломова, предварительно напоив его, заставляет подписать контракт о найме жилья на грабительских для Обломова условиях. Позднее он порекомендует ему в качестве управляющего имением афериста и вора Затертого, рассказав о профессиональных достоинствах этого человека. Понадеявшись, что Затертый, действительно, толковый и честный управляющий, Обломов доверит ему имение. Есть что-то пугающее своей обоснованностью и вневременностью в словах Мухоярова: «Да, кум, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги, не читая, нашему брату можно жить!» (ч.3 гл.10). В третий раз Тарантьев с кумом обяжут Обломова выплачивать несуществующий долг по заемному письму своей квартирной хозяйке. Как низко должно быть падение человека, если он позволяет себе наживаться на простодушии, доверчивости, доброте других людей. Мухояров не пожалел даже родную сестру с племянниками, заставив их жить чуть не впроголодь, ради своего собственного достатка и благополучия.
7) «Преступление и наказание» (Федор Михайлович Достоевский).
Раскольников, создавший свою теорию “крови на совести”, всё рассчитал, проверил “арифметически”. Именно совесть не позволяет ему стать “Наполеоном”. Смерть “никому не нужной” старухи вызывает неожиданные последствия в жизни окружающих Раскольникова людей; следовательно, решая вопросы нравственные, нельзя доверяться только логике и разуму. “Голос совести долгое время остаётся у порога сознания Раскольникова, однако лишает его душевного равновесия “властелина”, обрекает на муки одиночества и разъединяет с людьми” (Г.Курляндская). Борьба между разумом, оправдывающим кровь, и совестью, протестующей против пролитой крови, заканчивается для Раскольникова победой совести. “Есть один закон — закон нравственный”, — утверждает Достоевский. Поняв истину, герой возвращается к людям, от которых он был отдалён совершённым преступлением.
Лексическое значение:
1) Совесть – категория этики, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам, линии поведения. С. выносит свои оценки как бы независимо от практич. интереса, однако в действительности в различных проявлениях С. человека отражает воздействие на него конкр. историч., соц.-клас. условий жизни и воспитания.
2) Совесть – одно из качеств человеческой личности (свойств человеческого интеллекта), обеспечивающее сохранение гомеостаза (состояния среды и своего положения в ней) и обусловленное способностью интеллекта моделировать свое будущее состояние и поведение других людей по отношению к “носителю” совести. Совесть является одним из продуктов воспитания.
3) Совесть – (совместное знание, ведать, знать): способность человека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам. « Дело совести есть дело человека, которое он ведет против себя самого» (И. Кант). Совесть – нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков.
4) Совесть – – понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль на базе сформулированных в данном обществе норм и правил поведения, самостоятельно формулировать для себя высокие нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков с высот морали и нравственности.
Афоризмы:
«Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен»». Ч.Дарвин
«Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь». А Шопенгауэр.
«Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен». Овидий
«Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы». А.Эйнштейн
«Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью». Л.Н.Толстой
«Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!» Д.И.Фонвизин
«Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства». Г.Филдинг.
«Без совести и при большом уме не проживешь». М.Горький
«Лишь тот, кто облек себя в броню лжи, нахальства и бесстыдства, не дрогнет перед судом своей совести». М. Горький
- Обновлено: Май 31, 2016
- Автором: Миронова Марина Викторовна
Угрызения совести, испытываемые человеком после совершения постыдного проступка, являются следствием раскаяния — чувства вины перед другими людьми, а также, что более важно, перед самим собой. Виктор Петрович Астафьев, выдающийся советский и российский писатель, поднимает в тексте проблему проявления чувства раскаяния.
Рассуждая над проблемой, автор приводит случай из своего детства, проведённого в детдоме. Будучи раздражённым ни на чей не похожим голосом, он со словами негодования выдернул вилку репродуктора из розетки, чем вызвал сочувствующее отношение ребятни к его поступку. Однако, спустя много лет, став взрослым человеком, автор сожалеет о том, что некогда в детстве он оскорбил Надежду Обухову, певицу, которая теперь является его самой любимой исполнительницей, над чьими песнями он не раз плакал.
Так, шаг за шагом, приходишь к пониманию авторской позиции. Она заключается в том, что человек, раскаявшийся в своих поступках, больше не совершает их. Раскаяние нужно, прежде всего, для того, чтобы простить себя.
Для доказательства своих мыслей обращусь к роману Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников по своей безнравственной теории убивает старуху-процентщицу. Раскаяться в совершенном преступлении ему помогает Соня Мармеладова, которая силой своего духа ставит Раскольникова на путь исправления. Родиону понадобилось много мужества, чтобы признать совершённые ошибки перед следователем, Богом, а самое главное перед самим собой.
Ещё одним примером, доказывающим мою точку зрения, может являться рассказ Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой». Главный герой мальчик Витя, подстрекаемый левонтьевскими ребятишками, решается на то, чтобы обмануть бабушку. Витя кладет на дно корзинки с земляникой, которую бабушка хотела продать в городе, траву. Но совесть мучает ребёнка сразу же, как только он совершил обман. Вите плохо спится ночью и наутро он твёрдо решается сознаться, но не успевает, так как бабушка уже уехала в город. По возвращении бабушки Витя горько плачет и раскаивается в содеянном поступке. И бабушка, видя искреннее раскаяние мальчика, всё же дарит ему пряник — коня с розовой гривой, о котором он мечтал. Этот случай стал хорошим нравственным уроком для Вити.
Таким образом, раскаявшись в совершённом проступке, человек становится на путь исправления.
p/s Сочинение написано по тексту В.П. Астафьева
Требования к сочинению для ЕГЭ за последние годы менялись неоднократно, но одно оставалось неизменным — необходимость доказать правоту своих суждений. А для этого нужно правильно подобрать аргументы.
Проблема раскаяния будет интересовать нас в первую очередь. В этой статье мы представим несколько вариантов аргументов, подобранных из школьного списка литературы. Из него можно выбрать те, которые лучше всего подойдут для вашей работы.
Для чего нужны аргументы?
При написании сочинения для части С нужно высказать свое мнение относительно заданной тематики. Но ваш тезис нуждается в доказательствах. То есть необходимо не только высказать свою позицию, но и подтвердить ее.
Очень часто на экзаменах попадается проблема раскаяния, аргументы для нее подобрать довольно просто, если ученик хорошо знаком со школьной литературной программой. Однако не всем удается сразу вспомнить нужное произведение, поэтому лучше заранее подобрать несколько аргументов на самые распространенные темы.
Какие бывают аргументы
Для того чтобы полностью раскрыть проблему раскаяния, аргументы нужно подбирать, исходя из основных требований ЕГЭ по русскому языку. Согласно им, все доказательства делятся на три вида:
- Личный опыт, то есть факты, взятые из своей жизни. Они не обязательно должны быть достоверными, т. к. никто не будет проверять, происходило ли это на самом деле.
- Сведения, которые были получены учеником из школьной программы. Например, из уроков географии, истории и пр.
- Литературные аргументы, которые и будут нас интересовать в первую очередь. Это читательский опыт, который экзаменуемый должен приобрести за время обучения.
Аргументы из литературы
Итак, нас интересует проблема раскаяния. Аргументы из литературы будут нужны обязательно, если вы хотите получить высокий балл за сочинение. При этом, подбирая аргументы, нужно приоритетное внимание уделить тем произведениям, которые входят в школьную программу или считаются классикой. Не стоит брать тексты малоизвестных авторов или популярную литературу (фэнтези, детективы и пр.), так как они могут быть незнакомы проверяющим. Поэтому нужно заранее освежить в памяти основные произведения, которые были изучены в школьные годы. Обычно в одном романе или повести можно найти примеры практически на все темы, встречающиеся в ЕГЭ. Оптимальным вариантом будет сразу выбрать несколько произведений, которые хорошо вам знакомы. Итак, давайте разберем классику, в которой поднимается проблема раскаяния.
«Капитанская дочка» (Пушкин)
В русской литературе очень часто встречается проблема раскаяния. Аргументы поэтому подобрать довольно просто. Начнем с самого известного нашего писателя А. С. Пушкина и его романа «Капитанская дочка».
В центре произведения находится любовь главного героя Петра Гринева. Это чувство широко и многообъемлюще, как жизнь. Нас в этом чувстве интересует то, что именно благодаря ему герой осознал то зло, которое причинил близким, осознал свои ошибки и смог раскаяться. Благодаря тому что Гринев пересмотрел свои взгляды на жизнь и отношение к окружающим, он смог изменить будущее для себя и своей возлюбленной.
Благодаря раскаянию, в Петре проявились самые лучшие его качества — щедрость, честность, бескорыстие, смелость и пр. Можно сказать, что оно изменило его и сделало другим человеком.
Засорение речи жаргонами
- Произведение А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
наполнено тюремным жаргоном. Это связано с тем, что люди находятся в своём особенном, отделённом от остального общества, мире. Вместо «доносить» говорят «стучать», вместо «начальник оперативно-режимной связи» — «кум». Заключённых тоже называют жаргонным языком — по номеру, а не имени и фамилии. Таким образом, показывается атмосфера, царившая в тюрьме: бесправие заключённых и неуважение к ним. Ведь отношение к речи – отражение отношения к себе. Заключенные в основе своей – сломленные и опустившиеся люди, которые не находят причин уважать себя и окружение. Поэтому любому человеку, отдающему себе должное, нельзя засорять свою речь, иначе общество будет относиться к нему так, будто он сам себе не нужен, а ему и подавно. - Жаргонизмы можно найти в творчестве В. В. Маяковского
. Например, в стихотворении «О дряни». Автор, являющийся сторонником революционных идей, использует такие слова, как «мурло», «мразь», «фигурять». Это свидетельствует об уровне его культуры речи. Несмотря на высокий интеллект и творческую одаренность, В. В. Маяковский считает употребление жаргонизмов допустимым. Это создаёт определённую атмосферу произведения, а также точно выражает мысли и чувства автора. Таким образом, жаргонная лексика может найти применение в искусстве, но все-таки в жизни, в общении с родными и близкими, коллегами и прохожими эта манера выражаться может пагубно отразиться на отношениях.
«Сотник» (Быков)
Теперь поговорим о произведении Быкова, в котором представлена совсем другая сторона проблемы раскаяния. Аргументы из литературы могут быть разными, и выбирать их нужно в зависимости от вашего утверждения, поэтому стоит запастись разнообразными примерами.
Так, тема раскаяния в «Сотнике» совсем не похожа на пушкинскую. В первую очередь потому, что отличаются и сами герои. Партизан Рыбак попадает в плен, чтобы выжить, ему нужно выдать немцам товарища. И он совершает этот поступок. Но проходят годы, и мысль о предательстве не покидает его. Раскаяние настигает его слишком поздно, это чувство уже не может ничего исправить. Более того, оно не дает Рыбаку спокойно жить.
В этом произведении раскаяние не стало для героя возможностью выйти из порочного круга и избавиться от страданий. Быков не счел Рыбака достойным прощения. С другой стороны, за подобные преступления человек должен отвечать всю свою жизнь, так как он предал не только своего друга, но и свою и близких.
Нехватка и обогащение словарного запаса
- Проблему культуры речи затронул Джек Лондон в романе «Мартин Иден»
. Главный герой — моряк, который полюбил девушку из высшего общества. Он хотел быть подобным ей и её семье, но вначале не знал, как вести себя и выражаться. Люди, с которыми познакомился Мартин, произносили заумные слова, которые он встречал только в книгах или совсем не знал. Его новое окружение занималось интеллектуальным трудом и считало необходимым получать образование. Мартин Иден следовал примеру и учился красиво, умно и вежливо выражаться, в чём преуспел, и позднее стал писателем и журналистом. Ему в саморазвитии очень помогло чтение книг. - В произведении И. А. Гончарова «Обломов»
главный герой Илья, который отличался пассивным характером и отсутствием занятий, полюбил Ольгу, прекрасную и талантливую дворянку. Желание ей понравиться заставило его начать заниматься самообразованием. Мужчина стал читать книги, гулять по городу и ходить на балы, где набрался умных слов и повысил культуру своей речи. Илья Обломов на некоторое время даже стал совершенно другим человеком ради любимой женщины: грамотным, деятельным, вежливым и хорошо говорящим. Ему помогли преуспеть две вещи: общение с интересными людьми и чтение.
«Темные аллеи» (Бунин)
Может предстать и в другом свете проблема раскаяния. Аргументы для сочинения на ЕГЭ должны быть разнообразными, поэтому возьмем для примера рассказ Бунина «Темные аллеи». В этом произведении герою так и не хватило сил признать свои ошибки и раскаяться, однако возмездие настигло его. Когда-то в молодости Николай соблазнил и бросил девушку, искренне его любившую. Прошло время, но она так и не смогла забыть первую любовь, поэтому отказывалась от ухаживаний других мужчин и предпочла уединение. Но и Николай не обрел счастья. Жизнь жестоко наказала его за проступок. Жена героя постоянно изменяет ему, а сын стал настоящим негодяем. Однако все это так и не приводит его к мыслям о покаянии. Здесь раскаяние предстает перед читателем как поступок, требующий невероятных духовных усилий и смелости, которые может найти в себе не каждый. Именно за нерешительность и безволие расплачивается Николай.
В качестве аргумента пример из «Темных аллей» подойдет только для тех, кто в своем тезисе обратился к проблеме расплаты и возмездия для тех, кто не раскаялся в своих злодеяниях. Только тогда упоминание этого произведения будет уместным.
Раскаяние — это …
Понятие «раскаяние» тесно связано с темой греха и покаяния. Оно относится к явлениям духовной жизни и познаётся в системе нравственных координат.
Раскаяние – это осознание человеком своего несовершенства, горестное сожаление о содеянных поступках и стремление к духовному обновлению.
Одним словом, для того, чтобы ощутить раскаяние, необходимо испытать чувство глубокой вины, искреннего сожаления о случившемся. Только после этого в человеческой душе возникнет желание исправиться, начать новую жизнь.
В христианстве главным очистительным действом для раскаивающегося является Таинство Исповеди.
Исповедуя свой грех Богу, христианин изъявляет волю навсегда проститься с дурными помыслами и делами, повлекшими за собой грех. Он не просто признаётся в совершённом, но и даёт обет не возвращаться к этому впредь.
Глубокое искреннее раскаяние преображает душу человека, полностью изменяя его.
Испытать это состояние может каждый, но кому-то для осознания вины достаточно послушать голос совести, а кому-то необходим толчок из внешнего мира, некое возмездие в виде события, указывающего на то, что идти дальше прежним путём невозможно.
«Борис Годунов» (Пушкин)
Теперь давайте поговорим о проблеме запоздалого раскаяния. Аргументы для этой темы будут немного отличаться, т. к. интересовать нас будет только один из аспектов раскаяния. Итак, отлично эта проблема раскрыта в трагедии Пушкина «Борис Годунов». Этот пример не только литературный, но и отчасти исторический, так как писатель обращается к описанию эпохальных событий, произошедших в нашей стране.
В «Борисе Годунове» очень ярко представлена проблема позднего раскаяния. Аргументы для письменной работы по этой теме обязательно нужно подбирать с учетом пушкинской трагедии. В центре произведения история Годунова, который взошел на царский престол. Однако за власть ему пришлось заплатить страшную цену — убить младенца, настоящего наследника, царевича Дмитрия. Прошло несколько лет, и вот настало время раскаяться. Герой уже не в состоянии исправить содеянного, он может лишь страдать и мучиться. Совесть не дает ему покоя, повсюду Годунову начинают мерещиться кровавые мальчики. Приближенные к царю понимают, что тот слабеет и сходит с ума. Бояре решают скинуть незаконного владыку и убивают его. Таким образом, Годунов погибает по той же причине, что и Дмитрий. Такова расплата героя за кровавое преступление, раскаяние за которое настигло его только по прошествии нескольких лет.
Проблема человеческого раскаяния. Аргументы из романа Достоевского «Преступление и наказание»
Тема раскаяния стала основой еще для одного великого произведения, снискавшего немалую популярность и любовь у читателей.
Главный герой совершает преступление, чтобы доказать свою бесчеловечную теорию о низших и высших людях. Раскольников совершает убийство и начинает мучиться, но всячески старается заглушить голос своей совести. Он не хочет признавать своей неправоты. Раскаяние становится переломным моментом в жизни и судьбе Раскольникова. Оно открывает ему дорогу к вере и истинным ценностям, заставляет пересмотреть свои взгляды и осознать, что поистине дорого в этом мире.
Достоевский на протяжении всего романа вел своего героя именно к раскаянию, признанию своей вины. Это чувство заставило проявиться самые лучшие черты характера Раскольникова и сделало его намного притягательнее. Хотя наказание за свое преступление герой все-таки понес, и оно оказалось очень суровым.
Проблемы с дикцией
- Одной из проблем культуры речи является плохая дикция. В книге М.Н. Ботвинника и М.Б. Рабиновича «Жизнеописания знаменитых греков и римлян»
написано про древнегреческого оратора Демосфена. В юности он имел слабый голос, картавил, заикался и не умел держать себя перед публикой. Однако после ряда неудач в выступлениях загорелся идеей исправить свои недостатки. Демосфен упорно занимался и через некоторое время натренировал голос, и его выступления стали удачными. - В саге Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»
есть такой персонаж — профессор Квирелл. Он имитировал заикание, чтобы никто не заподозрил его в связи со злым волшебником Волан-де-Мортом. При этом Квирелл старался натравить главного героя-школьника и его компанию на другого учителя. Заикавшегося мужчину считали слабым и никчёмным, пока не узнали, что за притворными проблемами с дикцией и неуверенностью в себе стоит расчётливость и предательство. Таким образом, недостаток может становиться орудием в руках человека, все зависит от восприятия и способностей.
Необходимо помнить
Существует несколько общих требований для любых сочинений, включая и те, что раскрывают проблему вины и раскаяния. Аргументы должны обязательно подтверждать высказанный вами тезис и ни в коем случае не противоречить ему. Также необходимо учесть следующие моменты:
- Проверяющие учитывают и оценивают только два первых аргумента, поэтому нет смысла приводить больше примеров. Лучше уделить внимание не количеству, а качеству.
- Помните о том, что литературные аргументы оцениваются выше, поэтому постарайтесь включить хотя бы один подобный пример.
- Не стоит забывать о примерах, взятых из фольклора или народных сказок. Подобные аргументы также учитываются, но оцениваются всего одним баллом.
- Помните о том, что за все аргументы можно набрать 3 балла. Поэтому лучше всего следовать следующей схеме: один пример из фольклора или личного опыта, второй — из литературы.
Теперь несколько слов о том, как правильно написать литературный аргумент:
- Обязательно указывайте фамилию и инициалы автора и полное название произведения.
- Мало назвать писателя и название, нужно описать главных героев, их слова, поступки, мысли, но только те, которые связаны с темой сочинения и вашим тезисом.
- Примерный объем текста на аргумент — одно-два предложения. Но эти цифры зависят в конечном счете от конкретной темы.
- Начинайте приводить примеры только после того, как выскажете свою позицию.
Как писать сочинение на тему «Что такое раскаяние»
В начале сочинения неплохо вспомнить цитаты (это что такое?) о раскаянии. Выбрать понравившиеся можно здесь: Оттолкнувшись от них, напишите несколько собственных тезисов (это как?), задающих тон разговору.
Например: «Раскаяние необходимо для того, чтобы смыть с души приставшую к ней грязь. Так же, как моют окна весной, покаянными слезами очищают сердце. Тогда оно становится ясным и прозрачным как стёклышко».
Во втором абзаце (основной части) нужно проиллюстрировать свои тезисы примерами из литературы.
Вспомните произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Чехова, Шолохова, Распутина: всех страдающих эгоистов и рефлексирующих персонажей, всех героев с «надломом» и «червоточиной». Все они, как правило, о чём-то сожалеют. Иначе говорить о них не было бы никакого смысла.
В последнем абзаце сделайте вывод о том, для чего даётся человеку раскаяние. Сочинение будет смотреться более выгодно, если вы скажете несколько слов лично от себя.
Например: «Я тоже не раз испытывал(а) чувство вины. Мне стыдно за один из поступков, который перевернул мою жизнь. Возможно, не скажи я тогда необдуманных слов, мой друг до сих пор был бы рядом».
Подводя итоги
Таким образом, широко представлена проблема раскаяния в литературе. Аргументы для ЕГЭ по русскому языку поэтому подобрать не составит труда. Главное, чтобы все ваши примеры подтверждали тезис и смотрелись лаконично и гармонично. Зачастую основной проблемой экзаменуемых становится не выбор произведения, а описание его. Выразить в нескольких предложениях мысль не всегда просто. Для того чтобы избежать подобной проблемы, нужно заранее потренироваться. Возьмите лист бумаги и постарайтесь лаконично и четко описать свои суждения, не выбиваясь из заявленных объемов.
Главное — не терять уверенность и как можно лучше подготовиться, тогда получить будет несложно.
- Образец сочинения.
- Текст к сочинению С. Львова;
Проблема нашей вины перед близкими людьми, проблема покаяния
Сочинение
Почему молодые люди так рвутся покинуть свой родной дом, семью, близких людей? Ведь потом они, подобно блудному сыну из евангельской притчи, нередко раскаиваются в содеянном. Проблема вины перед близкими и проблема покаяния поставлены в тексте С. Львова.
Эта проблема относится к категории «вечных». Она актуальна во все века и времена. Именно поэтому автор хочет поразмышлять об этом, указать читателям на важность ее.
С. Львов рассказывает нам о судьбе известного немецкого художника А. Дюрера. В молодости он покинул родной дом, оставил семью, жену и родителей, уехав в Италию. В Нюрберге в это время как раз начиналась эпидемия чумы. Рассказывая об этой истории, автор раскрывает чувства родителей, оставленных своими детьми: «Кому не случалось месяцами, а то и годами ждать вести от детища, покинувшего отчий дом! Скольким людям знакомы бессонные ночи, когда мысленно представляешь себе своего ребенка голодным, раздетым, разутым, больным, и мысль, что ты бессилен помочь ему, накормить, одеть, приласкать, пронзает сердце беспомощностью и ужасом». Именно после этой поездки Дюрер создал свою знаменитую гравюру «Блудный сын». И в чертах героя ее мы замечаем ощутимое сходство с самим художником. Дюрер, очевидно, испытал то же самое острое чувство тоски и раскаяния, о котором писал А.С. Пушкин. И это чувство знакомо каждому из нас. Однако «времени не обратишь вспять». Поэтому мы должны быть добрее, внимательнее, терпимее в отношениях с близкими людьми. Именно такова авторская позиция в этом отрывке.
Текст С. Львова очень образный, яркий, выразительный. Он использует разнообразные тропы, риторические фигуры: эпитеты («с великой радостью», «нетерпеливая жажда молодости»), метафору («мысль пронзает сердце беспомощностью и ужасом»), вопросно-ответную форму изложения («Мог Дюрер испытать в Италии чувство раскаяния, что покинул родину, оставив родных в опасности? Мог и даже, наверное, испытал»).
Я полностью разделяю позицию С. Львова. Чувство запоздалого раскаяния знакомо каждому из нас. Поэтому мы должны задуматься о том, что значит для нас наша семья. О чувстве вины дочери перед умершей матерью пишет К.Г. Паустовский в рассказе «Телеграмма». Главная героиня рассказа Настя живет яркой, насыщенной, интересной жизнью. Она работает в Союзе художников, старается помочь людям, восстановить справедливость — устраивает выставку одному из талантливых скульпторов. При этом Настя остается равнодушной к судьбе собственной матери, живущей далеко от нее. Она не успевает приехать даже на ее похороны. В финале героиня Паустовского горько плачет, внезапно осознав, что она потеряла. Поведение Насти и жестоко, и безнравственно. По мысли писателя, суета и мелкие заботы не должны поглощать человека. Вся показная доброта и забота ничего не стоят, если мы равнодушны к своим близким.
Запоздалое чувство раскаяния посещает и героя автобиографической повести В. Астафьева «Последний поклон». Как и блудный сын в притче, давно уехал его герой из родного дома. И вот умерла его бабушка, оставленная в родной деревне. Но не отпустили его с работы на эти похороны. А бабушка, вырастившая и воспитавшая мальчика, была для него всем, «всем, что есть на этом свете дорогого». «Я еще не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня, — пишет В. Астафьев. — Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон. И живет в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. <…> Нет у меня к слов, которые смогли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею».</…>
Таким образом, семья, по мысли С. Львова, это наша малая родина. Поэтому будем ценить каждую минуту, проведенную с близкими людьми, будем любить и беречь их.
Категория вины в творчестве русских писателейстатья по литературе по теме
Е.В.Цветкова
КАТЕГОРИЯ ВИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ
РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
(Н.С.ЛЕСКОВ И Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ)
Проблема нравственного самосознания отдельной личности, вопросы нравственности, основанной на христианской религии и вере, всегда были предметом самого пристального внимания и серьезного изучения в русской классической литературе.
Эпиграфом ко всему творчеству Ф.М.Достоевского могут служить его слова: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать; и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что зря потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
Всю свою жизнь Ф.М.Достоевский выстраивал концепцию нравственного идеала, исследовал духовные начала русского человека, что роднит его со многими предшественниками в литературе и последователями, по-разному продолжавшими его художественные традиции. Но совершенно особый смысл приобретает эта «перекличка» с творчеством современника Достоевского — выдающегося русского писателя Николая Семеновича Лескова.
Одной из доминант в системе нравственных ценностей, бесспорно, является категория вины.
В творчестве Ф.М.Достоевского ощущение вины тождественно пониманию наказания. Чувство вины, испытываемое человеком, осознание своей вины, это мучительное чувство и есть возмездие за совершенное зло, за содеянное преступление: только сам человек способен, по Достоевскому, имеет право и возможность судить себя и выносить единственно справедливое решение. И так жестоко наказать себя, как он сам, не может наказать его никто.
По-другому и, в то же время, удивительно схоже звучит эта тема у Н.С. Лескова. Схожесть — в неизбежном возмездии за любое зло, причиненное себе и другим. Только наказание у Н.С.Лескова не имеет, порой, ничего общего с осознанием человеком собственной вины, напротив, темой исследования, например, в повести «Леди Макбет Мценского уезда» является отсутствие нравственной категории вины в духовном строе главной героини.
Лесковский зачин повести исполнен авторского изумления перед стихийной мощью определенного рода характеров: «Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета»(1).
Лесков демонстрирует одну из «пронзительных натур» со сложным внутренним миром, исполненным противоречий, обладающих своей системой ценностей, в том числе и нравственных.
Трагическая коллизия, имеющая общечеловеческое значение, которую открывает Лесков в жизни мценской купчихи, носит двойственный характер. С одной стороны, это тот самый конфликт, который до Лескова разработал А.Н.Островский в драме «Гроза»: конфликт между самыми естественными, непреложно возникающими в человеческом сердце стремлениями к радости, счастью, полноте жизни и таким строем существующих в быту житейских отношений, который игнорирует эти живые запросы личности, деспотически подавляет ее внутреннюю свободу и тем самым неминуемо разрушает самую первооснову возможного ее счастья.
Однако особое внимание Лесков-художник уделяет другому конфликту, еще в большей степени определяющему собой трагическую коллизию повести. Это конфликт, основанный на противоречиях нравственной природы самого любовного чувства, внезапно вспыхнувшего в душе главной героини и изменившего роковым образом ее судьбу.
Новаторский характер в повести имело именно это глубокое и многогранное исследование противоречивого и изменчивого в своем прихотливом течении чувства, всецело захватившего Катерину Львовну.
Что же это за чувство? Ответ на этот вопрос в повести очень сложен. Оно не может быть оценено однозначно как роковая страсть леди Макбет. В нем есть своя высокая самоценность. В то же время писатель выявляет кричащие противоречия чувства своей героини, осмысливая их как особый сплав подлинно трагических коллизий, в которых проявляет себя во всей полноте и многогранности ее недюжинная натура.
Проходят пять лет законоположенного рабства — исполнения супружеского обряда. И когда первый же «сердцеед», известный «девичур», красавец-приказчик обращает внимание на изнывающую в одиночестве, в царстве скуки женщину, все силы ее души устремляются в любовь.
Прежняя пустота заполняется стремительно разрастающимся чувством. «Катерине Львовне без Сергея и час лишний пережить уже невмоготу стало» (1, 104), хотя в чувстве в этом больше говорит вожделение, зов здоровой плоти. Тем не менее, Катерина Львовна, «не по любви или другому какому влечению выданная замуж» не просто уступает мужской силе Сергея, который, разыгравшись, на виду у всего двора вдруг властно привлекает ее к себе. Она тронута его мнимым участием, силой, якобы, давно скрываемого чувства, увлечена безоглядным молодечеством, которым он рисуется. Катерина Львовна впервые впускает в свою жизнь любовь, то, к чему она стремилась, ожиданием чего она жила, и в чем, по свойственному ей детскому простодушию, она не видит фальши.
Вспыхнувшая в ее сердце любовь не знает границ, интенсивность чувства неуклонно растет. Сцена ревности, умело сыгранная Сергеем в канун приезда мужа Катерины Львовны, еще более обостряет ее чувства.
“Катерина Львовна, — повествует рассказчик, — теперь готова была за Сергеем в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил ее в себя до того, что меры ее преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастия; кровь ее кипела и она не могла более ничего слушать» (1, 112). Самоотверженная преданность и ослепленность, поразительное бесстрашие, которое дает человеку лишь всепоглощающее чувство, и совершенная нравственная безответственность, «ширь натуры» и опасная безудержность страсти переплетаются в сознании и характере героини Н.С.Лескова.
Таким образом, психологический рисунок поведения главной героини, построенный как будто на мелодраматическом сюжете, очень сложен. За внешним примитивизмом и эксцентричностью чувства, его почти зоологической оголенностью, Лесков открывает подлинно драматические переживания, что и дает ему право говорить о Катерине Львовне, как о личности трагической.
Лесков подчеркивает, что в характере его героини не было никаких качеств, располагавших к преступлениям, и она ничем не выделялась среди своих веселых бойких сверстниц. «У Катерины Львовны характер был пылкий и, живя девушкой в бедности, она привыкла к простоте и свободе: побежать бы с ведрами на реку да покупаться в рубашке под пристанью, или обсыпать через калитку прохожего молодца подсолнечною лузгою». (1, 123)
Жизнь в патриархальном купеческом доме Измайловых ей быстро наскучила и, так же как Катерина у Островского, она стала тосковать, но никто не обращал на нее внимание. Как ни мечтала Катерина о материнстве, детей у нее не было, и ей надоели попреки мужа и его родни: «Зачем загубила человеку судьбу, неродица». (1,98)
На шестом году жизни в купеческом доме Катерина полюбила мужниного приказчика Сергея. Свое чувство она имела возможность защищать только теми же средствами, которые могли быть обращены против нее: свекор пригрозил отправить Сергея с острог, а Катерину выпороть, — она убила свекра; муж попытался силой вырвать у нее признание и также зверски был убит. Далее под влиянием Сергея она убила малолетнего племянника, сонаследника по капиталу. По дороге на каторгу Сергей покинул ее ради новой любви, а Катерина, не вынеся издевательств Сергея и его новой подруги Сонетки, бросилась в Волгу (как Катерина у Островского) и погубила вместе с собой соперницу.
Даже в общем изложении сюжета нетрудно заметить сложность авторского замысла и противоречивость в обрисовке картин русской жизни. Героиня Лескова, насмешливая, бойкая на язык мещанка умеет постоять за себя и расправиться с любым обидчиком. Она изобретательна в своем первобытном разгуле чувственности; откровенно натуралистически характеризует Лесков ее внешность и отношения с Сергеем. В час расплаты за преступления внутренний мир Катерины Львовны не потрясают решения страшного суда, как прежде его не колебали спровоцированные любовником убийства.
Катерина не испытывает чувства вины за содеянное. «Это не та «предательская» потребность в самооправдании; желание непременно оправдать себя, отвергнуть свою виновность, свалить свою вину на другого или на других, а главное — доказать не только другим людям, но и самому себе, что «я тут ни при чем, и что «я нисколько не виноват в этом». Это не желание убедить себя в том, что виноваты все окружающие, в конечном счете — весь мир, но только не я — враги и друзья, природа и человек, но не я!» (2)
Катерина не испытывает чувства вины, ведь то, что случилось с ней после убийства Феди, племянника, не затрагивало того, чем жила женщина. Ее любовь, оскверненная алчностью Сергея, текла в особых берегах — это была и есть ее единственная жизнь.
Проблема вины Катерины, а вернее ее отсутствия, выводит повествование на новый уровень — на уровень веры. Это совершенно естественный процесс, так как вина, как нравственная категория наиболее полно и отчетливо может быть рассмотрена посредством исследования особенностей человеческой веры и вопроса человеческой совести.
У Катерины, как у всякого отдельно взятого человека, свои собственные отношения с верой (с Богом), как основной нравственной категорией в системе православия. Верит ли она в Бога? Нет. И Лесков совершенно отчетливо дает это понять своему читателю не только при помощи страшных сцен пяти убийств, а и посредством одной «художественной детали», коей является «Киевский патерик» — дань обрядности, из которой слагается купеческое благолепие. Это обязательный, полагающийся по «порядку», строю бытия «вещественный признак», приличествующий житейскому укладу. Патерик — примета следования Измайловых христианскому «зауряд-закону», но никак не средство утоления потребностей духа, ищущего опоры. «Упоминание Печерского свода легендарных биографий монахов-затворников первостроителей и мучеников Киевской обители, имеет только один смысл: книга относится (у Измайловых) к разряду всего того, что томит, смущает человеческую душу. Она логично фигурирует именно в повествовательной композиции, где рисуется неодолимая тоска купеческой усадьбы.(3) Христианская этика, увы, давно умертвлена, существует лишь «христианская норма».
Итак, Катерина не верит в Бога. Но можно ли назвать ее человеком, живущим без веры? Нет. «Вера всегда остается первичной силой человеческой жизни» (4). Катерина верит в нечто, что она принимает за главное и существенное в своей жизни, чем она дорожит и чему она служит, ибо «<….> человек верит в то, что он воспринимает и ощущает как самое главное в своей жизни … Душа его прилепляется к тому, во что он верит … он желает предмета своей веры, он ищет его. Словом, здесь реальный центр жизни человека: тут его любовь, его служение, тут он идет на жертвы. Здесь его сокровище; а где сокровище его, — там и вера его». (5)</….>
У Катерины своя собственная вера, свой храм своя религия. Любовь — ее религия. Не скрывая ни одной страшной подробности в кровавых деяниях Катерины Измаловой, автор, тем не менее, отказывается видеть в ней только преступницу: в его глазах она еще и молодая женщина, впервые полюбившая и «совершающая в своей жизни драму любви» Любимое содержание, Сергей, становится для Катерины Львовны живым, важнейшим центром души, важнейшим в жизни, главнейшим предметом ее.
Любовь Катерины искала того, что ей субъективно нравилось, с тем, чтобы потом слепо идеализировать это нравящееся и без всякого основания приписывать ему в воображении все возможные совершенства: все здесь определялось субъективной приятностью и личным удовольствием, тогда как достоинство, совершенство отошли на второй план, или, вернее, не имели никакого значения. Само собой разумеется, что за этим ослеплением, за этой идеализацией следует разочарование. «Это не та любовь, что тяготеет к достоинству, совершенству, любовь, ищущая подлинно хорошего, и это подлинно хорошее вызывает у человека чувство любви: это — доброта и благородство души, художественное произведение искусства, человек с глубоким и чистым сердцем, справедливость, мудрость, величие и значительность природы, словом — Божественное совершенство во всех явлениях, вещах, людях, состояниях и поступках … У человека, живущего такой, духовной любовью сердце обращено на добро. Любовь эта есть доброта. Не только потому, что она окружает сочувствием свой любимый предмет, печется о нем, страдает и радуется вместе с ним, но и потому, что вызывает у счастливого потребность осчастливить все и всех вокруг себя и наслаждаться эти чужим счастьем; потому, что духовная любовь сама по себе дает человеку счастье» (6).
Любовь Катерины — любовь «инстинкта». Она не дает развиться другой, «духовной», не дает ей окрепнуть и просто подчиняет себе слабейшую. В повести «Леди Макбет Мценского уезда» роковая избыточность страсти, которой всецело отдается героиня, в том, что ради любви к Сергею Катерина с одинаковой мерой готовности пойдет на высокое подвижничество («в огонь, в воду, в темницу и на крест») и на самое страшное преступление. «Ну, уж я знаю, как я тебя купцом сделаю и жить с тобой совсем как следует стану», — решительно заявляет она возлюбленному. (1,121) Ее чувство развивается вне нравственного абсолюта, вне категорий добра и зла. Ей не нужны заклинания, как героине Шекспира: «Грань меж добром и злом, сотрись!» Эта грань просто не существует в ее сознании, пребывающем на стадии наивной импульсивности. Не случайно автор считает возможным по ходу повествования уподобить Катерину Львовну, которой предстоит совершить столько страшных, зверских преступлений, малому ребенку. О первом дерзостном вторжении Сергея в покои Катерины Львовны говорится так: «Сергей поднял хозяйку, как ребенка, на руки и унес ее в темный угол» (1, 103). Как шаловливое дитя резвится, плещется Катерина в лунном сиянии «золотой ночи», когда она так безмятежно счастлива с Сергеем..
Инфантилизм Катерины Львовны, порождающий ее нравственную безответственность, в определенных обстоятельствах становится благодатной почвой для произрастания самых греховных ее замыслов. Это неизбежно подавляет в человеке собственно человеческое начало, и тогда, изменяя «своей высшей нравственной природе», он превращается в зверя.
Трагедия Катерины в том, что ей положено верить в Бога. Ей положено обладать тем набором религиозных догматических знаний, которые необходимы для «честной купеческой жены». Она знает законы Божьи, но не испытывает чувства вины от их нарушения, так как не верит, а лишь знает, а вера — это гораздо большее, чем «признание за истину». Она знает эти истины и признает их. Она соглашается опираться на них теоретически и практически, но не отзывается на них сердцем. Такие истины дают уверенность, но лишь во второстепенных, не главных и важнейших вопросах нашей жизни. Мимо них можно пройти или воспользоваться ими, но без того, чтобы могучие творческие силы души пришли в движение.
Катерина не испытывает чувства вины: она лишь не следует истинам, но не предает свою веру. Напротив, она искренно, страстно, как это свойственно «недюжинным натурам», служит ей, — своей вере, своей любви.
Оттого она сильна и спокойна в момент исполнения приговора: она просто не слышала его. Оттого на нее не производит впечатления даже рождение ребенка: кроме Сергея для нее не существовало «ни света, ни тьмы, ни скуки, ни радости; она ничего не понимала, никого не любила, и себя не любила» (1, 131). Когда партия арестантов выступает в дорогу и героиня вновь видит возлюбленного, «с ним ей и каторжный путь цветет счастьем». Что для нее та сословная высота, с которой она рухнула в каторжный мир! Она любит, любовь с нею!
Но приказчик сошел с черного эшафота опустошенным. «Только штемпелеванный дружок Катерины Львовны стал что-то до нее не очень ласков: что ей ни скажет, как оторвет; тайными свиданиями с ней, за которые та не евши и не пивши отдает самой ей очень нужный четвертачок из тощего кошелька, дорожит не очень …» (1, 132)
Жизненная карьера, где любовь была игральной картой, рухнула, и в душе остались только сор и грязь. Катерина Львовна более ему не нужна. Автор отдает должное тому мужеству, с которым Катерина, в отличие от Сергея, переносит наказание плетьми. Бесчувственная в разлуке с любимым, она вновь ощущает себя счастливою с той самой минуты, когда ее партию отправляют в далекий каторжный путь, который она надеется совершить вместе с Сергеем. «А мне, Сережа, все равно, — говорит она о предстоящих тяготах, — мне лишь бы тебя видеть». (1, 123)
Именно во время этого перехода Катерине Львовне, сумевшей и в тюрьме сохранить свою любовь к Сергею, суждено пережить страдания, мера которых внушает автору сочувствие героине. Ее страсть по-прежнему несет на себе печать романтического абсолюта . И во тьме каторжного пути Катерина Львовна счастлива уже одним тем, что видит Сергея, что от этапа к этапу идет с ним одной дорогой, что имеет возможность отдать свой последний пятак за свидание с любимым. Ее преданность ему поистине безгранична: любое желание Сергея исполняется ею с радостной готовностью, чего бы это для нее ни стоило. Так, по первому слову любимого она бестрепетно отдает ему свои последние шерстяные чулки, которые, к своему ужасу, видит потом на ногах Сонетки. Убедившись самым жестоким образом, что Сергей стал «изменщиком», преисполнившись ненавистью к своим сменявшим друг друга соперницам, Катерина Львовна не в силах разлюбить его. «Она хотела себе сказать: «не люблю ж его» и чувствовала, что любила его еще горячее, еще больше». (1, 135).
Эта вдруг неожиданно открывшаяся ей измена Сергея вызывает столь жестокое потрясение всего внутреннего существа Катерины Львовны, что с этой минуты она теряет само желание выжить, каменеет, становится ко всему безразличной.
Во второй половине повести характер Катерины Львовны раскрывается в новых трагических коллизиях, порожденных тем, что ей суждено испытать каторжный путь. Уводящий ее далеко от богатого купеческого дома Измайловых, где некоторое время она была госпожой положения. Теперь она выступает перед читателем не как вершительница злодеяний, а как лицо страдательное.
В своей героине Н.С.Лесков видит не только убийцу, но и несчастную, обманутую, брошенную женщину. Писатель вводит в рассказ подробности того ужаса, который пришлось пережить Катерине Львовне, ставшей предметом всеобщих насмешек, чтобы (как писал сам Н.С.Лесков в письме к С.Н.Шубинскому) «сердцу читателя было на чем с ней помириться и пожалеть ее так, как существо, оттерпевшее свою муку».
После страшных преступлений Катерины Львовны Лесков показал ее не менее страшные страдания. В повествовании значительно возрастает роль обстоятельств, обретающих новую старшую власть над людьми, низведенными на положение париев. Лейтмотивом последних глав оказываются определения «темный», «черный», «серый». В начале как будто бы они несут только предметный эмпирический смысл: говорится о холодной черной грязи дороги, по которой вместе с другими арестантами бредет измученная Катерина Львовна, о сером небе, темно-свинцовой полосе Волги, ее «широкопастных темных волнах», о мокром темном пароме, на котором начали размещать партию… Однако нетрудно заметить, что в рамках единой, «безотраднейшей» картины все эти частные зарисовки, соединенные друг с другом по принципу нагнетания определенного впечатления, получают новое, более широкое значение. Мрак, в который погружена природа, ее стынущая на холодном сыром ветру нагота, ее колющее взгляд безобразие как бы олицетворяют здесь собой «непросветный ужас жизни», который не в силах выдержать человеческая душа.
Характер Катерины Львовны, как он проявляется в этих трагедийно-жестоких обстоятельствах, еще сильнее, чем раньше, поражает нас своими кричащими противоречиями. Своей силой и слабостью, мерой сохраняемой ей внутренней несвободы.
Подвижное диалектическое соотношение этих противоборствующих начал обусловливает собой истинно трагедийную напряженность финала повести. Чем сильнее и ужаснее власть обстоятельств, тем более исключительной представляется мощь характера Катерины Львовны, которая, несмотря на всю тяжесть мытарств, варварскую неустроенность арестантского быта, а главное — разрушающий дух цинической насмешливости, сохраняет способность жить своей особой жизнью, смысл которой для нее — в любви к Сергею.
Среди холодной, черной грязи грунтовой дороги приказчик словно импровизирует пред арестантами бульварную пляску, где балаганный лицедей куражится над беспомощным противником, пародируя и высокий романс и народную песню: «Что, купчиха? Все ль ваше степенство в добром здравии?» — нагло спросил Катерину Львовну Сергей.
… С этими словами он, сейчас же обратясь к Сонетке, покрыл ее своею полою и запел высоким фальцетом: «За окном в тени мелькает русая головка, Ты не спишь, мое мученье, ты не спишь, плутовка, Я полой тебя покрою, так, что не заметят». При этих словах Сергей обнял Сонетку и громко поцеловал ее при всей партии … Катерина Львовна все это видела и не видела: она шла совсем уж неживым человеком. Ее стали подталкивать и показывать, как Сергей безобразничает с Сонеткой. Она стала предметом насмешек» (1, 140). Ее буквально добивают.
Сергей же, «преследуя для Сонеткиной потехи Катерину Львовну», пакостно и страшно приговаривает переиначенный им песенный запев: «Вспомни, моя разлюбезная, нашу прежнюю любовь, как мы с тобой, моя радость, погуливали, осенние долгие ночи просиживали, лютой смертью с бела света людей спроваживали» (1, 141)
«Катерина Львовна за себя не заступалась … Кроме холода, пронизывающего ее под измокшим платьем до самых костей, в организме Катерины Львовны происходило нечто другое. Среди гнусных речей Сергея гул и стон слышались ей из раскатывающихся и ухающих валов … Катерина Львовна хочет припомнить молитву и шевелит губами, а губы шепчут: «как мы с тобой погуливали, осенние долгие ночи просиживали, лютой смертью с бела света людей спроваживали». (1, 142)
Мгновенное просветление в душе Катерины Львовны не осознанно, случайно, вызвано лишь горькой обидой за оскорбленное Сергеем чувство («Что мне тут еще совеститься! Я ее, может, и никогда не любил, а теперь … да мне вот стоптанный Сонеткин башмак милее ее рожи, кошки этакой ободранной…»), а потому запоздало и, увы, бесполезно.
Лесковской героине суждено пройти свой крестный путь, и она окажется у самой границы нравственного прозрения, границы, которую ей не суждено переступить.
Потеряв свое прошедшее, она все потеряла. Силы Катерины Львовны подкошены и потому на какой-то момент она как будто выпускает из своих рук инициативу, покоряясь ходу событий, выступая пред читателем как жертва подлого обмана, мишень насмешек всей арестантской партии. Однако по логике сюжетных ситуаций это только временное состояние прострации, сменяющееся затем новым всплеском разрушительной энергии, влекущим за собой ее гибель.
Это энергетическое начало характера Катерины Львовны, которая и в самом отчаянном положении, потеряв единственное, чем она дорожила в жизни, — любовь Сергея, нашла способ по-своему направить ход событий, хотя бы ценой собственной гибели, возвышает ее личность и создает вокруг нее ореол истинно трагического лица.
Вместе с тем и в финале повести Лесков далек от идеализации своей героини. Сколь ни велико ее потрясение, он не считает возможным открыть ей путь духовного очищения. Гнетущая тяжесть содеянных ею преступлений роковым образом изначально ограничивает ее порыв к покаянию: она хотела было произнести слова молитвы, но, не повинуясь этому желанию, ее губы повторяют навязчивые слова Сергея, с цинической насмешливостью напомнившего ей о их прошлом.
Приговор Катерине Львовне выносит ее создатель. И при всем сочувствии к «бедной женщине», теряющей рассудок от страшного, циничного надругательства над ее чувством, Лесков не считает возможным открыть Катерине Львовне путь нравственного очищения, ощутить чувство вины за содеянное. Таким образом Лесковым цементируется многозначно звучащая в повести мысль о неотвратимом наказании за совершенное зло, о невозможности возрождения личности при морально-нравственной ее недостаточности.
Хищное, животное начало столь глубоко укоренилось в натуре Катерины Львовны, что в кризисный момент жизни ей не удается переломить себя. Обуреваемая чувством мстительной злобы к своей сопернице, во время переправы через реку, она внезапно сбивает ее с ног и бросается с ней за борт. Стоило Сонетке на минуту выглянуть из воды, как Катерина Львовна тут же набросилась на нее, «как сильная щука на мелкоперую плотицу», и обе более уже не показывались. Лесков вводит в повествование аналогии с животным миром.
Последнее сравнение, которое использует Лесков, завершая свое повествование о Катерине Львовне, — уподобление ее щуке, — вновь сообщает важную качественную определенность той силе, которая владеет героиней: это необоримая, но трагически ущербная сила, подчиняющаяся зову природы. Нечеловечность этой силы имеет своим источником, как это явствует из всей художественной логики произведения, русский быт, царящую в нем нравственную и умственную непроглядную темноту.
Таким образом, не только судьба отдельной личности, но и вся русская действительность изображается Лесковым как действительность трагическая, изобилующая поразительными несообразностями, ужасными происшествиями, изломанными судьбами, роковыми развязками.
Однако, говоря о гнетущей атмосфере русской жизни, Лесков более всего имеет в виду не столько социально-политический аспект, сколько неразвитость самых ближних личностных связей, отношения людей в быту, дома, в семье.
В повести «Леди Макбет Мценского уезда» Лесков создает яркий и сложный характер, убедительно раскрывает противоречивость натуры своей героини парадоксально соединяющей в себе высокое и низменное, предельную силу чувства и звериную жестокость, способность к самопожертвованию и собственнический инстинкт, стоицизм в страдании и безудержность страсти. При всей органической сращенности с действительностью, которая его формирует, этот характер — не просто ее отражение, он несет в себе некую загадку, тайну, непредсказуемые повороты. И чувство вины, а вернее — его отсутствие, делает этот характер в полной мере об этом свидетельствующим.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Лесков Н.С. Полн. собр. соч. В 11-ти т. Т.1. С.96. М., 1968. Далее в тексте ссылки на это издание.
- Ильин И.А. Сочинения. В 2-х т. Т.2. С.325. М., 1994.
- Горелов А.А. Лесков и народная культура. М., 1988. С.37.
- Ильин И.А. Сочинения. В 2-х т. Т.2. С.312. М., 1994.
- Там же. С.315
- Там же. С.327
Встречаются исключительно индивидуально, лучшие путаны в Рязани к салонам отношения не имеют - redryazan.ru. В одном месте собраны настоящие анкеты с фотографиями и контактными данными самых лучших проституток города. Очаровательные лучшие путаны в Рязани, восхитительные и горячие, они такие игривые и раскрепощённые, что мужчины тают под их чарами. Твои мечты и желания реализуются.