Сентиментализм в произведении путешествие из петербурга с москву радищева

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Сентиментализм в произведении Путешествие из Петербурга с Москву Радищева

Радищев как автор весьма и весьма хорош в своём деле. Данный литературный деятель является одним из революционных писателей, так как он любил привносить в произведения что-то новое, что-то ранее невиданное, хотя и часто заимствовал что-то у других авторов. Произведение “Путешествие из Петербурга в Москву” является одним из наиболее показательных произведение, которые демонстрируют его неологизм и сентиментализм.

Произведение изобилует множеством различных поворотов сюжета, размышлений главного героя, ну и, конечно же, революционных мотивов. В нём автор размышляет о людях, о человеческом обществе, о сломанных, в его понимании, механизмах в этой большой машине под названием общество. По его мнению, мы просто шестерёнки в этой машине, которую принято называть общество. В размышлениях об этой концепции места человека мире проходит всё произведения. Также имеют место быть сентиментальные нотки, которые автор так старательно старается выдвинуть напоказ. Потому и произведение и принято в некотором роде принимать как яркий представителя жанра сентиментализм. В нём Радищев рассуждает о неправильности установленного строя и порядка, однако осознавая опасность своего слова, он не призывает читателя не к каким радикальным действиям, чем, по сути, допускает своё произведение к печати.

Также следует отметить, что его сентиментализм в произведении, по-видимому, очень сильно вдохновлён зарубежными авторами, так как там сильно проглядывается их влияние. Однако сам Радищев этого не признавал. Следует сказать, что в его произведениях люди и их образы были не просто живые, они по настоящему реалистичны, они не пытаются выражать какой либо человеческий идеал или порок, они, по сути, и являются людьми, попросту перенесёнными в литературное произведение. С помощью приёмов сентиментализма Радищев создаёт образы настолько похожими на настоящих людей, что человек порой может поверить в них, по настоящему привязаться к ним, что, конечно же, очередной раз подчёркивает талант автора и его особенный стиль написания произведений. Потому автора и считают одним из самых ярких представителей сентиментализма в литературе – Радищев попросту умел вызвать симпатию к своим персонажам, которые одним своим присутствием оживляли произведение.

В заключении можно сказать, что Радищев, позаимствовав некоторые основы сентиментализма из-за рубежа смог адаптировать их под родные реалии, и разработать свой, уникальный “Радищевский” сентиментализм.

Вопрос 21. Карамзин и Радищев как писатели-сентименталисты

В 60-х гг. 18-го века в русской литературе складывается новое литературное направление — сентиментализм. Как и классицисты, писатели-сентименталисты опирались на идеи Просвещения о том, что ценность человека зависит не от принадлежности его к высшим классам, а от его личных достоинств.

Классицисты всё подчиняли разуму, сентименталисты — чувствам, переживаниям и всевозможным оттенкам настроений. Писатели — сентименталисты проявляли интерес к изображению обыкновенных людей и обыкновенных человеческих чувств. В отличие от классицистов, разуму они предпочитали чувство, отвлеченным гражданским доблестям — глубину простого человеческого сердца, тайны души.

Развитие русской литературы в 18 веке. Классицизм как литературное направление

— …может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. М.В. Ломоносов

Русские писатели 18 века

ФИО писателяГоды жизниНаиболее значимые произведения
ПРОКОПОВИЧ Феофан1681-1736«Риторика», «Поэтика», «Слово похвальное о флоте российском»
КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич1708-1744«К уму своему» («На хулящих учение»)
ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович1703-1768«Тилемахида», «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич1711-1765 «Ода на взятие Хотина», «Ода на день восшествия…»,

«Письмо о пользе стекла», «Письмо о пользе книг церковных»,

«Российская грамматика», «Риторика» и многие другие

СУМАРОКОВ Александр Петрович1717-1777«Димитрий Самозванец», «Мстислав», «Семира»
КНЯЖНИН Яков Борисович1740-1791«Вадим Новгородский», «Владимир и Ярополк»
ФОНВИЗИН Денис Иванович1745-1792«Бригадир», «Недоросль», «Лисица-казнодей», «Послание к слугам моим»
ДЕРЖАВИН Гаврила Романович1743-1816«Властителям и судиям», «Памятник», «Фелица», «Бог», «Водопад»
РАДИЩЕВ Александр Николаевич1749-1802«Путешествие из Петербурга в Москву», «Вольность»

Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. А.С. Пушкин

Древнерусская литература оставила богатейшее наследие, которое, однако, большей частью не было известно 18 веку, т.к. большинство памятников древней литературы было открыто и издано в конце 18-го и в 19 веке (например, «Слово о полку Игореве», как известно, было открыто в 1795 году, а издано в 1800). В связи с этим в 18 веке русская литература опиралась на Библию и европейские литературные традиции.

18 столетие – это век просвещения в Европе и в России. За одно столетие русская литература проходит в своём развитии огромный путь. Идеологическая основа и предпосылки этого развития были подготовлены экономическими, политическими и культурными реформами Петра Первого (годы правления 1682 – 1725), благодаря которым отсталая Русь превратилась в мощную Российскую империю. С 18 века российское общество изучает мировой опыт во всех областях жизни: в политике, в экономике, в образовании, в науке, в искусстве. И если до 18 века русская литература развивалась изолированно от европейской, то теперь она осваивает достижения западных литератур. Благодаря деятельности сподвижника Петра Феофана Прокоповича, поэтов Антиоха Кантемира и Василия Тредиаковского, учёного-энциклопедиста Михаила Ломоносова создаются труды по теории и истории мировой литературы, переводятся иностранные произведения, реформируется русское стихосложение. Так начала осуществляться идея русской национальной литературы и русского литературного языка.

Возникшее в 17 веке русское стихотворство основывалось на силлабической системе, из-за чего русские стихи (вирши) звучали не вполне благозвучно. В 18 веке М.В. Ломоносов и В.К. Тредиаковский разрабатывают силлабо-тоническую систему стихосложения, что обусловило интенсивное развитие поэзии, причём поэты 18 века опирались на трактат Тредиаковского «Новый и краткий способ сложения российских стихов» и ломоносовское «Письмо о правилах российского стихотворства». С именами этих двух видных учёных и поэтов связывают и зарождение русского классицизма.

Классицизм (от латинского classicus – образцовый) – это направление в искусстве и литературе Европы и России, для которого характерно строгое соблюдение творческих норм и правил и ориентация на античные образцы. Классицизм возник в Италии в 17 веке, а как направление сложился сначала во Франции, а затем и в других странах Европы. Создателем классицизма считается Никола Буало. В России классицизм зарождается в 1730-е гг. в творчестве Антиоха Дмитриевича Кантемира (русского поэта, сына молдавского господаря), Василия Кирилловича Тредиаковского и Михаила Васильевича Ломоносова. С классицизмом связано творчество большинства русских писателей 18 века.

Художественные принципы классицизма таковы.

1. Писатель (художник) должен изображать жизнь в идеальных образах (идеально положительных или «идеально» отрицательных). 2. В произведениях классицизма строго разделяются доброе и злое, высокое и низкое, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое. 3. Герои классицистических произведений чётко делятся на положительных и отрицательных, при этом фамилии персонажей, как правило, являются «говорящими», то есть содержат характеристику героя. 4. Жанры в классицизме тоже разделены на «высокие» и «низкие»:

Высокие жанрыНизкие жанры
ТрагедияКомедия
ОдаБасня
ЭпопеяСатира

5. Драматические произведения подчинялись правилу трёх единств – времени, места и действия: действие происходило в течение одних суток в одном и том же месте и не осложнялось побочными эпизодами. При этом драматическое произведение состояло обязательно из пяти актов (действий).

Уходят в прошлое жанры древнерусской литературы. Отныне русские писатели используют жанровую систему Европы, которая существует по сей день.

Создателем русской оды стал Михаил Васильевич Ломоносов.

Создателем русской трагедии – Александр Петрович Сумароков. Его патриотические пьесы были посвящены наиболее заметным событиям российской истории. Заложенные Сумароковым традиции продолжил драматург Яков Борисович Княжнин.

Создатель русской сатиры (сатирического стихотворения) – Антиох Дмитриевич Кантемир.

Д.И. Фонвизин

Создатель русской комедии – Денис Иванович Фонвизин, благодаря которому сатира стала просветительской. Его традиции в конце 18 века продолжили А.Н. Радищев, а также комедиограф и баснописец И.А. Крылов.

Сокрушительный удар по системе русского классицизма нанёс Гаврила Романович Державин, начинавший как поэт-классицист, но нарушивший в 1770-е гг. каноны (творческие законы) классицизма. Он смешал в своих произведениях высокое и низкое, гражданский пафос и сатиру.

С 1780-х гг. ведущее место в литературном процессе занимает новое направление – сентиментализм, в русле которого работали М.Н. Муравьёв, Н.А. Львов, В.В. Капнист, И.И. Дмитриев, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин.

Существенную роль в развитии литературы начинает играть журналистика. До 18 века в России не было ни газет, ни журналов. Первую русскую газету под названием «Ведомости» в 1703 году выпустил Пётр Первый.

Во второй половине века появляются и литературные журналы: «Всякая всячина» (издатель – Екатерина Вторая), «Трутень», «Живописец» (издатель Н.И. Новиков), «Адская почта» (издатель Ф.А. Эмин). Заложенные ими традиции были продолжены издателями Карамзиным и Крыловым.

В целом 18 век – это эпоха стремительного становления русской литературы, эпоха всеобщего просвещения и культа науки. В 18 веке был заложен тот фундамент, который предопределил начало в 19 столетии «золотого века» русской литературы.

Стиль «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева

1. Форма путешествия. 2. Публицистические цели «Путешествия». 3. Художественные моменты произведения. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева анализировалось со всех сторон, но важна и сама форма изложения, литературное построение. Описание картин жизни, реальное, обиходное, то что понятно и знакомо — вот что занимает читателя XVIII века. Ориентируясь на читательский интерес, появляется форма мемуаров, писем. Форма же путешествия могла объединить в себе множество элементов. В 1783 году Фонвизин пишет «Путешествие мнимого глухого и немого». С жанром путешествия всегда связывают имя Стерна и его «Сентиментальное путешествие». Но многие полагали, что «Путешествие» Радищева не имеет ничего общего с «пассивной» иронией Стерна. О жанре путешествия было известно в России до Стерна: ученые с их заметками и описаниями, письма русских, учащихся за границей. > Сложный стилистический состав отличает «Путешествие из Петербурга в Москву». А. С. Пушкин видел в «Путешествии» риторические ноты, «жеманство» и надутость. Некоторые видели в нем «многословие», «фразерство «Не скупился на лирические отступления во вкусе только что начавшегося тогда входить в моду сентиментализма», — так отзывался В. А. Мякотин о Радищеве, и, конечно, благодаря этим отступлениям «Путешествие» влилось в литературные традиции того времени. Черты реализма были также отмечены Мякотиным, он оценивал Радищева как «глубокого знатока русского быта», «описывающего типичные бытовые потребности из жизни различных общественных классов», рассматривающего различные типы людей и их характеры, влияние на которых оказывают общественные условия, устои того времени. Для Селиванского же реализм Радищева стоял под вопросом: «…сквозь выцвевшие краски сентиментализма и манерного пафоса просвечивают яркие черты жизни», хотя не только он, но и многие не видели «ни одного живого типа» в «Путешествии». Публицистические цели «Путешествия» очевидны. Картины жизни, отражение действительности были необходимы для назиданий, для донесения до людей своих идей и мыслей, свое отношение к устройствам жизни. Радищев не уделяет должное внимание деталям, события не обрисованы в подробностях, все его движения направлены лишь на нравоучения. Его диалоги с людьми, встреченными на пути, краткие и лаконичные, часто разговор построен в форме вопроса-ответа, что удваивает динамичность произведения, указывает на определенность высказываний.

Иногда же вопросы сыплются, ожидая своей очереди для ответа: «Какие же ради вины обуздывает он свои хотения? Почто поставляет над собою власть? Почто беспределен в исполнения своея воли, послушания черною оную ограничивает?»; «Как желать добра тому, кого не знаю, и что сие? Добром назваться может ли желанием неопределенное, навеваемое Неизвестностью?» — такие же вопросы даже не требуют ответа и возражений и уже в себе имеют аргументацию. И такая постановка вопроса у Радищева не редкость. По эмоционально окрашенным вопросам, по восклицаниям можно легко определить, что автор хочет донести до нас всю несправедливость, все свое негодование по этому поводу: «Закон? И ты смеешь поносить сие священное имя?» Даже его малочисленные живописные элементы очень точны и передают конкретные эмоции и многое позволяют понять и ощутить. Например, его уточнение в «Любани», что разговор с крестьянином проходит в жаркий летний день. И перед нами сразу предстает картина всей тягости подобного труда под палящим солнцем. И не зря автор в «Городне» говорит о «пронзающем сердце вопле женщин и детей и старцев», и эта деталь создает атмосферу безысходности и горя. Радищев точно, без прикрас показывает реальность. Радищев не дает портрет своих собеседников, их характер для нас не раскрыт полностью: они как бы есть, но безлики, просто у них совсем другие задачи, соответствующие авторским. Его портреты имеют «крайности»: либо полнейшая идеализация образа, либо гротесковое уродство.

Есть в «Путешествии» только одно подробное описание — это описание царя в «Спасской Полести», состоящее из рассмотрения регалий, эмблем и прочих рисунков. Все герои Радищева выплескивают эмоции через заштампованные понятия: «содроганиями», «воплями» «вздохами»: «Необыкновенный вопль терзающего на себе волосы человека понудили меня остановиться». «Мимическая динамика» Радищева односложна, не раскрыта не имеет оттенков. Большое внимание в «Путешествии» уделяется слезам, как о что-то понятном каждому, естественном выражении человеческих эмоций. Слезами можно выразить и боль (и физическую и моральную), и умиление, и даже искреннюю радость.

Разговоры героя с встречающимися людьми дают повод для размышлений. Например, разговор с работающим в воскресный день крестьянином дал первый толчок к мысленным исканиям, к размышлению путешественника об эксплуатации людей, о жестокости и несправедливости помещиков. Автор отмечает насколько обычные крестьяне чище морально: после встречи с Анютой, которая оказалась более нравственной, чем женщины из высшего света. Автор размышляет о бюрократии, об административном производстве, об кошмарных условиях крепостного права. В главе «Клин» путешественник уже задумывается о себе, о своем поведении. Для полноты повествования, для рассмотрения больших тем и примеров, автор вводит «подставных лиц». Это либо рассказ собеседников, либо записки, найденные случайно. Такими главами являются: «Посна», «Спасская Полесть», «Зайцево», особенно яркая глава «Торжок», где даны размышления о цензуре неизвестного автора. Иногда главный герой является невольным слушателем чьих-нибудь разговоров. Так, например, в «Спасской Полести» до его уха доносятся речи мужа и жены о незаслуженно розданных наградах чиновника. В главе «Крестцы» автор был свидетелем наказов, которые на прощанье давал отец своим сыновьям. «Речи-жалобы», «речи-рассуждения» героев соответствуют их социальному уровню, определенный синтаксический колорит. Ведь речь крестьянина, например, не может обойтись без просторечий. Вся галерея радищевских образов дана схематично, лишь формально. Монологи автора несут в основе своей поучения. Им присущ ораторский пафос, призывы к действию. Можно заключить по внешней структуре «Путешествия», что задачей автора не было просто рассказать реальную историю путешествия, а скорее раскрыть перед читателем свое понимание действительности, свое отношение к проблемам, лежавшим в атмосфере того времени. Безусловно, Радищев выбрал самую подходящую форму произведения для объединения всех своих мыслей, порицаний, призывов к действию.

Другие части и похожие материалы:

  • Литературный жанр путешествие
  • Из 650 отпечатанных экземпляров…
  • Особенности сюжета и композиции путешествие из…
  • Краснощекова Е. «Сентиментальное…

Радищев 2.0. Сентиментальное путешествие

В XVIII веке путь из Петербурга в Москву с остановками на ночлег и смену лошадей занимал около недели. Удивительно, но в XXI наше неторопливое путешествие заняло почти те же шесть дней с учётом ночёвок и осмотров достопримечательностей

ПРОЛОГ

В 1768 году Лоуренс Стерн опубликовал своё знаменитое «Сентиментальное путешествие». Считается, что именно эта книга окончательно оформила жанр сентиментализма, который вслед за Британией покорил всю Европу. И вот в 1790 году русский поэт и социальный философ Александр Радищев в своей домашней типографии печатает роман «Путешествие из Петербурга в Москву», написанный в жанре того же сентиментального путешествия. Книга легко прошла цензуру в Управе благочиния, потому что цензор не стал её читать, решив, что речь идёт о путеводителе (за что впоследствии обер-полицмейстер Николай Рылеев вымаливал прощение у императрицы). Роман напечатали в мае, а уже в сентябре указом Екатерины писатель был приговорен к смертной казни как подстрекатель и «бунтовщик хуже Пугачёва». В итоге казнь заменили ссылкой в Илимский острог, а почти весь небольшой тираж уничтожили, и до начала ХХ века книга была запрещена. Ещё с советских времён это произведение входит в школьную программу, несмотря на то что его литературная ценность невелика. И если для строителей коммунизма был важен обличительный пафос, то сегодня «Путешествие из Петербурга в Москву» проходят, скорее, по привычке. Так или иначе для семьи с двумя школьниками, один из которых (14-летняя Женя) как раз сейчас готовит доклад по Радищеву, это послужило отправной точкой для небольшого литературного путешествия.

ПЕТЕРБУРГ

В начале 1780-х годов коллежский советник и кавалер ордена Св. Владимира Александр Радищев женился на девушке из семейства Рубановских и построил свой собственный каменный дом на Грязной улице в Петербурге. При доме были сад, пруд и берёзовая аллея, как и полагалось приличным домам того времени. Именно здесь, в маленькой личной типографии, в 1789 году напечатали первый тираж «Путешествия из Петербурга в Москву». Из выпущенных 650 экземпляров продать удалось только около ста, да и то в основном по друзьям и знакомым. Остальные, по слухам, были сожжены самим автором. Впоследствии дом неоднократно перестраивался, в конце XIX века здесь размещались обувная и прядильная фабрики, а в советское время работал мыловаренный завод. Грязная улица давно переименована в улицу Марата, но с центральной части фасада на прохожих всё так же безучастно взирают Атланты. Именно в этом доме, за столиком кафе, был разработан план и началось наше путешествие.

«Я лежу в кибитке. Звон почтового колокольчика, наскучив моим ушам, призвал, наконец, благодетельного Морфея… Един, оставлен, среди природы пустынник!»* * Здесь и далее курсивом выделены цитаты из «Путешествия из Петербурга в Москву» Александра Радищева. — Прим. автора.)

ТОСНО (В XVII ВЕКЕ — ТОСНА)

Конечно, мы отправились в Москву не в карете XVIII века, а на современном Skoda Kodiaq. Наш «Коди» оказался идеальным средством передвижения в историческое прошлое: тёплым, комфортным, быстрым и, при довольно частых съездах с асфальта, вездеходным. Тем более что у нас не было задачи что-то сравнивать по принципу «тогда и сейчас». Мы старались придерживаться радищевского маршрута и просто смотреть по сторонам. Стать новым Радищевым! Понять, как сегодня выглядят эти места.

«Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою её почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав её гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великую грязь среди лета и сделала её непроходимою…»

Первым на нашем пути оказался город Тосно — пыльный и немного мрачноватый то ли из-за времени года, то ли сам по себе. Немного заблудившись в поисках местного вокзала, мы совершенно случайно выехали на улицу… Радищева. На одной её стороне стоял ряд современных домов, на другой — деревенька с ветхими домиками. Единственное, что привлекло наше внимание — странный вокзал, похожий на связку полупрозрачных полиэтиленовых труб. Старинных зданий мы не увидели.

УСАДЬБА МАРЬИНО

Тосненский район Ленинградской области славится своими усадьбами дворянской архитектуры (с XIX века Марьинская вотчина — одно из многочисленных владений Строгановых-Голицыных). На высоком правом берегу Тосны стоит прекрасно сохранившийся торжественный дворец с английским садом, а невозмутимые львы уже третий век, и, судя по всему, успешно, охраняют усадебный комплекс. Марьино напоминает подмосковное Архангельское — милое, красивое и уютное. И даже разрушенный храм только добавляет очарования…

«Обеспокоен дурною дорогою, я, встав из кибитки, вошёл в почтовую избу в намерении отдохнуть. В избе нашел я проезжающего, который, сидя за обыкновенным длинным крестьянским столом в переднем углу, разбирал бумаги и просил почтового комиссара, чтобы ему поскорее велел дать лошадей».

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД (В XVIII ВЕКЕ — НОВАГОРОД)

«Гордитеся, тщеславные созидатели градов, гордитеся, основатели государств; мечтайте, что слава имени вашего будет вечна; иссекайте изображения ваших подвигов и надписи, дела ваши возвещающие… Время с острым рядом зубов смеется вашему кичению… В таковых размышлениях подъезжал я к Новугороду, смотря на множество монастырей, вокруг оного лежащих…»

В Великом Новгороде нас накрыл туман и сразу же погрузил в атмосферу загадочности. За века этот город не растерял духа прочности и какой-то внутренней уверенности, а стены Новгородского кремля только поддерживают это ощущение… Разочаровал клиентский сервис. Возможно, это свойственно всем более или менее крупным городам провинции, а может быть, нам просто не везло, но новгородцы встречали и обслуживали не просто плохо, а с явным налётом презрительного «понаехали тут». Это стало настоящей ложкой дёгтя в прекрасных впечатлениях от самого города.

МЯСНОЙ БОР

Судьбу этого места навсегда будут определять события не XVIII-го, а XX века. Долина смерти. Во время Великой Отечественной войны здесь была почти полностью уничтожена 2-я ударная армия, одним из командующих которой был генерал-лейтенант А. А. Власов. Позже он попал в плен и перешёл на сторону врага, возглавив печально знаменитую Русскую освободительную армию (РОА). Около 150 000 человек сгинули в болотах от голода, холода и постоянных обстрелов. В том числе и дед автора этих фотографий Егора Власова. Ему хочется верить, что дед погиб от пули, а не от голода. До сих пор в этих местах ведутся поисковые работы и орудуют чёрные копатели. У дороги местные продают клюкву.

— ак торговля? — а грех жаловаться. Правда, год нынче неурожайный, мало ягоды…— ои здесь шли? — а, я когда по ягоды хожу, кругом магазины автоматные валяются сгнившие. Снаряды. Народу тут много полегло. Название дали уже в советское время — Мясной бор…

На самом деле своё название деревня получила ещё в конце XVIII века. Здесь в большое стадо собирали скот, который доставляли по Волхову и гнали дальше в Петербург.

Хотелось бы сказать несколько слов о дороге и автомобиле. За шесть дней пути не возникло ни одной ситуации, в которой Skoda Kodiaq доставил бы нам хотя бы малейший дискомфорт. Отдельного упоминания заслуживает скромный расход топлива даже в городах, не говоря уже о трассе, что в сочетании с вместительным багажником и множеством отделений для хранения делает «Коди» прекрасным автомобилем для путешествий. Несмотря на заявленный семейный статус, машина чрезвычайно резвая и с задачами «стартануть», «прибавить», «обойти» справляется на отлично. Парковка не вызывает проблем благодаря круговым камерам и легковому ощущению на руле. Эргономика продумана до мелочей: от современных электронных ассистирующих систем до комфортного просторного салона. Мощность в сочетании с лёгкостью обеспечивает превосходную маневренность, подкупающую любого, кто окажется за рулём.

Возможно, если очень настойчиво придираться, удастся найти какие-то недостатки, но нам это так и не удалось. Впрочем, мы и не придирались.

«Между тем как в кибитке моей лошадей переменяли, я захотел посетить высокую гору близ Бронниц, на которой, сказывают, в древние времена, до пришествия, думаю, славян, стоял храм, славившийся тогда издаваемыми в оном прорицаниями. На том месте, повествуют, где ныне стоит село Бронницы, стоял известный в северной древней истории город Холмоград…»

Небольшое милое село в Новгородской области, расположенное на реке Мсте, с красивым классическим храмом и множеством новых домов. Бронницы удивили уникальным памятником Ленину — неформальная поза Ильича с традиционно прищуренным взглядом вызывает улыбку и ощущение, что у вас с ним есть какой-то общий секрет.

КРЕСТЦЫ (В XVIII ВЕКЕ — КРЕСТЬЦЫ)

«В Крестьцах был я свидетелем расставания у отца с детьми, которое меня тем чувствительнее тронуло, что я сам отец и скоро, может быть, с детьми расставаться буду…»

В этом посёлке мы планировали осмотреть музей фабрики «Крестецкая строчка», но нас остановил охранник и, окинув мутноватым взглядом, безразлично произнёс:

— уда? Закрыто уже всё! (На часах было 16.55.) — до какого времени работаете? — о семнадцати, естественно! — очему «естественно»? — отому что с восьми…

Попасть же туда стоит. Этому музею почти 90 лет, а история самой крестецкой строчки насчитывает больше 150 лет. Это вышивка с необычным орнаментом, ещё в XIX веке оформившаяся в отдельный промысел. Работы местных мастериц представлены на международных салонах и выставках, участвуют в модных показах. Их можно найти во многих музеях России. В целом же Крестцы — довольно большой и вполне современный посёлок с двух-, трёхэтажными многоквартирными домами. Старинной архитектуры практически не осталось.

ЯЖЕЛБИЦЫ

«Сей день определён мне был судьбою на испытание… в Яжелбицах определено мне было быть зрителем позорища, которое глубокий корень печали оставило в душе моей…»

Симпатичное село на берегу реки, известное ещё с раннего Средневековья. Через него пролегала большая дорога, связывающая Москву с Новгородом, а потом и с Петербургом. В 1790 году через Яжелбицы был провезён в ссылку Радищев. Мы спросили у одной из местных бабушек: «А где здесь дворец?» На что та беззубо заулыбалась и тёпло ответила: «Да какие тут дворцы? Нет ничего и не было…» (при этом его руины находились в 200 метрах). Стоявший здесь когда-то путевой дворец зарос бурьяном и развалился, внутри всё завалено каким-то хламом. Зато в селе восстанавливается большая церковь Александра Невского.

ВАЛДАЙ (В XVIII ВЕКЕ — ВАЛДАИ)

«Кто не бывал в Валдаях, кто не знает валдайских баранок и валдайских разрумяненных девок? Всякого проезжающего наглые валдайские и стыд сотрясшие девки останавливают и стараются возжигать в путешественнике любострастие, воспользоваться его щедростью на счет своего целомудрия…»

Валдай производит впечатление прочно стоящего на ногах купца. Старые и новые домишки перемешались с производственными постройками. Чистый городок с симпатичной набережной, на которой неожиданно возвышается современное яркое здание Молодёжного центра. Рассказывая о Валдае, невозможно не упомянуть Иверский монастырь, расположенный за городской чертой, на острове Сельвицкий (судя по всему, РПЦ не скупится на его финансирование), а в центре города высится Троицкий собор 1744 года постройки, тоже весьма ухоженный. Но, пожалуй, самое интересное место здесь — Музей колоколов. По нему нас водила экскурсовод Марина Николаевна.

— ы проехали по целому ряду мест и ваш город чуть ли не самый благополучный, он ухоженнее остальных. Прекрасный музей колоколов, Молодёжный центр… — а, здесь немного получше. У Владимира Владимировича тут недалеко дача. Вы были в Иверском монастыре, видели, как его отреставрировали? Говорят, это всё он. А по поводу Молодёжного центра, надо сказать, что многим он не нравится, мол, не вписывается в окружающую архитектуру… А мне нравится.

И она смущённо и как-то виновато улыбается.

ЕДРОВО

Имя поселению дано по расположенному здесь озеру Едрово. Несмотря на то что село довольно крупное, от его вида остались тягостные ощущения. Жители жалуются, что делать нечего, поэтому по старой русской традиции пьют да бьют, от работы бегут, потому что платят копейки. От путевого дворца Екатерины (построенного, кстати, в форме буквы «Е»), в котором она часто останавливалась, ничего не осталось. А храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в советские годы был разрушен, и работы по его восстановлению начались только пару лет назад… Задерживаться не хотелось, и мы предпочли как можно скорее продолжить путь.

«Доехав до жилья, я вышел из кибитки. Неподалеку от дороги над водою стояло много баб и девок… Покуда я глядел на моющих платье деревенских нимф, кибитка моя от меня уехала. Я намерялся итти за нею вслед, как одна девка, по виду лет двадцати, а конечно, не более семнадцати, положа мокрое свое платье на коромысло, пошла одною со мной дорогою… — е трудно ли тебе нести такую тяжелую ношу, любезная моя, как назвать, не знаю?— еня зовут Анною, а ноша моя нетяжела. Хотя бы и тяжела была, я бы тебя, барин, не попросила мне пособить.— чему такая суровость, Аннушка, душа моя? Я тебе худого не желаю.— пасибо, спасибо. Часто мы видим таких щелкунов, как ты. Пожалуй, проходи своею дорогою!»

ВЫШНИЙ ВОЛОЧЁК

Именно в этом городе, в 300 километрах от столицы, на стекольном дважды изготавливали рубиновые звезды для Московского Кремля. От завода уже ничего не осталось, кроме славной истории, которая началась ещё в XIX веке. Это натолкнуло на невесёлые мысли о том, как много в жизни страны изменила революция и что могло бы быть, если бы её не случилось. Ещё при Иване III здесь был учрежден Вышневолоцкий ям. С тех пор город рос и развивался, пережив и опричнину, и поляков Смутного времени, в XVIII–XIX веках став торгово-промышленным центром. А к концу Гражданской войны из 26 фабрик и заводов в Вышнем Волочке работали, да и то не на полную мощность, лишь Вышневолоцкая мануфактура и Ключинский стекольный завод, тот самый, который чуть позже переименуют в «Красный май». В наше время работающих предприятий не многим больше. Зато существует проект регенерации , разработанный для XII Венецианской биеннале архитектуры. Проект вдохновляющий, но сами жители в него не верят и просят начать реконструкцию с ветхого жилого фонда. Размышляя об этом, мы вышли к набережным, мостам и каналам, вспомнили местную поговорку «Вышний Волочёк — Венеции клочок» и, заплутав в хитросплетениях Тверцы, Мсты и Цны, уехали в направлении следующей цели.

УСАДЬБА КУПЦА СЕРДЮКОВА

«Никогда не проезжал я сего нового города, чтобы не посмотреть здешних шлюзов. Первый, которому на мысль пришло уподобиться природе в ее благодеяниях и сделать реку рукодельною, дабы все концы единыя области в вящее привести сообщение, достоин памятника…»

Купца Михаила Ивановича Сердюкова в Вышнем Волочке почитают за героя. Можно сказать, что спасение «тверской Венеции» — его рук дело. Ещё в начале XVIII века старый водный путь, по которому планировалось снабжать продовольствием Петербург, пришёл в негодность (в основном из-за инженерных ошибок). Вдобавок шлюзы были испорчены паводком 1718 года, и суда перестали ходить по и без того проблемной системе. Но в 1722 году владелец винокуренного завода купец Сердюков написал письмо Петру I, где изложил свой взгляд на устройство канала и рекомендации по его ремонту. Письмо заинтересовало Петра, и был подписан указ, по которому Вышневолоцкий канал переходил в управление Михаила Сердюкова. На счастье, предприниматель оказался талантливым гидротехником, и в 1722 году канал не просто возобновил работу, но и стал пропускать в два раза больше судов. А в 1741 году на реке Цне было создано первое в России водохранилище. И сейчас 10% питьевой воды в Москву поступает именно отсюда. Уникальное место! Во-первых, это европейская усадьба времён Петра с большим старинным садом, окружающим главный дом, и отдельно стоящая винокурня. Во-вторых, вопреки обыкновению, на территории нет церкви. По легенде, купец Сердюков был старообрядцем, так что новые храмы его мало интересовали. Этот памятник архитектуры по сути утерян. Сейчас усадьба является частной собственность, и доступ к ней запрещён.

ВЫДРОПУЖСК (В XVIII ВЕКЕ — ВЫДРОПУСК)

Большое село всего в 35 км от Торжка. Сохранилась большая красивая церковь Смоленской иконы Божией матери и развалины путевого дворца, которые едва можно угадать. Нас, конечно, интересовало, откуда взялось такое необычное название. Больше всего понравилась местная легенда о том, что Екатерина Великая, увидев пьяного ямщика, велела его «выдрать пуще». В целом же Выдропужск производит впечатление маленького «шахматного» городка — новые отстроенные дома чередуются с полуразвалившимися. Мы посетили Никольскую церковь, находящуюся в стадии реставрации, и прогулялись по её кладбищу со старинными надгробиями. Всё в совокупности оставило ощущение мрачного запустелого места, а истинной этимологии названия города мы так и не узнали.

ТОРЖОК

«Здесь, на почтовом дворе, встречен я был человеком, отправляющимся в Петербург на скитание прошения. Сие состояло в снискании дозволения завести в сем городе свободное книгопечатание. Я ему говорил, что на сие дозволения не нужно, ибо свобода на то дана всем…»

Город, который производит двоякое ощущение. По краям его — серые обветшалые постройки советских времён да пара производственных предприятий. А в центре — средоточие истории. Издалека кажется, что усыпанный церквями по обе стороны живописной реки старый город встретит тебя лубочными картинками. Но по мере приближения всё меняется: оказывается, что старинные постройки весьма обветшали, многие полуразрушены, и лишь небольшая их часть реставрируется. Людей почти не встретить. Досадно, что город, который мог бы стать туристической жемчужиной, город, который по эстетике мощнее, чем Суздаль, потихоньку превращается в Припять.

МЕДНОЕ

Самое живое село на нашем пути. С большой школой и, пожалуй, самой радостной ярко-жёлтой церковью Михаила Чудотворца. Это одно из самых древних сёл Верхневолжья (известно с XIII века). Оно расположено по двум сторонам Тверцы, реки быстрой, мелкой и чистой, зелёные берега которой усыпаны бревенчатыми домами. XXI век принёс в Медное новую достопримечательность — итальянскую сыроварню, основанную интернациональной супружеской парой. Итальянские традиции смешались с русской хозяйственностью, и получился интересный микст. По пути от Медного мы заехали в поселок Ямок, где расположен мемориальный комплекс. Он воздвигнут на месте захоронения поляков, расстрелянных НКВД в 1940 году, а также наших сограждан, попавших в мясорубку террора 1937–1938 годов. Страшное место! Ощущение усиливается воздвигнутым монументом: огромная железная стена, словно шрамами покрытая множеством имён, на ней кровью проступает ржавчина, а внизу отзывающийся болью набат.

ТВЕРЬ

Очень приятное место в смысле развития, но и по нему ощутимо прокатился ураган экономического запустения: разрушенные здания, отсутствие дорог… Хотя это город-миллионник. Любимый вопрос местных жителей: «А сколько стоит ваш квадрокоптер?» Я родилась в этом городе и окончательно покинула его 17 лет назад. Каждый раз, приезжая в Тверь, я замечаю, как что-то меняется. Меняются дома, улицы, меняются проходящие мимо люди, вывески магазинов… Я вспоминаю времена, «когда деревья были большими…» Хотя в моём случае как раз наоборот — в моём дворе практически не было деревьев, там, в детстве, были лишь кустики да пара невнятных ясеней… Чем больше проходит времени, тем выше деревья, и дом, моя девятиэтажка, казавшаяся огромной, становится маленьким уютным домиком, окружённым практически лесом. Я рассказывала детям о нашей площадке перед домом, на которую сбегались смотреть ребята со всего города, так необычна она была тогда. И тут же воображение вернуло нашу горку-замок, пережившую множество снежных битв, прятки и догонялки, и милейшего Змея Горыныча, быстро оставшегося без всех голов. А вот и полуразрушенный ветхий домик, здесь я шла в школу… и сознание, зацепившись за малейшую знакомую деталь, моментально достраивает всё остальное! Увлекательная игра с оттенками грусти и радостью встречи. Знаменитый олень в городском саду — он по-прежнему здесь. Всё на местах, и всё хорошо. И я здесь…

«…колокольчик возвестил мне, что в дороге складнее поспешать на почтовых клячах, нежели карабкаться на Пегаса, когда он с норовом».

ГОРОДНЯ

Древний городок всего в 35 км от Твери. Здесь немало достопримечательностей, в том числе и неплохо сохранившийся путевой дворец. Мы ехали сюда с особым трепетом. В церкви Рождества Богородицы, которая стоит на высоком берегу излучины Волги, служит отец Андрей, в миру Андрей Константинович Преображенский — мой учитель физкультуры. Он до сих пор преподаёт в местной школе, являясь любимцем детворы. Ну а те, кто у него когда-то учился, стараются венчаться, крестить детей и исповедоваться именно у него. На удивление, отец Андрей всех помнит и рад видеть каждого из своих уже выросших учеников.

«А вот рекрут-иноземец, по-русски не умеет пикнуть. Из редких слов, им изреченных, узнал я, что он француз… Я спросил его на сродном ему языке:— ой друг, какими судьбами ты здесь находишься?— удьбе так захотелося; где хорошо, тут и жить должно…»

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В XVIII веке путь из Петербурга в Москву с остановками на ночлег и смену лошадей занимал около недели. Удивительно, но наше неторопливое и комфортабельное путешествие на Skoda Kodiaq заняло почти те же шесть дней с учётом ночёвок и осмотров достопримечательностей. Два столетия прошло со времён издания скандального путеводителя, но складывается ощущение, что, проделай он этот путь сегодня, суть книги мало изменилась бы. Да и действующие лица остались бы теми же… Что делать, Москва и Питер — мощнейшие магниты, вытягивающие людей даже из далёкой провинции, а значит эта часть нашей страны умирает по естественным причинам. В качестве противовеса по большей части унылой картине за окном выступает обновлённая трасса с зеркальным асфальтом и свежей разметкой. При этом сверни чуть в сторону — начинается традиционное русское бездорожье, превращающееся рано или поздно просто в направление… Но это с позиции взрослых. А для моих детей путешествие из Петербурга в Москву — большое литературное приключение, сопровождающееся массой новых впечатлений и знаний об истории, культуре и архитектуре нашей удивительной, ни на что не похожей страны. Осталось только научиться не мрачнеть с возрастом и видеть позитивные моменты в окружающей тебя жизни!

«Но, любезный читатель, я с тобою закалякался… Вот уже Всесвятское… Если я тебе не наскучил, то подожди меня у околицы, мы повидаемся на возвратном пути. Теперь прости. Ямщик, погоняй… Москва! Москва!!!»

Текст Анастасия Шилова Фотографии Егор Власов

Вариант 2

Как и остальные писатели России и зарубежных стран, Радищев при создании своих произведений основывался на культуре восприятия народа. Основным его направлением стал сентиментализм. В своих произведениях писатель обличал несправедливость крепостной жизни и власти, также рассказывал о нраве в стране. Несмотря на это, в первую очередь писатель хотел вызвать реакцию своих читателей. Радищев использовал лирические отступления ради завоевания читателей. Такие отступления присутствовали во всех главах «Путешествия из Петербурга в Москву».

Сентиментализм писателя похож на стиль западных писателей, которые были известны в те времена. Больше всего писатель создавал свои произведения на основе книг Жан-Жака Руссо. Французский философ при помощи своей критики стремился пробудить в читателях пережитки феодального народа.

Манера и форма подачи всех глав книги автора также схожи с произведениями литераторами западных стран. Многие исследователи заметили в произведении слова подражания Стерну. Однако чуть позже выяснилось, что Радищев прочитал книгу Стерна уже после того, как начал писать свое творение. Кроме того Радищев предпочитал придерживаться реализма. Чувства и мысли героев отличались подчиненным характером. Образ ключевого героя обрамляет картину книги. Больше внимания автор уделил реалистическим описаниям нрава и быта жителей своей родины, также страдания беззащитного населения.

Сентиментализм автора отличается от творческого направления Карамзина. Карамзин стремился смягчить противоречия в социальном обществе. А Радищев придерживался противоположного мнения. Писатель придерживался собственной демократии. В своем произведении он старался показать читателям жестокость и нищету, которые были главной проблемой простых крестьян. Многие критики характеризуют писателя как революционного сентименталиста. В творении нет прямых призывов к противостоянию строя, и не намекает на формирование реформ. В тот период правительство посчитало его книгу экстремистским и революционным творением и выслало писателя в Сибирь. Таким образом, сентиментализм писателя имеет протестный характер против советской власти.

Другие сочинения: <- Анализ Жития Сергия Радонежского Епифания Премудрого? ДругиеАнализ романа Набокова Машенька ->

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: