Предыстория романа «Отцы и дети». Прототипы Базарова

—>

Тургенев начинает писать роман в большой обиде на демократов из «Современника», желая создать карикатурный образ нигилиста-разночинца. Эта обида была продиктована несогласием Тургенева с трактовкой Добролюбовым его романа «Накануне». Когда Тургенев пришёл к Некрасову и сказал ему: «Или я, или Добролюбов с Чернышевским», — Некрасов выбрал молодых демократов, и Тургенев вышел из «Современника».

В «Формулярном списке действующих лиц новой повести» Тургенев писал о Базарове: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ». (Смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского). И.Павлов – атеист, материалист с чрезвычайно резкими суждениями, врач и писатель. Н.Преображенский – однокурсник Н.Добролюбова по педагогическому институту, молодой человек с завышенным самомнением, бесцеремонностью и свободой суждений.

Исследователи приводят и других прототипов Базарова, в частности, знакомых Тургеневу врачей Дмитриева и Якушкина. В одном из писем К.Случевскому Тургенев называет целый ряд «истинных отрицателей», в числе которых оказываются Белинский, Бакунин, Герцен, Добролюбов, Спешнев.

Тургенев не копировал одно реальное лицо. Для него в конечном варианте важна была не идеологическая схема, а живой характер. Вот почему, рисуя Базарова в начале романа мрачными и однотонными красками (пока обида на молодёжь «Современника» была ещё горяча), затем он как честный и чуткий художник почувствовал, что его герой не может быть столь первобытно схематичным.

Тургенев сам пытается в процессе работы над романом как можно более глубоко понять своего героя, даже пишет дневник Базарова! Вот почему художественный результат в итоге так сильно разошёлся с первоначальным замыслом романа.

Герои романа

Глеб Голубев

Прототипами героя Базарова, пера автора Тургенева, являлись сразу несколько человек. Сам Тургенев говорил, что прототипом героя служит некий «доктор Д.», однако современники склонны были считать, что это врач Якушкин В.И., современник автора. Прямо указывать на него автор не мог, так как Якушкин жил в то же время.

Также в портрете Базарова угадывается собирательный образ разночинца-демократа того времени, есть отличительные черты, присущие встреченному автором молодому врачу из провинции Дмитриеву, отражены черты Белинского, Бакунина, Добролюбова.

  • Образ и характеристика Базарова — героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Пожаловаться

6 августа 2018Литература

Почему роман Тургенева начинается 20 мая 1859 года? Откуда автор заимствовал воззрения Базарова? Почему нам рассказывают про роковую влюбленность Павла Петровича и кольцо со сфинксом? Ответы на эти и другие вопросы — в новом выпуске рубрики про секреты великих книг

Тайна первой фразы романа

В первой фразе «Отцов и детей» Тургенев точно называет дату начала действия романа:

«— Что, Петр, не видать еще? — спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим…»

Почему именно 20 мая 1859 года? Мы никогда не узнали бы точный ответ, если бы не была найдена черновая рукопись романа История изучения «Отцов и детей» похожа на детектив. Черновая рукопись романа считалась утерянной, пока в середине 1980-х годов английский антиквар лорд Пармур не разыскал ее в Париже и не сообщил об этой сенсационной находке академику Д. С. Лихачеву. Тот сделал все, чтобы выкупить рукопись, которую едва было не выставили на аукционные торги «Сотбис». Лихачеву удалось убедить председателя Совета министров СССР Н. И. Рыжкова найти 400 тысяч фунтов стерлингов, и уникальный автограф наконец оказался в Пушкинском Доме в Петербурге, где хранится до сих пор.. Оказалось, что вначале Тургенев датировал приезд Аркадия и Базарова в имение Кирсановых 25 мая. Именно этот день 1859 года был памятен Тургеневу его встречей со старым приятелем Герценом в Лондоне после долгого перерыва. Друзья, скорее всего, обсуждали знаменитую статью лондонского эмигранта «Very dangerous!!!», направленную против взглядов Добролюбова и Чернышевского, двух молодых радикальных критиков журнала «Современник», и опубликованную в «Коло­коле» 1 июня.

Статья Герцена «Very dangerous!!!». 1859 годИз издания «Колокол. Первое десятилетие 1857–1867», Лондон, Женева, 1867 год
В тот день Тургенев появился в доме Герцена не один, а со своим младшим приятелем и протеже — Елисеем Колбасиным, также сотрудником «Современ­ника». Можно предполагать, что разговор Герцена, Тургенева и Колбасина вращался вокруг конфликта, который разгорелся между «отцами» (Герценом и вставшим на его сторону Тургеневым) и «детьми» (Чернышевским и Добро­любовым). Позже, шлифуя текст, Тургенев решил, по-видимому, отказаться от чересчур прямолинейного намека на дату выхода статьи Герцена, чтобы снять возможные проекции и намеки.

Работа над романом

Сентябрь 1860 (Париж) — июль 1861 (Спасское)
Работу над романом Тургенев начал осенью 1860 году в Париже, куда он приехал чтобы выдать замуж дочь Пелагею (1842 — 1919). 30 сентября (12 октября) 1860 г. Тургенев сообщает историку литеры Павлу Анненкову, о том что рассчитывает закончить работу над новым произведением к весне 1861 года:

«Я нанял квартиру в Rue de Rivoli, 210, и поселился там с моей дочкой и прекраснейшей англичанкой-старушкой, которую бог помог мне найти. Намерен работать изо всех сил. План моей новой повести готов до малейших подробностей — и я жажду за нее приняться. Что-то выйдет — не знаю, но Боткин, который находится здесь… весьма одобряет мысль, которая положена в основание. Хотелось бы кончить эту штуку к весне, к апрелю месяцу, и самому привезти ее в Россию». — из письма И. С. Тургенева к П. В. Анненкову, 30 сентября (12 октября) 1860. Париж

В течение зимы в Париже Тургенев пишет первые главы произведения, но, вопреки ожиданиям, к весне 1861-го дописывает только первую половину романа. Работа над текстом в Париже двигалась медленно, о чем писатель сообщает в письме Льву Толстому:

«Читать я вам моё произведение — прочту, разумеется, но едва ли скоро. В Париже не работается, и вся штука застряла на половине. Но я надеюсь на деревню, на деревенскую тишину — и скуку, которая вернее всего приводит к труду нашего брата, удоборассеиваемого и непостоянного славянина». — из письма И. С. Тургенева к Л,Н, Толстому, 14 (26) марта 1861. Париж

В апреле 1861 года Тургенев возвращался в Россию с незавершенной рукописью нового романа, и 20 июля 1861 года завершает работу над произведением.

«…фабула понемногу сложилась в моей голове: в течение зимы я написал первые главы, но окончил повесть уже в России, в деревне, в июле месяце. Осенью я прочел ее некоторым приятелям, кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862-го года „Отцы и Дети“ явились в „Русском Вестнике“. » — И. С. Тургенев, «По поводу „Отцов и Детей“»

«Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово. Работал я усердно, долго, добросовестно: вышла длинная вещь… Цель я, кажется, поставил себе верно, а попал ли в нее — бог знает…» — из письма И. С. Тургенева к П. В. Анненкову, 6(18) августа 1861. село Спасское

Тайна комплексов Базарова

Главный герой романа Базаров рассказывает другу Аркадию и читателям о своем происхождении:

В подготовительных материалах к роману генеалогия Базарова была обозна­чена еще более развернуто: «сын доктора, который сам был сын попа». Почему Тургенев дал герою именно такое социальное происхождение?

Это решение глубоко закономерно: оно типично для биографий многих врачей XIX века. Лекарская профессия воспринималась как недостойная дворянина. Как правило, врачами в 1850-е годы становились дети духовенства (мелкого и среднего). Выпускники духовных семинарий часто шли на медицинские факультеты по разным причинам — кто из желания служить простому народу, кто по квоте правительства, специально рекрутировавшего семинаристов на пустовавшие из-за недобора места на медицинских факультетах. Отец Базарова, Василий Иванович, «сильный был латинист», т. е. хорошо успевал в свое время по латинскому, очевидно благодаря семинарской выучке, но потом служил в армии и выбился в дворяне.

  • Образ Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности, характера и внешности в цитатах

Однако с происхождением Базарова-старшего и отношением к нему его сына в романе не все так просто. Исследователи установили, что в разговоре о себе Базаров самоиронично использует аристократи­ческое именование «лекарь», глядя на себя со стороны, в то время как другие герои романа называют эту профессию «доктор» (или «дохтур»). Все это дает основания заподозрить Базарова в комплексе социальной неполноценности, который, судя по намекам Тургенева, заставляет героя все время возвращаться к этой теме и болезненно обыгрывать ее в разговорах с дворянами Кирсановыми. Цельность личности Базарова оказывается, таким образом, под сомнением.

Студент морально выше аристократа

Эгоистичный и вспыльчивый брат хозяина имения Марьино ненавидит молодого лекаря, и когда возникает формальный повод (Базаров невинно целует Фенечку, гражданскую жену Николая Петровича), вызывает молодого человека на дуэль. Причем вполне искренно желает убить его. В отличии от своего оппонента Евгений проявляет великодушие. Он, очевидно, стреляя метко, с точностью медика всаживает пулю в ляжку промазавшего Павла Петровича. Цель этого выстрела — не принести вред, а оставить «метку на память».

Тургенев, раскрывая образ Базарова, подводит читателя к парадоксальной ситуации. Разночинец-нигилист оказывается выше и духовнее увлекающегося искусствами дворянина. Вместе с тем именно во время пребывания в имении Кирсановых проявляется трагизм образа Базарова.

Тайна имени Базарова

Евгений Базаров сообщает Аркадию, что у него день ангела:

«— Поздравь меня, — воскликнул вдруг Базаров, — сегодня двадцать второе июня, день моего ангела. Посмотрим, как-то он обо мне печется. Сегодня меня дома ждут, — прибавил он, понизив голос… — Ну, подождут, что за важность!»

Однако недавно исследователи выяснили, что слова Базарова не соответствуют действительности: 22 июня отмечается день памяти священномученика Евсе­вия Самосатского, а Евгения — зимой и в марте. Что это — ложь Базарова или недосмотр автора?

Наиболее правдоподобное объяснение этой неувязке — случайная ошибка Тургенева, который, вероятно, проверил по месяцеслову за 1858 и 1859 годы, где под датой 22 июня был ошибочно указан день Евгения Самосатского, причем в алфавитном списке святых в конце около Евсевия стояла дата 22 июня. Другая версия — что Базаров был крещен как Евсевий, но набожные родители звали его Енюшей (Женей) — кажется неубедительной.

Образ и экранизации

В российском кино Евгений Базаров появлялся трижды. Все три экранизации носят одно и то же название — «Отцы и дети», как и сам роман. Первая лента снята в 1958 году киностудией «Ленфильм». В роли Базарова выступил советский актер Виктор Авдюшко. Следующая экранизация вышла в 1984 году. Базаров в исполнении Владимира Богина выглядит очень самоуверенным молодым человеком.

Последняя по времени экранизация выпущена в 2008 году. Это четырехсерийный мини-сериал, снятый режиссером , которая стала также одним из авторов сценария. В роли Базарова выступил . С идеологических распрей здесь акцент перенесен на любовные отношения и возможность обретения героями счастья. Сценаристы трактовали это тургеневское произведение как семейный роман.

  • Некоторые выразительные моменты сценаристы добавили в фильм «от себя», у Тургенева этого не было. Знаменитая сцена, где Базаров признается Анне в любви, происходит среди стекла и хрусталя, которыми наполнена комната. Эти декорации призваны подчеркнуть хрупкость и красоту дворянского мира, в который вторгается Базаров, как «слон в посудной лавке», и хрупкость отношений героев.
  • В сценарий также ввели сцену, в которой Анна дарит Базарову кольцо. В тексте этот момент отсутствует, но он был введен, чтобы подчеркнуть внутреннее сходство Базарова с Павлом Петровичем (возлюбленная последнего когда-то сделала для него то же самое).
  • Режиссер Авдотья Смирнова изначально собиралась отдать роль Павла Кирсанова собственному отцу, актеру и режиссеру .
  • Сцены в имениях снимались в настоящих «тургеневских» местах. Для съемок поместья Кирсанова съемочной группе разрешили использовать флигель в имении Тургенева «Спасское-Лутовиново». Само имение — музей, где хранится множество подлинников, поэтому там снимать не разрешают. Во флигеле же планировалась реставрация. В другой тургеневской усадьбе — Овстюг, что под Брянском, — снимали имение Анны Одинцовой. А вот дом родителей Евгения Базарова пришлось строить специально для съемок. С этой целью по деревням искали старые строения.
  • Десятимесячное чадо одной из сотрудниц музея в имении Тургенева сыграло роль маленького сына Фенечки. В Брянске к съемкам привлекли местных работников театра, те исполняли роли слуг.
  • Чтобы создать одни только наряды для дам, художнику по костюмам Оксане Ярмольник пришлось потратить 5 месяцев. Костюмы, однако, не аутентичны, а намеренно приближены к современной моде, чтобы зрителю легче было проникнуться симпатией к героям и вникнуть в перипетии их жизней. Полностью реконструированные костюмы делали фильм похожим на историческую пьесу и отдаляли зрителя от происходящего на экране, поэтому решено было аутентичностью пожертвовать.
  • Сцены, происходящие якобы на городских улицах, на самом деле сняты на натурных площадках «Мосфильма».
  • Посуду и обои, которые зритель видит в кадре, создавали специально для съемок, чтобы те соответствовали духу времени.

Тайна сфинкса

Тургенев рассказывает нам биографию Павла Петровича, и в частности говорит о его роковой страсти к некой княгине Р. Влюбленный подарил княгине кольцо со сфинксом — символом загадочности; княгиня умирает и перед смертью возвращает подарок:

«…он получил пакет, адресованный на его имя: в нем находилось данное им княгине кольцо. Она провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест — вот разгадка».

И все-таки — в чем разгадка сфинкса? Чтобы ответить на этот вопрос, зададим его сначала чуть шире: зачем вообще Тургеневу понадобился сам сюжет с прошлой влюбленностью Павла Петровича?

Дело в том, что, рассказывая историю Павла Петровича и Базарова параллель­но, сталкивая героев-антагонистов, Тургенев намекает, что сталкиваются они не только потому, что принадлежат к двум разным поколениям и двум кон­фликтующим политическим лагерям, но еще и потому, что в них много общего. Они двойники, их характеры «зазеркалены» с помощью целой системы дублетных мотивов: оба следуют жестким жизненным принципам, у обоих происходят любовные неудачи, обернувшиеся психологической травмой, оба бросают любовные взгляды на Фенечку и, наконец, оба поклоняются фетишу — каждый своему.

Фетиш Павла Петровича — это идеал роковой и с «загадочным взглядом» Нел­ли Р. Хотя она перечеркнула сфинкса, дав поклоннику понять, что «загадки» нет, Павел Петрович никакого урока из этого не извлек. Он не избавился от страсти к мертвой княгине, продолжая искать ее образ в женщинах, и непостижимым образом нашел его в Фенечке.

Базаров, штудирующий анатомию глаза, в «загадочный взгляд» не верит, но поклоняется иному фетишу — вере в свою полезность для русского мужика, который на самом деле его не понимает и принимает за «шута горохового». Хотя в романе слово «сфинкс» не вложено в уста Базарова, его отношение к народу передано через другое витиеватое сравнение с мистическими персо­нажами готических романов Анны Ратклифф: «Русский мужик — это тот самый таинственный незнакомец, о котором некогда так много толковала госпожа Ратклифф. Кто его поймет? Он сам себя не понимает». В 1862 году в письме Павлу Анненкову Тургенев уже напрямую уподобил русский народ «сфинксу», а в 1878 году даже сочинил стихотворение в прозе «Сфинкс» — ровно об этом.

  • Характеристика и образ Базарова в романе «Отцы и дети»

Базаров и враждебный социум

Тургенев обнажает противоречие российской действительности: большинство хозяйственно активного населения страны составляют крестьяне, а общественно активного — дворяне. Молодой нигилист в большей мере, чем аристократы, понимает крестьян и сочувствует им. Ведь он генетически связан с людьми, обрабатывающими землю.

Такие люди, как Базаров, кажутся аристократам смутьянами, потому что несут в себе мощный заряд потребности служения всему обществу. Дворяне же предпочитают односторонний процесс: чтобы чернь (большинство людей) служила им. Это — мировоззренческий конфликт, и пребывающий в нем Базаров не может себя чувствовать комфортно.

Трагизм образа Базарова раскрывается и в истории любви героя к вдове Одинцовой Анне Сергеевне. Образованная поместная дворянка проживает в своем имении Никольское, куда и приезжают медики Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров. Ее красота и ум потрясли нигилиста, он начинает понимать, что любовь выше всякого отрицания действительности.

Тайна мировоззрения Базарова

Нигилист Базаров размышляет:

«А я думаю: я вот лежу здесь под стогом… Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обра­щается, мозг работает, чего-то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!»

Все хорошо помнят материалистические взгляды Базарова: герой отрицает романтизм, религию, напирает на приоритет ощущений и рефлексов, советует Николаю Петровичу прочесть модную тогда книгу «Материя и сила». Но что нигилистического в его мыслях под стогом?!
Блез Паскаль. Гравюра Герарда Эделинка. XVII векBibliotheque nationale de France
Материалистические воззрения героя Тургенев заимствовал из статей Черны­шевского, Добролюбова и отчасти Белинского. Но исследователи установили, что у его размышлений под стогом — совсем иной источник: это скептическая философия Блеза Паскаля (которым писатель восхищался). Прочувствованный монолог Базарова восходит к следующему отрывку из «Мыслей» Паскаля:

«Я вижу эти ужасающие пространства вселенной, которые заключают меня в себе, я чувствую себя привязанным к одному уголку этого обширного мира, не зная, почему я помещен именно в этом, а не другом месте, почему то короткое время, которое дано мне жить, назначено мне именно в этом, а не в другом пункте целой вечности, которая мне предшествовала и которая за мной следует. Я вижу со всех сторон только бесконечности, которые заключают меня в себе, как атом… Все, что я сознаю, это только то, что я должен скоро умереть…» Цитируется в переводе П. Д. Первова 1888 года.

Оказывается, что, описывая воззрения Базарова, Тургенев подмешивал к мате­риализму Чернышевского — Добролюбова еще и совсем иную философию из почтенной европейской традиции. Очевидно, что этим и другими философствованиями Базаров после вспышки страсти к Одинцовой отчасти опровергает сам себя — свое полное отрицание духовной и метафизической стороны жизни.

Базаровым по силам изменить Россию!

Образ Евгения Базарова отличен от всех предыдущих «героев времени» в русской литературе. Нигилист компетентен в сельском и приусадебном хозяйстве, он знает, как сделать жизнь краше. Едва прибыв в Марьино, имение Кирсановых, Базаров со знанием дела подсказывает, что и где следует посадить, как лучше организовать быт. Причем вчерашний студент — не просто советчик. У него самого золотые руки — Базаров мастеровит.

Евгений, не заигрывая с дворовыми, общается с ними в грубоватой народной манере. Он говорит мало, но по существу. За это и приобретает среди слуг авторитет знающего и дельного человека. Это — не мягкий Николай Петрович, которого любят, но над которым втайне посмеиваются. Это — не Павел Петрович, которого боятся и не приемлют (не случайно после дуэли он уезжает из России). Ему дано совладать с людьми.

Тургенев подводит к мысли о том, что базаровы способны изменить Россию! Хотя по житейской логике настоящее место Евгения — за операционным столом.

Тайна бреда Базарова

Базаров умирает, и его предсмертные слова прерывает бред:

«Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник… мясо продает… мясник… постойте, я путаюсь… Тут есть лес…»

При чем тут лес? Понятно, что в бреду и не такое скажешь, но это бред не настоящий, а литературный — значит, должна быть разгадка.

И вот она: лес в бреду Базарова — из его же собственных предыдущих слов. В XVI главе в споре с Одинцовой герой красноречиво отстаивает, как ему кажется, научный, правильный взгляд на человека, в котором индивидуальная психика теперь не играет никакой роли:

«…Изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».

Несогласная с Базаровым Одинцова задумчиво повторяет вслед за ним фразу «деревья в лесу». Чем больше герой влюбляется в Анну Сергеевну, тем больше романтизма он в себе обнаруживает и тем сильнее злится на свою слабость. Именно в эти минуты какая-то сила увлекает Базарова в тот же самый лес: «Тогда он отправлялся в лес и ходил по нем большими шагами, ломая попа­давшиеся ветки и браня вполголоса и ее и себя» XVII глава..

Наконец, окончательно становится ясно, что лес является символом и важным мотивом романа, когда во сне перед дуэлью с Павлом Петровичем тот пред­ставляется Базарову «большим лесом, с которым он все-таки должен был драться» XXIV глава..

Круг замыкается: лес, состоящий из множества деревьев, превращается в сим­вол не просто отдельно взятого человека (Одинцовой или Павла Петровича), который оказывает герою сопротивление, но и бездонной человеческой пси­хики, подсознания, какие Базаров силится, но не может постичь, потому что не понимает, зачем их изучать по отдельности. Именно поэтому перед смертью Тургенев заставляет его снова видеть лес — этот символ непознаваемости чужой души. Ведь и по русской пословице, чужая душа — темный лес.

Смысл финала романа

Многие критики упрекали Тургенева в том, что он «убивает» своего героя. Финал романа очень символичен. Для таких героев, как Базаров, время не пришло, а автор считает, что и вовсе никогда не придет. Ведь человечество и держится только из-за того, что в нем есть любовь, доброта, уважение к традициям предков, культуре. Базаров слишком категоричен в оценках, он не принимает полумер, а его изречения звучат кощунственно. Он покушается на самое ценное — природу, веру и чувства. В итоге его теория разбивается о скалы естественного порядка жизни. Он влюбляется, не может быть счастлив только из-за своих убеждений, а в конце концов и вовсе погибает.

Эпилог романа подчеркивает то, что идеи Базарова были противоестественными. Родители приходят на могилу к сыну. Он нашел покой посреди красивой и вечной природы. В подчеркнуто романтическом ключе изображает Тургенев кладбищенский пейзаж, еще раз проводя мысль о том, что Базаров был не прав. «Мастерская» (как назвал ее Базаров) продолжает цвести, жить и радовать всех своей красотой, а героя больше нет.

«Отцы и дети» (1862). Евгений Базаров — во многом программный образ Тургенева. Это представитель новой, разночинно-демократической интеллигенции. Базаров называет себя нигилистом: он отрицает основы современного ему общественного уклада, выступает против преклонения перед любыми авторитетами, отвергает принципы, принятые на веру, не понимает восхищения искусством и красотой природы, чувство любви объясняет с точки зрения физиологии. Комплекс убеждений Базарова — не художественное преувеличение, в образе героя нашли отражение характерные черты представителей демократической молодежи 60-х гг. В этом контексте важен вопрос о прототипе тургеневского героя. Сам Тургенев в статье «По поводу «Отцов и детей»» (1869) называет прототипом Базарова некоего доктора Д., молодого провинциального врача, который представлял для писателя новый тип русского человека. Современный исследователь Н. Чернов опровергает традиционную гипотезу о том, что доктор Д. — это уездный врач Дмитриев, случайный знакомый Тургенева. По мнению Чернова, прототипом Базарова был сосед Тургенева по имению В.И. Якушкин, врач и исследователь, демократ, связанный с революционными организациями того времени. Но образ Базарова — собирательный, поэтому к вероятным его прототипам можно отнести тех общественных деятелей, которых Тургенев считал «истинными отрицателями»: Бакунина, Герцена, Добролюбова, Спешнева и Белинского. Памяти последнего посвящен роман «Отцы и дети». Сложность и противоречивость взглядов Базарова не позволяет признать источником образа какое-то определенное лицо: только Белинского или только Добролюбова. Авторское отношение к Базарову неоднозначно. Позиция Тургенева проявляется постепенно, по мере раскрытия самого образа, в монологах героя, его спорах с другими персонажами: со своим другом Аркадием Кирсановым, с его отцом и дядей Павлом Петровичем. Поначалу Базаров уверен в своих силах, в том деле, которое он делает; это гордый, целеустремленный человек, смелый экспериментатор и отрицатель. Под влиянием различных причин его взгляды претерпевают существенные изменения; Тургенев сталкивает своего героя с серьезными жизненными испытаниями, в результате чего Базарову приходится поступиться рядом убеждений. В нем проявляются черты скептицизма и пессимизма. Одним из таких испытаний становится любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой. Разночинец Базаров чувствует себя неловко перед аристократкой Одинцовой; постепенно он обнаруживает в себе чувство, существование которого раньше отрицал. Герой Тургенева терпит в любви поражение. В конечном счете он остается в одиночестве, его дух почти сломлен, но даже тогда Базаров не желает открыть себя для простых, естественных чувств. Он жесток и требователен к родителям, как и ко всем окружающим. Только перед лицом смерти Базаров начинает смутно понимать цену таких проявлений жизни, как поэзия, любовь, красота. Важное средство создания образа Базарова — речевая характеристика. Базаров говорит четко и логично, его речи свойственна афористичность. Крылатыми фразами стали его выражения: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться… загадочному взгляду?»; «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»; «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой». Сложный и противоречивый образ Базарова вызвал в критике споры, которые не утихают и поныне. После выхода романа даже в демократических журналах возникли разногласия по поводу трактовки образа Базарова. От имени «Современника» выступил М.А. Антонович. В своих статьях «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Современные романы» он толковал образ героя как карикатуру на современную молодежь в облике обжоры, болтуна и циника. Прямо противоположную оценку дал в своих работах Д.И. Писарев. В статье «Базаров» критик раскрывает историческую значимость этого типа. Писарев считал, что России на данном этапе требуются именно такие люди, как Базаров: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают одновременно знанием и волей. Похожая полемика развернулась и в 50-60-х гг. нашего века. Точку зрения Антоновича поддержал исследователь В.А. Архипов («К творческой истории романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»»). Образ Базарова неоднократно воплощался на сцене и на экране. Однако инсценировки и экранизации, выполненные слишком академично, оставались в пределах хрестоматийного чтения этого образа.

Случайные ссылки: Осос — Поросенок, сосущий матку….

Zombi
(русcкое Зомби) — видеоигра в жан…
Горячая закуска из свинины с ананасом

Квакиютли
(самоназвание — квакиутль), и…
Красный Журавль
. В повести Дж. Шульца «…
Евгений Базаров — главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», «русский Гамлет», выразитель новых и весьма сильных убеждений интеллигентской России середины XIX века — нигилист. Он отрицает высокое духовное начало, а вместе с ним — поэзию, музыку, любовь, но проповедует знание и на его основе — переустройство мира. Базаров — разночинец, студент-медик, хотя ему уже около 30 лет. Он т. н. «вечный студент», который годами учится, всё приготовляясь к настоящей деятельности, но никак не приступит к ней.

Евгений приехал на каникулах со своим другом Аркадием Кирсановым к нему в имение. Первая встреча с Евгением происходит на станции, где отец Аркадия встречает юношей. Портрет Базарова в этот момент красноречив и сразу даёт внимательному читателю некое представление о герое: красные руки — он много проводит биологических опытов, усиленно занимается практикой; балахон с кистями — бытовая свобода и небрежение к внешнему, к тому же бедность, увы. Базаров говорит чуть высокомерно («лениво»), на его лице — ироническая улыбка превосходства и снисходительности ко всем.

Первое впечатление не обманывает: Базаров действительно считает всех, кого встречает вместе с нами на страницах романа, ниже себя. Они сентиментальны — он практик и рационалист, они любят красивые слова и высокопарные утверждения, всему придают высокость — он говорит правду и везде видит истинную причину, нередко низкую и «физиологическую».

Всё это особенно проявляется в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым — «русским англичанином», дядей Аркадия. Павел Петрович говорит о высоком духе русского народа, Евгений парирует напоминанием о снохачестве, пьянстве, лени. Для Кирсанова искусство божественно, а для Базарова «Рафаэль гроша медного не стоит», потому что бесполезен в мире, где у одних голод и зараза, у других — белоснежные манжеты и утренний кофе. Его резюме искусству: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Но убеждения героя буквально разваливает сама жизнь. На губернском балу Базаров знакомится с Анной Одинцовой — богатой и красивой вдовой, которую сначала характеризует в своей манере: «На других баб не похожа». Ему кажется (Евгений хочет, чтобы так было), что к Одинцовой у него исключительно плотское влечение, «зов природы». Но выясняется, что умная и красивая женщина стала для Базарова необходимостью: её хочется не только целовать, но разговаривать с ней, смотреть на неё…

Базаров оказывается «заражён» романтизмом — тем, что он яростно отрицал. Увы, для Одинцовой Евгений стал чем-то вроде тех лягушек, которых он сам резал для опытов.

Убегая от чувства, от себя, Базаров уезжает к родителям в деревеньку, где лечит крестьян. Вскрывая тифозный труп, он ранит себя скальпелем, но не прижигает место пореза и заражается. Скоро Базаров умирает.

Тайна смерти Базарова

Базаров перед смертью. Иллюстрация Ивана Архипова. 1955 год© Иван Архипов / ДЕТГИЗ
Базаров умирает от тифозного заражения:

«Дня три спустя Базаров вошел к отцу в комнату и спросил, нет ли у него адского камня? — Есть; на что тебе? — Нужно… ранку прижечь. — Кому? — Себе. — Как, себе! Зачем же это? Какая это ранка? Где она? — Вот тут, на пальце. Я сегодня ездил в деревню, знаешь — откуда тифозного мужика привозили. Они почему-то вскрывать его собирались, а я давно в этом не упражнялся. — Ну? — Ну, вот я и попросил уездного врача; ну, и порезался».

Почему Базаров умирает именно так? Эта запоминающаяся деталь открывает пути к ответу на один из главных вопросов для тургеневедов — кто именно был прототипом Базарова. Ответов на этот вопрос несколько, и многие из прототи­пов связаны с врачеванием и борьбой с эпидемиями.

После выхода романа в 1862 году Тургенев обмолвился об одном из прототи­пов — провинциальном докторе Дмитриеве, случайном попутчике, который рассказывал писателю в вагоне поезда Петербург — Москва о каком-то новом средстве борьбы с сибирской язвой. Очень скоро Тургенев узнал, что Дмитриев умер, что, очевидно, повлияло на складывание финала романа со смертью героя.

Споры об иных прототипах главного героя не утихали более ста лет, пока в 1984 году Патрик Уоддингтон не опубликовал хранившуюся в частном парижском архиве записную книжку Тургенева с подготовительными мате­риалами к роману. Оказалось, что, задумывая главного героя летом 1860 года, Тургенев держал в уме «смесь Добролюбова, Павлова и Преображен­ского». Если черты известного критика Николая Добролюбова современники разгля­дели сразу и сломали на этот счет много копий, упрекая писателя в злой иро­нии по отношению к умершему в 1861 году автору статьи «Темное царство», то о других упомянутых персонах никто не догадывался. Иван Васильевич Павлов, врач, литератор, знакомец и сосед Тургенева по Спасскому-Лутови­нову, был остер на язык и славился своими резкими суждениями о литературе, что и пригодилось писателю. Наконец, Василий Григорьевич Преображенский, молодой земский доктор и сын управляющего имениями брата писателя, мог запомниться Тургеневу своей самоотверженной борьбой с холерой, которая разразилась в соседнем со Спасским уезде в 1855 году и приводила писателя в ужас.

Наконец, сама фамилия Базаров была в конце 1850-х годов на слуху — в Туле профессором Духовной академии был Иоанн Григорьевич Базаров, а его сын, Иоанн Иоаннович, с 1844 года был священником русской церкви по Франк­фурте-на-Майне и духовником дочери одного из великих князей. В 1869 году Тургенев лично с ним познакомился в Штутгарте.

микрорубрикиЕжедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три годаАрия дняМоцарт и Алоизия ВеберЧастушка дня«Говорят, что я старуха»Поздравление дняШекспировское от Чака НоррисаАрхивЛитература

Предыстория романа «Отцы и дети». Прототипы Базарова

Тургенев начинает писать роман в большой обиде на демократов из «Современника», желая создать карикатурный образ нигилиста-разночинца. Эта обида была продиктована несогласием Тургенева с трактовкой Добролюбовым его романа «Накануне». Когда Тургенев пришёл к Некрасову и сказал ему: «Или я, или Добролюбов с Чернышевским», — Некрасов выбрал молодых демократов, и Тургенев вышел из «Современника».

В «Формулярном списке действующих лиц новой повести» Тургенев писал о Базарове: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ». (Смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского). И.Павлов – атеист, материалист с чрезвычайно резкими суждениями, врач и писатель. Н.Преображенский – однокурсник Н.Добролюбова по педагогическому институту, молодой человек с завышенным самомнением, бесцеремонностью и свободой суждений.

Исследователи приводят и других прототипов Базарова, в частности, знакомых Тургеневу врачей Дмитриева и Якушкина. В одном из писем К.Случевскому Тургенев называет целый ряд «истинных отрицателей», в числе которых оказываются Белинский, Бакунин, Герцен, Добролюбов, Спешнев.

Тургенев не копировал одно реальное лицо. Для него в конечном варианте важна была не идеологическая схема, а живой характер. Вот почему, рисуя Базарова в начале романа мрачными и однотонными красками (пока обида на молодёжь «Современника» была ещё горяча), затем он как честный и чуткий художник почувствовал, что его герой не может быть столь первобытно схематичным.

Тургенев сам пытается в процессе работы над романом как можно более глубоко понять своего героя, даже пишет дневник Базарова! Вот почему художественный результат в итоге так сильно разошёлся с первоначальным замыслом романа.

Тест для закрепления материала

  1. 1Имя Базарова:
    • Аркадий
    • Евгений

  2. Павел
  3. Вопрос 1 из 8

  4. 2Базаров — ярый сторонник теории:
    • Нигилизма
    • Фатализма

  5. Практицизма
  6. Вопрос 2 из 8

  7. 3По профессии Базаров был:
    • Доктором
    • Адвокатом

  8. Художником
  9. Вопрос 3 из 8

  10. 4Возлюбленную Базарова зовут:
    • Феня
    • Анна

  11. Елена
  12. Вопрос 4 из 8

  13. 5О внешности Базарова известно, что он был:
    • Привлекателен
    • Обычный

  14. Некрасивый
  15. Вопрос 5 из 8

  16. 6В ходе беседы Базаров предпочитает:
    • Молча слушать
    • Спорить

  17. Иногда высказывать свое мнение
  18. Вопрос 6 из 8

  19. 7Добропорядочность человека Базаров оценивает по:
    • Количеству денег
    • Происхождению

  20. Пользе, которую он приносит обществу
  21. Вопрос 7 из 8

  22. 8Родители Базарова были:
  23. отец из простых, а мать — дворянка
  24. Вопрос 8 из 8

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров — представитель демократической молодёжи. Это неоднозначный образ, поэтому трудно дать объективную характеристику Базарова. Мнения о нём и у читателей, и у литературных критиков могут быть различными.

В статье представлены положительные и отрицательные черты главного героя романа, отношение его к жизни, обществу, народу, любви, другим персонажам романа.

Герои романа Авторское отношение к Николаю Петровичу Кирсанову

Несомненно, автор относится к Николаю Петровичу Кирсанову, младшему из братьев, с мягкой, доброй иронией, сочувствием, но без большого уважения. Интересно, что если историю старшего брата Кирсанова рассказывает Базарову Аркадий, то повествование о биографии Николая Петровича автор берёт на себя (причём, в самом начале романа), а потому авторская позиция в этом рассказе проступает отчётливее, без двойного преломления.

Она сказывается в обилии уменьшительных суффиксов в эпитетах, характеризующих героя; в постоянном подчёркивании жизненной несамостоятельности человека, за которого выбор всегда делали обстоятельства (то перелом ноги, то революция 1848 года, то смерть жены и т.д.). Особо писатель отмечает всегдашнее неосознанное стремление героя под женское крыло – качество, которое потом перейдёт по наследству к его сыну Аркадию.

Величайшее творение мастера психологии И.С. Тургенева. Он создал свой роман в переломную эпоху, когда передовые люди общества интересовались будущим России, а литераторы — поисками героя времени. Базаров (характеристика этого персонажа наглядно демонстрирует то, какой была самая развитая молодежь того времени) является центральным персонажем романа, к нему сводятся все нити повествования. Именно он самый яркий представитель нового поколения. Кто же он?

Внешность, характеристика речи

Главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — Евгений Базаров. Это молодой человек высокого роста с худым, длинным лицом. Лоб у него был широкий, глаза большие, зеленоватые, губы тонкие, на щеках — бакенбарды песочного цвета. Густые и длинные тёмно-белокурые волосы не скрывали больших выпуклостей черепа. Лицо его выражало ум и самоуверенность.

Говорил он «ленивым, но мужественным голосом». Павлу Петровичу не нравилось, что Базаров отвечал неохотно, отрывисто, дерзко, «и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое». Речи его были немногосложны и отрывочны. Когда он общался с Павлом Петровичем, то неохотно отвечал на его вопросы.

Базаров презирал чувствительные речи, просил Аркадия не говорить красиво.

Общая характеристика (внешность, род занятий)

Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя. Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов). Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха — вот как одет Базаров. Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде — один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу. Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) — врач. И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.

Происхождение, воспитание, образование

Базаров был внуком дьячка, сыном отставного армейского хирурга и небогатой дворянки. Родители его — религиозные люди, очень любящие сына. В отличие от них, Евгений отрёкся от веры, и этим очень огорчил их, особенно мать.

Он был убеждён, что человек должен сам себя воспитывать. И Евгений действительно воспитал себя сам, переняв от родителей только то, что считал полезным (например, как и отец, он был трудолюбив, деятелен).

Родители старались дать сыну хорошее образование. Он учился в университете, изучал естественные науки и хотел в будущем году держать экзамен на доктора.

Современный аспект

Классик был прозорлив, создав актуальный и в наше время образ. Российское общество после отмены крепостного права стремительно менялось. На арену общественной жизни вышли принципиально другие, отличные от дворян образованные люди — разночинцы. Происходила демократизация государства, исковерканного непозволительно затянувшимся во времени узаконенным рабством. Удивительно ли, что новые люди XIX века — разночинцы, находясь посреди снобистского, ханжеского окружения, зачастую выбирали радикальный путь отрицания опостылевшей морали вельмож и аристократов? Как это похоже на современных ребят-неформалов!

Отношение к жизни, обществу, народу

Базаров — деятельный человек. Он презирает людей, ведущих праздный образ жизни.

Приоритет для него — польза, а не красота. Он считает, что время романтизма прошло, настал век людей, делающих реальные полезные дела, а не витающих в облаках. В его глазах романтики, особенно пожилые, смешны. По его мнению, то, что Николай Петрович играет на виолончели и читает Пушкина — «это никуда не годится». Он советует Аркадию, чтобы дал отцу почитать что-нибудь дельное, например, книгу философа-материалиста Бюхнера «Материя и сила».

Базаров не признаёт авторитеты и старые истины. Он считает, что уже невозможен ремонт старого здания жизни, что нужно сначала «место расчистить», а потом строить новую жизнь.

Сам Евгений время не проводит праздно, он деятелен, не терпит прогулок без цели, если гуляет, то только для того, чтобы собирать насекомых и травы для изучения. По его мнению, природа — мастерская, а не храм, «и человек в ней работник».

Павлу Петровичу, рассуждающему о значении чувства собственного достоинства аристократов, Базаров говорит, что аристократы уважают себя, но от этого нет никакой пользы для общественного блага.

Аркадия, как и его отца, Николая Петровича, он считает робким человеком с нежной душой, либеральным «баричем», способным только красиво говорить.

Одинцову Евгений считал умной женщиной с чувством собственного достоинства. Но ему не нравилась в ней излишняя любовь к комфорту, порядку, размеренности ежедневной жизни. Хотя в разговорах с Одинцовой он выказывал презрение к романтикам, но понимал, что сам относится к ней, как романтик, и это вызывало в нём негодование.

Сестру Одинцовой Катю он считал умной девушкой, которая и за себя постоит, и Аркадия «в руки заберёт».

К Ситникову и Кукшиной Базаров относился пренебрежительно, чувствуя, что их увлечение нигилизмом поверхностно.

Родителей своих Евгений любил, но ему было скучно с ними, они были ему неинтересны. Когда Аркадий сказал своему другу, что мать его умная женщина, тот удивился, так как сам он не знал о чём с ней говорить.

Внешний конфликт в романе

Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои — это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа — это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа — «это мастерская, и человек в ней работник». В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо. Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника — Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев. Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.

Положительные и отрицательные черты Базарова

К положительным чертам Базарова можно отнести его презрение к болтовне, праздности и паразитическому образу жизни. Он деятелен, трудолюбив, интересуется наукой, не зазнаётся, общаясь со слугами и мужиками.

Бескомпромиссность, пренебрежение к романтизму (к которому он относит не только любовь, искусство, поэзию, но и философию) — это, скорее всего, отрицательные черты Базарова.

Со своим нигилизмом, отрицанием авторитетов, искусства, любви он является циничным разрушителем самой жизни (смерть Базарова — символ этого разрушения).

Отношение к Базарову других персонажей

К Базарову люди относятся по-разному.

Отец боготворит его, мать очень любит и немножко побаивается.

Простые люди (Фенечка, слуги, дворовые мальчишки) испытывали к Евгению доверие и симпатию.

Но мужики, когда он разговаривал с ними, говорили с ним снисходительно, считая, что ему просто хочется «язык почесать», поболтать. Они считали, что Базаров ничего не понимает в их жизни, так как видели в нём барина. В споре с Павлом Петровичем Евгений хвастался, что умеет говорить с мужиками, не подозревая, что в их глазах он был вроде шута горохового.

Аркадий очень уважал Базарова, ценил его дружбу, разделял убеждения.

Николай Петрович считал Базарова умным, знающим человеком, а Павел Петрович — дерзким, самолюбивым циником и гордецом.

Одинцовой Евгений был интересен, этот странный человек поразил её воображение, с ним она охотно разговаривала.

Кате Базаров не нравился, она видела, что он чужой и для неё, и для Аркадия и была рада, когда Аркадий начал освобождаться от его влияния.

Интересно, как оценивает Базаров сам себя. Он говорит Аркадию, что придерживается нигилизма в силу ощущения: «Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен».

Анна Одинцова

Анну Базаров как мужчина заинтересовал, однако женщина опасается за свой дальнейший душевный комфорт. Читатель видит, как в глазах Анны некрасивый, бесцветный на первый взгляд облик Евгения с неправильными чертами преображался и наполнялся внутренней силой, убежденностью, уверенностью в себе. Образ Евгения Базарова — пример нового поколения, желающего изменить Россию. По мнению классика, только любовь действительно служит и жизни, и развитию.

Анна Одинцова, откровенно говоря, боится одержимой направленности на «службу обществу» молодого человека. Она — женщина дворянского менталитета, неспособная стать женой-соратником. А именно в такой спутнице (подобной Ольге Ильинской из романа «Обломов») нуждается главный герой произведения.

В то же время Аркадий в Никольском знакомится со своей будущей женой, сестрой Анны, Катей. Им сойтись проще, они люди одного круга.

Оценка Базарова автором, современниками и литературными критиками

Как оценивал Тургенев главного героя романа «Отцы и дети»? Точного ответа на этот вопрос нет, так как у каждого читателя на этот счёт может быть своё мнение.

Возможно, писатель не симпатизировал ему, так как показал Базарова циником, не имеющим настоящих единомышленников.

Одни современники Тургенева обвиняли его в том, что образ Базарова — это карикатура на передовую молодёжь, а другие — что это пропаганда нигилизма.

Литературные критики по-разному относились и сейчас относятся к главному герою романа «Отцы и дети». Д. И. Писарев рассматривал его как типичное явление и писал, что «у Базаровых есть и знание и воля». Н. Н. Страхов считал, что Базаров — это образ человека, который жаждет борьбы и в котором выразились противоречия человеческого духа.

Характеристика героя

Смерть героя — это смерть его идей, убеждений, смерть всего, что давало ему превосходство над другими, во что он так верил. Жизнь дала Евгению, словно в сказке, три испытания по усилению сложности — дуэль, любовь, смерть… Он — точнее, его убеждения (а это он и есть, ибо он «сам себя сделал») — не выдерживают ни одного.

Что такое дуэль, как не порождение романтизма, а уж никак не здоровой жизни? И всё-таки Базаров соглашается на неё — зачем? Ведь это несусветная глупость. Но что-то мешает Евгению отказаться от вызова Павла Петровича. Наверное, честь, над которой он насмехается так же, как над искусством.

(«Базаров и Одинцова», художник Ратников

)

Второе поражение — любовь. Она властвует над Базаровым, и ничего химик, биолог и нигилист не может с нею поделать: «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней… что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал…»

Третье поражение — смерть. Ведь она пришла не по воле старости, случая, а почти намеренно: Базаров прекрасно знал, чем грозит порез у тифозного трупа. Но — не прижёг рану. Почему? Потому что им управляло в этот момент самое низкое из «романтических» желаний — покончить всё разом, сдаться, признать своё поражение. Евгений так страдал от мук именно душевных, что разум и критический расчёт оказались бессильны.

Победа Базарова в том, что у него хватает ума и силы признать крах своих убеждений. В этом и величие героя, трагичность образа.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: