Комедия «Горе от ума» представляет собой художественное и идейное богатство, по праву признанное читателями и критиками. В произведении поднимается столь большое количество проблем общества того времени, что становится понятно, почему долгое время автор не мог опубликовать своё творение из-за цензуры. Анализ последнего монолога Чацкого позволяет оценить всё величие замысла писателя. Следя за стремительным развитием событий, можно заметить, какие трансформации претерпевает герой на пути к истине.
Роль монолога в произведении
Монолог Чацкого «А судьи кто», анализом которого предстоит заняться, звучит в пятом явлении второго действия. В этот момент на сцене присутствует три сюжетно важных персонажа:
- Павел Афанасьевич Фамусов, отец Софьи и глава влиятельного семейства.
- Сергей Сергеевич Скалозуб, полковник, потенциальный жених для дочери Фамусова.
- Александр Андреевич Чацкий, сын сослуживца и друга Фамусова, воспитывавшийся в его доме.
Чацкий до поры до времени лишь слушает малоинтересные разговоры, однако не может удержать себя порой от колкого слова. Представляя его Скалозубу, Фамусов отзывается о нём, как о «толковом малом», но тратящим свои таланты попусту, сокрушаясь, что тот оставил службу. «Нельзя ли пожалеть о ком-нибудь другом?», — холодно замечает Чацкий.
Фамусов отвечает, что не он один, а всё общество относится к его поступку с осуждением. Он желает прервать бессмысленный и опасный диалог. «А судьи кто?», — Чацкий резко отвечает на реплику Фамусова, в то же время вкладывая в эту фразу и собственный смысл. Его монолог является ответом не только Фамусову или Скалозубу, но и всем зрителям и читателям пьесы.
Чацкий является героев-резонёром, носителем авторского сознания и мировидения. В своей речи, полной нравоучительного и обличительного пафоса, Чацкий делится авторскими представлениями о необходимости перемен в России и обличает существующий строй.
Вопрос:
Как Чацкий в своих монологах обличает невежество , угодничество , низкопоклонство?Почему Софья решила отомстить чацкому ? Почему ей удалось? Какова развязка комедии «Горе от ума»?
Ответы:
1. Отрывки из монологов и высказывания А.А.Чацкого, героя комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». 1) «И точно, начал свет глупеть, Сказать вы можете вздохнувши; Как посравнить, да посмотреть Век нынешний и век минувший: Свежо предание, а верится с трудом; Как тот и славился, чья чаще гнулась шея; Как не в войне, а в мире брали лбом; Стучали об пол, не жалея! Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть, как кружево плели». 2) «Кто другой так мирно всё уладит! Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрёт, В нём Загорецкий не умрёт». 3) «Дома новы, но предрассудки стары». 4) «В России, под великим штрафом, Нам каждого признать велят Историком и географом!» 5) «А судьи кто? — За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времён Очаковских и покоренья Крыма» 2. Почему Софья решила отомстить Чацкому? Чацкий неоднократно высказывался нелестно о Молчалине, предмете ее любви. Софья обижена на Чацкого: «Ах! этот человек всегда Причиной мне ужасного расстройства! Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!» Софья решила пустить слух, что Чацкий сошел с ума, раз так высказывается. «А, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить, Угодно ль на себе примерить?» 3. Почему ей удалось? Выдумку все охотно подхватили, т.к. Чацкий говорил не то, что они хотели бы слышать, но как раз то, что не хотели, что им непонятно и неприятно. Фамусов «Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет! Попробуй о властях — и нивесть что наскажет! Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом, Хоть пред монаршиим лицом, Так назовёт он подлецом!».. Хлёстова «Туда же из смешливых; Сказала что-то я — он начал хохотать». Молчалин «Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах». Графиня-внучка «Меня модисткою изволил величать!» Наталья Дмитриевна «А мужу моему совет дал жить в деревне». 4.Какова развязка комедии «Горе от ума»? В комедиях, по обыкновению, люди слышать что-то, не предназначенное для их ушей. Софья, велев Лизе вызвать Молчалина в темный холл для свидания, услышала, спускаясь по лестнице, что тот объясняется в любви ее горничной, говоря, что интригу с барышней затеял ради выгоды. Она выходит объясниться. Чацкий, стоя за колонной, все слышал и понял, что зря ждал ответной любви: любимая его забыла и увлеклась другим. На шум прибегает Фамусов с кучей слуг. Видя Софью с Чацким, подозревает их в сговоре, и сетует, что дочь провела его, объявив Чацкого сумасшедшим. То, что Софья была инициатором травли, окончательно сразило Чацкого и, оскорбленный в лучших чувствах, он решает опять уехать.
Обличение фамусовского общества
Первый и главный вопрос, который ставит Чацкий в своём пламенном монологе: а судьи кто? Что представляют собой люди, которые позволяют себе оценивать степень успешности человека и его нравственные качества? Могут ли эти люди пользоваться уважением и послужить образцом для молодого поколения?
Ответ Чацкого отрицательный. Богатые и родовитые аристократы, представляющие собой верхушку социальной системы, не совершили ничего достойного и даже не прилагали усилий для того, чтобы играть главенствующие роли в обществе. В лучшем случае они получили своё состояние и титулы по наследству от собственных отцов и дедов и привыкли жить, руководствуясь всё теми же косными представлениями о мире вокруг. В худшем случае они «грабительством богаты», при этом защищены от справедливого суда родственными и дружескими связями.
Чацкий бросает таким людям обвинение в абсолютном невежестве и нежелании видеть что-то за пределами старых суждений. Консервативное московское дворянство доверяет лишь «своим» людям и принимает только то, что хорошо известно, не требует перемен и укладывается в привычный уклад жизни, который они сами построили. По мнению главного героя, такие люди просто недостойны того, чтобы считаться эталоном.
Борьба с крепостничеством
В своей речи Чацкий не ограничивается обличением отдельных лиц, он выступает против всей существующей структуры: системы чинов, «кумовства» и авторитетов. Но особенное ударение приходится на систему крепостного права. Поэтому важно проанализировать все кратко упоминаемые героем ситуации.
- В своём монологе он вспоминает о дворянине, обменявшем неоднократно спасавших ему жизнь слуг на охотничьих собак.
- Он также рассказывает другой случай: аристократ отобрал у родителей детей, чтобы создать крепостной балет, а после распродал всех поодиночке за долги.
- Наконец, он говорит о том, как часто иностранцев, приехавших по делам в Москву, встречают великолепием светских обедов, балов с танцами и обходительным отношением, скрывая за всей этой показной мишурой невежество, бедность и угнетённость простого народа страны.
Чацкий понимает, что при существующем формальном праве обращаться с крепостными крестьянами как с вещью, которую возможно продать, обменять или изуродовать, такие люди всегда будут злоупотреблять своей властью, оставаясь безнаказанными. Более того, подобное поведение в высших кругах считается нормой и не будет подвергнуто осуждению.
И на «безлюдье» общественного горизонта ценителями и образцами выступают подобные люди. Но какой дорогой поведут они остальных, могут ли пользоваться такие люди уважением тех, кто обладает свободным мышлением и нравственностью?
Нравственная и гражданская позиция Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
1. В чем прав и в чем неправ Чацкий. 2. Обличение пороков «века нынешнего и века минувшего». 3. Досада «на весь мир». В своей комедии А. С. Грибоедов противопоставил Чацкого московскому обществу, наделив его чертами трагического, а не комического персонажа, однако именно в силу этого обстоятельства Чацкий поминутно оказывается в смешном положении. А между тем все, что он говорит, звучит живо и убедительно, да и на самом деле отнюдь не лишено смысла. Насмешки Чацкого над теми способами, которыми придворные достигали высоких чинов во времена Екатерины II, обличение крепостников-самодуров и приверженности русских ко всему западному, заграничному, несомненно, не лишены реальной основы. Нельзя не согласиться и с тем, что высокопоставленные «судьи», представления которых безнадежно устарели, могут здраво и непредвзято определить подлинные приоритеты общественного развития. Однако возникает вопрос, который волновал и А. С. Пушкина, кому Чацкий говорит все это? Ответив на этот вопрос, мы логически наталкиваемся на следующий: зачем он это делает? Если бы Чацкий выступал перед аудиторией, которая могла бы с сочувствием и пониманием воспринять его речи, возможно, от пылких ( тирад и была бы хоть какая-то польза. Но тот круг лиц, который пытается обличить герой Грибоедова, заведомо не может положительно отнестись к подобным речам. Реакцию московского общества на Чацкого можно сравнить с камнем, брошенным в воду: некоторое время по поверхности разбегаются круги недоумения и негодования, но очень скоро это волнение уляжется, и о Чацком забудут. Его объявляют сумасшедшим, опасным, потому что он ополчается на самые основы существования общества. Но повторимся снова: зачем он это делает? Поведение Чацкого слишком смахивает на поведение ребенка, бездумно дразнящего гусей или злую собаку. Добрее эти существа от подобного обращения, понятно, не станут, а вот наброситься на источник раздражения захотят и непременно сделают это, если тому не будет серьезных препятствий. Таким образом, мы видим, что если сами по себе идеи, высказываемые Чацким, являются прогрессивными и разумными, поведение героя комедии разумным назвать трудно.
Но каковы же воззрения Чацкого, которые столь резко бросает в лицо представителям «века минувшего» свои обвинения? Герой комедии Грибоедова с издевкой сравнивает то, как вели себя придворные прежних времен, с нынешней «бессловесностью». Сравнение, прямо скажем, не в пользу обеих эпох. Если раньше человек не останавливался перед откровенным шутовством, чтобы снискать милость монарха, то теперь стали больше думать о приличиях. Однако и то и другое вызывает у Чацкого едкую насмешку: Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели. Прямой был век покорности и страха, Все под личиною усердия к царю.
… Хоть есть охотники поподличать везде, Да нынче смех страшит и держит стыд в узде; Недаром жалуют их скупо государи. Чацкий нигде не служит. Более того, известно, что он несколько лет назад сотрудничал с министрами, а потом перестал с ними общаться, так как он «служить бы рад, прислуживаться тошно». Однако в чиновных кругах не в моде идеи бескорыстного служения родине: большинство чиновников думают лишь о том, как получить чин повыше и награждение побольше. В глазах этих людей поведение Чацкого выглядит очень странным. Но ему нет дела до их осуждения — он хорошо знает, что представляют собой эти люди: А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима… …Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты?
Чацкий противопоставляет образу жизни московских «тузов» бескорыстный научный или творческий поиск, не связанный с мечтами о наживе, который нередко рассматривается как чудачество. Одновременно Чацкий обличает преклонение перед военным мундиром, характерное для его эпохи: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется — враг исканий… …Они тотчас: разбой! пожар! И прослывет у них мечтателем! опасным! — Мундир! один мундир! он в прежнем их быту Когда-то укрывал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету… Особенно негодование у Чацкого вызывает слепое копирование всего иностранного,» восторженный трепет перед авторитетом Запада. Вспоминая в разговоре с Софьей о преподавателе танцев, французе Гильоме, Чацкий с иронией замечает, что этот ловкий «кавалер» вполне мог бы жениться на какой-нибудь княгине — от русского «потребуют с именьем быть и в чине», а обходительному французу это вовсе не обязательно, учитывая преклонение русских перед иностранным шиком. В монологе о «французике из Бордо» Чацкий язвительно заявляет, что в России француз не обнаружил «ни звука русского, ни русского лица». Подобное заявление отнюдь не является преувеличением: например, А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» упоминал о том, что Татьяна плохо знала русский язык, поэтому ее письмо к Онегину было написано по-французски. Чацкий, обличающий подражание иностранцам, безусловно, прав — заимствуя что-то хорошее, не нужно превращаться в обезьяну, копирующую все до малейшей детали. Чацкого возмущают и восторженные вздохи сограждан, посвященные далекой и прекрасной Франции. В монологе о «французике из Бордо» Чацкий выступает не просто как патриот. Можно заметить, что его взгляды близки к воззрениям славянофилов. Чацкий выступает против засилья иностранных слов в русском языке, высмеивает французский покрой одежды, не слишком удобный и приспособленный к климатическим условиям России: Я одаль воссылал желанья Смиренные, однако вслух, Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья… …Пускай меня объявят старовером, Но хуже для меня наш Север во сто крат С тех пор, как отдал все в обмен на новый лад — И нравы, и язык, и старину святую, И величавую одежду на другую По шутовскому образцу… Итак, Чацкий в своих монологах затронул практически все современные ему проблемы России? алчность и спесь высокопоставленных чиновников, низкопоклонничество нижестоящих, произвол помещиков и позорное клеймо крепостного права, пренебрежение к высоким идеалам служения родине, науке или искусству, чрезмерное восхищение военными и слепое подражание иностранцам. Однако Чацким, высказывающим в своих монологах основной набор либеральных идей, движет не столько искреннее желание благотворных преобразований, сколько досада «на дочь и на отца и на любовника-глупца», то есть на Софью, Фамусова и Молчалина. Холодность Софьи, с которой Чацкий не виделся три года, сильно его задела. Поучения Фамусова, сделанные отеческим тоном в духе царящей в московском обществе морали, лишь усилили раздражение Чацкого. Кроме того, злость героя усиливается благодаря ревности — то к Скалозубу, то к Молчалину. А уж последнего, как типичного «бессловесного» низкопоклонника, Чацкий на дух не переносит, что явствует из его колкостей в адрес Молчалина. Узнав, кто являлся объектом чувств Софьи, Чацкий удаляется, унося свою оскорбленную гордость:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Судьба молодого поколения
Следующая важная идея, содержащаяся в речи Чацкого, связана с положением в обществе молодого прогрессивного дворянства. Если бы консервативное поколение «отцов» лишь отрицало прогресс и равнодушно смотрело на все идейные искания несогласных, беды бы не было. Однако фамусовская среда стремится всячески задушить и уничтожить всё непохожее и отличающееся от неё.
Чацкий задаётся вопросом: что будет, если в обществе появится молодой человек, не стремящийся идти проложенным путём — делать карьеру, прислушиваться к авторитетам, использовать связи и деньги? Какова будет судьба того, кто свяжет себя с наукой или займётся высокими искусствами?
Ответ для героя очевиден: носитель подобного мышления будет тут же изгнан из общества. К нему немедленно приклеят ярлык «мечтателя» или «опасного» человека, который хочет разрушить существующие устои. Чацкий прямо говорит, что страх является главной причиной, по которой фамусовское общество отвергает новых людей.
Данный монолог перекликается с событиями пьесы. Так, брат Скалозуба, уехавший жить в деревню и читающий книги, кажется полковнику помешанным чудаком, подобный ярлык приклеен и к племяннику Тугоуховой князю Фёдору, занимающемуся химией и ботаникой.
Сочинение: Чацкий: победитель или жертва? (по пьесе «Горе от ума»)
(450 слов) Александр Грибоедов оставил глубокий след в отечественной литературе. Наиболее известной книгой Александра Сергеевича Грибоедова является пьеса «Горе от ума». Благодаря своему знаменитому труду выдающийся писатель получил большую славу. Главным героем произведения «Горе от ума» является Александр Чацкий. Попытаемся выяснить, кем же он был: победителем или проигравшим?
В образе Чацкого автор воплотил очень образованного и воспитанного человека, который придерживался прогрессивных идей. Это очень интеллигентный молодой человек, который способен принимать обдуманные и ответственные решения. Чацкий является очень умным человеком, поэтому ему сложно находиться среди бездуховных и невежественных представителей фамусовского общества. Ведь оно проповедует консервативные ценности и отказ от всякого развития.
В детстве главный герой много времени проводил в доме Павла Фамусова. Но Чацкий покидает Россию для того, чтобы получить образование. Но вернувшись, Александр осознаёт, что у него уже нет ничего общего с прежним домом. Возлюбленная уже не питает былых чувств к молодому человеку. Софья предпочла умному и прогрессивному Чацкому Молчалина, которому не были присущи большой ум и глубокая душа. Безусловно, персонаж оказался проигравшим в этом любовном треугольнике. Александр Чацкий испытывал мучения от безответной любви. Он не смог обрести подлинное счастье. Но и сама героиня не заслужила любви такого образованного человека. Пожалуй, она проиграла даже больше, чем Александр.
Оценим положение Александра и в противостоянии идей. Персонаж не был похож на представителей фамусовского общества. Александр Чацкий все время выступал наперекор общественному мнению. Он был готов во что бы то ни стало бороться за собственные взгляды. Кроме того, Александр постоянно стремился к прогрессу, что было чуждо его окружению. Герой жаждет высказать свое собственное мнение окружающим, однако никто не хочет его слушать. Читатель замечает, что окружение лишь насмехается над ним. Однако за этой маской смеха скрывается страх общественных изменений. Александра Чацкого называют сумасшедшим, ведь это самый надежный способ замаскировать его правоту и предать забвению «вредные» идеи «якобинца». Убедившись в том, что его не слышат, герой решил покинуть Москву. Он проиграл, ему не удалось просветить соотечественников. Но, как и в случае с Софьей, фамусовское общество понесло больше потерь. Оно потеряло шанс на позитивные перемены и замедлило развитие России.
Многие читатели до сих пор спорят: Чацкий был победителем или жертвой?Однозначный ответ на данный вопрос сложно найти. Но можно сказать одно – Чацкий не был побежденным. Ведь главный герой не побоялся выступить перед всем обществом, отстаивая свои убеждения, стремления и жизненные ориентиры. Несмотря на давление, Чацкий не отступил от своих взглядов, а значит, он не потерпел поражение. Он проиграл схватку, но не войну. Пока главный герой не опустился до уровня фамусовского общества, его противостояние продолжается, позиции не сданы. Безусловно, Александр Чацкий вызывает уважение как со стороны писателя, так и со стороны читателя. Ведь он принципиален, разумен и тверд. Из этого можно сделать вывод, что умные и решительные люди не бывают в числе жертв. Они проигрывают бой, но продолжают вести войну.
Автор: Виктория Комарова
Поклонение мундиру
За годы существующей системы в консервативной среде появился собственный идол, которому поклоняются аристократы — это мундир. Если прежде мундир ассоциировался с великими победами и дворянской честью, то сейчас это способ спрятать за расшитым костюмом собственное малодушие, глупость и незрелость. Раболепие перед мундиром от «отцов» передаётся их жёнам и детям. Замужество за человеком, который имеет высокий военный чин, считается ключом к счастливой семейной жизни.
Подобный персонаж, который воплощает в себе образ глупого солдафона, не знающего ничего, кроме военной муштры и желающего лишь удачно жениться и стать генералом, воплощён в невольном слушателе Чацкого полковнике Скалозубе.
Сюжетные и идейные параллели
Разбор текста монолога Чацкого «А судьи кто» не даст полной картине о его роли в сюжете пьесы без сопоставительного анализа фрагментов, поскольку этот эпизод тесно связан с другими ключевыми монологами пьесы, на уроках литературы этот фрагмент традиционно сопоставляется с отрывками из монологов Фамусова и Молчалина.
Фамусов в своём монологе о причинах возникновения конфликтов между аристократами и прогрессивными дворянами называет корнем зла учёность и чтение книг. По мнению Павла Афанасьевича, книги на самом деле не более чем опасная блажь, затуманивающая разум молодых людей опасными идеями. Продвижение по службе, счастливую семейную жизнь и положение в обществе аристократ связывает с наличием родственных связей и умением вовремя услужить высоким чинам.
В другом монологе Фамусов рассказывает о своём блестящем дяде Максиме Петровиче, добившимся положения при дворе, исполняя роль случайного шута при императрице. Для Фамусова Максим Петрович является образцом успешного человека и примером для подражания.
Монологу Чацкого в романе также противопоставляется небольшой монолог Молчалина о завете его отца. Незнатный и небогатый Молчалин быстро научился скрывать своё мнение и амбиции, «угождать всем людям», даже собаке дворника, быть терпеливым и обходительным со светскими дамами, потакать желаниям Фамусова. В результате этого Молчалин сумел добиться перевода в Москву, получить чин коллежского асессора и потомственное дворянство.
Втайне он испытывает чувство превосходства над Чацким, который не может вписаться в существующую систему общества и «развиваться» в ней. Он даже позволяет себе давать советы Чацкому: устроиться на службу в Москве, съездить на поклон к Татьяне Юрьевне, чтобы добиться продвижения. Однако у Чацкого такой образ жизни может вызвать только отвращение.
ШколеNET
1. Отрывки из монологов и высказывания А.А.Чацкого, героя комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». 1) «И точно, начал свет глупеть, Сказать вы можете вздохнувши; Как посравнить, да посмотреть Век нынешний и век минувший: Свежо предание, а верится с трудом; Как тот и славился, чья чаще гнулась шея; Как не в войне, а в мире брали лбом; Стучали об пол, не жалея! Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть, как кружево плели». 2) «Кто другой так мирно всё уладит! Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрёт, В нём Загорецкий не умрёт». 3) «Дома новы, но предрассудки стары». 4) «В России, под великим штрафом, Нам каждого признать велят Историком и географом!» 5) «А судьи кто? — За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времён Очаковских и покоренья Крыма» 2. Почему Софья решила отомстить Чацкому? Чацкий неоднократно высказывался нелестно о Молчалине, предмете ее любви. Софья обижена на Чацкого: «Ах! этот человек всегда Причиной мне ужасного расстройства! Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!» Софья решила пустить слух, что Чацкий сошел с ума, раз так высказывается. «А, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить, Угодно ль на себе примерить?» 3. Почему ей удалось? Выдумку все охотно подхватили, т.к. Чацкий говорил не то, что они хотели бы слышать, но как раз то, что не хотели, что им непонятно и неприятно. Фамусов «Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет! Попробуй о властях — и нивесть что наскажет! Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом, Хоть пред монаршиим лицом, Так назовёт он подлецом!».. Хлёстова «Туда же из смешливых; Сказала что-то я — он начал хохотать». Молчалин «Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах». Графиня-внучка «Меня модисткою изволил величать!» Наталья Дмитриевна «А мужу моему совет дал жить в деревне». 4.Какова развязка комедии «Горе от ума»? В комедиях, по обыкновению, люди слышать что-то, не предназначенное для их ушей. Софья, велев Лизе вызвать Молчалина в темный холл для свидания, услышала, спускаясь по лестнице, что тот объясняется в любви ее горничной, говоря, что интригу с барышней затеял ради выгоды. Она выходит объясниться. Чацкий, стоя за колонной, все слышал и понял, что зря ждал ответной любви: любимая его забыла и увлеклась другим. На шум прибегает Фамусов с кучей слуг. Видя Софью с Чацким, подозревает их в сговоре, и сетует, что дочь провела его, объявив Чацкого сумасшедшим. То, что Софья была инициатором травли, окончательно сразило Чацкого и, оскорбленный в лучших чувствах, он решает опять уехать.
более месяца назад
Идеологическая программа «нового дворянства»
Речь главного героя — идейно-эмоциональный стержень произведения, на который нанизывается группа острых по значению и пора не находящих разрешения вопросов. Если перевести каждую часть монолога на более высокий, абстрактный уровень, то в монологе героя проявляется несогласие с консервативной Москвой практически во всех сферах жизни.
- общественно-политическая ситуация в стране;
- национально-патриотическая позиция граждан;
- нравственно-психологическое состояние молодёжи;
- духовное и философское развитие нации.
Таким образом, монолог Чацкого содержит в себе все его взгляды на текущее положение в политике, социальном строе, общественном мнении и развитии науки и искусств. С опорой на текст монолога «А судьи кто» возможно обобщить и систематизировать на уроке природу общественного конфликта пьесы, а также используя цитаты из монолога, разработать план сочинения или характеристику персонажей.
🗹