Одинокая старость
- А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель» пишет о Самсоне Вырине, которого бросила дочь Дуня, уехав с молодым офицером. Старик очень скучал по ней и хотел заботиться, но похититель его дочери просто вытолкнул приехавшего родителя за дверь. Через какое-то время после смерти смотрителя какая-то барыня приезжала на место могилы с тремя детьми и долго там лежала. После этого она дала пятак сыну пивовара, который её туда проводил, и уехала. Это была та самая Дуня, которая так и не смогла сжиться с мыслью, что своим равнодушием сгубила деда своих детей
- К. Г. Паустовский в рассказе «Телеграмма» пишет о пожилой женщине Катерине Петровне из далёкого села Заборье. У неё была только одна дочь, проживавшая в Ленинграде, и они три года не виделись. Старушка не хотела мешать, поэтому почти не выходила на связь. Дочь лишь иногда переводила ей деньги. Однажды Катерина Петровна попросила Настю приехать, но та не успела: оказалась в селе лишь на второй день после похорон. Дочь почувствовала свою вину перед мамой за её одинокую старость, и крадучись покинула село, чтобы никто не увидел.
«Он меня совсем не уважает!»: что такое уважение подростка к взрослым
Дети должны уважать старших, учителей, членов семьи и, конечно, родителей. А, собственно, за что? Просто так или за то, что воспитывают и кормят? Или потому что они старше? Разбирается наш блогер Ксения Состина.
Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу
ПОДПИСАТЬСЯ
Узнала на днях, что в одной умеренно знакомой семье кипят нешуточные страсти. Подростковый кризис со всеми отягчающими. Но есть там один дополнительный нюанс, активно провоцирующий бесконечные «бои на Калиновом мосту». Отец искренне и накрепко уверен, что дочь должна его уважать. А дочь абсолютно уверена в обратном.
Как мне кажется, это сложный вопрос для многих семей. Родители убеждены, что дети обязаны уважать отца и мать по умолчанию. И если ребенок рискнет уточнить «За что?», мгновенный взрыв обеспечен.
«Как за что? Я тебя кормлю, пою, одеваю, обуваю, содержу, да и вообще, я тебя родил, я отец (мать)!» И не поспоришь. Кормит, поит и далее по прейскуранту. Оплату берёт уважением. А в ответ: «Я тебя не просил меня рожать!» И снова не поспоришь. Не просил. А в свете происходящего в мире, не очень честно упирать, что жизнь — это счастье, благодари барина, уважай и кланяйся. Попробовать, конечно, можно, но это будет, как говаривал Остап Бендер «низкий сорт, нечистая работа».
Лирическое отступление: самим себя надо обязательно уважать за то, что родили, кормим, поим и разнообразно развиваем. Это правильно и заслуживает всяческих преференций и реверансов самому себе, я считаю. Но на детей не распространяется. Потому что это был наш взрослый выбор, это наша родительская и человеческая ответственность, и мы достойно справляемся. И наш ребёнок многое поймет, при правильном развитии. Но очень потом. А задачу надо решать сейчас.
И тут возникает любимый вопрос русской интеллигенции «Что делать?»
Для начала всё-таки придется задать себе тот самый неприятный вопрос: «А за что?» И, убрав из уравнения всякую пищевую и одежную благотворительность, ответить честно, за какие именно человеческие достоинства ребенок должен меня уважать? Мы сейчас не о базовом уважении ко всем людям, а о более весомом, существующем в семье и отличающем родителей от условного соседа дяди Васи.
Вот, предположим. Все ли уважают своего начальника? Непосредственного или того, что повыше? Спорим, нет. Потому что некомпетентен. Или не умеет руководить. Или человек подловатый, глуповатый, да даже откровенный дурак. Но, устраиваясь на работу, мы этого наверняка не знаем. И изначально относимся к шефу с базовым уважением, с которым нормальные люди относятся друг к другу. Позже, поработав, понаблюдав и сделав выводы, составляем о человеке свое мнение.
Роль старости в жизни человека
- Немецкий писатель Герман Гессе в тексте «О старости» писал, что преклонный возраст — это новая ступень в жизни человека. По мнению автора, люди должны принимать и признавать свою старость. На этом этапе нужно выполнить большое количество задач, не меньше, чем и в юном возрасте. Если человек будет от них увиливать и презирать свою старость, то окажется недостойным представителем этой ступени жизни.
- В романе-эпопее Л. Н. Толстого « Война и мир» присутствует старый князь Николай Андреевич Болконский. Несмотря на преклонный возраст, герой произведения полон жизненной энергии. Он постоянно работает: пишет мемуары, делает выкладки из высшей математики, занимается садом, следит за постройками. Помимо этого, князь интересуется происходящим в сфере политики и военной обстановки в России. Старость совершенно не мешает Николаю Болконскому вести насыщенный образ жизни.
Проблема восприятия старости
- В рассказе К. Г. Паустовского «Старый повар» описывается человек преклонного возраста, который серьезно болен, и полностью осознаёт и принимает скорую смерть. Он хочет исповедаться перед кончиной, но не имеет возможности пригласить священника. Поэтому вместо богослужителя приходит простой прохожий. Он отпускает грехи старого повара и даже исполняет желание. С помощью музыки помогает умирающему увидеть прошлое. Старик узнаёт его имя и спокойно отходит в мир иной.
- М .М. Пришвин в рассказе «Старый гриб» описывает человека преклонного возраста, который рассуждал о старости. Однажды его товарища назвали старым грибом, и он вспомнил о том, как ходил в лес. Там была сыроежка, из которой после дождя пили птицы и сам рассказчик. То есть этот гриб приносил пользу, а позднее должен был дать семена, чтобы произвести на свет потомство. Товарищ рассказчика тоже приносил пользу, несмотря на старость.
Векк
Всю мою жизнь меня удивлял один феномен — я почему-то должен уважать старших. Мне никто не объяснил почему, но я просто обязан с должным подобострастием угождать старикам. У меня имеется справедливый вопрос: с какого это хрена я должен уважать старших? С чего это вдруг я должен уважать совершенно рандомного персонажа, который просто дольше меня живет на земле?
Насколько мы знаем, приобрести уважение без поступка — невозможно. Уважение нельзя купить или украсть. Уважение заслуживается. Мы подходим к главному вопросу: за что я должен уважать? За то, что он просрал страну, которой так гордится, и жалуется на тех, кого сам воспитал? Я могу уважать своего отца, потому что он нереально крутой чувак, могу уважать Лебедева или Джобса, но причем тут совершенно незнакомая мне старуха, которая вдруг возомнила себя царицей? Почему ей все должны? За что? Может всю свою жизнь она беспросветно бухала и оттягивалась, а сейчас ездит в метро и мешает мне спокойно жить. Я, конечно, уступлю ей место, но не из уважения, но только из жалости. Почему из жалости? — потому что заслуживающий уважения человек заработал бы себе на старость, чтобы не ездить на общественном транспорте.
См. также заметку о большинстве и единицах
Я не обязан вообще никому уступать место в автобусе: ни бабушкам, ни дедушкам, ни телкам, ни друзьям — никому. Я заработал денег, оплатил проезд и имею полное право сидеть, стоять, лежать где угодно в этом автобусе. Никакое уважение здесь не играет роли: мы на равных правах с бабкой. Если человек к 50-60 годам не смог себе заработать на машину или такси — это не моя проблема. Я не должен терпеть неудобства только из-за того, что кто-то решил всю свою жизнь отдыхать, а потом неожиданно проснулся беспомощным и никому не нужным стариком. Я тоже работаю, тоже устаю.
Вы можете упрекнуть меня в том, что они работали в СССР и не виноваты, что все развалилось. Не виноваты, блять? Хорошо, а кто виноват? Может быть я? Может я нарожал всех этих людей, которые сейчас требуют к себе уважения. Люди, которые считают причиной всех своих бед, развал СССР — кретины. Как правило, каждый человек сам виноват в своих проблемах, а идиотам свойственно винить всех вокруг, но не себя самого.
Особенно меня раздражают люди, которые немного старше меня и таки требуют уважения в свою сторону. Типо: — «Сышь, малой, бл, я тебя старше, прояви уважение» — «Слышь, старшой, иди-ка ты нахер!» Никогда и ни при каких условиях я не начну уважать человека, если он не сделал мою, и без того дерьмовую жизнь, чуть-чуть лучше или радостнее. Уважение для меня играет очень большую роль, я им не разбрасываюсь как словами (которые для меня вообще ничего не значат).
Уважение — это результат дел. Для меня всегда будет более уважаем старик, который продает фрукты рядом с метро, нежели тот, кто просит милостыню. Человек, который делает — вызывает уважения и не требует его априори. Человек, который не делает — требует и жаждет уважения, но никогда его не получит.
Неуважение к старшим поколениям
- А. П. Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» рассказывает о старом слуге по имени Фирс, который любил, уважал своих господ и служил им всю свою долгую жизнь. Однажды жителям дома пришлось переехать. Они собирались отправить пожилого человека в больницу, но это было для них далеко не первостепенной задачей. В итоге господа уехали, забыв Фирса одного в заколоченном доме. Там он и умер.
- В романе в стихах А .С. Пушкина «Евгений Онегин» упоминается дядя главного героя, который серьёзно заболел и лежал при смерти. Евгений ухаживал за ним, но это было ему в тягость, и про себя он думал о том, как такое времяпрепровождение утомительно. Онегин мечтал о скорейшей кончине больного, чтобы поскорее сбросить с себя груз ответственности и получить наследство. Автор передаёт такую мысль молодого человека: «Какое низкое коварство полуживого забавлять». Однако такие мысли отдают цинизмом и обнажают мелкую и эгоистичную натуру говорящего. Этим «полуживым» людям мы, молодые и здоровые, обязаны жизнью и всем, что имеем.
Сочинение Проблема отношения к пожилым людям
Проблема отношения к пожилым людям сейчас достаточно сильно развита в обществе, из-за чего большое количество людей по всей планете размышляют над этой темой и думают, как стоит себя правильно вести, чтобы не обидеть старших и, при этом, не показаться невежественными. Ведь достаточно часто встречаются пенсионеры, что отказываются от помощи, или даже оскорбляются этим предложением, так как считают себя абсолютно дееспособными. А ведь вы всего лишь хотели перевести старшего через дорогу или помочь с сумками. Думаю, что подобные вещи происходят не из-за того, что старшие действительно не нуждаются в помощи, а именно из-за того, как сейчас относятся к пожилым, да и не только. Пожилые люди видят, что сейчас развита преступность, и просто бояться. Однако, я считаю, больше всего старшее поколение боится не того, что их ограбят, отобрав сумки с хлебом. Они, как я наблюдаю в повседневной жизни, бояться почувствовать себя старыми и стать «обузой» для близких и родных. Именно в этой ситуации нужно знать, как повести себя правильно, чтобы не обидеть своего родного человека или же просто пенсионера.
Пример правильного поведения нам показывает С.А. Воронин в том отрывке, что нам предоставлен. Не смотря на то, что изначально Константин Николаевич повел себя совершенно неверно со своей женой, говоря в грубом тоне о ее недостатках (предложения 18-29), в самом конце он понял, насколько неправильно себя повел. Он осознал, что его жена, Анастасия Петровна, «пожилая, если не старая, женщина», что она «стала плохо видеть» и просто не могла заметить паутину, которую так четко видел он. Константин, как я считаю, совершенно правильно сделал, сказав, что паутины нет, и извинившись. Если перед Анастасией Павловной он извинился за то, что наговаривал на нее, то для читателей автор, как мне кажется, написал это «прости…», как извинение за грубость персонажа. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Этим он словно преподносит нам мысль о том, что людой человек, а, тем более, пожилой, нуждается в терпении с вашей стороне, любви, заботе и внимательности, с чем я полностью согласна.
Эту мысль можно подтвердить примером Евгения Базарова из романа «Отцы и дети» пера И. С. Тургенева. Возможно, читателю может показаться, что Евгений пренебрежительно относился к своим родным, однако такое впечатление создается лишь на первый взгляд из-за неумения молодого человека выражать свои эмоции более ясно. Однако все равно было понятно, что он дорожит своими близкими и ценит их, как, к примеру, это выражалось в его последней фразе, что наделена фразеологизмом «таких людей, как они, днем с огнем не сыскать». Эти слова Базаров произнес после смерти родителей, хоть при жизни он и навещал их изредка.
Иным примером, какой может быть старость без заботы и внимания со стороны молодого поколения, может послужить главная героиня из произведения «Старуха Изергиль» М. Горького. Она совершенно не хотела заводить семью и дарить кому-либо свою любовь и внимание, отчего, в результате, осталась совершенно одна. Ее кончина была печальной из-за одиночества.
Таким образом, хочется сказать, чтобы наше, молодое поколение проявляло больше внимания и заботы по отношению к окружающим нас людям, а, тем более, пожилым, что нуждаются в помощи больше всех. Именно тогда они перестанут бояться принимать помощь, чувствуя искренность.
Полезный материал по теме:
- Проблема равнодушного отношения к пожилым людям
- Проблема отношения к близким людям по Б.П. Екимову
- Проблема человечности аргументы. Проблема отношения к родным людям
- Проблема отношения к простым людям. По тексту Ходасевича. До отставки Гавриил Романович Державин любил Званку за то…
- Проблема невнимательного отношения к людям, к их беде. По тексту Гранина. Из всей нашей компании после войны остались только мы с Веней…
Несоответствие возрасту
- В рассказе И. А. Бунина «Молодость и старость» речь идёт о курде, который рассказывал притчу красавцу-греку. Основная мысль заключалась в том, что человек должен выполнять только свои функции, не растрачивая жизнь на заработок богатств и их охрану. Тогда душевно он останется молодым, и будет стар лишь телом. Курд утверждает, что нужно сохранять в себе человечность и достоинство, тогда с возрастом не станешь ворчливым.
- В повести Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч» одноимённый персонаж сохраняет в себе молодость, несмотря на солидный возраст. Он по-прежнему весёлый, жизнерадостный и всегда готов совершать безумные поступки. Старик Хоттабыч быстро учится и, после длительного пребывания в заточении, старается влиться в ритм жизни современного общества. Мужчина стремится во всём помогать своему юному хозяину и вершить правосудие там, где это требуется.
Автор: Екатерина Степанова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Как воспитать в своих детях уважение к старшим?
Что такое уважение?
Для того, чтобы найти определение, которое мне больше всего по душе, я изрядно покопался в соответствующей литературе. Больше мне понравилось определение из книги Кэрола Ойстера «Эффективная работа с людьми (социальная психология групп)». Он дает такое определение:
Уважение – это один из типов лидерства, выявленный в ходе исследования в Университете Штата Огайо. Этот стиль характеризуется тем, что лидер рассматривает каждого из участников группы как личность со своими чувствами.
Я бы переформулировал так: «Уважение – это черта характера, которая проявляется тем, что человек рассматривает других людей как личность со своими чувствами».
А что же скажут на это философы?
По Канту, «уважение устанавливает норму человеческих отношений, даже в большей мере, чем симпатия. Только на основе уважения может появиться взаимопонимание».
— с этой стороны, я бы выделил взаимопонимание.
Надо уважать всякого человека, какой бы он ни был жалкий и смешной (А. Шопенгауэр)
— это выражение, к примеру, мне подходит целиком.
Трудно любить человека, которого совсем не уважаем(Ларошфуко)
— это выражение поможет мне сформулировать свое определение.
Так же мне близки, для термина, размышления Ницше о человеке и сверхчеловеке.
Человеком он считает того, кто в своих мыслях, чувствах, поступках, желаниях, действиях сообразуется с существующими правилами, ценностями, наставлениями, моралью, требованиями авторитетов, которые зачастую выступают против природы человека, против его сути, а сверхчеловеком он считает такого человека, который живет в соответствии с требованиями своей природы.
Для себя в термин уважение вкладываю и человеческие качества, и сверхчеловеческие в данном понимании этого слова.
Также добавлю, как только я прочитал название круглого стола, у меня стали крутиться мысли: «уважение, что же это такое?». И в размышлениях неизбежно сталкивался с понятием внутренних границ личности, тесной взаимосвязи двух этих понятий – уважение и граница — и их взаимовлияния.
Для меня уважение – это черта характера, обусловленная соблюдением границ другого человека (и своих в том числе), как личности со своими чувствами, собственным мнением и своими намерениями. Какой бы человек ни был смешной или жалкий, настойчивый или грубый. Под границами я понимаю то, как учитываются существующие правила, ценности, наставления, мораль и требования, принятые у этого человека в данном обществе, данной стране и этом городе. При этом не упуская из виду собственные потребности.
Если кратко, уважение – это умение соблюдать чужие границы не в ущерб своим.
Пример с ребенком. Если в Японии принято до 5 лет обращаться с ребенком «как с королем», в 5-15 лет «как с рабом», с 15 лет «как с равным», то я буду придерживаться их правил и нравов, когда буду у них в гостях. До 5 лет они могут хоть драть волосы, и японец ничего не сделает с малышом. Это их религия, это их нравы.
И как вы думаете, что будет, если я буду лезть со своим воспитанием в их семью? В лучшем случае – меня не поймут, в худшем – меня посадят или того хуже…
То же самое касается и наших детей – мы прививаем свою модель семьи (или пишем им сценарий – подробнее см. мою статью «Как снять свой фильм?»), ту, которая привита нам с детства. И если в нашей семье не было принято уважать себя и других, в том понимании, которое я вкладываю выше, то тут один вариант – начать с себя.
Изучить наши нравы, религию, обычаи. Наши – то есть характерные для территории проживания и обитания – района, города, страны. Учитывать разницу «привычного» в моей семье и семье соседа, в детском саду, в конкретной школе и т.д. Нравы и обычаи времени — какими пользуются сейчас гаджетами и как сейчас занимаются поиском информации, например, учиться быстро печатать, совершенствовать пользовательские навыки в работе с компьютером, планшетом, бытовой техникой. Этим самым расти самому и быть примером будущему поколению, быть ближе к молодежи, иметь возможность общаться на одном языке и учиться друг у друга.
Как заложить уважение ко взрослым?
Я так понимаю, что здесь имеется ввиду, как воспитать в наших детях уважение к другим. А воспитание заканчивается к 5 годам, далее, на мой взгляд, уже необходимо переходить на управление.
Мне близка стратегия М.Е. Литвака, и её придерживаюсь как базовым правилам в воспитании своих детей. Эта формула звучит просто: «не воспитывать, а выращивать: из огурца – огурец, из помидора – помидор, а не наоборот».
И если у родителей нет уважения к самому себе и к окружающему миру, откуда ему взяться у ребенка? Соответственно, если уважение есть, ребенок будет расти и впитывать его, и напрягаться тут не надо. Но если вдруг заметили, что уважения нет, то начинайте с себя, а не дергайте ребенка. Будет обратный эффект.
Например, родители курят, но говорят своему чаду: «курить плохо». Что, вы думаете, творится у него в голове? Совершенно верно, он думает, «раз сейчас нельзя, вырасту, как мама и папа, тогда будет можно». И как ни уговаривай, подсознательно это будет в голове. Так что вывод — если не заложено в нас, то закладывать и подавать пример. Если у родителей есть уважение к себе и другим, напрягаться не стоит – ребенок сам его впитает, «как губка».
Возможно ли донести до сознания подростка, если время уже упущено?
Да, тут уже сложнее. Двойная работа должна происходить. С одной стороны, нужно воспитывать уважение в себе, с другой – каким-то образом сделать так, чтобы ребенок «впитал это уважение». Силой, особенно подростку, на мой взгляд, бесполезно доносить, чтобы он уважал вас и других людей. Тут должна быть стратегическая задача. Я поделюсь своим опытом. Небольшие правила как это сделать:
- Говорить «от себя» (подробнее смотрите в конце моей статьи «Как снять фильм?» — Я-высказывания). Например: «Когда ты меня игнорируешь, мне неприятно. Я понимаю, что тебе может быть некомфортно, но от этого будет только нарастать напряжение между нами. Если будешь готов, подойди, мы с тобой это обсудим».
- Делать предложение один раз и говорить о своей готовности в любой момент выслушать. Ожидание может продлиться несколько часов, а то и дней. Но если придерживаться этого правила, то механизм закрепится и будет проходить более быстро в следующий раз.
- Если вы сами находитесь в напряжении, сначала разбираться со своими «заморочками», затем уже высказывать свое недовольство подростку. В иной ситуации может получиться так, что сын «заработал» на 5 рублей, а отец поругал на 10 рублей, потому что был конфликт с начальником и он не выразил свои эмоции.
- Находиться больше в местах, где прививается уважение, культура: например, музеи, парки, театры. Каждому подходит свое. И делать это не так, что «я купил билеты в цирк, завтра идем». А сходить самому и рассказать с увлечением — «какой был спектакль, там так и так, а как играли актеры» — и добавить: «кстати, если хочешь, мы можем в следующий раз вместе сходить». И более ничего. На этом забыть и ждать.
Эти несколько рекомендаций, возможно, помогут привить и вашему ребенку уважение. Проверено на практике!
Нужно ли уважать всех взрослых вообще?
Смотря что понимать под уважением? Если под уважением понимать: уступить место в трамвае пожилому, помочь молодой маме вынести коляску из автобуса, спокойно вести себя на занятии, когда преподаватель ведет урок, вести себя дома по обычаям семьи — это то, о чем я писал выше.
И я не зря дал свое понимание уважения в начале статьи. Я понимаю уважение как некий баланс между уважением границ другого человека и без ущерба своим границам.
Например, в том же автобусе некоторые люди начинают хамить, преждевременно обобщая, мол, «уважать надо любого старшего, без оговорок, чтобы он ни делал». К примеру, пожилой мужчина говорит: «Вот хам, сидит и не уступает место, а ну-ка быстро встал!», а подросток на самом деле еще даже не успел увидеть его. В этом случае, на мой взгляд, на первое место выходят границы подростка. Да, возможно, он уступит место, но и праведным будет возмущение в адрес «старшего по возрасту», так как он нарушил его рамки приличия и нахамил.
Выводы. Я постарался затронуть все 3 вопроса повестки дня круглого стола. И показал, как я понимаю процесс прививания ребенку уважения к себе и миру. Вместе с тем, это мое личное мнение, и я могу ошибаться.
🗹