- Сочинения
- 11 класс и ЕГЭ
- Проблема милосердия
1 вариант рссуждение, 2 вариант по литературе
В нашем мире у каждого из нас есть периоды, когда в жизни наступает чёрная полоса: все вокруг кажутся злыми, агрессивными и недоброжелательными. Поддаваясь влиянию окружающих, человек сам может стать раздражительным, нервным и неправильно реагировать на происходящие события. В такое время каждому необходимо добро – маленький лучик солнца, который осветит душу и подарит понимание и положительные эмоции. И одним из самых важных качеств доброго человека является милосердие.
Милосердие… Какой же смысл таит в себе это простое на первый взгляд слово? Милосердие – это умение отрывать часть себя тем людям, которые в чём-то нуждаются, которым требуется наша помощь.
Судьба может завести каждого в довольно трудную жизненную ситуацию, и когда человек просит о помощи, нужно уметь откликнуться ему и протянуть руку.
Милосердие – это умение помочь человеку в беде, и не просто помочь, а сделать это безвозмездно, не ожидая взамен никакой благодарности. Часто, человек, которому ты даришь добро, может не знать даже твоего имени. Это относится, например, к благотворительным акциям для детей из детских домов, сборам денег на лечение смертельно больных детей и так далее.
Зачем же человеку необходимо такое качество, как милосердие? Не зря говорят: «Что посеешь, то и пожнёшь». Во Вселенной существует баланс, и к человеку возвращается абсолютно всё, что он делает в жизни. Никто из нас не застрахован от того, что в жизни может случиться что-то непредсказуемое, когда помощь потребуется нам. В этом случае то добро, которое мы сделали, когда была возможность, обязательно вернётся к нам сторицей.
Главная проблема милосердия заключается в том, что сейчас его, к сожалению, не хватает на всех. Многие люди замкнутые, злые, несдержанные. Они боятся или не хотят делать добро другим, быть открытыми и милосердными. Это совершенно не красит их, а наоборот, отталкивает от них других людей.
Развить в себе милосердие не так и сложно, как кажется. Для этого нужно ловить себя на злых мыслях и сразу же отгонять их. Если вы видите повод для совершения доброго дела, здесь не должно быть вариантов – нужно однозначно сделать его, тем самым делая лучше не только окружающий мир, но и себя.
Милосердие как помощь человеку
- Каждому человеку нужна поддержка, забота и внимание, тем более в трудных обстоятельствах так важно знать, что можно на кого-то рассчитывать. В романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» главному герою была необходима помощь, ведь, совершив убийство, он так долго не мог прийти в себя. Родион заболел, видел страшные сны и жил мыслью, что рано или поздно его преступление будет раскрыто. Но по отношению к нему Соня Мармеладова проявила чуткость и милосердие, узнав о его ужасном состоянии. Девушка помогла герою не сойти с ума, убедила сознаться и покаяться. Благодаря поддержке Сони, Раскольникова перестала мучить совесть.
- В романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир» Наташа Ростова проявила милосердие по отношению к раненым солдатам. Отзывчивая героиня отдала раненным подводы, которые были отведены под вывоз имущества графской семьи. Так же девушка заботилась об умирающем Андрее Болконском. Доброе сердце Наташи помогало героям в трудные минуты. В сложных обстоятельствах понимаешь, как необходимо милосердие. Ведь иногда именно чуткость и сострадание могут нас по-настоящему выручить.
- Настоящее милосердие способно выручить не только окружающих, но и самого человека, проявляющего чуткость. В рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека» главный герой Андрей Соколов, узнав, что его родные погибли, остается совершенно один. В конце рассказа он встречает оставшегося одиноким мальчика Ваню. Главный герой решает представиться осиротевшему ребенку его отцом, тем самым спасая и его, и себя от тоски и одиночества. Милосердие Андрея Соколова дало Ване и ему самому надежду на счастье в будущем.
В предложенном для анализа тексте Александр Павлович Владимиров поднимает проблему милосердия. Милосердие – одно из самых важных качеств человека. Но далеко не всем людям оно свойственно.
Автор рассказывает про героя, перед которым стоит сложный выбор: убить антилопу ради спасения больной дочери или проявить милосердие и пощадить животное. Если человек милосерден, то для него сложно будет проявить жестокость и погубить животное.
Писатель заостряет внимание на том, что Савушкин не смог убить антилопу, когда увидел рядом с ней беззащитного детёныша. При виде ребёнка, нуждающегося в помощи или защите, редкий человек способен нанести ему вред.
Его восхитил героизм матери, вставшей на пути человека с ружьём, оставшейся рядом с детёнышем, закрывая его своим телом и от палящего солнца, и от всех других бед. Так поступали матери во все времена. Спасали своих детей, или жертвовали своей жизнью ради спасения дорогого чада.
Эти два примера показывают, что, в какой бы ни был ситуации человек, он всегда останется милосердным. Мы понимаем, что подобный поступок дался герою рассказа с трудом, возможно, подобный выбор не был логичен, но Савушкин был милосердным, и не мог позволить лишить кого-то жизни, ради спасения другой.
Автор считает, что человек должен проявлять милосердие даже в самых сложных для него ситуациях.
Я полностью согласен с мнением автора, люди, способные в критической ситуации думать не только о себе, достойны уважения. Можно привести пример из рассказа А. Платонова «Юшка», герой которого был готов жертвовать всем, даже самым необходимым, чтобы облегчить существование девочке-сироте, помочь в становлении. Он долгое время носил одну и ту же одежду, а все заработанные деньги отдавал на обучение сначала ребёнка, а потом взрослой девушки.
Таким образом, очень важно оставаться милосердным человеком и не думать только о себе.
Читаемое в разделе:
- Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Проблема ценности жизни
- Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Увлечение подростков виртуальным общением
- Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Проблема воспитания подрастающего поколения
- Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Роль детства в формировании личности
- Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Отношение к иностранным заимствованиям в русском языке
- Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Сыновняя благодарность и любовь к родителям
- Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Подмена непреходящих ценностей духовной культуры
Ранее опубликованные в разделе:
- Проблема детской нищеты. По тексту А.И. Куприна
- Проблема равнодушного отношения к людям с ограниченными возможностями
- Нравственное падение людей. Сочинение ЕГЭ по тексту Чехова
- Проблема ревности. Сочинение ЕГЭ по тексту Долининой
- Проблема отношения к деревенской языковой традиции по тексту В.Г. Распутина
- Проблема роли детства в становлении личности человека. По тексту Шефнера
Новые материалы раздела:
- Сочинение по проблеме «Отцы и дети» по тексту А.А. Аграновского
- Роль научно-технического прогресса в человеческом обществе. Сочинение ЕГЭ по тексту А.Минкина
- Проблема милосердия и сострадания к людям по тексту Новикова
- Родительская безусловная любовь по тексту А.П. Владимирова
- Что помогает нам не пасовать перед жизненными трудностями
Равнодушие и милосердие
- К сожалению, так часто вместо милосердия мы сталкиваемся с равнодушием окружающих. В рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско» не упоминается даже имени главного героя. Для плывших с ним на одном корабле людей он так и остается господином – человеком, который только отдает приказы и за свои деньги получает результаты их выполнения. Но читатель замечает, как внимание и веселье мигом сменяются равнодушием, по тому, как относятся к бездыханному телу героя. В минуты, когда его жене и дочери необходимо милосердие и поддержка, люди игнорируют их горе, не придавая этому значения.
- Равнодушие мы встречаем в одном из самых противоречивых персонажей русской литературы – Григории Печорине. Главный герой романа Лермонтова «Герой нашего времени» то испытывает интерес к окружающим, то остается безразличным к их же страданиям. К примеру, он теряет интерес к похищенной им Бэле, видит ее смятение, но никак не пытается исправить собственную ошибку. Чаще всего именно в те моменты, когда персонажи нуждаются в его милосердии и поддержке, Печорин отворачивается от них. Он вроде и анализирует свое поведение, понимая, что делает только хуже, но забывает проявить внимание к другим. Судьба многих его знакомых из-за этого складывается печально, а ведь если бы Григорий чаще проявлял милосердие, многие из них могли бы стать счастливее.
- Милосердие способно действительно спасти многих, и литература подтверждает эту мысль. В пьесе Александра Островского «Гроза» к Катерине плохо относится свекровь Кабаниха, а супруг главной героини не заступается за жену. От одиночества и отчаяния молодая женщина тайно ходит на свидания с Борисом, но потом все же решает признаться в этом мужу в присутствии его матери. Не встретив понимания и милосердия, девушка осознает, что идти ей некуда, поэтому решает броситься в воду. Если бы герои проявили к ней милосердие, она бы осталась жить.
Проблема милосердия и сострадания. По А. Владимирову
Сочинение ЕГЭ:
Какую роль играет милосердие в жизни человека? Именно на этот вопрос отвечает А. П. Владимиров в своем тексте, поднимая проблему милосердия и сострадания.
Отвечая на поставленный вопрос, автор приводит пример из жизни Николая Савушкина, у которого есть больная маленькая дочь, и чтобы ей помочь, Савушкину необходимо было сделать лекарство из рогов антилопы. Но когда герой видит в лесу антилопу, он не стреляет, потому что около неё стоит детеныш. Почувствовав жалость к нему, Савушкин не сумел убить его мать. Несмотря на болезнь дочери, он смог проявить милосердие и сострадание к антилопе и ее ребенку. Таким образом, оба этих примера показывают нам отношение автора к поднятой проблеме.
Позиция автора выражена ясно. А. П. Владимиров считает, что милосердие является одним из самых сильных чувств, способных изменить цели человека. Автор восхищается Николаем Савушкиным, он горд, что существуют такие люди.
Трудно не согласится с мнением писателя. Действительно, сострадание – это чувство, которое присуще не каждому. Человек, способный на сострадание, заслуживает уважения. В русской литературе существует множество примеров, подтверждающих мою мысль. Вспомним повесть И. С. Тургенева “Муму”, в которой Герасим проявил милосердие, спася маленькую собаку, застрявшую в речной тине. Герой с трепетом выхаживает ее, заботится о ней, несмотря на свои проблемы. Благодаря Герасиму Муму стала “ладной собакой”.
Таким образом, можно смело сказать, что милосердие и сострадания одни из важнейших качеств человеческой души, которые позволяют нам оставаться людьми и помогать другим.
Текст А. Владимирова (1) Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2) Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую косулю. – (3) Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! – недоверчиво отмахивались от него. – (4) Откуда в наших местах косули? – (5) Да я их лично видел! (6) Она в лощине паслась! – (7) Так, может, это не косуля, а северный олень или мамонт?! – вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. (8) Смеясь, мужики стали расходиться. (9) Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10) Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его: – (11) Ты точно косулю видел? – (12) Точно! (13) Видел! (14) Мамой клянусь! – пастух неуклюже перекрестился. – (15) А зачем тебе, Колёк, косуля? (16) Лето ведь – мясо испортится! – (17) Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18) Дочка у меня сильно хворает, уже третий год. (19) Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20) Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие березы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21) Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов косули. (22) Он знал, что ничего не найдёт. (23) Так уж, видно, суждено. (24) Суждено видеть печальные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по ее крошечному телу крадется боль. (25) Боль, похожая на большую черную кошку. (26) Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (27) Нужно было возвращаться назад. (28) Савушкин спустился с холма и заплакал. (29) По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу… (30) Самое страшное – когда она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31) И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли. (32) Вдруг Савушкин замер. (33) В овражке, прорытом вешними водами, стояла косуля. (34) Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35) Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (36) Косуля смотрела на него, но почему-то не убегала. – (37) Стой, стой, миленькая, стой! – шёпотом уговаривал её Савушкин. (38) Он шагнул влево и увидел рядом с косулей детёныша. (39) Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40) Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41) Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42) Савушкин вздрогнул и попятился назад… (43) Солнце жгло прокалённую землю. (44) Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом. – (45) Вкусно, миленькая? – спросил он. – (46) Вкусно! (47) Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48) На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень. (По А. Владимирову)
Умение сопереживать как положительная черта
- Такая черта, как милосердие, нередко говорит о человеке в целом. Если герой может испытывать сострадание и поддерживать других, скорее всего, перед вами положительный персонаж. В комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» герои строго поделены на отрицательных (Простаковы, Митрофан, Скотинин) и положительных (Правдин, Софья, Стародум и Милон). И действительно, за время действия пьесы никто из необразованных и грубых помещиков-крепостников не проявляет сострадание и милосердие, чего нельзя сказать о честных и умных дворянах-интеллигентах. К примеру, в финальной сцене Митрофан грубо отталкивает родную мать, которая все делала ради его благополучия. А вот Софья получает неожиданную помощь от сочувствующего ей Стародума.
- Вспоминая повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза», читатель негативно будет настроен к Эрасту, из-за которого утопилась главная героиня. Для Лизы чувства – самое главное, поэтому она не выдерживает новости о том, что любимый человек помолвлен на богатой вдове. Девушка воспринимает все близко к сердцу, она способна к милосердию, ведь вся ее жизнь была посвящена больной матери, нуждающейся в заботе. Но ее богатый внутренний мир не был по-настоящему оценен Эрастом. Героиню становится жалко, мы понимаем, насколько чистой была душа влюбленной Лизы.
Милосердие как самопожертвование
- Многие литературные герои проявляют милосердие не только словами, но и совершают какие-либо действия. Именно так поступает главная героиня романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», когда свое заслуженное желание от Воланда тратит не на возвращение любимого, а на то, чтобы помочь Фриде, которую встретила на балу у Сатаны. Марго прониклась горем девушки и доказывает, что ее сострадание не ограничивается переживаниями. Поэтому Маргарита загадывает, чтобы Фриде больше никогда не напоминали об ее удушенном ребенке. Отныне женщине не будет подаваться платок, а все потому, что хозяйка Весеннего Бала героически проявила чуткость и милосердие.
- Милосердие означает готовность помочь людям словами, действиями, а иногда даже и жертвами. В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» сразу выделяется образ Данко, проявившего заботу о народе. Только чтобы люди не сдавались врагу и смогли выйти из темного леса, Данко разорвал свою грудь, вынул оттуда сердце и осветил путь односельчанам, не обращая внимания на упреки. Любовь к человечеству и милосердие героя помогли племени преодолеть все преграды на пути, а сам Данко погиб, зато в последние минуты он был по-настоящему счастлив.
- Милосердие может быть выражено по-разному: и в словах, и в поступках. В романе Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев дарит безвестному казаку тулупчик, и потом читатель догадывается, что любезность героя впоследствии спасла его от виселицы. На самом деле казак – это Пугачев, который не забыл помощь главного героя, поэтому тоже идет на милосердие в ответ: дарит жизнь и Петру, и его невесте. Очевидно, что это качество не только спасает людей, но и делает их лучше, ведь передается от одного к другому.
«ЕГЭ. Образец написания сочинения о милосердии»
ЕГЭ. ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ на тему «Милосердие».
Основные мысли:
1.Нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий. 2.«Милосердие» — понятие устаревшее. 3.Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно? 4.Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. 5.Исчезало оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя. 6.Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет. 7.Литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов. 8.Нельзя было рассказать о многих трагедиях, именах, событиях. 9.К теме милосердия надо призывать и призывать… чтобы лечить глухоту души.
Вступление:
Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно? Об этом рассуждает Д. Гранин в своей статье.
Проблема:
Автор поднимает очень важную проблему: проблему утраты милосердия.
Комментарий:
Эта проблема актуальна, потому что милосердие – одно из основных качеств нравственного человека. Сегодня милосердие встречается все реже, на замену ему пришли жестокость и равнодушие. В своей статье Гранин пишет о том, что необходимо призывать людей к милосердию, «чтобы лечить глухоту души», и доказывает это такими примерами, как: Пушкин и его «Пир Петра Первого», «Капитанская дочка», «Выстрел», «Станционный смотритель», где Александр Сергеевич «милость к падшим призывал»; Гоголь, Тургенев, Некрасов, Достоевский, Толстой, Короленко, Чехов и Лесков, творчество которых пронизано пушкинским заветом милости к падшим; «Муму» И.С. Тургенева; а также Сонечку Мармеладову, героиню романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, и Катюшу Маслову, героиню романа «Воскресение» Л.Н. Толстого.
Позиция автора
: «Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности» — именно эта мысль отражает авторскую позицию.
Мое мнение:
Я согласна с Д. Граниным, потому что именно милосердие определяет, насколько человек духовно развит, и считаю, что каждый должен стараться воспитать в себе это качество. Эту мысль подтверждает мой жизненный и читательский опыт.
1 аргумент (жизненный опыт):
Люди скупы на милосердие и в наши дни. Вместо того чтобы погладить или покормить животное, вынужденное жить на улице, на него либо не обращают внимания, либо стараются причинить боль, бросив камень или пнув ногой. Как это характеризует нас? Мы разучились брать на себя ответственность за тех, кто слабее нас, мы разучились быть добрыми. Прошлым летом на весь мой двор раздавался жалобный скулеж щенков. Поначалу я не понимала, что происходит, думала, что кто-то снова обижает животных: выглядывала в окна, но так никого и не увидела. Тогда, когда я вышла на улицу, я попыталась найти щенков по этим жалобным звукам – они обнаружились под гаражом. Кажется, их было трое, по крайней мере, стольких я увидела в темноте. Матери рядом не наблюдалось, и почти все лето вместе с мамой я подкармливала их и носила мисочку с молоком. Потом они странным образом исчезли, и, как бы мы их не искали, найти их снова не смогли. Может, они ушли куда-то еще… Мне бы хотелось верить, что они живы и сейчас и что с ними все в порядке. Самое печальное в этой истории то, сколь много безразличных людей живет рядом со мной… Ведь даже если я, живя на пятом этаже, услышала их, то почему никто больше их не услышал, а если и услышал, почему никто ничем не помог. Хотя бы самым малым. Хотя бы своей лаской…
2 аргумент (читательский опыт):
Примером явной утраты милосердия может служить образ Чубатого, героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон». Человеческая жизнь для него ничего не стоит, для него человек – «гриб-поганка», «поганый», «нечисть». Потому и убивает он без всякого сожаления пленного, сдавшегося австрийца, применяя ужасный баклановский удар, который не то что человека – лошадь разрубит пополам. И врет казакам, говоря, что австриец пытался бежать, вот и убил он его, без зазрения совести.
Заключение:
Таким образом, милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая, и как говорил Р. Роллан: «Добро – не наука, оно – действие».
Необходимость проявления сочувствия
- Милосердие всегда будет оценено, особенно если оно проявляется в тяжелых обстоятельствах. Вспомним рассказ Александра Солженицына «Матренин двор». Перед нами героиня с тяжелой судьбой, но светлой душой. Ее муж не вернулся с войны, дети умерли маленькими, а она болела и жила одна. Тем не менее, Матрена всегда проявляла милосердие к окружающим даже в жестких условиях тоталитаризма. При жизни ее не поняли, но после смерти тот человек, который, будучи рассказчиком, жил у нее дома и описывал ее быт и нрав, осознал важнейшую социальную роль этой женщины. «Не стоит село без праведника» — писал он, определяя значимость отзывчивой старушки для всего поселения. Ее образ он увековечил в своем рассказе.
- Даже в любовной лирике Лермонтова можно наблюдать мотив милосердия, или, вернее будет сказать, его отсутствия в жестоком мире. В стихотворении «Нищий» автор, конечно, пишет о чувствах, которые остаются «обмануты навек». Однако Лермонтов сравнивает это состояние с ситуацией нищего, просящего лишь кусок хлеба. По отношению к бедняку не было проявлено ни капли милосердия, а только положен камень «в его протянутую руку». Как и лирическому герою, нищему, были необходимы помощь и сострадание, однако оба они встретились лишь с жестокостью окружающих.
Автор: Мария Воробьева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Проблема сохранения милосердия. По Д. А. Гранину
Проблема сохранения милосердия. И. П. Цыбулько 2021. Вариант № 32. («К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер»).
Почему милосердие должно стать неотъемлемой частью нашей жизни? Почему важно сохранить милосердие? Как это нужно сделать? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного советского русского писателя Д. А. Гранина.
Раскрывая проблему сохранения милосердия, автор опирается на собственные рассуждения, приводит яркие доводы. Например, он приводит исторический пример, связанные с революционной и советской эпохой, когда милосердие считалось устаревшим. Но Гранин подчёркивает, что милосердие как древнее чувство свойственно всему живому, оно не должно быть «запущенным». Из этого следует, что человек рождается с чувством милосердия, в жизни есть много примеров трогательной отзывчивости, человечности. Кроме того, писатель обращается к детским воспоминаниям, когда на его глазах постоянно совершался акт милосердия. Его отец никогда не проходил мимо слепых, калек, которые просили подаяние в подъездах, на вокзалах и рынках. Он всегда подавал медную монетку. Этот факт говорит о том, что взрослые должны подавать детям пример сострадания, проявлять духовность, только тогда милосердие будут проявлять и их дети. Оба примера, дополняя друг друга, подводят к мысли о том, что каждый должен стремится проявлять милосердие, нельзя, чтобы оно исчезло из нашей жизни.
Авторская позиция заключается в следующем: милосердие необходимо сохранять в сердцах людей, так как это естественное для каждого из нас чувство, с которым мы рождаемся и которое является основой духовности.
Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, милосердие не должно исчезнуть из нашей жизни. Чтобы это не произошло, необходимо проявлять его на практике ежедневно, нельзя быть равнодушным к чужому горю.
В рассказе А. П. Платонова «Юшка» главный герой, помощник кузнеца, проявляет милосердие по отношению к девочке-сироте. Он не тратит на себя средства, а каждое лето всю зарплату относит в город и отдаёт в семью, куда поместил девочку для воспитания.
Мы пришли к выводу, что долг каждого из нас – стремиться сохранить милосердие. Для этого нужно делать добрые дела, помогать тому, кто нуждается в нашей поддержке.
Текст
К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность… Она состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, свойств, понятий. Одно из таких чувств — чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь даёт их как «устар.», то есть устаревшие понятия. В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия. Сочли это название отжившим, переименовали в улицу Текстилей. Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Это древнее необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры такие есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства… Милосердие изничтожалось неслучайно. Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные. Из года в год чувство это осуждали, вытравливали: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает… Его сделали запретным и для искусства. Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало оговаривать, нарушать законность, сажать, избивать, уничтожать. Тридцатые годы, сороковые — понятие это исчезло из нашего лексикона. Исчезло оно и из обихода, ушло как бы в подполье. «Милость к падшим» оказывали таясь и рискуя… Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Уверен, что это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не используется, не упражняется, оно слабеет. И исчезает. Упражняется ли милосердие в нашей жизни?.. Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Толчок, призыв к нему? Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда мы проходили мимо нищих — а нищих было много в моём детстве: слепых, калек, просто просящих подаяние в поездах, на вокзалах, на рынках, — отец всегда давал медяк и говорил: поди подай. И я, преодолевая страх, — нищенство нередко выглядело довольно страшновато, — подавал. Иногда преодолевал и свою жадность — хотелось приберечь деньги для себя, мы жили довольно бедно. Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом деле они калеки или нет. В это он не вникал: раз нищий — надо подать. И как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить.
По Д. А. Гранину
🗹