Проблемы и аргументы для сочинения ЕГЭ на тему: Искусство

Многомудрый Литрекон подготовил для Вас аргументы из литературы к ЕГЭ про искусство. Она поможет освежить в памяти эпизоды из произведений, которые послужат примерами для экзаменационных сочинений на тему, связанную с искусством. Это очень широкая тема, которую можно раскрыть по-разному. В зависимости от тезиса, от того, как Вы сузили тему, следует выбирать и иллюстрации из книг. Так что ниже приводим подборку разнообразных эпизодов. Каждый подзаголовок отражает популярную проблему искусства, которая часто фигурирует в экзаменационных заданиях.

Роль искусства в жизни человека

  • К.Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками». «…Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек», — говорит Дагни, главная героиня рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Эти слова относятся к музыке композитора Эдварда Грига, которого девочка встречает однажды в лесу. Мужчина хочет сделать подарок юной Дагни, но в тот момент у него ничего нет с собой. Тогда Э. Григ обещает, что свой подарок обладательница корзины с еловыми шишками получит через десять лет. Спустя десятилетие девушка слышит на концерте симфонической музыки композицию, «посвящённую дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен, по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет». Это и был подарок Эдварда Грига. Мелодия пробуждает в душе героини множество разнообразных эмоций и воспоминаний. Таким образом, искусство пробудило в девушке чувство прекрасного, вдохновило её на жизнь и радость, заставило испытать неизвестные до этого сильные чувства.
  • Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго». «…Искусство, в том числе и трагическое, есть рассказ о счастье существования», — пишет Б.Л. Пастернак. Главный герой романа «Доктор Живаго» — Юрий Живаго — пишет стихи. Поэт — это не его профессия. Это дело, которым он занимается для души. Стихотворения помогают ему выразить внутренние переживания, осмыслить происходящие в жизни события, запечатлеть значимые моменты. Мгновения творчества для Юрия Живаго были чем-то особенным, невероятным и замечательным. «После двух-трёх легко вылившихся строф и нескольких его самого поразивших сравнений работа завладела им, и он испытывал приближение того, что называется вдохновением», — так пишет автор о своём герое. Таким образом, искусство неразрывно связано с внутренним миром человека, творца. Оно помогает поделиться эмоциями и впечатлениями, приоткрыть завесу тайны, которой закрыта человеческая душа от внешнего мира. Только настоящая и высокоорганизованная личность способна как создавать искусство, так и воспринимать и глубоко чувствовать его.
  • М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Знаменитая фраза «Рукописи не горят» принадлежит именно М.А. Булгакову. Её можно найти на страницах романа «Мастер и Маргарита». Михаил Афанасьевич затрагивает проблему искусства, которое стремится донести до людей правду. И приведённая в начале цитата — это метафора, которая значит, что истину невозможно скрыть. Роман Мастера о Понтии Пилате не приняли его современники, потому что в нем было много лишней информации, которая никак не вписывалась в идеологию пролетарской диктатуры. Однако роль искусства в жизни человека и общества никак не ограничить, никак не умалить, поэтому правда, воспроизведенная на страницах произведения, все равно выходит наружу: многие советские люди уверовали в то, что суд над Иешуа состоялся, как и казнь, как и последующее за ней воскрешение. Примечательно, что после бесед с Мастером и пересказа его романа Иван Бездомный, советский поэт, меняется и отрекается от ложных ценностей, ложного искусства. Несмотря на цензурные запреты и давление на автора, роман остался в целости и сохранности. Его воскрешение из пепла оставляет читателю надежду на то, что великая книга найдет своего читателя, пусть и после смерти Мастера.

Проблема назначения подлинного искусства, настоящей музыки

Это НЕ ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ! Здесь дана подборка ИСХОДНЫХ текстов ЕГЭ по русскому языку (задание №27). Эти тексты помогут тебе понять, о чём можно рассуждать в итоговом сочинении, как написать вступление/заключение, какой тезис выдвинуть. *** Можно ли одной формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории. Через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет человечеству ___ НЕ ТОЛЬКО соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, НО И узнать и понять их, ощутить себя как единое целое. Ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам. (По Юрию Васильевичу Бондареву)

Что лежит в основе искусства?

(1)До сих пор я не знаю: были у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? (2)Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота , дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача. (3)Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. (4)Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведёрко либо первобытную глиняную тарелку. (5)Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. (6)Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька…

(7)Казалось бы, очень просто. (8)Потом уж искусство отвлеклось. (9)Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. (10)Это просто радостный или горестный крик души. (11)От никчёмного рисунка на скале до картины Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой… (12)Но что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? (13)А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезные орудия труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы.

(14)В человеке, кроме потребностей есть, спать и продолжать род, жило две великие потребности. (15)Первая из них – общение с душой другого человека. (16)Она возникла оттого, вероятно, что душа – это как бы миллиарды отпечатков либо с одного и того же, либо с нескольких, не очень многих негативов.

(17)Вторая же человеческая потребность – общение с небом, то есть с беспредельностью во времени и в пространстве. (18)Ведь человек есть частица, пусть миллионная, пусть мгновенная, но всё же частица той самой беспредельности и безграничности. (19)Символ этой безграничности, конечно же, небо.

(20)…Кстати, и ступа ведь может быть произведением искусства. (21)Изящные уточки-солонки, деревянные ковши в виде лебедей. (22)Рубель, которым катали бельё, превращён в уникальное изделие. (23)Прясницы красноборские, валдайские, вологодские. (24)Цветы и солнца, птицы и листья деревьев, чаепития и масленичные катания – всё нашло себе место на этих прясницах, всё вплелось в общие узоры, в общую красоту.

(25)Ведь, казалось бы, не всё ли равно, к какой доске привязать кусок льна и сучить из него суровую нитку. (26)Но, значит, не всё равно, если вот они, сотни прясниц, и нет двух совпадающих по рисунку или резьбе.

(По В. Солоухину*)

*Солоухин Владимир Алексеевич (1924–1997) – поэт, прозаик, публицист, автор очерковых книг о русской деревне.

2. (1)Всякое искусство открывает тайны, и всякое в своём совершенстве непременно пленительно. (2)Дело художника — выразить своё видение мира, и другой цели оно не имеет. (3)Но таков таинственный закон искусства, что видение вовне выражается тем гармоничнее, чем оно само в себе своеобразнее и глубже. (4)3десь, в отличие от мира вещественного, внешняя прелесть есть безошибочный признак внутренней правды и силы. (б)Пленительность искусства — та гладкая, блестящая, переливающая радугой ледяная кора, которою как бы остывает огненная лава души художника, соприкасаясь с наружным воздухом, с явью. (б)Эта внешняя пленительность искусства необыкновенно важна: она играет в духовном мире ту же роль, какую в растительном царстве играет яркая окраска цветка, манящая насекомых, которым предназначено разносить цветочную пыль. (7)Певучесть формы привлекает внимание людей: ещё не зная, какая ценность скрыта в художественном создании, люди безотчётно влекутся к нему и воспринимают его ради его внешних чар. (8)Но вместе с тем блестящая ледяная кора скрывает от них глубину, делает её недоступной; в этом — мудрая хитрость природы. (9)Красота — приманка, но красота и преграда. (10Прекрасная форма искусства всех манит явным соблазном. (11)Поистине красота никого не обманет; но слабое внимание она поглощает целиком, для слабого взора она непрозрачна: он осуждён тешиться ею одной. (12)Лишь взор напряжённый и острый проникает в неё и видит глубины, тем глубже, чем сам он острей. (13)Искусство даёт каждому вкушать по силам его: одному всю свою истину, потому что он созрел, другому — часть, а третьему показывает лишь блеск её, прелесть формы, для того чтобы огнепалящая истина, войдя в неокрепшую душу, не обожгла её смертельно и не разрушила её молодых тканей. (14)Так и поэзия Пушкина таит в себе глубокие откровения, но толпа легко скользит по ней, радуясь её гладкости и блеску, упиваясь без мысли музыкой стихов, чёткостью и красочностью образов. (15)Только теперь мы начинаем видеть эти глубины подо льдом и учимся познавать мудрость Пушкина сквозь ослепительное сверкание его красоты. (16)В науке разум познаёт лишь отдельные ряды явлений, но есть у человека и другое знание, целостное, потому что целостна самая личность его. (17)И это высшее знание присуще всем без изъятия, во всех полное и в каждом иное. (18)Это целостное видение мира несознаваемо реально в каждой душе и властно определяет её бытие в желаниях и оценках. (19)Оно также плод опыта. (20)Между людьми нет ни одного, кто не носил бы в себе своего, неповторимого видения Вселенной, как бы тайнописи вещей. (21)И не знаем, что оно есть в нас, не умеем видеть, как оно чудным узором выступает в наших разрозненных суждениях и поступках. (22)Лишь изредка и на мгновение озарит человека его личная истина, горящая в нём потаённо, и снова пропадёт в глубине. (23)Только избранникам дано длительно созерцать своё видение, хотя бы частично, в обрывках целого; и это зрелище опьяняет их такой радостью, что они как бы в бреду спешат поведать о нём всему свету. (24)Оно не изображается в понятиях; о нём можно рассказать только бессвязно, образами. (25)И Пушкин в образах передал нам своё знание; в образах оно тепло укрыто и приятно на вид. (26)Я же вынимаю его из образов и знаю, что, вынесенное на дневной свет, оно покажется странным, а может быть, и невероятным. (По М. О. Гершензону*)

Проблема назначения подлинного искусства, настоящей музыки

(1)Певцов было десять человек, только десять. (2)Все в одинаковых чёрных концертных костюмах, белых манишках. (3)И ни тебе инструментов, ни микрофонов, ни эстрадных звукоусилителей и никаких, конечно, световых манипуляторов — просто в зале несколько приглушили свет.

(4)И хотя я был уверен, что сюда собрались слушатели, имеющие представление, что такое капелла, мне стало страшно за певцов. (5)Молодёжь наша привыкла к электронному громогласию, а они — как безоружные солдаты на поле боя.

(6)Певцы стали плотно плечом к плечу, образовав небольшое полукружие. (7)Лица их были спокойны и сосредоточенны. (8)И все они почему-то казались похожими друг на друга. (9)Возможно, потому, что в этот час ими владела общая забота, общая готовность, единый душевный порыв.

(10)И вот по кивку стоящего справа, видимо, ведущего в группе, они запели. (11)И голоса взлетели…

(12)3ал был покорён, зачарован, повергнут в раздумье; каждому представился случай самому примкнуть к тому, что веками слагалось в трагических заблуждениях и озарениях разума. (13)И в то же время воображение увлекало каждого в тот неясный, но всегда до боли желанный мир, слагающийся из собственных воспоминаний, грёз, тоски, укоров совести, из утрат и радостей, изведанных человеком на его жизненном пути.

(14)Я не понимал и, по правде говоря, не очень и желал понимать, что происходило со мной в тот час, что приковало мои мысли, чувства с такой неотразимой силой к этим десятерым певцам, но гимны, которые они распевали, словно исходили от меня, от моих собственных побуждений, от накопившихся болей, тревог и восторгов, до сих пор не находивших во мне выхода, и, освобождаясь от них и одновременно наполняясь новым светом и прозрением, я постигал благодаря искусству этих певцов изначальную сущность музыки.

(15)Когда открытие делаешь для себя, всё в тебе согласно и наступает просветление души. (1б)И на той волне нахлынувшего просветления подумалось вдруг: откуда всё это в человеке — музыка, Песни, молитвы, какая необходимость была и есть в них? (17)Возможно, от подсознательного ощущения трагичности своего пребывания в круговороте жизни, когда всё приходит и всё уходит, вновь приходит и вновь уходит, и человек надеется таким способом выразить, обозначить, увековечить себя. (18)Ведь когда через миллиарды лет планета наша умрёт, померкнет, какое-то мировое сознание, пришедшее из других галактик, должно непременно услышать среди великого безмолвия и пустоты нашу музыку и пение. (19)Жить после жизни — вот что неистребимо вложено в нас от сотворения! (20)Как важно осознавать, как необходимо человеку быть уверенным в том, что такое продление себя возможно в принципе. (21)Наверно, люди додумаются оставить после себя какое-то вечное автоматическое устройство, некий музыкальный вечный двигатель, -это будет антология всего лучшего в культуре человечества.

(22)Жизнь, смерть, любовь, сострадание и вдохновение — всё будет сказано в музыке, ибо в ней, в музыке, мы достигли наивысшей свободы, за которую боролись на протяжении всей истории, начиная с первых проблесков сознания в человеке, но достичь которой нам удалось лишь в ней.

(По Ч. Айтматову)

Информация о тексте

Основные проблемыАвторская позиция
1) Проблема восприятия музыки человеком сегодня. (Как воспринимается музыка человеком сегодня? Как воспринимается музыка в разные времена?)1) Музыка выражает самые высокие устремления человека, его заветные мысли и чувства.
2) Проблема назначения подлинного искусства, настоящей музыки. (Что является настоящим искусством, настоящей музыкой? Какую роль играет музыка в формировании духовного мира человека?)2) Настоящая музыка (автор даёт понять, что не считает настоящей музыкой «электронное громогласие») объединяет людей и в то же время погружает в собственный неповторимый духовный мир, просветляя и давая ощущение свободы.
3) Проблема сохранения человеческой культуры и духовной свободы человека. (Способна ли музыка передавать информацию о человеческой цивилизации? Является ли музыка средством обретения духовной свободы человекам?).3) музыка как часть искусства — одно из достижений человечества, в ней человек способен найти духовную свободу, и именно музыка увековечит нашу культуру.

Для аргументов:

1. А. И Куприн «Тапёр»

2. К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

3. В. П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка».

4. В. Г. Короленко «Слепой музыкант».

Особенности искусства

  • М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». В романе поднимается вопрос о реальной цели искусства. М.А. Булгаков рисует сатирический образ литературной ассоциации — МАССОЛИТ. Писатели там стремятся получить бесплатную путёвку, квартиру, заработать больше денег, вкусно и много поесть. И ни слова о творчестве, о том, чтобы оставить след в искусстве и обществе после себя, о том, чтобы попытаться изменить что-то в стране, в мире с помощью своих произведений, донести правду до людей, рассказать о проблемах, предложить варианты их решения. М.А. Булгаков ни разу не проиллюстрировал то, как писатели МАССОЛИТа пишут, творят, создают. При этом читатель регулярно наблюдает эпизоды, где герои едят, даже объедаются, и борются за награды и привилегии. Председателем МАССОЛИТа был Михаил Берлиоз. Не случайно он погибает в самом начале романа. Это яркое подтверждение тому, что праздный образ жизни под предлогом мнимого искусства ведёт только к гибели — умирает душа, а вслед за ней и тело. Вместе с тем настоящие творцы, настоящие писатели оказываются в психиатрической больнице, потому что они преследуют подлинные цели искусства — донести до людей проблески истины, изменить общество к лучшему, дать публике пищу для размышления и повод для рефлексии. Именно поэтому их творчество не принимают чиновники: оно заставляет людей думать и анализировать то, что происходит вокруг.
  • А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». В произведении А.И. Куприна «Гранатовый браслет» упоминание сонаты Л. Бетховена встречается ещё в эпиграфе. Однако в самой повести эта мелодия звучит лишь в конце. Музыка становится символом настоящей самоотверженной любви, которую был способен испытать Желтков — безответно полюбивший Веру Николаевну и погибший от собственных рук. Желтков в своём письме просит героиню послушать сонату Л. Бетховена. Читателю неизвестно, как именно ушёл из жизни Желтков, мы знаем лишь то, что это было самоубийство. Герой не выдержал страданий, не выдержал отказа возлюбленной. После смерти Желткова Вера Николаевна попросила свою подругу Женни Рейтер — хорошую пианистку — сыграть что-нибудь на фортепиано. Прозвучала та самая соната немецкого композитора, о которой писал некогда Желтков. Услышав эти ноты, Вера Николаевна почувствовала, что упустила истинную любовь, но вместе с тем ощутила, что Желтков простил её. Таким образом, искусство помогло человеку почувствовать нечто неподдельное, искреннее, осознать то, что раньше было непонятно, скрыто, избавиться от заблуждений. Музыка словно стала переводчиком с языка чувств и эмоций, помогла донести их до адресата.
  • А.С. Пушкин, «Моцарт и Сальери». А.С. Пушкин в своём произведении «Моцарт и Сальери» проиллюстрировал разницу между настоящим искусством и ремеслом, между творцом, который стремится изменить мир и повлиять на людей, и тем, кто желает прославиться и заработать. Героями пьесы стали два музыканта, два композитора — Моцарт и Сальери. Первый — гений, талантливый творец, его сочинения имели небывалый успех. Второй — жаждет славы, завидует, постоянно стремится обогнать соперника, но у него ничего не получается. Он пишет неплохие мелодии, но не гениальные. Тогда, отчаявшись, Сальери решает убить коллегу. Он подсыпает яд Моцарту. Но смерть оппонента, конечно же, не помогла Сальери стать более успешным, более талантливым. Дело было не в Моцарте, а в отношении самого Сальери. Он изначально пытался превзойти кого-то, сравнивал своё творчество с чужим, хотел прославится. Целью его искусства было не радовать слушателей, не создавать нечто прекрасное, не вдохновлять людей. Блеск славы и богатства ослепил Сальери. Его музыка исходила не из его души и сердца, она не служила живительной силой для людей, в отличие от композиций Моцарта.
  • Тезисы по направлению «Искусство и ремесло»

    • Искусство, деятели искусства. Их роль в жизни общества. Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника.
    • Талант/бесталанность. Истинный/мнимый талант.
    • Ремесло/искусство. Общее и различия в целях и т.д. Граница между ремеслом и искусством. Ремесленники/художники.
    • Феномен творчества, роль труда, созидания в жизни человека.
    • Энтузиаст/филистер как мировоззренческая категория.

    Аргументы

    Л. Н. Толстой. «Война и мир»

    Влияние искусства на восприятие мира человеком показано в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Крупно проигравшись в карты, Николай Ростов не знает, как сообщить об этом семье, переживающей финансовые трудности. Но его переживания развеивает пение сестры Наташи. Услышав великолепное исполнение композиции, он успокаивается и понимает несущественность своих душевных терзаний в сравнении с величием искусства.

    Наташа Ростова не только обладала великолепным голосом, но и тонко чувствовала музыку. Восторг у девушки вызывали не только композиции, звучащие на приемах и балах, ей не чуждо было пуститься в пляс под гитару, зазывающую задорными мотивами. Этим автор показывает, что подлинное искусство не подчиняется временам и нравам.

    А. Твардовский. «Василий Теркин»

    Простой парень Василий Теркин предстает перед читателем мужественным солдатом и одновременно большим оптимистом. Его задор не раз поднимает боевой дух у сослуживцев. Однажды среди зимы его подбирает проезжающий грузовик с солдатами. Веселый по нраву парень играет им на гармони, от чего бойцам становится теплее, и они пускаются в пляс. Таким образом, музыка помогла людям отвлечься от тяжелых мыслей о происходящем и на время забыть на войне.

    Н. В. Гоголь. «Портрет»

    В повести «Портрет» Н. В. Гоголь рассказывает о двух художниках, один из которых трудился над картинами вдохновленно, бескорыстно, оттачивая и совершенствуя свой талант, второй же растратил данный ему дар, превратив в источник дохода. Такая проблема выбора встает перед каждой творческой личностью на пути ее становления. Но, как известно, истинные шедевры искусства живут и прославляют их авторов в веках, а созданные ради обогащения приносят лишь материальные блага.

    М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

    Ремесленничество в сфере искусства ярко показано в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Столичные литераторы давно поставили на поток свои произведения, их больше волнует отпуск на даче, путевки в Ялту и пресловутый «квартирный вопрос».

    Отношение Мастера к творчеству совсем иное: роман о Понтии Пилате поглощает его полностью. Чтобы свободно творить, писатель снимает небольшой подвальчик на Арбате, на все выигранные в лотерее деньги скупает литературу с нужными для книги сведениями. Когда на роман обрушивается критика и его не пускают в печать, Мастер чувствует себя опустошенным, сжигает рукописи, а после попадает в психиатрическую лечебницу. Таким образом, видим, как истинное творчество подменяется шаблонными произведениями, выполняемыми в угоду власти.

    А. С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом»

    Отношение к творчеству как к товару вызывало отвращение у А. С. Пушкина, и свои размышления по этому поводу он отображает в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом». Проблема рассматривается с двух противоположных сторон. Книгопродавец, ловкий предприниматель, считает, что художественные произведения – это такой же товар, как и изделия ремесленников, главное – знать вкусы и предпочтения потребителя. Поэт же пытается спорить с торгашом, рассказывая тому о вдохновении и душевных порывах. Книгопродавец отвечает, что в мире правят деньги, и только тот, у кого они есть, может чувствовать свободу. В конечном счете поэт соглашается продать свое произведение, а стихотворение Пушкина заканчивается нерифмующейся фразой, словно намек на умирающее творчество.

    А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»

    Пьеса А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» повествует о двух композиторах, взгляды которых на создание музыки кардинально расходились. Молодой Моцарт талантлив, и у него получается творить где угодно и когда угодно, главное – вдохновение. Старый Сальери уверен, что искусство подобно ремеслу, и только упорным трудом можно добиться хорошего результата. Он завидует гениальному Моцарту и отравляет его, но тайну великого таланта все равно не узнает, ведь дар дается человеку свыше.

    И. А. Куприн. «Тапер»

    Юный пианист Юрий Азагаров волею случая попадает в богатую семью на рождественский прием и с первых аккордов собирает толпу слушателей, среди которых оказывается и знаменитый композитор Рубинштейн. Он забирает талантливого мальчика к себе в ученики, обеспечив ему блестящее будущее. И. А. Куприн своим произведением «Тапер» доказывает, что истинный дар музыканта нельзя спутать с механической игрой по нотам. Юрий Азагаров не был бесчувственным тапером, а исполнял мелодии вдохновленно, за что и получил достойное вознаграждение.

    А. П. Чехов. «Скрипка Ротшильда»

    Гробовщик Яков Иванов подрабатывает скрипачом вместе с евреем Ротшильдом. Второй часто фальшивит, чем сильно раздражает Яков. Но сам Яков не относится к музыке серьезно, лишь только после смерти жены, узнав, что и ему осталось жить недолго, играет на скрипке проникновенно, вызывая у окружающих слезы. Гробовщик завещает инструмент еврею и умирает. Ротшильд, проникшийся до глубины души услышанной мелодией, воспроизводит ее на подаренной скрипке. Композиция приносит ему славу и признание, становится бессмертной.

    В. Короленко. «Слепой музыкант»

    Петр родился слепым, но обладал хорошим слухом и осязанием. С детства мальчик интересовался игрой конюха Иохима на свирели, сам начал осваивать дудочку, а после и фортепиано. Музыка помогала ему воспринимать и «видеть» мир. Петру пришлось преодолеть много испытаний, чтобы принять себя таким, каким он есть. Но талантливому музыканту удалось добиться признания окружающих и обрести личное счастье.

    А. П. Чехов. «Чайка»

    Нина Заречная мечтает стать знаменитой актрисой. Ее родители не разделяют взглядов девушки и выступают против. Но Нина все равно сбегает из дома в город, чтобы играть в театре. Карьера, как и личная жизнь девушки, не складывается. До уровня талантливой актрисы она недотягивает: играет плохо, «с завываниями». Ее ребенок почти сразу после рождения умирает, а любимый человек теряет к ней интерес. Нина решает кардинально изменить свою жизнь: уехать в провинцию и начать там строить карьеру с нуля. Девушку не покидает мысль, что ей суждено быть великой актрисой.

    А. Михайлов. «Маяковский»

    В произведении «Маяковский» А. Михайлов описывает жизнь поэта и драматурга Маяковского, которого всегда сопровождали критика и эпатаж. Свою первую книгу скандальный футурист выпускает на желтой оберточной бумаге с обложкой из мешковины, а выступления проводит в нелепом желтом пальто, выделяющем его из серой массы. Многие не видели глубины и не понимали смысла произведений Маяковского, поднимающих важные проблемы на поверхность.

    Влияние искусства на человека

  • Л.Н. Толстой, «Война и мир». Брат Наташи Ростовой — Николай — проиграл очень большие деньги в карты своему товарищу Фёдору Долохову. Ему было стыдно, но он не решался рассказать правду родителям, ведь для них эта сумма была огромной. Придя домой, Николай был в раздражении на всех членов семьи, потому что чувствовал себя виноватым. Но вдруг он услышал, как Наташа поёт, пока Соня играла на фортепиано. Это пробудило в нём душевные силы, желание жить и исправлять ошибки. Если раньше он всерьез задумывался о суициде, то теперь он смог признаться в совершённом отцу. Таким образом, искусство воодушевило героя, помогло ему остаться честным и верным семье. Этот эпизод из романа-эпопеи Л.Н. Толстого — ещё один яркий пример живительной силы искусства, которая толкает людей на верные и смелые поступки, помогает преодолевать страх, признать свои ошибки и исправить их.
  • В.Г. Короленко, «Слепой музыкант». В произведении В.Г. Короленко «Слепой музыкант» искусство выступает как живительная сила для человека. Неслучайно слово «музыкант» даже вынесено автором в название повести. Главный герой — Пётр. Читатель встречает его совсем юным мальчишкой и на протяжении всей книги наблюдает его взросление — в буквальном смысле и в переносном. Пётр и есть тот самый слепой музыкант, о котором сообщает заголовок. Музыка становится для маленького пятилетнего Петруси другом, который помогает знакомиться с внешним миром. Именно тогда мальчик слышит, как играет на дудке конюх Иохим. В итоге именно музыка спасает Петра, он учится играть на фортепиано, становится профессиональным и весьма успешным музыкантом. В конце повести у него появляется любящая и любимая жена, рождается сын. Но если бы не искусство, Петрусь замкнулся бы в себе ещё в раннем детстве, продолжил испытывать страх и отчуждённость перед окружающим миром, жалеть себя самого, сокрушаться о своём бедственном положении и страшном недуге. Музыка оказалась настоящим вдохновителем и живительной силой для героя. Искусство наполнило смыслом жизнь Петра.
  • РУСТЬЮТОРС

    Как отношение к искусству характеризует человека? Аргумент из рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья»

    Главная героиня рассказа А.П. Чехова Ольга Ивановна позиционировала себя как человека высокоинтеллектуального, духовно развитого, окультуренного. Она принимала у себя дома людей искусства, которые тоже очень высоко ценили себя. Однако при ближайшем рассмотрении Ольги Ивановны замечаешь, что это всего лишь маска. Ее увлечение искусством было внешним,она кичилась своей принадлежностью к творческой элите, хотя сама не была поистине творческим человеком. То же самое можно сказать о ее товарище Рябовском. Он был неплохим художником, презирал обывателей, не замечая, что сам является обывателем, любит вкусно поесть в гостях, не ценит гостеприимства и не способен на глубокие душевные переживания. На примере этих героев мы видим, что не всегда то, как позиционируют себя люди, является истиной. Порой такие люди живут мелкими личными интересами, даже если они принадлежат к определенной социальной группе.
    Что такое искусство? Какова роль искусства? Аргумент. Ю.Бондарев «О формулах и красоте»
    Искусство – это нечто, что нельзя определить одной фразой. Ю. Бондарев в книге «О формулах и красоте» сравнивает искусство с колдовством, «историей истории», а основной его задачей считает поиск и познание истины. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, существовавшими когда-то на земле и ушедшими безвозвратно в историю. Писатель убежден, что искусство не имеет ничего общего с развлечением, его функция гораздо больше и значительней, это могучая сила, способная не только остановить мгновение, но и запечатлеть и передать это мгновение потомкам.

    Какое влияние музыка оказывает на людей? Аргумент из романа Л. Улицкой «Зеленый шатер»

    Саня Стеклов, один из главных героев романа Л. Улицкой «Зеленый шатер», с раннего детства жил в доме, где музыку любили и ценили. Бабушка Саши, Анна Александровна, всячески поддерживала увлечение внука музыкой. Однажды она отвела Саню и его друзей на фортепьянный концерт в зал Чайковского послушать Моцарта. Ребятам было немного скучно, но только не Сане. Музыка вызвала в нем такие сильные эмоции, что он почти плакал. Бабушка знала, что внук мечтает играть так же, как Моцарт. К сожалению, случилось непредвиденное: после школьной драки мальчик получил повреждение двух пальцев. Судьба его была решена: это событие лишило его мечты стать великим музыкантом. Однако он не мог просто отказаться от музыки, он продолжал посещать концерты, слушал любимых композиторов, со временем он научился читать музыку по нотам, он физически ощущал ее, даже когда не слышал. Погруженный в стихию музыки, он как будто жил немного отстраненно от всего мира, а самыми любимыми его собеседниками были Моцарт и Штокхаузен. Повзрослевший Саня поступает в консерваторию на теоретическое отделение. Даже эмиграция становится для него не побегом, а способом обрести свободу творчества.

    Роль искусства в жизни человека, влияние искусства на душу человека, его поведение. Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из повести Л.Н. Толстого «Альберт»

    Музыка оказывает благотворное влияние на душу, поведение человека, его мироощущение. Пример такого воздействия можно увидеть на страницах повести Л.Н. Толстого «Альберт». Главный герой в начале произведения предстает перед читателем, как человек с узкой согнутой спиной, длинными всклокоченными волосами, в грязной рубахе. Его описали рассказчику как помешанного музыканта из театра. В его движениях было много неловкости, он то и дело спотыкался под звонкий хохот аудитории. Однако все меняется когда этот жалкий с виду человек берет в руки скрипку. Окружающие замечают, что его лицо преображается, становится прекрасным. Он уже не был уродлив или странен, лицо его сияло, глаза горели, губы раскрывались от наслаждения, он выпрямился во весь рост. Но изменения произошли не только во внешнем виде музыканта, все присутствующие почувствовали невероятную радость, Из состояния скуки и душевного сна он перенеслись в мир счастья и наслаждения, где каждый из присутствующих вспомнил самые прекрасные моменты своей жизни, минувшее счастье. Все присутствующие хранили молчание, а все неоцененные моменты жизни возвращались. Как только Альберт перестал играть, волшебство закончилось и все вернулось на круги своя. Таким образом, можно увидеть, что музыка способна невероятным образом воздействовать на человека. Роль музыки в жизни человека, влияние музыки на жизнь человека. Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант».

    Музыка – важнейший дар, который принадлежит человеку. Так, в повести «Слепой музыкант» В.Г. Короленко мы можем наблюдать, как музыка повлияла на жизнь главного героя. Петрусь родился слепым и, казалось, в его жизни никогда не будет смысла. Так было до тех пор, пока его дядя Максим не привил мальчику любовь к музыке. Так в жизни мальчика появился смысл. Совершенствование своего таланта стало его жизненной целью. Но музыка не только открыла ему новые горизонты, но и сделала сердце мягче, научила его любить. Антиподом главного героя является слепой звонарь Егорий, который стал озлобленным и завистливым, так как в его жизни не было места искусству. Да и сам Петрусь был близок к тому, чтобы возненавидеть весь мир, однако вовремя остановился и осознал: теряя что-то одно, обязательно найдешь другое. Его судьба сложилась благополучно, он стал известным музыкантом, женился на любимой женщине и стал отцом. Ведь именно музыка научила героя любить жизнь, и жизнь ответила ему тем же.

    Роль искусства на войне

  • А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин». Главный герой — оптимистичный солдат Василий Тёркин. Зима. Идёт война. Василий Тёркин возвращается из госпиталя обратно на фронт, вылечив раненую руку. По пути он встречает грузовик. Шофёр предложил подвезти героя. Едут. Остановились. Водитель жалуется, что «во всей колонне» нет гармони. Выясняется, что музыкальный инструмент есть. Только хозяин той гармони уже погиб на войне. Тогда Василий сыграл на гармони — и от музыки солдатам стало теплее на душе. Мелодия и песня о трёх танкистах подбодрили бойцов, подняли дух, придали сил двигаться дальше, а в ком-то пробудили воспоминания о близких людях — например, о погибшем недавно хозяине гармони. Играющего на инструменте начали окружать товарищи — всем хотелось послушать, насладиться музыкой. Таким образом, искусство способно подбадривать, наделять людей силами двигаться дальше и совершать новые подвиги.
  • К.Г. Паустовский, «Струна». В произведении описывается героическая оборона советских солдат, которые в 1941 году приняли страшный удар и не были к нему готовы. Автор изображает одно из таких героических мест, где бои были наиболее ожесточенными. Война застала на Эзеле труппу актеров и музыкантов. Один из них, скрипач Егоров, был вынужден играть на одной струне своей скрипки, потому что остальные страны порвали осколки снарядов, а другие достать было негде. Но даже так, на одной струне, музыкант погрузил публику в восторженный трепет. Солдаты были растроганы, их души были охвачены ликованием. Искусство вселило в них уверенность в завтрашнем дне и усилило их веру в себя. Такая поддержка была незаменима в минуты опасности.
  • Отношение к искусству

  • Н.В. Гоголь, «Портрет». Главный герой повести — художник Чартков. Он стремится заработать как можно больше денег, мечтает о богатстве и славе. Главным поворотом в его судьбе стала покупка магического портрета ростовщика, в котором он чудом нашел спрятанные деньги. С этого момента для него живопись — не искусство, не любимое дело, не отрада для души. Для него это лишь ремесло, способ заработать и прославиться. Алчность губит героя. Чартков выбирает безнравственный жизненный путь. И в конце умирает — как морально, духовно, так и физически. Ему противопоставлен другой художник, чьё полотно — портрет — он покупает. Автор этой картины ушёл в монастырь, отказавшись от материальных ценностей. Однако перед этим успел написать зловещий портрет ростовщика, и за это он раскаивался в течение многих лет. Таким образом, Н.В. Гоголь напоминает о том, что истинное искусство исполнено морали и нравственности, истинный художник ставит духовное развитие и пользу обществу выше, чем стремление к известности, к славе, к богатству.
  • А.П. Чехов «Чайка». В пьесе А.П. Чехова «Чайка» стоит обратить внимание на героиню Нину Заречную. Девушка мечтала о сцене, стремилась стать актрисой. Даже играла в провинциальном театре, где режиссёром был Константин Треплев. Он тоже жил театром — вернее, написанием пьес, сценариев. Молодые люди были влюблены друг в друга. Но жизнь сложилась так, что они расстались, — Нина полюбила другого писателя, Тригорина. Тригорин же относился к творчеству не как к чему-то прекрасному и вдохновляющему, а как к ремеслу, которое служит лишь средством заработка и славы. Вскоре Тригорин бросит Нину и вернётся к матери Треплева — Аркадиной. Та тоже актриса. Но она абсолютно не верит в сына, в его талант, в его успех. Ей не нравятся нововведения, которые использует Треплев в создании своих пьес. Таким образом, это пример того, как люди относятся к искусству и как разнится это отношение. Есть те, кто по-настоящему в него верят и «горят» любимым делом. Но эту веру губят люди, которые оказались рядом — Аркадина и Тригорин, циничные и чёрствые, они гонятся за блеском славы и богатства. Нина не стала актрисой. Треплев покончил жизнь самоубийством. Зато Аркадина и Тригорин продолжили наживаться на своих устаревших достижениях, делая одно и то же — то, что так нравится неразборчивой публике.
  • Предыдущая
    Банк аргументовПроблемы и аргументы для сочинения ЕГЭ на тему: Преданность

    Следующая

    Банк аргументовПроблемы и аргументы для сочинения ЕГЭ на тему: Материнская любовь

    Статья. Энциклопедия аргументов для написания сочинения (ЕГЭ)

    Энциклопедия аргументов

    Проблема воспитания и образования

    Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» показал, как обстоятельства влияют на формирование характера личности. В комедии непросвещенные Простакова, Скотинин, Простаков, Митрофанушка противопоставлены образованным персонажам (Стародум, Софья, Правдин, Милон)

    Проблема власти

    А.С.Пушкин в своей поэме «Медный всадник» подчеркивает мысль, что безраздельная власть одного, даже выдающегося человека, не может быть справедливой. Великие деяния Петра совершались на благо государства, но часто были жестоки по отношению к народу, к отдельной личности.

    Проблема творчества

    А.С.Пушкин написал прекрасные стихотворения «Поэт», «Пророк». Автор считает, что поэт отличается от простых смертных тем, что ему дано видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенный человек. Своим даром поэт воздействует на него, он способен «глаголом жечь сердца людей»

    Проблема богатства внутреннего мира

    Под влиянием прочитанных книг Татьяна, героиня романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», создает свой романтический мир. Основа мира Татьяны – народная культура. Она выросла в деревне, с бытом, поверьями, фольклором народа. Она думает и чувствует как истинно русский человек.

    Проблема цели и смысла жизни

    Размышления о предопределенности судьбы человека, о цели и смысле человеческой жизни – эти вопросы занимают центральное место в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Нравственные нормы главный Печорин нарушает. Он эгоист и презирает людей, приносит зло. Автор считает, что в какие бы тяжелые условия жизнь ни ставила человека, он обязан уважать окружающих людей.

    Проблема назначения искусства

    В повести «Портрет» Н.В.Гоголя раскрыта проблема сущности и назначения искусства. Художник должен не копировать действительность, а, следуя своим замыслам, идеям, творчески преобразовывать её. Трагедия художника Чарткова в том, что между ним и изображаемой им жизнью встали деньги. Желание быстрой славы и богатства развратило душу художника.

    Проблема духовного состояния русского общества

    Проблема духовного состояния русского общества показана в поэме «Мертвые души». Сцена бала у губернатора – своеобразный смотр «мертвых душ» помещичьей и чиновничье России, которую отличает праздность и пустота существования. «Балы», «сплетни» — единственные убогие формы «общественной» и «умственной» жизни.

    Проблема жестокости

    Проблема жестокости одна из центральных в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Пушкин исторически объективно описывает причины и размах пугачевского восстания, но он видит сопутствующий ему взрыв жестокости как со стороны восставших (казнь офицеров, убийство Василисы Егоровны), так и со стороны царских войск (пытка башкира, виселицы на плотах)

    Подвиг на войне

    Подвиг солдата на войне показан А.Т.Твардовским в поэме «Василий Теркин» как каждодневный и тяжкий ратный труд – и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле. А герой, совершающий этот подвиг, — обыкновенный простой солдат.

    Проблема таланта

    Н.С.Лесков в своем сказе «Левша» показывает талант простого русского человека. Автор не теряет веры в народный характер, в его жизнестойкость, гуманные и нравственные принципы (хотя жизнь талантливого человека в России, по мнению писателя, трагична и никому не нужна)

    Проблема роскоши, разъедающей душу человека

    В произведении И.А.Бунина «Господин из Сан — Франциско» показан богатый человек, который последовательно стремится к своей цели. Оказалось, что все накопленное Господином не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем – то ином, не поддающемся денежной оценке,- житейской мудрости, доброте, духовности.

    Проблема поиска пути и правды жизни

    Поиски жизненной правды, которые ведет Пьер, герой романа – эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир», неизбежно приводит его к народу и постижению народной мудрости. Он находит особый смысл во встрече с солдатом Платоном Каратаевым. Мудрость Платона – это мудрость народного восприятия жизни, и поэтому, она оказывается такой близкой Пьеру.

    Роль семьи и дома

    Мысль о духовных основах семейственности показана в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Особые симпатии писателя вызывает патриархальная семья Ростовых, в поведении которой проявляется высокое благородство чувств, доброта, естественность, близость к народу, нравственная чистота.

    Проблема преклонения перед всем иностранным

    Пренебрежение к национальной культуре, языку, русскому народу и преклонение перед всем иностранным вызывает гнев главного героя Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Сам Чацкий говорит живым литературным языком. Его речь насыщена оборотами, свойственными русской народной речи.

    Сила слова

    Сила образа Чацкого, героя комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»,- в его пламенной речи. Она богата, как речь поэта. Ведь именно обличающим словом борется он со старым миром.

    Роль русского языка

    Стихотворение «Русский язык» И.С.Тургенев писал в дни русско – турецкой войны. Боль « при виде того, что совершается дома» выражена в стихотворении, а также выражается надежда на то, что если у народа такой великий язык, то и народ велик, и сможет справиться с испытаниями, которые выпали на его долю.

    Проблема сохранения чести

    А.С.Пушкин в произведении «Капитанская дочка» ставит вопросы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства. Петр Гринев, главный герой повести, стремится выполнить завет отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведет себя как храбрый офицер, честно выполняющий свой долг.

    Проблема свободолюбия

    Поэма «Мцыри» М.Ю.Лермонтова пронизана идеей борьбы за свободу, протестом против сковывающих человеческую личность общественных условий. Счастье жизни для Мцыри в борьбе за поставленную им себе цель – обрести родину и свободу.

    Проблема свободолюбия

    В основе произведения М.Горького «Макар Чудра» лежит легенда о влюбленных в свободу прекрасных людях. Правда жизни для Макара заключается в свободе, ему ненавистна власть над человеком. В подтверждении мысли о том, что самым дорогим в человеке является чувство свободы, Макар рассказывает легенду о гордой красавице Радде и прекрасном юноше Лойко Зобаре.

    Проблема человеческого достоинства

    В повести А.С.Пушкин «Станционный смотритель» создает образ «маленького человека», чье счастье оказалось растоптанным, с чьей жизнью не посчитались. Чувство человеческого достоинства, уважение его – вот главная идея повести. По мнению А.С.Пушкина, смирение унижает человека, делает жизнь бессмысленной, вытравливает из души гордость, достоинство

    🗹

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: