Некоторые критики и коллеги великого Пушкина считали, что у него не было неудач в творчестве, кроме одной. Этой неудачей, по их мнению, был роман «Дубровский». Знаменитая Анна Ахматова заметила, что написанием этого произведения автор хотел на долгое время избавить себя от финансовых проблем, так как творение явно было рассчитано на успех у публики — слишком уж проскальзывали в нем нотки бульварного романа. Мы, конечно, не вправе подвергать такой резкой критике творчество гениального Пушкина. Но вот разобраться с особенностями поведения некоторых его героев стоит.
Задумка романа
По мнению исследователей творчества Александра Сергеевича Пушкина, роман «Дубровский» был задуман еще в 1832 году. Есть сведения, что ради этой повести автор приостановил реализацию других, не менее грандиозных литературных планов. Наверное, ему самому была интересна причина ссоры Дубровского и Троекурова, поэтому работа шла очень быстро. Возможно, Пушкин был настолько поражен историей реального прототипа Дубровского, что написание продвигалось ускоренными темпами. Произведение основано на действительных событиях, имевших место в Белоруссии. Все подробности были рассказаны Пушкину его давним другом Нащокиным в Москве. А поскольку автор не мог писать о реальном персонаже, носившем созвучную фамилию Островский, то в произведении описана ссора Дубровского и Троекурова.
Характеристика Троекурова
Чтобы лучше понять, о каких именно людях идет речь в произведении, нужна детальная характеристика Троекурова и Дубровского. Начать лучше с негативного, по мнению автора, героя. Итак, Троекуров, кто же он на самом деле? Многие критики при описании характера Троекурова дают емкое определение «самодур». Именно это слово наиболее ярко характеризирует стиль поведения героя. Необузданный характер, безумные, часто опасные выходки, наглость и самоуверенность — вот краткое перечисление ключевых качеств его характера. Есть сведения, что и у Троекурова был двойник в реальной жизни. Вполне возможно, что Пушкин списал этого персонажа со своего двоюродного дяди, тоже помещика, и тоже весьма непростого нрава. Чтобы понять, в чем причина ссоры Дубровского и Троекурова, нужно уделить внимание и другому герою произведения.
Центральные персонажи романа «Дубровский». Ссора Дубровского и Троекурова.
М.А. Скирта
учитель русского языка и литературы Горловской СОШИ № 16 МОН ДНР
Центральные персонажи романа «Дубровский».
Ссора Дубровского и Троекурова.
(6 класс)
Цели урока:
Обучающая:
выявить первоначальные впечатления о романе; создать условия для определения школьниками причин ссоры Андрея Гавриловича Дубровского и Кирила Петровича Троекурова; сравнения характеров героев, определения мотивов их поведения.
Понятия: «чувство собственного достоинства», «высокомерие».
Развивающая:
совершенствовать навыки выразительного чтения, составления устных пересказов, развивать логическое мышление.
Воспитательная:
формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления значения новых понятий.
Тип урока:
урок изучения нового материала.
Форма организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- парная.
Методы обучения:
- словесный;
- наглядно-иллюстративный;
- частично-поисковый.
Приёмы деятельности учителя:
- эвристическая беседа;
- аналитическая работа с текстом;
- лексическая работа.
Технологии
: информационно-коммуникационные.
Оборудование:
словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, рабочая тетрадь ученика, дидактический раздаточный материал.
Ход урока.
- Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
: выявление первоначальных читательских впечатлений.
Метод
: практический, частично-поисковый
Цель:
формирование представления детей о главных героях произведения.
Учитель
:
- Проверим домашнее задание.
- Назовите главных героев романа.
- Укажите их социальное положение.
- Какими качествами характера обладали Троекуров и Дубровский?
- Какие у них были увлечения?
- Как складывались отношения с соседями?
- Как каждый из них относился к крепостным крестьянам?
- Отметьте общее в судьбах героев.
Заполните сопоставительную таблицу «Дубровский и Троекуров»
Троекуров | Дубровский | |
Социальное положение | Отставной генерал-аншеф, богат, происходит из знатного рода и имеет связи, большой вес в губерниях | Отставной поручик гвардии, владел семьюдесятью душами, беден и независим |
Качества характера | Необразованный, пылкого нрава, ограниченного ума, надменный в отношениях с людьми низшего звания, отроду не удостаивавший никого своим вниманием | Нетерпеливый и решительный. Прямо высказывает свое мнение, не заботясь о том, противоречит ли оно мнению хозяина дома |
Занятия | Праздность, дом полон гостями, буйные увеселения, страдал от обжорства, каждый вечер бывал навеселе, время проводил в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах | Горячий охотник |
Отношение соседей | Рады были угождать, трепетали при его имени | Все завидовали согласию с Троекуровым, удивлялись смелости, пытались подражать |
Отношение к крестьянам | Относился строго и своенравно | Доброе |
Общее в судьбах героев | Женились по любви, скоро овдовели, у обоих оставалось по ребёнку, были друзьями |
Ш. Целеполагание
- А кто такие друзья? Что такое дружба?
(Дружба –
близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (С. Ожегов, Н. Шведова)
(Дружба – это умение быть чутким и внимательным, прощать, способность понять и принять другого таким, какой он есть. Но в жизни не всегда бывает все гладко и благополучно. Любой из нас может сказать кому-то обидное слово, неудачно пошутить и, не желая того, обидеть близкого, родного человека. И в этой ситуации самое главное – вовремя остановиться, осознать свою ошибку и исправить её.)
- Подберите антоним к слову дружба.
(Вражда, ссора)
На доске
Дружба Ссора, вражда
- Каково лексическое значение слова «ссора»?
(Ссора
– состояние взаимной вражды, серьёзная размолвка) (С. Ожегов, Н. Шведова)
- Почему именно об этих понятиях мы говорим сегодня на уроке?
(Потому что наши герои сначала дружили, а потом поссорились).
- Сформулируйте тему урока. (Ссора Дубровского и Троекурова
)
- Как вы считаете, какие вопросы мы должны рассмотреть сегодня на уроке?
- В чём причины ссоры Дубровского и Троекурова?
- Кто виноват в ссоре?
- Как во время ссоры проявились характеры Троекурова и Дубровского?
- Почему не состоялось примирение ?
- Да, ребята, вам предстоит найти ответы на эти вопросы и определить, почему герои так поступают и что влияет на их поступки, поэтому тема урока звучит так: «Центральные персонажи. Ссора Троекурова и Дубровского».
IV. Первичное усвоение материала
Цель:
способствовать формированию представления школьников о различии главных героев произведения по нравственным качествам.
Метод
: эвристическая беседа, частичный анализ, наглядный.
- Как вы считаете, почему Кирила Петрович Троекуров позволяет себе такое поведение к окружающим его людям?
(Он привык к тому, что все угождают его малейшим прихотям).
- Какие качества характера развились в нём?
(на доске табличка) Троекуров
Самолюбие,
надменность,
праздность,
высокомерие…
Лексическая работа
со словами «высокомерие», «надменность»
- Определите лексическое значение слова:
Высокомерие –
гордое и надменное поведение, отношение к кому-нибудь. (С. Ожегов, Н. Шведова)
Надменность
—
самонадеянный, высокомерный. (С. Ожегов, Н. Шведова)
- Почему Дубровский остаётся «вне общего закона
», выделяется среди гостей Троекурова?
(Он не ищет выгоды от дружбы с Троекуровым, не лицемерит. Он отказывается от покровительства Троекурова).
Лексическая работа
со словом «достоинство».
- Какие качества характера остались у Дубровского?
(на доске табличка) Дубровский
Гордость,
чувство собственного достоинства,
независимость…
- Вы определили, что сближало
Дубровского и Троекурова.
(Воспоминания о прошлом сближают героев).
- Что разделяет
героев романа?
(В настоящем Троекуров – владелец огромного поместья, а Дубровский — всего лишь бедный дворянин.
Троекурову свойственно крайнее высокомерие по отношению к окружающим, Дубровскому – чувство собственного достоинства).
- Как вы считаете, происшествие на псарне – случайность или закономерность?
(Соединение гордого характера и «смиренного состояния» ставят Андрея Гавриловича Дубровского в особое положение. Долго оставаться в таком положении нельзя. «Нечаянный случай на псарне» — проявление социальной закономерности.)
III. Самостоятельная исследовательская работа с текстом. Работа в парах.
Цель
: формирование исследовательских навыков работы с текстом для решения основной проблемы урока.
Форма работы
: парная
Методы
:
Динамическая пауза
Учитель
. Проведите исследование причин ссоры Дубровского и Троекурова. Поработаете в парах. Возьмите лист с заданием. Найдите себе пару и заполните таблицу в рабочей тетради ученика. Работу выполняем 5 минут.
Прочитайте эпизод от слов «Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле…» до слов « «Но мысли его вскоре приняли другое направление…» (I глава).
Задания для учащихся
:
- Найдите цитаты, доказывающие виновность Троекурова в случившемся.
- Найдите цитаты, доказывающие виновность Дубровского в случившемся.
- Найдите цитаты, доказывающие виновность псаря Парамошки в случившемся.
Таблица в тетради учащихся
:
Кто виноват в ссоре? | ||
Троекуров | Дубровский | Парамошка |
|
|
|
Проверка выполнения заданий учащимися
- Как вы считаете, в чём вина Троекурова?
- А Дубровского?
Почему Парамошка осмелился унизить лучшего друга хозяина? На что он рассчитывал?
(Он привык рассчитывать на покровительство барина и уверен в своей безнаказанности).
IV. Обобщение изученного материала
Цель
: способствовать определению учащимися мотивов поведения героев произведения.
Метод
: аналитическая беседа
- Почему Троекуров был рад «дерзкому замечанию» псаря?
(Замечание верного слуги льстило его самолюбию.)
- Сразу ли понял Троекуров, что обидел старого друга?
(Кирила Петрович не понимает, что оскорбил Дубровского. Троекуров обошелся с ним так, как обычно обходился со всеми.)
- Сожалеет ли он о случившемся?
(Кирила Петрович удивлен и огорчен отсутствием Дубровского за ужином (дважды посылает за ним, расстроен настолько, что «отпустил гостей и отправился спать», «на другой день первый вопрос его был» о Дубровском).
- Почему письмо Дубровского оскорбило Троекурова?
(В письме Дубровский требует невозможного — равенства с самим Троекуровым. Этого простить Кирила Петрович не может!)
- Почему Троекуров воздержался от намерения разорить усадьбу Дубровского?
(Троекуров, уязвленный вызывающим поведением прежнего друга, решает не просто отомстить бывшему другу, а уничтожить его.)
- Почему Троекуров уверен, что его планы осуществятся?
- Так кто же виноват в ссоре?
- Кто же одержал победу в ссоре: Дубровский или Троекуров?
(Победил Троекуров. Он отнял у Дубровского имение. После ссоры с Троекуровым Дубровский тяжело заболел и умер, а Троекуров сохранил и имение, и здоровье, и жизнь)
VI. Подведение итогов урока
- Какие чувства испытывает человек от победы? (делятся опытом)
- А испытывал ли Троекуров радость от этой победы? Почему?
(Нет. Троекуров приобрел имение Кистенёвка).
Но Троекуров не нуждался в имении Дубровского. Во-первых, он был достаточно богат, во-вторых, «… от природы он не был корыстолюбив».
- Что терзает Троекурова? Каково его душевное состояние?
(Троекуров потерял друга. Его мучает совесть, он утратил душевное спокойствие. Для него главным было желание сломить гордость и независимость А. Г. Дубровского.)
- Ответ на вопрос: «Кто победил в ссоре: Дубровский или Троекуров?» на первый взгляд кажется простым. Ведь Троекуров добился своего. Но сам он не чувствовал радости от этой победы.
- В чем же тогда состоит победа Троекурова, если он потерял больше, чем приобрел?
(Когда ссорятся между собой друзья, близкие люди, разве может быть победитель. Кто-то теряет больше, как, например, Дубровский, кто-то меньше, как Троекуров, но страдают все участники конфликта. Троекуров это понял слишком поздно).
VII. Домашнее задание
Перечитать главы 2-3.
Подготовить устное высказывание
«Дубровский в суде: внешность, манера поведения, мимика».
VIII. Выставление оценок
IX. Рефлексия.
Продолжите фразу:
- Этот урок помог мне понять…
- На этом уроке я убедился в том, что…
- На уроке мне было …, потому что…
Дубровский–старший
Казалось бы, старые товарищи, имеющие похожее прошлое, должны иметь и похожие характеры. Но нет, что-то разительно отличает друг от друга Дубровского-отца и Троекурова. Сам автор исписывает много страниц, передавая схожие черты и то, как складывались судьбы. И продвижение по карьерной лестнице тут упоминается, и то, что оба женились, следуя зову сердца, и то, что так и не насладились долгим браком по любви, имели по ребенку. Таким людям присущи упорство и вспыльчивость, есть они у наших героев в полной мере. Но, несмотря на близкое соседство, это люди очень своеобразные, и в результате возникает ссора между Дубровским и Троекуровым. Их имущественное положение разделяет пропасть. Бедность Дубровского – гордая, ей не присуща зависть, поэтому он более к себе располагает. Этот герой появляется перед читателями в благородном свете. Вот приблизительная характеристика Троекурова и Дубровского, пушкинских персонажей.
Как все происходило
Пушкин в этом произведении дает нам понять, что дружба между такими разными людьми возможна до определенного момента. Становится понятно, что соседи не одинаково дорожат ею. Очень трагическим выглядит эпизод ссоры Дубровского и Троекурова, а последствия его еще хуже. В один из дней, когда у Троекурова был очередной прием, он повел гостей на свою псарню. Так получилось, что его друг Дубровский сделал ему замечание, в результате чего разразилась ссора, навсегда перечеркнувшая многолетнюю дружбу. Очень грустный факт открывает здесь читателям автор: Троекуров высокомерен, заносчив и ни в грош не ставит старого товарища. Для Троекурова обидеть друга не составило труда. Ведь он признает только язык денег, не принимая в расчет чувства других людей.
Обращение Троекурова со слугами
Кирила Петрович — богатый и знатный дворянин, но необразованный, избалованный, жестокий и страшный человек. Не знал ни в чём чувства меры, даже в еде. Ел и пил в больших количествах, имелись дни, когда обжирался как свинья. Считал себя лучше всех и относился к остальным с пренебрежением. Любил получать удовольствие от слабости других. Его забавляли шутки над людьми, спокойно закрывал человека с голодавшим медведем, подобные эпизоды заканчивались печально.
Дочь Марию выдал замуж за старого князя Верейского.
А она влюблена во Владимира Дубровского, но ей пришлось пожертвовать счастьем ради чести, так как любимый не успел её спасти от бракосочетания. Троекуров поступил жестоко по отношению к дочери.
Слуги ничем не отличались от хозяина. Они также вели себя наглым образом, воровали у Андрея Гавриловича.
Крестьяне же Дубровского испытывали страх от мысли оказаться в подчинение Кирилла Петровича, знали, что он будет относиться к ним хуже, чем к скоту, поэтому решили сбежать с Владимиром и разбойничать в лесах.
Пушкин изображает Кирилла Петровича в романе с нехорошей стороны, чтобы показать, что в России таких помещиков множество, и он ничем не отличается от других.
В романе присутствуют и иные дворяне, богатые, с высоким статусом, но душой низкие и подлые. Между собой проявляют любезность и вежливость, а к крепостным относятся пренебрежительно. Они интересовались богатством, до людей им дело нет.
Попытки все исправить
Все-таки Пушкин дал возможность Троекурову исправить ситуацию и попросить прощения. Да, взбалмошный помещик приходит домой к своему старинному другу и хочет извиниться. Но к тому времени Дубровский уже лежит тяжело больной. Его сын во всем винит Троекурова и не подпускает близко к больному, а со скандалом прогоняет. Причина ссоры Дубровского и Троекурова очень нелепа, но по-разному отразилась на них обоих. Для одного это просто неприятный момент, а для другого душевная драма, приведшая к тяжелой болезни и к смерти. Можно понять и чувства Дубровского-младшего: ему искренне жаль отца, который попросту оказался преданным. Но он еще не знает, что задумал Троекуров. Вскоре разразится как гром среди ясного неба весть о судебной тяжбе. Да, быть нечистым на руку лучше удается тому, чья мошна тяжелее, ведь взяточникам в суде тоже нужно кое-что положить в карман, речь идет о колоссальных взятках. Раздавая их направо и налево, Троекуров разоряет еще совсем недавно близкого друга и упивается победой. Тем временем Дубровский-старший лежит, окончательно добитый горем и болезнями, а вскоре умирает.
Взаимосвязь Дубровского с крестьянами
Андрей Гаврилович — противоположность Троекурова и других чиновников. Социальное положение Дубровского-старшего в обществе оставляло желать лучшего. Имение досталось от отца Гаврилы Ефграфовича. Андрей небогат, но образован, умён и благороден. Относился ко всем строго, но с уважением. Любил говорить правду и был честен. Умел общаться со всеми наравне. Отношение Дубровского к крестьянам положительное, Пушкин изображает героя как лучшего из помещиков.
По характеристике Андрея Гавриловича можно рассмотреть и понять, как Дубровский относился к людям:
- Слуг если и наказывал, то за дело.
- Помогал бедным, за это его любили, уважали и поклонялись.
- Обращался с крестьянами не как с подчинёнными, а как с людьми.
После смерти Дубровского все горевали искренне и боялись попасть к Троекурову. Женщины рыдали, мужчины еле удерживали слёзы. Потеря близкого человека даёт им осознание, что такого замечательного владельца им не увидеть.
Жестокость неосторожная или целенаправленная?
Смерть и разорение – это еще не все тяжкие последствия, а между тем причина ссоры между Дубровским и Троекуровым так банальна. Сюда следует еще отнести разбитое счастье дочери Троекурова Маруси. Очень жалко юную девушку, по воле отца выходящую замуж за престарелого помещика. Она самом деле любила Дубровского-младшего. Вот так из-за отцовской жестокости, которая идет рука об руку с алчностью, и страдают дети. Исследователи творчества Пушкина утверждают, что в продолжении этого произведения все же предусматривался счастливый финал. Дубровский-младший, вынужденный стать на разбойничий путь, уедет скрываться за границу. Но через несколько лет вернется и воссоединится с любимой. К сожалению, роман так и не закончен, и но вариантов развития событий было несколько. И мы никогда не узнаем, который из них подлинный. Понятной остается только причина ссоры Дубровского и Троекурова.
🗹