- Сочинения
- По литературе
- Достоевский
- Правда Сони Мармеладовой
Соня Мармеладова – далеко не единственная героиня, которая в романе обладает собственной «правдой». Носителем оной является и Раскольников. Только вот понятия этих героев об обществе, миссии человека и самых важных приоритетах в жизни существенно отличаются.
Мало того, они даже разительно контрастируют между собой, противоборствуют. Ведь Соня – довольно добрая девушка из простой семьи. Видя всю несправедливость и грязь, она остается чистой, практически непорочной – как внешне, так и в своих помыслах и суждениях.
Теория Раскольникова кажется девушке нелогичной и странной. Потому, даже когда юноша приводит ей некие доводы, Мармеладова не разделяет его позицию. Основная догма жизни Сонечки – это вера в Бога и надежда на то, что ситуация рано или поздно изменится к лучшему.
Родион же считает, что «кто тварь дрожащая, а кто имеет право» человек способен решать сам, без посторонней поддержки и помощи. Что же касается девушки, она не видит в самосуде очевидного выхода. Самого же Раскольникова она упрекает в безбожии, которое портит его.
Вполне возможно, что Соня права – и вполне вероятно, что ступи Родион на иной путь, он прожил бы спокойную жизнь неплохого человека. Именно на это она в глубине души и надеется. Но юноша иной – он считает, что бороться с дурным обществом стоит здесь и сейчас. Однако, как показывает финал, убийство старухи – процентщицы не меняет ситуацию в лучшую сторону, не исправляет общества в корне, не решает проблем. Наоборот, данный поступок только губит судьбу Раскольникова.
Соня поощряет такие христианские добродетели как смирение, прощение и доброта. Что же касается преступления Родиона, девушка полагает, что основной движущей силой в данном случае был отход от Бога. В ее понимании именно это всему виной.
Мармеладова полагает, что для того, чтобы душа Раскольникова была спокойна, молодому человеку необходимо не только раскаяться в своем поступке, но и задуматься о вечном, о духовных ценностях. Придя к Богу и по-новому взглянув на многие вещи, убийца рано или поздно получит прощение.
Вполне возможно, что Соня права. Финал произведения наглядно показывает, что у Родиона все же возникают мысли о внутреннем поиске и предназначении человека, о его духовной миссии и становлении. Можно даже сказать, что обращаясь к Богу, герой искренне раскаивается — да только в данной ситуации уже поздно что-либо менять.
Вера в Бога
Пройти все жизненные испытания Соне Мармеладовой помогает ее вера в Бога. Несмотря на все жизненные трудности, когда семья Сони находилась в бедственном положении, героиня смогла сохранить в себе любовь, милосердие и способность сострадать всем людям.
Соня верит, не задумываясь, инстинктивно. Героиня считает, что все люди на земле равны перед Богом, что справедливость восторжествует. Сонечка способна проникнуть в смысл бытия.
Узнав о преступлении Раскольникова, Соня говорит ему, что это произошло только из-за того, что он «от бога отошел». За это он и был наказан: «поражен» богом.
Вера Сонечки способна воскресить не только ее, но и других людей.
«Правда» Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Обрести Христа — значит обрести собственную душу. Ф.М. Достоевский
Роман «Преступление и наказание» написан после возвращения Достоевского с каторги в Сибири, когда он стал придерживаться религиозного устоя. Он начинает искать правду, пытается обличить несправедливый устой мира. В романе прослеживается неверие Достоевского в изменение мира путем насилия, а также мечта достижения человеком счастья.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей
Связаться с нами:
Результатом неверия в изменение человека, преобразование его души в безгрешную и незлобную, становится обращение Достоевского к Христу. Именно в нем он видит возможность нравственного усовершенствования людей.
Именно для того, чтобы узнать ответ на этот вопрос, он создает «Преступление и наказание».
Один из центральных героев проповедует свою теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих». Кажется, что именно его поступок становится центром повествования. Но, несмотря на всю значимость образа Раскольникова, роман был бы неполным, даже незаконченным, без Сони Мармеладовой.
Именно Соня является олицетворением «правды» Достоевского. Соня — это идеал чистоты и духовной силы, это любящая, открытая личность. Несмотря на все тяготы и лишения ее жизни, она смогла сохранить в себе любовь и сострадание к людям.
Но почему, почему Соня, нежная, чистая душой Соня, так низко пала? Почему стала продавать себя? Случилось это не от хорошей жизни! Она идет на самопожертвование ради своей семьи. Делает все ради их спасения: чтобы они не голодали, чтобы Полечка не пошла по ее пути. Своим смыслом жизни Соня видит самопожертвование. Она, как Киприда, вечно непорочная «блудница», потому что делает это все ради счастья других. Это понятно всем, кроме Родиона Раскольникова. Он не видит разницы между ее и своим преступлениями.
«Пойдем вместе… — ты тоже преступила… могла преступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь свою»,
— говорит он.
Но он был слеп только в начале. Он прозревал: прозревал оп мере развития их общения. Он все больше понимал состояние ее души и причину ее низкого падения. Понимал, что она грешит ради спасения других и этим возносит себя выше по чистоте души, чем сам Родион, который убил человека, чтобы проверить кто он: «тварь дрожащая» или «право имеющий». Раскольников осознал, что Соня человек с большой душой, наделенной даром бесконечного сострадания к людям.
Чуткость, вера и бескорыстность чувств Сони помогают душе Раскольникова начать свое возрождение. Соня увидела в нем не только убийцу, но и человека: она сопереживала ему, мучилась вместе с ним — и именно это спасло Родиона. Думаю, что этим возрождением Достоевский хотел показать, что вера в Христа, кротость и покаяние способны спасти этот желчный мир.
Достоевский противопоставляет смирение Сони бунту Раскольникова. Соня смирилась и идет дорогой страданий. Веря в истинную любовь к ближним, избирает путь насилия над собой, чтобы спасти родных. В отличие от нее Родион борется со всеми устоями жизни, которые не нравятся ему. Но преломление убеждений Раскольникова свершились, хоть не внешне, но внутренне: он решил чтить и следовать им в своем сердце.
Следуя по пути покаяния, Соня всегда во всем со всеми соглашалась, но однажды эта кроткая, смиренная девушка превратилась в грозную тигрицу. Она яростно защищала свои убеждения, веру в Бога, и категорически отвергала и порицала презрение Раскольникова к людям. Она, внешне являясь человеком, загубившим свою душу, не понимает «бунта» Раскольникова.
Столкновение двух героев с кардинально разным духовным развитием очень важно. В лице Сони мы видим отражение народного начала: терпения, смирения, безмерной любви к человеку и Богу. Поэтому именно Соня становится «противником» и одновременно спасителем Раскольникова с его идеей «избранного». И если Соня и не одержала полную, видимую победу в этом противостоянии, она хотя бы способствовала внутреннему окончательному крушению бесчеловечной идеи Раскольникова.
Поступки Сонечки
Сама Соня считает себя грешницей, потому что ей пришлось продавать себя. И Раскольников говорит о том, что героиня тоже преступила нравственные законы, она, как и он, преступница, но убила она свою жизнь. Родион пока не способен понять, что цели этих преступлений и падений были разные. Соня Мармеладова пошла по «желтому билету» не потому, что хотела проверить некую теорию, а потому что хотела помочь своим близким. Ее преступление против самой себя – это добро во имя другого человека. Способность к самопожертвованию – смысл ее жизни. Именно так должен поступать верующий человек.
Соня не считает себя праведницей, она чувствует свою вину за содеянное и пытается раскаяться. Это показывает эпизод чтения Евангелия.
С верой Сонечки в Бога связано и то, что она считала человеком и убийцу Раскольникова, она пыталась наставить его на истинный путь, помочь ему обрести себя. Теория Бога Сони, гласившая о равенстве всех людей перед Всевышним, позволила героине относиться к Раскольникову как к простому человеку. Не зря она читает ему про воскрешение Лазаря. Соня показывает Раскольникову, что подняться после нравственного падения может любой человек. Она призывает его к этому. Соня искренне помогает Раскольникову и всем находящимся на каторге. Для них она является символом прощения за их преступления.
Душевные и нравственные качества Сони
Соня не обладает какими-либо талантами, как Родион Раскольников, но ее отличают простота, трудолюбие, искренность. Тяжелый труд не испортил девушку, не привнес в ее душу черствость. Она оказалась гораздо более стойкой натурой, чем Раскольников, ведь она не сломалась под гнетом жизненных трудностей.
Девушка прекрасно понимает, что честным трудом не удастся заработать и не строит иллюзий по этому поводу. Выстоять в тяжелое время Соне помогают такие черты, как робость, кротость и терпение. Героине свойственна и безответность. Она жертвует собой, чтобы хоть как-то прокормить детей болеющей мачехи. Однако в ответ девушка не получает никакой благодарности. Не получает ответа она и от Родиона Раскольникова, который остается холоден к ее чувствам. Только со временем юноша понимает, что Мармеладова близка ему духовно. Девушка любит Раскольникова, однако чувства Родиона к ней сложно назвать любовью. Скорее это забота, благодарность, но не любовь.
Замечание 1
Безответность – рок Сони Мармеладовой.
Девушка не может постоять за себя, поэтому ее очень легко обидеть. Неотъемлемыми чертами образа героини являются:
- Самоотверженность;
- Безропотность;
- Доброта.
Она сохраняет эти качества вопреки всем ударам судьбы и обидам. Соня готова отдать последние деньги и последнее платья, чтобы помочь нуждающемуся или тому, кто находится в беде. Даже специфика жизненного уклада девушки не отняла у нее доверчивости. Сонечка Мармеладова искренне считает, что Лужин бескорыстен в своих намерениях помочь деньгами.
Иногда ее доверчивость сочетается с глупостью. Это отчасти связано с тем, что девушка лишена образования, ей недостаточно знаний. Жизненные обстоятельств не дали ей возможности освоить какую-либо профессию. Не получила Соня и воспитания. Но у героини есть склонность к быстрому обучению, усваиванию информации. Она с интересом читает книги, когда есть такая возможность.
Соне свойственная искренняя вера в Бога. Девушка, несмотря на обстоятельства своей тяжелой жизни, верит, что Бог все видит и не допустит плохого конца. Раскольников, открывшись Соне, ожидает от нее осуждения, и очень удивляется, что она ощущает боль и жалость.
Трагедия героини
Судьба Сони Мармеладовой схожа во многом с положением Родиона. Они играют в обществе одинаковую роль. Родион Романович живет на чердаке в убогой комнатушке. Как автор видит эту комнату: клетка маленького размера, приблизительно в 6 шагов, имеет нищий вид. Высокий человек чувствует себя в такой комнате дискомфортно. Раскольников настолько нищ, что дальше уже невозможно, но к удивлению читателя чувствует он себя хорошо, его дух не упал. Та же бедность заставила Соню идти на улицу для того, чтобы заработать деньги. Девушка несчастна. Ее судьба жестока к ней. Но моральный дух героини не сломлен. Напротив, в, казалось бы, нечеловеческих условиях Соня Мармеладова находит единственный достойный человека выход. Она выбирает путь религии и самопожертвования. Автор показывает нам героиню как человека, способного проникнуться чужой болью и страданием, будучи при этом несчастным. Девушка может не только понять другого, но и направить на верный путь, простить, принять чужое страдание. Так, мы видим, как героиня проявляет жалость к Катерине Ивановне, называет ее «справедливой, ребенком», несчастной. Соня спасает ее детей, потом жалеет умирающего отца. Эта, как и прочие сцены, внушают и сочувствие, и уважение к девушке. И совсем не удивительно, что потом свои душевные муки Родион разделит именно с Софьей.
Что объединяет Софью с Родионом
Чем можно охарактеризовать Мармеладову и Раскольникова одновременно? Например, каторжники, которые отбывают срок в одной камере с Родионом Романовичем, обожают Соню, которая регулярно его посещает, но с презрением относятся к нему. Раскольникова хотят убить и постоянно подшучивают над ним, что не царское это дело «топор за пазухой носить». Софья Семеновна еще с детства имеет свои представления о людях и на протяжении всей жизни придерживается их. Она никогда не смотрит на людей свысока, имеет к ним уважение и сожаление.
Образ Раскольникова
В начале повествования читатель замечает неадекватное поведение Раскольникова. Герой все время нервничает, его внутреннее состояние — постоянная тревога, а поведение кажется подозрительным. В ходе событий можно понять, что Родион – человек, который одержим своей идеей. Все его мысли — о том, что люди делятся на два типа. Первый тип – это «высшее» общество, также сюда он относит и свою личность. А второй тип – это «твари дрожащие». Впервые данную теорию он печатает в газетной статье, которая называется «О преступлении». Из статьи становится понятно, что «высшие» имеют право не обращать внимания на нравственные законы и уничтожать «тварей дрожащих» для достижения своих личных целей. По описанию Раскольникова, эти бедные люди нуждаются в библейских заповедях и моралях. Новыми законодателями, которые будут управлять серой массой, можно считать «высших», Бонапарт является примером для таких законодателей. Но сам Раскольников по пути к «высшим» совершает поступки совсем другого уровня, даже не замечая этого.
Реальная жизнь
Несмотря на все это, периодически Родион Романович возвращается на землю и замечает все, что происходит в реальном мире. В один из таких дней он становится свидетелем того, как пьяного чиновника Семена Мармеладова сбивает лошадь. Во время последних его слов автор впервые описывает Софью Семеновну. Соня была роста небольшого, ей было около восемнадцати. Девушка была худенькая, но хороша собой, блондинка, с привлекательными голубыми глазами. На место несчастного случая приходит Соня. Отец умер на ее коленях. Она посылает младшую сестру узнать, где живет Раскольников, чтобы вернуть ему деньги, которые он отдал на похороны отца. Спустя время Софья идет к Родиону Романовичу, чтобы пригласить на поминки. Так она проявляет ему свою благодарность.
Характер Сони
Образ Сони Мармеладовой — один из самых противоречивых в произведении Достоевского. Имея застенчивый и робкий характер, эта девушка стыдится своего греховного занятия. Она не может даже сидеть рядом с родственниками главного героя, считая себя недостойной подобной чести. Даже протянуть руку сестре Дуне Раскольниковой она не в силах, считая, что тем самым может нанести приличной девушке оскорбление.
Соня настолько безответна, что её могут подвергать унижениям и Лужин, и хозяйка комнаты, где она живёт. Девушка не может дать отпор своим обидчикам.
Но полностью её характер раскрывается перед читателями только после совершённых ею поступков. Несмотря на свою внешнюю хрупкость, Соня является человеком с невероятно твёрдым характером и крепкой верой. Фундаментом, на котором строится всё её существование, является безграничная вера в Бога, которая, как известно, основана на любви. Именно эта любовь заставляет отдавать ей весь свой заработок отцу, эта же любовь и жалость к ни в чём неповинным детям Катерины Ивановны приводят её к занятиям проституцией.
Любовь к главному герою заставляет её бросить родной город и уехать с ним в далекую Сибирь.
Соня умеет сострадать людям и прощать им даже самые злые поступки. Именно это качество отличает её от остальных героев книги. Она не осуждает постоянно недовольную мачеху, жалеет пьяницу-отца, прощает Раскольникову убийство своей близкой знакомой Елизаветы.
Как же Соня, физически очень слабая, может иметь такую огромную душевную силу? Причиной её всеобъемлющей любви является крепкая вера в Бога. Благодаря ей она приводит Раскольникова к осознанию своей вины и дальнейшему раскаянию. В дальнейшем Родион так же, как и Соня, приходит к вере и начинает новую жизнь.
Вывод
Хотелось бы сделать заключение, исходя из взаимных отношений главных персонажей романа. Какое значение имела правда Сони Мармеладовой? Если бы на пути Родиона Романовича не появилась Софья Семеновна со своими жизненными ценностями и идеалами, то его жизненный путь закончился бы очень скоро в мучительных муках самоуничтожения. Вот в чем правда Сони Мармеладовой. За счет такой завязки в середине романа автор имеет возможность логически завершить образы главных героев. Два разных взгляда и два анализа одной и той же ситуации придают роману убедительность. Правда Сони Мармеладовой противопоставлена теории Родиона и его мировоззрению. Известный русский писатель смог вдохнуть жизнь в главных персонажей и благополучно разрешить все самое худшее, что происходило в их жизни. Такая завершенность романа ставит «Преступление и Наказание» рядом с самыми великими произведениями, которые есть в списке мировой литературы. Каждый школьник, каждый студент должен прочесть этот роман.
🗹