Что для меня правильнее: спасительная ложь Луки или «Правда — бог свободного человека»


Три правды в пьесе Горького «На дне»

Пьеса «На дне» была написана 15 июня 1902 года, на сцене её премьера состоялась 31 декабря того же года. Она сменила множество названий в процессе разработки и преодолела множество препятствий в связи с цензурой в русских театрах, однако осталась интересной по сей день, ведь в ней можно встретить правду о жизни «бывших людей», то есть социальных низов общества, отсюда и выходит её название, к которому мы так привыкли.

Можно много рассуждать по поводу того, почему Горький не оставил ей название, например, «Без солнца» или же «Ночлежка», но интереснее всего, на мой взгляд, поговорить о конфликте этой пьесы.

Хочу начать с того, что в пьесе мы можем заметить три «правды», каждая из которых по-своему верна, именно они составляют конфликт произведения.

«Правда» странника Луки в том, что если для того, чтобы жить, человеку нужна ложь, ему нужно лгать, ибо это будет являться ложью во благо. Без нее человек может не выдержать тяжёлой правды и умереть вовсе, так как утешение нужно каждому для продолжения борьбы с унынием. Речь героя афористична, и в ней можно увидеть его жизненную позицию. Например, герой считает, что: «Во что веришь, то и есть».

Также есть вторая «правда», которая отображается в образе Сатина, который является шулером и алкоголиком. В прошлом он был телеграфистом, но осмелился убить человека и сел в тюрьму, так и оказался в ночлежке, неся свою «правду» о том, что ложь — религия рабов и врать нельзя никому и нигде. Сатин считает, что человека нужно именно уважать, а не унижать жалостью. По мнению Константина, человек не должен отчаиваться и именно в его монологах наблюдается авторская позиция: «Правда — бог свободного человека!».

Третья «правда» заключается в том, что нужно говорить всё прямо, как есть и это — правда Бубнова. Он считает, что нет смысла врать, так как всё-равно все рано или поздно умрут.

Каждый человек сам для себя решает какая «правда» ему ближе, но самое сложное — сделать правильный выбор, ведь от него может зависеть жизнь человека, а то и сотни людей. Я считаю, что правда, предложенная Сатиным, ближе мне, так как я думаю, что человек всегда должен осознавать свою ценность и быть уважаемым. Ложь же будет существовать всегда, хотим мы того или нет, ведь без зла, как известно, не было бы и добра. Однако нельзя культивировать ее и превращать в идею, оправдывая иллюзорным благом. У каждого свое понимание «блага», и если мы начнем друг-друга обманывать ради достижения «высшей» цели, то посеем одно лишь зло. Спор, чья правда правдивее, решится силой, и будет уже не до уважения и ценности человеческой жизни и личности.

Лука уходит, как и абстрактные идеалы под давлением реальной жизни. Что он, бродяга и нищий, может посоветовать людям? Чем помочь? Только вселить губительную напрасную надежду, которая, уходя, разобьет человека вдребезги.

В заключении хочу написать о том, что честный человек гораздо сильнее и добрее лжеца: он неравнодушен, если пытается найти истину и показать ее вам, а не скрыть или «не заметить» из банального безразличия к вашей судьбе. Враль безответственно и хладнокровно пользуется доверчивостью и предает ее, а честному человеку приходится пробиваться сквозь броню недоверия и действовать напрямик ради вашего блага. Он не использует вас и не дурит, чтобы развлечься. Лука тоже не был ни расчетлив, ни смешлив, но был далек от реальной жизни и погружен в собственные иллюзии. Сатин – реалист, он повидал на своем веку больше. Эдакий блудный сын на своем опыте изведал, как человек нуждается в уважении и правде, которая, как знать, могла бы предостеречь его в свое время от фатальной ошибки.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение: Спор Луки и Сатина о правде

(375 слов) Пьеса «На дне» — одно из наиболее известных произведений М. Горького. Современники ругали или хвалили эту драму, но равнодушных зрителей и читателей точно не оставалось. В чем же секрет успеха книги, которая интересует нас до сих пор? Я думаю, в том, что автор затронул очень важную тему, говоря о правде и лжи во благо. Истину защищает шулер Сатин, а обман – странник Лука. Именно их спор притягивает внимание человека, который сталкивается с данной дилеммой каждый день. Значит, стоит разобрать его поподробнее.

В чем же суть мировоззренческих позиций этих героев? Сатин считает, что «ложь – религия рабов и их хозяев». Он не видит смысла в жалости и обещаниях, когда за ними скрывается пустота, а у кого-то даже расчет. Только правда может дать человеку стимул лучше жить, она же возвышает его, тогда как обман «во благо» унижает его достоинство. В истине и плате за нее персонаж видит подлинную свободу личности. Лука же никогда не говорит прямо о своих убеждениях: «Во что веришь, то и есть». Он стремится утешить обитателей дна лживыми фантазиями: охотно выслушивает историю проститутки о большой любви, советует Актеру выдуманную больницу для алкоголиков, рассказывает Анне об отдыхе на том свете. Так он облегчает сиюминутные муки, но на деле лишь растравляет душевные раны, ведь после его ухода все остается по-старому, и вчерашние надежды разбиваются о повседневность. Но старик думает, что вера в несуществующую праведную землю необходима для того, чтобы «терпеть жизнь».

Открытых столкновений героев в тексте мы не наблюдаем. В отличие от многих персонажей, Сатин весьма уважительно относится к старцу и в финале даже хвалит его, хоть и не принимает его сторону. Как признается сам шулер, Лука подействовал на него «как кислота на старую и грязную монету». Пока он не начал врать Анне, Пеплу, Наташе и Актеру про счастливое будущее, Сатин и не задумывался о том, что «правда – бог свободного человека». Свою позицию он сформировал, когда почувствовал несогласие со стариком и увидел последствия его «лжи во благо». Поэтому именно в четвертом акте концентрируется весь драматизм столкновения двух сторон: прекрасные обещания Луки уходят вместе с ним, а горькая, но единственно верная правда жизни остается в ночлежке, вылетая из уст шулера.

Таким образом, автор не делает вывод за нас: правых и виноватых мы определяем сами. Но я считаю, что только правда достойна человека, ведь слабым как раз-таки не хватает ее силы.

Сочинение про Сатина

Произведение “На дне ” Горького повествует нам трагичную историю, которая основывается на почти каждой третьей историю жизни обычного человека того времени. Произведение раскрывает удивительные образы, которые в свою очередь, раскрывают само произведение.

Повнимательнее следует рассмотреть образ Сатина. Сатин – мужчин средних лет, с очень твёрдыми атеистическими убеждениями, с которыми он жил всю жизнь и продолжает жить дальше. Автор описывает его как человека рассудительного, старающегося быть оптимистичным, но давно разочаровавшегося в жизни, которая для него потеряла все краски и контрасты. Он привык полагаться только на себя, не возлагая свои проблемы на окружающих, из-за чего мало кто из его сожителей знаком с ним по-настоящему.

Он также привык презирать людей, которые стараются обмануть окружающих для их блага, он презирает саму идею лжи во благо, также при этом, презирая религию и всех её последователей, аргументируя это тем, что нет смысла надеяться на какие-то несуществующие силы, существование которых и доказать невозможно. Именно по данной причине он и не согласен с Лукой.

В эпизоде конфликта с проповедником Лукой автор показывает нам, что Сатин готов отстаивать свои интересы и убеждения, так как он не раз становился свидетелем того, что хорошие люди страдали из-за дезинформации. И тогда он пообещал себе говорить только правду, и только то, что он думает.

После автор раскрывает нам его с противоположной стороны. Хоть практически всегда своей резкой и твёрдой правдой он огорчает людей, однако он также может ею поддержать. В одном из эпизодов он произносит пламенную речь, в которой говорит о том, что только труд и упорство спасёт человека, а не какие-то там обещания спасения души и рая. Он заставляет своих слушателей обратиться к голосу разума. Он даже не порицает Луку за его ложь, так как он понимает его ситуацию, и принимает её. Через данный эпизод и образ автор старается передать нам своё мнение, что у него получается отлично, так как образ был продуман идеально, и он также идеально доносит свою мысль до читателя.

Большой Бейсуг

Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет, — Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!
Жак-Поль Беранже

Правда и ложь… Два противоположных полюса, связанных неразрывной ниточкой. Что более необходимо человеку? Странно ставить такой вопрос. Ведь с детства нам прививают понятие о правде как о положительном, а о лжи как об отрицательном. Но человек уж так устроен, что ему подавай правду, а сам он на всеобщий суд ложь выдвигает.

В обыденной, рядовой ситуации, может быть, это и не так важно, что вам скажут правду, истину — или солгут в очередной раз, обведут вокруг пальца. А если дело касается, к примеру, пациента и врача когда опытный доктор не сомневается в том, что больной не доживет до утра следующего дня, и не знает, как же ему поступить: сказать все в глаза или промолчать, скрыть, навеять «сон золотой», дать понять, что жизнь еще теплится и не покинет душа тело, пока Пизанская башня не упадет. Вот он — вечный философский вопрос. Вопрос о правде и святой лжи. Эту проблему поднимает и М. Горький в своей пьесе «На дне».

Основной конфликт драмы — конфликт в душах героев, в их восприятии мира, человека, правды, конфликт между реальным и желаемым.. Здесь-то и зарождается спор о правде: о правде жизни, которую высказал Клещ («Работы нет… силы нет!.. Жить — дьявол — жить нельзя… вот она — правда!…), о голой правде Бубнова и о правде мечты, об утешительной лжи Луки.

Лука… Кто же он? Какое место он занимает в пьесе и какое место занимают люди, такие же, как Лука, в нашей повседневной жизни?

Лука не главный герой пьесы. Он лишь композиционный центр драмы, вокруг которого строится основной конфликт. Появление Луки — завязка пьесы, его исчезновение — кульминация.

Вообще Лука — интересный герой, вызывающий огромное количество споров вокруг себя. Эти споры неразрешимы были ни в начале века, когда была написана пьеса, ни сейчас; неразрешимы, как философские проблемы, пришедшие к нам из древних времен в до сих пор не имеющие однозначной оценки, потому что каждый для себя решает их по-своему.

Так, например, в театре «Современник» Луку играют как человека доброго, человека, любящего людей, сострадающего им. Во МХАТе же Лука был сыгран как человек без сердца, расточающий ложь направо и налево, дающий людям пустые надежды, обрывая последние нити, связывающие их с жизнью. Так до сих пор и не пришли эти два театра к единому толкованию образа старичка. Это и не удивительно.

Для того чтобы попытаться понять, кто же таков Лука, обратимся к автору. Сам М. Горький утверждал, что Лука — жулик, Лука — обманщик и имя у него Лука — «лукавый».

Итак, в «подвале, похожем на пещеру», появляется странник с традиционной котомкой за плечами. Вначале никто на него даже внимании не обращает, лишь Васька Пепел, дабы не обидеть Наташу, которая и привела Луку, между делом бросает свою оценку: «Занятного старикашку-то привели вы…»

Но, как только Лука произносит несколько реплик, все сразу прислушиваются к нему, все ждут, что же он скажет далее. А он знает, каким магическим даром обладает его слово, и пользуется этим.

Лука — тонкий психолог. Он сразу же угадывает, что нужно людям, и тут же им предоставляет ту утешительную мудрость, ту феерию, сказку, которая для обладателей ночлежки оказывается бальзамом из благоухающих восточных растений, заживляющих все раны. Сатин потом уже, в четвертом действии, замечает: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей…. Что же произошло?

Некоторые критики утверждают, что Лука как никто внимателен к людям, что Лука как никто любит людей, что он чувствует любые движения их душ и при этом с легкостъю угадывает, в чем они нуждаются, чего им не хватает для лучшего в этой жизни. В среде ночлежников за свою отзывчивость он заслуживает уважения, а это кое-что да значит. Тем более что Лука не только говорит добрые слова, но порой и совершает добрые поступки (например, помогает Анне). Лука нравится ночлежникам и потому, что он в атмосферу общего безразличия друг к другу, подозрительности, недоверия вносит какой-то луч, какую-то струю оживления: люди начинают замечать друг друга (Клещ, к примеру, говорит: «Везде — люди… Сначала — не видишь этого… потом — поглядишь, окажется, все люди….), их отношения становятся теплее, исчезает озлобленность.

Но так ли это? По-моему, Лука — просто лжец, лжец профессиональный. Неужели его поступками движет человеколюбие? Я думаю, нет, я просто уверена, что он безразличен к людям! Они кормят его, я за это им рассказывает прибаутки. Жизнь ночлежников тяжела, и он прекрасно понимает, что ему, как новому в том коллективе человеку, несомненно, захотят поплакаться, поделиться своим горем, рассказать о своих страданиях. Но интересно ли ему об этом слушать? Дабы избавить себя от скучных исповедей, не желая принимать на себя роль отца-батюшки, у которого бы «крестом сияло брюхо на народ» (А. Блок), он представляет людям свои «правды», свои ложные «истины».

Лука не любит людей. Он жалеет людей, а если жалеет, то унижает, так как жалость принижает человеческое достоинство, а значит, ввергает его в зависимость от других людей. Сатин, например, в пылу рассуждений о Луке, наметил: «Кто слаб душой.. и кто живет чужими соками,— тем ложь нужна…»

Ночлежники принимают ложь Луки. Они именно слабы душой, потому что не могут изменить свою жизнь, значит, им нужна ложь.

Но ведь тот же Сатин заявляет: «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!». Обитатели «пещеры» на роль хозяев не претендуют, значит, надо рассматривать их как рабов, рабов, не властных над своими судьбами, людей-рабов, и это при том, что человек — это «великолепно», что это «звучит гордо»!

Так разве нужна такая ложь, такой «сон золотой»?! Разве ее можно раздавать людям, любя их и возвышая?!

Жалостливость — вот та изюминка, за счет которой Лука завоевывает симпатии окружающих. Жалостливость и внушение ложной, мимолетной иллюзии в бесперспективной жизни ямы, дна, бездны, из которой уже не выбраться! Кто-кто, а Лука-то это понимает лучше всех!

Он энергично и красноречиво доказывает Актеру, что существует бесплатная лечебница для алкоголиков; он убеждает Ваську Пепла с Наташей уехать в Сибирь и найти там счастье; он уверяет Анну, что та попадет в рай, а она и рада.

Но здесь нет самого главного! Лука сам не верит в свою «правду». Он знает, что все сказанное им — брод, вымысел, но заботит ли его это? Думает ли он о последствиях своей утешительной сказки?

Нет! Ему и это не интересно! Он это лишний раз доказывает своим исчезновением. Да! Он исчезает, расплывается, растворяется как раз в тот момент, когда люди, которым он вскружил головы, нуждаются в его словах, в его советах, в этих самых его выдумках более всего на свете.

Ложь Луки задевает за живое Актера. Он все чаще вспоминает прошлую жизнь, он перестает пить и начинает копить деньги на дорогу в бесплатную лечебницу, он искренне верит, что его будущее еще впереди. Но Лука уходит, а адреса лечебницы не оставляет. Все надежды рушатся. Актер кончает жизнь самоубийством. Получается такой же финал, как и в притче о «праведной земле», Но в истории о «праведной земле» Лука утверждает, что нельзя у человека отнимать надежду. А трагический исход жизни Актера открывает несостоятельность «правды» Луки.

Васька Пепел не принадлежит к числу тех ночлежников, которые восхищались Лукой до умопомрачения. Однако и он испытал влияние его уверений о прекрасном будущем в Сибири. Васька отправляется в Сибирь, но не как свободный человек, а как каторжник. Судьба иначе расставила акценты. Вмешательство Луки и в этом случае ничего не меняет к лучшему.

Прислушивалась к словам Луки и Настя, которой особенно дико было находиться в ночлежке. Она мечтала о прекрасной, истинной любви. После исчезновения Луки Настя увидела ту пропасть, которая лежит между ее настоящей жизнью и той мечтой, которую она лелеет в глубине своего сердца. И здесь правда «безумца» Луки была не нужна! Если Настя не покончила жизнь самоубийством сейчас, то, что же, все еще впереди.

В споре о правде у Луки в ночлежке есть и противники. Например, Барон, который называет «жалкого старикашку» «шарлатаном». Или Костылев. По его мнению, Лука «бесполезный старичок». Но при этой своей бесполезности он опасен, опасен не тем, что обещает ночлежникам золотые горы и «пуховые подушки», а тем, что он «мутит людей», к чему-то их побуждает, вносит в их умы анархию и разлад.

Лука подействовал на обитателей ночлежки, как «кислота на старую и грязную монету». Благодаря Луке, М. Горький показывает, что у тех людей, у которых нет ни будущего, ни надежды на свет в оконце длинного туннеля, есть душа, возвышенная, мечтательная, чудная, человеческая.

Каждый из героев пытается вырваться из ночлежки. Лука усилил это их желание. И как горько становится всем после осознания полнейшего несоответствия между социальным положением героев и их внутренним миром и внутренними возможностями.

Нет, не нужна людям .дна. .правд* Луки. Она отбирает силы для борьбы с действительностью с целью достижения счастья, для которого и создан человек.

Обитатели ночлежки слабы, они несостоятельны: с исчезновением из их поля зрения Луки уходит их мечта о новой жизни, зажженная странником ярко-ярко. Все остается по-старому.

Таким образом, М. Горький лишний раз подчеркнул особенность русского национального характера: русские люди критически относятся к действительности, резко критикуют ее, но не имеют, увы, внутренних сил изменить ее.

Так что же нужно человеку: настоящая правда или утешающая ложь? Спорьте, критики! Спорьте, философы! Найдете ли вы единый ответ? Нет, наверно. Ибо испокон веков люди пытаются найти решение вопроса и будут еще долго искать, пока не потеряет человек способность мыслить.

похожие материалы

  • Лука – блуждающий персонаж (По пьесе «На дне»)
  • Споры о человеке и образ Луки в пьесе М.Горького «На дне»
  • Прав ли Лука?
< ПредыдущаяСледующая >

Философия Луки

Фактически Лука предлагает своим слушателям примитивно понимаемую им христианскую человек должен все терпеть, потому что он греховен, он несет на земле заслуженное наказание, а после смерти будет награжден по своим делам.

Эта философия по сути оправдывает зло на земле, превращает Бога в могущественного и свирепого повелителя людей, который каждому воздает по заслугам.

Поэтому Лука и стремится обманывать несчастных людей, попавших в ночлежку, считая, что такой обман поможет им справиться с жизненными трудностями. Лука готов принять социальную несправедливость как данность, считая ее следствием несовершенства человеческой природы.

Позиция Луки

Лука, старичок-странник лет 60, появляется в пьесе не сразу. Он приходит в ночлежку и по-своему пытается утешить тамошних обитателей.

Он обещает умирающей от болезни Анне райское блаженство за перенесенные на земле мучения, разбойнику Ваське – возможность начать новую жизнь в далекой и холодной Сибири, алкоголику – больницу, в которой его вылечат, проститутке – возможность найти настоящую любовь и т. д.

Некоторые обитатели этого заведения начинают верить доброму старику, однако часть из них отвергает его рассказы, считая (и заслуженно считая) их ложью.

Популярные сочинения

  • Сочинение Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова
    Михаил Юрьевич – одинокая и свободолюбивая личность. Этот мир с малых лет воспринимался поэтом, как жестокое и недружелюбное место. Будучи маленьким мальчиком, он потерял мать
  • Сочинение по стихотворению Лермонтова Тучи 6 класс
    У Лермонтова существует очень много хороших и прекрасных произведений. Кроме этого у него имеются и стихотворения, которые также нравятся многим читателям. Но больше всего мне нравится стихотворение
  • Сочинение про море
    Думаю, что море — одно из самых атмосферных мест, в которых только бывал человек, и ни один мегаполис не сравнится с ним. Море кажется совершенно обычным местом, однако в этом и заключается его уникальность.

Вариант 2

Пьеса А. М. Горького «На дне» является одним из сильнейших драматических произведений того времени. Эта пьеса касается главных вопросов существования человечества, его восприятия мира.

В пьесе описаны эпизоды из жизни людей, живущих в одной ночлежке. Каждый из них когда-то кем-то был, и вот теперь они оказались на «дне». Некоторые из них живут в иллюзорном мире, некоторые просто плывут по течению, но среди них встречаются и те, кто готов отстаивать свою правду.

Однажды неизвестно откуда, в ночлежке появился Лука, ничем не приметный снаружи, но своим понятием о жизни всколыхнувший души людей. С виду добрый и сострадательный человек, но невозможно понять, что у него на душе, о себе он рассказывает мало и неохотно, вместе с тем пытается влезть в душу каждого человека. Ему интересно абсолютно всё: и отчего плачет над книгой Настя, и почему так себя ведёт Василиса, ему до всего есть дело. Своими словами он пытается каждому помочь, ободрить, поддержать, успокоить. Это его правда, Лука считает, что его философия необходима людям. Он вселил постояльцам ночлежки веру в будущее, заставил по-другому взглянуть на жизнь, и ушёл также внезапно, как и появился. И что это дало людям? Горькое разочарование несбыточных надежд, а слабохарактерный Актёр и вовсе лишил себя жизни.

Другая правда у Бубнова. Скептически ко всему относящийся, он отрицает всех, и себя, в том числе. Его правда в том, что социальные различия не играют никакой роли, все они смываются, как краска с рук, казалось бы въевшаяся навсегда. Опустившись на «дно» жизни, все становятся одинаковыми, как родились голенькими, так и умрут, как бы не старались приукрасить себя при жизни. Бубнов не признаёт никакой жалости, ни к кому, и ни к чему, все окружающие для него равноценны и лишние, как и он сам.

Правда Сатина состоит в возвеличивании человека, жалость Луки для него неприемлема, он считает, что жалость только унижает человека, а в его понятии: «Человек-звучит гордо!». Он восхищается человеком, как сильной и волевой личностью, способной перекроить весь мир по своему разумению. Сатин убеждён, что сила человека в нём самом, не нужно ни на кого надеяться, и никого жалеть, гордый человек способен на всё.

Его правда и в рассуждениях о работе, где Сатин утверждает, что если труд для человека будет доставлять удовольствие, то и жизнь его будет приятной, а если будешь работать по обязанности, то снова станешь рабом, рабство унизительно, гордый и свободолюбивый человек должен стремиться к достижению высших целей.

Пьеса Горького заставляет каждого человека задуматься о собственном существовании, и самому решить, как жить в этом мире. Все эти три персонажа правы по-своему, что говорит о том, что единой правды нет, и быть не может. Каждый человек индивидуум, и каждый судит по-своему, оценивая правду этих героев.

Конечно, каждый должен обладать добротой и человеколюбием, состраданием, но при этом не унижая человеческого достоинства, и иметь в себе силы противостоять несправедливости и жестокости.

Что для меня правильнее: спасительная ложь Луки или «Правда — бог свободного человека»

1. Истина и ложь — философский выбор. 2. Жизненные воззрения Луки. 3. Человеколюбие Сатина. 4. Сравнительный анализ двух точек зрения. 5. Мой взгляд на спор Луки и Сатина В жизни каждого человека возникают ситуации, когда приходится для себя делать непростой выбор. Что выбрать — неприглядную истину или сладкую ложь? Наверное, каждый в этом отношении руководствуется собственным жизненным опытом и характером самой ситуации. О непростом выборе много задумывались и классики. В своих произведениях они предлагали различное видение данной проблемы. Кто-то старался склонить читателей на ту или иную сторону, другие просто предлагали поразмышлять на эту тему. К философским размышлениям склоняет и произведение Максима Горького «На дне». В пьесе очень образно раскрыто две противоположные точки зрения. Два героя — Лука и Сатин, вступают на страницах произведения в сложный идейный спор относительно того, что же лучше правда иль «сон золотой»? По словам самого автора, именно этот спор является главным вопросом произведения. Что проповедовал Лука? Как говорит он сам: «…чего тебе правда больно нужна?.. Подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя». В основе его измышлений лежит сострадание, которое выражалось в так называемой утешительной лжи. Лука сочувствует обитателям ночлежки. Умирающей Анне он рассказывает о жизни в раю, которая ожидает ее после смерти. Он обещает, что она отдохнет от земных страданий. Пеплу с Наташей он советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит. Актер получает надежду на новую жизнь, на излечение от алкоголизма. Возможно, что в других обстоятельствах мы бы и не называли Луку обманщиком. Ведь, например, многие люди искренне верят в существование рая и жизнь после смерти, и при этом никто не говорит, что они живут во лжи. Да и лечебница, где могли бы помочь потерявшему себя алкоголику, тоже вполне реальна…. Однако сам Лука абсолютно не верит в то, что говорит другим людям. Более того, он старается намеренно обмануть обитателей ночлежки потому, что считает их бессильными самостоятельно изменить ситуацию. Совсем иная позиция у Сатина. «Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… Одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому ложь?» Сатин с гордостью отзывается о человеке, считает, что в жизни все зависит от его поступков. В его высказываниях вырисовывается образ прекрасного, сильного душой человека, способного выдержать любую правду, умеющего прокладывать себе верную дорогу и двигаться ею несмотря на мешающие обстоятельства. Такой несгибаемый человек прекрасен, на него хочется походить. Казалось бы, такая философия представляется весьма привлекательной. Но что же смущает в столь замечательных высказываниях? Почему читатель не может безоговорочно принять идею Сатина и возвысить по сравнению с другими обитателями ночлежки? Да потому что Сатин сам является обитателем того самого «дна», страшная картина которого талантливо изображена М. Горьким. И мы не можем считать, что Сатин чем-то отличается от остальных героев произведения, что его позиция является правильной, а словесные изыскания пророческими/Ведь на своем примере Сатин доказывает совсем обратное тому, о чем говорит. Получается, что и Лука и Сатин весьма противоречивые герои, в образе которых присутствует как истина, так и ложь. Поэтому и определить, какая из точек зрения мне ближе — Луки или Сатина — довольно сложно. Стремление к идеалу призывает меня стремиться к некой собирательной философии, в которой будет присутствовать идеи обоих героев, но значительно облагороженные. Так, наверное, я бы старался строить свою жизнь на принципе «Правда — бог свободного человека», подчеркивая, что человек — главное совершенство природы. Однако исключить совсем фактор лжи я вряд ли бы смогла. Ведь понятие ложь во спасение действительно существует, а правда зачастую очень жестока, да и не всем она нужна…. Думаю, что фактор спасительной лжи, о котором говориться в произведении «На дне» нужно использовать очень осторожно и тонко. В определенных обстоятельствах ложь представляется мне хорошим инструментом для решения сложных вопросов. Но не стоит вводить ложь в обычную жизнь, делая ее неотъемлемой частью своего «я». Человек действительно достоин уважения, а сильный человек, способный распоряжаться собственной судьбой, вдвойне. Для меня правильно быть таким человеком, сводя ложь в своей жизни к идеальному минимуму.

Сюжет и главные герои пьесы Горького

Пьеса «На дне» была написана автором в начале прошлого века. Ее первая премьера, состоявшаяся в 1902 году в МХАТе, произвела огромное впечатление на зрителей.

Это было неудивительно, ведь молодой драматург смог создать не только трогающий за живое сюжет, но и блестящие образы главных героев.

Сюжетом стала жизнь обитателей ночлежки для бедных, людей, у которых нет ничего: ни денег, ни статуса, ни социального положения и даже простого хлеба. Судьба их трагична, они не видят смысла своего существования, их будущее – это только смерть и нищета.

Среди героев выделялись два антипода — Лука и Сатин, которые и донесли до зрителей основной смысл пьесы.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: