- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ Поучения Владимира Мономаха
История создания
Владимир Мономах – один из мудрейших киевских князей в конце своей жизни задумал написать поучение своим детям, в котором сформулировал основные правила поведения человека в обществе. Поводом к написанию Поучения стала встреча с братьями, которые предложили ему объединиться и выступить против Ростиславичей, тем самым продолжить распри на русской земле. Возвращаясь домой, князь обратился к Священному писанию и решил написать Поучение своим детям.
Жанр
Сам автор определил свою грамоту как поучение, однако исследователи древнерусской литературы считают, что правильнее называть произведение посланием.
Сюжет и тема
Князь Владимир Мономах сразу определился с адресатом своего Поучения – это его дети. Им князь намерен изложить правила поведения православного человека, рассказать о своем жизненном пути и передать свой опыт богатой на события княжеской жизни. Произведение интересно не только правилами добродетельной жизни, но и тем, как сам князь руководствуется этими правила в своей жизни.
Главные герои
Прежде всего, это сам князь Владимир Мономах. В Поучении также упоминаются имена русских князей, с которыми так или иначе приходилось сталкиваться ему. Особо выделен князь Олег Святославович Черниговский, давний сообщник половцев и соперник Владимира Мономаха.
Композиция
Поучение состоит из трех частей. Первая часть – это правила жизни, которые князь сформулировал для своих детей. Основа поведения православного человека – это почитание Бога. Ежедневные молитвы и добрые, пусть даже небольшие дела. Помнить о том, что все мы небезгрешны, стараться меньше их совершать – для верующего человека это очень важное правило. Особое место в своем Поучении князь уделил отношению к убогим. Не забывать их, постоянно заботиться о них – это и княжеский, и человеческий долг. Напоминает князь своим детям и о самых простых человеческих качествах, необходимых порядочному человеку. Это искоренение лени, трудолюбие, забота о старших, быть честными и не чревоугодничать и многие другие, которые актуальны в наше время.
Вторая часть Поучения — это рассказ князя о своей военной деятельности, которую можно назвать его автобиографией. Восемьдесят три больших похода совершил князь, большая часть которых посвятил борьбе с половцами. Первый поход князь по приказу своего отца совершил еще в тринадцать лет. Кроме военных дел князь пишет о том, что его любимым занятием была охота, которая также требовала физических сил и умения. Князю не составляло труда выйти одному и на вепря, и на медведя.
Третья часть Поучения – письмо к князю Олегу Святославичу Черниговскому, который в борьбе за власть убил младшего сына Владимира Мономаха. Впервые в древнерусской литературе мы видим пример, когда победитель пишет письмо побежденному, в котором он прощает князю убийство сына. Смысл письма заключается в желании князя примириться, он предлагает Олегу Святославичу, своему двоюродному брату, покаяться и прислать в знак примирения жену убитого. Письмо содержит многочисленные упоминания святых и отсылки к Священному писанию, которые должны подействовать на князя Олега. Письмо к князю становится для детей Владимира Мономаха конкретным примером следования тем правилам добродетельной жизни, которые он изложил в первой части.
Общие сведения
Замечание 1
«Поучение Владимира Мономаха» является прекрасным памятником древнерусской литературы XII века, не утратившим своего значения и спустя 900 лет после создания.
Сам автор занимал особое место в истории древнерусской литературы и культуры, так как продвигал идеи мира и согласия для всех русских земель, был выдающимся государственным деятелем и мыслителем. Свой знаменитый труд Владимир Мономах (1053-1125), по мнению историка Карамзина, написал в 1117 году. Это произведение многие историки назвали первой светской проповедью в истории древнерусской литературы.
«Поучение» состоит из трех частей:
- Поучение,
- Рассказ Мономаха о своей жизни,
- Письмо Мономаха к Олегу Святославичу.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Три части «Поучения» связывает дидактический нарратив. В то время как первая часть содержит прямые советы о том, как себя вести, следующие дополняют и подкрепляют этот совет личными биографическими фактами.
В произведении Мономаха содержатся три основных совета, которые он дает не только своим современникам, но и потомкам:
- «Творите добро»,
- «Не ленитесь»,
- «Все познавайте».
Мономах создал образ идеального правителя (главы государства) и идеального гражданина (православного жителя Руси).
Правитель должен быть твердо верующим человеком, раскаявшимся в своих грехах или ошибках, защищать слабых и совершать добрые дела. Ему должны быть присущи ответственность, трудолюбие и честность. Также важным качеством идеального правителя является мужество, которое проявляется на опасной охоте и в бою. Идеал древнерусского гражданина – это самый обыкновенный человек, который молится Богу в храме, и не забывает о молитвах и в других обстоятельствах. Он настоящий христианин признает свои грехи, помогает сиротам и вдовам, кормит и одевает нищих, почитает служителей православий Церкви, равно уважает и простолюдинов, и знать.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Поучение Владимира Мономаха 430 руб Реферат Поучение Владимира Мономаха 230 руб Контрольная работа Поучение Владимира Мономаха 220 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Все произведение Мономаха проникнуто искренними чувствами автора, что говорит о том, что его личный религиозный опыт лежит в основе «Поучения
В «Поучениях» Мономахом цитируется 36 и 55 псалом. В своем произведении Мономах упоминает многие русские города: Владимир, Берестье, Курск, Переяславль, Новгород, Ростов, Полоцк, Стародуб, Смоленск, Туров, Сутейск, Голтав, Чернигов, Ромны, Лубны, Вырь Воинь, Корьдно (Кордно).
Работа с текстом «Поучения» Владимира Мономаха в школе
Работа с текстом «Поучения» Владимира Мономаха в школе
Г.Ю.Филипповский
«Поучение князя Владимира Всеволодовича Мономаха» (так оно озаглавлено в средневековой рукописи) заслуженно занимает весьма почётное место в ряду памятников исповедального, автобиографического жанра классической русской словесности. Своей известностью произведение обязано прежде всего высоким и личным достоинствам его автора — выдающейся, легендарной фигуры в истории Руси, а также уникальности памятника, который сохранился в единственном рукописном подлиннике-списке пергаменной летописи писца Лаврентия, датированной 1377 годом.
Важной чертой «Поучения» Мономаха является его гуманистическая направленность, обращённость к Человеку, его духовному миру, что тесно связано с гуманистическим характером авторского мировоззрения. Более того, защищённое на 100 процентов как надёжный рукописный литературный источник, «Поучение» по своему содержанию высоко-патриотично и высоко-пристрастно к судьбам Русской земли в целом и каждого человека в отдельности — будь то князь, духовное лицо или любой мирянин. Кроме того, «Поучение» прочно вписано в общеевропейскую средневековую литературную традицию королевских, императорских наставлений наследникам и потомкам — английским и французским, византийским (например, трактат византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей» X в. написан в форме наставления сыну-наследнику).
Отмеченные качества «Поучения» Владимира Мономаха позволяют считать его своего рода образцовым произведением древнерусской книжной словесности для изучения в высшей или средней школе. Если говорить о современной средней школе, где проблемы образования и воспитания идут рука об руку, «Поучение» Мономаха, казалось бы, не может быть широко востребовано. Между тем дело обстоит как раз наоборот. В 9 классе курс литературы включает традиционно из средневековой русской книжности лишь «Слово о полку Игореве», как, впрочем, и программа литературы 8 класса. В общем литературном обзоре, правда, учебник 8 класса под редакцией Д.С.Лихачёва всё же уделяет «Поучению» Мономаха полстраницы текста, где на бытовом уровне князь Владимир Мономах охарактеризован как образец уступчивости и миролюбия, умения прощать личные обиды. Речь идёт об очень узком комментарии к известному посланию Владимира Мономаха к князю Олегу Святославовичу Черниговскому — убийце его сына князя Изяслава. Что же касается фрагмента текста «Поучения» в школьном учебнике 7 класса, то там речь не идёт даже и об эпизоде, а дан сюжетно нивелированный набор общедидактического характера, главным образом высказываний Владимира Мономаха, направленных против лени, причём речь отнюдь не заходит о лености души, то есть, о том, что имел прежде всего в виду автор, подбор опять же исполнен чисто в бытовом ключе. Лучше было бы уж совсем не делать этого, нежели представлять «Поучение» Мономаха и его автора в искажённом свете! Между тем, отдельным продвинутым школьникам наверняка известны созвучные самой сути «Поучения» Мономаха строки великого русского поэта XX в. Н.Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
Встаёт естественный вопрос: если включать «Поучение» Мономаха в программу литературы средней общеобразовательной школы (чего оно в высшей степени заслуживает), то как подобрать научно-методические ключи к тексту произведения, чтобы по необходимости кратко и внятно, с пользой для литературного образования и духовного воспитания детей, уважительно и достойно, без искажений представить бессмертное творение Владимира Мономаха. Задача непростая, но разрешимая, и такой ключ на самом деле существует.
Школьников во все времена (особенно в гимназические) обучали на примерах из жизни великих людей. Нет основания сомневаться в величии личности князя Владимира Всеволодовича Мономаха как исторического, военного, государственного и литературного деятеля. Содержит ли «Поучение» (исповедь или автобиография Владимира Мономаха) рассказ о событиях его жизни? Да, конечно. Больше того, каждая из 3-х частей произведения (видимо, сознательно) строилась как бы вокруг одного из событий, но не простых, а судьбоносных, значимых в том числе и по своему жизненному уроку и лично для князя и для Русской земли в целом. Для того, чтобы в школе лучше понять великие духовные откровения «Поучения» Мономаха (а не некий бытовой суррогат), необходима предметность, которая позволила бы раскрыть содержание и нравственный урок трёх ключевых жизненных ситуаций, реальных опытов жизни, положенных Владимиром Мономахом в основу каждой из 3-х частей своего произведения. Охарактеризуем эти три событийные ситуации.
В первой части своего произведения Владимир Мономах как бы отталкивается от драматической коллизии столкновения с братьями-князьями, которые прислали к нему (он при этом, по словам автора «Поучения», находился зимой на санном пути по Верхней Волге) посла с ультиматумом: «Или ты присоединяешься к нам в походе против Ростиславичей, чтобы отобрать их земли, или между нами всё кончено». За этой фразой — целая драматическая эпоха междукняжеских отношений: клятва князей 1097 года на съезде в Любече жить в мире, любви и согласии, нарушение этой крестной клятвы-ослепление одного из братьев, участников съезда, князя Василька Ростиславича Теребовльского, последовавшие распри, возмездие от Бога крестопреступникам (Владимир Мономах в этой трагической истории — инициатор съезда, жертва клеветы, миротворец, выстрадавший и восстановивший согласие и любовь в Русской земле). На предложение князей идти и отобрать земли у ослеплённого Ростиславича Мономах ответил отказом, что неизбежно было связано с душевными терзаниями и муками сомнений. Чтобы заглушить боль души, исцелить душевные раны, Мономах обращается к гаданию на Псалтири (так было принято тогда на Руси, да, кстати, и в более поздние времена). Он открывает наугад святую книгу, и вот что ему вынулось: «Что печалуеши, душе, что тревожишь меня. Уповай на Бога, яко исповедуемся ему,» — вынулась исповедь души Богу. И Мономах исполняет обет — создаёт своё «Поучение» — исповедь души, подборку выписок учительного характера из книг Писания, направленных против творящих зло и беззаконие.
Во второй части — другие записки: хроника его дружинных путей-походов-деяний. И снова только один эпизод как бы развёрнут — добровольный уход из Чернигова, осаждённого войсками князя Олега Святославича и половцами, чтобы спасти, не дать им загубить невинные души осаждённых мирян и окрестных крестьян, а также монахов близлежащих монастырей. Снова — душевная рана, принятая во спасение людей, снова гуманистический поступок. Заканчивается 2-я часть характерной фразой: «Душа ми моя выше всего света сего». Третья часть — особенная, заключительная (если не считать молитвенного обращения, в принадлежности которого Владимиру Мономаху, кстати, некоторые учёные сомневаются). Мономах даже не пишет эту часть заново (в 1117 г.), а использует своё же старое послание (1096 г.) к князю Олегу Святославичу — убийце его сына, молодого князя Изяслава. И снова — о драматическом событии из личного опыта жизни, и снова о душе: «О многострастный и печальный азъ! Долго боролась моя душа с сердцем, и одолела душа сердце мое». Внутреннее единство «Поучения» достигается не механическим сцеплением разновременных и разножанровых частей этого произведения, а единым духовным стержнем, характеризующим те разнообразные жизненные ситуации, которые автор выделяет в каждой из 3-х частей. Духовный поступок, нравственнная позиция христианина — вот истинный стержень, сюжетно и жанрово скрепляющий все части произведения.
Вообще «Поучение» старается воздействовать на читателя простыми, но сильными по средневековым (и не только средневековым) понятиям эпизодами, событиями из собственного опыта жизни автора. Драматичные сами по себе, эти факты, принадлежащие истории Руси, вместе с тем составляют и эпизоды биографии самого автора, пропущенные жизнью через его судьбу и душу. Поэтому личное и общечеловеческое переплетены в «Поучении» так тесно, делая его гениальным человеческим документом. А это всегда способно волновать душу, особенно детскую. Потому и для школы подобный путь раскрытия литературного и историко-культурного своеобразия «Поучения» Владимира Мономаха и интересен и полезен.
В заключение приведём вопросы возможной игры-викторины, организуемой в классе школы, лицея или гимназии по тексту «Поучения» князя Владимира Мономаха на 7-м или во 8-м уровне. Задача подобной игры: развить познавательные способности учащихся, их нравственно-культурный кругозор через подключение «Поучения» Мономаха к историко-культурному контексту русского и мирового Средневековья, его литературы и культуры [1].
1. Как вы датируете историко-документальные эпизоды, особо отмеченные автором «Поучения» соответственно в 1, 2, и 3 частях своего произведения? Найдите соотносительные моменты в тексте «Повести временных лет».
2. Какова, по вашему мнению, внутренняя логика их следования в едином тексте «Поучения»?
3. Почему в тексте «Повести временных лет» её редактор обозначил произведение Владимира Мономаха словом «Поучение», а не словом «Исповедь»? Дайте соответствующее обоснование.
4. В каком году умер Владимир Мономах и какова, по вашему мнению, продолжительность его жизни?
5. Каковы были, по вашему мнению, самые выдающиеся военные заслуги князя Владимира Всеволодовича Мономаха?
6. Имел ли отношение образ Владимира Мономаха к образу князя Владимира Красное Солнышко русских былин? Если имел, то какое?
7. Почему князь Владимир Всеволодович имел прозвание («прирок» по-древнерусски) «Мономах»? Обоснуйте ваш ответ.
8. Почему старший сын Владимира Мономаха Мстислав имел второе княжеское имя «Гаральд»? Ответ обоснуйте.
9. Мог ли, по вашему мнению, Владимир Мономах быть соредактором «Повести временных лет» (одной из её основных редакций)? Если да, то почему? Обоснуйте.
10. Существует ли жанровая связь «Поучения» Владимира Мономаха с каким-либо кругом произведений мировой литературы Средневековья? Если да, то с какими, приведите несколько примеров.
Примечания
1. Лихачёв Д.С. Владимир Всеволодович Мономах //Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI — первая половина XIV вв. Вып. I /Отв. ред. Д.С.Лихачёв. Л., 1987. С.98-102 (там и список научной литературы по «Поучению» Мономаха).
Список литературы
Поучение
Обращаясь напрямую к своим детям и всем тем, кто однажды прочтет его послание, князь Владимир Мономах увещевает их, прежде всего, иметь в сердцах страх Божий и творить добро, помня, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не покаявшись в своих грехах. Желание записать свои заветные мысли – плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта, возникает у князя во время его путешествия по Волге, где он встречается и беседует с послами своих братьев. Братья предлагают князю выступить с ними против Ростиславичей и отобрать их земли. Если князь не хочет присоединяться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь.
Утомленный гражданской войной, не зная, что делать, князь наугад открывает Псалтирь и, утешенный мудрыми словами, решается написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложена правдивая и исчерпывающая история его жизни.
Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить, что милосердие Божие можно обрести не только строгим уединением, монашеством и постом, но и добрым делом. Князь призывает своих детей не забывать о молитвах, что бы они ни делали. Но в то же время он увещевает их не пренебрегать изучением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «сидел дома, знал пять языков, а значит, честь других стран». Князь старается привить своим детям нормы морали, основанные на христианской вере, а также дает им чисто практические советы:
- всегда уважать старших;
- на войне не полагаться на авось, а устанавливать строгий порядок и требовать его уважения;
- во время войн никогда не расставаться с оружием;
- не позволять своим слугам причинять вред крестьянам;
- любить свою жену, но не давать ей власти над собой.
Основа текста
Главной позицией Владимира становится вера в Бога, из которой следуют различные стратегии поведения, одобряемые и поддерживаемые христианством: соблюдать данные клятвы, помогать слабым и бедным, почитать старших, вести праведный образ жизни. Здесь же он указывает на необходимость осуществлять молитву.
Впрочем, и более древний мотив обнаруживает в своем завещании Владимир Мономах. Анализ «Поучения» демонстрирует, что высокую значимость имеет для правителя почитание гостя. Возможно, вы слышали, что издревле существовал неписаный кодекс, в котором принятие гостя в своем доме признавалось обязательным вне зависимости от времени суток и бытовых условий. Как и в сказках, где «накормить, напоить и спать уложить» является единственно возможным вариантом встречи незнакомого человека, в повседневной жизни заглянувший на огонёк путник являлся лицом неприкосновенным. Не положено было даже спрашивать, кто он и откуда – он мог это рассказать только по своему желанию, уже будучи принятым хозяевами.
Итак, анализ «Поучения детям» Владимира Мономаха показывает, что текст являет собой совокупность идей религиозной и бытовой морали.
Рассказ Мономаха о своей жизни
Приступив к рассказу о своей жизни, князь отмечал, что начал самостоятельную жизнь в тринадцатилетнем возрасте, когда отец отправил его в Ростов через Вятичи. Неоднократно Мономах ездил из Чернигова в Киев со своим отцом, нередко заключал мир с половецкими князьями – как с отцом, так и без него, а во время войн он убил в боях около двухсот половецких воинов. К тому же князь был заядлым охотником. Мономах рассказывает, как в Чернигове «своими руками ловил диких лошадей», охотился на кабана, медведя, лося. При этом Мономах не перекладывал все обязанности по ведению охотничьего хозяйства только на слуг, многое делал он сам.
Заканчивая рассказ, князь выражает надежду, что его дети не будут судить его, потому что он меньше всего думал, чтобы похвастаться перед ними своей храбростью и доблестью, так как хотел только прославить Бога и прославить его милость. Князь убеждал детей не бояться смерти, потому что человек умрет только тогда, если будет позволено Богом.
Письмо Мономаха к Олегу Святославичу
Третьей частью «Поучений» выступает письмо Олегу Святославичу, которое Мономах написал вскоре после трагических событий 6 сентября 1096 г. в Муроме, где в битве с Олегом погиб сын Мономаха. Выслушав совет старшего сына, которого крестил двоюродный брат Олег Святославич, князь написал ему письмо в надежде на примирение. Князь советует Олегу прислать к нему свою невестку, вдову убитого, потому что именно так поступали их отцы и деды, когда хотели помириться. Поскольку мертвых уже нельзя вернуть, и суд исходит от Бога, а не от того, кто убил, то нужно обратиться к Богу, который может просветить и направить шаги грешного человека. Завершая послание, Мономах говорил своему брату, что стремится к благу всех братьев земли Русской, и умоляет его не пытаться получить насилием то, что можно получить в знак искренней заботы и кровных уз.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
🗹