Сочинение-рассуждение по пословице «Пословица не даром молвится»

  • Сочинения
  • По пословицам
  • Пословица недаром молвится

Именно речь отличает людей от животных. В частности сознательная речь. Конечно, сейчас и гориллу обучили говорить на языке жестов, ученые исследуют особенности коммуникации морских существ. Тем не менее, если мы говорим о сообществе людей, то можем лучше осознать ценность и глубину речи. Слова на самом деле способны двигать этот мир, во многом они даже приближают людей к пониманию этого мира. Однако, много слов говорится людьми попусту.

Например, в культуре американской есть даже такие устойчивые выражения, которые буквально переводятся как «болтать ни о чем». Там люди привыкли, когда разговор является просто формальностью, к примеру, они спрашивают «как дела», но в действительности не имеют к этому никакого интереса. Пожалуй, людям в целом свойственно болтать, но противоположностью болтовне является пословица – фраза, которая несет в себе глубокий смысл. Ценность пословицы в универсальности и глубине, даже если пословица сказана не по делу, то все равно, глубокий смысл этой фразы заставит задуматься.

Таким образом, пословица всегда молвится не даром, то есть всегда приносит какую-то пользу, смысл. До того как стать пословицей, эта фраза рождалась в народном сознании из опыта огромного количества людей. Иногда возможно много рассуждать о чем-то, но лучше просто выбрать соответствующую пословицу, которая полностью опишет ситуацию и подскажет, как действовать оптимальным образом. Поэтому к таким подсказкам следует прислушиваться и даже делать таковые некими формулами, которые составляют основные ориентиры для личности. К примеру, как ценные такие наставительные пословицы как «не говори гоп..» или «семь раз отмерь..» — они не теряют актуальности ни для молодых, ни для взрослых, ни для профанов, ни для опытных людей, всегда полезны.

В этом и заключается смысл пословицы, которая кратко и емко может выразить суть. При этом такие словестные формулы являются простыми для понимания, они ярки и выразительны, зачастую иносказательно передают целый спектр каких-то понятий, смыслов и феноменов. В самой пословице «пословица не даром молвится» есть глубокий смысл, слово не даром подчеркивает ценность пословицы и, соответственно, надлежащего отношения к этой народной мудрости.

Консультация для родителей и воспитателей «Без пословицы речь не молвится»

Елена Ильина

Консультация для родителей и воспитателей «Без пословицы речь не молвится»

«Без пословицы речь не молвится»

.

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними

разговаривать? Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и

пословицы, а ведь в них заключается суть решения любого конфликта. Дети

дошкольного возраста очень восприимчивы к слову, всё быстро запоминают и

воспроизводят: у них активно «работает»

непроизвольная память, они запоминают

буквально всё, даже не желая того.

В дошкольном детстве расширяется круг общения детей. Дети, выходя за рамки

узкосемейных связей, начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со

сверстниками. Это требует от ребенка полноценного владения средствами общения,

основным из которых является речь.

В возрасте от двух до пяти лет одной из серьезнейших задач является развитие у детей мышления и формирование чистой, правильной речи, развитие все более тонкого понимания оттенков ее смысла. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Особенно они важны для детей с нарушениями речи, у которых в силу недостаточной сформированности звуковой стороны речи, грамматического строя, лексики, наблюдаются затруднения в построении произвольных фраз, в изложении своих мыслей. Отличаются эти дети и своеобразием отдельных сторон мышления, как например, несформированностью некоторых понятий, замедленностью темпа мыслительных процессов и пр.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в

людях доброе начало. Использование в работе с детьми дошкольного возраста устного

народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления,

мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных

отношениях.

Одним из средств воспитания нравственной эмоциональной сферы и развития речи в работе с детьми дошкольного возраста в настоящее время является использование пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум,но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Эти жанры фольклора – свод правил жизни, народная мудрость. А народ всегда осуждал глупость, лень, нерадивость, хвастовство. И восхвалял ум, трудолюбие, добродушие.

Поговорка — это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным,часто иносказательным выражением :легок на помине, как снег на голову, бить баклуши — все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.

Пословица — это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.

Работа над пословицами и поговорками начинается со средней группы детей дошкольного возраста. Пословицы применяются для отработки звуковой стороны речи. Они помогают поставить произношение отдельных тяжелых согласных, особенно тех, какие отсутствуют в родном языке. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои чувства, интонационно окрашивая свою речь. Развивается умение творчески использовать слово, умение образно описывать предмет, давать ему яркую характеристику. Пословицы и поговорки ярко конкретизируют в себе органическое сочетание речи и мышления.

Пословицу можно использовать в любой ситуации. Одно дело, сказать ребенку,который уклоняется от поручения: «Это стыдно, когда все работают, а ты не хочешь. Так не поступают»

. И совсем другое,когда говорю: «Что же выходит: делать – не я, работать – не я, а есть кисель — нет против меня?»

Понимание пословиц и поговорок детьми зависит от степени их иносказательности. Некоторые не имеют переносного смысла, например, «Говорить легко – делать трудно»

;
«Играй, играй, да дело знай»
. Такие
пословицы, употребленные вовремя и к месту, понятны детям без специального разъяснения.
Другие имеют и прямой и переносный смысл («Без труда не вынешь рыбку из пруда»

). Действительно, чтобы выудить рыбу, нужен труд. Но так говорю и во всех других случаях, когда следует приложить усилия, чтобы добиться результата.

Третьи имеют только иносказательный, переносный смысл.Например: «Назвался груздем – полезай в кузов»

, т. е. взялся за дело — доведи до конца, а не оставляй незаконченным, принял решение – действуй.

Последние, не всегда понятны детям и требуют разъяснения. Однако используя пословицы в контексте деятельности при соответствующих условиях, делает их смысл понятным.

Пословицы используют в любой ситуации. Собираясь на прогулку, напомните медлительному ребёнку: «Семеро одного не ждут»

,а если кто-то оделся неаккуратно:
«Поспешишь – людей насмешишь»
. Помогая ребенку завязать шарф,скажите:
«Береги нос в большой мороз»
.На занятии утоните:
«Ученье – свет, а не ученье — тьма»
,
«Красна птица пеньем, человек уменьем»
.При закреплении материала:
«Повторенье – мать ученья»
. Если во время ответа ребенок дал неверный ответ,то его можно поправить такими словами:
«Сумел ошибиться – сумей и поправиться»
,
«Сначала думай, потом говори»
. Если кто-то во время занятия отвлекается,в зависимости от ситуации остановите его:
«Большой говорун – плохой роботун»
,
«Не торопись языком – торопись делом»
,
«Звону много, до толку мало»
.

Многие пословицы, поговорки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций,как сравнение и обобщение: «Радость молодит, а горе старит»

,
«Человек от лени болеет, а от труда здоровеет»
,
«Добро помни, а зло забывай»
.

Очень часто на занятиях дети сталкиваются с различными трудностями, но если они проявляют терпение и сами стараются их преодолеть, то их надо поддержать,дать почувствовать удовлетворение от результатов своего труда: «Терпенье и труд все перетрут»

,
«За один раз и дерево не срубишь»
.

После занятия, кстати, будет пословица: «Делу время, потехе – час»

.

Совместные дела – эффективный метод воспитания дружелюбия. Он объединяет детей, ставит перед ними общие задачи.Любое совместное дело хорошо напутствовать словами: «Берись дружно, не будет грузно (тяжело)

», а
после окончания работы: «Что одному не под силу, то легко коллективу»
.

Оценка деятельности детей, прежде всего, должна выражать заинтересованное отношение взрослого. Стандартные фразы, штампы (Молодцы, дети, хорошо потрудились, позанимались и т. п.)

становятся привычными для детей и не
воспринимаются ими, а значит, и не имеют педагогического воздействия. Пословицы же, прежде всего, выражают отношение к происходящему. Если нужно подчеркнуть то, что дети вложили много стараний в свою деятельность (учебную, трудовую)
и она получилась качественной говорю:
«Какие труды, такие и плоды»
,
«Кончил дело – гуляй смело»
.

Бывают в детских коллективах и негативные проявления: дети сердятся друг на друга, пытаются что-то доказать силой. Иногда достаточно ироничной, шутливой пословицы,чтобы смягчить ситуацию: «На сердитых воду возят, а на дутых — кирпичи»

.
Пословица показывает отношение к силовому поступку; сила хороша с добротой,а с драчливостью несовместима: «Сила – хорошо, а ум лучше»
.
Пословица кратко и точно показывает, чем для спесивого, драчливого,несговорчивого оборачивается его поведение: «Кто в нраве крут, тот никому не друг»
,
«Зачем с тем дружиться, кто все время браниться?»
.

Ссора может привести к потере друзей. Есть пословицы, подчеркивающие значения дружбы,согласия: «Человек без друзей, что дерево без корней»

,
«Вместе — тесно, а врозь — скучно»
,
«Старый друг лучше новых двух»
.А про двух неразлучных друзей говорю:
«Куда иголка, туда и нитка»
.

Таким образом, несмотря на краткость, эти жанры фольклора пробуждают у детей интерес к окружающему, заставляют думать, осмысливать обстановку, помогают углубить нравственный опыт детей. Приобщая детей к золотому фонду народной культуры решаются не только проблемы обогащения речи детей, но и совершенствуется их внутренний мир, становится более духовным.

Пишем мини-сочинение о пословицах

Светлана Берестовицкая » Читательский дневник » Пишем мини-сочинение о пословицах

Пишем мини-сочинение о пословицах

Напишите мини-сочинение на одну из тем: «Моя любимая пословица»; «Любимая пословица (поговорка) моей семьи»; «Любимая пословица (поговорка) моей мамы (бабушки, папы, брата, друга и т.д.)».

Назовите пословицу (поговорку), объясните ее значение, в каких случаях она употребляется вами или членами вашей семьи, почему именно эта пословица (поговорка) любимая.

Возврат к списку

Страницы: 1 След.

0

Иван Бородулин!)

13.09.2014

Любимая пословица моей бабушки — » Свежо предание, да верится с трудом!» Эта пословица означает, что рассказанная история кажется неправдоподобной, выдуманной. Предание — это рассказ, поверье, передающееся из поколения в поколение. Я думаю, что происхождение этой пословицы такое: чем новее история, тем обычно она правдивее, к ней ничего не успели присочинить, а в данном случае, несмотря на новизну рассказаная история уже кажется неправдоподобной! Пословицы и поговорки — это устное народное творчество. Однако у этой пословицы можно найти автора. Это А.С Грибоедов. В его комедии » Горе от ума» есть множество крылатых фраз, которые люди считают пословицами.
Имя Цитировать 0
0

Докичева Алиса

13.09.2014

У моей мамы,наверное,любимая поговорка:»Без труда не выловишь и рыбку из пруда.» Мы с братом всё время где то дома «бардачим»,и когда мама это замечает,то она естественно говорит нам убрать за собой или иначе она нас лишит «сладкого».А мне и брату лень,и мы пытаемся убрать это в последний момент,когда мама повторила нам уже по несколько раз.И в конце концов,когда всё убрано и положено на место,мама проводит с нами беседу и приводит эту поговорку.
Имя Цитировать 0
0

Саламатина Аня

13.09.2014

Однажды я и моя подруга гуляли на даче . Было холодновато. Мы одели кофты и пошли гулять к берегам озера. После дождя берега были мокрые и скользкие. Но это нам не помешало гулять. Мы играли бегая по берегу. Но тут я начала падать в воду. Виталина несмотря на холод прыгнула в воду и подхватила меня! Ноги у нее промокли до нитки. Хорошо ,что мы взяли запасные носки и ботинки. Переодевшись мы пошли домой(на дачу).По дороге я вспомнила пословицу « друг познается в беде» и поняла , что она мой настоящий друг! Несмотря , что она могла заболеть , пошла в воду.
Имя Цитировать 0
0

Сева Морин

13.09.2014

[IMG]В моей семье у меня с мамой есть любимая пословица:»Сделал дело-гуляй смело» или «Кончил дело-гуляй смело».Я понимаю эту пословицу так:Лучше сделать все дела сегодня, чем откладывать всё на завтра!Мне мама говорит эту пословицу тогда, когда я ленюсь сделать уроки на потом, но через 5 минут я всё равно их делаю.Вообще её говорят тем, кто ленивый человек и предпочитает валять дурака!Мне эта пословица нравится тем, что в ней есть глубокий смысл и хорошее значение!
Имя Цитировать 0
0

Литус Влада

13.09.2014

Пословица и поговорки в нашей семье . Практически все в нашей семье говоря пословица и поговорки. Например такие как: » Семь раз отмерь, один раз отреж»,» Назвался груздем, полезай в кузовок «, » Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»,» Ученье — свет , а неученье — тьма. Но больше всего мне нравится пословица : » Под лежачий камень воде не течёт». Я понимаю эту пословицу так : Если ты не предпримишь усилий для достижения цели , то цель так и останется недостигнутой. . Но ещё некоторые поговорки в нашей семье используются переделанными на новый лад, как например: » Ученье — свет , а неученье — чуть свет и на работу» , » Тише едешь дОльше будешь » , «Чем круче джип , тем дольше идти до трактора. Мне очень нравится когда люди встовляют в свою речь пословици и поговорки , они украшают разговор и придают ему своеобразный колорит. Влада Литус
Имя Цитировать 0
0

Guest

13.09.2014

Любимая пословица моей семьи. В нашей семье любят пословицы такие как:»Делу время, потехе час»,»Сделал дело потехе час»,»Не откладывай на завто то,что можно сделать сегодня».Эти пословицы связаны, они о деле. Дело любят в нашей семье все, обсобенно бабушка. Она настоящая труженица. Успевает ходить на работу, делать работу по дому и отдыхать. Каждый человек любит разные пословицы:кто о лени, кто о работе, у каждого свой вкус, не каждая пословица хороша, каждая со смыслом.
Имя Цитировать 0
0

Дмитрий Семененков

13.09.2014

У нас большая и дружная семья. У каждого есть в обиходе много пословиц , поговорок и присказок. Надо отметить, что все мои родственники обладают чувством юмора и редко обижаются на критику. Этим летом для нашей семьи стали актуальны пословицы: «Семь раз отмерь, один отрежь», «Поспешишь — людей на смешишь». Дело в том, что мой дядя обшивал дом и торопился успеть до дождя. К сожалению, получилось не ровно и пришлось на следующий день переделывать снова. Хорошо, что материала было много и коротко нарезанным доскам нашлось применение. И дальше он работал по пословице «Тише едешь, дальше будешь». Знание народной мудрости всегда поможет избежать ошибок.
Имя Цитировать 0
0

Michael Kasatkin

13.09.2014

Любимая пословица моей мамы — «Делай что должен и будь что будет» Она использует эту пословицу когда я или кто-либо из нашей семьи сомневается в своих поступках. Эта пословица, как я считаю, означает то, что если человек будет усердно стараться сделать то, что он должен сделать, то даже в случае неудачи он будет чист перед всеми и самим собой, т.к он старался это сделать изо всех сил. Мне кажется, что эта пословица древняя, и в древности она значила — если человек будет честно стараться изо всех сил, то бог это увидит и поощрит.
Имя Цитировать 0
0

Сиваковой Анны

14.09.2014

Моя любимая пословица ,,Добрым быть — долго жить .Значение это пословицы кто очень добрый к нему тоже все добры и хорошо относятся , а кто злой и вредны к нему все будут злы и плохо общаться . Любимая пословица моей семье ,,Любишь кататься люби и саночки носить «.Значение этой пословицы если ты например что то взял положи на место.Эту пословицу говорят мне когда я что то не убираю на месту. Любимая пословица моей мамы и бабушки ,, Терпение и труд все перетрут». Значение этой пословицы если человек будет трудится то у него все получится . Мама и бабушка говорят эту пословицу моему брату когда он не может решить задачу
Имя Цитировать 0
0

Васильев Миша

14.09.2014

Мамина любимая пословица- «Рано или поздно все тайное становится явью».Это значит, что в любой ситуации какая-бы тайна не была, надо ее рассказать .Потому что рано или поздно ее узнают тем или иным способом.Она учит детей и взрослых быть честными в любой ситуации.
Имя Цитировать 0

Страницы: 1 След.

Пословица недаром молвится.

Есть пословицы, которые понимаются неверно. Вот несколько из них: «Работа не волк, в лес не убежит»

. На самом деле смысл поговорки вовсе не в том, чтобы отложить дела. Наоборот — в старину, когда волк прибегал в деревню, крестьяне прятались и ждали, когда волку надоест и он убежит в лес. А работа-то никуда не убежит. Следовательно и ждать не надо — надо начинать работать.

«От работы кони дохнут»

. Неправильное толкование: «Работать вредно, поэтому работай поменьше». Полная версия поговорки звучит так: «От работы кони дохнут, а люди — крепнут». Мудрый народ хотел сказать этими словами, что работа вредна только для неразумных животных, которые не понимают радости труда. Для человека же работа — не просто полезна, но и прямо таки необходима для здоровой и счастливой жизни.

«Моя хата с краю»

. Неправильное толкование: «Я ничего не знаю, не видел, и мне на всё наплевать». Раньше деревни располагались длинной линией домов вдоль дороги. И на живших с краю людях была особая ответственность — первыми встречать любую опасность и, при необходимости, давать отпор любой опасности. Поэтому, заявляя «моя хата с краю» крестьянин на самом деле говорил: «я готов своей жизнью охранять покой своей деревни».

«Ты кашу заварил, тебе и расхлёбывать»

. Неправильное толкование: «Твои проблемы меня не волнуют». Вспомним, когда произносились эти слова? Когда крестьянин приходил в гости к соседу, и его угощали кашей. Вежливый крестьянин в таких случаях отказывался от каши — дескать, тебе еда нужнее. «Ты кашу заварил, тебе и расхлёбывать».

«Не наш недуг, не нам хворать»

. Неправильное толкование: «Нам безразлична чужая болезнь». Когда произносились эти слова? Когда товарищ заболевал. Русский крестьянин хорошо понимал — раз его сосед заболел, значит нужно оставаться здоровым. Чтобы работать и за себя, и за соседа. Некогда болеть, когда дел много.

«Всех проблем и царь не решит»

. Неправильное толкование: «С этой проблемой не справиться». На самом деле, народ хотел сказать, что царь, как бы силён он ни был, не может решить все проблемы. Поэтому мелкие, текущие проблемы следует решать самим крестьянам.

«Не своё — не жалко»

. Неправильное толклвание: «На чужое наплевать». Все вещи, как отлично понимал крестьянин, по большому счёту, принадлежат Богу. Поэтому, когда русского крестьянина просили чем-нибудь поделиться, он отвечал: «Не своё — не жалко». Дескать, эта вещь принадлежит не мне, а Богу, так чего я буду о ней жалеть?

«Свою курицу за крыло держи, а чужую — щипли»

. Неправильное толкование: «Береги своё добро и воруй чужое». Была на Руси такая забава. Двое брали в руки по курице и щипали перья у чужих куриц. Эта забава наглядно показывала всю щедрость и широту русской души.

«Когда для чужого делаешь, и день не кончается»

. Неправильное толкование: «Лучше работать на себя». Правильное толкование: «Когда работаешь не для себя, а для общего блага — куда как больше успеваешь сделать».

«Чужая работа — небольшие хлопоты»

. Неправильное толкование: «Когда кто-то работает, ты не устаёшь». Речь тут идёт про замену заболевшего товарища. Этой поговоркой крестьянин говорит — «если кто-то заболел, мы просто теснее сомкнём ряды и сделаем не только свою работу, но и чужую».

«На чужие харчи у всех рот нараспашку»

. Неправильное толкование: «Все любят поесть нахаляву». На Руси было принято устраивать праздники, когда на стол выставлялись общие, «чужие» харчи. Заприметив такой стол, хороший крестянин открывал рот «нараспашку» и громко кричал — звал остальных. Чтобы не есть в одиночестве.

«За чужим добром ходит он с ведром»

. Неправильное толкование: «Очень жаден, чужое добро берёт вёдрами». В этой пословице рассказывается про бедного, но честного крестьянина. Который, получая подарки, пытается отблагодарить дарителя хотя бы натаскав ему воды из колодца своим ведром.

«Харчами да питьём незваного гостя не выставить»

. Неправильное: «В гостях все любят поесть нахаляву». Если гость пришёл без приглашения — так уж наверное не за едой. Наверное, случилось что-то, и нужно слушать гостя, а не пытаться его накормить. Об этом и пословица.

«Каждый человек о своих проблемах трепещет»

. Неправильное толкование: «Все — эгоисты». Здесь речь идёт про работу в команде. Когда за каждым закреплён конкретный фронт работ.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: