- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Портрет Пугачева в Капитанской дочке
Одним из главных персонажей повести «Капитанская дочка» является реальная историческая личность – Емельян Пугачёв. Образ его противоречив и неоднозначен. С одной стороны – это талантливый предводитель крестьян; с другой – жестокий и беспощадный разбойник.
В начале повести Пугачёв предстаёт в образе простоватого мужичка, любящего выпить, но хитрого и сметливого. Ему, примерно, лет сорок, он среднего роста, худощавого телосложения, при этом — широкоплечий. У бродяги приятное лицо, примечательное чёрной бородой с проседью и большими бегающими глазами, которые выдают в нём плута. Волосы по-казацки подстрижены в кружок.
Своеобразна и речь Пугачёва. Она насыщена иносказательными словами и намёками, указывая на его участие в крестьянских бунтах. Вызывает подозрение лёгкая не по сезону одежда мужчины — рваный армяк и широкие шаровары. Возможно, героя застали врасплох, и ему пришлось скрываться от преследования, в чём есть. Он с благодарностью принимает от Гринёва заячий тулупчик. Несмотря на то, что подарок мал и трещит по швам, крестьянин не отказывается от него — выбора нет. Все эти качества незнакомца свидетельствуют о его дерзкой натуре авантюриста.
Пугачёв предстаёт совершенно в другом образе, когда становится предводителем мятежников. Во время захвата повстанцами Белогорской крепости он горделиво восседает в красном кафтане на белом коне, украшенном роскошной сбруей. Когда толпу мятежников разгоняет, произведённый из пушки залп картечью, Пугачёв остаётся один впереди. Он, размахивая шашкой, призывает сообщников не пасовать, а идти приступом на крепость. Это говорит о смелости и бесстрашии предводителя.
Во время казни повстанцами защитников крепости, он важно восседает в кресле на площади, приняв на себя роль Петра III и судьи. Борец с несправедливостью не гнушается роскоши, красивой и дорогой одежды, богатых пирушек, признания в нём государя, преклонения перед собой.
В то же время, Пушкин всё время подчеркивает близость Пугачёва к народу. Особенно ярко это выражается в его речи, насыщенной пословицами и поговорками. Пугачёв предпочитает свободу и независимость и сравнивает себя с орлом из калмыцкой сказки, который живёт недолго, но не питается падалью. На одной из пирушек он со своими сообщниками затягивает заунывную народную песню о тяжёлой доле разбойников, которых в итоге ждёт виселица в широком поле. Она производит на Гринёва гнетущее впечатление. Судьба мятежников так же печальна и предсказуема.
Пугачёв бездушен и кровожаден с теми, кто отказывается ему подчиняться. Вместе с тем, он помнит добро и способен на благородные поступки в знак благодарности за прошлые услуги.
Пугачёв проявляет великодушие по отношению к Гринёву за когда-то подаренный ему заячий тулупчик и стакан вина. Он спасает его от виселицы, не идёт на поводу Белобородова – испытать офицера пытками за подозрение в шпионаже, помогает освободить Машу Миронову из плена Швабрина.
Иногда Пугачёв с детской непосредственностью и самодовольством любит прихвастнуть своими победами. Ему приятна лесть и заискивание перед ним подчинённых.
В то же время, Пугачёв одинок и неприкаян даже среди своих сотоварищей, которые в любой момент могут предать его. Гринёву даже жаль самозванца и хочется вырвать из стана злодеев.
Последняя их встреча произошла на казни Пугачёва. Он узнал Петра в толпе и кивнул ему головой, которую через минуту потерял. Так трагически заканчивается жизнь народного героя, который оставил свой след, как в истории, так и в русской литературе.
Сочинение 3
Емельян Пугачев – казак с донских степей, поднявший народное восстание. Реально существовавший исторический персонаж. Крестьянский бунт под его руководством был одним из жестоких в истории Отечества. Пушкин изобразил его как неоднозначную личность, показав отрицательные и положительные черты героя в произведении Капитанская дочка.
Читатель знакомится с ним в тот момент, когда его спасает от замерзания на морозе один из главных персонажей в произведении Петр Гринев, заблудившийся с пути на службу. Емельян объяснил куда идти и Петр, угостив водкой и подарив свой тулуп, отблагодарил простого крестьянина за это. Гринев не предполагал, что своим поступком спасет в дальнейшем себе жизнь.
Благодаря своим ораторским качествам и некоторому лукавству, Пугачеву удается убедить народ, в том, что он исчезнувший император и склонить к бунту. Он жестокий и хитрый человек, в легкую может казнить или миловать. С другой стороны, автор показывает его другим. Атаман не забывает добрых людей и их поступках. Он освобождает Гринева, когда захватывает крепость, в которой тот проходил службу. И когда Маша попадает в тюрьму, Петр обращается за помощью к Пугачеву, и он великодушно освобождает пленницу, проявляя гуманность и непредвзятость. Гринев благодарен, но мнение свое о Пугачеве у него по ходу повести, все время разное.
Для простого народа же Пугачев стал царем, за которым шли не раздумывая. Люди уважали и любили его, за простоту речи, с которой он обращался к народу, что не страшится встать против действующего режима власти. Атамана считали великодушным, отзывчивым и правдивым. Пушкин подчеркивает сильные качества лидера в Пугачеве. Предводитель крестьян не разбирался в взаимоотношениях к дворянскому классу. Казнены были даже те, кто заботился о своих крепостных, как например семья Мироновых. Для казака все дворяне были врагами. Со всеми была расправа, кто мог бы лишить свободы крестьян. У Пугачева стояла одна главная цель, освободить крепостных с помощью бунта.
В заключении можно сказать, что автор показывает казака Емельяна как разносторонний характер, где присутствую, как отрицательные, так и положительные стороны. Это необычный персонаж, с твердым характером и организаторскими способностями. Пушкин показал атамана царем, помогающим народу от произвола власти. И вдет он себя подобающим образом, раздавая титулы, награждая или наказывая.
Портрет Пугачева в «Капитанской дочке»
Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» интересна тем, что центральным ее персонажем, на котором завязан конфликт произведения, является реальная историческая личность – Емельян Пугачев. Художественный текст в принципе предполагает наличие вымысла, и даже если в основу его положены исторические события, сам жанр обусловливает их вольную трактовку. То же касается и исторических личностей – автор романа или повести рисует нам очень субъективные и не обязательно достоверные портреты этих людей. Однако само произведение обязательно заключает в себе объяснение того, почему автор видит этого героя именно таким.
Один из главных приемов передачи характера в литературе – описание портрета. Пушкин большое значение придает деталям одежды, поведению и мимике, так что по одному только внешнему виду Пугачева мы можем составить вполне определенную характеристику и понять, что это за человек.
Впервые Пугачев появляется в романе в образе провожатого Петра Гринева. Описание его внешности лаконичное, но при том вполне исчерпывающее: «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское». Крепкое телосложение могло бы навести на мысль о том, что это простой крестьянин, однако выражение лица и глаз создают совершенно особенное впечатление. Тень плутовства на лице и живые, сверкающие глаза – это именно те черты, которые на протяжении всего произведения неоднократно подчеркиваются, именно они выдают в нем бунтовскую натуру, дух авантюризма и дерзость: «Пугачев устремил на меня огненные свои глаза», «Пугачев смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости» и т.д.
В дальнейшем Гринев видит Пугачева уже предводителем казаков. Выглядит он соответствующе: «На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». Ничто, кроме этих глаз, не могло в нем выдать оборванного пьяницу-провожатого, которому Гринев подарил судьбоносный заячий тулуп, даже не подозревая о том, какую службу он сыграет ему в дальнейшем. Поведение Пугачева соответствует его статусу: он сидит, гордо и важно подбочась, и уверенно играет роль государя Петра III, чье имя он со свойственной ему дерзостью присвоил. Примечательно также, что при всей жестокости Пугачева Гринев о.
Колоритная и весьма примечательная фигура Пугачева изображена в романе «Капитанская дочка» с помощью буквально нескольких штрихов, однако они позволяют полностью раскрыть личность предводителя восстания. Жестокий убийца, ослепленный жаждой крови – таким его рисуют историки. Пушкин же предлагает взглянуть на него с другой стороны. Да, Пугачев жесток, однако и ему не чужды великодушие, обязательность и честность.
Интересные факты
- В станице Зимовейской помимо Степана Разина и Емельяна Пугачева родился еще один мятежник-революционер Василий Денисович Генералов. Казак стал участником подготовки теракта по устранению императора Александра III, но операция прошла неудачно, и заговорщиков арестовали. Генералов был казнен так же, как и предшественники: юноше отрубили голову.
- Екатерина II скрывала от европейцев информацию о Пугачевском восстании. Но немецкий посол граф Сольмс заметил отсутствие на столичных рынках черной икры и сделал правильный вывод о ведении военных действий на Волге.
Емельян Пугачев
- Предполагается, что Емельян Пугачев собрал несметные сокровища восточных ханств. Неоднократно современниками бунтаря подтверждалось наличие у атамана расшитого сапфирами седла и бриллиантового перстня. Но после ареста Пугачева никаких сокровищ обнаружено не было. Клады впоследствии искали по местам стоянок Пугачевского войска на Южном Урале, но так ничего и не нашли.
- Доказано, что Емельян Иванович получал денежную помощь от Османской Империи и Франции. Трудно установить точно, но по одной из версий Емельян Пугачев являлся иностранным агентом, который должен был ослабить Россию и помешать в проведении Русско-турецкой войны. Перебросив с фронта большие силы на борьбу с атаманом, Россия вынуждена была завершить противостояние с Турцией на невыгодных условиях.
Личная жизнь
В 1760 году Емельян Пугачев взял в жены ровесницу Софью Дмитриевну Недюжеву, уроженицу станицы Есауловской. Но вскоре молодожена отправили на войну с Пруссией, и супруга осталась на попечение его родителей. После кратковременного возвращения казака на родину в 1764 году в семье рождается первенец — сын Трофим. Впоследствии Софья родила еще несколько детей, но выжили только дочери Аграфена и Христина, 1768 и 1770 года рождения. После бегства Пугачева к Яицким казакам он окончательно порвал связь с женой и детьми и стал вести вольный образ жизни.
Емельян Пугачев и его жена Софья
В начале 1774 года, прибыв в Яицкий городок, Емельян Пугачев обратил внимание на молодую девушку Устинью Кузнецову, дочь местного казака, которой было от силы 17 лет. Пугачев несколько раз засылал сватов в дом невесты, но каждый раз получал отказ. Наконец, атаман решил силой и хитростью овладеть Устиньей, и уже в начале февраля состоялось венчание в местной церкви.
После свадьбы девушка поселилась в «царских палатах» и могла ни в чем себе не отказывать. Но по-прежнему Устинья тяготилась собственным положением. Женитьба на простой казачке ослабила доверие атаманов к Пугачеву, как к названному императору, и поразила недоверие к его персоне, что в конечном счете и привело к предательству.
Емельян Пугачев и его жена Устинья
После ареста Пугачева первая семья и Устинья Кузнецова, несмотря на то, что были признаны невиновными, отправились в ссылку в крепость Кексгольм, где до конца жизни содержались в тюремных условиях. Екатерина II даже спустя время не отменила приговор.
Крестьянская война
На осень 1773 года было намечено большое военное наступление войска Пугачева, которое должны были поддержать крепостные. Емельян опирался также национальные общины недовольных русским правлением башкиров, татар, калмыков, казахов, тем самым популяризируя ненависть к российскому правительству. В проведении военных действий русскому самозванцу помогал герой башкирского народа Салават Юлаев и его армия.
Пугачёв в Казани творит суд
Самозванцу удалось в зиме 1773 года собрать 25 тысячное войско, в арсенале которого было 86 пушек и припасы с военных уральских заводов. Во главе воинской организации стоял Совет, который занимался урегулированием военных, политических и социальных вопросов внутри восставшего казачества. «Тайная дума» Пугачева располагалась в Бердской слободе, эмиссары которой распространяли по всем захваченным волостям манифесты с заманчивыми обещаниями от имени императора Петра III.
Карта восстания Емельяна Пугачева
При очевидных организаторские заслугах Пугачева он допустил ряд стратегических ошибок, которые повлияли на исход восстания. Первым городом, который взяли повстанцы, стал Яицкий городок, затем пал Оренбург. Расчистив северные территории, Пугачев захватывает оружейные заводы, тем самым обеспечив войско артиллерией. Оснащенная многотысячная армия казаков спускается к низовьям Волги, во всех занятых городах встречая приветствующий царя народ.
Суд Пугачёва. Художник Василий Перов
Победное шествие удавалось Пугачеву за счет его обещаний отмены крепостного права и снижения поборов. Территория, охваченная восстанием, разрасталась от Западной Сибири до Пермского края, Тамбовской губернии и спускалась к низовьям Волги. Пугачев захватил города Саранск, Пензу, Саратов, Челябинск, Уфу, Красноуфимск. Атаман установил власть в Магнитной, Карагайской, Петропавловской, Степной и Троицкой крепостях. Но оставленные в тылу укрепления Поволжья становятся плацдармом для ответа правительственных войск мятежникам.
В конце лета 1774 года армия Михельсона побеждает казаков под Царицыном, обращая противника в бегство в сторону побережья Каспия. За 100 тысяч рублей Пугачева предают соратники Ф.Ф.Чумаков, И.П.Федулев и И.А.Творогов, и в степях Заволжья, рядом с рекой Большой Узень, предводителя восстания арестовывают.
Арест Емельяна Пугачева
Пугачева помещают в клетку, в которой невозможно разогнуться во весь рост, и в таком виде, под личным конвоем Александра Суворова, доставляют в столицу. Делом самозванца и его приспешников занимается закрытый суд Сената. Смертный приговор согласовывают лично с императрицей Екатериной II. К четвертованию приговариваются помимо Емельяна Пугачева его соратники А. П. Перфильев, М. Г. Шигаев, Т. И. Подуров, В. И. Торнов.
Казнь соратников Емельяна Пугачева
Итогом военных действий крестьянской войны стало уничтожение более 3000 дворянских семей, 60 уральских заводов. Разрушались военные крепости, грабились и уничтожались православные храмы, сжигались города. Пугачевские казаки нещадно резали правительственных офицеров, насиловали их жен и дочерей. Восставшие убивали священников, а также простой люд, не щадя ни младенцев, ни стариков. Преступления были обнародованы на суде. Поставленной цели Пугачев так и не достиг, погрязнув в кровавых преступлениях.
Казнь Емельяна Пугачева
Крестьянская война по-настоящему испугала правящую верхушку Российского государства. Правительство и прежде всего царица Екатерина II предприняли крайние меры по искоренению памяти о мятежниках в народе. Станица, в которой родился Емельян, была перенесена в другое место и получила название Потемкинской. Река Яик переименован в Урал, а Яицкое казачество — в Уральское. Запорожская Сечь навсегда прекратила существование как потенциально опасное для государственной власти вольное образование. Многие казачьи поселения были перенесены подальше от центра и раздроблена.
Емельян Пугачев – историческая личность
Емельян Пугачев – не выдуманный персонаж, а настоящая историческая личность. однако, как и в любом художественном произведении, автор наделяет его вымышленными чертами характера. В истории Пугачев известен, как безжалостный и жестокий человек, расправляющийся со своими врагами самыми бесчеловечными методами. Однако в повести Пушкин опускает эти моменты, сосредотачиваясь на его харизме, буйном нраве и благородстве.
Влияние Пугачева стало столь велико, что период 1773-1775 гг. был ознаменован таким явлением, как «пугачевщина». Сам Пушкин называл это явление «жестоким и беспощадным бунтом». Под предводительством Пугачева крестьяне и казаки захватывали губернии, пытаясь таким образом бороться с правительством Екатерины II.
Известно, что готовясь к написанию повести, А.С. Пушкин специально ездил на Урал, чтобы побывать в местах зарождения пугачевского бунта и пообщаться с очевидцами тех событий.
LiveInternetLiveInternet
Четверг, 14 Февраля 2013 г. 08:42 + в цитатник NADYNROM
все записи автора Одним из самых известных да еще и прижизненных изображений Емельяна Пугачева долгое время считался вот этот портрет:
Портрет написан на холсте маслом. Слева вверху указана дата «Сентября 21 1773 г.», а на оборотной стороне холста есть надпись: «Емельян Пугачёв родом из Казацкой станицы нашей православной веры и принадлежит той веры Ивану сыну Прохорову. Писан лик сей 1773 г. сентября 21 дня». Автором портрет принято считать некого художника-самоучку, происходящего родом из старообрядцев. При реставрации портрета в 20-е годы XX века специалисты увидели, что через папаху Пугачева просвечивается какое-то лицо. Дальнейшая расчистка позволила утверждать, что портрет самозваного царя Петра Федоровича написан поверх портрета его «жены» Екатерины II. Первоначально изображение императрицы было гораздо большего размера, о чем свидетельствовали отрезанные края холста, а также было проткнуто в нескольких местах. Но живописец-самоучка аккуратно заделал порванные места и загрунтовал портрет Екатерины дабы написать поверх него Емельяна Пугачева. Сам портрет находится в Государственном историческом музее, в областных музеях размещались его копии. Также портрет попал на страницы школьных учебников и книг, посвященных восстанию Пугачева Ярко и красочно возможную историю написания этого портрета излагает в своем романе
«Емельян Пугачев»
Вячеслав Яковлевич Шишков: «К Пугачёву вперевалку подошел упитанный, румяный человек с густой опрятно расчесанной бородой, снял обеими руками шапку и, чинно поклонившись, сказал: — Позволь, надежа-государь, слово молвить. Аз раб божий православной древлеапостольской веры, храмы наши убираю малеванием, а такожде и лики старозаветных икон подновлю. Вот намеднись довелось мне писать лик старца Филарета, всечестного игумена… При упоминании о Филарете, игумене раскольничьего скита, что на реке Иргизе, глаза Пугачёва расширились. Еще так недавно, под обликом бродяги, Емельян Иваныч прожил у него в укрытии три дня. Тогда в мятущуюся душу запали многие слова умного старца. Игумен говорил, что Петр Федорыч, может быть, жив, а может, и умер, как знать? Только народ ждет его с упоением. И еще: «Народ похощет, любого своим сотворит, лишь бы отважный да немалого ума человек сыскался», — произнес тогда старец поразившие Пугачёва слова. И вот сейчас перед ним бородатый богомаз… Уж не обмолвился ли ненароком игумен Филарет, не сказал ли чего лишнего этому человеку? И Пугачёву стало неприятно. Он взглянул на румяного, голубоглазого бородача с немалым подозрением. Но открытое, добродушное лицо живописца успокоило его. Человек в черном длиннополом казакине, на кожаной лямке через плечо висит перепачканный мазками красок деревянный ящичек, кисти рук живописца белые, с длинными пальцами. — Говори, что тебе надобно и как звать тебя? — Зовут меня Иван, сын Прохоров. А как вы были, батюшка, скорым заступником веры нашей древлей, обрелось во мне усердие писать лик ваш царский, — заискивающе улыбнулся живописец. — Изрядно, изрядно! — Пугачёв покрутил усы, поднял плечи. — Для ради сего в укромное место куда-нибудь нужно, надежа-государь… Сержант Николаев, смущенно хлопая глазами, сказал не без робости: — Наидостойным местом я почел бы канцелярию, ваше величество, там и холст сыщется. Да и находитесь вы своей особой против нее. — Добро, добро, Николаев! Нехай так, — сказал Пугачёв и пошел в канцелярию. Все последовали за ним. Сержант Николаев тронул живописца за плечо и показал глазами на висевший в дубовой раме поясной портрет Екатерины: валяй, мол, на нем. Живописец подморгнул, улыбнулся, кивнул головой в сторону Пугачёва: а вдруг, мол, батюшка на это прогневается. Николаев шепнул: «А ты спроси». — Ваше царское величество, — масляным голосом обратился бородач-живописец к Пугачёву. Он без тени сомнения принимал его за истинного императора. — Хоша у меня припасена для ради письма лика вашего подгрунтованная холстина, да, вишь ты, беда — подрамника нету. — Да как же быть-то, Иван Прохоров? — Да вот как быть… Дозвольте, батюшка, посадить вас на всемилостивую матушку, — и живописец указал рукою на портрет. Пугачёв пристойно рассмеялся (подражая ему, все вокруг заулыбались), крутнул головой, сказал: — Ну и штукарь!.. Чего ж ты, бороду, что ли, намалюешь Катерине-то да усы? — Пошто! Я напредки грунтом её перекрою, а как грунт поджухнет, вас на оном писать зачну. В канцелярии было довольно светло. Пугачёв обернулся к портрету и прищурился. На него в пол-оборота глядела величавая дама с большими глазами, с поджатыми, слегка улыбавшимися губами, с оголенными круглыми плечами, к правому плечу голубая лента, на груди осыпанная драгоценными каменьями звезда. — Гордячка!.. Заговорщица!.. — Он сдвинул брови, лик его стал грозным. Живописец, неотрывно наблюдавший за Пугачёвым, переступил с ноги на ногу, оробел. — Вот ужо соберу силу да тряхну Москвой, тогда и тебе, красавица, туго будет… Станешь локоток кусать, да не вдруг-то укусишь. Ладно, сажай на Катьку! — приказал он бородачу. Портрет сорвали со стены. Пыль, дохлые мухи, паутина, живой паук… Живописец попросил государя, чтоб все ушли. Не мешали бы. Пугачёв оставил дежурного Давилина. Живописец раскрыл ящик с кистями и красками в стеклянных пузырьках, заткнутых деревянными пробками. Терпко запахло скипидаром и олифой. Покрыв портрет серым грунтом, бородач сказал: — Ой, беда, многотрудно писать лик-то ваш, батюшка, зело много скорби в очах-то ваших светлых. А вторым делом, эвот, эвот какие складки меж бровей-то к челу идут, как у Николы-чудотворца, — гневлив на не правду Христов угодник был, — говоря так, речистый живописец перетащил с Давилиным на середину канцелярии дубовую скамью. Давилин свернул втрое свой чекмень и положил под сиденье государя. Тот сел, расчесал гребнем усы, бороду, приосанился, поправил высокую мерлушковую шапку. Давилин взломал кинжалом запертый кленовый шкаф, добыл голубоватые листы добротной бумаги. Иван Прохоров, близоруко прищуриваясь и оскаливая зубы, внимательно рассматривал лицо Пугачёва и штрих за штрихом накладывал на бумагу очиненным липовым углем. Это был набросок, проба. — Слышь, Прохоров? — сказал Пугачёв. — А долго ль мне, как статую, сидёть доведется? — Да не столь долго, надежа-государь, прожухнет грунт скоренько, у меня средствия особые подмешаны… — откликнулся живописец и, чтоб развлечь батюшку, стал рассказывать: — За веру стражду, ваше величество. Из богоспасаемого града Воронежа от гонителей веры нашей бежать повелось страха ради. И даде мне приют всечестной старец Филарет, под единою кровлей обретаемся с ним вкупе. Пугачёв вновь встревожился. — Сколь давно ты у него проживаешь-то? — Да с весны, батюшка, с нынешней весны, с месяца мая. Старец-то в Казань меня спосылывал, к Щелокову-купцу. Теперичь в обрат вертаюсь. В Яицкий городок заезжал, а там, ведаешь, рабов божьих нашей веры довольно. Да беда! В руки Симонова коменданта едва не угодил… — Ах, наглец, изменник! — сказал Пугачёв, отмахнувшись от мухи. — Не уйдет он от моей царской руки. Его да еще Крылова капитана со всем отродьем в петлю вздерну… Супротивление оказывали мне. — Ну, вот таперичь, ваше величество, замрите, — прервал царя живописец, взял загрунтованный портрет Екатерины и, помолясь на восток двуперстием, приступил к делу. — Не ворочайтесь, батюшка, сидите смирно. Да не можно ли в пресветлые очи-то улыбочку пустить, а то горазд хмурый выйдете, батюшка… — Благодарствую, пущу, — сказал Пугачёв. Но как ни старался, не мог придать глазам веселость. — Ах, ах! — сокрушался живописец. — Хошь морщинки-то по челу меж глаз как ни то разгладьте… Портрет писался в напряженном молчании. Были выписаны глаза да основные черты лица, все же остальное едва намечено. — Сие распишу и без вашего усердного сидения, батюшка. Зело притомились, поди? Пугачёв действительно заскучал. Но сознание, что его пишут как царя, давало ему силы переносить скованность неволи… — Ну вот, присмотритесь, ваше величество… Пугачёв подошел к портрету. — Неужто я таков? Горазд грозен да немилостив… — Сущий вы, батюшка, — что видело око мое, то и на холст положило, — потупясь, ответил живописец. — Взор царственный, вселяющий в души смертных немалый трепет, не правду людскую, аки огонь, сжигающий. — Давилин, схож ли я? — Капелька в капельку, ваше величество! Ежели бороду снять, на великого Петра Алексеича смахивать станете… — На дедушку моего? Не врешь, так правда! — сказал Пугачёв и вышел. Портрет ему не понравился. Он ожидал увидёть себя в славе и сиянии, с державой и скипетром в руках. И пожалел затраченное время. …Через две недели портрет был в келье игумена Филарета. Кланяясь в ноги старцу, живописец восторженно говорил: — Лик государя объявленного, Петра Федорыча, списал, великого заступника веры нашей… — Покажи, покажи. Живописец развязал портрет, упакованный в синюю набойчатую скатерть, и, как некую святыню, подал игумену. Тот долго всматривался в черты изображенного лица. Наконец воскликнул: — Ай-ай-ай! Хоть и не больно схож, а он… Камо гряду от лица твоего? Аще взыду на гору, ты тамо еси; аще спущуся во ад, ты тамо еси… Вскую шаташася, — старец произносил слова эти каким-то загадочным голосом, а в его глубоких темных глазах поблескивали огоньки. Живописец смущенно нашептывал старцу: — В народе толкуют, атамана Портнова в Илецком городке вздернул царь-батюшка, Симонова собирается казни предать. Ну и грозен, грозен Петр Федорыч, радетель наш. А власти не признают его, за беглого казака Омельку Пугачёва принимают, окаянные! Филарет, как вошли в келью, сказал: — Надлежит сему государеву портрету подписану быть. Мы умрем, а он останется на посмотренье людям. Зная, что Иван Прохоров не горазд в грамоте, Филарет достал из-за божницы пузырек с чернилами, очинил гусиное перо и приготовился писать. Перед тем, не доверяя очам своим, он заглянул в пожелтевшую тетрадь с записями о событиях и встречах и на давней странице сыскал строки: «Сего числа имел беседу с забеглым казаком по имени Емельян Пугачёв; нашей веры человек, но дик и странен, донос же попаляем в сиром звании своем гладом духа и проворством помышления». Живописец, кланяясь в пояс, молвил: — Ты, отче Филарет, пиши тако: сей-де лик пресветлого императора и государя Петра Федорыча Третьего, великого ревнителя веры нашей древлей, писан-де той же веры Иваном, сыном Прохоровым… в тысяча семьсот… — Да уж не учи, знаю! — перебил его старец и оправил очки. Скорбно, про себя, в бороду улыбаясь, он на обратной стороне портрета вывел следующую надпись: «Емельян Пугачёв, родом из казацкой станицы, нашей православной веры, принадлежит той веры Ивану сыну Прохорову. Писан лик сей 1773 года сентября 21 дня». Однако новейшие тщательные исследования реставраторов выявили, что портрет Емельяна Пугачева оказался подделкой. Портрет дамы, на котором он был написан, действительно можно отнести к эпохи Пугачева, но само изображение самозванца относится ко второй половине XIX века. Так история лишилась еще одного интереснейшего мифа. Источник
Рубрики: | искусство история живопись энциклопедия заблуждений |
Метки:
емельян пугачев екатерина II двойной портрет пугачева шишков
Процитировано 9 раз Понравилось: 20 пользователям
Нравится Поделиться
0
Нравится
- 20
Запись понравилась - Процитировали
- 0
Сохранили
- Добавить в цитатник
- 0
Сохранить в ссылки
Понравилось20
0
Биография
Емельян Иванович Пугачев — предводитель народного восстания и Крестьянской войны 1773-1775 годов. Самозванец, выдававший себя за императора Петра III.
Будущий мятежник родился в 1742 году в станице Зимовейской (ныне Волгоградская область) в семье донского казака. Народ, населяющий земли Донской области, обладал свободолюбивым нравом. За 110 лет до рождения Емельяна здесь появился на свет его предшественник — Степан Разин. Дед Пугачева носил прозвище Михаил Пугач, которое легло в основание фамилии. В семье родителей мальчика Ивана Михайловича и Анны Михайловны воспитывались еще сын Дементий и две дочери — Ульяна и Федосья. Пугачевы исповедовали православие, в отличие от соплеменников-староверов.
Портрет Емельяна Пугачева
В 1760 году юноша поступил на службу и сразу же попал в военную кампанию против Пруссии. Периодически навещая родных, Пугачев побывал на сражениях Семилетней и Русско-турецкой войн. Через 10 лет Емельян был возведен в чин знаменосца, но, прослужив в этом звании год, отправился в бега в предгорья Северного Кавказа. Такая возможность предоставилась после инфекционной болезни, которая стала причиной его отправки домой. Выздоровев, Емельян сходится с мужем сестры и подговаривает С. Павлова стать дезертирами.
🗹