Образ и характеристика княжны Мери — героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Образ и характеристика Княжны Мери в романе Герой нашего времени

Княжна Мери – героиня замечательной, легендарной повести Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель полностью вдается в детали сложного, парой непредсказуемого характера юной и миловидной девушки, что позволяет читателю хорошо представить Княжну.

Мери принадлежала к так называемой элите, московскому обществу, ведь была дочерью, не последней женщине в светском обществе, княгини Лиговской. Пусть автор не вдается в подробное описание внешности, но кое-что есть для того, чтобы представить в мыслях княжну: густые, прекрасные пышные волосы, большие глаза, как монетки, которые обрамляли длинные ресницы. Девушка всегда была изящна и легка на подъем, оделена красивой фигурой, с осиной талией, имела превосходное чувство стиля.

Ее характер был скромен и даже немного скрытен, совсем не похож на барышень того времени. Ее любовью были французские романы о любви. Наверное, главным, но не последним, достатком юной леди было восхитительное образование и чудный голос, который никого не оставлял равнодушным. Так же Мери чудесно играла на фортепиано. Главной целью ее матери было найти порядочного, с достойным бюджетом , мужа для Мери, но девушка, как назло, была холодна к противоположному полу. Она всегда отвергла мысли матери о ее скором замужестве. Мери была еще совсем « зеленая» в любовных делах.

Княжна была достаточно самолюбива, иногда бывало такое, что она смотрела на всех с высока. И этому есть определенно оправдание: ведь она и хороша собой, и не глупа.

Благодаря такому персонажу, как Мери, Лермонтов поднимает такую проблема как : что такое настоящие чувства и подделка. Читатели и критики видят эту проблему через любовный треугольник наших главных персонажей. Юная леди хочет избавиться от привязанности к молодому Грушницкому, в сердце Мери вспыхивают новые – к Печорину. Но, к сожалению, эти чувства были неправдивы. В конце концов, княжна обретает чувства к Печорину, но безответно, постепенно они перерастали в огромную неприязнь.

Проблема Княжны заключается в том, что девушка видела, где что-то настоящее, а где хорошие манеры, но не чувствовала баланса между искренностью и фальшью.

Внешность, характеристика речи

Княжна Мери Лиговская — хорошенькая девушка, глаза её Печорин назвал бархатными, так как в зрачках не отражаются лучи солнца из-за длинных ресниц. По его словам, глаза её «такие мягкие, будто бы тебя гладят».

Она стройна, грациозна, походка её лёгкая, но благородная. Наряд Мери соответствует «строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего».

Мери умна, образованна, речь её грамотна. Девушка не болтлива, может поддерживать разговор, особенно ей нравится рассуждать о страстях и романтических чувствах.

Происхождение и социальный статус

Мария Лиговская — настоящее имя героини. Мать называет её на английский манер — Мери. Она ещё очень молода, по авторской характеристике («молодая, едва распустившаяся душа», «любовь молоденькой девочки» и др.) можно предположить, что ей едва ли больше 16 лет. Она родилась и выросла в Москве.

Княжна — единственная дочь в богатой семье знатного происхождения, она завидная невеста, окружена толпой поклонников. В Пятигорске они с матерью жили в одном из лучших домов города.

Отношение княжны Мери к Печорину и Грушницкому

Главный герой романа Печорин встречает княжну Мери в Пятигорске, куда она приехала с матерью, княгиней Лиговской. Эта молоденькая, наивная девушка не очень разбирается в людях, у неё мало жизненного опыта. Поэтому она приняла Грушницкого, бросавшего на неё страстные взгляды и принимавшего таинственный вид, за офицера, разжалованного за дуэль в солдаты. В её глазах он был страдальцем и романтическим героем. Грушницкий стал сопровождать её повсюду, они подолгу разговаривали, но скоро он ей наскучил, тем более что она разочаровалась, узнав от Печорина, что Грушницкий — юнкер, а не офицер, разжалованный за дуэль.

Услышав, как её мать рассказывала о похождениях Печорина, о которых сплетничали в московском высшем свете, княжна Мери вообразила его романтическим героем. Когда он начал своими анекдотами переманивать её поклонников, Мери рассердилась на него. Её удивляло, что он не старается с ней познакомиться, хотя хорошо знаком с её петербургскими родственниками. Княжна заинтересовалась этим странным и загадочным для неё человеком. Грушницкому она сказала о Печорине, что у него тяжёлый, наглый взгляд.

Печорин познакомился с княгиней и княжной Лиговскими после того, как спас Мери на балу от обморока, когда к ней приставал пьяный господин, приглашая её танцевать. Девушка начала видеть в нём необыкновенного человека. Её пугало, что он смеялся над всем на свете, что особенно насмешливо говорил о чувствах. Когда Печорин стал насмехаться над знакомыми, Мери назвала его опасным человеком. В ответ он произнёс целую исповедь, объясняя, что стал «нравственным калекой» из-за того, что с детства к нему относились плохо, подозревая в нём дурные наклонности. Это красноречивое описание превратностей его жизни так подействовало на впечатлительную, доверчивую девушку, что на глазах её появились слёзы. В сердце Мери возникла сострадание к Печорину, и она полюбила этого человека.

Печорин стал ухаживать за Мери, но девушке было непонятно его поведение. Она думает, что он не признаётся ей в любви из-за того, что считает, что её родные будут против брака, или его собственное положение не позволяет ему это сделать. Княжна говорит, что всем может пожертвовать для того, которого любит. На это Печорин отвечает, что её не любит и не собирается объяснять своих поступков. Побледневшая Мери попросила его уйти. Знакомство с этим человеком закончилось для неё трагически — она тяжело заболела.

Перед тем, как уехать по приказанию начальства в крепость N, Печорин откровенно сказал Мери, что над ней смеялся и что она должна презирать его. «Я вас ненавижу…» — сказала девушка.

Образец 3

Княжна Мери – это один из ключевых героев главы повести, название которой совпадает с именем этой девушки. На изменение характера юной княжны повлияло общение с Печориным и Грушницким.

Печорин при первой встрече с Мери нашел княжну внешне милой и симпатичной, но не более. Он счел, что «бархатные глаза» — это единственное прекрасное, что принадлежит этой красавице. Сама девушка считала себя идеальной во внешности. Как человек она была морально пустая: самовлюблённая, высокомерная. Типичная дамочка 19 века, следовавшая моде. Мери желала, чтобы все ее любили. Героиня забыла, что одной сладенькой оболочки мало, чтобы пробудить к себе любовные чувства и теплую привязанность. Именно поэтому она порядком злилась из-за того, что Печорин не проявлял к ней глубокого интереса. Тот, в свою очередь, догадался про уловку юной дамы, потому и был холоден. Он решил, что если начнет оказывать Мери знаки внимания, то не выйдет в этой игре победителем.

Большую части свободного времени Мери занимали прогулки матерью. Та гордилась своею умной и красивой дочуркой. По правде говоря, Мери была не только недурна собою, но и достаточно умна. Она читала романы Байрона, изучала математику, хорошо считала. Все же это было вызвано не неподдельным интересом к наукам и литературе, а модой на образованность в высшем обществе. Кроме того, княжна играет на пианино, но поет плохо. Так думает сам Печорин. Несмотря на это, в ее сторону летит большое количество похвал, а окружающие не перестают льстить ей.

Изначально Мери интересовалась и искала встреч с Грушницким. Такое отношение было навеяно романтическими представлениями о том, что он отправлен в ссылку на воды из-за участия в дуэли. Как только девушка узнала правду, что Грушницкий – это обыкновенный юнкер, то потеряла к нему всякую заинтересованность.

Мери можно считать одной из девушек, пострадавших от грубости, цинизма и холодности Печорина. Княжна думала, что на самом деле она нравится Григорию, и он скоро предложит ей выйти за него. Ее ожидания не оправдались. Тогда, когда Печорин убил Грушницкого на дуэли, Мери была шокирована и назвала Печорина ужасным и жестоким человеком. У нее случился нервный срыв и началась душевная болезнь. Винит она, конечно, во всех бедах Григория.

Княжна Мери – типичная дамочка 19 века. Этакая «Героиня нашего времени».

Отношение Печорина к Мери

Печорин хорошо знает людей, особенно женщин, поэтому сразу увидел, что этой молоденькой девушке нравится всё романтическое, загадочное, таинственное. Он начал играть на её чувствах и добиваться, чтобы она полюбила его. В дневнике Печорина есть запись от 3-го июня, где он рассуждает, зачем он это делал. Главная причина — его желание обладать «молодой, едва распустившейся душой». Он признаёт, что на радости и страдания других смотрит как на пищу, которая поддерживает его душевные силы. Ему нравится подчинять своей воле людей, властвовать над ними, «возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха».

Печорин, добиваясь расположения Мери, в своеобразной исповеди рассказывает ей о своей душе, но при этом он не искренен и хочет, чтобы девушка приняла его за романтического героя, о котором мечтает. Эту исповедь он начал, приняв глубоко тронутый вид. Добившись сострадания девушки, Печорин наблюдает за проявлениями жалости, отразившимися на её лице. Он возликовал, когда понял, что Мери раскаивается в своей холодности к нему. Но всё, что будет вслед за этим, то есть её желание загладить свою холодность, вознаградить его, — всё это было ему уже известно и неинтересно.

В отношении к Мери в полной мере проявилось эгоистичная сущность Печорина: он преследовал, тревожил, волновал её воображение, не думая о том, что будет с этой чувствительной девушкой в дальнейшем. Он разбил её надежды на счастье, посеял в сердце девушки недоверие к людям. Общение с таким человеком для неё не прошло даром — Мери тяжело заболевает.

Краткая характеристика кн. Мери

Мери из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» принадлежала к так называемой элите, московскому обществу, ведь была дочерью, не последней женщине в светском обществе, княгини Лиговской.

Пусть автор не вдается в подробное описание внешности, но кое-что есть для того, чтобы представить в мыслях княжну: густые, прекрасные пышные волосы, большие глаза, как монетки, которые обрамляли длинные ресницы. Девушка всегда была изящна и легка на подъем, оделена красивой фигурой, с осиной талией, имела превосходное чувство стиля.

Ее характер был скромен и даже немного скрытен, совсем не похож на барышень того времени. Ее любовью были французские романы о любви. Наверное, главным, но не последним, достатком юной леди было восхитительное образование и чудный голос, который никого не оставлял равнодушным. Также Мери чудесно играла на фортепиано.

Главной целью ее матери было найти порядочного, с достойным бюджетом, мужа для Мери, но девушка, как назло, была холодна к противоположному полу. Она всегда отвергла мысли матери о ее скором замужестве. Мери была еще совсем «зеленая» в любовных делах.

Княжна была достаточно самолюбива, иногда бывало такое, что она смотрела на всех с высока. И этому есть определенно оправдание: ведь она и хороша собой, и не глупа.

Благодаря такому персонажу, как Мери, Лермонтов поднимает проблему, что такое настоящие чувства и подделка. Читатели и критики видят эту проблему через любовный треугольник наших главных персонажей.

Юная леди хочет избавиться от привязанности к молодому Грушницкому, в сердце Мери вспыхивают новые – к Печорину. Но, к сожалению, эти чувства были неправдивы. В конце концов, княжна обретает чувства к Печорину, но безответно, постепенно они перерастали в огромную неприязнь.

Проблема Княжны заключается в том, что девушка видела, где что-то настоящее, а где хорошие манеры, но не чувствовала баланса между искренностью и фальшью.

Черты характера княжны Мери и примеры их проявления (поведение и поступки)

Мери — образованная девушка, она «читала Байрона по-английски и знает алгебру». Княжна чиста и наивна, тяготеет ко всему романтическому, любит рассуждать о страстях и чувствах. В. Г. Белинский отметил, что она девушка неглупая, но «ей мало любить человека, к которому влекло бы её чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой и серой солдатской шинели». Действительно, она симпатизировала Грушницкому, когда думала, что он разжалован в солдаты за дуэль. Узнав, что это не так, что он обладает лишь внешними атрибутами романтического героя, Мери утратила к нему интерес и старалась избегать разговоров с ним.

Её влечение к романтизму помогло Печорину обольстить её. Он прикинулся таинственным, непонятным, загадочным, вёл себя дерзко, и девушка полюбила его.

Мери отличает гордость, чувство собственного достоинства. Княжна не унижается перед Печориным во время последнего разговора с ним, она оскорблена и говорит ему, что не презирает его, а ненавидит.

Характер и образование

Княжна Мери умна и образованна. Она знает иностранные языки (английский, французский), в оригинале читала Байрона. Изучала алгебру. Хорошо играет на фортепьяно и поёт, прекрасно танцует. У неё хорошая, грамотная речь, а шутки её милы и остроумны.

Но она ещё очень молода, и сердце её неопытно. Она ещё не научилась лицемерить, притворяться, поэтому её поведение отличается живой непосредственностью, сдерживаемой только воспитанием, но не жизненным опытом. Как всякая светская девушка, она умеет кокетничать и капризничать.

Её социальное положение, состояние и образование воспитали в ней независимый, смелый и самолюбивый характер. Но твёрдости в её характере пока нет — она ещё слишком молода. Сначала она испытывала неприязнь к Печорину, затем ей наскучил Грушницкий, а Печорин возбудил интерес своей оригинальностью и в результате добился своего — она его полюбила.

Дальнейшая судьба

Вероятнее всего осталась жить с матерью с разбитым сердцем. В силу юного возраста и неопытности, княжна скорее всего очень глубоко и болезненно восприняла отказ Печорина. Возможно, он был первым, кто настолько взволновал ее чувства. Неизвестно, сколько времени потребовалось девушки для того, чтобы справиться с переживаниями такой силы.

Она отвернулась, облокотилась на стол, закрыла глаза рукою, и мне показалось, что в них блеснули слезы.

Я сидел у княгини битый час. Мери не вышла, – больна. Вечером на бульваре ее не было.

Тусклая бледность покрывала милое лицо княжны. Она стояла у фортепьяно, опершись одной рукой на спинку кресел: эта рука чуть-чуть дрожала;

Дочь ее больна – расслабление нервов… (Вернер о Мери)

Но она больна, и я уверена, что это не простая болезнь! Печаль тайная ее убивает; она не признается, но я уверена, что вы этому причиной… (княгиня о дочери)

Цитаты

«Надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, — прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам».

Княжна Мери

«Вы, мужчины, не понимаете наслаждений взора, пожатия руки, а я, клянусь тебе, я, прислушиваясь к твоему голосу, чувствую такое глубокое, странное блаженство, что самые жаркие поцелуи не могут заменить его».

«Русские барышни большею частью питаются только платонической любовью, не примешивая к ней мысли о замужестве; а платоническая любовь самая беспокойная».

Многие из афоризмов, взятых из романа «Герой нашего времени», до сих пор легко узнаются:

«Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается».

«О самолюбие! Ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!»

«За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?»

Несколько интересных сочинений

Россия — страна с бескрайними территориями, покрытыми зелёными лесами с бескрайними полями. Красота природы России поражает, за это я её люблю. Летом вся страна утопает в зелени

Лирические произведения Пушкина поражают своей разнообразностью. Это размышления, переживания поэта. В них прослеживается несколько направлений – свобода, дружба, любовь, природа, философия, поэт и поэзия, политика.

В произведении много различных героев. Один из которых Белкин, худой помещик среднего роста. По своей неопытности, он послушал крестьян и сделал главной старуху-ключницу.

Одним из главных героев рассказа «Певцы» является Дикий – Барин. Барин проживал в деревне Колотовка. По – настоящему его звали Перевлесовым. А Диким – Барином его называли знакомые.

Гоголь написал это произведение с какой-то определенной целью, не просто так, ведь никакой романтики или очень интригующего чего-то в этом произведении особо не наблюдается. Цель этого произведения – показать, что жизнь не для всех

Романтичная натура героини

Характеристику Мери следует начинать с рассказа о ее любви к романтическим историям. Ее судьба белыми нитями связывается с жизнью Печорина — центрального героя романа. Именно он стал причиной вовлеченности девушки в происшествие, повлекшее для нее серьезные последствия. Если бы она так не увлекалась любовью, романтикой, обладала иными чертами характера и жизненными взглядами, то исход мог бы быть менее печальным.

Будучи ценительницей историй о любви, романов о мужчинах-героях, она сперва влюбляется в Грушницкого. В своей юной голове девушка фантазирует о возможном разжаловании молодого человека из-за дуэли. Это пробуждает в наследнице княжеского титула романтические чувства. Розовые очки ей приходится снять после того, как она узнает, что возлюбленный всего лишь юнкер. Как личность мужчина ее не интересовал.

Мэри сразу же переключила свое внимание на Печорина. Будучи хорошим психологом, герой быстро раскусил натуру Лиговской младшей и стал играть на девичьих чувствах, фантазиях.

Краткое содержание «Героя нашего времени» по главам

Предисловие ко второму изданию

Автор отвечает на претензии к книге, объясняя, что не ставит Печорина в пример и не показывает себя в лице главного героя. «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», – объясняет Лермонтов. Однако он не собирается лечить пороки общества: «Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!»

Повествование ведется от лица неназванного офицера, служащего на Кавказе. Однажды по дороге из Тифлиса он встречается с Максимом Максимычем – немолодым простодушным штабс-капитаном. Тот рассказывает историю о своем приятеле, прапорщике Григории Александровиче Печорине.

Вместе с Максимом Максимычем Печорин служил в крепости за Тереком, построенной для защиты от горцев. Прапорщику Печорину на свадьбе у местного князя приглянулась его дочь Бэла, к которой сватался еще и разбойник Казбич. Печорин помог брату Бэлы украсть у Казбича прекрасного коня, а тот взамен помог Печорину похитить свою красавицу-сестру.

Ухаживаниями Печорин добился любви Бэлы, но затем быстро к ней охладел. Бэла затосковала. Однажды, когда она вышла на прогулку, девушку схватил и увез Казбич. За разбойником бросились в погоню, и тогда он смертельно ранил Бэлу.

«Максим Максимыч»

Рассказчик и Максим Максимыч встречаются через несколько дней после расставания во Владикавказе. Через город как раз проезжает Печорин – он уже вышел в отставку и держит путь в Персию. Максим Максимыч думает, что старый друг будет рад его видеть. Но тот приветствует штабс-капитана очень холодно и отказывается задержаться, чтобы с ним поговорить. Печорин уезжает, Максим Максимыч чувствует себя преданным и разочаровывается во всем молодом поколении. Он отдает рассказчику записи Печорина, которые все это время хранил.

Журнал Печорина. Предисловие

Не так давно Печорин умер, возвращаясь из Персии, сообщает рассказчик. В связи с этим новый владелец записок решился их издать: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление». «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? — Мой ответ — заглавие этой книги. «Да это злая ирония!» — скажут они. — Не знаю».

«Тамань»

Печорин приезжает в Тамань – «самый скверный городишко из всех приморских городов России». Он видит, как контрабандисты разгружают груз на берегу. Девушка – сообщница контрабандистов – заманивает его к морю и пытается утопить, опасаясь доноса. Офицер спасается, выбросив ее из лодки. Девушка вместе с сообщником-контрабандистом навсегда уплывают из Тамани. Печорин сожалеет, что невольно разрушил привычную жизнь «честных контрабандистов».

Популярные сегодня темы

Летом 1956 года на 184 километре от Москвы сходит человек. Это рассказчик, которого зовут Игнатьич. Игнатьич мечтает работать учителем где-нибудь в сельской местности, подальше от цивилизации

Филиппок был младший в семье, и когда брат Костя уходил в школу, ему становилось очень грустно и одиноко. Мальчик давно мечтал тоже быть учеником и ходить с братом в школу.

Как известно, гоголь предполагал создать цикл произведений – три тома, которые были бы немного похожи на Божественную комедию Данте.

Имя существительное главная часть нашего Русского языка. Без нее мы не сможем общаться и называть вещи своими именами.

Иван Игнатьевич является милым старичком-офицером, который служит в Белгородской крепости. Он фактически стал частью семьи Мироновых, с которыми проводит много времени.

«Герой нашего времени»: история и значение романа

«Герой нашего времени» принадлежит «к числу самых замечательных и самых увлекательных книг» русской литературы, рассказывал видный советский лермонтовед Ираклий Андроников. Причину этому он видел в главном герое: Печорин вроде бы отрицательный, но в то же время очень притягательный персонаж. Его безжалостность и эгоизм сочетаются с большим умом, храбростью, искренностью с самим собой.

История создания

Фамилия Печорина впервые появилась в незаконченном романе «Княгиня Лиговская». Это произведение о жизни петербургского света Лермонтов начал создавать в 1836 году. Роман должен был стать своего рода ответом пушкинскому «Евгению Онегину». Не зря Лермонтов назвал главного героя Печориным (от названия реки Печоры, как «Онегин» – от реки Онеги).

Однако характер и даже внешность Печорина из «Княгини Лиговской» и Печорина из «Героя нашего времени» сильно отличаются, это разные произведения и разные персонажи. По сюжету «Княгини Лиговской», Печорин влюблен в женщину по имени Вера, которая вышла замуж за другого.

Свой первый роман автор так и не дописал. После гибели Пушкина на дуэли Лермонтов создал стихотворение «Смерть поэта» и за дерзкие стихи был сослан на Кавказ. Проведя в ссылке год, писатель отказался от прежнего замысла и создал новый роман, куда перешли имена Печорина и Веры.

В «Герое нашего времени» Лермонтов описал Кавказ с точностью, поражавшей современников. В произведении они обнаруживали и реального слепого мальчика из Тамани, и ту самую хату на краю города; отдыхавшие летом 1837-го в Пятигорске и Кисловодске узнавали прототипы доктора Вернера, Грушницкого, княжны Мери.

«Герой нашего времени» был написан достаточно быстро. Летом 1838 года Лермонтов утверждал, что ничего не пишет, а спустя девять месяцев уже вышла первая из повестей – «Бэла». Еще через десять месяцев роман был готов целиком и одобрен цензурой.

Учитывая, что в это время Лермонтов служил в полку в Царском Селе, постоянно ездил в Петербург и создал целый ряд других произведений, остается только удивляться, когда он успевал спать и работать над романом, констатирует Ираклий Андроников.

Композиция романа и образ Печорина

Автор избрал для романа необычную композицию. Главы-повести расположены в свободном порядке, хронология событий намеренно нарушена. Нет привычных описаний детства и юности главного героя. Замалчиваются ключевые события его биографии: непонятно, например, за что именно Печорин сослан на Кавказ (в черновик упоминалась дуэль в Петербурге, но затем Лермонтов убрал эти слова).

Необычную структуру «Героя нашего времени» принято объяснять тем, что это не история жизни Печорина, а «история души». Лермонтов показывает героя постепенно и с разных сторон. Первым читателям поначалу даже было неясно, кто здесь главный герой: Печорин или Максим Максимыч?

В первых двух повестях Печорин описывается с чужих слов, и впечатление складывается не в его пользу. В «Бэле» это загадочный и коварный человек, своей запретной любовью погубивший Бэлу и ее семью. В «Максиме Максимыче» – высокомерный эгоист, обидевший старого друга.

Однако оставшуюся часть романа составляют записки Печорина, и они заставляют взглянуть на героя совсем иначе. Это уже не скучающий офицер, умеющий подчинять себе других, но и умный, обаятельный, тонко чувствующий человек. В «Тамани» он демонстрирует храбрость и склонность к романтике; в «Княжне Мери» – способность к глубоким чувствам и самоанализу; в «Фаталисте» – свою философскую сторону и хладнокровие.

Читатель остается в недоумении: почему же столь талантливый человек растрачивает свои силы попусту? Неужели это и есть герой поколения, «не способного более к великим делам для блага человечества»?

Значение романа

Советские исследователи порой называли «Героя нашего времени» общественно-политическим романом: объясняли, что Печорину в николаевской России не хватало возможности выразить себя в борьбе за народную свободу, порвать с аристократическим обществом и так далее. «Потерянное поколение» Лермонтова противопоставляли поколению декабристов.

Однако эти объяснения многим кажутся натянутыми: стоит ли искать в произведениях аристократа Лермонтова революционный подтекст?

В «Герое нашего времени» размышления об обществе есть, но не меньшую роль играют рассуждения о человеческой душе, смысле жизни, добре и счастье. Это первый психологический русский роман, ставший зерном русской психологической прозы, и одновременно – первый философский русский роман, где поступки главного героя осмысляются в категориях добра и зла, необходимости и свободы.

Источник

Главные герои

Григорий Александрович Печорин – русский офицер, умный, пресыщенный жизнью, скучающий молодой человек.

Княжна Мери – красивая, прекрасно образованная девушка.

Вера – молодая женщина, в которую ранее был влюблен Печорин.

Грушницкий – юнкер, красивый, стройный, самовлюбленный молодой человек.

Это интересно: Что происходит с вашим телом во время полета на самолете

Отзывы читателей

Несмотря на то, что Мери не является отрицательным персонажем, у многих читателей она вызывает негативные эмоции. Дело в том, что именно эта девушка является косвенной причиной дуэли между двумя молодыми людьми и смерти Грушницкого.

Она совершает большую ошибку в жизни и становится жертвой того, что не умеет разбираться в людях. Однако неприязнь читателей может вызывать тот факт, что у Мери остаются шансы исправить свои ошибки и построить себе счастливое будущее (автор намеренно не продолжает в романе ее историю), то Грушницкий умирает в раннем возрасте и уже никогда не получит шанса на исправление.

История создания

Михаил Лермонтов работал над романом «Герой нашего времени» с 1838 по 1840 год. В 1840 году текст был впервые опубликован целиком в двух книгах петербургским издательством Ильи Глазунова. Жанр романа определяется как лирико-психологический. Отдельные части романа выходили в печать в разное время в литературном журнале «Отечественные записки». «Княжна Мери» впервые увидела свет в первом издании романа.

Поэт Михаил Лермонтов

Роман складывается из двух частей и пяти глав, расположенных с нарушением хронологического порядка. Первым делом читатель видит главного героя Григория Печорина глазами другого персонажа — Максима Максимыча. И только в последующих частях у читателя появляется возможность познакомиться с внутренним миром героя через дневник Печорина. Повесть о княжне Мери входит во вторую часть романа и раскрывается читателю в журнале Печорина, состоящем из дневниковых записей героя.

Экранизации

Карина Шмаринова в роли княжны Мери

В 1955 году вышел советский фильм «Княжна Мери», где главную роль исполнила актриса Карина Шмаринова. Фильм снят на московской киностудии имени Максима Горького. Режиссером и автором сценария стал Исидор Анненский.

В 1975 году режиссер Анатолий Эфрос снял ленту «Страницы журнала Печорина» по роману «Герой нашего времени». Роль княжны Мери в этой экранизации сыграла актриса Ирина Печерникова.

Евгения Лоза в образе княжны Мери

В 2006 году вышел шестисерийный мини-сериал режиссера Александра Котта, который экранизировал не только «Княжну Мери», а весь роман целиком. Роль Мери исполнила актриса Евгения Лоза.

Это интересно: Гепатит G

Интересы княжны

Несмотря на свою легкомысленность, Мери умная, хорошо воспитанная и образованная героиня романа. Она отлично владеет английским языком и читает Байрона в оригинале, знает алгебру.

Даже княгиня Лиговская уважает собственную дочь за смышленость, острый ум, знания. Имея определенные читательские навыки, зная о науках, девушка не испытывает к этому особый интерес и природную потребность. Больше героиня интересуется модными тенденциями. А быть образованной для леди тех времен было модно.

Княжна может сыграть этюд на фортепиано или напеть мелодию. Такими талантами обладали все воспитанные девушки из высшего общества. Но Григорий Печорин продолжает резко выражаться в адрес влюбленной глупышки. Впечатления свои он записывает в дневник, где в цитатах и описаниях говорит о неплохом голосе Мери, но плохих вокальных данных. Но это мало волнует княжну, она уверена, что в любом случае получит свой «ропот похвал».

Девушка прекрасно танцует и знает неплохо французский язык. Она удивительно вальсирует и талантливо рисует.

Критика об образе

Если Печорин или Максим Максимыч – это настоящие герои, полные характерных черт и значимых поступков, то княжну Мери можно назвать «женщиной нашего времени». Она благородна, хорошо воспитана, скромна и немного глупа. Если Печорин испытывает откровенную скуку и является «лишним человеком», то Мери – наоборот, она старается прочувствовать жизнь и наслаждаться ей.

К сожалению, оба этих персонажа страдают от излишней романтичности. Печорин положил всю свою жизнь на то, чтобы найти в ней что-то значимое, а Мери возлагала значимость на то, что оказалось на самом деле совсем несущественным (например, на пылкие речи Грушницкого или на ее отношения с Григорием).

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: