Черты утопии в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»


Что делать?» Н.Г. Чернышевского как роман-утопия

Перед нами политический и социально-утопический роман, проникнутый духом полемики. Общие очертания сюжета романа просты: дочь мелкого петербургского чиновника освобождается от тяжких уз домашнего плена и обретает счастье.

Сны Веры Павловны — указание на идеальное общество, к которому автор стремится. Чернышевский прибегает к фантастическим приемам: Вере Павловне во сне являются сестры-красавицы, старшая из них Революция — условие обновления. В этой главе приходится поставить много точек, объясняющих добровольный пропуск текста, который все равно цензура не пропустит и в котором бы обнажилась главная идея романа. Наряду с этим есть образ младшей сестры-красавицы — невесты, означающей любовь-равноправность, которая оказывается богиней не только любви, но и наслаждения трудом, искусством, отдыхом: «Где-то на юге России, в пустынном месте, раскинулись богатые поля, луга, сады; стоит огромный дворец из алюминия и хрусталя, с зеркалами, коврами, с чудесной мебелью. Повсюду видно, как люди трудятся, поют песни, отдыхают». Между людьми идеальные человеческие отношения, везде следы счастья и довольства, о которых прежде и мечтать было нельзя. Вера Павловна в восторге от всего, что видит.

Конечно, в этой картине много утопических элементов, социалистической мечты в духе Фурье и Оуэна. Недаром в романе на них неоднократно намекают, не называя прямо. В романе показан только сельский труд и говорится о народе «вообще», очень обобщенно. Но эта утопия в главной своей мысли очень реалистична: Чернышевский подчеркивает, что труд должен быть коллективным, свободным, присвоение плодов его не может быть частным, все результаты труда должны идти на удовлетворение запросов членов коллектива. Этот новый труд должен опираться на высокие научно-технические достижения, на ученые и сильные машины, позволяющие человеку преобразить землю и всю свою жизнь. Роль рабочего класса не выделена. Чернышевский знал, что переход от патриархальной крестьянской общины к социализму должен быть революционным. А пока было важно закрепить в сознании читателя мечту о лучшем будущем. Это сам Чернышевский говорит устами «старшей сестры», обращающейся к Вере Павловне со словами: «Ты знаешь будущее? Оно светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести».

В четвертом сне Веры Павловны автор рисует утопическую картину светлого будущего. Величественные контуры социалистического мироустройства, все технические вопросы которого решают машины, трогательны и умиляют читателя и сегодня. Автор уверяет нас, что наступит время и труд станет легким и радостным, пустыни превратятся в плодородные земли, скалы покроются садами, а все люди станут «счастливыми красавцами и красавицами, ведущими вольную жизнь труда и наслаждения». Таков вариант утопии, которую видит в своем сне Вера Павловна.

Черты утопии в романе «Что делать?»

Русский утопический социализм проистекал из французского утопического социализма, представителями которого были Шарль Фурье и Клод Анри де Сен-Симон. Их цель состояла в том, чтобы создать благополучие всем людям, причем реформу провести так, чтобы кровь не была пролита. Они отказывались от идеи равенства и братства и считали, что общество должно строиться по принципу взаимной благодарности, утверждая необходимость иерархии. Но кто же будет разделять людей на более и менее одаренных? Почему благодарность — это самое лучшее? Потому что тот, кто внизу, должен быть благодарен другим за то, что он внизу. Решалась проблема полноценной личной жизни. Буржуазный брак (заключенный в церкви) они считали узаконенной торговлей женщиной, так как женщина не может себя обеспечить благополучием и продается; в идеальном же обществе она будет свободна. Итак, во главе всего должен стоять принцип взаимной благодарности. Чернышевский в своем романе “Что делать?” особый упор делает на разумный эгоизм (расчет выгод). Если благодарность вне людей, то разумный эгоизм лежит в самом “я” человека. Каждый человек втайне или открыто считает себя центром вселенной. Почему же тогда эгоизм разумный? А потому, что в романе “Что делать?” впервые рассматривается “новый подход к проблеме”, “новые люди” Чернышевского создают “новую” атмосферу, по Чернышевскому, “новые люди” видят свою “выгоду” в стремлении приносить пользу другим, их мораль — отрицать и разрушать официальную мораль. Их мораль освобождает творческие возможности человеческой личности. “Новые люди” менее болезненно разрешают конфликт семейного, любовного характера. В теории разумного эгоизма есть бесспорная привлекательность и рациональное зерно. “Новые люди” считают труд абсолютно необходимым условием человеческой жизни, они не грешат и не каются, их ум находится в самой полной гармонии с чувством, потому что ни ум, ни чувства их не искажены хронической враждой против остальных людей. Можно проследить ход внутреннего развития Веры Павловны: сначала дома она обретает внутреннюю свободу, затем появляется необходимость общественного служения, а потом полнота личной жизни, необходимость трудиться независимо от личной воли и общественного произвола. Н. Г. Чернышевский создает не индивидуум, а тип. Для человека “не нового” все “новые” люди на одно лицо, возникает проблема особенного человека. Такой человек — Рахметов, который отличается от других, в особенности тем, что он — революционер, единственный индивидуализированный персонаж. Читателю выдаются его черты в виде вопросов: почему он поступил так? Зачем? Эти вопросы и создают индивидуальный тип. Он — “новый” человек в его становлении. Все новые люди — как с Луны свалились, и единственный, кто связан с этой эпохой, — Рахметов. Отречение от себя из “расчета выгод”! Здесь Чернышевский выступает не как утопист. И в то же время существуют сны Веры Павловны как указание на идеальное общество, к которому автор стремится. Чернышевский прибегает к фантастическим приемам: Вере Павловне во сне являются сестры-красавицы, старшая из них Революция — условие обновления. В этой главе приходится поставить много точек, объясняющих добровольный пропуск текста, который все равно цензура не пропустит и в котором бы обнажилась главная идея романа. Наряду с этим есть образ младшей сестры-красавицы — невесты, означающей любовь-равноправность, которая оказывается богиней не только любви, но и наслаждения трудом, искусством, отдыхом: “Где-то на юге России, в пустынном месте, раскинулись богатые поля, луга, сады; стоит огромный дворец из алюминия и хрусталя, с зеркалами, коврами, с чудесной мебелью. Повсюду видно, как люди трудятся, поют песни, отдыхают”. Между людьми идеальные человеческие отношения, везде следы счастья и довольства, о которых прежде и мечтать было нельзя. Вера Павловна в восторге от всего, что видит. Конечно, в этой картине много утопических элементов, социалистической мечты в духе Фурье и Оуэна. Недаром в романе на них неоднократно намекают, не называя прямо. В романе показан только сельский труд и говорится о народе “вообще”, очень обобщенно. Но эта утопия в главной своей мысли очень реалистична: Чернышевский подчеркивает, что труд должен быть коллективным, свободным, присвоение плодов его не может быть частным, все результаты труда должны идти на удовлетворение запросов членов коллектива. Этот новый труд должен опираться на высокие научно-технические достижения, на ученые и сильные машины, позволяющие человеку преобразить землю и всю свою жизнь. Роль рабочего класса не выделена. Чернышевский знал, что переход от патриархальной крестьянской общины к социализму должен быть революционным. А пока было важно закрепить в сознании читателя мечту о лучшем будущем. Это сам Чернышевский говорит устами “старшей сестры”, обращающейся к Вере Павловне со словами: “Ты знаешь будущее? Оно светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести”.

Роман ‘Что делать?’: первое утопическое произведение в русской литературе

Роман «Что делать?» принадлежит перу одного из самых известных писателей и литературных критиков. Будучи включенным в школьную программу, это великое произведение читается многими. А в советское время, когда Чернышевскому был дан статус великого революционера-демократа, роман «Что делать?» был одним из самых известных литературных произведений. Конечно, сегодня имя Чернышевского потеряло былое величие и славу, однако интерес к роману не ослаб. Примечательна история создания романа «Что делать?».

Николай Гаврилович писал свой шедевр, будучи заключенным в одиночную камеру Алексеевского равелина, находящегося в Петропавловской крепости. Роман писался почти год, а затем, пройдя через следственную комиссию, которая занималась делом Чернышевского, по частям передавались литераторам. Конечно, цензоры и комиссия рассмотрели в романе лишь любовный сюжет, поэтому разрешили печатать его в журнале «Современник». Позднее, когда роман «Что делать?» вышел в свет, ошибка, конечно же, была обнаружена, а все, кто имел какое-либо отношение к выходу романа в печать, были отстранены от должности. Все номера «Современника», в которых был напечатан роман, были под запретом. История создания романа «Что делать?», как видите, вовсе не проста. А если учесть еще и то, что роман был потерян по дороге из Петропавловской крепости до редакции «Современника» и подобран каким-то мужиком на улице, становится понятно, каким чудом он дошел до наших дней.

С первого взгляда кажется, что «Что делать?» любовная история. Однако, в романе отражены философские, эстетические, экономические, социальные намеки на будущее. В сущности, это первый утопический роман в русской литературе. И история создания романа «Что делать?» была продиктована потребностями времени. Но, вместе с тем, Чернышевский смог предугадать революцию, к которой тихо-тихо вели реформы царя, а также некоторые детали, так, алюминий в романе назван металлом, который будет использован в будущем. Кроме того, некоторые герои романа «Что делать?» автобиографичны. Так, Дама в трауре из последней главы – это жена писателя, Ольга Чернышевская, которая олицетворяет собой добродетель и любовь.

Главная героиня романа — Вера Розальская, которая не похожа на свое окружение и семью. Она очень страдает от этого до той поры, пока учитель ее брата, Дмитрий Лопухов, не придумывает план по ее спасению. Он состоит в том, чтобы девушка заключила фиктивный брак с ним, что позволит ей избавиться от родительского гнета и стать самостоятельным человеком. Она начинает учиться, открывает свою швейную, которая стала новым словом в тогдашней экономике, потому что прибыль делилась поровну между всеми работницами. В конце романа Вера становится первой женщиной-медиком.

Роман «Что делать?» имеет и необычный для того времени любовный сюжет. Через несколько лет брака Дмитрий и Вера начинают любить друг друга по-настоящему. А через некоторое время любовь двоих превращается в треугольник. Третьим становится Александр Кирсанов, который любит Веру. Дальше сюжет развивается непредсказуемым образом, а как именно, можно узнать, прочитав роман.

Чернышевский вносит в роман и особенного человека по фамилии Рахметов. В произведении он не играет большую роль, однако его биография и поступки позволяют выделить его в особый тип человека. Какой? Узнаете, если прочитаете роман. Кроме Рахметова, остальные главные герои также составляют тип новых людей (но не особенных), которые живут и мыслят нестандартно, и поступают по-новому, идя наперекор установившимся традициям.

Чем заканчивается роман? Это и предстоит узнать читателям гениального произведения классика русской литературы Николая Чернышевского. Ведь не зря его произведениях выросло много поколений интересных и великих людей.

«Что делать?»: анализ произведения

«Что делать?»

«Что делать?»: краткое содержание

Роман «Что делать?» Чернышевский создал в период с 1862 по 1863 год. Выбрав направление социологического реализма, автор создал утопию, которая тем не менее покорила читателей и продолжает привлекать внимание новых поколений. Краткое содержание «Что делать?» таково:

Начало истории

Однажды в петербургской гостинице находят записку, которую оставил постоялец. Он пишет, что вскоре станет известен в связи с Литейным мостом, но что в происшествии никого не следует винить. Позднее выяснится, что в ту ночь на мосту кто-то выстрелил в себя — из воды вытащили фуражку с дырой от пули.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: