Почему Печорин — герой нашего времени в романе М. Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени» — произведение, в котором раскрываются проблемы общества XIX века. Начало работы над текстом относится к 1838 году, в 1840 напечатано прижизненное издание, однако предисловие к роману появилось только в ответ на критику, что образ Григория — клевета на русскую действительность. В своём произведении Лермонтов размышляет, почему Печорин — герой нашего времени и раскрывает многие общественные аспекты и жизненные ценности людей.

Характеристика главного героя

Печорин Григорий Александрович — молодой человек, проживающий в XIX веке. Герой обладает воинским званием прапорщика, сначала служил в Санкт-Петербурге, но из-за участия в дуэли его переводят на Кавказ. Богатый дворянин, который хорошо знает французский язык и правила поведения в обществе. Окружающие люди считают его странным и противоречивым человеком из-за особенностей поведения и необычного мировоззрения.

В Печорине, как в герое своего времени, проявляются такие черты, как презрительное отношение к светскому обществу и глубокая неудовлетворённость самим собой, вызванная ощущением высокого предназначения, потребностью в ярко насыщенной жизни и неспособностью найти своё место в окружающем мире.

Отчужденность от людей порождает в нём эгоцентризм, поэтому он хладнокровно относится к чувствам людей, которые его окружают.

Причинами страдания героя являются:

  1. Чувство одиночества.
  2. Многоликость.
  3. Рефлексия.

Печорин постоянно хотел защитить свою личность от вмешательства власти, но из-за своего стремления портил жизнь людям, которых встречал. У него не получилось уберечь свои лучшие качества от плохих сил, которые опустошали его душу.

Он оправдывал своё поведение временем и нелёгкой судьбой, в конце смирился с реальностью и стал изменяться в лучшую сторону. Печорин всегда сомневался перед своими поступками, поэтому не смог найти истинное предназначение.

В главе «Фаталист» Печорин произносит прекрасную фразу смелого мужчины: «Я люблю сомневаться во всем: расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!»

Но своим поведением он опровергает собственные слова, надевая маску и играя роли.

Почему М. Лермонтов назвал Печорина «героем времени»

Роман «Герой нашего времени» является одним из шедевров русской литературы. Он продолжает оста­ваться современным и в наши дни, хотя с момента его написания прошло уже более ста шестидесяти лет. Но особенно велика роль этого произведения была в лермонтовскую эпоху. И чтобы лучше понять это, нужно хорошо представлять себе социально-политическую обстановку России в тридцатые годы девятнадцатого века.

Восстание декабристов как бы разделило жизнь то­гдашней России на «до» и «после» него. Время, после­довавшее за 1825 годом, было мрачное и жестокое, и это связано было с усилением реакции со стороны цар­ского правительства. Сложившийся в стране казар­менный распорядок жизни отнимал всякую надежду большей части молодых образованных людей на воз­можность каких-либо перемен к лучшему, рушил веру в необходимость служения добру, в обязательное его торжество. Россия словно оцепенела, живая мысль беспощадно преследовалась. Именно поэтому рассматриваемая нами эпоха стала временем глубо­ких сомнений во всех нравственных ценностях. Не­удивительно, что судьбы большинства мыслящих лю­дей государства оказались чрезвычайно сходными. Каждое время рождает свой господствующий тип личности. Отличительной чертой эпох безвременья, особенно таких, которые длились долго и отличались тяжелой мрачностью, всегда был тип человеческой личности, получивший в истории русской обществен­ной мысли грустное название «лишний человек».

Григорий Александрович Печорин является ярким представителем этой категории людей. Перед нами — молодой двадцатипятилетний человек, дворянин по происхождению. Но он вовсе не гордится своим родовым именем и принадлежностью к высшему свету, его мало привлекает привилегированное положение в об­ществе, свойственное аристократии. Печорин — «че­ловек, ставший на путь откола от своей социальной среды. Для его судьбы и жизненного положения ха­рактерно расхождение между тем, что он представля­ет собою по признакам формальным, и тем, что он есть на самом деле»,— отмечает литературовед Е. Михай­лова. Он богат, щедр и расточителен, разменивает бес­цельно свою жизнь в «страстях пустых и неблагород­ных», задающий себе один мучительный вопрос: «…зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, вер­но, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы не­объятные; но я не угадал этого назначенья…»

Лермонтов отправляет своего героя на Кавказ. Это был типичный путь для неуживчивой дворянской мо­лодежи того времени. Е. Михайлова в критической статье, посвященной данному роману, о. И наоборот, сам герой, лишённый романтического грима, кем окажется он в сопоставле­нии с «детьми природы», какие стороны личности вы­ступят яснее в нем от этого соседства? ».

Печорин всегда остается верен сам себе. Он офицер, служит, но не выслуживается. Скромный чин прапор­щика вовсе не тяготит его и свидетельствует об отно­шении нашего героя к военной службе. Да и на Кавказ то он попал в надежде, что «скука не живет под чеченскими пулями».

«Лишние» люди не смогли найти достойного при­менения своим силам, своим способностям. М. Ю. Лермонтов поставил перед собой задачу — по­казать в романе современного ему человека таким, каким он является на самом деле, не скрывая его пороки и недостатки. При этом автор сам и себя причисляет к числу тех, кого собирается подвергнуть тщательному анализу и обсуждению: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте… чтоб автор этой книги имел… мечту сделаться испра­вителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать совре­менного человека, каким он его понимает, и… слиш­ком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!»

Печорин истинный сын своей эпохи — времени со­мнений и поисков, напряженной работы мысли, под­вергающей все тщательному анализу, пытающейся проникнуть в истоки добра и зла. Он постоянно нахо­дится в состоянии раздвоенности духа, каждый его шаг сопровождается тщательным самоанализом: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…».

Печорин всегда отдает отчет в своих поступках, и сам формулирует программу своего жизненного пове­дения: «…я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддержи­вающую мои душевные силы». Он вполне сознательно идет по этому пути лишь ради того, чтобы хоть на вре­мя забыть об одолевающей его скуке, о гнетущей пус­тоте своего существования. Печорин «ничем не жерт­вует» ради других людей, даже для тех, кого любит, потому что любит-то он тоже для себя, для собственно­го удовольствия. Наш герой смеется над всем на свете, для него не существует никаких святынь, нет веры, нет идеала. Но не будем забывать о том, что Печорин сам страдает от этого. И как ни безнравственны его по­ступки, в них нельзя не заметить последовательности избранного им принципа. Он не станет прятать ни от себя, ни от других истинный характер своих поступков, не станет унижать себя лицемерием, не свалит своей вины на кого-то или на неудачно сложившиеся обстоятельства. В этом есть что-то действительно ге­роическое, заставляющее испытывать к герою уважение.

Почему же М. Ю. Лермонтов называет Печорина «героем нашего времени»? Ответ на этот вопрос дает сам автор романа: «Эта книга испытала на себе… не­счастную доверчивость некоторых читателей… к бук­вальному значению слов. Иные ужасно обиделись… что им ставят в пример такого безнравственного чело­века… другие же… замечали, что сочинитель нарисо­вал свой портрет…

Герой Нашего Времени… портрет, но не одного че­ловека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Таким образом, автор сам нас приводит к истинно­му пониманию «героизма» своего персонажа: Печо­рин — вовсе не образец для подражания, он только яр­кий представитель своей непростой эпохи, в этом смысле, пожалуй, он и является настоящим героем своего времени.

Особенности поведения

Самые благородные люди умели в тёмные моменты жизни истории хранить любовь и относиться с добром к людям, но Печорин не был на это способен. Противопоставив себя обществу низких и мелких людей, Григорий всю жизнь ставит людей на второе место, а себя на первое. «Если я причиняю несчастье другим, то и сам не менее несчастлив». Это правда, но разве это оправдание?

Он не понимает, с какой целью родился, считает себя ошибкой и ведёт рассуждения сам с собой о смысле бытия, но не хочет умирать, дорожит жизнью.

Герой думает, что он был создан для высокого предназначения, поэтому долгое время ищет себя, но в конце его одолевает разочарование. Он считает, что счастье — насыщенная гордость и думает, что он её недостоин, потому что характеризует свою жизнь, как бездельное существование. Герой затевает авантюры, чтобы его судьба стала красочной, но это ему не помогает.

Он не может предугадать, какие будут происходить события и как у него будут складываться отношения с людьми, потому что им уже отгаданы их характеры, а вот высшую цель жизни угадать не получается.

Он делает краткие шаги, чтобы найти главное предназначение и в главе «Фаталист» осознаёт, что цель основана на самопожертвовании ради блага и счастья других людей.

Сочинение 3

Произведение Лермонтова «Герой нашего времени» состоит из нескольких частей. В нем и находится главный герой по имени Печорин. Он хотя и очень умный и хитрый, но вместе с этим он еще и циничный и не любит людей. Иногда он оказывается в такой ситуации, что читателям становится жаль его, а вот иногда наоборот они ненавидят его за действия или поступки.

Автор описывает главного героя, который очень хорошо знаком со всеми чувствами, которые только может испытывать человек. Кроме этого он видит еще и то, что окружающие его люди являются бессердечными людьми. Они видят и замечают только свои проблемы, а вот до проблем других людей им нет никакого дела. Конечно, Печорин был бы рад измениться, но когда он видит других людей и видит их отношение друг к другу, то и сам постепенно становится таким же, как и они.

А поскольку он был очень красивым мужчиной, то девушки легко и просто влюблялись в него. Сначала он ухаживал за ними, а потом когда ему они надоедали, то легко и просто бросал их. И ему совершенно было наплевать, что им от этого было больно.

Среди читателей нашлись и те люди, которым все равно было его жаль. А все, потому что он не умеет даже порадовать самого себя, а чего тогда ждать другим людям от него. В его сердце ни разу не постучала любовь и от этого он несчастный человек. Именно таких людей и видел автор как раз в свое время, и он считает, что Печорин является героем своего времени.

Если внимательно читать произведение, то можно понять, что проблема здесь заключается в том, что Печорин является умным человеком, вот только кроме него его талант было некому оценить.

Многим может показаться, что Печорин на сто процентов является отрицательным героем, но вместе с тем многие считают его наоборот положительным героем. Ведь, несмотря на все это он прекрасно справляется со всеми проблемами, которые сваливаются на него. Кроме этого с первого момента показывает себя с хорошей стороны, а вот Грушницкому для этого требуется намного больше времени.

Печорина очень сильно раздражает Грушницким своим поведением, а для того чтобы вывести его из себя он старается посильнее разозлить его.

В детстве практически все издевались над главным героем, и поэтому сейчас он ни перед чем не остановиться и будет действовать до конца. Кроме этого на чувства других людей ему наплевать. А поскольку никто даже не попытался ему в свое время помочь, то теперь и он никому ни в чем помогать не собирается и будет делать только то, что считает важным и нужным для него.

Проблематика романа

В романе Лермонтова можно выделить несколько центральных проблем, которые являются основой сюжета:

  • судьба;
  • свобода;
  • любовь;
  • поиск смысла жизни.

Главной проблемой является поиск смысла жизни. Странный герой часто задаёт себе философские вопросы о смысле бытия, но так и не может найти на них ответа. Он пытается заполнить свою жизнь яркими и интересными моментами, но это не делает его счастливым.

Также в романе автор говорит о проблеме безнравственности. Печорин был слишком эгоистичен и горд, чтобы переживать о чувствах других людей, но он ничего не мог с собой больше сделать.

Известные русские критики В. Г. Белинский и Н. Г. Чернышевский в статьях рассуждали о том, почему Печорин — герой своего времени, ведь он плохо относился к окружающим. Лермонтов даёт отпор российской власти XIX века и проводит психоанализ молодого поколения, их ценностей и идеалов. Таким образом, автор указал на социальную проблему, которая заключается в том, что молодые люди не могут нормально развиваться в стране, где существует множество нерешённых задач.

Суть романа

Суть и основной смысл романа Михаила Юрьевича можно выразить так — мы должны учиться на собственных ошибок и стараться не допускать их в настоящем. На примере Печорина мы видим психологическую драму и душевный конфликт поколения 19 века. Человека необходима свобода самовыражение, а отсутствие свободы и социальных лифтов делает человека несчастным.

Смысл романа «Герой нашего времени» в противопоставлении умного, неординарного человека обычной толпе. Печорину трудно жить, потому что он не такой как все. Жизнь для него — риск и приключения. Люди — игрушки. Лермонтов осуждает героя, но и, одновременно, любуется им. Смысл названия романа — героями могут быть только исключительные люди в исключительных обстоятельствах.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: