Сочинение Вечное искусство
«Искусство – это зеркало, где каждый видит себя».
— Гёте.
Почему искусство называют вечным? Некоторые произведения были созданы несколько тысяч лет назад, но люди до сих пор ценят их. Например, эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», написанные примерно в восьмом веке до нашей эры, сейчас изучают школах. Похожая ситуация и с поэмой Данте «Божественная комедия», и с трагедией Шекспира «Гамлет», и с романом Мигеля Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», и многими другими шедеврами человечества. Это вечное искусство, которое дошло до нас и непременно достанется нашим потомкам. Творец настоящего искусства вкладывает в произведение всю свою душу, творя на века, а ремесленник лишь работает за деньги.
Разве написанное на заказ «бездушное» стихотворение займет важное место в сердцах людей? Пускай у него будут хорошие рифмы и идеальный ритм, но оно все равно не выдержит проверку веками и народным признанием.
В произведении Булгакова «Мастер и Маргарита» Иван Бездомный точно так же пишет на заказ антирелигиозные стихи. Мастер же отдал своему единственному творению всего себя без остатка. Именно это привлекло Маргариту как ценителя этого искусства. Она считала, что в романе о Понтии Пилате, непризнанном и обсмеянным, заключена ее жизнь. Иван сам признает, что его стихи ужасны и что для написания чего-то хорошего нужно вложить душу. Чего он не может из-за незаинтересованности в темах заказов. Однако он не перестает «творить» ради денег. Мастер тоже хотел бы устроить свою жизнь, но искусство для него все равно остается на первом месте.
Похожее противостояние искусства и ремесла, вечного и бездушного происходит в произведении Пушкина «Моцарт и Сальери». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Сальери никак не может превзойти Моцарта ведь он — самый настоящий ремесленник и не способен сочинить что-то новое. Оноре де Бальзак сказал: «главная цель искусства не в пустом копировании объектов и предметов. Оно должно дарить новое, чувственное, настоящее». В конце концов, Сальери убивает соперника, но смерть Моцарта не решила проблему. Он так и остается ремесленником, качественно выполняющим заказы, а Моцарта почитают до сих пор. Его музыка заслуженно стала шедевром мировой классики. Все потому, что он умел вкладывать душу в творчество.
Человек склонен полюбить то, что может поразить и вызвать настоящие эмоции. В такие произведения автор вкладывает частичку себя – и это приносит ту самую вечность. Мастер и Моцарт отдавались искусству целиком, поэтому их творения признаны (пускай Мастера и обсмеяли, Маргарита стала видеть смысл жизни в его романе). Для истинного творца нет ничего важнее, чем его детище.
Почему же искусство вечно? Потому что оно хранит в себе частичку души, вложенную автором, вместе со всем тем, чем он мог поделиться, чему мог научить. В веках сохраняется только истинное искусство. Проблемы и сюжеты, поднимаемые в их произведениях, способны заинтересовать человека любого столетия. Это и означает вечное искусство. Искусство, сотворенное вне времени неравнодушным сердцем. Роман или картина, созданные без самоотдачи автора, мгновенно теряются в первые же десятилетия.
Полезный материал по теме:
- Временное и вечное в нашей жизни
- Согласны ли вы с высказыванием: «Творить искусство, может лишь избранник, Любить искусство — всякий человек» ( Ж. Грюн) . Аргументы на тему «Музыка и искусство»
- Почему люди путают искусство и ремесло? Как отличить настоящее искусство от ремесла?
- «Искусство»
- НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО
Происхождение слова
Слово имеет два основных значения в русском языке.
Во-первых, это мастерство, умение (например, искусство вести беседу), во-вторых, это творческая художественная деятельность в самом широком смысле.
Редко когда в статьях, посвященных философским понятиям, встретишь слово не из древнегреческого или, на худой конец, из латинского языка.
Искусство – это старославянское слово, и образовано оно от корня искусъ, что значило испытание, опыт, пробу и даже пытку.
Если копать совсем глубоко, то все-таки можно докопаться до латинских корней, но мы не будем.
В английском языке эквивалентом нашему искусству будет слово art, которое уверенно вошло и в наш язык. Арт-коллаборации, арт-пространства и прочие арт-явления также означают нечто, относящееся к творческому процессу. Надо отметить, что семантика слова art в английском шире семантики (что это такое?) искусства в русском языке.
Исторический экскурс
Даже с учетом того, что язык и письменность сложились намного позже, в первобытном обществе попросту не было возможности содержать за счет других отдельную когорту соплеменников, которая занималась бы исключительно украшательством. Тем не менее в полном лишений и опасностей первобытном мире человек уже испытывал потребность выйти за рамки простого обеспечения насущных потребностей и как-то украсить свою жизнь.
Все изменилось, главным образом, в период Античности. Появился запрос на возведение дворцовых и культовых архитектурных сооружений, визуализацию образов мифических существ и божеств. Появилась потребность в организации массового досуга населения, что стало предвестником развития различных форматов зрелищных мероприятий.
Соответственно, появились и люди, занятые узкоспециальной деятельностью по проектированию сооружений, изготовлению статуй, росписи стен культовых учреждений. В Древнем Риме представители знати создавали собственные оркестры, в которых на музыкальных инструментах играли рабы.
Далеко не всегда принадлежность к творческой профессии считалась престижной и элитарной. Достаточно долго актерская деятельность и участие в театральных постановках были уделом рабов и крепостных. Да и бродячие артисты европейского Средневековья, которых часто называют вагантами, были из числа не слишком обеспеченных слоев населения.
Собственно, многие и начинали заниматься певческой и сценической деятельностью потому, что оказались «не у дел» в рамках социума и изначально отведенной им роли в социальной структуре общества. Так, среди вагантов часто встречались клирики – представители духовенства, почему-либо проживавшие вне прихода, и рыцари, в силу разных причин не имевшие земельного надела и поместья.
В принципе, и сам термин «искусство» достаточно долго не предполагал никакого налета элитарности, а просто служил для обозначения какого-либо типа деятельности. Так, в период Античности к искусствам причислялась любая деятельность. Например, любое ремесло, будь то ткачество, шитье, кулинария, гончарное или кузнечное дело, считалось прикладным искусством.
В свою очередь, занятия, не требующие физических усилий, именовались свободными искусствами. В системе обучения появилось такое понятие, как «7 свободных искусств», которые должен был освоить любой получавший образование человек. Это были грамматика, логика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. В современном понимании из этого перечня к искусству можно отнести только музыку и, с некоторой натяжкой, риторику как искусство публичных выступлений, декламации стихов, прочих текстов.
В более поздние исторические периоды неоднократно предпринимались попытки конкретизировать понятие искусства. В этом плане весьма интересна статья бельгийского художника-модерниста Анри Ван де Велде «Одушевление материала как принцип красоты», написанная им в 1910 году и вошедшая в многотомник Recit de ma vie («История моей жизни») [H. Velde, 1992].
Основным признаком отнесения к искусству в его понимании является работа над материалом, которая ведет к преображению свойств данного материала и обретению качеств, которых ранее этот материал не имел. Видение достаточно интересное, однако не отвечающее на вопрос «Что такое искусство?» по существу.
Далеко не каждое видоизменение материала можно считать искусством. Именно поэтому достаточно долго продержалось определение искусства как чего-то такого, что способно вызвать эмоциональный отклик у других людей. Впрочем, и это определение нельзя считать исчерпывающим, потому что далеко не каждое действо, вызывающее эмоции, можно отнести к искусству в привычном для нас сегодня понимании.
Культурологи 20 столетия пытались разложить эти интуитивно воспринимаемые критерии на понятные составляющие определения искусства. Одна из таких попыток предпринята в книге «Человеческая деятельность: опыт системного анализа» [М. Каган, 1974]. Так, автор предлагает рассматривать искусство и художественное творчество как синкретизм четырех составляющих человеческой деятельности:
- Познавательной.
- Эстетической.
- Синергетической.
- Коммуникативной.
Кроме того, многие искусствоведы считают необходимым дополнить это определение несколькими важными признаками, по которым возможно отнести произведение искусства к таковому [А. Свешников, 2001]. К примеру, автор книги «Композиционное мышление в изобразительном искусстве» выделяет следующие критерии:
- Искусная работа над формой и материалом.
- Наличие композиционной структуры.
- Образный смысл.
- Эстетическая составляющая.
Тут речь идет об изобразительном искусстве, однако и для других видов творчества многое тоже верно. Например, образность, композиция, эстетическая составляющая.
Как видим, любые попытки подогнать определение искусства под какие-то рамки весьма сложны и небесспорны. Поэтому часто предлагается достаточно узкое, зато не вызывающее особых возражений по существу определение искусства как художественной деятельности, а определение произведения искусства как ее результата.
В общем-то, в современном мире можно найти немало определений термина «искусство». Мы предлагаем остановиться на понимании искусства как образного переосмысления действительности и передачи смыслов художественными средствами, такими как живопись, архитектура, скульптура, музыка и т.д.
Более подробно мы рассматриваем эту тему в нашем курсе «История искусства». Кроме того, в рамках этого краткого курса мы рассматриваем историю и хронологию развития основных его видов.
Как понимать совриск, если ты неподготовленный зритель?
Каждый зритель видит не только объекты произведения, он видит свои мысли, эмоции. Этим и опасно современное искусство для любого человека: не картина что-то показывает, а человек считывает, и чем богаче, интересней зритель, тем интересней ему смотреть выставку. Всегда в жизни человека, который как-то интересуется артом, появляется произведение, которое открывает ему то, что такое искусство. Нужно просто ходить на выставки, чтобы встретить то самое произведение. Но осторожность неподготовленному человеку не помешает. Да, можно ошибиться, но это только развивает и делает умнее. Скепсис к современному искусству нужно сохранять. Всякий мусор может попасть, и вкус можно испортить. Да и кураторским текстам не стоит доверять: нужно сохранять дистанцию и свое мнение.
Как стать хорошим и при этом богатым художником в современной России?
Нам кажется, богатым художником можно стать наверняка, если сначала стать богатым, а уже потом – художником. Это не так важно. Хороший вопрос, каждый предлагает свои версии того, как это можно сделать. Именно в России это вообще тяжело. Богатый художник обычно тот, кто вышел в тираж. Для художника это серьезный вызов, сможет ли он использовать заработанное ради искусства, а не ради себя. И всегда интересно, где художник остановится. Конечно, нужно быть последовательным и двигаться в одном направлении, расширять свое поле, расширять свой контекст, работать над искусством, обогащать его смыслами. А богатство не может стать целью искусства, искусство — это не средство достижения богатства. Только особенные личности уже в преклонном возрасте смогли себя обеспечить с помощью искусства. Чтобы стать богатым, нужно делать мало качественных работ, редко делать выставки, не чаще раза в год, персональные, и работать с очень хорошим дилером. И выбирать ответственно коллективные проекты. И не выставлять свои работы в группе «Шар и крест».
Как отличить искусство от вандализма?
Очень важен первоначальный посыл художника, как он сам оценивает свои действия. Мы можем вспомнить акцию Яна Пищикова: художник на своем джипе на всей скорости въехал в галерею Stella Art Foundation, когда там было открытие персональной выставки Андрея Кузькина. В это время Кузькин делал перформанс: висел в тряпке над потолком. С одной стороны, это авангардистский жест в стиле 1990-х, такая художественная сила врывается. С другой стороны, мы понимаем, что Пищиков не до конца продумал свои действия и поставил жизнь других людей в опасность, на них просто могла упасть стена, и только чудом люди спаслись. Очень сомнительная ситуация.
Приемный мотор в море, Ян Гинзбург
Есть произведения искусства, которые пытаются нащупать грань между искусством и жизнью, их пересечения. Такие работы периодически случаются, художники очень экспрессивные люди, но эту оценку, так как это уже и этические вопросы, каждый сам для себя должен поставить, было ли это произведение искусства или акт вандализма. Очень часто вандализму подвергаются какие-то концепты, ценности общества, они критикуются, могут быть показаны в искаженном виде. Мы помним, что именно по этой причине закрывали выставки Марата Гельмана. На них приходили казаки, вандализировали произведения искусства, потому что считали их вандализмом по отношению к каким-то ценностям, к духовным вопросам. Можно смотреть на это со стороны административного кодекса, а можно со стороны искусства. Плюс в каждой стране есть разное законодательство. Если в стране произведение искусства попадает под вандализм, то это он – это такой легалистский подход. Работа Пищикова концептуальная, это эстетический жест, но с этической точки зрения к ней есть много вопросов.
Понятие искусства, его сущность
Искусство
— вид творческой деятельности, с помощью которого через различные образы воспроизводится действительность, выражается отношение к миру и объекту творчества. Искусство олицетворяет приверженность человека к прекрасному, доставляет эстетическое удовольствие и способствует приобщению к творческому началу.
Искусство в том или ином виде существует с тех времен, когда человек разумный стал обитать на планете и, помимо выживания, начал проявлять иные интересы. Поначалу искусством называли ограниченное количество занятий, но в современном обществе искусством принято называть все, что имеет творческое начало и вызывает эмоциональный отклик в социуме. Художественное творчество во всех его проявлениях, архитектура, музыка, литература, создание любых авторских предметов — все это может быть отнесено к тому или иному виду искусства.
Понятие «искусство», взятое в оборот в русском языке, имеет несколько значений. Поначалу оно применялось к таким словам, как артистизм, творчество, умение, мастерство. Позже в лексиконе появилось слово «художественное», и в тандеме с «искусством» словосочетание получило уже иной смысл.
Например, в других языках нет подобных градаций термина «искусство». В английском языке все умения, творческие шедевры, способности, результаты обозначены единым словом «art». Иные европейские языки также имеют обобщенное понятие искусства и не разбивают его на составляющие.
Развитие современного искусства
Современное творчество экспериментально. Оно постоянно развивается благодаря технологиям, появляются другие формы. Иногда это означает уход от прекрасного. В основном, оно не пробуждает эстетические чувства, а просто шокирует. Современному человеку необходимо более мощное воздействие.
Примеры творчества:
- Граффити, рисунок на стенах зданий.
- Боди-арт, роспись на теле человека.
- Трехмерное изображение предметов.
Какие-то виды искусства признаются со временем утраченными или устаревшими, а какие-то относят к современным и инновационным. Постоянное развитие общества и социальных устоев порождает появление новых видов творчества и деятельности, которые начинают относить к искусству. Это связано и с появлением новых профессий. Люди постепенно начинают привыкать к
новым видам творчества:
- искусству одеваться;
- наносить макияж;
- подбирать аксессуары;
- создавать визуальный контекст;
- обрабатывать фотографии;
- готовить изысканные блюда.
Приверженцы современных ритмов жизни спокойно называют новые занятия человечества искусством, в то время как представители классической школы в корне не согласны с таким «пополнением» в списках произведений искусств. Отсюда между сторонниками современности и приверженцами вечной классики постоянно возникают разногласия и споры. Впрочем, так было на протяжении всей истории человечества, и так продолжится впредь.
Кто сейчас в России самый дорогой современный художник? И почему?
Это субъективно. Андрей Викторович Монастырский – художник музейного уровня, у него немного работ, и он из ныне живущих один из самых дорогих. Произведения Елены Елагиной и Игоря Макаревича, как нам кажется, на рынке встанут вровень с работами Монастырского. Обычно чем старше художник, тем дороже работы. С молодыми сложней. Бывает, что они перестают что-либо создавать, и цена на них непредсказуема. Конечно, эта информация носит инсайдерский характер. Сложно придумать схему, кто самый богатый. Жизнь корректирует. Все зависит и от покупателей. Это не просто рыночные отношения, это часто личные специфические взаимоотношения между коллекционером и художником. Дорого или дешево – очень субъективно. Можно и бесплатно отдать работу в порыве любви и дружбы. Можно расплатиться работой за какую-то услугу.
Виды
Изначально потребности человека проявлялись через танцы. Со временем стали возникать другие виды искусства, которые складывались на протяжении всей истории.
Существует три главных вида:
- Пространственный, обозначает нахождение предмета в пространстве. К нему относятся: живопись, скульптура, архитектура, графика, декоративно-прикладное творчество.
- Временный, динамичный, когда композиция происходит во времени, это литература, музыка.
- Пространственно-временной, время и события сочетаются для раскрытия образа. Пример: театр, балет, кино, эстрада, цирк, танец, телевидение.
Искусство бывает изобразительным и неизобразительным.
Виды изобразительного искусства:
- живопись;
- графика;
- скульптура.
Среди неизобразительных:
- музыка;
- литература;
- танцы.
Различные виды творчества обладают общими характеристиками:
- простые и сложные средства исполнения;
- время появления: традиционные и новые;
- возможность использования в быту: прикладные или изящные.
Одни из них существуют с древнейших времен, другие развивались в новое время. Каждый из видов обладает определенным арсеналом выразительных средств.
🗹