Роль образа Кулигина в пьесе А. Островского «Гроза»


Краткое содержание

Сюжет произведения Островского разворачивается вокруг центрального персонажа — молодой Екатерины. Роль Кулигина в пьесе «Гроза» раскрывается постепенно. Чтобы дать исчерпывающую характеристику мещанина, необходимо обратиться к содержанию текста.

События происходят в небольшом тихом городке Калинове. Местное население настолько привыкло к размеренному течению жизни, что любая мысль о возможных переменах пугает их.

Однако, как и везде, здесь присутствуют люди, испытывающие внутренний протест и страстно желающие изменить привычный жизненный уклад. Среди них — Катерина, несчастная девушка, состоящая в браке без любви.

Новых красок в жизни героине всё же довелось увидеть, сильное одурманивающее чувство молодого мужчины, приехавшего из Москвы, буквально ослепило её. Влюблённые регулярно видятся, их взаимоотношения крепнут, но пара страдает от невозможности узаконить свои отношения.

Жить во лжи становится для Екатерины невыносимым, и она решается на серьёзный разговор с мужем и во всём ему признаётся. Тем временем её избранник Борис по приказу дяди отправляется в Сибирь, что разрушает их союз. Не выдержав душевных мук, Катерина накладывает на себя руки, а Кулигин достаёт тело утопленницы из воды.

Конечные умозаключения относительно пьесы зависят от того, как оценить это произведение. На первый взгляд, текст представляет собой не более, чем обычную семейную драму. Однако стоит добавить сюда немного сатиры, и содержание принимает совершенно другой смысл. Именно здесь читатель понимает, какова жизненная позиция Кулигина, который всё видит и подмечает.

II. Рассказ подготовленного ученика о сюжете «Грозы».

Долгое время считалось, что в основе сюжета «Грозы» – нашумевшее «клыковское дело». В 1859 г. в Костроме девятнадцатилетняя Клыкова Александра Павловна ушла из дома, и тело ее нашли в Волге. При судебном разбирательстве выяснилось, что веселая и добрая Александра Клыкова была выдана замуж в купеческую семью. Деспотичная и угрюмая свекровь всячески притесняла сноху, а безвольный сын не мог защитить молодую жену. Но тут появился служащий почтовой конторы Марьин, которого Клыкова полюбила.

Далее выяснилось, что «Гроза» была написана раньше, чем происходили реальные события в семье Клыковых. Но совпадения потрясающие!

Драму «Гроза» Островский написал почти полтора века назад. Казалось бы, что нам сегодня до Катерины? Но пьеса до сих пор волнует и зрителей, и читателей. Одна из причин в том, что драматург воссоздал в произведении необычайно яркие, живые и, к сожалению, узнаваемые в сегодняшней жизни характеры. Другая причина – автор не просто создал запоминающиеся картины нравов, но и обратился к «вечным проблемам» – проблемам нравственности, человеческого достоинства, любви, счастья, противоречиям между велением сердца и долга.

III. Объяснение нового материала.

Лекция учителя (краткое изложение).

Основной конфликт и система художественных образов

В драме «Гроза» автор поставил перед собой задачу обличения экономической и духовной тирании «темного царства». Он показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни» (А. А. Зерчанинов)

.

Суть основного конфликта такова. По словам Ю. В. Лебедева, это конфликт между «темным царством» и новым человеком, живущим по законам совести.

В драме выступают две группы жителей провинциального города Калинова. Одна из них олицетворяет власть «темного царства»

. Это Кабанова Марфа Игнатьевна и Дикой Савёл Прокофьич – грубые, деспотичные и невежественные, враги всего нового.

К другой группе относятся «жертвы» «темного царства». Это Катерина, Борис, Кулигин, Варвара, Кудряш, Тихон, униженные и угнетенные, но все-таки способные на протесты и по-разному его выражающие.

IV. Беседа с учащимися по вопросам:

1. Назовите действующих лиц «Грозы». Что означают их имена и фамилии? (Толкование имен – см. [28]*.)

Екатерина – разговорное Катерина, от греческого katharios – чистая, благопристойная.

Варвара – от греческого barbaros – иноземка, чужестранка.

Марфа – от арамейского marta – госпожа.

Борис – сокращение имени Борислав, от бор – борьба, слав – слава.

Савёл – от Савелий, древнееврейское имя Саул – испрошённый (у бога).

Тихон – от греческого tychon – удачный, спокойный.

2. Расскажите о героях пьесы (их внешность, манеры, поступки, особенности речи).

3. Почему «Гроза» открывается песней Кулигина?

4. Какую роль в пьесе играет пейзаж?

V. Чтение по ролям I действия(если останется время).

Домашнее задание.

1. Сочинение-миниатюра «Значение пейзажа в пьесе «Гроза».

2. Рассказ о городе Калинове и его обитателях.

3. Чтение по ролям. Заранее распределить роли, отобрать тексты для чтения о явлениях природы.

Урок 65 ГОРОД КАЛИНОВ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ

Цели: углубить представления учащихся об уездном городе Калинове и его обитателях; в сжатой форме рассказать об основных событиях в пьесе Островского от лица действующих лиц; совершенствовать навыки самостоятельной работы над драматическим произведением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Беседа с учащимися по вопросам:

1. В чем суть основного конфликта в пьесе «Гроза»?

2. Действие происходит в уездном городе Калинове. Каким вы его представляете?

3. Прочитайте сочинения «Роль пейзажа в пьесе Островского «Гроза».

4. Кто из героев пьесы по-настоящему понимает и чувствует красоту окружающего мира?

5. Расскажите о жителях Калинова.

6. Почему с семьей Кабановых автор знакомит нас только в 5-м явлении I действия?

Действие происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!.. пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу», – с восторгом говорит Кулигин, заставляя и нас восхищаться необыкновенным пейзажем.

В центре Калинова – базарная площадь с торговыми рядами, неподалеку старая церковь для прихожан. Кажется, что все мирно и спокойно в городе. Но это не так. За высокими заборами в купеческих домах «кипит другая жизнь», уродливая и отталкивающая. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» – говорит Кулигин. Беззаконие и безобразие творятся в Калинове. Грубостью и жестокостью отличаются хозяева города, они издеваются над своими домочадцами. Это настоящие самодуры, они невежественны, сведения о жизни получают от малограмотных странниц.

Кулигин: «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят! И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!»

Создается впечатление, что обитатели города Калинова отгорожены от всего мира. Одни властвуют и тиранят, другие – терпят.

А. Н. Островский тщательно «живописует» весь уклад замкнутого в четырех стенах патриархально-купеческого быта. В то же время драматург выступает и как лирик: изображая волжский пейзаж, дает почувствовать красоту и притягательность мира природы, естественности и изначальной свободы.

Выбрав местом действия общественный сад города Калинова, Островский сделал естественным появление всех действующих лиц пьесы. Семейство Кабановых появилось тогда, когда уже все стало известно и о городе, и о его жителях.

Характеристика мастера-самоучки

Образ Кулигина в пьесе является крайне неоднозначным, и вызывал множество споров среди читателей и литературных критиков. Впечатления о нём обычно кардинально противоположные, однако, чтобы сформировать собственное мнение, необходимо знать главное:

  1. Кулигин — пятидесятилетний механик-самоучка, жаден до знаний и постоянно стремится к самосовершенствованию. Мыслит глобально и безгранично, и поэтому мечтает изобрести вечный двигатель.
  2. Отдельного внимания заслуживает фамилия персонажа. Скорее всего, Островский делает отсылку к известному изобретателю Кулибину.
  3. Мастер не только отличается профессионализмом, но и с лёгкостью может блеснуть своими знаниями в литературе. Более того, Кулигин вовсе не стесняется это делать, независимо от того, уместны ли его рассуждения. Он цитирует стихи Ломоносова и мастерски вставляет в разговоре фрагменты из творчества Державина, что ещё раз подчёркивает его начитанность.
  4. Мещанин является весьма поэтичной натурой: природа восхищает его, Кулигин умеет ценить прекрасное и воспевать это в стихах.
  5. Этот персонаж отличается искренностью и честностью. В душевном порыве он готов трудиться на общество совершенно безвозмездно, чтобы сделать городок более цивилизованным. К сожалению, искать поддержки ему не у кого, в чём и заключается основная проблема Кулигина. Размеренное течение жизни в Калинове не подходит такому деятельному двигателю прогресса.

Одним из ключевых моментов при анализе драмы А. Н. Островского является тот факт, почему «Гроза» открывается песней Кулигина. Здесь важно то, что этот персонаж очень хорошо чувствует красоту природы и умеет говорить о своих эмоциях:

Среди долины ровныя, На гладкой высоте Цветёт, растёт высокий дуб В могучей красоте.

Песня выбрана Островским неслучайно: основные темы произведения звучат на её фоне гораздо ярче. Текст стихотворения подчёркивает проблемы маленького человека, несчастной любви, подмены нравственных ценностей. Именно по этой причине пьеса «Гроза» может использоваться в качестве аргумента при работе над выпускным школьным сочинением.

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 10 класс

Урок 64 ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ПЬЕСЫ «ГРОЗА». ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ И РАССТАНОВКА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ В «ГРОЗЕ»

29.03.2013 33190 0

Урок 64 ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ пьесы «ГРОЗа». ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ И РАССТАНОВКА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ В «ГРОЗЕ»

Цели:

рассказать учащимся о творческой истории пьесы «Гроза»; рассмотреть различные оценки «Грозы» и выразить свое отношение к прочитанной пьесе; выяснить, в чем суть основного конфликта; познакомиться с действующими лицами, определить значение их имен и фамилий.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тяжкое и грустное, нежели другие пьесы Островского… В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее.

Н. Добролюбов

I. Вступительное слово учителя.

Творческая история «Грозы»

В 1856 и 1857 годах А. Н. Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции», организованной морским министерством. Сохранились дневниковые записи Островского под названием «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода». Поездка по Волге, пребывание в волжских городах расширили представление драматурга о русской действительности.

Один из участников экспедиции С. В. Максимов писал: «Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила его на те из них, которые составляют честь и гордость отечественной литературы».

Известный литератор и театрал XIX в. С. А. Юрьев продолжил: «»Грозу» не Островский написал… «Грозу» Волга написала».

Таким образом, именно путешествие по Волге положило начало работе Островского над «Грозой». Пьеса была написана быстро: начата в июле, а окончена в октябре 1859 г. Впервые увидела свет не в печати, а на сцене: 16 ноября 1859 года состоялась премьера «грозы» в Малом театре, а 2 декабря 1859 года – в Александринском театре.

Сохранились воспоминания актрисы, первой игравшей роль Кабанихи на русской сцене, Н. В. Рыкаловой: «Александр Николаевич Островский был большой друг нашего театра… вскоре собрал нас всех на квартире у Никулиной-Косицкой и прочел свое произведение. Общее восхищение было чрезвычайно велико, все поздравляли знаменитого писателя, предрекая заранее успех пьесе и крепко пожимая счастливому автору руку».

«Гроза» была напечатана в первом номере журнала «Библиотека для чтения», а вскоре вышла отдельным изданием в 1860 году.

Пьеса стала крупнейшим литературно-общественным событием русской жизни. Через год после появления Островский за пьесу «Гроза» был удостоен Большой Уваровской премии, в то время это была высшая награда за драматическое произведение.

Критики по-разному оценивали «Грозу» и ее главную героиню. Высшую оценку пьесе дал Н. А. Добролюбов в статьях «Луч света в темном царстве» (1860) и «Темное царство» (1859). Единодушны с ним были И. А. Гончаров, П. П. Плетнев, А. Д. Галахов.

Оценка «Грозы» Л. Толстым (из письма А. Фету): «»Гроза» Островского есть, по-моему, плачевное сочинение». С ним был согласен А. Фет.

Выдающийся мыслитель и прогрессивный критик Д. И. Писарев написал статьи «Мотивы русской драмы» (1864) и «Посмотрим!» (1865), в которых возразил Н. А. Добролюбову. Признавая некоторые достоинства пьесы, он решительно отказал «Грозе» и ее героине Катерине в каком бы то ни было протесте. Катерина, по мнению Писарева, не «луч света в темном царстве», а «вечное дитя», «несчастная жертва».

Великий артист М. С. Щепкин с горечью и обидой отозвался о произведении Островского. 31 октября 1859 г. он ушел за кулисы во время репетиции «Грозы» в Московском Малом театре.

II. Рассказ подготовленного ученика о сюжете «Грозы».

Долгое время считалось, что в основе сюжета «Грозы» – нашумевшее «клыковское дело». В 1859 г. в Костроме девятнадцатилетняя Клыкова Александра Павловна ушла из дома, и тело ее нашли в Волге. При судебном разбирательстве выяснилось, что веселая и добрая Александра Клыкова была выдана замуж в купеческую семью. Деспотичная и угрюмая свекровь всячески притесняла сноху, а безвольный сын не мог защитить молодую жену. Но тут появился служащий почтовой конторы Марьин, которого Клыкова полюбила.

Далее выяснилось, что «Гроза» была написана раньше, чем происходили реальные события в семье Клыковых. Но совпадения потрясающие!

Драму «Гроза» Островский написал почти полтора века назад. Казалось бы, что нам сегодня до Катерины? Но пьеса до сих пор волнует и зрителей, и читателей. Одна из причин в том, что драматург воссоздал в произведении необычайно яркие, живые и, к сожалению, узнаваемые в сегодняшней жизни характеры. Другая причина – автор не просто создал запоминающиеся картины нравов, но и обратился к «вечным проблемам» – проблемам нравственности, человеческого достоинства, любви, счастья, противоречиям между велением сердца и долга.

III. Объяснение нового материала.

Лекция учителя (краткое изложение).

Основной конфликт и система художественных образов

В драме «Гроза» автор поставил перед собой задачу обличения экономической и духовной тирании «темного царства». Он показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни» (А. А. Зерчанинов)

.

Суть основного конфликта такова. По словам Ю. В. Лебедева, это конфликт между «темным царством» и новым человеком, живущим по законам совести.

В драме выступают две группы жителей провинциального города Калинова. Одна из них олицетворяет власть «темного царства»

. Это Кабанова Марфа Игнатьевна и Дикой Савёл Прокофьич – грубые, деспотичные и невежественные, враги всего нового.

К другой группе относятся «жертвы» «темного царства». Это Катерина, Борис, Кулигин, Варвара, Кудряш, Тихон, униженные и угнетенные, но все-таки способные на протесты и по-разному его выражающие.

IV. Беседа с учащимися по вопросам:

1. Назовите действующих лиц «Грозы». Что означают их имена и фамилии? (Толкование имен – см. [28]*.)

Екатерина

– разговорное Катерина, от греческого katharios – чистая, благопристойная.

Варвара

– от греческого barbaros – иноземка, чужестранка.

Марфа
– от арамейского marta
– госпожа.

Борис

– сокращение имени Борислав, от
бор
– борьба,
слав
– слава.

Савёл

– от Савелий, древнееврейское имя Саул – испрошённый (у бога).

Тихон

– от греческого tychon – удачный, спокойный.

2. Расскажите о героях пьесы (их внешность, манеры, поступки, особенности речи).

3. Почему «Гроза» открывается песней Кулигина?

4. Какую роль в пьесе играет пейзаж?

V. Чтение по ролям I действия

(если останется время).

Домашнее задание.

1. Сочинение-миниатюра «Значение пейзажа в пьесе «Гроза».

2. Рассказ о городе Калинове и его обитателях.

3. Чтение по ролям. Заранее распределить роли, отобрать тексты для чтения о явлениях природы.

поурочный план, 10 класс, русская литература

Поведение и поступки мещанина

Противоречивая личность Кулигина не даёт однозначно сделать выводы о его жизненной позиции. Будучи одиноким в своих намерениях идти против системы, он с ошеломительной скоростью генерирует новые идеи, что является его сильной стороной, недоступной остальному населению. Однако конкретных действий этому герою явно не хватает, что позволяет считать его отношение к жизни весьма пассивным:

  1. Кулигин убеждён, что в городке не найдётся людей, которые бы отзывались о нём плохо. Но достаточно лишь вспомнить высказывания Дикого в адрес самоучки-мастера. Знатный помещик ни во что не ставит механика и готов его морально уничтожить.
  2. Персонаж не стесняется раздавать советы окружающим даже тогда, когда об этом его не просят. В таких случаях он высказывается легко и непринуждённо, подчёркивая, что его слова — это скорее пожелания, а не призыв к действию. Рекомендации его обычно банальны, поэтому на искренние благодарности мастеру рассчитывать не приходится.
  3. Весь образ Кулигина пропитан ироничностью и сарказмом. К социальному неравенству он относится весьма спокойно, знатных лиц именует сударями, в чём прослеживается тонкая насмешка.
  4. Работая над громоотводом и солнечными часами, механик совершенно не нуждается в благодарности, его интересует только факт, что его труд принесёт пользу обществу. Ему хватает смелости спорить с Диким, защищая свои идеи. Даже угроза оказаться в полиции не заставляет его изменить своим жизненным принципам.
  5. Этот диалог описывает всю реальность общества тех времён: порядочный интеллигент незнатного происхождения не может в полной мере противостоять типичному купцу, занимающему высокое положение в обществе.

Примечательно, что именно от самоучки звучит оценка нравов, которые витают в городке, да и не только, наверное, в нём. Нравы эти названы жестокими.

Трудно не заметить сходства Кулигина с главной героиней произведения: их объединяет одухотворённое отношение к жизни, а также желание противостоять «мёртвому» пассивному обществу.

Стоит отметить, какую оценку личности Кулигина даёт критик С. З. Бураковский, чьё мнение высоко ценится в литературе: Если искать в драме протеста против злых элементов «тёмного царства», то его скорее мы найдём в личности Кулигина, который хотя и является одним воином в поле, тем не менее представляет собою силу, ибо этот человек руководится не одной лишь натурою, а всецело отдаётся идее, поглощающей в нём всё личное.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: